Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности критской религии



Как ни странно, больше нам известно о царице. В отношении политического, социального строя на Крите вообще долгое время господствовало убеждение, что это общество несуществующего, с моей точки зрения, исторического периода матриархата. Вообще-то не было такого периода, хотя об этом любят упоминать периодически. Патриархат был, матриархата не было. Просто был период, когда счёт родства вёлся по женской линии, поскольку папу определить было очень сложно. А ни о какой власти женщин или ещё о чем-то речи не было. Просто есть патрилинейная система родственных связей и матрилинейная. У некоторых народов она сохраняется до сих пор.

Так вот, судя по всему (это по изображениям чётко подтверждается), действительно положение женщины на Крите очень резко отличалось в положительную сторону. По крайней мере, ни в каком приниженном положении женщины там не находились. Поэтому царица, судя по всему, имела очень важное, своё собственное положение в критском обществе, место верховной жрицы. По поводу царя спорят, по поводу царицы это бесспорно. Её главная функция заключалась, прежде всего, в выполнении очень важных религиозных обязанностей.

Сразу же поговорим об особенностях критской религии. Это важно для понимания менталитета того общества. Здесь есть некоторые особенности. Во-первых, на Крите той эпохи не найдено ни одного сооружения, которое можно было бы трактовать как храм. Объектом религиозного поклонения, судя по всему, были природные объекты, то есть пещеры, источники и т.д. Вот там (и даже в более позднее время) обычно находят скопления приношений верующих, даров для богов. Это раз.

Во-вторых, судя по всему, сам дворец был главным храмом. Там не найдены те помещения, которые являются особо сакральными. Судя по всему, сам дворец, как то место, где проживают главные представители культа (царь-жрец, царица-жрица), именно сам дворец мыслился как огромный храм. И во многом, вероятно, те действия, которые там происходили, они и мыслились как некоторые священнодействия.

Так вот главным божеством, как и в большинстве достаточно ранних религий, являлись божества, олицетворяющие мужское и женское начало. Женское начало представлено достаточно многочисленными либо изображениями, либо чаще всего находят статуэтки, это фаянсовые статуэтки, статуэтки из слоновой кости. Изображения либо самой этой великой богини-матери, либо её жриц. Как правило, это изображение держит в протянутых руках извивающихся змей, либо иногда кошки там тоже изображаются. Причём, как полагают опять-таки специалисты, которые этим занимаются, это божество очень сильно напоминает божества Малой Азии, которые нам известны аж с VII-го тысячелетия до н.э. Позднее это выразится, например, в культе восточных богинь: Кибелы, Иштар, Астарты и т.д. Это очень мощные синкретические божества. То есть женщина рассматривалась как единство двух начал, единство жизни и смерти, любви и войны, рождения и умирания. То есть женщина прежде всего олицетворяла землю. Земля мыслилась как женское божество: из земли всё произрастает, в землю всё уходит. От земли зависит жизнь человека. То есть это мощное такое природное божество.

Что интересно, мужского антропоморфного божества там не было найдено. Всегда бывает пара: небо – земля, какие-то другие пары всегда присутствуют, а вот мужского антропоморфного, повторяю, божества здесь не найдено. Зато здесь найдено большое количество изображений быка. Мужское начало на Крите воплощалось, как полагают, в зооморфном виде, виде быка. И опять-таки это имеет очень древние корни, поскольку ещё в одном из древнейших поселений, которое было найдено на территории Малой Азии, это в Чатал-Хююке как раз и найдено изображение быков и женщин, так вот считается, что эта пара, она исконна для вообще всего этого региона. Бык – это есть с одной стороны мощное начало, производительное начало, это начало, олицетворяющее мощь, но в то же время некую необузданность. Женское начало олицетворяет человеческое начало. И вот при соединении этих мощных начал по сути дела и возникают особенности этой самой религии. Недаром именно с Критом связаны всевозможные сказания в греческой мифологии о быках.

Напомню ещё раз: Зевс в виде быка приводит Европу на Крит. Позднее Посейдон пошлёт на Крит знаменитого Критского быка, с которым позднее будет сражаться Геракл (один из подвигов Геракла) и которого прибьёт окончательно уже Тесей, поскольку Геракл по приказу Еврисфея отпустит Критского быка, и тот начнёт безобразничать уже на территории Аттики. Ну и вот там уже его принесут в жертву. Именно от Критского быка жена царя Миноса породит Минотавра, существо с телом человека и с головой быка, который будет по сказаниям жить в этом самом лабиринте, которому зачем-то будут привозить юношей и девушек (предполагается, что он съедает). Но интересно, представляете себе быка, который ест плоть? Вообще-то, он травоядный, насколько я себе представляю. Поэтому уже в античности говорили, что ничего страшного с ними не было, их просто делали жрецами этого самого культа. Так вот его позднее убьёт афинский герой Тесей. Так что, так или иначе, изображение быка, изображение рогов быка очень часто встречается на Крите.

 

Критский бык

Кроме того, знаменитые изображения тавромахии, только это не коррида, а игры, игры с быком, где юноши и девушки, как считается, делают какие-то акробатические пируэты на рогах и на спине этого быка. И скорее всего, это была ежегодная мистерия, которая разыгрывалась именно на этой самой площадке, которая должна была обеспечивать процветание государства.

Критские придворные

Итак, две функции дворца мы с вами определили. Дворец – это есть место концентрации политической власти (у нас здесь живёт царь и царица). Это место религиозного почитания для всего остального населения. Теперь о третьей функции дворца. А кто проживал на всей этой площади? Вообще-то даже зачем столько много комнат? Ну, будем говорить, что там были кладовые, там будут какие-то мастерские, но вообще-то, судя по всему, особенно помещения второго этажа были жилые. Не жили там только царь и царица. Здесь проживает дворцовая знать. Вот эта самая элита критского общества, вот тот, кто не живёт в деревне (в деревне живут у нас крестьяне), здесь же проживают придворные.

Причём опять-таки изображений этих придворных очень много встречается на этих самых фресках. Причём, что удивительно, вот все фрески, которые найдены здесь, найдены на Санторине, они очень сильно отличаются в своём изображении от того, что нам известно на Востоке. На Востоке что чаще всего любят изображать? Охоту и войну, демонстрацию мужской мощи и т.д. Насилие, через это мы утверждаем свою власть. В критском искусстве нет ни одного изображения убийства. Иногда их называют пацифистами, но, конечно, ни одно государство пацифистское бы не выстояло, да и не были они пацифистами, как таковыми. Но в любом случае они не культивировали насилие. Ну, у них есть двое мальчиков, которые занимаются кулачным боем. Есть изображение флота, достаточно большая фреска. Но опять-таки для них не было характерно изображение вот этих самых сцен. Зато очень много разных развлечений.

И опять-таки возвращаемся к тем же самым женщинам. Мужчины бедные ходили в этих набедренных повязках, зато мода женщин приобрела такие формы, которые нигде в странах Древнего Мира больше не встречаются. Вот если посмотреть на те же самые фрески, на те же самые статуэтки (причём с моей точки зрения, совершенно не оправдано климатом, а только лишь женским тщеславием), именно у них платья с узким лифом, талия а-ля Гурченко в “Новогодней ночи”, рукавчики “фонариками”, декольте самое мощное за всю историю моды – которое открывало полностью грудь, длинная юбка с оборочками, что вообще-то не очень-то приемлемо в столь жарком климате. А какие причёски? А какая косметика? Это то, что действительно служит скорее для удовлетворения эстетических потребностей, чем связано, скажем, с природными условиями, с погодными условиями.

Вот судя по всему, жизнь в этом дворце (а знать была достаточно, наверно, многочисленной) представляла собой, прежде всего, череду празднеств, различных развлечений и т.д. То есть это была, прежде всего, благая жизнь, жизнь для радости. Вот что составляло, как считают, основу жизни этой части общества. Какова это была часть общества? вероятно, не более 5% от всего населения. Это те, которые жили в этом дворце.

Письменность Крита

Кто ещё жил в этом дворце? В этом дворце естественно жили и те, которые участвовали в управлении государством. Одно дело – отдать приказ, другое дело, что необходимы структуры, которые осуществляют управление государством. Это были чиновники. То есть наше государство – не только монархия, но нормальное чиновничье, бюрократическое государство, какое возникает на Востоке. То есть это система специалистов, людей-профессионалов, которые участвуют в управлении государственной жизнью. Откуда мы о них знаем? Мы знаем о них по табличкам. До нас дошли таблички линейного письма. Это одна из форм письменности, это слоговая форма письменности, она была обнаружена Эвансом ещё в самом начале раскопок, и он выделил в этих табличках три типа письменности, которые последовательно сменяли друг друга. Сначала идёт как правило как у всех народов пиктографическое письмо, затем так называемый линеар А, и потом так называемый линеар Б.

Линеар А – это как раз то, что нас прежде всего интересует, он относится именно к нашей эпохе, к эпохе минойской цивилизации, и он до сих пор не дешифрован. Но даже если когда-нибудь эту систему письменности дешифруют (а минойцы явно не принадлежат к индоевропейской группе языков), то особых открытий не будет. Все эти таблички, которые были найдены (а их несколько сотен найдено на территории Крита) – это таблички хозяйственной отчётности.

Дело в том, что вся эта письменность очень хорошо отражают общую тенденцию человечества — ради чего возникает письменность. Так вот запомните, письменность возникает не для того, чтобы записывать лекции, не для того, чтобы сочинять стихи, не для того, чтобы передавать какие-то религиозные предания. Письменность у всех народов, что в Египте, что в Месопотамии, возникает тогда, когда возникает государство и когда нужно чётко знать, что в этом помещении стоит 20 парт, что такому-то мы выдали столько-то мешков зерна, а такой-то нам не доплатил налоги. Все самые ранние памятники письменности у всех народов, если не религиозные (просто вот в Китае так называемые “гадательные таблички” есть, они самые древние), значит, они у нас с вами относятся к делопроизводству. Поэтому у нас есть чиновники, которые чётко писали, что кем сдано и сколько от кого ещё полагается, и что в каком помещении хранится.

И вот в этом плане нужно чётко себе представлять, чем занимались эти самые чиновники. Тем же, чем чиновники во всех странах Древнего Востока, будь то Месопотамия, Египет, Хеттская держава, Древний Китай и т.д. Это, прежде всего, функции контроля и учёта, и поэтому дворец у нас является, прежде всего, организатором экономической жизни.

И здесь нужно себе чётко представлять, что с точки зрения экономики, а экономика, естественно – база основания любого общества в любое время. Так вот формы этой самой экономики во многом зависят от форм собственности. Как правило, считают, что есть как бы два полюса. Это общество, где существует только частная собственность и, соответственно, система организации производства и распределения продукта, который образуется в результате этого производства. И есть общество, где существует государственная собственность, только государственная собственность, и, соответственно, там происходит система распределения продукции посредством иных основании, чем в рыночной экономике.

Экономика древнего Крита

Хочу сразу, чтобы у вас не было иллюзий: не было в истории человечества обществ, где существовала только частная собственность и частный сектор экономики, не было никогда обществ, где был только государственный сектор экономики. В истории человечества те или иные общества, они располагаются как бы на шкале, которые могут приближаться то к одной модели организации производства и собственности, то к другой. Но в принципе, никогда в чистом виде это не существует и не может существовать.

Так вот, с точки зрения того, что мы можем определить по этим самым табличкам, на Крите существовало два сектора экономики: это так называемый дворцовый сектор экономики, где основным предметом собственности является земля. Кстати, к понятию собственности мы ещё вернёмся, когда речь пойдёт о греческом обществе, это достаточно сложное понятие. Наши экономисты очень сильно упрощают, поэтому у них ничего не получается. Так вот дворцовый сектор экономики – это, прежде всего, земля, которая принадлежала дворцу, и соответственно обрабатывалась она какими-то работниками дворца. Что это были за работники, были ли это типа приписных каких-то крестьян из жителей Крита, были ли это рабы (сразу хочу сказать, что все историки предполагают, что там было рабство, но у нас нет доказательств, письменных доказательств того, что они там присутствовали, это предполагается). Но в любом случае этот сектор занимал достаточно большую часть, и соответственно значительная часть продукции из дворцового сектора шла во дворец.

И второй сектор – это общинный сектор. Это сектор, который принадлежал основной массе населения жителей Крита, крестьянам, которые там проживали. И из этого сектора, опять-таки как это видно из табличек, определённая часть этой продукции в виде налогов шла во дворец. То есть дворцы получали продукцию из собственного сектора экономики плюс в виде налогов из крестьянского, общинного сектора. Так вот организация экономики – это очень трудное дело, поэтому те чиновники, которые этим занимались — это были специалисты. Так что в этом плане дворец выступает в функции организатора экономического процесса.

Следующая функция вытекает из той, о которой я только что говорил. Дворец – это место концентрации прибавочного продукта и место его хранения и перераспределения. Опять-таки мы возвращаемся к тому, что в разных типах экономики существуют разные системы перераспределения продукта производства. Есть рыночная модель перераспределения, есть модель распределительная. Вот для восточных обществ с сильной государственной властью характерна вторая модель распределения, когда вы будете получать, непосредственно сами не участвуя в процессе производства, будете получать в зависимости от вашего ранга в социальной структуре общества. Чем выше ваш ранг, соответственно тем большая часть вам попадает.

Соответственно дворец стягивал в себя всевозможную вот эту продукцию, прежде всего сельскохозяйственную, и значительная часть помещений, которые были раскопаны в Кносском дворце, особенно помещения по окраинам, ведь сохранились-то нижние этажи, — это складские помещения. Там найдены остатки огромных сосудов (позднее их будут называть пифосы). В этих сосудах хранилось вино, оливковое масло, зерно и т.д. Дворец это всё накапливал, а потом перераспределял среди тех людей, которые там жили.

 

Пифос

Вот эта распределительная система, кстати говоря, существует в любых обществах, потому, что даже в самом, казалось бы, суперрыночном американском обществе весь штат чиновников получает свою зарплату, и уровень зарплаты зависит от того места, которое они занимают в структуре государственного аппарата. Потому что, повторяю, никогда не существует в мире чистых моделей. Они не выживают так же, как чистые породы собак: чем вы чище делаете породу, тем она становится более беззащитна к окружающей среде. А самые лучшие – это дворняжки, те, которые намешали у себя очень много всяких начал. Но к этому мы вернёмся, когда речь пойдёт о римском государстве.

Торговля в древнем Крите

Таким образом, дворец, ещё раз повторяю, – место концентрации, хранения и перераспределения прибавочного продукта. Отсюда вытекает ещё одна функция дворца. На Крите были найдены предметы явно не критского происхождения. Помимо того, что там были найдены предметы, привезённые из Древнего Египта, и именно это позволило определить хронологические периоды критской истории (скарабеи, статуэтки и т.д.). Там найдены вещи, приготовленные из сырья, которое не встречается на Крите. Например, статуэтки из слоновой кости (слоны никогда не водились на Крите, слоновую кость поставляла Африка). Там найдена скорлупа страусов, кстати, как ни странно, в древности очень ходовой товар, тоже африканского происхождения. Там встречаются те же самые изделия из бронзы (медь, олово на Крите не существуют, это привозное). Таким образом, можно говорить о торговле. Причём тут дворец выступает в данном случае как организатор международной торговли.

Сейчас мы говорим о функциях международной торговли. Так вот здесь надо подчеркнуть очень интересную вещь. Торговля, которая велась (а нам известно, что и критские сосуды встречаются в разных частях Средиземноморья, Восточного Средиземноморья, и некоторые произведения с мелкой пластикой с Крита встречаются в других местах) носит абсолютно иной характер, чем у нас с начала 90-х годов. Не было никаких “критских челночников”, которые брали баулы и ехали в Египет закупать слоновую кость или ещё что-то такое. Вообще в древности, нужно сразу отметить, что торговля всегда носила государственный характер.

Это связано с двумя моментами. Первое. Для того, чтобы торговать, нужно иметь чем торговать, нужно иметь излишки своего производства. Крестьяне не имели этих излишков. Но, кроме того, ни один нормальный крестьянин не мог покинуть свою территорию надолго, чтобы где-то чем-то торговать. Поэтому только та организация, которая имела эти излишки (а это был именно дворец), и эти излишки создавались именно в виде продукции сельского хозяйства из дворцового сектора экономики, из общинного сектора экономики, которая попадала в виде налогов. Именно здесь и возникала возможность этой самой торговли. То есть там, где есть предметы торговли, только тот орган может эту торговлю осуществлять.

И второе. В древности очень долго не складывалось понятие международного права, да и в наше-то время оно постоянно нарушается, а в древности это тем более. Человек, который вышел за пределы своего государства, являлся ничем. Это нам просто известно хорошо из тех же “Законов Хаммурапи”. Это одни из первых дошедших до нас законов. И как только вы пересекаете границу своего даже супердеспотического государства, вы становитесь для других, находящихся в другом государстве, или для кочевников, которые окружают государство, как это было на Востоке, просто объектом охоты.

Любой человек, который не находится под защитой своего государства или своей племенной организации, является законным объектом присвоения другим человеком. Поэтому только мощь государства могла защитить человека за его пределами. Поэтому все те первые торговцы, которые нам известны в Египте, а особенно в Месопотамии (нам просто это известно из клинописных табличек) – это, как правило, царские, дворцовые агенты. Они могут осуществлять и свои собственные операции, но основная их функция – это операции по продаже продукции дворца и закупки необходимого продукта для того же дворца. Поэтому что мы видим, что закупали для Крита? Предметы роскоши. То, что необходимо дворцу. Поэтому дворец выступает прежде всего как организатор международной торговли.

Ремесленники древнего Крита

Следующая функция дворца связана ещё с одной очень характерной особенностью. Некоторые помещения того же Кносского дворца многими интерпретируются как ремесленные мастерские или как складские помещения, там найдены заготовки, сырьё и в некоторых случаях некоторые готовые изделия. И в этом проявляется ещё одна функция дворца: дворец как центр ремесленной деятельности. Именно постольку, поскольку на Крите не возникло такое явление, как город (а существуют только деревни и дворцы), именно это приводит к тому, что ремесло развивается именно во дворце. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, в деревнях, судя по всему, уровень жизни, которым характеризуется крестьянское критское общество, был очень-очень низок. Вот это очень интересная вещь. Это очень характерно для Востока — высочайшее развитие искусства, культуры для элиты общества и на протяжении тысячелетий очень низкий уровень основного населения, вот этих самых крестьян. Так вот поскольку этот уровень был достаточно низок, то, судя по всему, основные потребности в ремесленной продукции они удовлетворяли сами, в домашних условиях. Женщины обычно делали одежду, часто лепили примитивные сосуды для домашнего обихода. Мужчины занимались строительством. Единственное, что обычно вычленяется из сферы деятельности крестьянства – это кузнечное дело. Как правило, деревни обладали своими кузнецами, поскольку это специализированная область. Но это, судя по всему, так уж широко не было развито в критских деревнях.

Зато именно дворцы с их очень высоким уровнем жизни, с потребностями к этой самой жизни, давали возможности ремесленникам творить. Дворцы были, прежде всего, той областью, где требовалось высочайшее искусство, профессиональное искусство металлургов, кузнецов, ювелиров, резчиков по камню и т.д. и т.д. То есть, прежде всего, там они находили сбыт своей продукции. И ещё одно. Для многих отраслей ремесленного производства требовалось сырьё, часто сырьё привозное. Нормальный человек этого не мог достать, это давал дворец. Нам известно по микенской уже эпохе, как, скажем, ремесленнику даётся, например, определённое количество металла (меди, олова) и поручается определённая работа. Затем он по весу сдаёт готовую продукцию и получает за это определённое вознаграждение. Здесь даже не продажа, здесь выполнение труда. Сырьё принадлежит дворцу, конечный продукт принадлежит дворцу, ремесленнику принадлежит его труд, который оплачивается дворцом. То есть он попадает в систему перераспределения тех продуктов, которыми обладает тот же самый дворец. То есть он хорошо, нормально вписывается в эту самую систему.

Так что в этом плане дворец действительно является сосредоточением очень важных функций.

Охрана дворцов

И последняя функция критских дворцов, или, точнее, отсутствие этой функции. Просто её сейчас нужно подчеркнуть, поскольку мы будем дальше сравнивать с Микенской Грецией. Предполагается, исходя из логики, из каких-то рассуждений, что во дворце была охрана, то есть дворец должен быть центром концентрации вооружённых сил. Мы не знаем, как была организована критская армия, у нас нет этих источников. Но предполагается, что дворец должен охраняться.

Причём я ещё раз хочу отметить то, что говорил с самого начала: критские дворцы, поскольку постоянно достраивались, они никогда не имели оборонительных сооружений, да это было бы и бессмысленно. Когда дальше будем говорить о средневековой Европе, как выстроили кольцо стен, дальше европейские города внутри этих стен и росли. Здесь же дворцы расползались, они постоянно распространялись вширь, поэтому систему оборонительных сооружений этих самых стен было и бессмысленно сооружать. Но самое главное здесь другое – что они и не хотели их сооружать, они не боялись. Чего не боялись? Во-первых, они не боялись, судя по всему, внешних врагов. За всю историю, пока существовала критская цивилизация, судя по всему, никто ни разу на Крит не нападал. И здесь ещё одна очень важная особенность критского общества: почему не нападал? Остров этот Крит немного напоминает Англию XVIII века, на Англию тоже никто не нападал, только Наполеон хотел, да и то не смог.

Это очень хорошая вещь, жить на острове, не как мы – на материке, который можно всё время отрезать, отрезать, или прибавлять. Остров, он и есть остров, он всё равно выйдет к своим естественным границам, государство займёт территорию этого самого острова. Главное для островных государств – обладать хорошим военным флотом. Вот критяне, и это сохранило античную традицию, были великолепными моряками. Недаром Фукидид (это греческий историк V века) писал, что критяне были первыми талосократорами. Тот, кто напишет на листочке, что собирается изучать греческий язык, вскоре узнает, что талото или талосо – по-гречески обозначает “море”. Талосократоры – “господа на море”.

Вообще, в Средиземноморье сильно не то государство, у которого сухопутная армия, сильно то государство, у которого сильный военно-морской флот. Поэтому критянам не нужно было иметь какие-то стены вокруг дворцов. Стенами критского государства были морские корабли, военные корабли критян. И у нас есть фрески с изображением этих кораблей. И как говорит античная традиция, и это подтверждает археология, критяне на своих кораблях доходили до западной Малой Азии, и там есть у нас критские поселения. Доходили до Сицилии и южной Италии, и там, судя по всему, были критские поселения. Они фактически господствовали во всём восточном Средиземноморье.

Критяне

И последнее, что нужно отметить насчёт этих самых стен. Помимо внешних врагов у государства всегда есть враг внутренний. Это собственный народ. Судя по всему, критяне не боялись своего народа, а это очень важно прочувствовать. Всегда есть ощущение опасности. Вот для чего каждое нормальное государство помимо армии держит ещё всякие спецслужбы? Не для обороны от внешних врагов. Для обороны, как говорят, от людей с неадекватной психикой, а могут быть просто противники существующего строя. Судя по всему, вот эти 2-3 тысячи, которые жили во дворце, не боялись собственного народа. А это тоже великая заслуга власти. Да, эти самые крестьяне платили налоги, судя по всему, много. Да, у них был гораздо ниже уровень жизни. Другое дело, что, судя по всему, они не чувствовали от этого дискомфорта.

Во-первых, они видели в центральной власти очень великий смысл её существования: там жили те люди, которые им обеспечивали нормальную, спокойную, мирную жизнь. Дворец был религиозным центром. Поэтому с одной стороны – традиция, с другой стороны – то, что власть не злоупотребляла своими возможностями, а это очень важно, когда власть не издевается над человеком, когда не даёт человеку постоянного ощущения своей приниженности, своей никчёмности, своей ничтожности. Судя по всему, на Крите этого не было. Именно поэтому, судя по всему, жители дворца и не боялись своего собственного народа. Поэтому эта определённая гармония, которая проявляется в искусстве Крита, судя по всему, была характерна и для социальных отношений.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.5.Особенности этнической структуры населения Сербии в составе СФРЮ.
  2. II. Особенности применения положений о поручительстве по облигациям
  3. III. Особенности грамматического строя
  4. VI. Особенности методического обеспечения
  5. VII. Общие особенности умственной сферы.
  6. XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
  7. XXIII. Особенности перевозки грузобагажа повагонными отправками
  8. АБТЦ-2003. СТРУКТУРА, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ.
  9. Агротехника выращивания и формирования кустарников в школах. Особенности выращивания сортовых сиреней и роз в кустовой и штамбовой форме.
  10. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
  11. Анализ состояния рынка чёрного чая, в т.ч. особенности конъюнктуры Российского рынка в настоящее время.
  12. АНАТ0М0-ФИЗИ0Л0ГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОПЫТ И КОПЫТЕЦ


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь