Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. КУЛЬТУРА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ



 

Цель темы: понимание многомерности культуры и многообразия подходов к определению ее сущности; изучение культуры как специфической целостности в жизни человека и общества, ее связи с творческой деятельностью человека; изучение различных взглядов на проблему истоков культуры; исследование культуры как специфического способа жизни человека и функций культуры; изучения различных аспектов и уровней взаимодействия культуры и природы, проблем экологического кризиса; изучение морфологии и структуры культуры, ее основных элементов и форм; изучение правовой культуры общества и ее связи с другими элементами культуры; изучение культурных сценариев деятельности (культура труда, культура досуга, культура учебы и т.д.), особенностей этнической культуры и этнокультурных стереотипов, роли менталитета в культуре, знаково-символических форм культуры; изучение взаимодействия общества и культура, человека и культуры, формирования индивидуальной культуры в процессе инкультурации, особенностей культурно-исторических типов личности и личностных образцов разных эпох, условий реализации человека как субъекта культуры; изучение законов культурной динамики и моделей социокультурной динамики, основных факторов культурной динамики, исторических типов трансляции культуры; изучение исторической типологии культуры и особенностей мифологического типа культуры, особенностей человека в рамках мифологического типа культуры.

 

Основные понятия для изучения: сущность культуры, культурные ценности, артефакт, географический детерминизм в культурологии, многофакторная концепция культуры, адаптивная функция культуры, интегративная функция, коммуникативная функция, ценностно-ориентирующая функция, регулятивная функция, рекреативная функция, гуманистическая функция культуры; этногенез, ноосфера, экологический кризис, экологическая культура; субъект культуры, морфология культуры, структура культуры, уровни и виды культуры, субъкультура, духовная культура, материально-технологическая культура, бытовая культура, социально-политическая культура, правовая культура общества, культурные сценарии деятельности, этнокультурные стереотипы, гетеростереотипы и автостереотипы, менталитет как феномен культуры, знаково-символическая формы культуры; инкультурация, аккультурация, культурно-исторический тип личности, личностный образец эпохи; индивидуальная культура человека, правовая культура личности; динамика культуры, циклическая модель культурно-исторического процесса, модель круговорота, традиционная культура, инновационная культура, контркультура, типы трансляции культуры, историческая типология культуры, культурогенез, мифологическое сознание, синкретизм мифологического сознания, тотемизм, анимизм, магия, фетишизм, шаманизм.

 

 

Приступая к изучению данной темы, следует, прежде всего, уяснить, что культура – явление очень сложное, многомерное, и это позволяет подойти к определению ее сущности с разных сторон. Существует много разных подходов:

1) антропологический, при котором культура понимается как выражение сущности человеческой природы;

2) деятельный, когда культура интерпретируется как результат человеческой творческой деятельности;

3) социологический, когда культура понимается как фактор организации жизни общества;

4) аксиологический (ценностный), определяющий культуру как систему ценностей, которые придают различным явлениям культуры определенный смысл;

 

5) нормативный, когда культура объясняется как совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь человека и общества;

6) функциональный, когда культуру характеризуют через ее важнейшие функции в обществе: например как систему знаков, выполняющих коммуникационную функцию между людьми, и т.д.

Все эти подходы (как и некоторые другие) оправданы, и соответствующие определения культуры имеют рациональное зерно, каждое из них указывает на какие-то существенные черты культуры, проясняя ее многообразную роль в жизни человека. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, его принципиальную неполноту и односторонность. Как правило, эти определения не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга.

В качестве рабочего определения можно пользоваться любым из них. Однако мы хотели бы выделить определение, связывающее культуру с реализацией сущности самого человека, выделяющее человека из мира животных, которые биологически приспосабливаются к меняющимся природным условиям существования. Человек в процессе творческой преобразовательной деятельности меняет саму среду обитания, он создает искусственную среду или «вторую природу». И в дальнейшем человек, чтобы стать собственно человеком (социокультурным существом), должен освоить культуру, созданную до него. Культура – это специфически человеческий способ жизни, когда созданные предыдущими поколениями культурные формы организуют всю жизнь людей: организуют взаимодействие человека с природой (орудия труда, технологии производства, трудовые навыки, экологическое мировоззрение и право и т.д.), взаимодействие человека с человеком (язык, обычай, общие верования и этикетные нормы и т.д.), сам процесс мышления человека (система понятий, законы логики и т.д.).

Таким образом, о культуре можно говорить как о специфической целостности, основой которой является творческая деятельность человека. Организуя всю жизнь людей, культура выполняет множество разнообразных функций, важнейшими из которых являются:

1) адаптивная функция – культура организует приспособление человека к меняющимся природным и социальным условиям;

2) познавательная функция – культура организует познание человеком окружающего мира, целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира; формы познавательной деятельности исторически менялись от мифа к науке;

3) интегративная функция – культура организует объединение людей, необходимое для решения жизненно важных задач; интеграция людей возможна на разных культурных основаниях: язык, общая система ценностей, обычаи, общая религия или иное мировоззрение и т.д.; стоит, однако, помнить, что все эти культурные формы могут людей объединять, но могут и разъединять людей;

4) информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития;

5) коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними;

6) знаковая функция – культура это и определенная картина мира, где каждое явление имеет свое обозначение, свое «имя», знак, и соответствующее имени значение; если явление не обозначены человеком в рамках определенной культурной картины мира, то это явление не имеет значения, а следовательно его как бы и нет; культура как картина мира является той призмой, через которую мы видим мир и понимаем его;

7) регулятивная функция – культура регулирует поведение человека для сохранения равновесия внутри определенной общности и следовательно для сохранения

каждого отдельного индивида; делается это, прежде всего, с помощью системы

социальных норм: правовых, моральных, норм обычая и т.д.

8) аксиологическая функция – культура определяет поведение человека и через систему ценностей (или ценностных ориентаций) - своеобразных духовных ориентиров, которые дают людям общее представление о том, что хорошо и плохо, важно и неважно в жизни, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, и т.д. - помогая людям ориентироваться в различных жизненных ситуация, осуществлять свободный выбор поступка; ценности (ценностные ориентации) являются фундаментом определенной культуры, закрепляются в культурных традициях общества и передаются от поколения к поколению через систему образования и воспитания, таким образом обеспечивая преемственность

поколений, их опыта;

9) преобразовательная функция – культура в основе своей есть преобразовательная деятельность людей, направленная на совершенствование мира и человека; сущностным отличительным признаком человека является его стремление к совершенствованию;

10) рекреативная функция – культура организует и восстановление духовных и физических сил человека, необходимых для преобразовательной деятельности, для жизни вообще;

11) гуманистическая функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляя свою деятельность и общение в определенных культурных формах.

Социализация – процесс освоения индивидом системы социальных связей и отношений, социального опыта, в ходе которого индивид обретает качества, необходимые для нормального взаимодействия с существующими социальными институтами, для нормальной жизнедеятельности в обществе в качестве полноправного члена этого общества. Инкультурация – это процесс «вхождения» в культуру: усвоение знаний и навыков, культурных традиций и ценностей, необходимых для жизни в определенной культуре. Эти процессы безусловно пересекаются, взаимопроникая друг в друга, но каждый имеет свои особенности и назначение.

 

Характеристика феномена культуры будет не полной без рассмотрения взаимоотношения культуры и природы. Природа человека двойственна: человек существо биосоциальное. Выделившись из природной среды, человек продолжает оставаться ее частью – он есть биологический организм, включенный в сферу действия биологических процессов. В то же время деятельность человека по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию искусственной среды или «второй природы» - материальной формы существования культуры. Таким образом, культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная, преобразованная природа, а с другой – она составляет с ней единство, так как в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более безопасной и удобной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, появлением морали, права, религии, искусства… - словом, с рождением духовной культуры. Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические климатические и ландшафтные особенности всегда были и являются факторами, определяющими характер трудовой деятельности и особенности жилища,

особые обычаи и религиозные верования, особый строй мышления и языка, особый национальный характер того или другого народа и т.д. Этим определяется, что культура

существует как множество культур разных стран и народов, разных «этносов» со своими специфическими особенностями, неповторимыми чертами менталитетов.

Опираясь на этот факт влияния природы на культуру народов, известный русский историк и культуролог Л.Н.Гумилев предложил свою теорию этногенеза как результат «пассионарного заражения». Данная теория является попыткой объяснить культуру закономерным этапом развития биосферы Земли и Вселенной в целом. По Гумилеву, этнос – это народ в его природной среде, за счет энергии которого этнос существует. То есть этнос – не столько социальный феномен, сколько биофизический, то есть природный. Для него этнос – замкнутая система, которая в момент своего образования получает заряд энергии – результат космических излучений, через которые Земля проходит несколько раз за тысячелетие. Это вызывает особые мутации, приводящие к появлению людей, способных воспринимать большее количество энергии из окружающей среды, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности, обеспечивающей выживание этноса. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев назвал пассионарностью – повышенным стремлением к действию (активностью). После «пассионарного заражения» (или пассионарного толчка) происходит рождение нового этноса, который захватывает территории, создает свое государство, свою своеобразную культуру и т.д. Энергетического заряда хватает приблизительно на 1500 лет, и процесс его расходования имеет свои закономерные этапы.

Воздействие природы на культуру – это лишь одна сторона взаимодействия природы и культуры. Существует и воздействие культуры на природу, следствием которого стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу (результат воздействия человека на почву, животный и растительный мир) и техносферу (совокупность элементов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу). В настоящее время воздействие культуры на природу приобретает все более ярко выраженный негативный характер. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе, результатом чего стал экологический кризис. Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений. Это нашло отражение в понятии ноосфера, введенном В.Вернадским еще в первой половине ХХ века.

Ноосфера – это новое эволюционное состояние биосферы Земли, при котором разумная (культурная) деятельность человека становится решающим фактором ее сохранения и развития. Природные катаклизмы последних десятилетий показывают, что современная культура экологической деятельности человечества явно не соответствует потребностям ноосферы, и следовательно человечество стоит перед необходимостью создания новой «экологической культуры».

Другим аспектом, характеризующим феномен культуры, является отношение культуры и общества. Что возникло раньше: человек, общество или культура? – вопрос некорректный, так как антропогенез, социогенез и культурогенез – процессы совпадающие по времени и взаимосвязанные. Они друг без друга не существуют.

Вопрос о морфологии и структуре культуры по-разному интерпретируется в различной учебной литературе. Основой этого многообразия взглядов является сложность, многоаспектность и многоуровневый характер культуры как системы в жизни общества и возможность разных походов к ее исследованию. Под морфологией культуры, как правило, понимается раздел культурологии, исследующий типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то

культурные традиции, общественные институты культуры и другие формы бытия культуры общества. Морфологический подход предполагает исследование факторов развития разных культур, стадии их существования от зарождения до гибели, соотношение универсальных и этноспецифических характеристик в строении культур и их взаимодействии. Большое внимание в этих исследованиях уделяют формам и механизмам межкультурных коммуникаций, где важную роль играют этнокультурные стереотипы – обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ, его менталитетные особенноси. Эти стереотипы бывают как автостереотипы (что люди думают о своем народе), так гетеростереотипы ((представления о другом народе). Под менталитетом в культурологии понимается глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательные психические состояния и предпочтения, и определяющий ориентации человека в социальном и природном мире, традиционные установки и оценки. Менталитет формируется в недрах культуры общества и является устойчивым, медленно меняющимся образованием. Атрибутом менталитета выступает идентичность, которая проявляется в способности людей одной культуры наделять одинаковыми смыслами и значениями одни и те же явления, выражать их в одних и тех же символах.

Но исследование строения культуры возможно и через выделение ее субстанциональных элементов, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, жизнедеятельности людей, различные его стороны и аспекты. Структурировать элементы культуры можно по разным основаниям, выделяя самые различные ее измерения и аспекты. В качестве мельчайшей единицы культуры в ее практическом выражении принято выделять артефакты как нечто возникшее вне природных процессов, продукт культурной деятельности человека. Это может быть какой-либо предмет, деяние, суждение и т.д. Любой артефакт имеет не только материальную форму выражения, но и духовное содержание (значение, смысл) как выражение различных мировоззрений, эстетических вкусов, ценностных ориентаций. Артефакты образуют целостную систему, в которой они соотносятся иерархическим образом соответственно своей значимости в жизни того или иного общества: одни из них занимают центральное и фундаментальное место в той или иной культуре, другие – второстепенное и производное. При чем значение артефактов меняется, поскольку в культуре человечества постоянно идут процессы отмирания одних и появления других артефактов – какие-то культурные достижения теряют свое значение, сокращается их использование, а интерес к другим возрастает.

По субъекту культуры (ее создателю и носителю) выделяют уровни культуры:

1) индивид (индивидуальная культура человека);

2) социальная группа (субкультуры молодежи, профессиональных групп и т.д.);

3) классы ( культура дворянства, крестьянства и т.д.);

4) народы (национальные культуры);

5) совокупность народов, живущих в близких условиях какого-либо региона

(региональные культуры Запада и Востока);

6) человечество в целом (мировая культура).

По сферам жизнедеятельности можно выделить основные виды культуры:

1) материально-технологическая культура, которая формируется в сфере производства материальных благ для обеспечения жизни людей (орудия труда, технологии, инженерия как перевод научных знаний в технические изобретения, накопленные навыки трудовой деятельности и культурный сценарий труда – «культура труда», и т.д.;

2) социально-политическая культура, которая формируется в сфере взаимоотношений человека и государства; эти отношения опосредованы множеством элементов, которые можно сгруппировать в политическую культуру общества (политические организации и институты, совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни и т.д.) и правовую культуру общества (законы, судебная система, правоохранительные органы, правовое сознание граждан и т.д.);

3) духовная культура, которая формируется в сфере удовлетворения нематериальных, духовных потребностей людей, которые весьма многообразны: потребность в образовании и познании, нравственном совершенствовании и эстетическом удовольствии, религиозном утешении и общении, и т.д. К духовной культуре общества традиционно относят: мифологию, религию, науку, философию, искусство, мораль;

4) бытовая культура, которая формируется в сфере обыденной бытовой жизни людей (форма семейно-брачных отношений, традиции семейного воспитания, принципы

отношений между полами и поколениями, принципы организации жилища,

традиции праздников, физическая культура и т.д.).

Существуют и другие подходы к структурированию культуры с выделением таких феноменов культурной жизни как материальная и духовная формы культуры; культура массовая и элитарная; профессиональная и народная; и т. д. Однако, как бы мы ни структурировали культуру, надо помнить об особом значении и роли языка в культуре. Язык – это любая знаковая система, с помощью которой формулируется мысль человека, то есть мысль облекается в чувственно воспринимаемую (на слух, зрительно, тактильно или иным способом) форму. Мышление без языка невозможно, а, следовательно, вне языка невозможна и культура. При помощи языка в обществе фиксируются и передаются нормы и обычаи, научные знания и модели поведения, ценностные установки и религиозные верования, художественные образы и вкусы эпохи, и т.д. Язык – носитель

культуры и инструмент культуры, формирующий личность. Язык – условие существования культуры, хотя, конечно, язык – это и продукт культуры, ее важнейшая составная часть.

Важной частью темы является проблема взаимоотношения человека и культуры. Человек является и субъектом и объектом культуры. Как субъект «человек» (в качестве родового понятия – «человечество») является единственным творцом культуры и ее носителем. Но каждый отдельный «человек» (индивид), прежде чем принять участие в культурной деятельности, должен пройти период инкультурации (надо отличать от аккультурации как процесса частичного освоения культуры других обществ), осваивая уже созданные и накопленные культурные ценности, нормы, обучаясь различным культурным сценариям деятельности (культура общения и обучения, культура труда и досуга, и т.д.). Осваивая культуру общества, индивид никогда не усваивает ее полностью, а только частично и преимущественно культуру общества, в котором живет. Поэтому, с одной стороны, можно говорить об индивидуальной культуре личности как части культуры общества, усвоеннойиндивидом с учетом уникальных особенностей его интеллекта, волевых и творческих способностей, психическогосклада, особенностей биографиии т.д. Культура общества, в этом отношении, выступает для человека пространством его свободы и вариативности проявлений индивидуальности. С другой стороны, каждый человек формируется как социокультурное существо, усваивая в той или иной мере и транслируя важнейшие особенности культуры своего общества и эпохи. Поэтому можно говорить о существовании различных культурно-исторических типов человека. Конечно, это не значит, что каждый индивид полностью воплощает определенный культурно-исторический тип человека. Но печать культуры общества и эпохи несет культурный мир любого человека. Своеобразие этих культурно-исторических типов человека наиболее ярко показывают личностные образцы разных эпох, которые фиксируются в культурах первобытного общества, античности, западно-европейского средневековья и т.д. Личностный образец – это представление общества о человеке, о том, каким он должен быть, какими качествами обладать и чем руководствоваться в своей жизни. То есть, это некий, открыто одобряемый обществом эталон человеческих качеств, который становится целью воспитания и образования в этом обществе. Подобный эталон помогает индивиду «вписаться» в существующую систему культуры.

Важной частью данного занятия является раздел динамики культуры. Культура не

статическая система, а постоянно изменяющаяся под влиянием множества факторов: природных явлений, экономического развития общества и меняющихся политических режимов, влияния других культур и управленческих решений чиновных лиц, внутренней логики развития отдельных культурных явлений и т.д. Под динамикой культуры понимаются любые изменения культурной системы, имеющие определенную стадиальность и направленность. Существует два основных типа социокультурной динамики (культурные изменения всегда так или иначе сочетаются с разнообразными изменениями в обществе) - линеарный и циклический. Первый представляет собой процесс последовательного и необратимого изменения уровня сложности и организованности культуры. Эта линеарная модель может быть графически представлена в виде «стрелы времени», хотя ее направленность в разных модификациях модели была различна: а) прогрессивная модель, когда происходит постоянное развитие культуры (И.Гердер, марксизм, К.Ясперс и др.); б) эволюционистская модель подчеркивает единство и неизменность человеческой психики, что выражается в одинаковости черт культуры всех народов и эпох (Э.Тайлор и др.); в) реверсивная модель, представляет собой постепенную деградацию культуры, человека и общества («стрела времени» обращена в прошлое в работах Ж.-Ж. Руссо и др.). Модификации линеарной модели возможны и в зависимости от того, что признается источником и целью изменений в обществе и культуре. Циклическая модель представляет собой последовательность повторяющихся фаз или состояний в культурной системе: а) модель круговорота предполагает постепенное развитие культуры человечества от примитивных форм к сложным и совершенным, но конечный момент в этом процессе – кризис культуры, который возвращает ее к исходным формам, и все повторяется вновь (Г.Зиммель и др.); б) модель круговорота, которая относится к отдельным культурно-историческим типам (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и др.); в) вариантом циклической модели является инверсия, при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому и т.д.

Помимо двух «чистых» форм культурной динамики реальный ход истории демонстрирует модели, синтезирующие в себе черты и фазы двух основных. К ним относятся: а) девиантная модель (Л.Уайт, А.Кребер и др.), которую можно изобразить в виде ветвящегося дерева, где ствол – магистральная линия развития общества и культуры, а ветви – отклонения от нее, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления; б) волновая модель (П.Сорокин и др.) сочетает циклические и линеарные процессы изменения, обратимые и необратимые; в) синергетическая модель – одна из последних моделей динамики культуры, которая перенесла на культуру законы самоорганизации систем. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит два этапа. Первый этап – плавное эволюционное развитие системы с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении определенного внешнего воздействия. Второй этап – скачок, моментально переводящий систему в качественно новое состояние. В этот момент бифуркаци (ветвления) происходит реализация одной из существующих возможностей, и возврат к исходному состоянию уже не возможен. Причем выбор возможности случаен, определяется стечением обстоятельств.

На этом семинаре начинается изучение истории мировой культуры. В частности, стоит

обратить особое внимание на мифологическое сознание как особый тип мыслительной деятельности, определивший особенности культуры первобытного человека.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 3

 

1) Какие существуют подходы к определению «культура»?

2) Какие основные функции выполняет культура в жизни человека и общества?

3) В каком отношении находятся культура и природа?

4) В чем суть теории этногенеза Л.Н.Гумилева?

5) В каком отношении находятся культура и общество?

6) Что такое морфология культуры?

7) Что понимают под «этнокультурными стереотипами» в обществе?

8) В чем разница между автостереотипами и гетеростереотипами? Приведите конкретный пример.

9) В чем особенности менталитета как феномена культуры?

10) Что такое «артефакт»?

11) Какие существуют уровни культуры по субъекту культуры?

12) Какие выделяются основные виды культуры по сферам жизнедеятельности?

13) Что относится к материально-технологической культуре?

14) Что входит в социально-политическую культуру общества?

15) Что составляет духовную культуру общества?

16) Что такое «бытовая культура»?

17) Что такое «инкультурация»?

18) Что отличает процесс инкультурации от аккультурации?

19) Что такое культурно-исторический тип человека?

20) Что определяет неповторимость индивидуальной культуры человека?

20) Что такое «личностный образец» в культуре общества?

21) Что понимают под «правовой культурой общества»?

22) Что такое «динамика культуры»?

23) Каковы основные факторы, вызывающие изменения культурных систем?

24) Что отличает линеарную модель культурно-исторического процесса от

циклической модели?

25) В чем особенности мифологического культурно-исторического типа культуры?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь