Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эклектика современной Москвы



Прогуляемся по современной Москве, полюбуемся какие здания в стиле эклектика сохранились и до наших дней. На ряду с Большим Кремлевским дворцом, Московским политехническим музеем и Историческим музеем и по сей день радуют наш глаз следующие здания.

Оригинал Храма Христа Спасителя, построенного по проекту архитектора Константина Тона. Храм был заложен в 1839 году, строительство его продолжалось 44 года. Во времена Сталина здание храма было разрушено, а в 1997 году отстроено вновь неподалеку от первоначального места.

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Располагается в районе Китай-город, оно построено архитектором Александром Каминским в 1873—1875 в стиле поздней эклектики на месте постройки архитектора Михаила Быковского. Первое здание биржи было возведено Михаилом Дормидонтовичем Быковским еще в 1836-1839 годах, оказалось неудобным с точки зрения работы биржевых маклеров — они никак не хотели заходить в торговый зал, а вели свою деятельность на открытой террасе. Вследствие чего для улучшений условий работы биржи был выкуплен смежный участок, а здание расширено и перестроено.

А.Каминский был одним из самых плодовитых архитекторов девятнадцатого века и в течение всей жизни являлся семейным архитектором Третьякова. Каминский — автор первого здания Третьяковской галереи и Третьяковского проезда, а также множества административных и частных домов в Москве. Каминскому принадлежит работа над домом С.М.Третьякова на Гоголевском бульваре, Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту и многие другие, всего несколько десятков работ.

Роман Иванович Клейн, один из самых востребованных архитекторов конца девятнадцатого века – начала двадцатого, подарил Москве здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина (ранее Музей изящных искусств, Клейн работал над ним двадцать лет), ЦУМа (ранее Мюр и Мерилиз) иБородинский мост, возведенный как память к 100-летней годовщине победы в отечественной войне 1812 года.

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов Константина Михайловича Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году. Отличается большим количеством лепнины, колонн и очень высокими потолками.

Старое здание Московской городской думы, построенное архитектором Д.Н.Чичаговым в 1890-1892 годах, теремного типа в псевдорусском стиле, определившее облик площади Революции в центре Москвы. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея.

Здание нынешней штаб-квартиры нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, а первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», построено в 1894 г по проекту академика архитектуры Фомы Осиповича Богдановича. Дом был построен и содержался на деньги братьев Бахрушиных, входивших в пятерку богатейших людей страны конца 19 века. К началу 20 века в доме проживало более 2000 человек.

Подмосковная усадьба Марфино расположилась на высоком берегу реки Уча. Свой псевдоготический облик получила благодаря стараниям архитектора М.Быковского и её последней владелице графине С.В.Паниной. Сегодня в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий.

 

28. Модерн в странах Западной Европы и России. Эволюция стиля. Планировочные решения, материалы, мебель.

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и, в поисках новых решений, часто вступали на путь изобретательства.

Модерн - период развития европейского искусства на рубеже XIX-ХХ веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество искусству второй половины XIX столетия. Хронологические рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886-1914 годы. Модерн - это не один какой-либо стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж ХIХ-ХХ веков имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно, то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей. Однако, несомненно, и другое - именно это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX столетия» [21, с. 9]. Период Модерна можно сравнить и с эпохой XVII-XVIII вв., конечно не по объему созданных ценностей, а по логике развития художественных идей. Так же, как и тогда - классицизм, барокко, рококо и снова неоклассицизм, искусство конца XIX в. обобщало опыт всего предыдущего художественного развития.

Главной особенностью искусства модерна является то, что новое в нем формировалось, прежде всего, в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками. Точно так же в XVIII в.в. эпоху Рококо, творцами нового стиля были живописцы и рисовальщики, подчинившие придуманному ими мотиву рокайля всю архитектуру, скульптуру, мебель. Через полтора столетия новый, но чем-то похожий на все тот же завиток мотив изогнутых линий стал определяющим формальным элементом во всех видах искусства. Первый шаг в этом направлении был английскими графиками и архитекторами (Макмардо Артур; Крэйн Уолтер; Имейдж Селвин), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками. Их объединило общее неприятие отбивших академических норм и попыток реанимировать их за счет возрождения старых стилей. Им представлялся тупиковым путь прерафаэлитов, усилия Дж. Рёскина и У. Морриса по возрождению традиций средневекового ручного ремесла. Они обратились не к прошлому искусства и не к будущему, которого еще не видели, а к природе. Отсюда первое, натуралистическое, «флореальное», течение искусства Модерна. В нем копировались природные формы, прежде всего, растительные, с подчеркиванием их динамики, движения, роста - линии вьющихся, волнистых растений: лилий, камыша, цикламенов, ирисов.

 

В Германии «новый стиль» назывался «югендштилъ» (молодой стиль) от имени журнала «Jugend», вокруг которого группировались прогрессивно мыслящие художники. В Италии за модерном утвердилось название «либерти» («Liberty») по имени владельца английской фирмы, насаждавшей в этой стране «новый стиль».

29. Модернизм в Западной Европе и СССР. Ар-деко. Интернациональный стиль. Органическая архитектура. Интерьерные решения и мебель.

В 1930-1950-х годах отмечают и существование «советского Ар Деко». В качестве характерных примеров приводятся работы скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной - произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей», украшенных, тем не менее, советской агитационной атрибутикой (см. «агитационное искусство»; социалистический реализм). В конце XX столетия смелые контрасты обобщенной, геометризованной формы и яркого цвета, открытые стилем Ар Деко, возрождаются в дизайне и моде: оформлении интерьеров, ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

В первой половине XX века основной характер художественной культуры Запада определило направление модернизма. Модернизм возник во Франции, а затем распространился в Западной Европе, Америке и России. В рамках модернизма, в основном, происходил поиск и утверждение новых духовных основ бытия позднего индустриального общества. В социально-политических движениях он проявился влево- и право- радикальных движениях.

К модерну относятся различные течения в искусстве ХХ века, боровшиеся между собой: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и так далее. О некоторых направлениях сказано ниже.

Символизм стремился говорить на языке небывалых образов, отвергались традиции классической поэзии, характерен интерес к фольклору, мифу, словотворчество (П. Валери, Т. Элиот, В. Иванов, А. Белый).

Дадаизм (детское да-да) - утверждал алогизм как основу творческого процесса, провозглашал полную самостоятельность слова, призывал к разрушению искусства как формы отражения действительности.

Имажинизм (от франц. image - образ) - требовал передачи непосредственных впечатлений, прихотливого соединения метафор и образов, логически малосвязанных, благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов».

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - объявлял человеческие чувства, идеалы счастья, любви, добра - «слабостями», провозглашал критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу»; характерна связь с индустриализмом, «машинерией», техникой.

Экспрессионизм (от франц. expression - выражение) - преподносил мир в столкновении контрастов, в преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок - нервной дисгармонией, неестественностью пропорций.

Сюрреализм (от франц. surrealite - сверхреальное) - стремился показать подсознание человека, соединить несоединимое: реальность и фантазию, натуралистические детали, переданные с фотографической точностью, и абстрактные формы.

Он пытался выразить агрессию, патологию, эротизм, стремился воздействовать кошмарными ассоциациями. Сюрреалисты ненавидели буржуазный мир и пытались найти острые средства для выражения своего отношения к нему. Им свойствен поиск новых художественных форм. Особое место среди сюрреалистов принадлежало С. Дали (1904 - 1989).

Некоторые относят к модернизму и соцреализм. Модернизм отразился в разных формах художественной культуры - живописи, поэзии, литературе, скульптуре, графике, музыке, архитектуре, хореографии. В философском плане модернизм смыкается с различными вариантами «философии жизни» и экзистенциализма (А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шестов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Xайдеггер, Н. Бердяев, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и другие).

Модернисты придерживались различных ценностно-интеллектуальных мотиваций: иррационализма и рационализма, формировали новый мифологизм и конструировали техноутопии, личностные и надличностные миры форм и смыслов. Модернизм отразил стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и «реализма», предполагающих доверие к сложившимся формам жизни и предметности бытия. Искусство становится не только отражением реальности, но и средством ее преодоления, ее заменой и выражением истинного бытия. Поэтому новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и реконструирование, или же воссоздание принципиально новых моделей бытия, преодолевающих прежние ограничения. Источником нового могут стать самые различные начала: создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма; апология техницизма в техноутопиях и живописи футуристов; утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенциализма; приобщение к архаическим мифам, связующих человека со стихиями природы; непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях и так далее.

Модернизм способствовал преодолению традиционных типов буржуазности, внедрял в общество идеи и мотивации, способствующие переходу к зрелому индустриальному обществу и выходу за его пределы.

Модернизм отстаивал в течение века право на лабораторную работу, его эстетика не могла по своей природе быть общедоступной. Модернизм (как и постмодернизм) - это внутреннее беспокойство искусства, озабоченного задачей сверить свою эпоху с позабытым в суете Вечным.

К середине XX века в культуре проявился и начал нарастать кризис техногенной цивилизации. Его основными проявлениями явились: а) кризис личности: утвердилось господство безличностных экономических, политических, технологических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «я» подлинной культуры. Происходила «механизация» жизни с господством инженерного мышления с его стандартами, технологиями, измерениями. Внешняя организация общества начала осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи попадают под власть институтов общества. Однако в любой сфере всеобъемлющая организация дает первоначально блестящий эффект, но затем она оказывается тормозом. Следствием явилась прогрессирующая деградация культуры; б) растущее недоверие к науке: антисциентизм. Если сциентизм считает науку высшей культурной ценностью, которая может решить проблемы человечества: экономические, политические, моральные, то антисциентизм, проявляющийся, прежде всего, в сферах искусства, веры, человеческих чувств и отношений, не входящих в науку, считает науку чумой XX века. Экономический кризис выдвинул необходимость новых отношений с природой и другими людьми; в) кризис антропоцентризма: стало очевидно, что человек не уникален во Вселенной, его нельзя рассматривать как сосредоточение вселенских сил; понимание того, что прогресс не является необратимым и нарастающим, научно-технический прогресс вызвал скепсис. Само существование человека стало представляться трагедийным и безысходным. Глобальные проблемы стали важнейшими в судьбе человечества.

СССР

В последнее время советская архитектура 1960-1980-х годов стала признанным во всем мире объектом художественного интереса и научного изучения. В статье дан обзор основных выставок и конференций за последние три года, посвященных советскому архитектурному модернизму.

 

В двухтысячных годах термина «советский модернизм» еще не существовало. Им нечего было обозначать – не было такого культурного феномена. Просто стояли здания и разные архитектурные объекты, построенные в хрущевскую и брежневскую эпохи, ветшавшие, раздражавшие и никого особенно не интересовавшие. При этом – составляли они от восьмидесяти до ста процентов застройки большинства городов бывшего СССР.

В те годы в моде у исследователей, а за ними и у широкой общественности, интересующейся историей и искусством ХХ века, были авангард и, с рассуждениями про тоталитаризм, сталинский ампир. Дальше шла некая серая неизвестность, в представлении большинства унылая, как типовая пятиэтажка, и аморфная, как здание районного парткома. Негатива добавляла почерпнутая из краеведческих источников информация вроде «а ведь здесь стоял шедевр XVIII века», да снесли при «совке», а хорошего ничего так и не сделали.

Попытки отдельных смельчаков, вроде Андрея Павловича Гозака, ставшего куратором небольшой выставки по архитектуре советского модернизма в музее архитектуры им. А.В.Щусева в 2006 г., или Юрия Пальмина, создавшего прекрасную серию фотографий района Северное Чертаново в 2009 г., заинтересовать эту самую широкую общественность архитектурой времен Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева широкого отклика не встретили и большой славы не снискали.

Однако тренды и тенденции имеют свойство быстро меняться. Да и человеческая память сыграла свою обычную шутку, отсеяв со временем самое плохое, приукрасив хорошее, и отношение к «проклятому совку» постепенно трансформировалось в ностальгическое «какую страну потеряли». Обе крайности весьма поверхностны, однако такие перемены создали благоприятный климат для постепенного, но постоянного возрастания интереса к архитектуре советского модернизма.

Надо сказать, что и сам «советский модернизм», точнее, тот архитектурный стиль, который сегодня принято обозначать этим термином, в середине 1950-х годов, после хрущевской архитектурной перестройки, пришел в СССР в весьма значительной степени именно с Запада. Отчасти из Америки и Европы через ставшие в это время доступными и сразу популярными архитектурные журналы, вроде легендарного «Architecture d’Aujourd’hui», отчасти – через страны «соцблока», вроде Польши, Венгрии или Кубы, куда значительное число советских зодчих «оттепели» получили возможность поехать в командировку или даже в отпуск. Эстетика модернизма проникала в советскую архитектурную среду, трансформировалась, признавалась постепенно «своей, советской», но все же оставалась узнаваемой в своих основных чертах – недаром в западной литературе модернизм также именуется «интернациональным стилем». Исторически вышло так, что именно этот стиль стал последним по хронологии для распавшейся в 1991 г. советской империи.

Если в 1950-е годы модернизм как архитектурный стиль пришел в СССР из западных стран, то теперь в тех же самых дальних для нас краях зародился и проявился интерес к нему. А сегодня мода на его изучение, с небольшим опозданием, дошла и до нас.

Самой первой «ласточкой», сколь-либо значительным событием, побудившим любознательную общественность обратить свое прихотливое внимание на советскую архитектуру 1960-х – 1980-х годов, стала книга французского фотографа Фредерика Шубена [1]. История этой книги достаточно известна – она появилась в большой степени по воле случая. Здесь еще нет имени – около ста объектов сфотографированы Шубеном в разных союзных республиках и остроумно названы «Космическими коммунистическими конструкциями» – но уже есть запечатленное явление. Отсутствие предвзято-негативного отношения в сочетании с талантом фотографа привело к возникновению яркого «вау-эффекта», после которого мысль о том, что «в этом что-то есть», стала почти всеобщей. Альбом, кстати, очень быстро стал бестселлером издательства.

Практически одновременно вышла книга, давшая наконец определение самому значительному количественно и хронологически стилю в истории советской архитектуры, существовавшему более полувека без имени, – «Советский модернизм» Феликса Новикова и Владимира Белоголовского [2]. В отличие от Шубена, воспринявшего, в силу своей непогруженности в исторический контекст, архитектурные объекты 60-х – 80-х годов как чистые артефакты, и так их подавшего зачарованному зрителю, оба автора не просто близко знакомы с представленным ими материалом, но и глубоко в нем укоренены. Феликс Новиков – один из выдающихся советских архитекторов-модернистов (хотя тогда, когда эта архитектура делалась, никто себя так не называл, по его собственным воспоминаниям); Владимир Белоголовский – один из первых и самых известных на Западе исследователей в данной области. Но и эта «ласточка» прилетела к нам из-за океана – оба автора уже не один десяток лет живут в США, где книга и была написана.

За изданиями последовали выставки. Первая из них состоялась в ноябре 2011 года в Венском архитектурном центре и прошла под названием «Советский модернизм: неизвестные истории». История самой выставки, как и до этого история с книгой Шобена, также началась со случайности – с желания сделать экспозицию, посвященную архитектуре Армении, и с попавшей в руки директору центра Дитмару Стейнеру (Dietmar Steiner) книги о ее советском периоде.

 

30. Постмодернизм: хай-тек, деконструктивизм, неомодернизм, современные тенденции архитектуры и дизайна интерьеров.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Хай-тек, как и постмодернизм, и деконструктивизм, представляет собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи. Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня). В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре. Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря). Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты стиля:

o Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.

o Использование прямых линий и простых фигур.

o Широкое применение стекла, пластика, металла.

o Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.

o Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

o Широкое использование серебристо-металлического цвета.

o Высокий прагматизм в планировании пространства.

o Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

o В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.

Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том или ином виде по всему миру. Деконструктивизм неразрывно связан с культурой посмодерна, однако принято различать постмодернистскую архитектуру и архитектуру деконструктивистскую. Более того, архитекторы, причисляемые к деконструктиизму, часто отказываются от подобного определения своих работ, что, впрочем, соответствует самому духу деконструктивизма, которому присуще нежелание быть ограниченым какой-либо классификацией или определением, стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм самовыражения.
В теориях есть различия и достаточно значительные, но при этом между этими двумя концепциями много общего. Чарльз Дженкс, например, часто причисляет крупнейшего американского архитектора и теоретика деконструктивизма Питера Айзенмана к постмодернизму (от чего сам Айзенман отказывается, настаивая на том, что деконструктивизм — отличен во многом от постмодернизма[1]). Впрочем, если рассматривать оба направления на уровне теорий, то больше мы обнаружим сходства, чем различий. Можно говорить о том, что деконструктивизм — часть постмодернизма, но с несколько иным отношением к наследию модернизма, более тесной связью с архитектурными теориями начала 20 века, а также с более радикальным (часто даже агрессивным) отношением к потребителю, более глубоким исследованием проблем современной архитектуры, поиском новых форм (но не игрой с историческими формами, чем занимается большинство архитекторов, считающих себя постмодернистами). Возможно, деконструктивистская архитектура самая сложная и отдаленная от массового потребителя, это архитектура мегаполисов и «нового поколения», материальное воплощение экзистенциализма.
Деконструктивистская теория отличается от постмодернизма (если говорить достаточно глобально) тем, что деконструктивизм размывает и разрушает общую картину мира, наиболее ярким воплощением которой является архитектура. Постмодернизм все же больше некое настроение современной культуры, которое сказывается чаще в практике искусства и жизни. Что же касается архитектуры, то здесь постмодернизм сказывается более мягко, игриво, по сути, он не переворачивает всех представлений об архитектуре, главное его достижение — критика принципов модернизма, но не создание небывалой, «другой» архитектуры.
Деконструктивисты превращают архитектуру в способ исследования современного мира, в интуитивное искусство, похожее на поэзию, которая не призвана удовлетворять каким-либо потребностям или репрезентировать какую-то функцию. Часто архитекторы-деконструктивисты не делают различий между реальными объектами и планами и чертежами — все равноценно, что также является пересмотром архитектуры, отказом от иерархии.

Неомодернизм

Возникнув в конце пятидесятых годов кризис функционализма интернационального стиля, был определенной мерой преждевременным и недостаточно обоснованным. Его формообразующий и композиционный потенциал остался далеко не исчерпанным, а в части старательности анализа и строгости учета функциональных требований при проектировании он сохранил преимущества перед постмодерном.
В связи с этим совсем не случайно в конце семидесятых годов интерес к модернизму возрождается, а в восьмидесятые он снова выходит на арену мирового зодчества под именем неомодерн. Сохраняя достоинства модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в традиционные рамки современного движения противостояние со средой, а продуманно и органически вписываются в контекст застройки.

Ортогональные формы сохраняются. Менее аскетический неомодернизм в выборе цветовой палитры, это не всегда “белая архитектура”, применяются и другие цветовые гаммы, хотя мастера неомодернизма сохраняют преданность белому цвету, белый цвет олицетворяет символ непрерывности развития. Часто именно в неомодерне возводятся огромные элегантные общественные здания в центрах мегаполисов.
Развитие неомодернизма происходит на фоне широкой публики и части профессионалов в этом привлекательность постмодернизма. В то же время европейская критика признает за постмодернизмом преимущества в большей гуманности и эмоциональной насыщенности.
Решающее значение для формирования неомодернизма сыграло начало семидесятых годов проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда двадцатых годов, которое привело десятилетием позже к серьезному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым заимствованиям.

Стиль неомодерн – простая изысканность. Стиль неомодерн – это безграничность форм и материалов, но полное отсутствие лишних украшений и орнаментов. Стиль неомодерн в архитектуре и дизайне помещений – это не совсем отречение от реальности, но, безусловно, стремление в будущее.

Отличившись от приукрашенного модернизма и исключая ненужные излишества, стиль неомодерн стал вполне самостоятельным стилем в дизайне интерьера еще в прошлом веке. Стиль неомодерн лишен сложных деталей, так как он является противостоянием искусству, сложным текстурам. Неомодерн возник и как противоположность угловатому минимализму. Архитектура этого абстрактного стиля по большей части архитектура офисных зданий, гостиниц, банков, а дизайн интерьеров в стиле неомодерн стал незаменимым в домах художников, музыкантов или просто людей-романтиков. Пастельные тона и строгие контрасты стиля неомодерна создают впечатление воздушности, они просты и сложны одновременно. Это впечатление создается в большей степени благодаря сочетанию материалов, которые используются в интерьере: это хрупкое стекло, глянцевитый металл и благородное темное дерево.

Пол по обыкновению покрыт полированным паркетом. Отражение предметов интерьера на полу и в стекле создает ощущение параллельного, фантастического мира, неограниченного пространства и торжества.

На самом деле ограничений в стиле неомодерна гораздо меньше, чем возможностей. Главная отличительная черта стиля неомодерна – неограниченная игра форм. Они здесь разнообразны не только в архитектуре комнаты, потолке и стенах, но и в самых мельчайших деталях. Круглый диван-кровать, винтовая лестница, огромная стеклянная ваза причудливой формы, стоящая на полу, металлический круглый стол в виде часов – обыкновенные атрибуты в стиле неомодерна. Предметы в неомодерне не стандартны, они часто напоминают совсем иные вещи, и искажены до такой степени, что порой нельзя догадаться, для чего они предназначены.

Сегодня современные дизайнеры все чаще позволяют использовать в стиле неомодерна ретро-детали, например, грамотно и со вкусом расставленные по стеклянным полочкам черно-белые фотографии, и даже тематические принты на стенах.

Стиль неомодерн в квартире или доме будет в некоторой степени символом роскоши. Не смотря на то, что, склоняясь в неомодерну, человек, безусловно, шагает в ногу со временем, в таком авангардном и абстрактном решении дизайна остаются заметными отголоски предшествующего модернизма. Стиль неомодерн не ограничивается в предназначении только для жилых помещений, стиль может сделать комнату как местом для отдыха и бесконечных фантазий, так и для сосредоточенной офисной работы.

 

Современная архитектура многообразна и удивительна, ее сложно поместить в четкие рамки и дать ей точное определение, но она живая и стремительно развивающаяся, как технический прогресс и, возможно, поэтому так сложно постижима и не всегда любима критиками. Но мы все же попробуем сформулировать ее основные тенденции, принципы и цели.

Текст: Диана Муромцева

Немецкий философ Фридрих Шеллинг назвал архитектуру застывшей музыкой, и, наверное, мы не ошибемся, если дополним, что это джазовая импровизация, всегда неповторимая, с историей, настроением и душой. Не существует двух идентичных городов, как двух одинаковых личностей, и, как с людьми, в одни города мы можем влюбиться, а другие возненавидеть. А еще архитектура – это нечто большее, чем искусство, ведь именно она создает пространства и декорации, в которых проходит наша жизнь. Каждую эпоху она одевает в определенном стиле, отражающем ценности, приоритеты и стремления человечества. Прогуливаясь по городам, мы можем читать эту летопись мира по фасадам старых зданий, и так формируются наши культурные традиции, вкус и представления о привычном. Но жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, совершенствуется, а вместе с ней растут и наши потребности и запросы. Застывшие мелодии прошлого постепенно уходят в историю, становясь фундаментом новой актуальной для современной действительности архитектуры, которая способна создать наилучшие пространства для работы, отдыха и жизни человека.

Архитектура наших дней

Когда заходит речь о современной архитектуре, сразу встает вопрос о том, как она меняет сложившийся облик городов и улучшает жизнь их обитателей. Архитектор и дизайнер, обладатель множества профессиональных премий Хади Тегерани считает, что современная архитектура терпит крах, когда не соответствует человеческому бытию и его целостности. Она должна давать человеку все составляющие его жизненного благополучия, которое, как пазл, складывается из различных и в равной степени значимых деталей, таких как экология, экономический аспект, адекватное пространство жизнедеятельности, свет, фактура материалов, форма и эмоции. Также господин Тегерани отмечает важность для людей такого фактора, как отождествление архитектурного строения с его утилитарностью, не только с точки зрения комфорта, но и эстетики. И действительно, строениям, выполненным в ультрамодерновом стиле, как и всему новому, достаточно сложно снискать всеобщие любовь и признание. У современных строений в городском массиве всегда есть свои поклонники и противники, поэтому они обязаны оправдывать свое существование пользой, функциональностью и красотой.

 

Но если говорить о коммерческой востребованности жилых объектов, то управляющий партнер SESEGAR Investment Group Ирина Жарова-Райт ставит эстетику на ступень выше: «Вопрос о зависимости внешнего облика здания от его востребованности изначально предполагает положительный ответ. Ведь «продает» эстетика. Можно долго рассуждать о красоте души, а в случае недвижимости, о ее функциональности, но встречают по одежке и внешнему облику». Интересен также тот факт, что привлекательная по своей архитектуре новостройка не станет в наших глазах красивой, если она диссонирует с окружающим пейзажем. Поэтому помимо функциональности и эстетики архитектура наших дней должна быть умело и гармонично вписана в сложившуюся стилистику местности и при этом выглядеть свежо и привлекательно.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Contemporary –вид современной хореографии
  2. Банизацию и рационализм современной жизни, кажутся довольно убедительны-
  3. Вопрос 3. Речевая деятельность как основа современной риторики.
  4. Вопрос 35. Специфика и функции современной профессиональной этики в медицине.
  5. ВОПРОС 38. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
  6. Второй этап осады Москвы - попытка Болотникова замкнуть блокаду столицы.
  7. Глава 1. Отчет о финансовых результатах, его целевая направленность в современной экономике
  8. ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ДИАГНОСТИКЕ ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  9. Глава II. Формирование современной этнической структуры населения Республики Сербия.
  10. Глава II. Формирование современной этнической структуры населения республики Сербия.
  11. Государственный и муниципальный долг: понятие, виды и формы. Долговая политика современной России.
  12. Демографическая ситуация в современной России, приоритеты миграционной политики России на современном этапе


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь