Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сознание, подсознание и регуляция поведения



До сих пор мы рассматривали эти два центральных — для дан­ной книги (а может, и в жизни любого человека) — психологических феномена в информационном аспекте. Мы посмотрели, как хранит­ся информация в сознании и в подсознании, как она перемещается между ними, каковы могут быть источники этой информации. Но есть у этих феноменов и регулятивный аспект. Как мы уже убедились при анализе примеров в предыдущих разделах (вспомните " радост­ную встречу" и " вежливую встречу" ), поведением управляет либо на­ше сознание (и тогда мы в каждый момент времени осознаем — зна­ем — каждое действие), либо наше подсознание (когда действия сле­дуют друг за другом без поэтапного их регулирования сознанием, т.е. автоматически).

Но в этой связи возникает вопрос: насколько важно знать, чем определяется (допустим, в какой-то конкретный момент беседы) по­ведение нашего собеседника — его сознанием или его подсознанием?

— Как же не важно?! Одно дело, когда своим поведением он мне что-то преднамеренно демонстрирует, а сам при этом думает по-другому, и иное дело — когда непроизвольно, значит, без воле­вого усилия показаться лучше, чем есть на самом деле, значит, ис­кренне!

Весьма интересная реплика. Правда ли, что сознание нашего партнера может нас обмануть, а подсознание всегда искренне? Ведь если это так, тогда важнее знать подсознание партнера, а вовсе не его сознание. Вывод, могущий серьезно изменить взгляды на роль созна­ния человека! Посмотрим.

Для начала попытаемся выяснить, как формируются те програм­мы, которые находятся в подсознании и которые запускаются созна­нием (а ведь иногда они " запускаются" и сами, без участия сознания).

Ну отдернул руку от горячего, тут все ясно: это врожденная ре­акция, т.е. безусловный рефлекс. (То же — сужение зрачков на яркий свет, увеличение адреналина в крови, когда нам угрожает опасность и надо защищаться. Кстати, при этом у человека поджимаются и на­прягаются губы, а подбородок чуть опускается к груди. Все это — биологические реакции, т.е. наследственное.)

А вот шофер вдавил педаль тормоза до упора при аварийной си­туации — это делает не каждый сидящий в автомобиле, а только тот, кто специально этому обучался: опасность — нога на тормоз, опас­ность — нога на тормоз... Так вырабатывается навык — автоматизи­рованное действие при определенном типе ситуации. Это условный рефлекс. Это и привычка, это и стереотип (стереотипные дейст­вия — одинаковые действия). Когда человек действует по стереоти­пу, по привычке, по условному рефлексу, т.е. автоматически, без по­этапного сознательного контроля, то это означает, что у него для та­ких ситуаций выработалась связь: ситуация — действие. Связь эта, разумеется, вероятностная: тем вероятнее при данной ситуации бу­дут данные действия, чем чаще до того они встречались. Тогда эти действия будут чаще всего отражать именно такую ситуацию, а сле­довательно, именно такие чувства, переживания, установки, психи­ческие состояния, которые порождаются данной ситуацией. Посему действия автоматизированные (на " автопилоте" ) всегда с большой вероятностью отражают именно данный тип ситуации, а следова­тельно, только данное психическое состояние. Отсюда и ответ на во­прос: действительно ли поступок на " автопилоте" отражает истинное душевное состояние человека? Да, истинное (если это на " автопило­те" ), ибо выработана условная связь (сложная, разумеется, не то что павловский условный рефлекс) между этой ситуацией и таким дейст­вием. Если же действия на " автопилоте" обусловлены врожденным рефлексом (безусловным), то тогда тем более эти действия отражают только данную ситуацию, только данное психическое (психофизио­логическое, физиологическое) состояние.

Следовательно, действия по программе, находящейся в подсоз­нании, т.е. действия на " автопилоте", действительно отражают то, что характерно для поведения данного человека в таких-то ситуаци­ях. Вот почему так валено уметь " читать" те действия, поступки, которые сознанием не контролируются.

Таким образом, подсознание (" в чистом виде" ), отражающее ха­рактерное в человеке, тем самым завоевывает авторитет искреннего, правдивого, реального. В то время как сознание так охарактеризо­вать не представляется возможным, ибо сознанию " принадлежат" следующие высказывания (пусть не вслух, пусть про себя): " Я заста­влю себя улыбнуться", " Я ему скажу, что все прекрасно", " Пусть он подумает, что я всегда так..." и т.п. Это, конечно, не значит, что соз­нательно то, что неискренне. Но неискренне в поведении, поступках то, что идет от сознания. Подсознательное поведение неискренним быть не может, поскольку оно, как мы показали, отражает характер­ное в человеке. Другой вопрос — не может ли сознание повлиять на подсознание, нельзя ли вполне сознательно (преднамеренно) предъ­явить не ту " автоматику", которая выработалась за долгие годы, а ту, которую " надо"?

 

5 3. ФРЕЙД: " ЧЕЛОВЕК - НЕ ХОЗЯИН В СОБСТВЕННОМ ДОМЕ". ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ХОЗЯИН?

Вначале — небольшое отступление.

Как мы уже отмечали, родоначальником учения о бессознатель­ном был великий Зигмунд Фрейд. Однако здесь мы не будем изла­гать ни его теорию о бессознательном, ни учение о психоанализе хо­тя бы по той причине, что их понимание требует предварительной психологической подготовки. К сожалению, в нашей стране имя Фрейда до недавнего времени если и упоминалось, то лишь в контек­сте: " Фрейдизм — буржуазное учение (а значит — плохое) биологизаторского направления". Но истинные ценности рано или поздно будут приняты людьми. И настанет время, когда в вузах будут изу­чать теорию Фрейда не только будущие педагоги или врачи, но и ин­женеры, для которых психоаналитик не будет марсианином. Все это будет, мы же с Вами пока лишь приближаемся к пониманию роли и места как подсознания, так и сознания в жизни человека.

3. Фрейд в одной из своих работ по этому поводу писал: " Созна­тельная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незна­чительную часть бессознательной душевной жизни" 12.

И здесь же: " Тончайший анализ, острейшее наблюдение способ­ны обнаружить лишь малое количество сознательных моментов ду­шевной жизни" 13. Эти слова 3. Фрейда теперь не кажутся преувели­чением, ибо, как утверждал родоначальник психоанализа, «" в психи­ческой жизни человека всегда присутствует " другой" »14, хотя " для большинства философски образованных людей идея психики, кото­рая к тому же и бессознательна, настолько непонятна, что она кажет­ся им абсурдной и отвергается простой логикой" 15, логикой " вуль­гарного материализма". Добавим от себя: логикой, на которой вос­питывались многие поколения советских людей и которая, как мы видим, ниспровергается элементарной практикой поведения.

Итак, теперь мы знаем, кто же этот " другой" в нашем " я". И главный вопрос: можем ли мы (наше сознание) им управлять. Хозя­ин ли человек в собственном доме?

Ваш партнер ведет с Вами беседу, говорит Вам (и показывает) одно, а, допустим, на самом деле его отношение совершенно другое.

Истинное отношение проявляется через поведенческие акты, кото­рые детерминированы как сознанием, так и подсознанием (преиму­щественно последним). Мы узнаем отношение человека, читая его поведенческие акты (оценивая их, анализируя). Но вот человек пы­тается скрыть от нас свое истинное отношение. Значит, он должен скрыть (не проявлять вовсе) и те поведенческие акты, которые идут из подсознания (заменить программу " неприятная беседа" програм­мой " радостная встреча" ). Возможно ли это?

Если возможно, тогда мы никогда не узнаем его истинное отно­шение. Если невозможно, тогда мы обнаружим рассогласование ме­жду тем, что он нам говорит (" О! Это очень интересно! " ), и теми по­веденческими актами, которые идут из подсознания, отражая его ис­тинное отношение (" Какая же все-таки это ерунда! " ).

" Прочитать мысли собеседника" это и есть попытка обнару­жить это рассогласование между его сознанием и его подсознанием, между сознательными поведенческими актами и подсознательными пове­денческими актами. Вот почему для нас так важен вопрос: можно ли управлять теми поведенческими актами, которые идут из подсозна­ния? Можно ли так " сыграть" радостную встречу, чтобы все поведен­ческие акты, отражающие истинное отношение (" Он — неприятный человек" ), были заторможены, а проявлялись только те поведенче­ские акты, которые характерны для " радостной встречи"?

6. КАК ПАРТНЕР МОЖЕТ НАС ОБМАНУТЬ, ИЛИ МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОДСОЗНАНИЕМ?

— Ну конечно же, можно. Вот великие актеры — на сцене или в кино — они даже плачут, хотя на самом-то деле им совсем не боль­но, не горько!

 

12 Фрейд 3. Избранное. Кн. 1. М., 1990. С. 6.

13 Там же.

14 Там же. С. 3.

15 Там же. С. 69

 

Действительно, некоторые великие актеры могут так сыграть роль, что мы не почувствуем фальши, т.е. все поведенческие акты актера будут полностью совпадать с состоянием героя, будет полная конгруэнтность, т.е. соответствие между поведением и состоянием. " Он как бы живет жизнью своего героя", — говорят про игру тако­го актера. Все верно. Кроме " как бы". Настоящий актер не играет, не имитирует, а в действительности переживает (чувствует, ощуща­ет) то состояние героя, которое описано в сценарии. И чтобы запла­кать от горя, он должен вспомнить себя (свои ощущения) в горе (а в этом ему " помогают", допустим исполнением печальной мело­дии). Актер вспоминает свои ощущения, когда он сам испытывал печаль, горе. Это и есть " вхождение в образ". Для этого нужно: а) время, чтобы все это вспомнить, перенести себя в ту ситуацию, по­чувствовать ее, и б) чтобы в прошлом жизненном опыте актера бы­ло нечто подобное.

Попробуйте сыграть: Вы один на плоту в бескрайнем море, про­изошло кораблекрушение. Вы никогда не переживали кораблекру­шения и одиночества в открытом море? Не переживали. Тогда Вам придется вспомнить свое состояние, когда однажды в жизни Вас все покинули, все отвернулись от Вас, а Вы были в беде. И такого не бы­ло? И у Вас всегда было полно друзей, и они никогда Вас не предава­ли, и Вы никогда не испытывали чувства горького одиночества? То­гда Вы не сможете блестяще сыграть роль потерпевшего кораблекру­шение и оказавшегося на плоту в открытом море. Ибо Вы не сможе­те запустить программу поведения " горькое одиночество". И тогда такой герой — не Ваше амплуа! Зато (ведь у Вас масса друзей) Вы мо­жете блестяще сыграть " любимца публики" или " своего парня" в компании друзей. Ведь таких программ поведения у Вас множество.

Амплуа актера — это соответствие программ поведения героя стереотипным поведенческим актам актера (его личности).

— Но ведь величие актера как раз и заключается в том, что он, как говорят, может сыграть разнохарактерных героев!

Верно, так говорят. Тогда давайте возьмем для примера какого-нибудь великого отечественного актера. Ну например, И. Смокту­новского, который потряс в свое время публику своим Гамлетом (1964), а затем своим Деточкиным (1966). Первый — принц дат­ский, второй — человек, который крал автомобили (просто вор). 'Пусть восторжествует справедливость на земле! " Кому подходят эти слова — Гамлету или Деточкину? Оказывается, и тому, и другому! Деточкин — это тот же Гамлет, который борется с пороком челове­ка, для которого справедливость — высшая ценность. По духу они — братья. И Смоктуновский им, вероятно, тоже брат, во всяком случае, он переживал это. Ну а что общего у князя Мышкина (в бле­стящем исполнении И. Смоктуновского) с Гамлетом и Деточкиным? Глубочайшая порядочность и честность, которые выражены у всех троих в большей мере, чем у людей, окружавших Гамлета, Деточкина, Мышкина. И это — амплуа И. Смоктуновского. Но известна и попытка И. Смоктуновского сыграть Ленина. Но ведь Ленин совсем не Гамлет и не Деточкин. Поведение Ленина детерминировано сов­сем другими программами. Печать глухо отозвалась на эту неудачу великого актера. А теперь представляете себе И. Смоктуновского в роли Бармалея (" Айболит-66" — блестящая игра Р. Быкова): " Да ес­ли я захочу, я за два дня всех счастливыми сделаю! А кто не захочет, того в бараний рог! "? Нет, Гамлет не может " в бараний рог". Такой комедийный герой — не амплуа И. Смоктуновского, как и князь Мышкин — не амплуа талантливого Р. Быкова.

Итак, великие актеры не играют, а реализуют свои программы поведения (из своего опыта, своего характера) в сценарии, написан­ном автором. Сыграйте то, что Вы никогда не переживали сами. И будет фальшь, точнее, зритель обнаружит рассогласование между Вашими сознательными поведенческими актами и Вашими подсоз­нательными поведенческими актами, ибо последние не будут соот­ветствовать программе поведения героя (такой программы у Вас нет, ибо Вы это никогда не переживали).

Итак, если Ваш партнер пожелает Вам показать совсем иное от­ношение, чем то, которое он испытывает на самом деле, то он дол­жен " войти в роль", т.е. вспомнить все свои ощущения, пережива­ния, например " радостной встречи". А для этого ему нужно будет представить, что перед ним не Вы со своей идеей, а его старый и до­рогой приятель. А для этого нужно вспомнить и пережить. А для этого нужно время на подготовку, время и энергетические затраты. (Рассказывают, что, когда один русский князь ехал в ставку к хану за получением ярлыка на очередное княжение, он всю дорогу повто­рял, что нужно полюбить этого хана, и не только его самого, но и его близких. За несколько месяцев пути он вжился в эту роль, тем более что переживание любви, уважения князю было знакомо.) Но это сложно и требует больших затрат, да и определенного умения вспоминать свои ощущения. В обычной повседневной практике Ваш партнер по деловому общению, скорее всего, не будет прибе­гать к этому приему длительной перестройки программ своего по­ведения. Пожалуй, он выберет другой путь — не перестройки, а " путь контроля".

— Просто надо взять себя в руки и контролировать свое поведе­ние.

Действительно, чего, казалось бы, проще — контролировать свои поведенческие акты, запрещая сознанием те, которые проявляют не­желательное, хотя и истинное, отношение?

—А Вы, уважаемый оппонент, точно знаете, через какие пове­денческие акты может проявляться негативное отношение?

—Знаю: нахмуренные брови, " стальная интонация", еще...

—А все ли поведенческие акты Вы перечислили? А вот, напри­мер, этот акт, о котором Вы ничего не сказали, — он ведь тоже сви­детельствует о негативном отношении...

Ладно. То, что Вы точно не знаете сейчас всех поведенческих ак­тов, которые проявляют программу " неприятная беседа", — это пол­беды.

Предположим даже, что Вы их все знаете. И теперь, ведя разго­вор с партнером, Вы должны постоянно контролировать свои пове­денческие акты. " Постоянно контролировать" — значит анализиро­вать каждый свой жест, каждое слово, каждый поведенческий акт. " Постоянно контролировать" — значит постоянно думать об этом. Но тогда Вы не сможете анализировать информацию, поступающую к Вам извне, в частности от Вашего собеседника. Ибо Ваше сознание будет занято другой информацией — информацией о своих поведен­ческих актах. Значит, Вы партнера не слышите. Кроме того, анализи­руя, контролируя каждый свой поведенческий акт, Вы, естественно, будете выглядеть так, как человек, впервые оказавшийся на дипло­матическом приеме, — не знает, где сесть, как стать. " Посмотрите, какой он скованный" — значит, его сознание занято анализом пове­дения своего тела, анализом своих слов, действий. А это как мини­мум настораживает: если он не первый раз ведет подобные перегово­ры, а держится так скованно, значит, что-то пытается скрыть. А что — ясно, конечно же, обратное тому, что показывает. Прочитали? Прочитали. Пусть и не все, но главное — есть второе дно у Вашего партнера.

Но опытные " переговорщики" и об этом знают: если ты ведешь себя скованно, тебе будут меньше верить. Надо вести себя естествен­но (значит, на " автопилоте" ). Тогда — опять же — вживаться в роль"? Нет, есть еще один путь.

'Ты знаешь, — говорю я своему приятелю, — когда ты чем-то недоволен, это очень просто определить: у тебя при этом выпячива­ется нижняя губа". — " Правда? А я не замечал. Вот спасибо16, надо от этой привычки избавиться". И знаете, избавился, путем трениров­ки, правда, длительной: каждый раз, когда он " ловил" себя на этой мимике, он себя наказывал. Ну точно так, как мы отучаем детей дер­жать руки в карманах, вытирать нос рукавом, а не платком и т.п. А на нашем языке — это формирование программы запретов прежних программ действий. " Быть сдержанным в своих движениях, действиях"

— это значит свести к минимуму количество поведенческих ак­тов, а значит, свести к минимуму информацию о своем состоянии, о своих отношениях, установках. А это достигается путем длительной тренировки. Посмотрите на поведение опытных профессионалов-ди­пломатов: их внешние поведенческие акты минимизированы и в то же время нет ощущения, что они " скованны" (мыслями о том, что­бы не сделать лишнее движение, не выдать себя каким-либо жестом). Работает автоматическая программа запрета, и нет необходимости думать об этом ежеминутно.

Итак, мы рассмотрели три способа, с помощью которых Ваш партнер может ввести Вас в заблуждение относительно его истинных установок:

1) предъявить иную программу поведения через " вшивание в образ" человека, испытывающего иные чувства. Но — необходима тщатель­ная подготовка (" вживание", " прочувствование" ), что требует дли­тельного времени и определенных усилий (а большинство людей, с которыми Вы будете иметь дело, не станут тратить столько времени на " такие пустяки", да и актерскими данными большинство из них обладать не будут);

2)сознательно контролировать каждый свой поведенческий акт во время беседы. Но этому могут препятствовать: а) скованность и неес­тественность поведения и б) практическая невозможность анализиро­вать информацию, идущую от Вас. Тоже путь малоперспективный;

 

Понятно, за что " спасибо"? Раньше его нижняя губа " выдавала" его мысли, > ДИ читали" его недовольное отношение по ней. А теперь он знает, как это про­является.

 

3)сформировать программу запретов, т.е. минимизировать свои поведенческие акты в отличие от второго варианта, — на уровне подсознания. Но необходима предварительная длительная трениров­ка, т.е. специальное обучение-формирование стереотипа поведения " минимум внешних действий". Можно, конечно, усвоить это мето­дом гипнопедагогики, но для повседневной практики это пока лишь теоретическая возможность. Точно такая же возможность есть, если мы обратимся к обучению поведению йогов (рис. 3): это люди, для которых практически не существует границы между сознательными и бессознательными действиями, которые могут совершенно осоз­нанно управлять не только своей автоматикой, не только своим те­лом, но и физиологическими и даже биохимическими процессами, протекающими в нем. Для них лозунг " Учитесь властвовать собой" реализован в полной мере.

Ну а для нас, обычных людей, для Вашего партнера по деловой беседе? Он не йог, он обычный коммерсант, сотрудник, начальник, подчиненный. И при встрече с врагом его пальцы невольно сжима­ются в кулак (обычная реакция для обыкновенных людей при встре­че с явным агрессором), а подбородок опускается к груди... И все это помимо воли (работает программа подсознания), не говоря уж о повышении адреналина в крови (до йогов — далеко). Равно как и при встрече с другом его тело выполняет движения, действия, каждое из которых не зажато сознанием.

Да, человек, обычный человек — не хозяин в собственном доме. Или, точнее, хозяин, но лишь отчасти — он может волевым усили­ем заставить себя, допустим, не думать, или разомкнуть скрещенные на груди руки, или запретить себе недовольное высказывание. Но все это — лишь на короткое время, ибо в эти моменты его сознание не­способно рождать новые идеи или анализировать идеи собеседника. (Однажды Ваш покорный слуга, зная за собой грех — большое коли­чество движений при чтении лекций, — решил " взять себя в руки", а точнее, читать лекцию, стоя у стола, держась руками за его крыш­ку. И я не смог читать лекцию, ибо все время думал только об од­ном — как бы не оторвать руки от крышки стола. Короче говоря, че­рез пять минут я вынужден был отказаться от этого " эксперимен­та — и все сразу встало на свои места: речь стала плавной, движе­ния — естественными и никакого напряжения.)

В результате получается, что если Ваш партнер не обучался в специальных школах, если он не осваивал систему Станиславского в те­атральном институте, то ему будет весьма и весьма трудно не прояв­ить через неосознаваемые поведенческие реакции свое истинное отношение. Таким образом, контролировать подсознательные программы поведения практически невозможно. А отсюда вывод: если

Рис. 3. Кто хозяин 6 собстбенном доме?!

мы будем знать, какой программе (" радостная встреча", " неприят­ный собеседник", " я не согласен", " я готов"...) принадлежит тот или иной неконтролируемый сознанием поведенческий акт, то тогда мы действительно сможем прочитать мысли собеседника, выявить его истинное отношение, его действительный настрой, и все это — не на интуиции (" Чувствую, что что-то в его поведении не то..." ), а впол­не осознанно (" Да, понятно, что это вовсе не так, как он говорит, до­статочно посмотреть на..." ).

—Ну хорошо, это-то понятно, не все Станиславские или Штир­лицы. И не все, кстати, йоги, о которых Вы не упомянули в этой свя­зи, а они, говорят, над собой вообще чудеса делают — могут даже сердце остановить, а потом " воскреснуть". Но согласен, обычный че­ловек не властен над собой в этом смысле, или, как говорит Ваша на­ука, не может преднамеренно управлять подсознанием. Но так ли уж это важно? Поясню: часто ли это подсознание руководит нами? Мо­жет, мы " стреляем из пушки по воробьям"? А если заформализовать эту мысль (как Вы привыкли это делать в науке), то насколько акту­альна роль подсознания в жизни простого человека?

—По поводу Вашего иронического отношения к науке — это, может быть, Вы и зря, а вот сама мысль действительно ценная. В са­мом деле, как чаще строится наше поведение в обыденной, повсе­дневной практике — на " автопилоте" или в режиме " ручного управ­ления"?

7. ВСЯ ЖИЗНЬ - НА " АВТОПИЛОТЕ"? - ИЛИ КАК ПОДСОЗНАНИЕ НАС ВЫДАЕТ

Давайте проанализируем Ваш обычный рабочий день.

Утром Вас разбудил звонок будильника. Еще не открывая глаза, Вы протянули руку и нажали на кнопку. Затем встали и, протирая гла­за, прошли в ванную комнату. Весь Ваш утренний туалет, все Ваши действия в этот период времени — на " автопилоте", ибо Вы не заду­мывались, в какой последовательности чистить зубы, умываться, оде­ваться. (Правда, когда Вы находитесь в командировке, тут Вы часто включаете сознание: где лежит мыло, где кран с горячей водой, а до­ма все происходит автоматически.) Затем Вы завтракаете, причем то­же на " автопилоте", не задумываясь, где сесть, в какую руку взять вил­ку, как пользоваться салфеткой. Затем Вы отправляетесь на свою ра­боту. И опять Вы не думаете: где, на какой транспорт сесть, где пере­сесть, куда повернуть, где перейти... Все отработано " до автоматизма".

— А знаете, я вчера ехал на работу на " ручном управлении". Рей­совый автобус сломался, и мне пришлось добираться троллейбусом, потом с пересадкой на метро... И знаете, мне, конечно, все время приходилось думать, где выйти, где перейти...

Хороший пример, показывающий, что мы переходим на " ручное управление" в ситуациях нестандартных, необычных.

Затем Вы пришли на работу (обратите внимание: до сих пор при­мерно на 90% Ваши действия, поступки были на " автопилоте" ). И на работе все привычно: Вы входите в аудиторию, чтобы читать лек­цию, которую Вы много раз читали своим слушателям. И многие разделы этой лекции Вы читаете на " автопилоте", а Ваше сознание контролирует поведение (реакции) аудитории. (Помните ситуацию: " Я разговариваю с ним, а сам все думаю..."? ) Или Вы садитесь за свой стол и начинаете анализировать поступившие бумаги по сложивше­муся уже стереотипу: вот эту (как обычно) подписали, вот эту оче­редную " инструкцию" — под сукно, вот эту — а вот это что-то но­венькое... интересно, это что же они задумали?! Любопытно. Тут на­до подумать. И Вы переходите на " ручное управление"... Вошел Ваш референт, поздоровался. Ваша реакция на его появление привычная (на " автопилоте" ). Входит посетитель, человек незнакомый, неиз­вестно, что он хочет (а если стандартная жалоба, то есть и стандарт­ный ответ), — и на " ручное управление"... А затем обед — на " авто­пилоте" (если только ваша столовая не закрылась на ремонт, и Вам не пришлось ломать голову, где сегодня пообедать), после рабочего Дня — домой (на " автопилоте" ), далее ужин, газеты, телевизор (все на автопилоте" ).

Итак, оказывается, мы переходим на " ручное управление" в сво­ем поведении только тогда, когда сталкиваемся с нестандартной си­туацией, необычной, редкой... Ночью в темном переулке Вас остана­вливает какой-то громила, весь в татуировке, и протягивает Вам... Цветы, дарит, значит. Вам дарили когда-нибудь цветы? Да, и у Вас есть готовая программа поведения в такой ситуации. Вам встречался когда-нибудь ночью подобный тип? Возможно, да, во всяком случае, у Вас уже есть программа, как вести себя при встрече темной ночью с громилой. Но он дарит Вам цветы! Такого еще не было, и нет готовой программы. И мы переходим на " ручное управление", т.е. начинаем предварительно обдумывать каждое свое действие.

Но незнакомая ситуация может быть и в Вашем кабинете, когда беседуете с человеком, которого Вы не знаете, или если речь идет о вещах, в которых Вы еще не разобрались. (Кстати, когда Вы разберетесь в ситуации, Вы включите " автопилот", освободив свое сознание для чего-то другого, например для контроля за стандартностью ситуации — не изменится ли она.)

Итак, сознание управляет нашими поведенческими актами (фор­мирует программу действий) только в ситуациях нестандартных, не­типичных. И тогда возникает вопрос: в нашей жизни, обычной жиз­ни, каких ситуаций больше — стандартных, типичных, обычных или необычных? Ответ очевиден — в обычной жизни чаще встречаются обычные ситуации. Отсюда и ответ на вопрос: по какой программе строится наше поведение чаще — по автоматической или конструи­руемой сознанием? Ясно, чаще — на " автопилоте" (вспомните свой вчерашний день, если, конечно, он был не из ряда вон выходящий).

4-А.Ю.Панасюк

Итак, в жизни люди чаще строят свое поведение на неосознавае­мом уровне. А это значит, что в обычных, знакомых ситуациях их поведение типичное, характерное для них, и отражает то, что чаще всего и проявляется в их поведении. И если мы научимся читать эти неосознаваемые движения, действия, поступки, то можем узнать то, что характерно для данного человека.

А теперь — наше очередное резюме.

1. Прочитать мысли собеседника — это попытка обнаружить рассогласование между его сознательными поведенческими актами и подсознательными поведенческими актами.

2.Замена естественных реакций искусственными, т.е. попытка " играть роль" требует специальной техники " вхождения в образ ге­роя", владения " системой Станиславского". Этот способ для многих обычных людей трудно осуществим.

3.Попытка скрыть естественные поведенческие акты с помощью постоянного контроля сознанием за их проявлением затрудняет осознанную переработку поступающей извне информации, что про­является в " скованности" поведения.

4. Стремление выработать автоматическую программу запретов — минимизировать поведенческие акты — сопряжено с длительными тренировками, что может быть осуществимо в профессиональных школах.

5. В итоге человеку трудно полностью подчинить свое поведение
своему сознанию, свои поведенческие акты своей воле. Отсюда: прочитать мысли собеседника возможно, если уметь интерпретировать значение тех поведенческих актов, которые в обычных условиях люди не контролируют своим сознанием, поскольку они детерминированы их подсознанием. Попробуем в него заглянуть. Но прежде...

Но прежде попытайтесь ответить себе на несколько следующих вопросов.

Вы хотите научиться быть " проницательным человеком"? (Пока оставим в стороне вопрос: сможете — не сможете; здесь вопрос иной: хотите — не хотите? )

Вы хотите научиться распознавать характер людей буквально за несколько минут деловой беседы?

Вы хотите научиться распознавать истинные намерения Вашего партнера по общению?

Вы хотите научиться читать то, что в подсознании Вашего собе­седника, а не то, что у него " на языке"?

Вы хотите научиться психологической диагностике подсознания собеседника?

Если " нет" (" не хочу учиться" ), но есть желание прочитать эту книжку — тогда пропустите несколько страниц и продолжайте ее читать со второй части.

Но если хотите научиться — тогда будем учиться. А учиться — это и " воспринимать", и " усваивать", и " закреплять", и " контролиро­вать" и т.п. — все из области педагогики. Без учета ее принципов учиться невозможно. Следовательно, если хотите учиться — давай­те учиться. А автор, рассчитывая на такого читателя, готов ему по­мочь не только дополнительной информацией, но и практическим делом.

Для этого он потрудился и составил для такого читателя двенад­цать своеобразных уроков-тренингов. Суть их: Вашему вниманию будут предложены специальные вопросы-задания. Это — во-пер­вых. Во-вторых, чтобы Вам было легче отвечать, вместе с каждым вопросом Вам будет предложено и несколько ответов, и Вам останет­ся лишь выбрать один из них (или несколько — как будет оговоре­но). И все. А затем, если захотите, конечно, можете сравнить свой выбор с тем, что изложено в приложении, — там приводятся эти от­веты (в виде ключа). И если Вы туда заглянете, потом, после ответа на все вопросы данного раздела, то сможете вычислить степень сов­падения и даже выставить отметку — нет, не себе, а, разумеется, ав­тору, ибо вообще-то отметки следует ставить " преподавателю", а не " ученику", поскольку все зависит от того, сумел ли " преподаватель" донести до " ученика" свою мысль, сумел ли замотивировать, сумел ли сказать на его " языке". Так что смело выставляйте автору " двойки", если Ваши ответы совпали с ключом только на 20—40%17, " тройки", если совпали на 40— 60%. А если хотите ему поставить" хорошо" или даже " отлично", то постарайтесь, чтобы было 60—-80% совпадений или и того больше. Автору, правда, будет приятно.

 

 

17'Проценты Вам тоже вычислять не нужно — они уже вычислены с учетом ко-чества совпавших решений.

4*

Ну а если серьезно, то, выполняя задания уроков-тренингов, Вы, во-первых, невольно будете повторять ключевые моменты раздела (они и отражены в виде вопросов). А во-вторых, прочитывая каж­дый вопрос, Вы, еще не читая ответы, уже будете благодаря Вашей ассоциативной памяти восстанавливать целевые куски, эпизоды, что, безусловно, облегчит Вам выбор того ответа, который не расхо­дится с позицией психологической науки (читайте — с жизнью, ибо психология отражает саму реальность — психику людей). Как види­те, даже не стараясь дать " правильный ответ", а только прочитав во­просы и ответы, Вы уже невольно (вот еще один пример работы подсознания) будете повторять. А повторение, повторные фикса­ции, сами знаете, как важны для практического применения знаний в оперативной обстановке. Мы же в жизни, в реальной ситуации — один на один с собеседником! И надо сразу вспомнить, надо сразу использовать!

Итак, сейчас у Вас есть несколько вариантов Ваших дальнейших действий: а) просто прочитать эту книгу, пропустив уроки-тренинги (и тоже будет польза: прочитанные слова влияют не только на изме­нение сознания); б) прочитать вопросы и ответы к ним, не утруждая себя поиском приемлемых ответов (и опять же польза: воспроизве­дение в памяти ключевых моментов раздела); в) попытаться поис­кать приемлемые ответы (польза столь интенсивной интеллектуаль­ной работы очевидна); г) сравнить свои решения с ключом и выста­вить автору " отметку" за четкость изложения данного раздела (тут польза только для автора, если, конечно, Вы сможете как-то ему со­общить об этих оценках по каждому разделу).

Итак, если Вы хотите " выжать" из потраченного на чтение этой книги времени максимум пользы — Вашему вниманию предлагает­ся первый урок-тренинг. Пожалуйста, возьмите карандаш и обведи­те кружком (как это обычно делают при ответах на социологические анкеты) выбранные Вами ответы.

И еще. Если при выборе ответа Вам иногда будет казаться, что верный ответ " до наивности прост", то учтите возникающее перед автором обстоятельство: Вы-то легко все освоили, и неверные отве­ты для Вас очевидны. Но за Вами идет другой читатель, у которого с этим могут быть некоторые проблемы. Учитывайте не только себя, но и того, кто идет вслед за Вами... Поэтому не удивляйтесь некото­рым очень легким решениям. Впрочем, иногда и Вам, может быть, придется не очень легко, значит, какой-то раздел автор прописал недостаточно четко либо во время чтения этого раздела Вам помешала Ваша кошка или еще что-то. Ну а если, опять же, серьезно, то, пожалуйста, не переходите к следующему вопросу, не выбрав ответ, а предыдущий, ибо в следующем может быть подсказка. Впрочем, можно и подглядывать — в тексты раздела. Итак...

1. Проходя по аллее, он автоматически приподнял над собой низко висящую ветку, а не пригнулся под ней. Программа этих действий, находящаяся в подсознании, свидетельствует, что он, скорее сего:

а) смелый;

б) вспыльчивый;

в) умный;

г) напористый;

д) нерешительный
(выберите два ответа, опираясь пока на свою интуицию).

2. Ваш партнер высказал негативное отношение к Вашей идее, может ли это быть вызвано не самой идеей?

а) Уверен, что чаще всего это связано не с межличностными отношениями партнеров, а с проблемами восприятия самой идеи.

б) Согласен, нередко это связано с негативным отношением к личности партнера, излагающего эту идею.

в) Нет, если идея действительно стоящая, ее принятию не поме­шают никакие отношения

(выберите один ответ).

3. В тексте были приведены два примера встречи: " радостная встреча" и " вежливая встреча". Чем по существу эти поведенческие акты отличались?

а) Степенью контроля сознанием своих действий.

б) Степенью воспитанности.

в) Степенью внимательности к партнеру
(выберите один ответ).

4. " Я сделал это автоматически", т.е.:

а) осознанно;

б) непроизвольно;

в) бессознательно;

г) преднамеренно
(выберите два ответа).

5. Почему в обычной жизни поведение на " автопилоте" чаще,
ем на ручном управлении"? Для ответа достаточно использовать одно слово из вопроса. Это слово:

а) " жизнь";

б) " обычно";

в) " поведение".

6. " Он растерялся в этой ситуации". На профессиональном языке психологов это значит:

а) у него не было стандартной программы в сознании;

б) у него не было стандартной программы в подсознании;

в) он просто не знал, как себя вести
(выберите один ответ).

7. Поведение на " автопилоте" — это поведение:

а) по программе, формируемой в сознании;

б) по программе, находящейся в подсознании;

в) вполне осознанное
(выберите один ответ).

8. Поведение на " ручном управлении" — это поведение:

а) по программе, формируемой в сознании;

б) по программе, находящейся в подсознании;


Поделиться:



Популярное:

  1. Базисные концепции организационного поведения
  2. Биосоциальные основы поведения
  3. В случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов.
  4. Ваше подсознание - это книга вашей жизни
  5. Виды и формы девиантного поведения
  6. Внутрипсихические конфликты представляют собой столкновения в психике животного тенденций к одновременному выполнению двух несовместимых типов поведения.
  7. Волевая регуляция деятельности
  8. Вопрос 16: Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта
  9. ВОПРОС 2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КАЗАРМЕ, В СТОЛОВОЙ, В КЛУБЕ И ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В ВОЕННОМ ГОРОДКЕ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СОЛДАТА ПРИ НАХОЖДЕНИИ ВНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ.
  10. Вопрос № 5. Профессионально-этический антикоррупционный стандарт поведения сотрудника ОВД
  11. Выделяют следующие пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях.
  12. Выстраивание модели поведения


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь