Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ



РОССИИ

 

Цель темы: изучение различных концепций особенностей культурного развития России; изучение происхождения и исторической эволюции культуры России, этапы этой эволюции; особенности культурных традиций России и особенности российского менталитета; проблемы и перспективы культурного развития России в современном мире.

 

Основные понятия для изучения: славянофилы, «западники», Россия как особый «четырехосновной» культурно-исторический тип (Н.Данилевский); «серединный» тип культуры; евразийство; двоеверие, книжность как тип культуры, иконопись, этнокультурная самоидентификация народа, русское «предвозрождение», «золотой век» русской культуры, «серебряный век» русской культуры, социальная мифология, культурная «оттепель», культурное наследие, американизация культуры, тенденции культурной универсализации.

 

 

Приступая к изучению данной темы, следует познакомиться с различными концепциями особенностей культурного развития России. Обсуждение этого вопроса активно началось еще в XIX веке в дискуссии между славянофилами и западниками, хотя и до них эту проблему затрагивали П.Я.Чаадаев, А.С.Пушкин и другие русские мыслители, которые ставили задачу понять и объяснить роль и место России во всемирном культурно-историческом процессе. На первых порах их интересовала преимущественно тема «Россия – Европа». В работе «О старом и новом» один из идеологов славянофильства А.С.Хомяков не отрицает многих негативных черт в русской культуре, в том числе оторванность от идеалов христианства; вместе с тем он возлагает надежды именно на русскую православную церковь, которая отличается от западной церкви, предельно-деятельной и сухо-практической. Восточная христианская церковь (греко-православная), по мнению Хомякова, сумела одержать победу и над рационализмом эллинов и над мистицизмом Египта и Сирии, успокоившись «в правоте веры». Эта идея Хомякова получила в дальнейшем детальную проработку в богословских трудах крупнейшего русского философа ХХ века В.Н. Лосского. В том же ключе аргументирует приоритет России в развитии истинно-христианской культуры и другой славянофил И.В.Кириевский. В Западной Европе и церковь, и общество оказались под двойным влиянием культурного наследия древнего мира – христианским и языческим. Это последнее выразилось, во-первых, в опоре на античный рационализм (это привело в церковной жизни к изменению догмата о Троице, к превращению папы римского в главу церкви вместо Иисуса Христа, к практике логических доказательств бытия Божьего…, и наконец, к протестантизму – полному торжеству «формального разума над верою и преданием». А во-вторых, (в социальной жизни) – к полной индивидуализации личности, к частной собственности и чисто правовой основе государственности. Россия же находившаяся вне влияния «классического древнего мира» античности, оказалась под прямым воздействием христианства Византии, но отправной точкой общественного развития русских славян стала их община и связанная с ней конкретная человеческая личность. Это создало почву для преобладания в обществе не юридических, а нравственных отношений.

Сторонники западничества, например, К.Д.Кавелин, считали, что русский народ – европейский народ, и основы его общественного и культурного развития заданы общим для христианских народов идеалом безусловного нравственного достоинства и свободы человеческой личности. Различие между Западной Европой и Россией заключается, однако, в том, что к реализации этого идеала они идут разными историческими путями: германским племенам предстоит развить исходное для них личностное начало в

общечеловеческий нравственный принцип; русский народ, начавший свою историю родовым бытом, должен развить именно личностное начало.

В эпоху расцвета русской философской и общественной мысли второй половины XIX – начала XX вв.вышла знаменитая работа Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Изложенная в ней культурологическая концепция считается родоначальницей теорий «замкнутых культур». Основной недостаток существующих теорий Данилевский видел в неправильном понимании культурных различий народов. Главное в этих различиях он видел в том, что каждый культурно-исторический тип есть некоторый специфический для данного народа или группы родственных народов самостоятельный и независимый от других план религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития. Каждый народ, достигший «исторической индивидуальности» и являющийся «положительным деятелем» (в отличие от народов-разрушителей: гуннов, монголов и т.д.)в истории человечества – один из 10 культурно-исторических типов. Каждый из них развивал самостоятельным путем то начало, которое было заложено в особенностях его духовной природы, а также коренилось в особенных внешних условиях жизни. Среди этих культурно-исторических типов есть «одноосновные» цивилизации, которые проявили себя только в одной сфере (например, греки проявили себя собственно в культурной сфере – в науке, искусстве…); «двуосновные» - например, европейцы проявили себя в культурной и политической сфере; «многоосновные» - например, славянский культурно-исторический тип, который представляет собой синтез всех четырех форм человеческой деятельности: религиозной, собственно культурной (наука, искусство, техническое творчество), политической и общественной. Это различие порождает непонимание и вражду между Европой и Россией.

В ХХ веке наибольшее развитие получили идеи евразийства, идеологами которого были Н.С.Трубецкой, Г.В.Флоровский, Л.П.Карсавин и др., которые отстаивали идею самобытности России на основе синтетического характера русского этноса. Особое место отводилось географическому фактору (природной среде) в развитии русского этноса – Евразии (не Европа и не Азия). Россия занимает срединное пространство Азии и Европы, приблизительно отграниченное тремя равнинами: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской. Эти громадные равнинные пространства наложили отпечаток на историю России, способствовали созданию ее своеобразного культурного мира. При этом этногенез русского народа проходил не только на основе славянского, но и под сильным влиянием тюркских и угро-финских племен.

Иной взгляд на особенности культурного развития России отстаивал Н.А.Бердяев. Русский «национальный характер» (менталитет) характеризуется им в работе «Русская идея» как в высшей степени поляризованный, как совмещение противоположностей: государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия, и т.д. Противоречивость и сложность «русской души», ее внутренняя антиномичность (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объяснял тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русская культура – «дитя исторических катастроф» (И.А.Ильин) - соединяет два мира, она есть огромный Востоко-Запад (образ кентавра). В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывности и даже катастрофичности. В прошлом России 5 самостоятельных периодов-образов: киевский, татарский, московский, петровский и советский – на каждом особое влияние оказывал Запад или Восток. Россия прошла свой исторический путь как «дрейфующее общество», в разные периоды истории оказываясь ближе то к Западу, то к Востоку.

Надо сказать, что именно концепция Бердяева нашла наибольший отклик в культурологии России, в ее интерпретации истории культурного развития России.

Культура Киевской Руси – это период очевидного влияния Запада, когда Русь заимствовала у Византии ее религию, церковное зодчество, правила иконописи, жанры

литературы и т.д. Однако это заимствование не означает полного повторения. На Руси сложилось двоеверие: как синтез христианских и языческих верований и обрядов. Это нашло отражение в своеобразии культуры Древней Руси.

Культура эпохи татаро-монгольского ига – это влияние культурных особенностей Востока в варианте культурных традиций татаро-монгол в организации государственной власти, в формировании некоторых бытовых традиций и т.д. Период тяжелый для Руси, но именно в этот период произошел процесс этнокультурной самоидентификации «русских». Русские осознали себя как православный народ, объединяясь вокруг монастырей и великих святых земли русской (Сергия Радонежского и др.). Так начиналась борьба за независимость, за свободу русских земель.

Культура Московского царства XY –XYII вв. опять начинается влияние Запада, а в Российской империи после реформ реформы Петра I и Екатерины II были прямой попыткой переустройства российского общества по образцу Европы. И в советский период влияние европейской идеологии и культуры было достаточно сильным. Сам замысел создания общества на основах марксистской идеологии подтверждает это. Да и сейчас происходит процесс универсализации мировой культуры в форме воспроизведения образцов американской культуры, то есть опять влияние Запада.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 5

 

1) В чем суть концепции славянофилов?

2) В чем суть концепции западников?

3) Как объясняется своеобразие России в теории «культурно-исторического типов» Н.Я.

Данилевского?

4) Что такое идеология евразийства?

5) Каков взгляд на особенности культурного развития России Н.А.Бердяева?

6) Согласны ли вы с характеристикой российского менталитета, данной Н.А.Бердяевым? Как Вы сами можете охарактеризовать особенности российского менталитета?

7) В чем особенности культуры эпохи Древней Руси (Киевской Руси)?

8) Что такое двоеверие в культуре Киевской Руси?

9) В чем особенности культурного развития Руси в эпоху татаро-монгольского ига?

10) Что такое этнокультурная самоидентификация?

11) Когда и почему произошла этнокультурная самоидентификация русского народа?

12) В чем особенности культурного развития России в эпоху Московского царства (XY- XYI вв.)?

13) Какова роль реформ Петра I для культурного развития России.

14) В чем особенности русской культуры советского периода, ее проблемы и достижения?

15) В чем проявляются тенденции универсализации в мировом культурном процессе в современном мире?

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь