Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История системы множества дикша-гуру в ИСККОН



 

Шрила Прабхупада, другие ачарьи нашей парампары, Господь Чайтанья и ведическая литература фактически неуязвимы для критики сектоборцев и других недоброжелателей. Поэтому, по большому счету, Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) также является трудной мишенью для серьезной критики. Однако у ИСККОН есть уязвимое место, на котором могут недобросовестно спекулировать или же справедливо указывать на проблемы. Эта «ахиллесова пята» — отклонения, которые появлялись в истории ИСККОН или могут появиться, от указаний и наставлений Шрилы Прабхупады, основателя, ачарьи и высшего авторитета во всех вопросах ИСККОН, от наставлений, в которых отражена гаудия-вайшнавская сиддханта и воля Господа Чайтаньи. Преданные вынуждены сталкиваться с вопросом о том, как правильно относиться к «негативной» стороне истории ИСККОН, в чем основные проблемы, каков выход из них. Не зная данной темы, можно легко поддаться заблуждениям, пропаганде сектоборцев, которые нередко приписывают проблемы, связанными с отклонениями от наставлений Шрилы Прабхупады, самому Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье, Господу Кришне и тем самым потенциально могут подорвать веру преданных в процесс бхакти-йоги и вообще веру в Бога.

Иногда звучат не совсем корректные утверждения, другая крайность по сравнению с пропагандой «сектоведов», а именно что существенные проблемы ИСККОН, связанные с системой гуру, остались в прошлом, в 1980-х годах, что были проведены реформы, которые исправили ситуацию, однако на самом деле это не совсем так. Нужно хорошо знать данный аспект истории ИСККОН, чтобы понимать, что на самом деле происходило и происходит, и быть защищенным от различных искажений на данную тему. Необходимо честно разобраться в этом вопросе на основе наставлений Шрилы Прабхупады, так же как Арджуна честно высказал свои сомнения Господу Кришне и потом честно принял Его наставления.

 

Итак, факты таковы, что процесс введения в ИСККОН системы множества дикша-гуру после физического ухода Шрилы Прабхупады можно условно разделить на два этапа. В 1978 году по итогам двух официальных консультаций (которые действительно не доказаны как имевшие разрешение или указание со стороны Шрилы Прабхупады на такой шаг) делегации руководящего органа ИСККОН, совета GBC, с Б. Р. Шридхарой Махараджей, духовным братом Шрилы Прабхупады, была создана система «зональных ачарьев». Вот как начались эти консультации в марте 1978 г.:

 

Джаяпатака Махараджа: Мы хотели бы получить Ваши советы относительно некоторых моментов, некоторых деталей того, как эти инициирующие духовные учителя должны решать некоторые вопросы. Можем ли мы задать Вам вопросы?

Шридхара Махараджа: Да, вы можете спрашивать.
(Беседа GBC с Шридхарой Махараджей, март 1978 г.)

В расшифровке беседы не упоминается о том, что Шридхаре Махарадже показали содержание письма от 9 июля 1977 г., подписанного Шрилой Прабхупадой, о назначении первоначального списка риттиков (ритвиков) Шрилы Прабхупады, но Шридхаре Махарадже было сказано, что «для инициирования и продолжения сампрадаи» Шрила Прабхупада назначил одиннадцать ритвиков, которые после его физического ухода должны стать «инициирующими духовными учителями», и у него стали спрашивать о разных аспектах будущей системы гуру в ИСККОН (см. текст бесед: http: //www.gosai.com/chaitanya/gbc/78_ssm_gbc.html). По итогам этих консультаций была создана система зональных ачарьев, обоснованная публикацией GBC 1978 г. «Исполнение желания Шрилы Прабхупады о продолжении ученической преемственности» — публикация, подготовленная GBC (в консультации с высшими авторитетами)» (http: //gosai.com/writings/the-process-for-carrying-out-srila-prabhupadas-desires-for-future-initiations), в которой в значительной степени отражены наставления, которые дал Б. Р. Шридхара Махараджа. Данный эпизод показывает, что появившаяся в то время система множества гуру в ИСККОН была создана не на основе указаний Шрилы Прабхупады, поскольку таких указаний Шрила Прабхупада не дал.

 

Таким образом, после ухода Шрилы Прабхупады действие системы ритвиков было приостановлено. На первой Гаура-Пурниме после физического ухода Шрилы Прабхупады (в 1978 г.) на самом деле не было представлено каких-либо доказательств того, что Шрила Прабхупада уполномочил кого-либо из своих учеников (в том числе одиннадцать ритвиков) занять положение дикша-гуру в ИСККОН после его ухода (например, этих доказательств нет в публикации, упомянутой выше). В то время еще не было опубликовано множество аудиозаписей бесед со Шрилой Прабхупадой, многие документы и директивы Шрилы Прабхупады, письма Шрилы Прабхупады также еще не были изданы и не были широко известны преданным в ИСККОН. Фактически, было просто объявлено, что одиннадцать старших учеников, назначенных исполнять обязанности ритвиков, были избраны Шрилой Прабхупадой стать после его ухода полноправными гуру ИСККОН, заменив таким образом в этом положении Шрилу Прабхупаду. Однако выяснилось, что наставления Шрилы Прабхупады были иными. Вот что говорят старшие ученики Шрилы Прабхупады о тех событиях:

 

Мина деви даси: «Шрила Прабхупада покинул наше материальное восприятие в 1977 году. Я услышала о его уходе от одного хиппи в Вашингтонском национальном аэропорту. Когда я открыла «Шримад-Бхагаватам», этот парень увидел фотографию Шрилы Прабхупады, и сообщил мне эту весть. Он только что приехал из Нью-Вриндавана. Там все обезумели от горя.

Вернувшись в храм, который теперь располагался в Потамаке, я увидела страшно расстроенных преданных. Никто не знал, что теперь делать. Мы совершенно растерялись. Мы ждали указаний от руководства. Сообщение пришло: теперь будут новые ачарьи (гуру). Сатсварупа Махараджа должен быть гуру в Вашингтоне, Балтиморе и Гита-Нагари (община в Пенсильвании). Для других зон были другие ачарьи. Все должны продолжать служить как обычно.

 

Вот как это было. Шрила Прабхупада ушел. Атмосфера наполнилась идеей, что он воспитал учеников, некоторые из которых теперь стали гуру».

(«Шрила Прабхупада — моя надежда, моя жизнь и душа», журнал «Обратно к Прабхупаде», номер 21, осень 2008 г., Мина деви даси, Теннеси, США

http: //www.iskconirm.com/ru/btp21_mdd_ru.html)

 

ЕМ Говинда даси

 

Говинда даси: «Второй вопрос: приняли ли ученики Прабхупады одиннадцать зональных ачарьев? Большинство из них не приняли. Следует отметить, что в то время, когда Шрила Прабхупада ушел, было понимание, что инициации продолжатся без перерыва в точности так, как они проводились уже несколько лет. Это было общим пониманием.

 

Несомненно, Шрила Прабхупада ввел много уникальных и «неортодоксальных» систем для своей проповеднической работы, и никому из нас даже не приходило в голову ставить под сомнение то, что он делает и как он это делает. Так что эта система инициаций [через представителей Шрилы Прабхупады] уже практиковалась некоторое время, еще с 1970 года, и у нас было понимание, что она продолжится.

 

Большие перемены наступили лишь во время заседания в Майяпуре — несколько месяцев спустя после ухода Прабхупады. Вот когда всё изменилось.

 

Интересно, как я услышала об этом. Я была в парке, когда мы проводили киртан примерно в день Гаур Пурнимы, спустя несколько месяцев после ухода Шрилы Прабхупады. Один из моих друзей и духовных братьев подошел ко мне и сказал: «Говинда даси, ты слышала, что они делают в Майяпуре? Они проводят заседания, собираются объявить себя зональными гуру, принимать поклонение на вьясасанах и тому подобное». Я была шокирована. < …> Что касается моего личного опыта: верила ли я когда-нибудь, хоть на секунду, что он назначил тех одиннадцать [ачарьями-преемниками]? НЕТ. Не верила ни секунды. И слова Бхагаджи лишь подтвердили эту истину. Бхагаджи был там вместе со Шрилой Прабхупадой, он всё видел и слышал. Он сказал мне: «Прабхупада никогда никого не назначал. Они попросту сделали это сами, вот и всё».

(«Говинда даси (АЧБСП) об истории ИСККОН после 1977 года», http: //www.prabhupadanugas.eu/? p=11368)

 

ЕМ Пита дас

 

1 декабря 1998 года

«Шрила Прабхупада ввел в обращение слово «ритвик»

 

Вспоминает слышавший это Пита дас

 

Харе Кришна! Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны у стоп всех собравшихся вайшнавов — преданных Господа, которые подобны деревьям, исполняющим желания каждого. Слава Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Шриле Прабхупаде. Это факт, что Шрила Прабхупада очень ясно говорил о том, как новые преданные, которые придут в его движение, должны приниматься после его ухода. Слово «ритвик» я впервые услышал из Лотосных уст Шрилы Прабхупады, и Его Божественная Милость произносил это слово много раз в течение последних двух недель во Вриндабане. Я отчетливо помню это, потому что тогда я не знал, что такое ритвик.

 

Шрила Прабхупада называл это ритвик-ачарьей, прозрачной средой для предыдущего ачарьи. Таково положение, которое Его Божественная Милость дал этим одиннадцати ученикам, которые, как он говорил, пожертвовали больше других в служении ему для основания ИСККОН. Шрила Прабхупада много раз говорил о том, как этим преданным следует продолжать миссию ИСККОН после его ухода. Много раз я слышал, как он говорил: «Это ясно? Вы поняли? — Да, Шрила Прабхупада, всё ясно, — отвечал Тамала Кришна Госвами. — Нет никаких вопросов, Шрила Прабхупада, вы всё сделали очень ясным». В то время всё это записывалось на магнитофон, и множество преданных слышали это.

 

Что же случилось со всеми этими пленками? Тогда за них отвечал секретарь Шрилы Прабхупады. В 1978 году в его министерстве аудиозаписей я видел огромное количество пленок, относившихся к тому периоду [концу 1977 года]. Это факт, и он хорошо знает это, что бы он ни говорил сейчас. <...> Но тогда, спустя шесть месяцев после Махасамадхи Шрилы Прабхупады, они называли себя не ритвик-ачарьями, а гуру с большими вьясасанами. Бхагавану омывали ноги молоком. Некоторые его духовные братья говорили, что мы записываем каждое слово, которое произносит Бхагаван, и поэтому не совершим ошибок, которые совершили в присутствии Шрилы Прабхупады. Бхагаван спросил меня в апреле 1978 года: «Тебе нравятся храмы, которые я унаследовал? » Это произошло, когда меня отправили в Южную Европу собирать средства для библиотечной группы ББТ Индии. Что они сделали и делают до сих пор вот уже почти 22 года, так это сами себе дают положение, на котором неспособны удержаться».

(Полная версия статьи на английском языке: http: //www.vnn.org/world/WD9812/WD01-2597.html)

 

Из интервью со старшим учеником Шрилы Прабхупады Гурукрипой прабху, который в 1970-е годы был членом GBC и участвовал в ежегодном собрании GBC весной 1978 г.: «Не было НИКАКИХ РАЗГОВОРОВ об инициациях в эти месяцы [после ухода Шрилы Прабхупады и до Гаура Пурнимы 1978 года]. Я ничего такого не слышал ни во Вриндаване, ни в Майяпуре. Если бы Шрила Прабхупада назначил этих одиннадцать человек в качестве духовных учителей, почему они не начали инициировать сразу после его ухода? Потому что все они прекрасно знали, что их никогда не назначали в этом качестве! <...> На заседании GBC 1978 года был поднят вопрос об инициациях, и было видно, что они уже решили, что продолжат свой замысел и объявят о том, что их назначили гуру».
(Интервью с Гурукрипой дасом об истории ИСККОН http: //krishna.org/gurukrpa-speaks-on-iskcon-history/)

 

Текст соответствующей резолюции GBC:

«16. Ежегодно во время Гаура-Пурнимы GBC будет рассматривать вопрос о назначении новых духовных учителей, которые будут избираться путем подачи 3/4 голосов. Однако в течение 1978 года никаких духовных учителей, кроме одиннадцати, избранных Шрилой Прабхупадой, назначаться не будет».
(Резолюция GBC № 16, 19 марта 1978 года http: //gbc.iskcon.org/2012/02/03/1978-2/)

 

Это утверждение об избрании Шрилой Прабхупадой духовных учителей никогда не было доказано, и впоследствии звучали признания в том, что подобные утверждения были ошибочными. Например, вот официальные извинения, опубликованные в журнале «Обратно к Богу»:

 

«Под влиянием майи, иллюзии, вскоре появилась другая идея — что Шрила Прабхупада назначил одиннадцать «чистых преданных» действовать в качестве единственных гуру после него... Эта система зональных гуру практиковалась в ИСККОН около десяти лет, пока её ложность не стала очевидной... В 1986 году Уполномоченный руководящий совет ИСККОН официально отменил эту систему. Сатсварупа дас Госвами, главный редактор журнала в те годы, вместе со мной приносит извинения нашим читателям за согласие с ошибкой «зональных гуру». Особенно мы приносим свои искренние извинения за то, что внесли вклад в страдания и несправедливость, пережитые преданными в то время, когда ИСККОН отклонялся от наставлений Шрилы Прабхупады».

(«Извинение», «Обратно к Богу», номер 25-01, 1991 г.)

 

В рамках системы «зональных ачарьев» все члены и сторонники ИСККОН были обязаны получать инициацию у того гуру, в ведении которого находилась соответствующая зона. Относиться к зональным ачарьям было предписано так же, как члены ИСККОН относились к Шриле Прабхупаде в 1960-70-х годах. Вот как описывает практику периода зональных ачарьев Нрисимхананда дас (глава ISKCON Television):

 

«Ученики были обязаны получать инициацию от того гуру, в ведении которого находилась соответствующая географическая зона. Те, кто хотел принять другого гуру, были вынуждены переехать в его зону.

 

Для каждого гуру было свое собственное сиденье в храмах его зоны. Для гуру из другой зоны, приезжавшего с визитом, предназначалось отдельное сиденье, другие лекторы, читавшие «Бхагаватам», садились на третье сиденье (иногда лекторы «Бхагаватам» садились на четвертое сиденье, если они являлись духовными внуками Прабхупады).

 

Изображение местного гуру на постоянной основе устанавливалось на храмовом алтаре, а его пранам-мантру пели в каждом киртане (в храме, на харинаме и т. д.) перед пением пранама-мантры Прабхупады. Имя местного гуру было добавлено в молитвы премадвани. Каждому гуру был дан почетный титул, которым должны были называть его все, кто к нему обращался. Все, кто жил в храме, были обязаны посещать одновременную гуру-пуджу, которую ежедневно проводили Прабхупаде и местному гуру. На заседаниях GBC гуру сидели на сиденьях, которые были выше кресел, на которых сидели другие члены GBC».

Статья «История дикша-гуру в ИСККОН 1978–2014», полный текст на английском языке: http: //dandavats.com/? p=12630

 

Одиннадцатью зональными ачарьями стали те, кого Шрила Прабхупада назначил в 1977 г. в качестве ритвиков, в обязанности которых входила помощь в проведении церемоний инициации в ученики Шрилы Прабхупады. Прекращение ими исполнения этих обязанностей и занятие положение ачарьев не имеет доказательств в виде задокументированных указаний Шрилы Прабхупады. Вскоре «зональные ачарьи» стали испытывать трудности и покидать свои посты при весьма скандальных обстоятельствах, что спровоцировало кризис в ИСККОН. В 1985 г. Равиндра Сварупа прабху, ныне гуру ИСККОН, так сформулировал проблему, связанную с введением новой системы гуру ИСККОН:

«Положение инициирующего гуру, официально закрепленное в ИСККОН, противоречит желанию Шрилы Прабхупады и несовместимо с его планами относительно ИСККОН. Собравшиеся преданные согласились с тем, что это отклонение от указания Шрилы Прабхупады лежит в основе наиболее сложных и закоренелых проблем ИСККОН» (Равиндра Сварупа дас, «По моему приказу: размышления о гуру в ИСККОН», 17 августа 1985 г.).

Позднее он написал:

«В мае 1980 года совет GBC был вынужден провести «внеочередное всеобщее собрание» в Лос-Анджелесе, чтобы отреагировать на сомнительное поведение Хамсадуты Свами (злоупотребление властью, наркотики, секс, криминал), Джаятиртхи Свами (ЛСД, как выяснилось позже) и Тамала Кришны Госвами (проявление чрезвычайной автократии). Однако всего три месяца спустя наложения санкций на этих гуру GBC опубликовал философскую статью, в которой защищалось мнение о том, что нынешних гуру ИСККОН следует считать маха-бхагаватами. В любом случае, к 1981 году члены GBC были вынуждены лишить Хамсадуту положения гуру, а в 1982 году это было сделано с Джаятиртхой. К тому времени многие старшие преданные стали думать, что падения и нарушения со стороны гуру не прекратятся и что GBC не способен их контролировать. Это растущее беспокойство, наконец, нашло официальное выражение на очередном собрании президентов храмов и санньяси Северной Америки в сентябре 1984 года. 94% членов собрания, имевших право голоса, согласились с тем, что «есть основополагающие и требующие решения проблемы с существующим институтом гуру в ИСККОН» (Равиндра Сварупа дас, «Столпы успеха: принципы и практика реформ в ИСККОН»).

Уход одного за другим зональных ачарьев оставил большие географические зоны без инициирующих гуру, что усилило кризис:

«В результате истинное положение Прабхупады оказалось сокрытым... из-за этой системы в 1981 году мы впервые столкнулись с кризисом. Главным кризисом было то, что гуру начали испытывать духовные трудности. Из одиннадцати гуру шесть пали один за другим, что вызвало в нашем обществе масштабную катастрофу».

(Бхакти Чару Свами, встреча с учеником, 19.05.2003, РАМНО Text 6829041).

 

Нрисимхананда прабху так описывает проведение реформ в 1985–1987 гг., в рамках которых титулы, вьясасаны, церемонии, посвященные зональным ачарьям, и прочее было сокращено и началось регулярное утверждение дикша-гуру голосованием совета GBC:

 

«1985 г.

 

СОБЫТИЯ

 

Ученики Прабхупады собираются в Нью-Вриндаване, чтобы обсудить реформирование системы гуру.

Впервые все члены GBC сидят в храмовой комнате на одном уровне (до этого гуру сидели на более высоких сиденьях).

Бхагаван и Сундарупа предлагают ввести двухуровневую систему, состоящую из ачарьев и менее значительных гуру.

Североевропейские лидеры распространяют публикацию, в которой выражается протест против реформы.

<...>

 

1986 г.

 

РЕЗОЛЮЦИИ GBC

 

Основываясь на указаниях GBC, сформулированных относительно инициирующих гуру, каждый член GBC может представить совету GBC кандидата в дикша-гуру. Если большинство голосующих членов GBC не выскажет возражений против назначения, кандидату будет определен обязательный период ожидания сроком один год, в течение которого ему не следует приходить к выводу или сообщать другим, что по окончании этого срока он будет автоматически утвержден [в качестве дикша-гуру].

По прошествии срока ожидания в течение одного года совет GBC еще раз рассмотрит квалификацию кандидата, приняв к сведению мнение местных руководителей, и, получив одобрение большинства членов совета, он может принять на себя ответственность инициирующего гуру в ИСККОН. (Это изменение по сравнению с предыдущей процедурой одобрения).

Благословения будут даны тем, кто уже инициирует (тем, кто был утвержден одобрением любых троих членов GBC).

Как можно скорее после назначения на пост дикша-гуру ему следует дать клятву на публичном собрании.

GBC подчеркивает, что их система одобрения не должна считаться заявлением о том, что назначаемый инициирующий гуру находится на уровне осознания Бога. Ученики несут личную ответственность за принятие гуру только после развития веры в этого гуру.

GBC формулирует правила проведения внеочередных собраний.

Особая вьясасана для местных гуру сделана местной опцией.

<...>

СОБЫТИЯ

 

GBC проводит внеочередное собрание в Калифорнии, чтобы обсудить ситуацию с Рамешварой.

Рамешвара и Бхагаван подают в отставку и уходят из ИСККОН.

Последователи Хамсадутты освобождают храм ИСККОН в Беркли и покидают его.

Начало работы комитета 50 человек в дополнение к совету GBC (возможно, этот комитет начал функционировать в 1985 г.).

<...>

1987 г.

 

РЕЗОЛЮЦИИ GBC

 

Преданных, получивших первую инициацию от Прабхупады, а вторую — от кого-то другого, следует считать учениками Прабхупады.

Личные вьясасаны для гуру запрещаются. Теперь должно быть одно сиденье для всех, кто читает лекцию по «Бхагаватам», а «духовные внуки» могут, если того желают, садиться на полу, чтобы прочитать лекцию.

Слово «ачарья» может употребляться только по отношению к Шриле Прабхупаде.

Публичное поклонение гуру запрещается.

Кандидатам в ученики следует повторять мантру Прабхупады в течение шести месяцев и поклоняться ему как своему шикша-гуру, а в течение следующих шести месяцев кандидат может повторять мантру своего будущего гуру.

Приняты резолюции, в которых сказано, что ученики могут (вместо обязаны) принять реинициацию после падения их гуру и что отстраненным гуру больше нельзя поклоняться.

Процесс получения статуса инициирующего гуру в ИСККОН: необходимо получить большинство голосов совета, состоящего из всех членов GBC соответствующей зоны плюс одобрение, как минимум, десяти других старших преданных данной зоны, при этом должен быть соблюден список обязательных правил и указаний.

Ученикам позволяется получать инициацию от любого гуру с условием, что гуру достоин (eligible – тут, видимо, имеется в виду, что он имеет право — прим. перев.) инициировать в ИСККОН.

Все гуру могут свободно проповедовать в любой зоне».

Статья «История дикша-гуру в ИСККОН 1978–2014», полный текст на английском языке: http: //dandavats.com/? p=12630


Однако проведенные в 1985–87 гг. реформы, как неоднократно отмечали ученики Шрилы Прабхупады, оказались «косметическими» и почти не изменили ситуацию, поскольку не восстановили неправомочно отмененную систему инициаций от имени Шрилы Прабхупады через ритвиков — единственную уполномоченную Шрилой Прабхупадой систему посвящений, в окончательном виде введенную им в 1977 году для всего ИСККОН на будущее, в том числе на период после его физического ухода (о чем есть ясное упоминание в беседе с делегацией GBC 28 мая 1977 года). По словам гуру ИСККОН Бхакти Чару Свами, новая система, появившаяся в результате реформ середины 1980-х годов, стала «смягчением первоначальной системы [зональных ачарьев] и продолжением в том же духе»:

«Например, как в 1987 году. Хотя мы провели реформу после того, как пало столько гуру, мы сформировали комитет из 50 человек и провели реформу. Но на самом деле, по крайней мере, я так считаю, никакой настоящей реформы не было. Это было что-то вроде смягчения первоначальной системы и продолжения в том же духе. Всё, что мы сделали, так это назначили ещё несколько гуру и открыли для всех возможность инициировать в любом уголке мира, где кто пожелает. А до этого была система зональных ачарьев. Поэтому я считаю, что это главная ошибка, которую мы совершили после ухода Шрилы Прабхупады и которая не была должным образом исправлена. <...> После того как в 1998 году пал Харикеша, в 1999-м я сказал, что очевидно, что мы движемся не в том направлении. А когда идёшь не в том направлении, когда ты знаешь, что идёшь не в том направлении, что ты должен сделать? Ты должен остановиться и найти правильный путь. Поэтому давайте прекратим инициировать и постараемся найти истинный корень проблемы и её решение, если мы сможем найти это решение, а до тех пор давайте остановимся» (Бхакти Чару Свами, собрание в Торонто, 20 июля 2003 г.).

«В 1987 году, почти через 10 лет после ухода Шрилы Прабхупады, эта ошибка была рассмотрена ведущими преданными ИСККОН, но не была полностью исправлена. Просто добавив новых гуру и разрешив им инициировать всюду, где смогут привлечь учеников, они лишь разбавили эту ошибку до некоторой степени, но в действительности не исправили её. <...> Важно, чтобы мы в ИСККОН ясно признали тот факт, что всё в ИСККОН, включая даже всех преданных, принадлежит Шриле Прабхупаде. Только после того как эта ошибка, сдерживающая рост нашего Общества, будет исправлена, движение Сознания Кришны вновь начнёт очень быстро и беспрепятственно распространяться по всему миру» (из статьи Бхакти Чару Свами, опубликованной 12.07.2009 на сайте Dandavats.com).

 

Бхакти Чару Свами также сказал в одной из своих лекций:

 

«Прабхупада ничего не говорил, а затем очень слабым голосом сказал мне: «Разве не я учил тебя, что духовная душа вечна и никогда не умирает? » Это высказывание одарило меня глубоким осознанием: как может человек, научивший меня, что духовная душа вечна и никогда не умирает, когда-либо умереть сам?

 

Он всегда будет с нами, даже если однажды Он уходит, и мы больше не можем увидеть Его своими земными глазами. Но сегодня, оглядываясь назад, я вижу, что сразу после Его ухода мы согласились с тем, что Шрилы Прабхупады здесь больше нет — как и всех смертных, которые оставляют свое тело, Его больше нет. Я очень ясно чувствую, что это величайшая ошибка, и мы ее совершили.

 

И в результате этой ошибки ИСККОН сегодня находится в таком критическом состоянии. И вот, собравшись здесь все вместе по случаю празднования дня ухода Шрилы Прабхупады, давайте же признаем, что Шрила Прабхупада никуда не уходил.

 

Это так. Наши глаза просто не в состоянии увидеть Его. И хотя мы не способны увидеть Его своим земным видением, Он, конечно же, здесь, внимательно смотрит на нас с высот духовного мира. Он всегда будет с нами, направляя нас, если только мы найдем прибежище у Его лотосных стоп. Он всегда вознаграждает нас, когда мы доставляем Ему радость, и наказывает нас, если мы ошибаемся.

 

В результате этой ошибки, когда мы посчитали, что Шрила Прабхупада ушел, мы оказались перед лицом всех этих трудностей. Незадолго до того, как оставить этот мир, в самые последние свои дни, Шрила Прабхупада много раз говорил своим старшим ученикам: «Просто сохраняйте то, что я уже дал вам». Тогда мы думали, что это так просто. Однако сегодня мы видим, какой ужасный крах мы потерпели, нарушив Его указания. Величайшей ценностью, которую оставил нам Шрила Прабхупада, были Его ученики, и именно эту ценность мы прежде всего потеряли.

 

Теперь мы потеряли почти все из того, что оставил нам Его Божественная Милость поддерживать и защищать.

 

Я не хочу никого упрекать за все те ошибки, которые были совершены, но мы, тем не менее, должны осознать их и извлечь из них урок. Поэтому со всей искренностью я говорю, что мы теряем всё, поскольку мы посчитали, что Шрила Прабхупада теперь мертв, что Он ушел, и начали предъявлять претензии на нашу долю его наследства. Сегодня утром в своей речи матушка Дайвишакти обратила внимание на то, как это естественно видеть, что Шрила Прабхупада и сегодня по-прежнему является «гуру ИСККОН». Я подумал, что это ведь так ясно. И все же как редко мы действуем, руководствуясь подобным пониманием!

 

Будем ли мы когда-либо вообще действовать, руководствуясь этим видением?

 

Каждый день во всех храмах ИСККОН каждый поклоняется Шриле Прабхупаде. В таком случае, почему же мы не решаемся сказать тем, кто приходит к нам в поисках духовного учителя, что Шрила Прабхупада, самый лучший гуру в мире, какого только можно найти, по-прежнему здесь, и они могут предаться Ему и очень легко вернуться обратно к Богу. Если нам выпала такая великая удача, почему мы не можем целиком и полностью воспользоваться теми великолепными возможностями, которые она предоставляет? Это единственное, что мы можем сделать для того, чтобы вернуть ИСККОН былую славу и стать свидетелями, как Движение Санкиртаны Господа Шри Чайтаньи Махапрабху распространяется, преодолевая любые границы по всему миру.

 

Если мы и впрямь любим ИСККОН и если мы искренне хотим, чтобы Движение сознания Кришны распространилось по всему миру и пришло в каждый город и каждую деревню, то давайте распространим по всему миру весть о том, что Шрила Прабхупада по-прежнему с нами и каждый, кто хочет обрести Его милость, может достичь этого и установить свои вечные взаимоотношения с ним.

 

В этот день, день ухода Шрилы Прабхупады из этого мира, давайте же дадим торжественное обязательство признать тот факт, что Шрила Прабхупада всегда присутствует здесь, в своем ИСККОН, и что кто бы ни захотел получить возможность прийти к Нему и встретиться с Ним здесь, он по-прежнему может сделать это и сегодня. И позвольте нам, как смиренным слугам, помочь установить ему свои взаимоотношения с Его Божественной Милостью».

(Бхакти Чару Свами, лекция на день ухода Шрилы Прабхупады, Вриндаван, октябрь 2000 г.)


Таким образом, с середины 1980-х годов происходит регулярное утверждение дикша-гуру в ИСККОН голосованием совета GBC, который никогда не получал разрешения от Шрилы Прабхупады на подобное голосование (следует отметить, что первое такое голосование состоялось еще в 1982 г. с добавлением к 11 зональным ачарьям трех новых ачарьев). Более того, Рекомендательный совет по шастрам при GBC («Sastric Advisory Council») признал, что нынешний метод уполномочивания дикша-гуру в ИСККОН не основан на наставлениях «гуру, садху или шастры»:

«Наша нынешняя система институализировала процесс, согласно которому старшие преданные голосуют или высказывают отсутствие возражений насчет кандидата в гуру. Но мы не находим, чтобы этот институализированный процесс обращения за благословениями был упомянут гуру, садху или шастрой в качестве процесса, согласно которому преданный обретает полномочия становиться гуру» (Balancing the roles of the GBC and the disciple in Guru selection, SAC).

Шрила Прабхупада говорил: пхалена паричийате — обо всем нужно судить по плодам. По состоянию на 2014 г. помимо появления первых 11 зональных ачарьев в ИСККОН было одобрено еще 118 инициирующих гуру (33 из которых впоследствии перестали действовать в этом качестве). Одним из важных результатов этих новых систем гуру стал уход в общей сложности более 40 дикша-гуру (то есть, в среднем один дикша-гуру ежегодно с 1978 г. по настоящее время), что за последние десятилетия спровоцировало уход десятков тысяч сторонников ИСККОН по всему миру, значительную потерю репутации ИСККОН, недвижимости, денег и, самое главное, были нанесены душевные травмы тем, кто поверил в ИСККОН, в Шрилу Прабхупаду и в Господа Кришну — и, естественно, была причинена боль Им самим). Мой собственный опыт: придя в ИСККОН в январе 2000 г., я увидел в нашей ятре примерно 30–40 человек. Мне было сказано, что до ухода Харикеши Свами в 1998 г. и кризиса, который последовал за этим, в нашей ятре число прихожан было значительно больше (прозвучала цифра 200 человек). В результате этого кризиса действительно много преданных покинуло ИСККОН в различных городах. Помимо прочего, ИСККОН в России потерял один из крупнейших в Европе храмов — в Санкт-Петербурге (известная «Башня»), который остался за сторонниками Харикеши Свами, ушедшими из ИСККОН, и по состоянию на 2016 г. этот храм остается вне ИСККОН.

Вот несколько примеров из множества аналогичных признаний и решений об отстранении гуру ИСККОН с их положения, которые на самом деле не прекратились после реформ, проведенных в середине 1980-х годов, а регулярно продолжаются до сих пор:

 

В 1990 г. ЕМ Махарам дас отказался от роли инициирующего гуру ИСККОН и принял наставления Шрилы Прабхупады о ритвиках.

 

«Vedic Village Review» № 12, март 1990 г., скан: http: //prabhupada-books.de/english-book-scans/vvr12.pdf

 

Перевод:

 

«Махарам Прабху, гуру для территории Колумбии, позвонил, чтобы объявить об отказе от положения «полноправного гуру», на которое был утвержден GBC, и вместо этого занял положение РИТВИКА. Он объяснил своим ученикам, что они в действительности являются учениками Шрилы Прабхупады. Он организовал перевод статей, опубликованных в VVR [популярном в то время журнале «Vedic Village Review» Нью-джайпурской общины, который распространялся по подписке по различным странам среди сторонников ИСККОН], на испанский язык, и сейчас чувствует себя намного более комфортно и счастливо относительно своей роли».

 

В 1992 г. на заседании GBC он был официально лишен статуса инициирующего гуру ИСККОН:

 

«20. Махарам дас бессрочно лишается положения инициирующего гуру, утвержденного ИСККОН. По истечении 5-летнего срока он может в любое время обратиться к совету GBC с просьбой о восстановлении своего статуса. {92}».

Резолюции GBC 1992 г. http: //gbc.iskcon.org/2012/02/09/1992/

 

Тогда же, в 1990 г. несколько президентов храмов ИСККОН в странах Бенилюкса направили обращение, приуроченное к заседанию GBC в 1990 году (подписанное «примено 50 преданными»):

 

Обращение президентов европейских храмов к GBC

Бенелюкс, 1.17.90

Дорогие Махараджи и Прабху!

Пожалуйста, примите наши смиренные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде.

В связи с тем, что приближается ежегодное собрание GBC в Майяпуре и что в последние месяцы стали обсуждаться некоторые конкретные вопросы, нам хотелось бы выразить свои ощущения относительно определенной стороны нашей жизни в сознании Кришны.

Наше главное беспокойство заключается в том, что многие из нас потеряли веру в преданных, занимающих посты лидеров в ИСККОН, особенно в GBC, санньяси и инициирующих гуру.

Мы убеждены, что сложившаяся к настоящему времени ситуация однозначно не соответствует желаниям Шрилы Прабхупады. Кое-что, несомненно, пошло неправильно сразу после ухода Шрилы Прабхупады, и совет GBC признал это. Например, создание системы зональных ачарьев и совета гуру, которые дали монополию на ИСККОН Шрилы Прабхупады немногочисленному меньшинству. Все эти имевшие место события разочаровали многих духовных братьев. Однако Шрила Прабхупада предупреждал своих учеников об этой проблеме до того, как покинул планету.

Позднее некоторые из этих зональных ачарьев потребовали от своих духовных братьев предаться их лотосным стопам, а когда они отказались, им было сказано уйти. Многие ушли в ближайшее время, а другие поступили так же позднее, покинув ИСККОН с горькими чувствами. Теперь мы столкнулись с тем фактом, что более половины из этих ачарьев пали и вынудили своих учеников пережить последствия этих проступков. Доверие и вера в принцип истинного духовного учителя пришли в упадок.

В «Нектаре наставлений» Шрила Прабхупада предупреждает нас: «Не достигнув полной самореализации, не следует имитировать поведение возвышенного преданного, маха-бхагаваты, поскольку из-за такой имитации человек в конечном итоге деградирует». В связи с этим он дал наставление: «Ученику следует быть осторожным, чтобы принять уттама-адхикари, и следует понимать, что если он примет своим гуру каништху или мадхьяма-адхикари, он не сможет успешно продвигаться к высшей цели жизни под его недостаточным руководством».

С позиции логики ученикам падших гуру крайне сложно принять документ «Гуру-ашрая», подготовленный GBC. Они не воспринимают его как решение реальной проблемы, которая заключается в том, что люди занимают положение уттама-адхикари, не обладая всеми качествами, соответствующими этому положению.

Чтобы проиллюстрировать серьезность проблемы, мы можем посмотреть на следующий список:

1. Киртанананда Свами — отделился от ИСККОН, его ударили по голове металлической трубой, подозревается в убийстве и насилии над детьми.
2. Джаятиртха прабху — пал, ему отрезали голову.
3. Бхавананда прабху — пал, насилие над детьми, гомосексуализм.
4. Хамсадута прабху — пал со своего положения.
5. Бхагаван прабху — пал со своего положения.
6. Рамешвара прабху — пал со своего положения.
7. ЕС Джаяпатака Свами — подвергся нападению с ножом, был почти убит.
8. ЕС Сатсварупа Свами — хронические головные боли, годами болеет.
9. ЕС Харикеша Свами — хроническая болезнь, годами болеет.
10. ЕС Тамала Кришна Свами —?
11. ЕС Хридаянанда Свами —?

Список этих имен приведен не с намерением подвергнуть критике этих преданных, а лишь для того, чтобы показать, насколько важно иметь систему, которая была бы защищена от тенденций низшей природы, свойственных обусловленной душе, которые могут проявиться в такой степени, что наносят ущерб обществу.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.128 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь