Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра «Философия и культурология»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Философия и культурология»

ЛЫСЕНКО Н.Н.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Для студентов всех специальностей и направлений

 

 

МОСКВА 2011 г.

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Цель современной системы высшего образования не только подготовка специалиста в определенной узкой сфере профессиональной деятельности, но и актуализация всех творческих способностей человека: гармоничное развитие его интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Речь идет о формировании личности, способной к разносторонней эффективной деятельности и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Значительную роль в решении этой задачи призвано сыграть изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ключевая роль в этой гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. Знание истории культуры позволяет человеку освоить духовный опыт прошлого, соизмерить его с личным опытом, приобщиться к общечеловеческим духовным ценностям. Человек, который не знаком с культурологией, живет в пространстве одной культуры. Он ничего не знает о других культурных мирах. Культурология знакомит людей с духовным богатством разных культур, всего человечества.

Культурология – сравнительно молодая наука. Изучение культурной жизни различных народов, стран и эпох всегда привлекало философов (культура была предметом познания с момента возникновения философии), историков, этнографов и представителей многих других наук, также как писателей, путешественников и просто любознательных людей. Культурология как особая область теоретического исследования культуры начала формироваться в XIX в. и обрела статус самостоятельной науки фактически лишь в середине ХХ в.

За свою недолгую историю культурология не выработала еще единую теоретическую схему, позволяющую в достаточно строгой логической форме упорядочить ее содержание. Структура культурологии, ее методы, ее отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в которых ведется борьба между весьма различными точками зрения. Сложность и противоречивость ситуации, в которой ныне находится культурология, не является, однако, чем-то экстраординарным: во-первых, в гуманитарных науках подобная ситуация далеко не редкость, а во-вторых, сам предмет культурологии – культура – есть феномен слишком многоликий, многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, цельного и общепризнанного его описания (философия не достигла этого идеала и за три тысячелетия).

Современное состояние разработки культурологии как науки, несомненно, накладывает свой отпечаток и на состояние культурологии как учебной дисциплины. При достаточно размытом Государственном образовательном стандарте по культурологии, ее представляют как органическое единство теории и истории культуры. Однако, не разобравшись в теоретических вопросах, трудно понять и историю культуры. Поэтому основное внимание в учебном курсе уделяется различным аспектам теории культуры. Что же касается истории культуры, то ограниченность времени, отведенного на изучение курса «Культурологии», определяет избирательный подход к этому безбрежному материалу. Учитывая специфику разнообразно последующей деятельности выпускников института, основное внимание в курсе культурологии уделяется своеобразию культурных традиций разных народов, что находит свое отражение в мышлении и поведении людей.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса: формирование у студентов основ культурологических знаний, необходимых как специалисту в области правоведения, так и любому образованному человеку в современном мире. Современная культурная атмосфера в мире характеризуется невероятной активностью противоречивых процессов: оживление собственного культурного прошлого – и изменение традиционных ценностных ориентиров, осознание собственной культурной самобытности – и заимствование «здоровых начал» в других культурах, тенденции культурной универсализации и глобализации – и утверждение свободы личности и т.д. В этом сложном и противоречивом мире происходит личностное становление человека и специалиста-юриста, способного принимать самостоятельные решения по политическим, юридическим, нравственным и другим вопросам. Культурология призвана помочь молодому человеку в этом становлении, давая теоретические ориентиры в мире культуры, законов ее формирования, функционирования и эволюции, выводя человек за границы одной культуры в богатство духовного и интеллектуального опыта человечества, который содержится в культурных достижениях многих народов.

 

2. Задачи курса:

  • дать студентам в систематизированном виде необходимый объем знаний о сущности культуры как специфической целостности, ее структуре и функциях в жизни человека и общества, о законах формирования и эволюции культурных систем, о влиянии культурной среды на формирование человека (культурно-исторического типа личности) и законодательных основ его жизни в обществе;
  • показать на конкретном материале историческую эволюцию культуры и различных культурных форм, своеобразие исторических типов культуры, их взаимодействие и преемственность, роль культурных традиций в жизни общества; показать также эволюцию культурно-исторических типов человека, особенности человека разных эпох и культурных регионов;
  • научить студентов понимать и уметь объяснить различные феномены (артефакты) культуры; используя методологию и основные понятия современной культурологии, самостоятельно определять культурную принадлежность различных артефактов, в том числе и тех, которые непосредственно связаны с последующей профессиональной деятельностью студентов;
  • познакомить студентов с основными способами освоения культуры, формами хранения и передачи основных культурных ценностей от поколения к поколению;
  • научить студентов лояльно и уважительно относиться к культуре других народов, их культурным особенностям и достижениям, а также уважительно и бережно относиться к культурным достижениям и традициям собственного народа, своего отечества.

 

Требования к уровню освоения содержания курса.

По окончанию изучения курса студент должен:

  • знать и уметь объяснить сущность культуры как специфической целостности, ее структуру и функции в жизни человека и общества; уметь проиллюстрировать функции культуры на конкретно-историческом и современном материале;
  • знать историческую эволюцию культуры, ее причины и законы, и уметь определить принадлежность различных культурных явлений к определенному историческому типу культуры;
  • знать и уметь объяснить влияние культурной среды на формирование человека, понимать особенности различных культурно-исторических типов личности, а также различные механизмы приобщения человека к культуре;
  • уметь использовать методологию и основные понятия современной культурологи для объяснения различных явлений в культуре общества, в том числе в сфере правовых отношений и таможенной деятельности;
  • знать основные направления в современной культурологи и авторские концепции культуры, уметь их критически проанализировать;
  • знать особенности культурных традиций и менталитета народов Запада и Востока, уметь объяснить причины их формирования, их историческую взаимосвязь, а также основные культурные достижения и имена знаменитых деятелей культуры;
  • знать особенности российского менталитета и культурных традиций России, уметь объяснить их происхождение; уметь объяснить и самостоятельно оценить культурные влияния Запада и Востока на разных этапах формирования этих традиций; уметь провести сравнительный анализ этнокультурных стереотипов народов Запада, Востока и России; знать основные достижения культуры народов России и имена знаменитых деятелей российской культуры;
  • хорошо ориентироваться в тенденциях развития современной культуры, понимать ее проблемы и перспективы.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Литература к теме 1.

Основная литература:

 

1. Грушевицкая Т.Г., Сахадохин А.П. Культурология: Учебник для студентов вузов. М., 2007. – гл. 1.

Дополнительная литература:

 

1. Культурология. Учебное пособие. Под ред. проф. Г.В.Драча. М., 2006. – раздел 1.

2. Культурология. Учебник для вузов. /Б.А.Эренгросс, Р.Г.Апресян и др. Под ред.

Б.А.Эренгросса/. М., 2007. – гл.1 и 2.

3. Культурология. Курс лекций под ред Радугина А.А. М., 2004. – раздел 1гл.1 и 5; раздел 2 гл.9 и 10.

. 4. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры.// Избр.соч., Т.1. М., 1996.

5. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.

6. Осокин Ю.В. Современная культурология в энциклопедических статьях. М., 2007.

7. Сорокин П. Кризис нашего времени./ Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.

М., 2003. – С.427.

8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1995.

9. Лысенко Н.Н. Рациовитализм Хосе Ортеги-и-Гассета./ Философия ХХ века. М.,

1997.

10. Лысенко Н.Н. Философия культуры./ Философия ХХ века. М., 1997.

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения:

1. Эволюция представлений о культуре в истории европейской мысли.

2. Культурфилософия ХХ века. Концепция культуры в немецкой «философии жизни».

3. Натуралистический подход к культуре в работах З.Фрейда.

4. Марксистская концепция культуры, ее достоинства и недостатки.

5. «Игровая» концепция культуры в работах Й.Хейзинга.

6. Эволюционная школа в культурологии. Работы Э.Тайлора.

7. Теория культурно-исторических типов. Работа О.Шпенглера «Закат Европы».

8. Социологические концепции культуры.

 

Темы докладов:

1. Культурологические идеи в работе Э.Тайлора «Первобытная культура».

2. В.Дильтей о специфике герменевтического метода в «науках о духе».

3. Концепция культурно-исторического процесса в теории «осевого времени» К.Ясперса.

4. Развитие психоаналитической концепции культуры в работах К.Юнга. Понятие «коллективного бессознательного».

5. Развитие психоаналитической концепции культуры в работах Э.Фромма.

6. Социальное направление в культурологии. Марксистская концепция культуры.

7. Социологическая концепция культуры М.Вебера в работе «Протестантская этика и дух капитализма».

8. Интеграционная теория культуры П.Сорокина.

9. Символическая школа в культурологии.

10. Теория «вызова и ответа» А.Тойнби.

11. Г.Маклюэн о приоритетном значении в культуре системы технических средств передачи информации.

12. Ю.Лотман о роли символа в системе культуры в работе «Семиосфера».

13. Теория «пассионарного заражения» в работах Л.Н.Гумилева.

 

 

Литература к теме 2

 

Основная литература

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник для студентов вузов. М., 2007. – гл.2, 3, 4.

 

Дополнительная литература

 

1. Культурология. Курс лекций под ред Радугина А.А. М., 2004. – раздел 1гл. 2.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Землм». Л., 1990.

4. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры./ Избр.соч. в 2-х т., Т.1., 1996.

5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. М., 2005.

6. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.

7. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. – часть 3 гл.4.

8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2003.

. 9. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

. 11. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М., 2001.

12. Шпенглер О. Закат Европы (Очерки морфологии мировой культуры). Т.1. М.,

2005.

13. Энциклопедический словарь по культурологии. Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Литература к теме 3

Основная литература

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. М., 2007. – гл.5, 6, 8.

Дополнительная литература

 

1. Культурология. Учебник для вузов /Б.А.Эренгросс, Р.Г.Апресян и др. Под ред.

Б.А.Эренгросса/. М., 2007. – раздел I гл.3, 4, 5, 6; раздел II гл. 7, 8, 9, 10, 11; раздел III

гл.14, 15.

2. Культурология. Курс лекций под ред Радугина А.А. М., 2004. – гл.раздел 1 гл.3;

раздел 2 гл.1.

3. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. – часть 1 гл.1, 2 и 3; часть 2 гл.3 и 6.

4. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. М., 2003.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

6. Гуревич П.С. Культурология. М., 2004. – гл.3 («Символ – пароль культуры») и гл.5 («Символические формы культуры»); гл.8 («Миф и мифология»); гл.10 («Природа и культура»).

7. Гуревич П.С. Человек. М., 1995.

8. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до 20 века. М., 2002.

9. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

11. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2003.

12. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

13. Энциклопедический словарь по культурологи. М., 1997.

 

ЗАПАДА И ВОСТОКА

Занятие первое

Вопросы для обсуждения:

1. «Запад» и «Восток» как предмет культурологического анализа. Особенности типов мышления «Запада» и «Востока». Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры.

2. Особенности индо-буддийского типа культуры.

3. Особенности китайско-конфуцианской культурной традиции.

4. Культура Античности как зарождение культурных традиций Запада. Особенности культуры Древней Греции. Особенности культуры Древнего Рима.

Темы докладов:

1. Особенности культурных традиций Востока, сформировавшиеся в эпоху древнего мира.

2. Особенности и основные достижения культуры Древнего Египта.

3. Загадки древнеегипетских пирамид.

4. К.Г. Юнг о своеобразии восточного и западного мышления.

5. Будда и четыре «великих истины» буддизма.

6. Образное восприятие мира как основа своеобразия культуры Древней Индии.

7. Основные достижения в культуре Древней Индии.

8. Буддизм в современном мире.

9. Конфуций: личность и учение.

10. Основные достижения в культуре Древнего Китая.

11. Особенности бытовой культуры Древнего Китая.

12. «Книга перемен» - памятник культуры Древнего Китая.

13. Даосизм – великая религия Древнего Китая.

14. Мировоззрение и особенности духовной культуры Древней Греции.

15. Два типа полиса (Спарта и Афины) и два типа человека в Древней Греции.

16. Возникновение и особенности античного театра в Древней Греции.

17. Античная демократия и система образования.

18. Поэмы Гомера, их место в духовной культуре Античности.

19. Эволюция древнегреческой скульптуры.

20. Ордерная архитектура Древней Греции.

21. Знаменитые сооружения Древнего Рима.

22. Римское право как выражение особенностей античной культуры в Древнем Риме.

23. Римская литература.

24. Система образования в Древнем Риме.

25. Гладиаторские бои: возникновение и эволюция традиции в Древнем Риме.

 

 

Занятие второе

Вопросы для обсуждения:

 

1. Христианский тип культуры: генезис, особенности культурных традиций. Сравнительная характеристика ценностей античной культуры и христианского средневековья.

2. Эволюция христианских ценностных ориентаций в эпоху Возрождения. Основные достижения культуры эпохи Возрождения.

3. Генезис, особенности и эволюция новоевропейского типа культуры. Значение Реформации для формирования новоевропейской культуры.

4. Исламский тип культуры: происхождение, особенности культурных традиций. Ислам в современном мире.

 

Темы докладов:

 

1. Христианство как антипод системы ценностных ориентаций Античности.

2. Христианский тип человека и сословные образцы в средневековом обществе.

3. Особенности и значение рыцарской культуры Средневековья.

4. Культура куртуазной любви.

5. Монастырская культура средневековой Европы.

6. Народная «смеховая» культура средневековой Европы.

7. Архитектура в средневековой Европе: романский и готический стили.

8. Особенности христианского изобразительного искусства: канон христианской иконописи.

9. Особенности средневекового знания и образования.

10. Поэзия трубадуров.

11. Основные достижения в культуре Византии.

12. Социокультурные предпосылки эпохи Возрождения.

13. Идеология гуманизма эпохи Возрождения.

14. Кто такие гуманисты эпохи Возрождения?

15. Рождение новой (классической) европейской живописи в эпоху Возрождения.

16. Литература эпохи Возрождения.

17. Социальная утопия эпохи Возрождения.

18. Данте Алигьери - последний поэт средневековья и первый поэт Ренессанса.

19. Джотто - последний художник средневековья и первый художник эпохи Возрождения.

20. Титаны эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

21. Протестантизм и рождение науки Нового времени в Западной Европе.

22. Особенности культуры XYII века.

23. Барокко и классицизм – два мировоззрения и два художественных стиля.

24. Особенности и основные достижения культуры Просвещения.

25. Основные достижения европейской культуры в XIX веке.

26. Происхождение ислама и его культурные традиции.

27. Основные достижения арабо-исламской культуры.

28. Поэзия Омара Хайяма.

29. Авиценна как представитель арабо-исламской культуры.

 

Литература к теме 4.

 

Основная литература

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. М., 2007. – гл. 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 23, 24, 25.

 

Дополнительная литература

 

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на

-Дону, 2005.

2. Культурология. Уч.пособие под ред Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 2003. – 2.2.; 2.3.; 2.4.;

2.5.

3. Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А. М., 2004. – Раздел 2 главы 2-8.

4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2004. – гл. 13 («Специфика восточных культур»); гл.

12 («Особенности европейской культуры»).

5. Культурология. История мировой культуры. Под ред Марковой А.Н. М., 2005. – гл.3,

гл.4, гл.7-10.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и

Ренессанса. М., 1965.

7. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2002. – гл.3, гл.4, гл.5-7.

8. Вайль П. Гений места. М., 2006.

9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1998.

10. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре.

М., 1995.

11. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2000.

12. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2002.

13. Гуревич А.Я. Культура Средневековья.// История и философия культуры. М.,

1996.

14. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства.

М., 1990.

15. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

16. Кнабе Г. Античный тип культуры, его предпосылки и главные

черты.//История и философия культуры. М., 1996.

17. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

18. Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск, 2004.

19. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности

до 20 века. М., 2002.

20. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

21. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

22. Лао-цзы / Составитель В.В.Юрчук. М., 2005.

23. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

24. Пустовит А.В. История европейской культуры. Киев, 2002.

25. Робер Ж.-Н. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений.

М., 2006.

26. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993.

27. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994.

28. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до

начала Нового времени. М., 1996.

29. Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и

некоторых странах Азии до начала Нового времени. М., 2000.

30. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

Литература к теме 5

 

Основная литература

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. М., 2007. – гл. 26, 27, 28, 2930, 31.

 

Дополнительная литература

 

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Под ред. Г.В. Драча. Ростов-

на-Дону., 2005.

2. Культурология. Уч.пособие под ред Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 2003. – раздел 3.

3. Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А. М., 2004. – раздел 3.

4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2004. – гл.14.

5. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. М., 2005.

6. Аверинцев С.С. Крещение Руси и пути русской культуры//История и философия культуры. М., 1996.

7. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3_х. М., 1991.

8. Борзова Е.П.История мировой культуры. М., 2002. – гл.7.

9. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.

  1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2004.
  2. Гумилев Л.Н.Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 1994.
  3. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 2003.
  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2002.
  5. Кантор Б. «…Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. М., 1997.
  6. Киселева М.С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. М., 2000.
  7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

17. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

18. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.

19. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства

ХУШ-начала Х1Х вв. СПб., 1994.

20. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. Спб., 2002.

21. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2001.

22. Маркиз де-Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990.

23. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Соч. в 3-х т. М., 1995.

24. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Цель темы: изучение исторической эволюции представлений о культуре и формирования различных концепций культуры в ХХ веке; изучение многообразия подходов к исследованию культуры в рамках культурологии ХХ века и своеобразия различных направлений в современной культурологии, знакомство с авторскими работами.

 

Основные понятия для изучения: культура как «возделывание земли»; культура как «возделывание души»; культура как «почитание»; культура как «творческая деятельность человека, направленная на совершенствование человека и мира вокруг него»; культурфилософия; герменевтика; мировоззрение и «подпочва мировоззрений эпохи» (Дильтей); субъект-объектная природа культуры, «перегруженная культура» (Зиммель); «игровая концепция культуры»; натуралистическое направление в культурологии; бессознательное Оно, сознательное Я, Сверх-Я, сублимация (З.Фрейд); «коллективное бессознательное» и архетипы культуры (К.Г.Юнг); «социальный характер», подлинное и неподлинное бытие человека (Э.Фромм); религиозное направление в культурологии, «осевое время» (К.Ясперс); эволюционное направление в культурологии, «эволюционные ряды» (Э.Тайлор); историческая школа в культурологии, «культурно-исторические типы» (О.Шпенглер); панславизм, циклическое развитие (Н.Я.Данилевский); «замкнутые культуры», «душа культуры», цивилизация как «стадия умирания культуры» (О.Шпенглер); «локальные культуры», закон «вызова и ответа» (А.Тойнби), «творческое меньшинство»; социологическое направление в культурологии; надличностные структуры культуры; структурно-функциональный метод, язык как знаковая система, символическая школа в культурологии; метод «идеальных типов» (М.Вебер); интеграционная теория культуры (П.Сорокин); «человек массы» и «человек элиты» (Х.Ортега-и-Гассет); «космическая этика» (А.Швейцер).

 

Приступая к изучению второй темы, прежде всего надо уяснить, что термин «культура» многозначен, и это является отражением реальной сложности и многомерности феномена культуры в жизни человека и общества.

Впервые термин «культура» появился в римской литературе, и его первоначальное значение - «возделывание земли» (трактат Катона «De agri cultura). Вообще вплоть до XYIII века термин этот самостоятельно не употребляется, а только в словосочетаниях. Agri cultura у римлян – это оберегание, уход, сохранение отобранного, создание условий для его развития. Главное – целенаправленное совершенствование неких природных объектов, придание им новых качеств посредством человеческой деятельности («окультуривание»). В рамках греческого мировоззрения подобный аспект человеческой деятельности тоже фиксировался. Например, понятие «семь чудес света» - наивысшие достижения человеческой созидательной деятельности.

В литературе позднего Рима появляется еще один важный аспект культуры – совершенствование человеческой души – «возделывание души» (Цицерон «Тускуланские беседы»), которое достигается через приобщение к наивысшим достижениям человеческой созидательной, творческой деятельности. Этот процесс окультуривания «души человека» доставляет ему достойный образ жизни, что отличает античный мир от варваров. Именно с этим связано античное противопоставление культуры и варварства. Уже греки гордились своим государственным устройством, гордились тем, что проявляют гражданские доблести, почитают олимпийских богов, изучают философию и риторику, увлекаются пластическими искусствами. Здесь пролегала граница между ними и варварскими народами, которые не знали серьезных культурных достижений. В эпоху европейского средневековья значение термина культура меняется. Дело в том, что античное «cultura» переводится не только как возделывание, но и как почитание, то есть поклонение божеству. Это не случайно, так как античные боги есть природные стихии, и возделывание земли есть одновременно почитание богини Земли. Поэтому латинское слова «культура» и «культ» имеют один корень. И если античный мир сделал акцент на первом значении, то христианский мир – на втором. В средневековой культуре почитание Бога – путь совершенствования души человека.

Мыслители эпохи Возрождения изменили акценты в христианском понимании человека. «Человек – венец Божественного творения», и возвышение человека – это заслуга личной воли и усилий Человека, наделенного от Бога такими качествами как разум, способность к творчеству, свобода выбора и т.д. Человек приходит в этот мир, утверждали гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца. И он несет ответственность перед Богом за проявление этой своей сущности в земной жизни. Именно этим объясняется интенсивное развитие культуры (особенно в сфере интеллектуальной деятельности: искусства, философия, начала наук) в эпоху Возрождения.

В Новое время «культура» имеет два смысловых оттенка: первый – господство над природой с помощью знаний и ремесел, то есть культура как созидательная деятельность людей (в том числе и материальная деятельность) и созданный ею искусственный мир - все достижения человеческой деятельности, существующие как надличностная структура в обществе (наука, искусство, религия и т.д.); и второй – духовное богатство личности, то есть сфера совершенствования человека. В этих двух значениях оно вошло постепенно почти во все европейские языки. Но важно иметь в виду, что именно второй аспект связывали с сущностью культуры. И в эпоху Просвещения выстраивались программы совершенствования человека посредством культуры общества: на основе морали (И.Кант), на основе искусства (Ф.Шеллинг), на основе постепенного приобщения к ценностям европейской культуры и развития познания (Гегель) и т.д.

Формирование теории культуры в конце XIX – ХХ веках осуществляется, прежде всего, в рамках философии культуры (или культурфилософии), где философский и культурологический подходы и методы переплетаются. Так, представители немецкой «философии жизни» (В. Дильтей и Г.Зиммель) понимают культуру как специфическую и загадочную форму жизни, так как здесь действует, проявляет себя душа человека. Поэтому и изучение этой формы жизни возможно только в рамках особых наук – «наук о духе» - и с помощью особой методологии – герменевтической методологии, где объяснение возможно только на основе «понимания». Понять «эту жизнь» можно только, истолковывая отдельные явления культурно-исторической реальности как моменты целостной духовной жизни определенной эпохи, интуитивно проникнувшись их своеобразием. Истолкование феноменов культуры, по В.Дильтею (1833-1911), должно осуществляться через реконструкцию мировоззрения, которое составляет их смысловое ядро и является основой целостности культурной системы. Однако формирование самого мировоззрения не есть результат рациональной познавательной деятельности; выбор исходных мировоззренческих установок осуществляется в результате определенного жизнеощущения под влиянием жизненного опыта. Бесчисленное множество внешних факторов (климат, расовые и национальные особенности и т.д.) и оттенков в отношении людей к миру образуют «подпочву» развивающихся на их основе мировоззрений. Выделяя различные типы мировоззрения, Дильтей указывает на их обусловленность теми областями культуры, которые их формируют: религиозное, поэтическое и философское мировоззрения.

Г.Зиммель (1858-1918) в объяснении специфики культуры как формы жизни делает акцент на особый, субъект-объектный характер отношений в этой сфере. По Зиммелю, культура неразрывно связана с глубинным дуализмом мира, где друг другу противостоят: объективный мир природы – и мир культуры, где действует «субъективный дух» человека. Человек не включается, подобно зверю, в естественную мировую заданность, но от нее отделяется, противопоставляет себя ей.

Дать абсолютно точное определение культуры, считает Г.Зиммель, невозможно, но символически ее можно выразить как «путь души к себе самой» - путь от природного состояния души к состоянию культурному. Культура существует там, где встречаются два элемента: душа индивида – и «дух, обретший предметность», то есть некое произведение, которое люди уже создали, вложив в него свои душевные силы. Произведения искусства и моральные нормы, наука и техника, религия и право, целесообразно созданные предметы и манеры поведения и т.д. – все это культурные феномены, которые ведут индивида, его душу к самому себе, но более совершенному. Именно эта роль в совершенствовании души человека определяет культурную значимость созданных человеческой деятельностью феноменов, в противном случае они лишь элементы цивилизации.

На границе культурфилософии и конкретных наук сформировалась «игровая концепция культуры» Й.Хейзинги (1872-1945). Хейзинга рассматривал культуру как целостность, в которой «игра» является формирующим элементом. Именно игра, считал Хейзинга, как сфера свободы способствовала развитию творческих способностей человека и стала основой культуры. Наличие игрового компонента в культуре отмечается на всем протяжении истории, и соотношение «игры» и «серьезности» - основание исторической типологии культуры.

Натуралистическое истолкование культуры (натуралистическое направление в культурологи) наиболее ярко представлено в концепции культуры З.Фрейда (1856-1939). В основе этой концепции лежит учение З.Фрейда о структуре психики человека, где он выделял три уровня: Оно – сфера бессознательного, которая по своей природе есть проявление животных инстинктов; Я – сфера сознательного в психической жизни человека; Сверх-Я – это нормы и запреты общества, которые усваиваются человеком в процессе воспитания и становятся высшим контролером в его оценке собственных поступков (мы привыкли называть это совестью человека). Самая трагическая часть психического мира человека - Я, где человек тщетно пытается увязать требования Оно и Сверх-Я, которые по сути противоположны, так как Оно выражает требования индивидуалистических инстинктов, а Сверх-Я защищает интересы общества и ограничивает проявление животных инстинктов. Но именно на уровне Я человек определяет выбор линии поведения: либо удовлетворение потребностей Оно (жизнь по принципу «наслаждения»), либо подавление Оно (жизнь по принципу «долга»), либо «сублимация» как исторически сформировавшаяся способность человека переводить энергию животных инстинктов в нормированные обществом формы творческой деятельности. Таким образом, культура есть необходимая сторона жизни общества, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся природным условиям жизни, создает необходимые условия жизни, но, в то же время, как результат сублимации, культура есть псевдоудовлетворение естественных потребностей людей, и потому культура всегда носит невротический характер. Фрейд утверждает, что культура несет репрессивную функцию по отношению к человеку, а потому «чем более развита культура, тем несчастнее человек».

Последователи Фрейда пересматривают его теорию бессознательного, утверждая общественное происхождение большей его части: К.Г.Юнг (1875-1961) вводит понятие «коллективного бессознательного», которое закрепляется в архетипах культуры, а Э.Фромм вводит понятие «социальный характер» как результат бессознательного приспособления индивида к социальным структурам общества. И Юнг и Фромм отрицают неизбежность противоречия между культурой и индивидом, и возникающие конфликты определяются обществом. Так, Фромм разграничивает подлинное бытие человека (ориентация человека на то, чтобы «быть», то есть развивать и реализовывать свою личность) и его неподлинное бытие (ориентация на то, чтобы «иметь») в соответствии со «здоровым» и «больным» состоянием самого общества.

Проблема культуры в философии экзистенциализма ХХ века решается тоже с позиции существования человека и способа его бытия – культуры. Правда интерпретация понятий и проблемы существенно различаются в религиозных и атеистических теориях экзистенциалистов. Так, концепция культурно-исторического процесса (религиозное направление) в теории «осевого времени» К.Ясперса (1883-1969) опирается на различие природы и культуры. Природа, подчиняясь законам эволюции, не имеет истории, а человек историчен только как духовное, а не природное существо. Направленность культурно-исторического процесса определяется целью, предустановленной Богом (создание единого духовного сообщества, где совершается прорыв к трансцендентному) и в этом процессе Ясперс выделяет 4 уже пройденных этапа: предыстория, древние цивилизации, «осевое время» и «технический век».

Эволюционная школа в культурологии представлена трудами знаменитых этнографов Э.Тайлора и др. Э.Тайлор (1832-1917) признает наличие единого культурно-исторического процесса и общих закономерностей в развитии культуры. В своей знаменитой работе «Первобытная культура» он исследует древние, примитивные формы культуры, которые, по его мнению, раскрывают суть и современной культуры, так как она есть лишь естественная эволюция элементов древней культуры (нет качественных изменений).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.116 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь