Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ механизмов и закономерностей взаимодействия культурных традиций в совр Фии. Специфика методологии совр кросс-культ иссл-ний.
Одна из наиб значит для культ динамики форм культ ком-ции – взаимодействие или диалог к-р. Это понятие исп-ся для обозн-ния суммы непосредствен отношений и связей, кот складываются м/у разл к-рами, а т их рез-тов, взаимных изменений, возн-щих в ходе этих отн-ний. Уровни взаимодействия культур: 1) этнический, хар-ный для отн-ний м/у лок этносами, ист-этнограф, этноконфес соц общностями; 2) межнац, основан на диалоге разл гос-полит стр-ры и полит элит; 3) цивилизационный, осн на встрече принципиально разл типов социальности, с-м цен-тей и форм к-ро/творч-ва. Диалог к-р на этом уровне наиб продуктивен с т.зр. культ-инновац деят-ти. Именно перекрестки культур Вост и Запа, путей искусства Евр и Афр, традиций ант-ти и арабск мира стан-лись очагами радикальн поворотов в истории. Разл формы u пр-пы взаимодействия к-р. В ист практике известны и мирн, добровольные способы взаимо-действия, в этом случае пр-пы взаимод нацелены на партнерское, взаимовыгодное сотрудничество, и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания, в этом случае, как правило, доминирует стремление к односторонней выгоде.В каждом конкретном случае взаимодействия к-р м выд неск-ко стадий или этапов. Исходным пунктом здесь принято считать стадию культ шока. Культ шок первоначальная реакция инд, груп или мас сознания на встречу с ин культ реальностью. Культ шок возн как отражение принципиальной нестыковки разл культ образцов, конфликта между привычным набором ценностей, языковых и поведенческих практик и культурными нормами, привнесенными нов к-рой Выд 4 способа преодоления культ шока: 1. Колонизация - агрессивная демонстрация и пропаганда собствен культ ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традицион ценностей " местной" к-ры и их вытеснение на периферию культ простр-ва. 2. Геттоизация - созд компактных мест проживания чужих (эмигрантов, беженцев) или местных (индейцы США) носителей ин к-ры, где они получают возм-ть сохр и поддерживать св культ микросреду в жестких рамках локальных замкнутых простр-в. Кажд из сторон демонстрирует отказ от принятия " чужих" цен-тей (кит кварталы в США). З. Ассимиляция - сознательный отказ от собствен, более " слабой" или утратившей актуальность культ идентичности в пользу полного приспособления к " чужой" к-ре. 4. Диффузия - разл модели совмещения элементов " своей" и " чужой" к-р. (колониальн и миссионерской экспансии 14-19 вв., существенно способствовал антропологическому перевороту в философии культуры - отказу от европоцентризма и принятию всего реального многообразия культурных миров в качестве равноправных участников культурной динамики. Взаимодействие культур может проходить в конфликтных формах. Фундаментом конфликта стан-ся глубинные различия в соц опыте конфликтующих сторон, закрепленном в фундаментальн пр-пах к-ры (религ и гражд войны, революцион и нац-освобод движения, геноцид, насильственное обращение в истинную веру и истребление нац интеллигенции, полит преследование инакомыслящих). Людьми движет не здравый смысл, а глубинная психолог зараженность конкретным типом культурного продукта, закрепленная на уровне до рациональной убежденности в собствен правоте. Поэтому здесь крайне сложно достичь компромисса. Межкультурные- кросс-культурные исследования ценностей - сейчас становятся все более популярными. Исследования представителей различных культур называются кросс-культурными. Часто психологи, проверяющие закономерности развития на представителях одной культуры, хотят понять является ли это универсальной закономерностью и тогда используется этот метод. одна из самых известных методик изучения ценностных ориентаций, кот в том числе используется для сравнительных межкульт иссл-ний, - это методика Рокича. В осн методики Рокича и ее модификаций лежит метод ранжирования. В стандартной методике Рокича респонденты должны проранжировать два списка ценностей (по 18 ценностей в каждом), располагая их в порядке важности. Для удобства набор ценностей может быть предъявлен на карточках. Такая методика, например, была применена в сравнительном иссл-нии ценностей студентов Бел в 1989г. Ранжирование большого числа ценностей, задача трудная и способная поставить в тупик люб респондента. Т широко исп-ся метод оценки высказываний. Этот метод взят за осн в опроснике Морриса “Способы жизни”. В опроснике описания 13 способов жизни, и респондент должен оценить каждый из них по шкале от 1 до 7. После этого оценивается частота выбираемости тех или иных высказываний представителями опр к-р. Наука в свете совр фил гносеологии. Проблемное поле Фии науки Гносеология - теор познания - фил дисциплина, изуч основания и природу познания, его возможности и усл достоверности. Для развития гносеологии центр стали след проблемы: познаваемости мира; субъекта и объекта познания; структуры познавательного процесса; истины и ее критериев. Решение этих проблем предполагает ответ на вопрос о том, что такое познание и в каких формах оно реализуется. Познание - это творч деят-ть чел и чел-ва в целом, направлен на получение и разв достоверных знаний о действ-ти. Познание реализует себя в самых различных формах, отличающихся своим функциональным предназначением в к-ре, спецификой яза и используемых ср-в, хар-ром получаемого знания. В качестве осн форм позн выд: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художествен, фил и науч познание. Как особый вид позн наука предстает в виде активной целенаправленной деят-ти иссл-теля, ориентирован на получение принципиально нов знания о той или ин сфере мира, з-нах ее функц-ния и разв-я. Она создает тем самым совершенно особую реальность - мир теор образов. Наука представляет собой сложное соц-культ явл, кот выступает как: 1) с-ма достоверн знаний о разл сферах мира; 2) деят-ть по произв-ву таких знаний; 3) соц ин-т. В качестве системы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Будучи социальным институтом, наука предполагает наличие системы специальных учреждений (Академии, НИИ, ВУЗы, лаборатории и т.д.), проф коллективов и спецов, разл формы ком-ции м/у ними (науч изд, конф-ции, стажировки). Все это обеспечивает само сущ-ние науки в совр общ-ве, ее функц-ние и соверш-ние. Одной из форм осмысления познават действий в науке. явл Фия науки. В Фии науки м выд доминирующий аспект – социокультурный; она ориентирована на изуч науки прежде всего в кач-ве социокульт явл, все более активно воздейств-щего на др сферы жизнедеят-ти общ-ва. Она нацелена на иссл-ние типов взаимосвязи с этими сферами, условий и форм взаимообусловленной эволюции, на анализ причин и следствий их конфронтации. Наука исследуется рядом соц дисциплин: социологией науки, науковедением... Однако при этом результаты отражают лишь отдельные аспекты. Фия науки, используя дан рез-ты, вырабатывает системн целостное представление о соц бытии науки. Общ проблемное поле, создав-мое как методологией, так и философией науки, не сводится к простой сумме вопросов, изучаемых каждым направлением в отдельности. Сущ ряд проблем и аспектов: изуч стиля науч мышления, взаимодействие науки с религией и ис-вом, влияние на хар-р науч иссл-ний технологич запросов произв-ва, упр-ния, природоохранительной деят-ти, здр/охр, обр-ния. Центр проблемой всегда оставалось осмысление соц бытия науки, ее роли в жизни общ-ва, способов и последствий взаимод-вия с др формами практич и дух освоения реал-ти. В наст время нарастает значение относительно самостоят аспекта Фии науки, отражающего роль науки и научного знания в форм-нии личности, хотя вопрос о роли науки в форм-нии личности еще не получил системного осмысления. Однако понятна озабоченность в связи с дегуманизацией и деморализацией науки - процессами, принимающими опасные масштабы в совр общ-ве. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы