Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Игротерапия в отечественной психологической практике.
К использованию игры непосредственно в психокоррек-ционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики Л. Абрамян (1986), А. Варга (1989), И. Выгодская (1984), А.Захаров (1986—1988), А. Спиваковская (1988) и др. Основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения. Л.А. Абрамян, исследуя способы преодоления негативных эмоциональных состояний детей средствами игры, подробно раскрывает процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоциональной личностной сферы. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу. Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности. Значительный вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков внес А.И. Захаров. Он разработал показания и клинико-психологи-ческие критерии формирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединения семейной и групповой терапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией. А.И. Захаров предлагает определенную последовательность коррекционных методик: 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) направленная игра; 4) внушение. Продолжительность игрового сеанса не более 30 мин. Частота занятий при остром периоде невроза — 2—3 раза, при хроническом течении — 1 раз в неделю. Продолжительность программы — от нескольких дней до нескольких месяцев. В организации терапевтического процесса Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета. /. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной. Дети более полно и непосредственно выр" ажают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит — автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, как бы говоря ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова». 2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение. Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования. 3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации. Франк подчеркивал, что игра для детей — способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования организаций в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах и людях. В этой связи представляется необходимым подчеркнуть различие между понятиями: «обучающая функция игры» и «обучающие (развивающе-направленные) игры». Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-то определенных целей. И научение, т.е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры. А когда мы стремимся быстрее развить у ребенка ассоциативное и абстрактно-логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные техники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка с целью его обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность. Его душевное состояние, психическое развитие, самооценка и формирование системы взаимоотношений остаются вне сферы внимания. Такой обучающий подход ничего общего с групповой игротера-пией не имеет. А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии: — игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения; — выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента; — руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей; — спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации; — соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей; — игра не комментируется взрослым; — направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей. Процесс игровой психотерапии, по Захарову, складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов: объединения детей в группу, рассказов, игры, обсуждений. 1. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде экскурсий в музей, предметных игр, рассказах об увлечениях. 2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе. 3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и высокой активности играющих. Важно отметить, что по мере движения группы вперед содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий межличностных отношений, а обучающие — достижение более адекватных адаптации и социализации детей. 4.Обсуждение— заключительный этап игровой психотерапии. Негативное самоопределение. Жизненный опыт против самоопределения Понятие «самоопределение» побуждает подумать, что «себя можно сделать» (вспомним термин « self made man »). Но такое направление мысли наталкивается на весь массив нашего жизненного опыта. А он свидетельствует, что по большому счету мы ничего не можем поделать с собой. «Людям свойственно не меняться». Поэтому странно и отчасти непонятно слышать призыв «Самоопределитесь! ». Кажется, этим призывом только вводят в заблуждение, в состояние некоторой «полезной иллюзии». Перефразируя известную сентенцию Вольтера, можно сказать: «Даже если бы самоопределения как такового не было, мы должны были бы жить так, как будто оно возможно и необходимо». Похоже, здесь ситуация как с богом: он необходим, но невозможен. Корни философско-мистической трактовки самоопределения Самоопределиться – это прежде всего значит обрести имя. Древнегреческая установка: что лишено имени, то лишено бытия. Не поименованное не существует. В этом контексте самоопределение – это онтологический акт. Самоопределение как оценка Оценка является сопоставлением наличного с желаемым (ожидаемым, должным). Оценка это сопоставление чего-то одного с чем-то другим. Причем в этой ситуации сопоставления чему-то одному мы отдаем предпочтение. И результатом сопоставления является деятельность как воплощение нашего предпочтения. Тогда самоопределение – это установление и поддержание вектора на реализацию предпочтение. Негативное самоопределение На вопрос «кто я? » невозможно «обнаружить» ответ в буквальном смысле слова – то есть получить его как бы извне, объективно, без всякого своего авторского вмешательства. На этом построена если не вся восточная философия, то по крайней мере – медитация Шри Рамана Махарши. По его методике достигается некий рефлексивный ступор – обнаружение, что у меня нет предзаданной определенности. Человек лишен собственного образа, он может приобрести образ чего и кого угодно. Некая абсолютная пластичность, податливость. Универсальность самоопределения Положить границы миру – это и значит самоопределиться. В то же время, самоопределяясь, я вместе с тем определяю и бытие как «мое бытие» – собственно «мой мир». Сартр: Выбирая себя, я вместе с собой выбираю и все человечество. Христос: возлюби ближнего как самого себя. Кант: Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. Этическое самоопределение у Сартра По Сартру, человек – это ничто. Сущность человека – не в том, чем он уже есть, а в том, чем он может быть. То есть в том, чем он еще не есть. «Проброшенность в будущее». Человек – это его возможности, его открытость, его недоопределенность. У человека много ограничений (в этом он согласен с Марксом), но собственно человеческое в человеке там, где человек «может» не смотря и вопреки этим ограничениям. Онтологическое самоопределение у Хайдеггера Сартр ученик Хайдеггера. Тот говорил о «выдвинутости в Ничто». В этическом смысле вопрос определения для Хайдеггера вообще не стоял. Этика – это «очень производное». Как и традиционно понимаемая свобода. Человеку доступно самоопределение только в элементарном выборе: мыслить или не мыслить, слушать голос бытия или оставаться глухим к нему. Это скорее выбор, чем самоопределение. Бытие слишком плотно, чтобы отказываться от чего-то одного в пользу чего-то другого. Человек только может быть или не быть вернее осуществляться или не осуществляться, присутствовать или не присутствовать. БИЛЕТ № 8 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы