Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Венчание на царство. Центральное и местное управление



В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совер­шеннолетия, официально венчался на цар­ство . Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала и свой авторитет. Отныне великий князь московский стал на­зываться царем.

В период, когда складывалось централизованное государ­ство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума . Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духо­венства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа господствующего класса — Земского собора . Земские соборы собирались нере­гулярно и занимались решением важнейших государствен­ных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финан­сов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. (по подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы в России собирались в 80-е годы XVI в.). В состав Земских соборов входили Боярская дума. Освященный собор — представители высшего духовен­ства; на многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада.

На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщи­кам. Они были фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они " кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отмене­ны. На местах управление (сыск и суд по особо важным госу­дарственным делам) было передано в руки губных старост (губа — округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост из числа зажиточных слоев среди черносошного населения там, гце не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государ­ственной власти в форме сословно-представительной мо­нархии.

Судебник 1550г.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов —

Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, соста­вители нового Судебника внесли в него изменения, связан­ные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за " пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточниче­ство.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа. Московский рубль стал основной платежной единицей в стра­не. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государ­ства. Население страны было обязано нести тягло комп­лекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха . В зависимости от плодо­родия почвы, а также социального положения владельца зем­ли, соха составляла 400-600 га земли. Податная реформа еще более ухудшила положение народных масс.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополи­та собрался Собор русской церкви, пол­учивший название Стоглавый, поскольку

его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковников отразили перемены, связанные с централиза­цией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавших­ся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регла­ментации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разре­шения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевла­дении победила линия на его ограничение и контроль со сто­роны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального госу­дарства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь стра­ны, однако сопровождались новым нажимом на русское кре­стьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. Реформы середины XVI в. одновременно создали предпосылки для ре­шения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержав­ной власти, основными препятствиями к установлению кото­рой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привиле­гии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государ­ственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешен­ным, привели к установлению опричнины. Иван IV распла­вился с остатками феодальной раздробленности чисто фео­дальными методами.

В январе 1565 г. через село Коломенское и Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин " опричнина" происходит от слова " опричь" — кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращенном к по­садским людям, царь сообщал о принятом решении и добав­лял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Ис­пользуя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодер­жавной власти и учреждение опричнины. Страна была разде­лена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегиче­ском отношении, а также наиболееэкономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входив­шие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было населе­ние земщины. Опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины. Большие вотчины князей и бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу, в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось служебное положение служилых помещиков под неограниченной властью царя-самодержца. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государ­ством. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизирующие со­бачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Опричнина по форме была возвращением к временам фео­дальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель — уничтожить остатки феодального дробления в России.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начал­ся опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит москов­ский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претен­довавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было осо­бенно сильным. В 1579 г. Иван IV предпринял поход на Нов­город, который хотел якобы отойти к Литве. По дороге разгро­му подверглись Клин, Торжок, Тверь.

Значение. Опричнина была форсировангной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок. Опричнина не уничтожала окончательно боярско-княжеского землевладения, но сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии в госу­дарстве, выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война яви­лись причиной социально-политического и внешнеполитиче­ского кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван IV встре­тился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, так как это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению проти­воречий внутри страны, потому, что законы экономического развития невозможно было изменить никакими казнями и репрессиями.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразо­вана в " Государев двор".

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объек­тивно необходимы для России. Речь шла о путях централиза­ции и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобра­зования по типу реформ Избранной Рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с " человеческим ли­цом".

Правление Ивана Грозного во многом предопределило дальнейшую историю нашей страны — " поруху" 70-80 гг. XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., которое современники называют " смутой".

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В XVI В.

Основными задачами в области внешней политики России в XVI в. являлись: на западе — необходимость иметь выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке — борьба с

Казанским и Астраханскими ханствами и начало освоения Сибири, на юге — защита страны от набегов крымского хана.


Поделиться:



Популярное:

  1. Германский федерализм. Местное самоуправление и управление.
  2. Государство и местное самоуправление. Государство и церковь.
  3. Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских
  4. Местное самоуправление в Англии
  5. Местное самоуправление в системе народовластия
  6. Методы проецирования: центральное и параллельное проецирование
  7. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян
  8. Совместное равновесие товарного и денежного рынков
  9. Среди прибывших на празднике было много детей. Детвора сразу же начала осваивать новое ледовое царство. Ребят привлекали все облаченные в лед сказочные герои.
  10. ТЕМА 2. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
  11. Тема 4. СОВМЕСТНОЕ РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь