Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Запад, как культурная традиция философии, наука в европейской культуре.
У истоков всех обществ и культур западной цивилизационной традиции находится нечто невообразимое с нормальной (традиционной или восточной) точки зрения: хозяйство, общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одного-единственного человека. Человека-общества, человека-государства, человека-мировооззрения- Одиссея. Вместе с Одиссеем в европейскую культуру вошли и укрепились рынок и демократия, гражданское общество, свободное личностное мировоззрение. Наука в западной цивилизации- специфический метод познавательной деятельности. Судьба Западной культуры в 20 веке. Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой. В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие: фрейдизм — общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе; феноменология — наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания; экзистенциализм — поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека. Специфика российской культуры по сравнению с Западом и Востоком. Русская культура прежде всего христианская, православная. Как считали и считают многие исследователи, связь российской цивилизационно-исторической традиции с православием настолько глубокая и тесная, что мы вправе говорить при характеристике специфической русской духовности – о святой Руси. В развитии русской духовной культуры немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что в географическом и социально-экономическом отношении при всех отличиях от классических стран Востока – она оказалась обществом, материальной фундамент которого и чем дальше, тем больше, приобретал черты «азиатского способ производства». Море сельских общин (без частной собственности крестьян на землю) и огромное государство, вынужденное на этапе централизации власти и управления прибегнуть к «закрепощению» и податного, и служилого сословий- в том числе и по причине постоянной военное опасности для страны. Представляется, что основные противоречия российской социокультурной жизни, её цивилизационного типа, была изначально задана двумя основными факторами с одной стороны: её принадлежностью к европейско-хритианской цивилизации, получившей в 18-16 вв своё наивысшее выражение именно на русской почве, а с другой- в социально-эк плане-представлен настолько в социальной системе традиционного, азиатского способа производства. Основные исторические доминанты европейской культуры. Античность: господствует идеология телесности. Эта интуиция толкала сознание к пластике, искусству. Что и определило его главенство с образностью и способностью передать телесно-вещественное восприятие. Поэтому, художественно-образное построение мысли проникает во все сферы культуры. В образовании: обучение логике, формирование гармоничного тела. Религия активно использовала язык литературы и поэзии. Политик аи право: риторика. Философия: Платон. Средневековье. Идея Бога. Здесь всё соотносится с Богом, репрезентирует Бога в культуре. Главным условием включения в культуре-причащение и участие в культурных действиях. «Нет ничего без Бога». Бог во всем и все в Боге. Бог во мне и я в Боге. Новое время. Гуманисты эпохи возрождения возрождают самоценность человеческой чувственности. Примат теперь отдается наслаждению. Возникает новая доминанта. Идея пользы и частного интереса. Этой идее подчиняется наука, все основные сферы: искусство, мораль, религия. Основные тенденции в развитии культуры 20 в. Возникает новая информационная культура, новее способы получения информации, производственной научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для сертификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50 % трудоспособного населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX века. Место космизма в культуре 20 в. Космизм-уникалное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге 3-ьго тысячилетия. В работах Вернадского, Чижевского, Тейяра-де –Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, целом. Основные идеи космической культуры: 1) Идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Человек должен брать на себя ответственность за космическую эволюцию. 2) Рассматривая Землю и её историю как часть эволюционных процессов о Вселенной космисты соединили заботу о космическом делом с нуждами, запросами к потребностям отдельных людей. С их точки зрения гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы. Учение о ноосфере Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в ноосферу (ноос-разум). Человек и его разум н просто конечный результат эволюции, но и одновременно и начало нового движения, создающего о сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем. Причины возникновения и сущность ноосферы. Появление ноосферы связано прежде всего с экспансией разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человек, преобразился. Все природные стихии-вода, земля, воздух-захвачены человеком. Важнейшее основание для возникновения ноосферы- объединение человечества. Для Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближает людей, научная и техническая мысль всё более интернационализуется несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению. Главной причиной создания ноосферы явл. Наука, становящаяся мощнейшей геологической силой. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы