Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КУРСА КУЛЬТУРОЛОГИИ



 

 

АБСТРАКЦИОНИЗМ – одно из течений в искусстве модернизма, последователи которого отказываются от форм реального мира для выражения своего особого мироощущения, переживания, своего «видения» мира. Его иногда называют «беспредметным искусством», так как в картине художник стремится к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, или к созданию пространственных сочетаний всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

 

АВЕСТА – священная книга зороастризма, древней, доисламской религии иранского народа (учение пророка Заратустры – YI в.до н.э.).

 

АГОНИСТИКА – один из важнейших элементов бытия и культуры Древней Греции, принцип состязательности, благородного соревнования.

 

АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ– приспособление человеческих сообществ и отдельных индивидов к меняющимся природным и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации, норм и способов жизнеобеспечения и т.п. Это одна из основных функций культуры в жизни человека и общества. Это и важнейший фактор культурогенеза.

 

АКВЕДУК– в древнеримской архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности.

 

АККУЛЬТУРАЦИЯ– процессы взаимодействия культур, в результате чего культура одного народа (или одного человека) частично воспринимает культуру другого народа.

 

АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ– одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая США как форпост человечества и место создания абсолютно новой культуры. Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судьбы страны: американцы – новый народ, сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением.

АНИМИЗМ– одна из ранних форм религии, для которой характерна вера в существование души и духов, влияющих на жизнь людей и явления окружающего мира.

АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс возникновения и развития человека как социо-культурного существа.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ– концепция, согласно которой в центре мироздания находится человек.

АРЕОПАГ– высший орган судебной и политической власти в древних Афинах.

АРТЕФАКТ - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое содержание.

 

АСКЕТИЗМ– ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. Цель аскетизма – достижение свободы от физических потребностей, сосредоточенность духа.

 

АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ– полное или частичное поглощение культуры одного народа культурой другого народа, «иноземной культурой».

 

БАРОККО– мировоззрение и основное стилевое направление в искусстве Европы XYII в., для которого характерно трагичное восприятие действительности и стремление к созданию искусственного мира особой изысканной («неземной») красоты, причудливости, пышности, но одновременно и напряженного динамизма, контрастности, «капризности» судьбы.

ВАГАНТЫ – в средневековой Европе бродячие актеры (беглые монахи, недоучившиеся студенты), исполнители песен, участники остросатирических представлений.

ВАРВАРИЗАЦИЯ – культурный процесс, в ходе которого разрушается духовное состояние, достигнутое обществом, и его место занимает «примитивный пласт сознания».

ВЕДЫ – древнейшие литературные памятники в культуре Индии, состоящих их сборника религиозных гимнов, жертвенных формул, теологических текстов. Является важнейшим источником для изучения религиозных и философских идей древних индийцев.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы с XIYв. по XYIв., когда происходит возрождение античных ценностей и развитие гуманистической светской культуры.

ГЕДОНИЗМ – этической учение Античности, в котором целью жизни и высшим благом признается наслаждение.

ГОТИКА- художественный стиль средневековой Европы, для которого характерны устремленность ввысь, ажурные остроконечные башни, стрельчатые окна т.д. Связан, прежде всего, с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.

ГУМАНИЗМ – идеология, признающая ценность человека как личности безотносительно к его социальному положению и богатству; утверждается право человека на свободное развитие и проявление своих способностей; благо человека признается высшим критерием для оценки общества.

ДЕИЗМ– религиозно-философское учение XYII- XYIII вв., признающее Бога творцом мира, но отвергающее его дальнейшее вмешательство в жизнь природы и общества.

ДЕКАДЕНТСТВО– общее наименование кризисных явлений в европейской культуре конца XIX – начала XX вв., отмеченных упадочническими настроениями: неприятие существующего общества, настроение безнадежности, ярко выраженный индивидуализм.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает свою самобытность на основе выявления многообразных различий в культурных традициях и ценностных ориентациях.

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ- любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность и направленность.

 

ЕВРАЗИЙСТВО– историко-культурная концепция, утверждающая исключительность русского этноса и его культуры, которая определяется синтетическим характером русского этноса. Россия поэтому представляет собой особый тип цивилизации (евразийский), отличающийся и от Запада, и от Востока. Причем, особое влияние на русское самосознание оказала не Европа, а Восток: тюркско-татарский компонент, связанный с татаро-монгольским завоеванием Руси.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой Европа - центр и эталон культурного развития человечества.

ЗАПАДНИЧЕСТВО– историко-культурная концепция, отстаивающая идею органической включенности России в европейскую цивилизацию: Россия – составная часть Европы.

ЗНАК– любой материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета (явления, свойства и т.д.) и используемый для хранения, переработки и передачи информации об этом предмете.

ЗОРОАСТРИЗМ– религия древних народов Ближнего и Среднего Востока домусульманского периода, для которой характерно представление о борьбе двух равноправных начал – добра и зла. Названа по имени иранского пророка Заратустры (Зороастра).

ИКОНОПИСЬ– писание икон; вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Эстетика иконы требует воплощения «божественного», сверхчувственного в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Поэтому складывается канон символических изображений, где отсутствует передача реальных объемов и трехмерного пространства.

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились передать свои впечатления, свое восприятие подвижности и изменчивости реального мира, для чего использовали новые художественные формы, новые различные живописные техники.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ– процесс обретения индивидом культурных навыков, «вхождение» в культуру: освоение культурных традиций, ценностных ориентаций и т.д., необходимых для жизни в определенной культурной среде, в определенной культуре.

 

ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ– система условий создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культур.

 

ИСКУССТВО – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому (с точки зрения красоты) освоению мира; процесс и совокупный результат человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах.

КАЛОКАГАТИЯ – принцип древнегреческой культуры, объединяющий телесные и нравственные достоинства человека, утверждающий гармонию «внешнего» и «внутреннего» в человеке.

КАНОН – система правил и норм (порядок) в искусстве, в этике, в философии, господствующая в какой-либо период времени или в каком-либо направлении.

КАРМА– одно из основных понятий в религиозно-философских учениях Древней Индии, означающее мистический закон возмездия. Согласно учению о переселении душ между старым и новым воплощением души существует кармическая связь: всякое существо в своем нынешнем существовании расплачивается или вознаграждается за всю совокупность чувств и поступков, присущих ему в предыдущей жизни.

КАТАРСИС– особое состояние очищения души через сильное эмоциональное переживание, в частности через сопереживание героям античной трагедии.

КИНИКИ (ЦИНИКИ)– последователи античной философско-этической школы, утверждающей свободу как высшую ценность бытия, в том числе свободу от нравственных норм и других достижений культуры; они призывали к аскетизму, умению довольствоваться только простыми, естественными радостями жизни, считая это средством достижения духовной свободы.

КЛАССИЦИЗМ– мировоззрение и направление в европейском искусстве с XYII в., признающими мир разумно организованным и требующим в художественном творчестве сознательного «подражания природе», то есть показывать идеальный порядок мироздания (не то, что реально есть, наблюдаемо в жизни, а то, что должно быть).

КОД КУЛЬТУРЫ – совокупность знаков (символов), смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Код культуры как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в ее единстве и многообразии.

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – понятие, введенное К.Г.Юнгом для обозначения глубинного уровня в психическом мире личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые опыт наших предков.

КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР – процесс сближения культур.

КОНТРКУЛЬТУРА – субкультура, нормы и ценности которой противоречат господствующей культуре; находится в конфликте, противостоит духовной атмосфере в обществе.

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ– взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их сопрокосновении.

КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ– процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и историко-культурными областями.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ – критическая стадия противоречий в ценностных ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом и т.д. Культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил.

КОНФУЦИАНСТВО – этико-политическое учение, разработанное в YI в. до н.э. Конфуцием в Древнем Китае.

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ – понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва культуры, прежде всего ее основных ценностных ориентаций, и резко изменившимися условиями общественной жизни. В результате происходит кардинальное изменение основных ценностных ориентаций, организующих жизнь больших масс людей.

 

КУЛЬТУРА– это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, в котором происходит реализация сущностных способностей человека к творчеству и самосовершенствованию. Это определение может быть дополнено, учитывая сложность и многомерность культуры как явления в жизни общества.

КУЛЬТУРА БЫТА – культура, которая формируется и развивается в сфере повседневного общения людей; уклад повседневной жизни.

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ– наличие в обществе социальных групп, каждая из которых имеет свою «малую» культуру. Равенство культур, вне зависимости от их масштабности и социального потенциала, и их право на выживание в любых условиях составляют одно из важнейших нормативных требований современной цивилизации.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ – учение о происхождении культуры.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – пограничная культура, которая возникает на грани культурно-исторических эпох, этнических культур или субкультур социальных групп.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА– культура, которая создается и тиражируется с помощью современных технических средств для потребления большими массами людей. Как правило, носит коммерческий характер и рассчитана на «усредненного» человека с его вкусами, потребностями и интеллектуальными способностями (доступна для всех).

МЕНТАЛИТЕТ – глубинный уровень коллективного или индивидуального сознания, включающий и неосознаваемые предпочтения, поведенческие установки. Формируется исторически в недрах культуры народов и меняется очень медленно.

МИСТИКА– религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских учений, осмысливающих эту практику.

МИФОЛОГИЯ – архаическая, исторически первая форма общественного сознания и способ мыслительной деятельности, главной особенностью которого является синкретизм, то есть качественная неразделенность и переплетенность различных способностей психики человека: веры и разума, адекватного отражения реальности и вымысла, мысли и образа, мысли и эмоций, и т.д. Этот способ мышления формировал и синкретную картину мира, где человек и природа взаимопроникали друг в друга и т.д.

МОДЕРН – художественный стиль начала ХХ века, стремящийся эстетизировать окружающую среду, усилить ее зрелищность и декоративность с одновременным усилением ее функциональности и использованием новых материалов. Особенно ярко проявил себя в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

МОДЕРНИЗМ– направление в искусстве конца XIX – первой половине XX вв., противопоставляющее себя искусству прошлых веков, классическому европейскому искусству. Направление объединяло множество своеобразных идейно-художественных систем (абстракционизм, кубизм, сюрреализм и т.д.) отошедших от традиций «внешнего подобия», то есть от изображения окружающего мира в формах этого мира.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ– учение о типичных формах существования культуры в обществе независимо от человека: культурные традиции, институты культуры и т.д.

НИРВАНА – в буддизме это понятие характеризует отрешенность от всех жизненных забот и желаний, состояние полного покоя и высшего блаженства человека - конечная цель его стремлений.

НООСФЕРА– сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ – термин введен в научный обиход К.Ясперсом. По его мнению, осевое время – поворотный момент в истории, с которого начинается единство человеческой истории, возникают формы духовной жизни, разрушившие господство мифологического сознания и создавшие современную цивилизацию.

ПАНТЕИЗМ– мировоззрение, отождествляющее Бога и природу, что открывало путь для изучения природы.

ПАССИОНАРНОСТЬ – термин, введенный в научный обиход Л.Н.Гумилевым для характеристики страстной жажды деятельности и высокой активности отдельных людей или целых народов, способности человеческого организма к сверх напряжениям благодаря воздействию космической энергии.

ПИКТОГРАФИЯ – вид рисуночного письма, при котором предметы, события и т.д. изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – разновидность культуры общества, отражающая уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики; включает все ценности, которые созданы людьми в области права. Это культура, которая формируется в сфере деятельности, содержанием и целью которой является регуляция отношений между личностью и государством.

РЕВОЛЮЦИЯ ГУТЕНБЕРГА– изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатного станка в сер. XY в. в г. Майнце.

РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ – одна из функций культуры, связанная с восстановлением физических и духовных сил человека, необходимых для участия в преобразовательной деятельности общества.

РЕФОРМАЦИЯ– широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XYI в., носившее в основном антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви. Реформация привела к формированию протестантизма как новой, буржуазной формы христианства и нового, буржуазного культурно-исторического типа человека.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (РОМАНИКА) – художественный стиль в искусстве средневековой Европы X-XIII вв., преемственно связанный с древнеримской культурой. Особенно ярко проявился в архитектуре оборонительного характера, которая отличилась суровой простотой, монументальностью, рациональностью конструкций (использован тип античной базилики) и т.д.

САНСАРА– одно из основных понятий религиозно-философских воззрений в культуре Древней Индии; означает бесконечную цепь перерождений («колесо сансары»).

СИНКРЕТИЗМ– соединение, объединение, неразделенность…Качество, характеризующее неразвитость чего-либо.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – русское общественно-политическое и философское направление, отстаивающее идею национальной самобытности России, источник которой они видели в устоях русской общественной жизни, не содержащих глубоких внутренних противоречий.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ– процесс освоения индивидом системы социальных связей и отношений, социального опыта, в ходе которого индивид обретает качества, необходимые для нормального взаимодействия с существующими социальными институтами, для нормальной жизнедеятельности в обществе в качестве полноправного члена этого общества.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ– термин используется в культурологии для обозначения процессов развития ценностей на чуждой им основе – ценностей модернизации на базе традиционализма или наоборот, что приводит к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными.

СУБКУЛЬТУРА– культура социальной группы (внутри господствующей культуры), отличающейся собственными ценностными ориентациями, образцами поведения, особенностями речи, одежды, форм проведения досуга и т.д., что, как правило, отражает особенности условий жизни этой группы.

СУБЛИМАЦИЯ– термин в концепции З.Фрейда, означающий исторически сформировавшуюся способность человека переводить (преобразовывать) психическую энергию животных инстинктов в формы творческой деятельности, одобряемые обществом (художественное творчество, социальная деятельность и т.д.).

СЮРРЕАЛИЗМ– буквально означает сверхреализм; одно из направлений модернизма в искусстве ХХ века, идейными основами которого был, прежде всего, фрейдизм. Главная опора художника – образы сновидений, галлюцинаций, бреда, воспоминаний младенческого возраста или мистических видений. В сюрреализме нет полного отхода от изобразительности, но «реальные формы жизни» дополняются разрушением логических связей мира, изменением реальных свойств и т.д.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ– терпимость к чужому мнению и убеждениям.

ТОТЕМИЗМ– ранняя форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или другой общины с каким-либо видом животных или растений.

ФЕТИШИЗМ– ранняя форма религии, основанная на вере в сверхъестественную силу вещей – амулетов, талисманов, оберегов и т.д.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА– область культуры, реализующая систему мировоззренческих принципов отношения человека к своему физическому телу. В разные эпохи эти принципы были различны: от признания гармонии тела и духа в культуре Античности или Возрождения – до противопоставления духа и тела в христианской культуре средневековья, безоговорочно признающей приоритет духа над телом. Формировались соответствующие формы физического и нравственного воспитания, личной гигиены и т.д.

ХАРИЗМА – наделенность какого-либо лица (харизматический лидер) исключительными качествами и способностями, вызывающими у своих приверженцев чувство преклонения, безоговорочную веру, готовность следовать ему, подчиняться и т.д.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ– самые общие представления о добре и зле, важном и неважном в жизни и т.д.- духовные ориентиры, которые организуют жизнь больших масс людей в обществе.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – термин, который используется в разных значениях: 1) синоним понятия «культура»; 2) высшая ступень в развитии культуры; 3) «эпоха умирания культуры» (О.Шпенглер); 4) цивилизация и культура – два различных способа реализации творческих сил человека: в культуре все материальное и практическое служит духовному началу, а в цивилизации духовное начало служит материальному и практическому; цивилизация – это способ и уровень овладения силами природы, а культура – овладение человеком своей собственной природой, смысл и цель культуры – развитие «человеческого» в человеке.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ– направление в искусстве модернизма ХХ века, провозгласившее не изображение действительности, а эмоциональное «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма включает деформацию реальной картины действительности ради усиления ее эмоционального переживания и оценки. При этом художники могут выражать как протест против социальной действительности (сильны были тенденции пацифизма), так и усиливать позитивное восприятие красоты мира, человека, человеческих отношений и т.д.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА– термин возник в процессе критики массовой культуры. Концепция элитарной культуры отстаивает идею, что элитарное творчество (высокая культура), опережая свое время, слишком сложна для восприятия и оценки «среднего» человека, а потому может рассчитывать на признание «народным достоянием» лишь в будущем. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества (элита).

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ– психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством отождествления себя с определенным народом, его культурными традициями.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ– обобщенное представление о типичных чертах характеризующих какой-либо народ. Разделяют автостереотипы (что люди думают о своем народе) и гетеростереотипы (что люди думают о другом народе).

 

ЭТИКЕТ– совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений: обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т.д. Этикет выражает общие требования культуры общения: вежливость, тактичность и т.д. Этикет носит исторический характер и меняется со временем.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ

  1. Предмет культурологии и ее место в системе гуманитарных наук.
  2. Предпосылки возникновения культурологии в ХХ веке.
  3. Кризис культуры в ХХ веке: сущность, причины, проявления.
  4. Модернизм в искусстве ХХ века как проявления кризиса культуры.
  5. Феномен «массовой культуры»: сущность, возникновение, достоинства и недостатки. Массовая и элитарная культура.
  6. Эволюция представлений о культуре в истории европейской мысли.
  7. Концепция культуры З.Фрейда.
  8. Концепция культурно-исторического процесса в теории «осевого времени» К.Ясперса.
  9. Концепция культурно-исторических типов А.Тойнби.
  10. Теория «замкнутых культур» О.Шпенглера.
  11. Марксистская концепция культуры.
  12. Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.
  13. Культура как специфический человеческий способ жизни.
  14. Понятие «артефакт».
  15. Основные функции культуры.
  16. Регулятивная функция культуры и правовая система общества. Понятие «культурная норма».
  17. Природа и культура. Экологический кризис, его причины и перспективы.
  18. Проблема субъекта культуры: индивид, народ, общество? Роль интеллигенции в развитии культуры.
  19. Уровни культуры как подсистемы культурной целостности.
  20. Понятие «субкультура» и «контркультура».
  21. Основные виды культуры.
  22. Структура и функции правовой культуры общества.
  23. Взаимодействие морали и права в системе культуры.
  24. Структура духовной культуры общества.
  25. Религия в системе культуры: сущность, функции, взаимодействие с другими элементами культуры.
  26. Искусство в системе культуры: сущность, функции, взаимодействие с другими элементами культуры.
  27. Наука в системе культуры: сущность, функции, взаимодействие с другими элементами культуры.
  28. Мифология в системе культуры: сущность, функции, взаимодействие с другими элементами культуры.
  29. Бытовая культура как культура повседневности. Основные элементы бытовой культуры общества.
  30. Менталитет: сущность и место в культуре народа.
  31. Этно-культурные стереотипы разных народов: гетеростереотипы и автостереотипы.
  32. Человек как субъект и объект культуры.
  33. Понятие «культурно-исторический тип человека».
  34. Инкультурация: сущность и основные этапы. Инкультурация и социализация.
  35. Индивидуальная культура человека.
  36. Модели культурно-исторического процесса.
  37. Основные факторы культурной динамики.
  38. Мифологический тип культуры. Особенности мифологического сознания.
  39. «Культура Запада» и «культура Востока» - два типа миропонимания и два типа ценностных ориентаций человека в мире. Восточные и западные типы культур.
  40. Вклад древних греков в мировую культуру и причины их творческой активности.
  41. Особенности индо-буддийского типа культуры.
  42. Особенности китайско-конфуцианского типа культуры.
  43. Особенности исламского типа культуры.
  44. Особенности христианского типа культуры: сущность, генезис, эволюция.
  45. Особенности новоевропейского типа культуры, ее основные достижения.
  46. Особенности культурных традиций России.
  47. Особенности менталитета русского народа.
  48. Различные концепции особенностей культурного развития России.
  49. Особенности культурного развития России в ХХ веке.
  50. Культура ХХ-ХХI вв.: проблемы и перспективы развития. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….2

Организационно-методический раздел…………………………………….3

Планы семинарских занятий ………………………………………………5

Методические рекомендации по изучению содержания курса ……………14

Краткий словарь терминов для освоения курса культурологи …………….43

Контрольные вопросы по всему курсу ………………………………………52


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь