Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель, т.е. ответственный за точную коммуникацию лежит на отправителе.
О характере речевого действия судят по реакции на него, реагированию, т.е. по обратной связи. Обратная связь — показатель эффективности общения, достижения нужного результата. Обратная связь может передаваться мимикой, жестами, взглядом, комплиментами. В каждой ситуации общения используются свои речевые тактики, т.е. речевые приемы, помогающие достичь цели. Специалисты выделяют речевые тактики, свойственные бытовому и деловому общению: обобщение (когда неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что так бывает); пример (...а моему другу купили.., а я в твои годы.., т.е. используется какой-то конкретный опыт); неожиданность (использование неожиданной информации); обращение к авторитету; момент неформальности (рассказ о своих ошибках, для того чтобы показать подход к решению проблемы); сократовский метод ответа «да» на заданные вопросы и подведение к конечному «да» (Ты ходил, в субботу на выставку и сказал, что " тебе понравилось («Да»), к тому же это заняло немного времени («Да») и билет был недорогой («Да»), значит, ты можешь пойти со мной на эту выставку еще раз («Да»); провокация (выражение своего несогласия, с тем чтобы понять позицию оппонента); «подмазывание» аргумента («вы, как умный человек, конечно, разберетесь в данной ситуации») и др. Всем известны случаи, когда собеседники, как ни стараются, не понимают друг друга. Причины кроются в неодинаковом знании предмета разговора, психологических особенностях собеседников, профессиональных, политических, религиозных различиях, т.е. в коммуникативных барьерах. Логический барьер. Каждый человек видит проблему со своей позиции. Нужно постараться понять собеседника, встать на его точку зрения. Стилистический барьер. Он предполагает четкую структуру текста, логику и последовательность изложения. Для этого используется правило рамки и цепи. Правило рамки заключается в том, что начало и конец сообщения должны быть четко очерчены, так как начало и конец лучше запоминаются. Правило цепи предполагает структуру текста, выстроенную по какому-либо признаку. И, конечно, учитывается вид сообщения, так как форма коммуникации и ее содержание должны соответствовать друг другу. Если этого нет, возникает стилевой барьер. Семантический (смысловой) барьер возникает, когда собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, т.е. «говорят на разных языках», имеют социальные, религиозные, профессиональные различия. Фонетический барьер. Когда речь невнятна, у собеседника не-. правильное произношение, в речи много слов-паразитов, жаргонных слов. Важным фактором в общении является межличностное пространство. Исследователями выделено четыре зоны общения: — интимная зона (от 15 до 50 см) — это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники); — межличностное расстояние (от 50 до 1, 2 м) — общение друзей; — социальная зона (от 1, 2 до 3, 7 м) — эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений; — общественная зона (более 3, 6 м) — при общении с большой аудиторией. Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. Речевое взаимодействие - это процесс взаимодействия двух субъектов: а) говорящего или пишущего адресанта (отправителя информации) и б) воспринимающего эту информацию - слушающего или читающего - адресата. Немалое значение в речевом общении играет пространственно-временной контекст - время и место, в котором происходит речевое общение. Место общения может в значительной степени определить жанр общения: светская беседа в гостях, на вечеринке, на банкете, разговор на приеме у врача в поликлинике, диалог между преподавателем и студентом в вузе на экзаменах и т. д. В зависимости от участия фактора времени различают канонические и неканонические речевые ситуации. Речевой этикет Речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека, способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Существуют формулы представления, приветствия, прощания, приглашения, утешения и т.д. Речевой этикет приветствий предусматривает не только использование речевых формул, но и очерёдность приветствия. Так, младший по должности приветствует старшего, а не наоборот. Речевые ошибки Речевые ошибки связаны с нарушением норм словоупотребления, применением слова в недопустимом для литературного языка значении, с нарушением правил лексической сочетаемости и т.д. В предложении «Нужно добросовестно выполнять свою деятельность» нарушены нормы лексической сочетаемости слов, границы которой определяются содержанием слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской и т.д. Согласно правилам русского речевого употребления, можно предложить два варианта исправления приведённой речевой ошибки: или выполнять свои обязанности или осуществлять свою деятельность. 42)Когезия, проспекция, интеграция… Объединение всех частей публичного выступления в целях достижения его целостности называется … Укажите один вариант ответа
Речь воздействует на слушателей только в том случае, если имеются чёткие смысловые связи между отдельными частями выступления, если оратор соблюдает последовательность в изложении своих мыслей. Все части ораторской речи должны быть взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях достижения её целостности называется интеграцией. Когезия – это особые виды сцепления, связи, которые обеспечивают последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи и позволяют понять и запомнить отдельные её фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Этот тип связи выражается различными повторами, словами и словосочетаниями, например: итак, таким образом, в настоящее время, перейдём к следующему вопросу, с одной стороны, с другой стороны, как оказывается, между тем и др. Проспекция – это форма речевого выражения, дающая информацию о том, о чём будет говориться в последующих частях выступления. Например: «Об этом будет сказано в моём докладе», «В дальнейшем мы поговорим на эту тему» и т.п. Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации. Она может выражаться словами и словосочетаниями такого типа: как было сказано ранее, вспомним, вы уже слышали, как известно и др. Риторика РИТОРИКА КАК НАУКА ОБ ИСКУССТВЕ РЕЧИ Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское «красноречие». Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант Само понятие «ораторское искусство» также имеет несколько значений: это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом; это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное толкование этого понятия было принято еще в античные времена. Риторика рассматривалась и как особый жанр литературы (только в устной форме), и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Ораторское искусство с полным основанием может рассматриваться как наука. Во-первых, оно опирается на открытия и достижения всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их. Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах. В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений. В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя философский, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации). Неориторика занимается поиском путей практического применения данных лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Ее цель – определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Все это реализуется в рамках нескольких направлений: публичное выступление, полемика, деловое общение и др. В риторике существует несколько жанров, соотносимых с различными сферами человеческой деятельности, внутри каждого из них выделяются отдельные виды речей и полемических диалогов (полилогов): • академический – лекция, доклад на конференции, симпозиуме, научное сообщение, дискуссия; • бытовой – юбилейная, поздравительная речь (тост), надгробное слово; • военно-патриотический – обращения полководцев к солдатам, беседы с ними, военные приказы; • дипломатический – парламентская речь, доклады государственных деятелей, переговоры; • духовный (церковно-богословский) – проповеди священнослужителей, беседы, исповеди; • педагогический – рассказ и объяснение учителя, устные рассказы детей; • политический – политическая речь, политический доклад, агитационная и митинговая речь, предвыборные дебаты; • социальный – рекламная речь, информация в СМИ; • судебно-правовой – защитительная и обвинительная речи (адвоката и прокурора соответственно); • внутренняя речь – мысленная подготовка устного или письменного высказывания, воспоминания, мечты, диалоги с самим собой. Оратор и его аудитория Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, «рабочая» тишина в зале. Но аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями. Довольно часто перед публичным выступлением люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает срываться голос и т. п. Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно, хотя был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка. Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций. Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления. Одной из причин, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи. Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное. Некоторые волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет. Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т. д. Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно. Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением. Привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю оратору позволяют хорошо поставленный голос, правильное дыхание, четкая дикция, безупречное произношение. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков). Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, оратор должен систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи. История красноречия свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Таким образом, повседневная подготовка – это непрерывная работа над совершенствованием своего мастерства. Несомненно, она повышает профессиональный уровень оратора, обеспечивая успех каждого выступления. Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Композиция речи Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. План как основа композиции. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план. По определению «Толкового словаря русского языка», план – это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший последовательности выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Предварительный план. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. д. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно проблемы предполагается осветить. Из перечисления вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако его стержневая роль сохранится. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. Рабочий план. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план включают формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры, которые будут использованы в речи. Составление такого плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда он написан, легче определить, какие разделы оказались перегружены фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе подготовки выступления он уточняется, сокращается или расширяется. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Он сообщается слушателям после объявления темы или во введении при раскрытии цели выступления. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой и сложный план. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Его можно превратить в сложный, для чего необходимо пункты разбить на подпункты. Главное – он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Составные элементы композиции. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своего выступления. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого закона края. Рассмотрим эти составные элементы композиции. Вступление. Оттого, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Известно, что слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с самого начала готова слушать оратора, вторая – сидит с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разгадывать кроссворды и т. п.). Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, поэтому очень важно начало речи, так называемый зачин. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставит слушателей задуматься, глубже осмыслить высказанное положение. Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективный прием – задавать вопросы слушателям, что позволяет активизировать их внимание. Следует иметь в виду, что каждая тема требует особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Заключение. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачный финал губит порой неплохую речь. Иногда выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произнеся заключительных слов. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них было недостаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного и слушатели напрасно потратили время. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Мы уже говорили, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В конце подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Если первые слова должны привлечь внимание слушателей, то последние – усилить эффект выступления. Главная часть. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают полного успеха. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно утратил контакт с аудиторией. Чтобы этого не произошло, важно правильно построить главную часть речи. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии. Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них. Индуктивный – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический – изложение материала в хронологической последовательности, с анализом изменений, которые произошли с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор, его речь должна быть доказательной, суждения и положения – убедительными. Необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни. Ораторские приёмы привлечения внимания аудитории: Тайна занимательности – для того, чтобы заинтересовать слушателей, предмет речи сразу не называется. Вопросно-ответный ход – оратор ставит вопросы и сам на нах отвечает. Род несклоняемых сущ. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом: Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (шерстяное кашне) 1. Исключение - кофе - мужской род (черный кофе)2. Это правило имеет ряд исключений, связанных с влиянием различных Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола - к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже, инкогнито, крупье) являются двуродовыми (мой визави - моя визави). Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного (забавный пони), кроме случаев, когда имеется в виду именно самка (Шимпанзе кормила детеныша). Слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица*. В современном разговорном языке допускается употребление этого слова в женском роде (крошечная колибри). То же относится к словам цеце (муха), киви (птица), иваси (рыба, сельдь). Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, город, остров и т.п. (Капри привлекал туристов - остров). По родовому наименованию определяется и род названий органов печати Род русских несклоняемых существительных определяется так: Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду (наше завтра). Сложносокращённые слова (аббревиатуры), образованные посредством соединения начальных букв от слов полного названия, определяют свой род по роду ведущего слова составного наименования (бывший СССР – союз; МГУ объявил прием – университет). Обратите внимание! Это правило не распространяется на склоняемые аббревиатуры, например: вуз, вуза, вузу и т.д. – хотя это высшее учебное заведение (ср.р.), слово изменяется по м.р., т.е. грамматический род существительного вуз – м.р.; аналогично: МИД, МИДа, в МИДе и т.д. – хотя Министерство иностранных дел, слово относится к м.р. Род иноязычных аббревиатур определяется по смыслу (ФИДЕ утвердила – Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы