Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Уход от деятельности и его коррекция.
Под «уходом от деятельности» следует понимать уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок периодически как бы отсутствует, не отвечая на вопросы взрослых, будучи погруженным в себя, в свой внутренний мир – мир фантазий и грез. Он мысленно представляет себя героем, знаменитым путешественником, спортсменом, артистом и т.д. Такие «игры в уме» становятся средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании к себе окружающих. Ведь в основе «ухода от деятельности» и лежат повышенная потребность во внимании и неудовлетворенная потребность в игре. Родители ребенка с симптоматикой «ухода от деятельности» обычно жалуются, что ребенок невнимателен, рассеян, постоянно «витает в облаках». Характерными являются жалобы на чрезмерное фантазирование ребенка, которое родители расценивают как вранье, при этом они отмечают его бескорыстный характер, отчего оно становится еще более непонятным для них. Родители зачастую даже спрашивают, как наказывать ребенка за такое вранье. Типичным является случай с одной девочкой, которая рассказывала, что она была в иностранном посольстве, где прозрачные лифты возили людей с этажа на этаж, а перед посольством стояли «орлы в позах». Показательным здесь является то, что родители хорошо знали это посольство, находившееся на их улице и являвшееся обычным одноэтажным домом. Привычка находить удовлетворение в фантазировании неоднозначно влияет на развитие ребенка. С одной стороны, она снижает чувство дискомфорта от существования «ножниц»: демонстративность – тревожность, с другой стороны – препятствует полной реализации возможностей ребенка. Последнее связанно с тем, что при данном варианте развития практически не формируется деятельностная мотивация, что влечет за собой и несформированность средств деятельности. В дошкольном возрасте это проявляется в характере игры ребенка, который, как правило, играет один (но это не развернутая игра, а игра, почти полностью перенесенная во внутренний план) или «режиссируя» игру с камешками, палочками и т.п., что типично для более старшего возраста, а также в бедности содержания или отсутствии других видов детской деятельности (рисования, конструирования и т.п.). необходимо помнить, что важными диагностичными показателями данного типа развития являются демонстративность, тревожность и относительно высокий уровень развития воображения, игровая мотивация. Только при достаточной выраженности всех этих характеристик в результатах психологического обследования можно говорить о наличии у ребенка «ухода от деятельности». Отмеченные показатели имеют свою специфику: так, тревожность никогда не достигает уровня дезорганизации деятельности, как например, у детей с повышенной тревожностью. Как правило, такая невысокая тревожность детей с «уходом от деятельности» проявляется при выполнении рисуночных проб в особенностях линии – неровной или состоящей из мелких штрихов. Демонстративность, как отмечалось, не имеет ярко выраженного характера. Мягкая демонстративность, как правило, проявляется в рисуночных методиках – таких как «Рисунок человека», «Рисунок семьи». Это умеренное декорирование: ребенок может нарисовать длинное платье, серьги, погоны, значок, красивые пуговицы и т.п., но редко – корону, пышное бальное платье, нестандартный персонаж (клоуна, балерину и т.п.).
Фантазирование детей «с уходом от реальности» также имеет ряд особенностей. Оно отличается отсутствием продуктивного, богатого воображения, проявляющегося в игровой и других деятельностях детей, и компенсаторностью. Дети строят «воздушные замки», в которых живут и получают столь необходимое им признание. Важным является и то, что ребенок сам искренне верит в эти фантазии, т.е. происходит как бы подмена действительной реальности воображаемой. Отсутствие продуктивности может сказываться на характере выполнения рисуночных методик, когда ребенок не столько рисует, сколько рассказывает о том, кого он рисует, причем рисунок и рассказ могут не совпадать. Другая отличительная особенность фантазий детей с «уходом от деятельности» заключается в их ассоциативном, хаотичном характере. Это может проявляться при выполнении методики «Рисунок человека», когда, начав рассказывать о нарисованном персонаже, ребенок не может остановиться и дополняет рассказ все новыми деталями, а они, в свою очередь, могут послужить появлению новых тем в рассказе, который и без того строится по типу «а, вот еще вспомнил». Поскольку склонность к фантазированию обязательно входит в показатели «ухода от деятельности», ее проявлению необходимо обеспечить благоприятные условия. Оптимальным средством является создание максимально спокойной и доброжелательной атмосферы для свободной игры воображения: можно отойти в сторону, оставить ребенка наедине с рисунком. Рассмотренные выше личностные качества обусловливают и другие особенности детей с «уходом от деятельности». К ним можно отнести инфантилизм; противоречивую самооценку (расхождение между воображаемой высокой и реально сниженной самооценками); ситуативный характер уровня притязаний, когда в зависимости от ситуации, особенностей взаимоотношений с детьми и взрослыми может преобладать либо тревожный, либо демонстративный компонент, соответственно понижающий или повышающий уровень притязаний. БИЛЕТ № 20 Основные понятия и положения экзистенциального подхода.
Базисные понятия у того или иного конкретного представителя приобретают различный акцент, но в целом они составляют понятийную экзистенциальную определенность концепции: «Диалог» — понятие, выдвинутое и разработанное М. Бу-бером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: «Я— ты», «Я—оно». По Буберу, основное слово «Я—ты» порождает и утверждает мир отношений в отличие от «Я—оно», которое порождает опыт. «Опыт» — понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория «опыт» соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца. Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание». «Переживание» — понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 г. Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание — это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание — максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций. «Аутентичность» (подлинность) — понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно — проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, — бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном иответственно свободном бытии. «Самоактуализация». Помнению одного из ее создателей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост», «саморазвитие», «индивидуация». Оно определяется двумя существенными признаками: 1)принятием и выражением внутреннего ядра («самости»), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2)минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности). В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, ко-, торую можно назвать здоровьем, причем полным (психи-' ческим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индиви-, дуальной жизни. «Ценность» — понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направ-. ленности, устремленности переживаний. Ценность еще не; смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности: когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные «Я». А. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей: 1. В-ценности — бытовые ценности, ценности полноты бытия. 2. D-ценности — депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо. Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По Маслоу, В-ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и др. в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом: В-ценности — порождения индивида иего, направленные на мир, переживания, в то время какD-ценности — требования индивида и его, направленные от мира к себе, переживания. «Бытие в мире». Категория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает целую совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного «Я» как пребывающего в мире: во-первых, это чистая экзистенция, т.е. наличность, данность себе и миру; во-вторых, это подлинное существование «самости»; в-третьих, бытие есть трансцедентирование человека в иное; в-четвертых, бытие — это «modusvivendi» в отличие от «modusoperandi»; в-пятых, это определенное качество существования, характеризующееся неограниченностью, полнотой и самоотдачей. Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией «мир». «Жизненный мир» — понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. «Жизненный мир» — понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие «жизненный мир» не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом. «Событие» — скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений. Цели коррекции. Основная цель экзистенциальной коррекции — помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность. Позиция психолога. Основная предпосылка психологической позиции — понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его «сейчастным» переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога «быть в мире» — самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы