Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тамал Кришна Госвами также спросил Шрилу Прабхупаду, может ли быть больше ритвиков в будущем. Шрила Прабхупада сказал, что другие ритвики могут быть назначены на заседаниях GBC в Майяпуре.



 

Тамал Кришна Госвами спросил Шрилу Прабхупаду, что делать, если ритвик падает, Шрила Прабхупада ответил, что GBC могут отстранить его. Все эти беседы записывались на магнитофон, но этих кассет нет в архивах.

(«От моего имени», Гауридас Пандит дас — личный слуга Шрилы Прабхупады с апреля по июль 1977 г, свидетель бесед о назначении ритвиков в июле 1977 г.)

 

Даже с точки зрения здравого смысла назначение ритвиков советом GBC — наиболее логичный и очевидный вариант. Директива от 9 июля 1977 г. адресована не только президентам храмов, но и «всем членам GBC», а в завещании Шрилы Прабхупады написано, что совет GBC будет «высшей управляющей инстанцией» ИСККОН, поэтому если появится «необходимость» в добавлении ритвиков (кто-то из них оставил тело или отклонился), то назначать их — обязанность именно GBC. Вообще, Шрила Прабхупада создал очень сбалансированную систему: президент храма обучает преданного (по крайней мере, следит за его служением в течение установленного для получения инициации срока) и принимает решение о выдачи рекомендации на посвящение нового ученика, но он не может контролировать ритвика, который вправе, проверив рекомендацию, не одобрить ее. От ритвика в свою очередь не зависит, кто получает рекомендации, но в его возможностях — принять преданного как ученика Шрилы Прабхупады, дать ему духовное имя и начитать четки (священный шнур), после чего президент храма может провести ягью. Члены GBC не контролируют решения ритвика относительно инициаций, но они вправе в случае необходимости заменить его на другого или назначить дополнительных ритвиков. Поэтому не существует никакой проблемы, если сейчас GBC назначит новый список ритвиков из старших преданных и впоследствии будет его поддерживать, добавляя новых ритвиков при необходимости. Как сказано в директиве от 9 июля 1977 г., Шрила Прабхупада назначил ритвиков «с целью проведения инициаций, как первой, так и второй». В этом и заключается цель этих указаний Шрилы Прабхупады — чтобы официальное проведение инициаций в ИСККОН продолжалось, и для достижения этой цели у GBC есть все основания сохранять эту систему, уполномоченную Шрилой Прабхупадой на будущее и никогда не отменявшуюся им, назначая при необходимости новых ритвиков.

 

В конце концов, суть этой системы не в «ритвиках» и ритуалах как таковых, а в том, чтобы преданные принимали своим шикша- и дикша-гуру именно Шрилу Прабхупаду, предавались ему, очень тщательно изучали его наставления (книги, лекции, письма и т. д.), со всей серьезностью и решимостью следовали им, медитировали на него как на своего гуру и считали его своим авторитетом, пели молитвы во время утренней службы ему, читали пранама-мантру ему, предлагали пищу и всё свое служение Господу Кришне через него, проводили вьяса-пуджи для него, и тем самым избегали совершения третьего оскорбления Святых Имен (гурор-авагью), успешно развивая в себе любовь к Богу». 

 

***

 

Значение дикши


Существует мнение, что шикша (наставления) значительно важнее дикши (инициации). Однако, чтобы не было возможного недопонимания, необходимо определиться с тем, какой смысл вкладывается в эти понятия. Кроме того, остается открытым вопрос, где именно в шастрах или в книгах ачарьев сказано, что шикша важнее дикши или что наша гуру-парампара (преемственность духовных учителей) — именно «шикша-парампара». Шрила Прабхупада не давал таких формулировок. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится, что шикша-гуру (наставляющий учитель) и дикша-гуру (инициирующий учитель) — равноправные проявления Господа и что проводить между ними различия не следует, хотя там же, в комментариях Шрилы Прабхупады, отмечается, что несмотря на равноправное проявление, между ними есть и различия (бхеда-абхеда) в том плане, что они по-разному относятся к ученику (Чч. Ади 1.34, комм.). Шикша включена в процесс дикши. Шикша-гуру может стать дикша-гуру и инициировать учеников (если уполномочен своим гуру и Верховным Господом занять это положение). Дикша-гуру также дает наставления (шикшу), а не только передает мантру или проводит обряд:

«В соответствии с предписаниями шастр, между шикша-гуру и дикша-гуру нет разницы, и, как правило, шикша-гуру впоследствии становится дикша-гуру».
(«Шримад-Бхагаватам» 4.12.32, комментарий)

«Обычно духовный учитель, регулярно наставляющий ученика в духовной науке, позже становится его инициирующим духовным учителем».
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.35, комментарий)

Но шикша-гуру бывают двух категорий, как указано в комментариях Шрилы Прабхупады в «Шри Чайтанья-чаритамрите» — «освобожденная личность, полностью поглощенная в медитацию на преданное служение», то есть личность, обладающая такой же квалификацией, как и дикша-гуру, а вторая категория — это те, кто «кто развивает духовное сознание ученика необходимыми наставлениями», то есть личности более низких уровней квалификации, начиная от способности пересказать наставления Бога (или, как Шрила Прабхупада сказал в беседе 30 мая 1976 г., начальный уровень шикша-гуру — это наставник-стажер):

 

Гопала Кришна: Шрила Прабхупада, я просто пытаюсь прояснить, я не хочу никакого оскорбить, но никому из ваших учеников не следует называть себя дикша-гуру или шикша-гуру. Я прав?

 

Прабхупада: Ну, я всех задействую так, чтобы они становились шикша-гуру, но следует стать совершенным. Эта попытка... Как это называется? Стажер.

Из беседы в комнате, 30.05.1976

 

Итак, минимальная квалификация наставника-стажера — обладать некоторой верой в Господа Кришну и Шрилу Прабхупаду и как можно точнее пересказывать их наставления. Максимальная квалификация совершенного шикша-гуру — непоколебимая вера, глубокое знание шастр и понимание их сути, спонтанная преданность Господу на уровне маха-бхагаваты (соответственно, непосредственная четко воспринимаемая связь со Сверхдушой). Искажение духовного знания при его передаче выводит наставника из положения шикша-гуру и представителя парампары.

 

Дикша-гуру, от которого следует принимать посвящение, не должен иметь недостаточной квалификации (в отличие от шикша-гуру стажера), он должен быть маха-бхагаватой (уттама-адхикари) (цитаты: https: //vk.com/wall-4018800_3218). Другое отличие, касающиеся наших конкретных обстоятельств — становиться наставляющими гуру не только могут все люди, даже не обладающие высокой квалификацией, но и также всем приказывают, всех призывают к этому — то есть, все уже уполномочены становиться наставляющими гуру (начиная от указания Господа Чайтаньи брахману Курме и другим людям до многократных призывов ко всем Шрилы Прабхупады быть проповедующими гуру):

 

«Наставляй каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, как они изложены в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях». Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: «Если поступишь так, как Я сказал, твоя мирская жизнь в семье не помешает твоему духовному развитию. Более того, если будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, точнее, ты никогда не расстанешься со Мной». В каком бы доме Шри Чайтанья ни просил милостыню в виде прасада, всех его жителей Он убеждал присоединиться к Своему движению санкиртаны и давал им те же наставления, что и брахману Курме».

КОММЕНТАРИЙ: <...> Многие люди приходят к нам и спрашивают, нужно ли им отречься от семейной жизни, чтобы вступить в это Общество, однако наша цель заключается в другом. Человек может спокойно оставаться у себя дома. <...> Здесь очень хорошо объяснена философия Шри Чайтаньи Махапрабху. Тому, кто предается Ему и готов следовать за Ним всем сердцем и душой, нет необходимости менять свое местонахождение. Не требуется также изменять свой жизненный статус. Можно оставаться домохозяином, практикующим врачом, инженером или кем угодно. Это не имеет значения. Но необходимо следовать указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять маха-мантру Харе Кришна и обучать своих родных и друзей «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Необходимо научиться смирению и покорности дома, следуя наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, и так жизнь станет успешной с духовной точки зрения. Не следует стараться искусственно быть возвышенным преданным, думая: «Я первоклассный преданный». Такого образа мыслей следует избегать. И лучше всего не принимать никаких учеников. Необходимо очиститься дома, повторяя маха-мантру Харе Кришна и проповедуя принципы, указанные Шри Чайтаньей Махапрабху. Так человек может стать духовным учителем и освободиться от скверны материальной жизни».
«Шри Чайтанья-чаритамрита» (1975), Мадхья-лила 7.128-130

 

«Поэтому Чайтанья Махапрабху... Йаре декха таре каха 'кршна'-упадеша: «Cтановитесь гуру. Не требуется никакой квалификации. Просто повторяйте то, что говорит Кришна». Посмотрите, насколько всё просто. Не говорите никакой чепухи. Йаре декха таре каха 'кршна' — бас. Кто не может делать это? Любой может, даже ребенок. (смеется) Дочка нашего Шьямасундары. Она проповедовала: «Вы знаете, кто такой Кришна? » Они ответили:

 

— Нет, мы не знаем...

— Это Верховная Личность Бога.

 

Это проповедь, если вы просто скажете: «Кришна — это Верховная Личность, высший контролирующий. Просто будьте послушны ему». В чем сложность? Любой может проповедовать. Повторяйте Харе Кришна. Бас. Три слова: Кришна — Верховная Личность Бога, предайтесь ему и повторяйте Харе Кришна. Ваша жизнь станет успешной. Разве очень трудно проповедовать эти три фразы? Хм? Есть ли какая-то сложность? Даже ребенок, Сарасвати, она может проповедовать. Что же говорить о других? Взрослые, образованные, продвинутые, они могут преподнести это более привлекательно, более убедительно, более философски. Это другой момент. Но эти три фразы: Кришна является Верховным Господом, вы — Его слуга, повторяйте Харе Кришна — бас, проповедь совершенна. Это очень простая вещь и очень важное наставление. Каждый может стать гуру, просто обучая этим трем фразам».

Шрила Прабхупада, беседа, 25.01.1977

 

«В этой стране» означает: где бы вы ни жили, можете стать гуру и спасти их. Кто-то может спросить: «Вы просите меня стать гуру, но у меня нет никакой квалификации». Искренний человек спросит: «Как я могу стать гуру и как я могу спасти эту страну? » Чайтанья Махапрабху говорит, что это несложно. <...> Чайтанья Махапрабху вдохновляет. Он говорит: амара агйайа хана тара эи деша, «где бы ты ни был», эи деша, «в этой местности»... Вы можете никуда не ездить, но где бы вы ни оставались, амара агйайа, «по Моему приказу» гуру хана, «становитесь гуру». Если мы на самом деле хотим стать гуру, есть необходимость в тысячах гуру, чтобы учить обманутые массы. Но как стать гуру? Чайтанья Махапрабху объясняет: амара агйайа, «по Моему приказу». «Каков Твой приказ, господин? » Йаре декха, таре каха 'кршна'-упадеша. Тогда вы становитесь гуру. Просто советуйте людям следовать наставлениям Кришны. Тогда вы становитесь гуру».

Шрила Прабхупада, лекция по «Шримад-Бхагаватам», Бомбей, 02.12.1974

 

«Нам требуются сотни и тысячи духовных учителей, которые поняли эту науку о Кришне и проповедуют ее по всему миру. Вот в чем проблема. Поэтому мы создали это общество и приглашаем всех искренних душ принять в нем участие и стать духовным учителем, и проповедовать эту науку по всему миру. Это... Потребность в этом огромна. Поэтому «Бхагавад-гита», наука о Кришне, не предназначена для конкретной группы или нации, или какой-то страны. Это предназначено для всех, даже для животных. Мы должны изучить эту науку и проповедовать ее по всему миру, чтобы они избавились от невежества. Они совершают кражу. Они воруют. Мы должны спасти их от невежества, от этого состояния невежества. Вот что требуется. <...> И я приглашаю каждого из вас, не только в Америке, во всех частях мира: приходите, присоединяйтесь и изучайте эту науку о Кришне, и проповедуйте по всему миру, чтобы люди стали счастливыми».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», Нью-Йорк, 17.08.1966

 

«Чайтанья Махапрабху дал благословение, чтобы каждый из нас стал садху и проповедовал сознание Кришны. Что же касается сознания Кришны, то у нас есть новые книги, в достаточном количестве, и если мы будем внимательно их читать и воспроизводить комментарии своими словами, это и будет идеальной проповедью».

Из письма Шрилы Прабхупады Трипурари Свами, 9 ноября 1975

 

(Более подробный сборник цитат Шрилы Прабхупады на эту тему: https: //vk.com/wall-4018800_3417).

 

Однако чтобы стать дикша-гуру в парампаре нужно получить особое указание/полномочия на это от предыдущего ачарьи (цитаты: https: //vk.com/wall-4018800_3219). То есть, неверно считать, что все уже уполномочены становиться дикша-гуру и инициировать своих учеников и принимать поклонение на одном уровне с Богом. Другое отличие состоит в том, что ученику можно принимать только одного дикша-гуру, тогда как шикша-гуру можно принимать неограниченно много (Чч. Ади 1.35 текст и комм.). Дикшей иногда называют церемонию посвящения (инициации), но при этом надо иметь в виду, что это внешний аспект дикши. Суть дикши состоит в том, что это процесс изменения сознания благодаря наделению дивья-гьяной (духовным знанием), уничтожению всех видов последствий грехов, что в конечном итоге пробуждает трансцендентное знание/память живого существа, которое из теоретического становится реализованным, и душа осознаёт свои вечные отношения с Богом в своей сварупе (изначальной духовной форме). Дикша-гуру — это, по сути, не тот человек, который проводит церемонию (церемонию могут провести и другие от имени дикша-гуру, как на практике в ИСККОН продемонстрировал Шрила Прабхупада, передав все церемониальные аспекты президентам храмов, санньяси и ритвикам). Сама панчаратрика-церемония с самскарой упанаяна для вайшнавов была введена на практике в эту эпоху в XX веке Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, чтобы, как пишет Шрила Прабхупада, спасти людей от оскорбления вайшнавов в виде отношения к ним как находящимся ниже брахманов. До этого вайшнавские мантры, насколько известно, передавались без агнихотра-ягьи (огненного жертвоприношения). Шрила Джива Госвами, давая определение дикши, просто пишет, что это процесс наделения дивья-гьяной и разрушения грехов. И всё, о церемонии ничего не говорится:

«Шрила Джива Госвами объясняет значение дикши в своей «Бхакти-сандарбхе» (283):

дивйам гьянам йато дадйат
курйат папасйа санкшайам
таспад дикшети са прокта
дешикаис таттва-ковидаих

«Дикша есть процесс, благодаря которому можно пробудить свое трансцендентное знание и уничтожить все реакции, вызванные греховной деятельностью. Личность, опытная в изучении богооткровенных писаний, знает этот процесс как дикшу».
«Шри Чайтанья чаритамрита», Мадхья-лила, 15.108, комментарий Шрилы Прабхупады

Шрила Прабхупада пишет, что Васудева, приняв в свое сердце Господа Кришну, «инициировал» Деваки, передав Кришну в ее сердце. Харидас Тхакур дал обет повторять святые имена 300 тысяч раз, этот обет и был дикшей. Шрила Прабхупада пишет про Нараду Муни: «Он — главный деварши, первый мудрец среди полубогов. Как сын и ученик Брахмаджи, он продолжил линию ученической преемственности, идущую от Брахмы. Нарада дал посвящение Прахладе Махараджу, Дхруве Махараджу и многим прославленным преданным Господа. Он дал посвящение даже Вьясадеве, автору ведических писаний, а от Вьясадевы посвящение получил Мадхвачарья» («Шримад-Бхагаватам» 1.9.6-7, комм.). Из «Шримад-Бхагаватам» мы также узнаём, что Нарада Муни дал Дхруве Махарадже мантру, но не проводил агнихотра-ягью и не начитывал четок. Прахлада Махараджа был инициирован в духовное знание, когда еще находился во чреве своей матери, которую наставлял в духовных вопросах Нарада Муни. Можно также отметить, что слова «упадекшйанти те гйанам» в стихе «Бхагавад-гиты как она есть» 4.34 переводится в пословном переводе как [гуру] «инициирует» (посвятит) тебя в знание. Некоторые «традиционные гаудии» (некоторые кастовые госвами, бабаджи и т. д.) критиковали Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, говоря, что он не был должным образом инициирован с соблюдением всех церемоний и поэтому якобы не имел права давать мантру Радхи-Кришны для поклонения Божеству, поскольку для этой цели сам получил от Бхактивинода Тхакура Нрисимха-мантру. Один из бабаджи опубликовал об этом книгу еще во времена Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (в 1932 г.), и ачарья ответил, что действует по указанию Бхактивиноды Тхакура, и что ачарья имеет право устанавливать некоторые особые практические меры (вайшиштья), даже если это идет в разрез с деталями, на которых столь сильно сосредоточены смарта-брахманы (но при этом действия ачарьи не противоречат принципам, изложенным в писаниях). Тот, кто получил бхагавати-дикшу (суть дикши, как называл ее Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур), может давать и панчаратрика-дикшу (различные церемонии и мантры, даже те, которые сам не получил). Можно увидеть, что Шрила Прабхупада передавал то определение дикши, которому учил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур:

«Духовного ачарью называют гуру. Он дает живым существам третье рождение, давая им инициацию в форме наделения трансцендентным знанием. В этом третьем рождении человек занимается развитием духовности и достигает освобождения от материальных концепций».
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, «Садджана-тошани», том 19, часть 7/8

«Как может тот, кто не квалифицирован обладать чем-либо, дать это другим? Поэтому писания провозглашают, что никто не может поклоняться Вишну, произнося мантры, полученные от непреданного. Следует отказаться от общения с такими непреданными и принять инициацию в форме трансцендентного знания от вайшнавского духовного учителя. Если человек не отказывается от дурного общения с теми, кто настроен против вайшнавов, он не получает никакого блага».
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, «Брахмана и вайшнава», Вйавахара-кханда

«Дикша на самом деле означает инициирование ученика трансцендентным знанием, благодаря которому он освобождается от всего материального осквернения».
«Шри Чайтанья чаритамрита», Мадхья-лила, 4.111, комментарий Шрилы Прабхупады

 

Некоторые «традиционные паривары» представляют нашу общую с ними Гаудия-парампару в значительной степени не так, как ее написал Баладева Видьябхушана в «Прамея-ратнавали», как ее записал Бхактисиддханта Сарасвати на санскрите и на бенгали, как ее точно так же передавал Шрила Прабхупада (например, во введении к «Бхагавад-гите как она есть»), говоря, что это «четкая линия ученической преемственности» (лекция, 11.06.1969), несмотря на то, что между физической жизнью некоторых звеньев есть многолетние «разрывы» (например, между Нароттамой дасом Тхакуром и Вишванаихой Чакраварти, и всё же Шрила Прабхупада пишет: «Шрила Нароттама дас Тхакур, который принял Шрилу Вишванатху Чакраварти своим слугой» (Ч.Ч., Ади, 1). «...Вишванатха Чакраварти Тхакур. Он принял своим гуру Нароттаму даса Тхакура» (лекция по Ш.Б., 17.4.76, Бомбей). Отчасти в связи с этим в последнее время распространяется мнение, что наша парампара — это шикша-парампара и что шикша важнее дикши, но Шрила Прабхупада не говорил именно в таких терминах. Кроме того, есть мнение, что Бхактивинода Тхакур был инициирован не Джаганнатхой дасом Бабаджи, а Випиной Вихари, но Шрила Прабхупада никогда этого не утверждал:

Ади-лила, краткое описание 1 главы «Духовные учители» (издание 1974 г.):

Srila Visvanatha Cakravarti Thakura accepted Srila Jagannatha dasa Babaji, who initiated Srila Bhaktivinoda Thakura, who in turn initiated Srila Gaurakisora dasa Babaji

«Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура принял Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи, который инициировал Шрилу Бхактивиноду Тхакура, который, в свою очередь, инициировал Шрилу Гауракишору даса Бабаджи».

Об этом же Шрила Прабхупада написал в журнале «Обратно к Богу», том 3, часть 16, 20 марта 1960 года:

Viswanath Chakrabarty accepted Jagannath Das Babajee from whom Srila Bhaktivinode Thakore was initiated.

«Вишванатх Чакрабарти принял Джаганнатха даса Бабаджи, от которого получил инициацию Бхактивинод Тхакур».

Но даже если посмотреть на ситуацию не с Бхактивинодом Тхакуром, а ближе к нам по времени — с Бхактисиддхантой Сарасвати и Шрилой Прабхупадой, то можно увидеть, что они тоже были инициированы своими учителями, то есть, как минимум, два последних звена нашей парампары включают в себя дикша-связь, не только шикшу. Если посмотреть песенник ИСККОН 1972 года («Песни ачарьев-вайшнавов») в его первоначальном английском издании (http: //www.krishnapath.org/free-ebooks-audiobooks-of-srila-prabhupada/so...), можно увидеть, что в объяснении бхаджана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Шри Гуру-парампара» про многие звенья парампары написано, что они были «инициированы» предыдущим ачарьей, начиная с того, что Кришна «инициировал» Брахму. Исходя из представленных выше аргументов и цитат, можно сделать вывод, что нет необходимости утверждать, что наша парампара — это именно шикша-парампара. Такая формулировка не встречается в записанных наставлениях Шрилы Прабхупады. В «Конституции Общества» 1966 года Шрила Прабхупада дважды упоминает дикшу:

«(Ж) Пытаться спасать индивидуально каждого человека от череды обманов, которая лежит в основе современного общества, пропагандирующего ложные идеологии, чтобы Человек мог вновь стать свободной душой, свободно действовать и жить, обладая духовным видением. Это возможно благодаря индивидуальному духовному посвящению (Дикше), когда человек становится способен видеть все пребывающим в Боге и Бога пребывающим во всем.

<...>
(Н) Пробуждать качество благости, особенно в каждом члене Общества, в индивидуальном порядке с помощью процесса Дикши и утверждения в статусе брахмана (добродетельного и разумного человека), опирающегося на правдивость, знание и веру в трансцендентное служение Господу».

Таким образом, Шрила Прабхупада делал определенный акцент на процессе дикши, но вместе с тем он указывал, что можно получать наставления от наставляющих учителей (шикша-гуру), которые не противоречат наставлениям дикша-гуру:

 

«Если Киртанананда Махараджа говорит то, что я говорю, тогда к нему можно относиться как к шикша-гуру. Гуру-шастра-садху. Духовный учитель один, это факт. Киртанананда Свами может приниматься как садху, а не духовный учитель, или как наставляющий духовный учитель. Я не думаю, что он говорит что-то против наших принципов, так в чем же проблема? »

Из письма Шрилы Прабхупады Парамананде, 07.20.1974

 

«Шикша-гуру, который дает наставления вопреки наставлениям духовного учителя, не является шикша-гуру. Он демон. Шикша-гуру, дикша-гуру означает... Иногда бывает так, что дикша-гуру не всегда присутствует. Поэтому можно учиться, получать наставления от возвышенного преданного. Это называется шикша-гуру. Шикша-гуру — это не тот, кто поступает вопреки учению дикша-гуру. Это не шикша-гуру, а негодяй, поскольку это оскорбление. Гурор-авагья. Первое оскорбление — это гурор-авагья, пренебрежение авторитетом гуру. Это первое оскорбление. Как может оскорбитель делать успехи в повторении святого имени? Это невозможно. Потому что с самого начала наступает конец его духовной практике из-за гурор-авагьи».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», Гонолулу, 03.07.1974

 

«Что касается твоего последнего вопроса, ответ такой: любой, кто учит, может называться духовным учителем. Это не так, что как только мы получаем инициацию, сразу становимся совершенными. Нет. Для этого необходимо учиться. Поэтому если мы получаем наставления от старших духовных братьев, ко всем ним можно относиться как к гуру, в этом нет вреда. На самом деле у тебя есть только один духовный учитель — тот, который инициирует тебя, точно так же как у тебя может быть только один отец. Но к каждому вайшнаву следует относиться как прабху, учителю, тому, кто находится выше меня, и в этом смысле, если я учусь у него, к нему можно относиться как к гуру. Конечно, я не могу нарушать указания моего настоящего духовного учителя и в то же время называть духовным учителем кого-то другого. Это неправильно. Я могу называть духовным учителем только того, кто учит меня в точности тому, чему учит мой инициирующий духовный учитель. Ты улавливаешь смысл? »

Из письма Шрилы Прабхупады Шрилы Прабхупаде Шри Галиму, 20.11.1971

 

«Все члены GBC должны быть наставляющими гуру. Я — инициирующий гуру, а вы должны быть наставляющими гуру, обучая тому, чему я учу, и делая то, что я делаю. Это не просто титул, вы должны действительно подняться на этот уровень. Вот чего я хочу».

Из письма Шрилы Прабхупады Мадхудвише Свами, 04.08.1975

 

Однако Шрила Прабхупада не делал акцента на шикше до такой степени, чтобы утверждать, что наша парампара — это именно шикша-парампара. Дело в том, как именно понимать значение слов «дикша» и «инициация» и смотреть, в каком контексте они используются. Иногда под инициацией имеется в виду церемония, но инициация буквально означает «начало». Иногда Шрила Прабхупада пишет, что инициация соответствует ступени «бхаджана-крия», а иногда, что даже первой ступени — шраддхи (появлении веры):

«Бхаджана-крийа означает, что человек начинает стремиться. Результат садху-санги [Ч.ч. Мадхья 22.83] — человек начинает стремиться правильно совершать преданное служение. Это называется инициацией. И они обращаются с этой просьбой. Президент центра рекомендует: «Этот юноша или эта девушка уже живет с нами столько-то месяцев, он заинтересован, он может быть инициирован». Тогда мы инициируем».
Лекция Шрилы Прабхупады по Бхагавад-гите 7.1, Сидней, 16 февраля 1973 г.

«Следует приходить в храм, слушать беседы о Кришне и затем по прошествии некоторого времени официально принять инициацию в служение Господу. Это называется бхаджана-крийа. В это время человек должен отказаться от недозволенного секса, принятия одурманивающих веществ, мясоедения и азартных игр. Если человек по-прежнему привязан ко всем этим привычкам, ему следует понимать, что он не совершает прогресса. Когда человек по-настоящему продвигается в бхаджана-крии, всем этим анартхам (нежелательному) приходит конец».
«Учение Господа Капилы», глава 8 «Бхакти-йога — высшая система йоги», стих 14, комментарий Шрилы Прабхупады

Исходя из того, что конечной целью дикши является «пробуждение в спящем живом существе его изначального сознания» (Ч.ч. Мадхья, 9.61, комм.), то в некотором смысле весь процесс развития преданного служения от шраддхи до высших ступеней преданного служения (бхавы и премы), когда душа возвращается в свое изначальное состояние, можно рассматривать как процесс дикши. Несмотря на то, что иногда Шрила Прабхупада называет инициацией событие, соответствующее проведению обряда, тем не менее он неоднократно подчеркивал, что это скорее формальная сторона процесса дикши, которая, хотя и имеет свою ценность, не является его сутью, а инициацией является установление связи с гуру и серьезное решение принять сознание Кришны и начать соответствующую практику:

«Так или иначе, с 1922-го по 1933-й год официально я не был инициирован, но во мне появилось стремление проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху. Вот о чем я думал. Это и было инициацией от моего Гуру Махараджи».
Лекция Шрилы Прабхупады, Хайдарабад, 10.12.76

«Инициация — это формальность. Прежде всего, вы должны решить, будете ли вы соблюдать правила и ограничения и посвящать свое сознание Кришне. Это ваш выбор. Вы должны решить для себя, собираетесь ли вы серьезно принять это сознание Кришны. Это решение остается за вами. Инициация — это формальность. Если вы серьезны, это и есть настоящая инициация. Вы должны понять эту философию Кришны, и если вы решите, что серьезно принимаете сознание Кришны и будете проповедовать эту философию другим, это и будет вашей инициацией. Мое прикосновение — просто формальность. Ваша решимость — вот что является инициацией».
Беседа со Шрилой Прабхупадой, «В поисках божественного», журнал «Обратно к Богу», номер 49

«Официальная инициация не имеет значения, если человек не предался полностью гуру. В таком случае нет и вопроса об инициации. «Дибья-гьяна хриди прокашито».
Шрила Прабхупада, лекция, Новый Вриндаван, 1974 год

«...Ученическая преемственность не всегда означает, что надо быть инициированным официально. Ученическая преемственность — значит принимать заключения, передающиеся по преемственности».
Письмо Шрилы Прабхупады Динешу, 31.10.69

«Повторение Харе Кришна — наше главное занятие, это истинная инициация. И поскольку все вы следуете этому моему наставлению, тот, кто дает инициацию, уже находится рядом с вами».
Письмо Шрилы Прабхупады Тамала Кришне, 19.08.68

«Есть инициация или нет инициации, на первом месте знание... знание. Инициация — это формальность. Подобно тому, как вы ходите в школу, чтобы получить знание, а зачисление — это формальность. Это не очень важная вещь».
Интервью со Шрилой Прабхупадой, Чандигарх, 16.10.76

Кроме того, можно сделать вывод о том, что дикша, по сути, это процесс трансформации сознания (пробуждения до своего чистого состояния — это «цель дикши» (Ч.ч. Мадхья, 9.61, комм.)), который происходит благодаря получению от гуру по милости Кришны семени лианы преданного служения («Методы, правила и ограничения, благодаря которым человек в совершенстве обучается преданному служению, составляют бхакти-лата-биджу, или семя преданного служения» — Ч.ч. Мадхья 19.152, комм.), наделению духовным знанием («Дикша означает... Ди, дивья-гьянам, трансцендентное знание, и кша, икша. Икша означает даршана, видеть, или кшапайати, объяснять. Это называется дикша» — лекция Шрилы Прабхупады, 29.07.1968; «Дикша — это инициация. Ди означает дивья-гьянам, а кша — это кшапайати. Со дня инициации вы просто получаете духовное знание, трансцендентное знание» — лекция Шрилы Прабхупады по Ш.Б. 1.16.1, Лос-Анджелес, 29.12.73; «Инициация означает... санскритское слово — «дикша». Дикша — дивья-гьянам кшапайати ити дикша. Дивья-гьяна» — Шрила Прабхупада, лекция перед инициациями, 17 июня 1976 г.), очищению от последствий грехов («Дикша на самом деле означает инициирование ученика трансцендентным знанием, благодаря которому он освобождается от всего материального осквернения». — Ч.ч. Мадхья, 4.111, комм.; «Дикша есть процесс, благодаря которому можно пробудить свое трансцендентное знание и победить все реакции, вызванные греховной деятельностью. Личность, опытная в изучении богооткровенных писаний, знает этот процесс как дикшу» — Ч.ч. Мадхья 15.108, комм.)) и возвращению в сварупу (изначальные любовные отношения с Богом) — «Иначе говоря, духовный учитель пробуждает в спящем живом существе его изначальное сознание, чтобы оно могло поклоняться Господу Вишну. Такова цель дикши, или посвящения. Посвящение означает получение чистого знания о духовном сознании» — Ч.ч. Мадхья, 9.61, комм.). Этот процесс дикши даже не требует присутствия физического тела гуру рядом с физическим телом ученика (что продемонстрировал Шрила Прабхупада в ИСККОН, физически не встречая часть своих учеников ни до церемонии инициации, ни во время ее, ни после) и не ограничен и не прекращается с физическим уходом духовного учителя. А обрядовый аспект дикши (парикша — взаимная проверка ученика и гуру, — наречение именем, начитывание четок, проведение огненной ягьи) как раз и обеспечивается физически присутствующими представителям духовного учителя и его книгами/записями, даже изображениями и мурти (священным изваянием) духовного учителя:

«И если вас будет двое, это даст мне большое облегчение. Киртанананда будет начитывать четки для новых преданных в Америке и Канаде, а ты можешь начитывать четки для преданных на Европейском континенте. Они, разумеется, по-прежнему будут считаться моими учениками, они не должны становиться твоими учениками, но ты будешь уполномочен мной начитывать их четки, и это будет иметь такой же эффект связывания учителя и ученика, как если бы я начитывал лично».
(Письмо Шрилы Прабхупады Реватинандане, 04.01.1973)

Таким образом, эти внешние аспекты дикши не являются ее сутью и могут, с одобрения гуру, осуществляться его представителями. Поэтому Шрила Прабхупада установил в ИСККОН систему инициаций с участием ритвиков и президентов храмов, и еще в 1977 году эта система была доведена до своей окончательной стадии, когда Шрила Прабхупада физически не имел никаких контактов со своими новыми инициированными учениками, передав право ритвикам от его имени и «по своему усмотрению» (аудиозапись беседы от 07.07.1977) принимать от президентов храмов рекомендации на инициацию. Поэтому этой системе часть ИСККОН и последователей Шрилы Прабхупады следует и сейчас, после физического ухода Шрилы Прабхупады, тем более что таковы указания основателя и ачарьи ИСККОН.

 

(Диаграмма «Дикша» из книги Кришнаканта Десая «Последний приказ», написанной по заказу специальной комиссии GBC в 1996 г.)

 

***

 

6. Вайшнавы-пандиты Рамануджа-сампрадаи (Шри-, или Лакшми-сампрадаи) поддерживают систему ритвиков в ИСККОН:

 


Поделиться:



Популярное:

  1. AOL хочет быть Вашим агентом по закупкам
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. GIN-1( также называемая G-2)
  4. I - Что относится к внешним проявлениям дружбы с неверными.
  5. I LEARN THAT I AM ON AN ISLAND (я узнаю, что я на острове)
  6. I SEE SOMETHING IN THE SAND (я вижу кое-что в песке)
  7. I. МЫСЛИ О ГРАДОНАЧАЛЬНИЧЕСКОМ ЕДИНОМЫСЛИИ, А ТАКЖЕ О ГРАДОНАЧАЛЬНИЧЕСКОМ ЕДИНОВЛАСТИИ И О ПРОЧЕМ
  8. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  9. ROA больше или равно WACC / (1-T)
  10. X. Не должно быть ревности. Половая любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейной близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.
  11. XVII. ЧТО РАЗРУШАЕТ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ?
  12. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь