Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Коррекция недостаточно сформированных навыков и умений.
Понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с нарушением интеллекта с помощью специальной системы педагогических приёмов. Основные задачи коррекционной работы: · коррекцию познавательных возможностей · формирование и развитие коммуникативной функции речи · коррекцию сенсорных и двигательных недостатков · коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления · коррекцию эмоционально- волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности · коррекцию моторики, мелкой моторики рук В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Для того, чтобы речь ученика была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи. стимулируется познавательная активность, речемыслительная деятельность, уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, развитие связной речи. После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка. У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. «Непослушная» ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков, ведь «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». На уроках русского языка мы выполняем упражнения, способствующие развитию мелкой моторики: Застежки Крупа «Помоги Золушке» - ученик сортирует, например горох и фасоль. «Собери бусы» - ученик по одной горошине собирает горох или фасоль в сосуд с узким горлышком. Педагог коррекционно-развивающего обучения, призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, любить детей такими, какие они есть.Учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Для ребенка, обучающегося на дому, знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Зачастую для детей, обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель. Существуют заповеди для врача, хочется чтобы и учителя запомнили заповеди для работы с детьми вообще и с больными в частности. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
БИЛЕТ № 17 Логотерапия. Техники. Логотерапия: Виктор Франкл Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоанализа, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. В 1938 г. он впервые употребил термины экзистенциальный анализ илоготерапия в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, Франкл остановился на терминелоготерапия. Термин экзистенциальный анализ продолжает использоваться и относится к анализу существования индивида, логотерапия обозначает собственно вмешательство. Термин логотерапия употребляется гораздо чаще, и под ним подразумеваются оба аспекта. Природа человека. Логотерапия делает акцент на духовном, измерении. Франкл называет 3 характеристики человеческого существования, отличающие людей от животных: 1. Духовность — главный атрибут человека. Из духовности происходят совесть, любовь и эстетическое сознание. 2. Свобода от инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения. В связи с возможностью подняться над этими условиями, на которых строятся прогнозы, люди непредсказуемы. Свобода — это не только свобода от, но также свобода для чего-либо. 3. Ответственность: человек ответственен перед собой, своей совестью или Богом. Ответственность соотносится с сознанием через совесть. Категорический императив логотерапии: «Живи так, как будто ты живешь уже второй раз, и как будто в первый раз ты поступил неправильно, именно таким образом, как собираешься поступить сейчас! » Неврозы и психозы, включая органические, имеют экзистенциальный, конституциональный и психогенный аспекты. Они затрагивают как свободу духовного отношения к конституциональным и психологическим факторам, так и способ существования. Следовательно, лечение должно должно также рассматривать экзистенциальные аспекты. Логотерапия направлена именно на эти проблемы. Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека. Общее содержание логотерапии Логотерапия восполняет пробел в психотерапии, это «проникая за психическое заболевание невротика к его духовной борьбе» (Frankl, 1986). Философских и экзистенциальных, или духовных, проблем невозможно избежать, их нельзя также устранить путем сосредоточения на их патологических корнях или последствиях — физических или психологических. «Необходимо встретиться с пациентом лицом к лицу, честно и открыто. Вместо того чтобы уклоняться от дискуссии, надо вступить в нее. Надо обсудить интересующие пациента вопросы на понятном ему языке. Пациент имеет право требовать, чтобы идеи, которые он выдвигает, были рассмотрены на философском уровне... Философский вопрос нельзя решить, сводя обсуждение к патологическим корням, из которых вопрос произрастает, или намекая на нездоровые последствия философских размышлений... Уже ради одной философской справедливости мы должны использовать то же самое оружие» (Frankl, 1986, pp. 11-12). Психотерапия не способна решать философские вопросы. Мировоззрение страдающего неврозом может быть ложным, однако коррекция его входит скорее в задачи логотерапии, чем психотерапии. «Психотерапия как таковая превышает свои полномочия, когда пытается решать философские вопросы... Логотерапия должна дополнить психотерапию» (Frankl, 1986, р. 17). Вместе с тем в реальной практике психотерапия и логотерапия не могут быть разделены, поскольку психологический и философский, или духовный, аспекты индивида неразрывно связаны и могут быть разделены лишь на уровне логики. Тем не менее они представляют различные сферы. Психотерапия раскрывает психологическую подоплеку идей, в то время как логотерапия обнаруживает изъяны в основах мировоззрения. Терапия и ноогенные неврозы Логотерапия — специфическая терапия при экзистенциальной фрустрации, экзистенциальном вакууме или либо при жалобах на отсутствие смысла жизни (ноогенных неврозах). Цели логотерапии — помочь пациенту: — устранить фрустрацию путем заполнения вакуума и обрести цель и смысл своего существования; — достичь наиболее полной активизации своей жизни; — переживать существование как постоянное усилие по актуализации ценностей, — сознательно принять ответственность за себя и ощутить ценность признания ответственности за конкретную задачу. Клиенту должно быть предоставлено право выбора: за что, перед кем или перед чем нести ответственность. При лечении психогенных невротических реакций логотерапия направлена не на симптомы или их психогенез, а на отношение пациента к симптомам. Общая логотерапия, применимая к ноогенным неврозам, пригодна и для лечения психозов, так как направлена на существующие экзистенциальные или духовные проблемы. Техники логотерапии Логотерапия делает акцент на отношениях между пациентом и психотерапевтом: психотерапевтический процесс состоит из непрерывной цепочки импровизаций. Отношения требуют равновесия между двумя крайностями — человеческой близостью и научной отстраненностью. Много времени уделяется обсуждению экзистенциальных, духовных или философских проблем. Может быть использован вспомогательный диалог в сократовском стиле. Терапевту следует остерегаться навязывать свою философию пациенту. Не должен иметь места перенос (контрперенос) личной философии, личных представлений о ценностях на пациента. Основанием служит концепция ответственности пациента за самого себя. Терапевт лишь подводит пациента к переживанию этой ответственности; он не сообщает пациенту, перед кем или чем — перед совестью, обществом, Богом или другой высшей силой — и за что — за реализацию ценностей, личных задач, за конкретный смысл жизни — пациент ответственен. Для работы с состояниями тревоги, с обсессивно-компульсивными и сексуальными неврозами специально разработаны две логотерапевтические техники: Техника парадоксальной интенции (Франкл, 1939 г.) требует или поощряет пациента делать то, что вызывает у него страх. Страдающий обсессивно-компульсивным расстройством пациент перестает сопротивляться навязчивым мыслям и действиям, а страдающий фобией прекращает бороться со страхами, разрывая тем самым порочный круг антиципаторной тревоги. Это полностью меняет отношение пациента к ситуации. Кроме того, «все это делается в максимально шутливой форме. Изменение отношения к симптому позволяет пациенту дистанцироваться от него, отстраниться от своего невроза... Если удается успешно подвести пациента к тому, чтобы он перестал бороться или избегать своих симптомов, а наоборот, стал бы их преувеличивать, можно наблюдать, как симптомы постепенно ослабевают, и пациент более не находится под их властью... Область применения. Люди на всех этапах жизни, с проблемами и без них, психически здоровые и не очень могут воспользоваться теми преимуществами, которые предлагает логотерапия (Sahakian, 1980). Логотерапия оптимально подходит для невротических состояний — коллективных, ноогенных, фобических и обсессивных. 1.Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях — то, кто в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов. 2.Метод парадоксальной интенции предполагает, чтс психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора. В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение. Собственный опыт В. Франкла в качестве заключенного концентрационного лагеря подтверждает правомерность его позиций. Именно там В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нужно сохранять смысл жизни. Свой опыт он описал в книге «Психолог в концлагере» (1946). В концентрационном лагере в большей степени были способны к выживанию те люди, у которых была задача, ожидавшая своего решения и воплощения. Когда Франкла забрали в Освенцим, у него конфисковали почти готовую к публикации рукопись, и «только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни». Метод парадоксальной интенции используется в коррек-ционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал. В логотерапии также используются следующие приемы: персональное осмысление жизни; «сократовский диалог». 3.Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению. 4. «Сократовский диалог». Задача данного приема — вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. «Сократовский диалог» — своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируютсянепоследовательные, противоречивые ибездоказательные суждения клиента. Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы