Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Данная классификация особенно актуальна для социологических исследований Интернета, в которых важна роль пользователя в разных видах коммуникации. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
V. Коммуникации могут быть: · Институционализированными. · Неинституционализированными.
VI. Коммуникации различаются по степени открытости: открытые (публичные), и закрытые (секретные, ограниченные). VII. Существенное значение имеет учет распределения ролей между участниками коммуникации. Распределение ролей в процессе коммуникации может быть неполяризованным и поляризованным. Степень поляризации по инициативе одного из полюсов варьироваться в широких пределах – от жесткой до умеренной.
VIII. Можно выделить коммуникации по распределению позиций. Это коммуникации с вертикальной направленностью (или вертикальные). Они представляют собой процесс воздействия одного индивидуального или коллективного субъекта на другого как на объект и поэтому часто называются субъект-объектными. Это указы, приказы и т.д. Это также коммуникации горизонтальные, предполагающие равенство отношений. Их называют субъект-субъектными. (Общение в чате).
IX. Коммуникации могут иметь или не иметь обратную связь, дающую возможность организаторам распространения информации получать ответную информацию о реакции ее получателей (реципиентов). Синхронная коммуникация означает немедленную обратную связь. Она наиболее полно представлена в межличностной коммуникации. Несинхронная коммуникация имеет место в тех случаях, когда требуются специальные усилия для выявления реакции реципиентов. Это проведение опросов, тестирование и т.д. вне самого акта коммуникации. Для выполнения разнообразных социальных функций важно учитывать синхронность и асинхронность распространения и приема информации. Традиционные СМИ – периодическая печать, радиовещание и телевидение рассчитаны на одновременный или близкий по времени прием одной и той же информации многими людьми. Синхронность ее приема способствует согласованности позиций и действий.
X. Коммуникации различают по характеру используемых знаковых средств и форм.
XI. Классификация коммуникаций может учитывать содержание информации и достигаемые на этой основе цели.
XII. Можно говорить о видах коммуникаций, включенных в разные сферы общественных отношений.
( Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: изд-во Аспект Пресс, 2007. – 335 с. – С. 13-17). Понятия «масса», «массовое сознание», «массовая коммуникация», «массовая информация».
Эти понятия всем хорошо знакомы, их значение кажется очевидным. Масса. Обществоведы (социологи), говоря о массе как о субъекте общественной (социальной жизни), более всего обращают внимание на качественные аспекты этого понятия. Теория массового общества развивалась в период с 1920-х по 1960-е гг. в трех основных направлениях. В Англии. В Германии (а затем – в США) представители Франкфуртской школы. В США некоторые авторы использовали понятие массового общества в более позитивном ключе. ( Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь/ Пер. с англ. И.Г.Ясавеева; Под ред. С.А.Ерофеева. – М.: изд-во «Экономика», 2004. - С. 244).
Основные характеристики «массы» как социальной общности: · Масса – это рассеянное множество людей. Во многих видах коммуникации масса как общность выступает чаще всего не как коммуникатор, а как реципиент. В СМИ иногда упоминаются такие мифологизированные общности как «люди доброй воли», «прогрессивное человечество» и т.п. На самом деле речь идет именно о массе, которая безгласна и от имени которой удобно делать позитивные заявления. · Масса как множество людей имеет стохастический (вероятностный), «пульсирующий» характер. Количество и социальный состав людей собравшихся в зале или у телевизионных экранов в каждый момент неопределенно. · Для массы характерна открытость. Коммуникации, связывающие массу воедино, рассчитаны на доступность массы. · Масса ситуационна. Она собирается или объединяется на базе конкретной деятельности, «по поводу». · Масса состоит из дискретных (т.е. различных) людей, вышедших за рамки своих ролей в социальных группах. · Масса как множество гетерогенна. Ее участники разнообразны по социальному положению, по территориальным характеристикам, по условиям жизни. Процесс стирания граней между социальными группами называют массификацией. Обратный процесс называют демассификацией или фрагментацией. · Масса анонимна для коммуникатора и ее представители анонимны друг для друга.
В связи с изучением феномена общественного мнения часто употребляют близкое к «массе» понятие «публика». ( Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: изд-во Аспект Пресс, 2007. – 335 с. – С. 21).
Согласно концепции массового общества, для современного общества (которое многие социологи считают массовым) характерны следующие черты: · Сходство большинства индивидов между собой, их недифференцированность, равенство и отсутствие индивидуальности; · Рутинность и отчужденность труда; · Утрата религией своего влияния, отсутствие глубоких и значимых моральных ценностей и, вместе с тем, склонность масс к идеологическому фанатизму; · Слабость и вторичность связей между индивидами и незначительная роль уз родства; · Политическая апатия масс и их подверженность манипулированию со стороны диктатур и бюрократий; · Превращение культуры – искусства, литературы, философии и науки в массовую, то есть низкопробную культуру. ( Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь/ Пер. с англ. И.Г.Ясавеева; Под ред. С.А.Ерофеева. – М.: изд-во «Экономика», 2004. - С. 244).
Массовое сознание. Это – особый вид о бщественног о с ознани я. Он возникает исторически поздно, в связи с образованием нового социального субъекта или вида социальной общности – м асс ы. Поэтому не существует никакой особой разновидности людей, являющихся исключительными носителями массового сознания. Впервые массовое сознание в качестве особого вида о бщественного с ознания рассмотрел в своей работе американский исследователь СМИ Уолтер Липпман в своей книге «Общественное мнение» ( 1922 г.). Массовое сознание существует наряду с другими типами сознания – индивидуальным и групповым. Каждый человек является носителем разных типов сознания в зависимости от включенности в те или иные виды общественной деятельности, в зависимости от своих социальных связей, в зависимости от постоянной или ситуационной принадлежности к различным социальным общностям. Для массового сознания характерны следующие черты: · Определенный порог доступности содержания; · Разные уровни развития и степени информированности реципиентов в разных тематических областях.
Журналистам необходимы учет особенностей массового сознания и его конкретных состояний в разные моменты, относительно разных предметов, у разных видов массы. Для этого нужны результаты социологических опросов. ( Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: изд-во Аспект Пресс, 2007. – 335 с. – С. 22-23).
Что же следует называть «массовой информацией»? Советский философ и социолог Б.А.Грушин дал свое определение: Массовая информация – это любая социальная (общественно-значимая) информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла оперирует масса. В соответствии с определением Б.А.Грушина, масса может выступать в роли не только потребителя, но и создателя, а также распространителя и нформации. В таком случае, «средства массовой информации» («Mass-media») являются с оциальными и нститутами, которые обеспечивают обращение (циркуляцию) м ассовой и нформации в о бществе. Это средства, через которые передаются сообщения. Кроме того, люди из самых разных социальных (общественных) групп, общаясь между собой, в процессе межличностной коммуникации участвуют в обращении м ассовой и нформации. Массовая информация рассчитана на массовое сознание. ( Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: изд-во Аспект Пресс, 2007. – 335 с. – С. 22-23).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы