Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Допущено к распространению Издательским советом РПЦ МП.



Допущено к распространению Издательским советом РПЦ МП.

(ИС Р 16-603-0094)

 

К читателю.

Настоящая книга скорее познавательная для тех, кто впервые задал себе вопросы: Кто есть Бог? Кто есть человек и зачем я родился и живу? Кто такой дьявол? Почему зло вошло в мир, и как оно действует в нём? Почему мы умираем? Зачем и для чего человеку необходимо уверовать, принять крещение, и посещать регулярно православный храм? Ответы на все такие вопросы в этой книге дают святые учителя Церкви и тексты из некоторых современных изданий. Мнений самого автора- составителя в книге нет и потому связующими текстами между высказываниями учителей, составитель использовал готовые выдержки из разных церковных изданий практически без исправлений и изменений. Автор не изменял слова учителей и выстроил ответы разных авторов так, чтоб читателю проще было понять то, о чём он спросил. Текст местами может вызывать у кого то нарекания по стилистике или орфографии. Это связано именно с неизменностью авторских высказываний. Но в книге не это важно. Здесь безценен сам материал. Текст выстроен так, чтоб читатель смог проследить и понять главную сердцевину Православия. И золотой связующей нитью всех текстов является и то, что Бог – это Любовь. И человек призван Этой Любовью стать подобием Бога, стать любовью, стать богом. Обожиться! Хотя авторы слов разделены тысячами километров и столетиями, но они уверены, что единственной и главной целью в жизни человека является искоренение из собственной души всякого зла. Только любовь присуща Богу и именно этим человек может уподобиться Богу. Обожается. Только в чистом и любящем сердце может пребывать Любовь, а значит Сам Бог. И такая душа бессмертна.

Вступление.

 

Смерть. Всегда нелепая и абсурдная, жестокая и, как правило, все равно неожиданная, даже если ее уже как бы «ждали». К ней невозможно привыкнуть.

А жизнь быстра и скоротечна. И имеет ли она вообще смысл, и если да – то какой именно? В чём он? Или жизнь человека есть просто бессмыслица, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти, как всякого другого органического существа?
Год проходит за годом, десятилетия за десятилетиями и вот... наступает страшная минута, … на пороге стоит смерть. Тобою промотано всё, нет добрых дел за душой, нет веры, молиться не научился и ты в страхе " с пустым пакетом в руках". И не важно, верил ты в Бога или не верил, но ты лицом к Лицу встретишь Того, Кого всю жизнь отвергал. Ты увидишь миллиарды людей, которые мечтают лишь об одной минуте земной жизни, что бы раскаяться. Так заканчивается твоё земное существование?

Всех людей: бедных и богатых, добрых и злых, хороших и плохих объединяет одно - неминуемая смерть. Прийти в мир полный скорбей, болезней и разочарований, пожить некоторое количество лет и раствориться в ни что, это ли жизнь?

И при всём этом Библия о Боге говорит: «Бог есть Любовь», «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1). Как трудно нам, людям, согласиться с этим. Трудно потому, что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном.
На самом деле, где же этот свет любви отчей, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом в горечи сердца осознаем: «Лучшие думы мои, достояние сердца моего, разбиты. Дни мои прошли; преисподняя станет домом моим... где же после этого надежда моя? », и то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое, «кто увидит? » (2).
Сам Христос сказал, что Бог внимательно промышляет о всей своей твари, что ни одна даже малая птица не забыта Им, что Он заботится даже о красе травы, и что о людях его забота еще несравненно большая, так что «у нас и волосы на голове все сочтены» (3).
Но где же этот внимательный до последней мелочи Промысел? Все мы подавлены зрелищем неудержимого разгула зла в мире.

Миллионы жизней, часто едва начавшихся, прежде, чем достигнуто самое осознание жизни, с невероятной жестокостью вырываются. Итак, зачем же дана эта нелепая жизнь? И вот, жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать ему: Зачем Ты дал мне жизнь? ... Я пресыщен страданиями: тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня? ... Я слышал, что Ты благ, но почему Ты так безразличен к страданию моему?
Почему Ты так... жесток и беспощаден ко мне?
Я не могу Тебя понять! (4).

Родился Христос. А что Он по большому счету принес в наш мир? Что Он дал? Конечно же, у истинно верующих такого вопроса не возникает. Но люди разные, и подобные вопросы у них есть.

Давайте предположим, как эти люди думают. Действительно, зачем Христос нужен? Говорят: «Христос — это наш Бог, это наш Спаситель! ». А какой-то с язвой спрашивает: «Да? А от чего Он спас? От греха? А что это такое? Перестали грешить? Грешат. От смерти спас? Перестали умирать? Умирают. Так что же Он сделал? А посмотрите, сколько страданий в мире! Это же просто не перечесть! Какие ужасы творятся в мире! Сколько еще миллионов от голода просто умирает! А уж если говорить о войнах, о болезнях, то здесь даже и вообразить невозможно, до чего это страшно! ».


… «Если человек не разобрался с вечностью в своей жизни, то, значит, он не разобрался ни с чем вообще. И жизнь прожита зря. Если человек не ставил себе эти «проклятые вопросы», по знаменитому выражению Достоевского, и не пытался всеми силами на них честно ответить, то человек не сделал в жизни абсолютно ничего. Даже если он посадил тысячу деревьев, построил целый город и родил десяток сыновей. Христос оставляет нам такие слова: «Если человек приобретет весь мир, а душу свою потеряет, нет ему в том никакой пользы».

Отовсюду тесно тебе на земле, все изменяет тебе: родственники, друзья, знакомые, богатство, чувственные удовольствия, твое тело, изменяют все стихии, земля, вода, огонь, воздух, свет, — прилепись же к единому Богу, у Которого нет изменения и ни тени перемены, Который един есть любовь.(7).

Рожденный в мир сей пусть не думает, что он родился для того, чтобы наслаждаться сим миром и вкушать его радости, ибо, если бы эта была цель рождения, то он не умирал бы.(8).

Боязнь смерти происходит от недостатка веры, -от того, что никто не верит в истину обещанного Богом(9).

Ты создан Богом и для Бога. Пока ты не поймёшь этого, твоя жизнь никогда не будет иметь смысла.

Вывод: Большая ошибка наша, что мы, надеясь ещё прожить долго, откладываем своё нравственное исправление и покаяние, откладываем на будущее. Но болезнь, обстоятельства, смерть кладут конец этим надеждам. Блажен, кто вовремя одумался. Всегда надо думать о Душе, но особенно в старости, чтобы про нас нельзя было сказать: " Волос белый, а Душа чёрная! " Схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Кто есть Бог?

Откроем Библию. Книгу книг. И уже по прочтении первых трёх глав Библии, невозможно не удивиться безграничности Божественной Любви. Сотворившего в начале весь невидимый мир, а затем и видимый, который мы все видим и ощущаем. Всё сотворенное излучает Любовь и Красоту. «Бог есть существо неограниченно великое, всесовершенное, Создатель и Воссоздатель человеков, полновластный Владыка над человеками, над Ангелами, над демонами, над всею тварию, видимою и невидимою….»(10).

Человек способен видеть неописуемую красоту и гармонию всего окружающего нас мира. Посмотришь на звёздное небо и восхищению нет предела. Опустишься ли на дно морское, и там неописуемые красоты … И на поверхности земной каждый цветочек, каждая травинка, птичка или жучок…всё исполнено божественной красоты и премудростью. И тучи на небе, горы и водопады, голубые озёра, реки и моря, облака и леса, и всё что их наполняет. Даже зимой каждая снежинка неповторима и играет на солнце всеми цветами радуги, летом всякая росинка излучает из себя солнце играя радугой, всякий цветочек радует глаз и вызывает восторг его благоухание…. Всего никогда не перечесть, ибо ни слов и ни времени не хватит выразить всё это, хоть как то нашим ограниченным языком, как бы мы не старались. Но человек узревший всю неописуюмую красоту воскликнет:

Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, воды, как безпредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать-земля Слава Тебе за праздник жизни;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой вечернего сна, в тишине угасающего дня я вижу чертоги Твои под образом сияющих палат, в облачном сиянии зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизреченной красоте Твоих селений, таинственно зовут: пойдем к Отцу!

Как был сотворён человек?

Об этом кратко повествуют строки из Библии.

Глава 2
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Глава 3

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Как понимать слово Дух?

Анализировать Дух на нашем языке чрезвычайно трудно, почти невозможно. Нет в мире слов, которыми можно было бы выразить Дух. Для нас это не просто понять, потому что Дух не есть что-то такое, что можно потрогать или даже увидеть, это даже не самая наитончайшая материя. Он не связан ни пространством, ни временем.

Дух не подобен некоторой материальности, которая пронизывает все как закон тяготения. Часто не могут понять, что дух — это не материальная субстанция. Это есть, выражаясь нашим языком, — состояние. Но это опять не то слово. Простые вещи можно почувствовать, пережить, но они невыразимы языком. Например, как вы слепому объясните, что такое зеленый цвет? Можете до бесконечности приводить аналогии из музыки, из тактильных ощущений, но он не сможет понять, что такое зеленый цвет. Его можно только увидеть. Так и дух есть первичная реальность, которую описать словами невозможно. Истинное, здоровое, нормальное состояние человеческого духа — это богоподобное состояние любви ко всем. Но это не состояние моих чувств, которые сейчас есть, а через минуту прошли. Это не мимолетное состояние, не увлеченность, не вспышка. Это свойство очищенной души.

Вывод: Как то проанализировать Дух на нашем языке чрезвычайно трудно, почти невозможно.

 

Любовь – это и есть Бог?

На вопрос: " Почему Бог любит? " - есть только один правильный ответ: потому, что Любовь является Его Божественной Сущностью. Он не может не любить, - Любовь в Его Божественной натуре.

" БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ". Эти три слова Святого Писания - самые драгоценные, какие когда-либо вышли из уст людей.

И это святое слово «ЛЮБОВЬ» эксплуатируют день и ночь все певцы в страстных и пошлых песенках, воспевая 24 часа в сутки животную похоть, на всех каналах радио и ТВ выдавая эту телесную похоть за Любовь. В наше время опошляется понятие о Любви. Это слово всегда должно писаться с заглавной буквы, так как это непостижимая Божественная сущность. Это Сам Бог!

Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить Любовь, так как Она не земного, но Небесного происхождения... даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как Она беспрерывно исходит из великого разума Божия. (23).

Потому и нельзя говорить о Любви без правильного понимания о Ней. Следует сказать, что любовь – это свойство Божие. Кроме того, из того, что «Бог есть Любовь» не следует, что «любовь есть Бог», тем более в том понимании любви, как это представляет падшее человечество сегодня.

 

Но в отличие от животных, человеку в числе первых заповедей благословлено не просто плодиться и размножаться, но и владычествовать над всем живым и над всей землею. Поселены были на небольшой площади, под названием Эдем. Но должны были размножиться и заселить всю землю и возделывая преобразовать всю землю в Рай. Как и почему? Нам неведомо.

 

Филия.

Другое греческое слово - -характеризует любовь как душевное влечение, наблюдаемое между преданными друзьями. Это не что иное, как искреннее, чистое проявление душевных чувств человека к человеку. Это можно сказать и о любви к Родине, о любви ребенка к маме и родителей к детям, о любви к избранной профессии... Но это всего лишь чувство, но никак не Любовь, как нам втюхивает телевизор, эстрада, литература. Любовь - это состояние души, свободного и осознанного выбора. А " филия" может это и шаг к любви, но и это ещё не Любовь. Если применимо- " любила - разлюбила", то любви нет, ибо Любовь никогда не перестаёт быть.

Мы люди привыкли называть любовью игру своей крови, игру своего воображения, игру своих нервов. Но это не есть настоящая любовь, это есть уродливое искажение любви, самообман.

Мы играем в такую любовь, пока не задето наше чрезмерное самолюбие, а если задели, как говорится от любви до ненависти один шаг.
Земная любовь переменчива и непостоянна, как и наше настроение. Сегодня ты сгораешь от страсти, а завтра дрожишь от гнева.

Или как часто ныне происходит–« Сегодня клянутся в любви, а завтра делят целлофановый пакет! »

Однажды мы понимаем что ничто земное не приносит нам счастье, даже семья и здоровье и благополучие и те кто нас окружают если в душе нет чего то важного...Нет истинной Любви.

– Ты считаешь, что любишь…..Но что такое «любить» – не знаешь и сам. Можешь ли ты честно сказать, что не ищешь своих удовольствий? Не раздражаешься, готов принимать человека и в болезни, и в дурном настроении, готов бесконечно терпеть? Прощать несовершенство, ошибки, недостатки? Некрасивость, появляющиеся морщины, портящиеся постепенно зубы? Всегда отдавать, ничего не получая взамен? Любовь – это бесконечные мелкие жертвы. Крупные жертвы от тебя будут требовать редко, а вот мелкие – каждую секунду. И если ты к ним не готов, не готов и к любви. Назови свое чувство как-нибудь иначе и не пачкай хорошего слова. Оно и так сейчас испачкано вконец. (27).

 

 

Агапи.

 

Третье греческое слово - " агапи" . Оно выражает высшую степень привязанности, - любовь духовную, а не душевную и плотскую, - любовь святую, любовь Божию. Здесь в мире мы можем видеть что то подобное этой Любви на примере матери к своему дитю. Это чистое светлое чувство ближе всего к Любви Божией, но Божия несравненно больше, выше, глубже и невыразимей. Любовь к Богу это Страх Божий, не приводит в ужас, как страх перед тираном или диким зверем; наоборот, приближает к Богу и наполняет душу благоговейным трепетом. Бояться Бога значит любить Бога и служить ему всем сердцем, всей душой избегать зла и неправды. Любовь к человеку – это страшиться даже в чем то малом обидеть его. Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить настоящую любовь, так как она неземного, но небесного происхождения.

Любовь невозможно описать. Слова здесь бессильны, нужен личный опыт. Высшие проявления любви вообще нельзя выразить никакими словами.
Можно лишь сказать о свойствах настоящей любви.
Любовь измеряется не словами, не чувствами, а самопожертвованием.

Настоящая любовь всегда облекается в смирение.
Где нет истиной любви со смирением, то там будет лишь переодетый эгоизм, пусть даже в красивой обертке.

Истинная Любовь милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (28).

В любви нет страха, тщеславия, лжи, лести, дерзости, лицемерия, человекоугодия, гордости. Подлинная духовная любовь у нас, между людьми, весьма редкостная вещь. Ею могут обладать скорее всего только святые.

" Что такое Любовь?! – это кровоточащее сердце, которое должно умереть за Любовь, чтобы начать жить. Умереть - выстоять в добре перед злом. Со злом не борются – борются за добро, за Любовь, в Которой нет зла. Насколько ты преодолеешь в себе зло, настолько ты становишься ближе к Любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»( Ин. 15: 13). Это не только отдать жизнь за кого то, но чаще всего суметь побороть в себе всякое зло ради того, на кого ты зол....

Любовь может узнать только прочная душа, прочная – значит, целомудренная и мужественная. Только Любовь невозможно раздать до конца – чем больше отдаешь, тем больше остается. Поэтому как в настоящей дружбе нет разочарований, так в настоящей Любви нет обид." (29)

 

Вывод: Только Бог обладает Абсолютной Любовью, среди же людей подлинная духовная любовь встречается крайне редко.Любовь – это не чувство. Любовь – это состояние воли. Любовь, как говорит апостол Павел, это совокупность совершенств. А совершенств, добродетелей невозможно достичь без волевых усилий. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» — такое возможно только при волевом состоянии человека. Именно в силу того, что любовь – волевое состояние, Господь дает заповеди о любви к Богу и к ближнему. Если бы любовь была только чувством, то, естественно, никакой заповеди о любви не могло бы быть… Священник Даниил Сысоев.


 

 

 

Кто есть человек?

Сотворил Бог человека особенным образом, отличным от того, каким произвел прежде все прочие свои создания. Священное Писание представляет Бога совещавшимся с Самим Собой перед сотворением человека. “Сотворим человека, – произносит непостижимым образом Непостижимое Божество, – по образу Нашему и по подобию: и обладает рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми и скотами, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли” (31). “Смотри теперь, – восклицает св. Иоанн Златоуст, – какая перемена в словах. Уже не говорит: “да будет человек (как при сотворении неба и земли говорил: “да будет свет”, “да будет твердь”, “да будут светила”), но что? Сотворим человека по образу нашему и по подобию. Что за новость? Что за особенность? Кто это созидается, что для создания его Создателю понадобился такой совет и рассуждение? Не изумляйся, возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные”. По мысли святых Отцов, одно только счел Бог достойным собственных рук – сотворение человека. Это преимущество человек получил ради своей души. Производится он не единократным действием, как произведены были прочие твари, но образуется и созидается постепенно. Сначала Господь образует тело, потом вдыхает в лицо его дыхание жизни. Из самого образа сотворения видно, что достоинство тела человеческого несравненно выше всех прочих тел, а душа несравненно выше всех душ животных, которых произвела из себя земля по повелению Творца. (32). “Происхождение человека превосходнее происхождения всего, – говорит св. Василий Великий, – ибо сказано, что Бог взял персть от земли и создал человека. Он удостаивает созидать наше тело собственной рукой; не Ангел употреблен был для созидания, не земля произвела нас сама собой, как кузнечиков; не служебным силам повелел Он сделать то или другое, но, взяв персть от земли, созидает собственной рукой”.То есть наделил свойствами, которыми обладает Сам: свободой, творчеством, разумом. волей и обладающим словом и мыслью. Только человеку присущи чувства совести и стыда.

Всю Свою безграничную любовь Бог вложил в творение свое, в Свой Образ. О первозданном человеке мы почти ничего не знаем. Очень мало сказано о нём и в Писании. Но есть выражение-«Хотите увидеть Бога, загляните в глаза детей….» Именно где то так же невинными и чистыми выглядели и первозданные Адам и Ева.

Сотворённый Человек- это отражение всего мира, всего Космоса. Человек Адам подобно Богу был исполнен любви, излитой на него Богом. А любовь всегда требует того, чтоб делиться собою с кем то, отчего она не уменьшается, но подобно огню умножается. Чем больше отдаётся, тем больше её.

За всё время творений Своих Бог только однажды произнёс слово «нехорошо»–«Нехорошо человеку быть одному! » И усыпив человека, берёт от него ребро, наверное которое находилось возле самого сердца Адама, и творит из него прекрасное Свое творение-жену и помощника Адаму. Адам назвал её - Ева. Что значит «Дающая жизнь».

« Женщина произошла из ребра мужчины. Не из ноги, чтобы быть униженной. Не из головы, чтобы превосходить. А из боку, чтобы быть бок о бок с ним. И из под руки, чтобы быть защищённой. И от сердца чтобы быть любимой..( 33). И они пребывали в Едеме до грехопадения, когда, преступив заповедь, соблазненные лукавым искусителем, были изгнаны из рая. По благому приговору Создателя Ева соделалась спутницей на многотрудном земном пути Адама. а через многоболезненное чадородие свое, - праматерью человеческого рода.

Для чего? Для того чтоб человек научался любви и мог делиться любовью, как и Бог делится с ним Своею Любовью. И уже не один владыка и царь на земле, но двое. “Ибо Творец Вселенной, создавая вас, посеял в ваших сердцах семена любви.” (34).

Вывод: Человек- Венец всего сотворённого Богом и именно Его руками был создан совершенным, но однако совершенство было при этом относительным, ибо Адаму, будучи свободным, предстоял самостоятельный труд добродетели.

Что такое душа?

К телу мы как то относимся привычно. Его можно видеть, потрогать… Но что же такое душа? Одним из труднейших вопросов является вопрос происхождения индивидуальной души всякого человека.

Многие авторитетные отцы Церкви склонялись к мнению о невозможности сделать окончательный вывод о способе происхождения каждой индивидуальной души.

Предельно мало об этом повествует и само Святое Писание. Ключевым библейским текстом является: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. ( 35). Стоит отметить что в оригинале текста стоит " и вдунул в ноздри его дыхание жизней...". почему именно в ноздри? Иудейское предание сообщает " Как Мне следует внести в него жизнь? Может, через рот? Я не могу так поступить, ибо он употребит свой рот для злословия. Через глаза? Нет, ибо он будет смотреть со злыми намерениями. И уши его тоже не подходят для того, чтобы душа вошла через них, ибо он будет слушать ими богохульства. Я изберу более подходящее отверстие - ноздри. Через ноздри загрязненный воздух выходит наружу. Ноздри как бы очищают тело. Пусть через них в тело войдет душа".

«доколе... дыхание Его во мне и дух Божий в ноздрях моих»(36).

Хотя из этого текста вполне очевидно, что душа Адама, так же как и тело, была сотворена непосредственно Богом с помощью особого творческого акта. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (37).

Преп. Иоанн Дамаскин полагает, что «Бог дал человеку разумную и мыслящую душу посредством Своего Вдуновения »; это значит, что «Бог сотворил душу Своим Божественным и животворящим Вдуновением, что я называю Духом Святым».

Про душу первого человека, Адама, нам как то понятно теперь. А как же нам понять откуда берутся индивидуальные, неповторимые души всех людей?

Более понятным нам будет именно наследование через семя отца и семя матери как нашего тела, так и души. Ибо семя есть концентрация всей духовнотелесной информации. Семя одухотворено и при слиянии этих двух клеток зарождается новое тело и новая душа, зачинается человек. Уникальный и единственный, и никогда неповторимый, но в то же время очень бывает похож на родителей своих, как телом так и душой. Поэтому теория о предсуществовании душ и их перевоплощениях является ни чем иным как ложью и клеветой сатаны на Истину.

Механизм передачи души от родителей Тертуллианобъяснял следующим образом: у души, так же как и у тела, есть свое семя, которое одновременно с телесным семенем внедряется в утробу матери. Поэтому душа и тело каждого человека зачинаются, образуются, совершенствуются и рождаются одновременно, без какого-либо временного промежутка или различия в порядке. То, что по свидетельству Священного Писания душа и тело человека изначально имели различное происхождение, …. только сначала были разделены между собой, как прах земной и дыхание Божественного Духа, а после соединения образовали уже одного человека, в котором они столь тесно соединились и смешались друг с другом, что их семена стали чем-то единым; и таким образом роду человеческому был передан обычный способ размножения, когда душа и тело человека одновременно передаются от родителей в момент зачатия.

Грехопадение прародителей наложило огромный отпечаток и духовного порядка. Не только повредилось тело, но и весь человек в целом. Но как в семени Адама было всё человечество, потому и все человеки унаследовали повреждения. Потому нет человека без греха.

Климент Александрийский считал, что неразумная животная душа человека передается через телесное семя в зачатии, а высшая разумная душа приходит в этот момент с неба и непосредственно Богом или при посредстве неких ангелов, предвидящих момент зачатия, соединяется с содержащейся в семени животной душой

свт. Ириней Лионский, согласно которому «каждый из нас как получает свое тело через искусство Божие, так получает и свою душу»

Как видим при зачатии новой жизни, нового человека, Бог непосредственно бывает участником и свидетелем. И это предположение подтверждают слова Писания:. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.

Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (38).

И такое предположение не противоречит слово Спасителя: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (39). « Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»(40).

Как зародыш в материнской утробе не сразу становится человеком, а постепенно принимает человеческий образ; и рождается он не взрослым, а растёт и развивается в течение многих лет, пока, наконец, не достигнет зрелости. И как семена ячменя или пшеницы не тотчас, как только посеяны, пускают корни, но лишь после того, как пройдут холода и ветры, в нужные сроки они пускают стебли: так бывает и в духовной жизни, в которой требуется столько мудрости и опытности, — человек возрастает постепенно, пока не достигнет совершенства.(41).

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. (42).

Вывод: Душа каждого человека зарождается в момент зачатия, и является безсмертной, единственной и неповторимой во всей Вселенной.

 

Где находился Рай?

Он находился вокруг человека и в человеке.
Когда же Бог сотворил человека по Образу Своему и Подобию, и жену его, то поселил их на землю. Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил Адама и Еву, находился на востоке земли и назывался Эдемом. Посреди сада Бог насадил и два дерева. Одно- древо жизни, второе древо познания добра и зла.
И разрешил пользоваться всеми благами Рая, но вот только не срывать плодов и не есть с древа познания. Для чего Бог это сделал? Для того чтоб человек, будучи подобием Бога Самого мог делать свободно выбор. Быть верным заповеди Бога или нарушить. Отсутствие выбора не дало бы человеку в Раю быть свободным.
По природе своей дерево познания добра и зла не было смертоносным; напротив, оно было добро, как и все другое, что Бог сотворил, только Бог его избрал как средство воспитания послушания человека Богу, его совершенствования. Именно в том и есть человек как бог.

Священное Писание не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но она возбуждала злобную зависть диавола, который, лишившись её сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него. Поэтому с первого же дня появления человека на земле, дьявол стремился расторгнуть благодатный союз людей с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

И вот явился он в раю — в виде змия, который " был хитрее всех зверей полевых" (61). Злой и коварный дух приблизился к жене.

Нет! Диавол не прополз как то под воротами Рая в сад райский, но мог быть в нём по Промыслу Божию.

Дьявол смог внушить Еве мысль в сердце её, что Бог не всегда говорит правду. У неё созрела мысль в её голове, что откушав эти плоды, можно стать самим богами без особого труда.
Обольщённая Ева вдруг видит, что плоды прелестны и вопреки Божию запрету, срывает их, пробует и несёт своему мужу Адаму вкусить их. Плоды скорее всего ничем не отличались от других, разрешенных, быть может даже были и не так сладки и приятны. Но человек поверил отцу всякой лжи- дьяволу и усомнился в словах Бога. Едва ли в этом вопросе может быть личное мнение, потому приведу цитату из главы " Падение первозданных" книги " Слово о человеке" святителя Игнатия (Брянчанинова):
В то время как наши праотцы наслаждались в раю, падший князь небесных сил с многочисленным сонмищем темных ангелов, уже низвергнутый с неба, скитался в поднебесной. По неисповедимым судьбам Божиим ему допущен был вход в рай, как еще не вполне отчаянному злодею. Эту благость Божию, привлекавшую заблудшего к сознанию греха и к раскаянию в нем, сатана употребил для совершения нового преступления, для неисцелимого запечатления себя во вражде к Богу. Диавол, вступив в рай, огласил рай богохульством, переплетенным ложью, и ознаменовал свое присутствие в раю погублением первозданных человеков, как прежде ознаменовал свое присутствие на небе погублением бесчисленного множества ангелов».

И сегодня нас предостерегает Евангелие,

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
(62).

Эти слова апостола Петра показывают, как близко возле каждого из нас находится злой дух - дьявол. Если он искушал даже Самого Господа Иисуса Христа, в Котором не было ничего греховного и нечистого, во время Его сорокадневного поста в пустыне, то оставит ли он какого-либо человека в покое?

Дьявол искушает человека, используя слабости его плоти. Искушение – это соблазн, исходящий от бесов, попытка диавола склонить человека в грех путем навязывания ему нечистых помыслов, возмущения и расстройства его внутреннего мира, разжигания телесных страстей и похотей. Глаза и уши являются теми каналами, через которые люди получают почти всю информацию из внешнего мира. Вот почему именно через эти наши телесные чувства дьявол более всего вводит нас в искушение. Каждый день, каждый час мы видим и слышим многое такое, что может ввести нас в искушение.

Святые Отцы говорят, если не было бы бесов, то не было бы и святых. Поэтому и сами искушения, как часть допускаемых Богом и, следовательно, тоже промыслительных действий, крайне нам необходимы. Только благодаря им мы можем упражняться, мы можем познавать себя и видеть кто мы есть на самом деле.

Как только в нас зародится один помысл, в котором нет любви, знайте, что мы приня


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь