Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роберт Вентури- американский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, один из родоначальников постмодернизма.
В конце 1970-х годов в европейско-американской культуре достаточно ясно проявились новые ориентиры во всех областях искусства и интеллектуальной деятельности - от религиозной мысли до принципов организации промышленной технологии. Уходила эпоха, названная «Новым временем», наступало некое «Посленовое» время. В обществе потребления, информации и досуга все явственнее чувствовались изменения в мировоззрении «массового человека». Труженика с независимой индивидуальностью, активной жизненной позицией стал оттеснять «одномерный человек» со стандартными, внушенными извне потребностями, конформист, пассивно принимающий существующие порядки. Новый характер мировосприятия, новое отношение к теории и практике творчества складывались из процессов в различных областях интеллектуальной деятельности: философии, науке, литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне и др. Согласно новому направлению, мир не имел рациональной устроенности: им управляли непознанные законы развития. Ставилась под сомнение система ценностей, созданная евроцентрической цивилизацией. Различные течения, направления и школы в интеллектуальной деятельности получили название постмодернизм. Зарождение осознанных постмодернистских настроений восходит к 1960-м годам. Американский архитектор, дизайнер и педагог Роберт Вентури (род. В 1925) в своей книге «Сложности и противоречия архитектуры» (1966) поставил под сомнение акцент на логику, простоту и порядок, свойственные модернизму, и сформулировал тезисы антифункционализма. Он утверждал, что многозначность и противоречивость также заслуживают своего места в прикладном искусстве, что архитектура модернизма была по большей части бессмысленной. Переиначив знаменитое «меньше значит больше» Миса ван дер Роэ в «меньше значит скучнее», он призвал к «беспорядочному жизнелюбию». «Классический» пример двойного кодирования в постмодернизме – площадь Италии, Нью-Орлеан, США (1975-1980). Ее создал один из наиболее «тонких» представителей нового течения американский архитектор, теоретик и педагог Чарлз Мур (1925-1994). Он воспользовался приемами формирования виртуального праздничного пространства, используемыми дизайнерами диснейлендов. Образный анализ этого объекта дал архитектор-теоретик А.В. Иконников (1926-2001). По его словам, Ч. Мур «...соединил символы «итальянского», наиболее активно эксплуатируемые массовой культурой, и кич: римский фонтан Треви, палладианские архитектурные ордеры, триумфальные арки, надписи строгой Антиквой. Целое соединялось в артефакт чистой сценографии. Главным аттракционом круглой площади стал фонтан, выбрасывающий массу воды на фоне колоннад. Даже вода имитирует классические формы: в арках среди бассейна устроены «псевдо-колонны», тело которых - цилиндрическая струя, соединяющая базу и капитель. Общая симметрия нарушена сквозной перспективой, открывающей площадь на одну из улиц. Асимметрию развивает уложенная в бассейн рельефная каменная карта - «лодка Италии» [25.2]. За претенциозной изысканностью и историчностью архитектурных форм сооружения кроется ироничный «стопроцентный» кич. Постмодернизм в дизайне В промышленном дизайне постмодернизм распространился в первую очередь в изделиях и вещах бытового назначения: мебель, чайники и кофейники, посуда и столовые приборы. Архитипическими постмодернистскими объектами стали (в музеях и искусствоведческих альбомах) «чайные и кофейные пьяццы» для «Алесси» Ч. Дженкса и М. Грейвса (в т.ч. чайник-птица, 1985). Менее откровенно, но достаточно явственно, новые тенденции проявились в других элементах интерьера - светильники, сантехника и пр., а также в отдельных видах сложной бытовой и офисной техники, начиная с компьютеров. В технически сложных объектах постмодернизм присутствовал как заметные, привлекающие внимание детали и элементы. Это позволяло видеть сугубо функциональные формы и композиционные решения в совершенно ином свете, легко адаптировать их в бытовом предметном окружении. Классическим примером этого в радиотехнике является стилистика портативных мини-магнитофонов «Вокман» японской фирмы «Сони». Этот крошечный предмет изменил не только привычки слушать музыку во всем мире, но сильно повлиял на вкусы людей, введя в обращение с радиотехникой легкий игровой принцип. Для нового течения в автомобильном дизайне было характерно предельное упрощение, сознательное снижение сверхэлитарного стиля до массово-народно- го в малолитражных городских машинах многофункционального назначения. Таковы японский «Ниссан С-Каргоу» - жучок с очень высоким верхом полукруглой формы, который можно использовать для перевозки грузов, или «Фу- тура» фирмы «Фольксваген» с поднимающимися высоко над кузовом обеими дверцами как крылья у божьей коровки [27.1]. Яркие цвета, декоративные элементы, гротеск и ирония, вошедшие в массовую культуру с поп-артом и другими радикальными течениями, получили развитие в работах Э. Соттсасса, групп «Студия Алхимия», «Мемфис» и быстро стали характерными для постмодернизма в целом. В 1981-1983 годах совместно с группой «Мемфис» работал успешнейший японский дизайнер Широ Курамата (1934-1991). Его интерьеры бутиков и ресторанов повлияли на дизайнеров всего мира. Отличительной чертой его формообразования были прозрачность и легкость; через игру формы он стремился достичь ее функциональности. Курамата использовал разнообразные материалы (акрил, стекло, алюминий, сталь), переведя обыденные индустриальные материалы в разряд поэтических объектов. В кресле с поэтическим названием «Как высока Луна» металлическая сетка является основным элементом морфологии промышленного изделия. Эластичность сетки, закрепленной на металлическом каркасе, обеспечивает функциональную комфортность. Никелированный металл сетки с его блеском, округлая форма верха спинки рождают ассоциации с бледным светом Луны, что позволило дизайнеру создать новый эмоциональный образ, сохраняя в целом традиционную форму распространенного предмета домашнего обихода. Ханс Холляйн (нем. Hans Hollein, род. 30 марта 1934, Вена) — австрийский архитектор и дизайнер. Закончил венскую Академию изобразительных искусств, посещал Иллинойсский технологический институт иКалифорнийский университет. Проработав несколько лет в США, Швеции и других странах, Холляйнвернулся на родину и в 1964 г. основал своё архитектурное бюро. Кроме того, он занимался преподаваниемв Сент-Луисе, Дюссельдорфе и Вене, пробовал себя в качестве дизайнера, театрального художника иорганизатора выставок. В 1960-е Холляйн присоединился к группе архитекторов-новаторов, самым известным из которых былФриденсрайх Хундертвассер. Художники выступали против господствовавшего в послевоенном зодчествефункционализма, выпускали манифесты в защиту «чувственной красоты стихий», делали проекты утопическиразместившихся на лоне девственной природы поселений. Одновременно Холляйна интересоваливыживание в экстремальных условиях, моделирование временного жилья, дизайн мелких изделий, которыедолжны были сложиться в коллаж мира будущего. Одним из первых заказов для Холляйна стал свечной магазин Ретти. Крошечное помещение, оформленноепри помощи алюминия и зеркал, стало самым маленьким архитектурным произведением, удостоеннымамериканской премии Рейнольдса. После этого он спроектировал ещё несколько лавок и бутиков. Холляйн участвовал в проектировании Олимпийской деревни для Игр в Мюнхене. Он позаботился не толькоо проложенных вдоль улиц ярких трубах, но и об экранах проекторов, подогреве полов, подаче свежеговоздуха. Отмечался разительный контраст между архитектурой деревни, символизировавшей коммуникациюмежду людьми, и трагическими событиями, произошедшими в ней. Оставаясь верен постмодернизму, Холляйн называл архитектуру «контролем температуры тела», «защитным кожухом» и «кондиционированием психологического состояния». Известные постройки · Свечной магазин Ретти (Вена, 1965) · Музей Абтайберг (Мёнхенгладбах, 1972—1982) · Музей стекла и керамики (Тегеран, 1978) · Музей современного искусства (Франкфурт-на-Майне, 1987—1991) · «Хаас-Хаус» (Вена, 1990) · Австрийское посольство (Берлин, 1996—2001) · Парк «Вулкания» (Сент-Урс, 1997—2002)
21. Ордерные системы Древней Греции и Древнего Рима. Типы греческих храмов. Римский античный жилой дом. Интерьерные решения. Бетон! Классическая система сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Позже архитекторы Рима позаимствовали у греков все ордера, дополнив своими: тосканским и композитным. РИМ (3шт.) Греция (5шт.) Тосканский ордер — прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы [2](правила его построения изложены у Витрувия, I в. до н. э.) в греческой системе ордеров отсутствует. Часто рассматривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков (тусков), откуда и происходит его название. Он символизировал физическую мощь и силу, а потому применялся главным образом в хозяйственных и военных постройках. Тосканскому ордеру уделялось место в первом этаже, где он зримо демонстрировал сопротивление тяжести, лежащей сверху. Дорический ордер — самый прочный и тяжелый на вид из трех архитектурных ордеров в греческой системе, откуда он берет начало; второй по прочности после тосканского в римской системе ордеров. В архитектурно-теоретических трактатах со времен Витрувия дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер — как выражение его силы, духовной и физической. Такая символика обычно ограничивала употребление дорического ордера в постройках, назначение которых с нею гармонировало. Сочетаясь на одном фасаде с другими ордерами, дорический ордер как «тяжелый ордер» помещался преимущественно внизу. Ионический ордер — один из ордеров, общих для греческой и римской систем. В градации по степени тяжести и легкости занимает среднее положение между более сильным и тяжелым дорическим и более стройным и легким коринфским ордерами. У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер — как выражение ее грации. Эта символика ограничивала применение ионического ордера. Сочетаясь на одном фасаде с другими ордерами, ионический ордер, будучи ордером средней тяжести, располагался выше тосканского и дорического, но ниже коринфского и композитного ордеров. Коринфский ордер — самый легкий и стройный из трех ордеров греческой системы. Менее определенным по признаку тяжести и легкости является его место в римской системе. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято интерпретировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер — как выражение ее нежности и чистоты. Поэтому его применяли в постройках, чье назначение прямо или косвенно связывалось бы с таким символическим содержанием. В многоэтажных постройках легкий коринфский ордер занимал преимущественно верхнюю позицию. Композитный ордер — архитектурный ордер, разработанный в Древнем Риме в дополнение к уже существовавшим греческим ордерам. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером. Капитель коринфского стиля может быть дополнена четырьмя ионическими волютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитными называют любые смешанные ордера. В архитектурной практике, начиная с античности и особенно в последующие эпохи, различные ордера свободно сочетались друг с другом, их пропорции и детали варьировались, изменялись. В основе оформления фасадов и интерьеров памятников архитектуры классицизма и барокко лежит ордерная система.
Атриумно-перистильный тип дома Жили аристократы. Артиум- представительская функция, остальные вокруг перестиля (дворика) Позднее, в конце республиканского периода (I в. до н.э.), когда Рим становится центром огромного государства, появляются два новых типа жилых построек. Прежде всего это тип загородного дома-виллы (рис. IV.7), так называемый атриумно-террасный тип дома, принадлежавшего патрициям, богатым откупщикам или зажиточным плебеям, и совершенно новый тип жилого муниципального дома – многоэтажный (до 7–8 этажей) и многоквартирный дом коридорного типа – инсула, сдаваемая внаем. По сути, именно в Риме рождается понятие многоквартирного и многоэтажного жилищного строительства и появляется целая индустрия такого строительства. Первые этажи многоэтажных домов (инсул), так же как и сейчас, отдавались внаем торговым помещениям и мастерским ремесленников. Типовые квартиры последующих этажей имели разные размеры и разную степень благоустройства (рис. IV.8). Особенно много частных домов-домусов сохранилось в небольших городах, например в Геркулануме, Пестуме, Помпеях. Еще в XVIII в. во время раскопок на месте разрушенных землетрясением городов Помпеи и Геркуланума были обнаружены хорошо сохранившиеся стенные росписи атриумно-перистильных домов. В этих росписях хорошо прослеживается традиция древнегреческого искусства. Это не удивительно, так как города Пестум, Помпеи и Геркуланум были основаны на юге Италии греческими колонистами. Внутреннее убранство домов римской знати обычно поражало своей пышностью. Степы облицовывались мрамором, полы украшались мозаикой, своды штукатурились. Стены расписывались либо фресками, либо горячим способом – горячими восковыми красками по сырой штукатурке (энкаустика).
22. Традиционная архитектура и интерьер Китая и Японии. Планировочные решения, материалы, мебель. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы