Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЦИАЛИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ



 

Понятие социализации

 

Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.

Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в обществен­ной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению раз­личных социальных ролей».

В различных словарях социализация определяется как (см.: 147, с.67):

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;

2) «процесс усвоения и дальнейшего развития ин­дивидом социально-культурного опыта»;

3) «процесс становления личности, обучения и ус­воения индивидом ценностей, норм, установок, образ­цов поведения, присущих данному обществу, социаль­ной общности, группе»;

4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретенияимсоциальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством вы­полнения определенной роли в практической деятель­ности».

В отечественной науке наибольший вклад в поста­новку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия " социализа­ция" несколько шире, чем " воспитание". Воспитание под­разумевает прежде всего систему направленных воздей­ствий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социа­лизация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик (82, 85, 86).

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в от­носительно направляемом обществом и (или) государ­ством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а так­же в процессе относительно целесообразного и соци­ально контролируемого воспитания (семейного, рели­гиозного, социального).

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которо­му он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Одна­ко содержание этих идеалов весьма существенно раз­личается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характери­стик, общих или более или менее сходных для различ­ных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную спе­цифику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общеплане­тарными и общемировыми тенденциями (от урбаниза­ции и информатизации до экологических и демографи­ческих сдвигов).

Содержание процесса социализации определяет­ся тем, что любое общество заинтересовано в том, что­бы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т. е. в успешной поло-ролевой социализа­ции), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили се­мейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Все это характери­зует человека как объект социализации. Однако чело­век становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активно­сти, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

Становление личности представляет собой слож­ный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязан­ных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризует­ся специфическими чертами и особенностями, однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. В детские годы наиболее интенсивно происходит фи­зическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренчес­кая компоненты, а физическая отступает на задний план.

Специфика взаимосвязи отдельных компонент в ходе развития личности отражается и в характере де­ятельности. Так, игровая деятельность обычно не тре­бует высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения (хотя они и не исключаются полностью). Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предпола­гает наличие зрелого мировоззрения.

Развитие личности в процессе социализации про­исходит по мере решения человеком ряда задач. Ус­ловно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-куль­турные, социально-культурные и социально-психоло­гические.

Естественно-культурные задачи –достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физи­ческого и сексуального развития, имеющего норматив­ные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эта­лоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т. д.).

Социально-культурные задачи – познаватель­ные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конк­ретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением че­ловека. Специфические социально-культурные зада­чи ставятся перед человеком и в сфере познания социальной действительности, и в сфере участия в жизни общества и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами обще­ства, с другой – задачи, воспринимаемые им из обще­ственной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем, эти два слоя не всегда совпадают между собой, а неред­ко и частично противоречат друг другу.

Социально-психологические задачи – это станов­ление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности рассматривается как дос­тижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относи­тельно целостной Я-концепции и определенного уров­ня самоуважения.

У личности есть три пути самопознания. Первый – оценки, мнения других людей. Эти оценки бывают са­мыми элементарными (кривая усмешка в ответ на ка­кое-либо замечание собеседника) и сложными (напри­мер, аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы про­фессиональной карьеры). Второй путь – это социаль­ное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а срав­нивая – делать заключения о том, не отстал ли он от сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отстать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна. Третий возможный путь – само­оценка. Человек как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отноше­ниях с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т. е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, вы­являет, что в нем главное, а что – внешнее, ситуатив­ное. Такой путь самопознания более сложен, чем пер­вые два: человеку иногда приходится специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней.

Самоопределение личности предполагает нахож­дение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку пла­нов на будущее. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемле­мую и социально одобряемую позицию в новой соци­альной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имею­щуюся у него систему отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск пози­ции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением позиции в отношени­ях со сверстниками противоположного пола. В моло­дости необходимо найти свою позицию в семейной и трудовой сферах. И т. д.

Самоутверждение личности означает удовлетво­ряющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации при­знавалась и одобрялась значимыми для человека ли­цами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самоутверждение через достижение ав­тономности от взрослых. В ранней юности самоутвер­ждение достигается через обретение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте – через об­ретение чувства продуктивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом – чувства удовлетворе­ния прожитой жизнью. Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы: социально цен­ные, социально полезные, социально приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные.

Говоря о социализации, следует исходить из того, что личность раскрывается, прежде всего, с социаль­ной стороны как представитель определенной истори­ческой эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики лич­ности – социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли – устойчивые социальные функции, которые она выпол­няет. Статус характеризуется правами и обязанностя­ми. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что он должен овладевать зна­ниями.

Что касается социальных ролей, то в жизни прихо­дится сталкиваться и с внутриролевыми, и межролевы­ми конфликтами. Роли определяются не только социаль­но заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу. Например, педаго­ги требуют выполнения роли прилежного ученика, од­ноклассники же, наоборот – роли весельчака, балагу­ра, который мешает вести урок. В результате, если для школьника важны мнения и учителя, и одноклассников, возникает межролевой конфликт. Для разрешения ро­левых конфликтов личности необходимо иметь устойчи­вую систему ценностей, жизненную цель и уметь делать выбор, совершать поступки.

Ролевая теория не отрицает активности самого че­ловека – исполнителя роли, его отношения к своей де­ятельности и влияния на нее, а лишь подчеркивает тот факт, что в любой деятельности необходимо сочетаются элементы импровизации, творчества, с одной стороны, и регламентации, заданности – с другой. Становление личности обязательно предполагает овладение широким спектром ролей в профессиональной сфере, быту, сфе­ре досуга, межличностных отношениях.

Социализация как двусторонний процесс означа­ет, что, с одной стороны, индивид усваивает соци­альный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социали­зации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации.

Однако, будучи объектом и субъектом социализа­ции, человек может стать и ее жертвой. (Подробнее о жертвах социализации см. главу 11 «Социально-педагогическая виктимология».)

Как уже отмечалось, социализация человека про­исходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное вли­яние, и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В словарях фактор определяется как одно из необ­ходимых условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рас­смотреть, в каких условиях происходит этот процесс. А.В. Мудрик предлагает все условия или факторы со­циализации в обобщенном виде объединить в 4 груп­пы. Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макро­факторы (макро – большой) – страна, общество, го­сударство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; это влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), ус­ловия социализации больших групп людей, выделяе­мых: по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); по принад­лежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Мезофакторы влия­ют на социализацию как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы – микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, мик­росоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание –учебные, профессиональ­ные, общественные, религиозные организации.

Микрофакторы влияют на развитие человека че­рез так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах со­став агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг, коллеги по работе, учебе и (или) службе в ар­мии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – члены их семей.

Как отмечает И. С. Кон, «общая черта всякого сложного индустриального общества – множественность институтов и агентов социализации, не складывающих­ся в жесткую иерархическую систему и развивающих­ся по своим собственным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации их усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый из этих ин­ститутов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, ко­нечно, не так».

Влияние на личность различных факторов социа­лизации можно представить схематично, где:

I –мегафакторы,

II –макрофакторы, Ш–мезофакторы, IV–микрофакторы.

 

Факторы социализации:

 

В связи с тем, что социализация человека проис­ходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а также учитывая его активность в процес­се социализации, выделяют несколько универсальных «механизмов» социализации и условно называют и ха­рактеризуют их следующим образом: традиционный – через семью и ближайшее окружение; институцио­нальный – через институты общества; стилизован­ный – через субкультуры; межличностный – через значимых лиц; рефлексивный –через индивидуаль­ное переживание и осознание.

Традиционный механизм социализации представ­ляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведе­ния, взглядов, которые характерны для его семьи и бли­жайшего окружения (соседского и профессионального), хотя они не всегда полностью соответствуют обществен­но одобряемым. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональная социализация, как следует уже из самого термина, осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (про­изводственные, общественные, клубные и др. струк­туры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами социализация происходит на базе нара­стающего накопления им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Стилизованный механизм социализации действу­ет в рамках определенной субкультуры. Под субкуль­турой понимается комплекс морально-психологичес­ких черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни возрастной, профессиональной или социаль­ной группы. Субкультура, как правило, легко выяв­ляется, ибо проявляется в ряде норм поведения и вза­имоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию чело­века постольку и в той мере, поскольку и в какой мере группы коллег или сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации действу­ет в процессе общения человека с субъективно значи­мыми для него лицами. Таковыми могут быть родители (в любом возрасте), любимый учитель, уважаемый взрослый или сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола. В процессе общения идет иден­тификация (отождествление) с конкретным человеком. Естественно, что значимые лица могут быть членами институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники или коллеги, то они могут быть и носителя­ми возрастной или профессиональной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами возникает вне организаций и групп. Кроме того, обще­ние со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или органи­зация,

Влияние всех названных механизмов опосредству­ется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или от­вергает ценности, свойственные различным институ­там общества, семье, группе сверстников, значимым лицам. Поэтому есть все основания рассматривать рефлексивный механизм социализации человека как специфический. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диа­лог между разлии Я человека; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который про­исходит наедине с собой. Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое последовательное взаимоотражение партнеров по взаимодействию, со­держанием которого является воспроизведение внут­реннего мира партнера, причем в этот внутренний мир, в свою очередь, включено отражение внутреннего мира первого из партнеров. Другими словами, человек мо­жет формироваться и изменяться в результате осозна­ния и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека происходит с по­мощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп и у конкретных людей соот­ношение роли механизмов социализации различно и порой существенно.

Так, в условиях села, а также в малообразованных городских семьях большую роль может играть тради­ционный механизм. В условиях крупного города дей­ствуют в основном институциональный и стилизован­ный. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, са­мокритичных) важнейшим может стать рефлексивный. Те или иные механизмы могут доминировать в зависи­мости от аспектов социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, моде, то ведущим часто является стилизованный, а стандарт и стиль жизни формируются нередко с помощью традиционного механизма.

Из всего вышесказанного очевидно, что социали­зация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными фак­торами, группами, организациями, агентами, осуще­ствляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обус­ловливает определенную степень автономии челове­ка, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, про­тивостоять внешнему давлению и т. д. В то же время в автономии заложена и возможность появления соци­альных аномалий, отклоняющегося поведения и пр.

Задача социальной педагогики в связи с этим со­стоит в том, чтобы выявить тенденции процесса соци­ализации на современном этапе, определить его пози­тивные и негативные возможности, найти способы использования и усиления позитивных, нивелирования и компенсации негативных.

 

Факторы социализации

 

К мегафакторам социализации относят планету, мир, космос.

Одним из существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные фак­торы – мир, планета, космос.

Планета –понятие астрономическое, обозначаю­щее небесное тело, по форме близкое шару, получаю­щее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите.

Мир – понятие социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, су­ществующее на нашей планете.

Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, де­мографических, экономических, военно-политических. Следствием этих процессов стало то, что судьба каждо­го человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни и, следователь­но, социализации всего населения земного шара. Гло­бальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, соци­альных инвестиций, непосредственно влияют на соци­ализацию людей с младенчества и до старости.

Вследствие развития транспорта и средств комму­никации наша планета значительно «уменьшилась». Это делает планету и мир фактором социализации людей и потому, что они много путешествуют, мигри­руют из страны в страну, с континента на континент, а также потому, что они могут, благодаря телевидению, видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Это «раздвинуло» границы действительности, которую может познать человек. Следствием этого стали изме­нения в его восприятии жизни. Представления о мире, планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей, даже взрослых, стали формироваться, ориентируясь не только на свое непосредственное окружение, но и на нормы, ценности, характерные для жителей другой части планеты. Особенно явно эти процессы влияют на подрастающие поколения, их сознание, поведение, от­ношение к действительности. Так, атомная угроза в свое время сыграла далеко не последнюю роль в том, что подростки и юноши стали ориентироваться не на жиз­ненные перспективы, а на сиюминутное удовлетворе­ние своих потребностей, желаний, стремлений, на цен­ность жизни «здесь и теперь».

Космос рассматривается как мегафактор, оказыва­ющий наиболее глобальное и практически неизучен­ное влияние на социализацию человека. К.Н. Вентцель ввел термин «космическое воспитание» и был убежден, что «только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагониз­мов между людьми, объединит людей в одно солидар­ное целое».

Процитируем подробнее К.Н. Вентцеля: «На чем может быть основана самая возможность постановки вопроса о космическом воспитании? Ход мыслей, при­водящих к этому вопросу, таков. Мы говорим о соци­альном воспитании, о воспитании человека как члена общества; в педагогике даже возникло целое течение, носящее название " социальная педагогика". Но чело­век не только часть некоторого социального целого, будет ли это целое называться семьей, народом, клас­сом, человечеством, он также часть этого целого, кото­рое мы называем вселенной или космосом, каковой мы тоже могли бы рассматривать как своего рода универ­сальное общество, охватывающее в себе все существа, стоящие только на различных ступенях развития. То, что человек представляет часть космоса, есть факт, с которым так или иначе надо считаться, и если мы гово­рим о воспитании человека в качестве члена челове­ческого общества более или менее широких размеров, то является также совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена космоса, как гражданина вселенной. О том, что должно иметь свое­го рода социальное воспитание, о том, что тут существу­ют свои цели, свои задачи, свои способы достижения этих целей и задач, выходящих за пределы того, о чем говорит индивидуальная педагогика, против этого ник­то не будет спорить. Многие даже будут склонны соци­альное воспитание выдвинуть на первый план и счи­тать индивидуальную педагогику как одну из глав социальной, как подчиненную последней и вытекаю­щую из нее. Но, если мы признаем, что должно иметь место социальное воспитание, будем ли мы его ставить на равную ногу с индивидуальным или будем ему при­давать более первенствующее значение, чем индиви­дуальному, то не должны ли мы подобным же образом признать, что должно иметь место и космическое вос­питание и что наряду с социальной педагогикой суще­ствует и космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется со своей, совершенно особой точки зрения, которая намечает для воспитания свои, совершенно особые цели и требует, быть может осо­бых приемов и методов для их достижения. И отно­сительно этой космической педагогики может быть по­ставлен также вопрос, в каком отношении она относится к социальной и индивидуальной педагогике, занимает ли она равноправное с ними положение или, наоборот, играет главенствующую роль. И, может быть, тот, кто признает примат социальной педагогики над индиви­дуальной на том основании, что общество есть целое, а индивидуум есть часть, а целое стоит выше своих час­тей и является определяющим для них моментом, мо­жет быть, последний будет вынужден признать и при­мат космической педагогики над социальной, потому что космос есть целое, а человеческое общество только его часть, и что подобно этому он стоит выше челове­ческого общества и является определяющим для него моментом» (33, с. 157–158).

В последние годы в нашей стране на смену тоталь­ному отрицанию связи человека с космосом пришло массовое увлечение «сверхъестественным». Огромную популярность получили гороскопы, экстрасенсы, кол­дуны, ясновидящие. Как считает А.В. Мудрик, за этим стоит еще не познанная наукой реальность. Представ­ляется вполне вероятным, что, по мере их познания, не­понятные нам зависимости характера и жизненного пути людей от неких космических сил и обстоятельств станут одной из основ индивидуального подхода в вос­питании человека.

Страна, общество, государство являются макро­факторами социализации. В повседневной жизни по­нятия «страна» и «государство», как правило, употреб­ляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями «государство» и «общество». Это имеет свои исторические, политические и психологические осно­вания. На самом деле эти понятия обозначают различ­ные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека.

Страна – понятие, главным образом, географичес­кое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая опреде­ленные границы. Она обладает государственным суве­ренитетом (полным или ограниченным), может находиться под властью другой страны, т. е. быть колонией или подопечной территорией.

Природно-климатические условия стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Географи­ческие условия влияют на плотность населения, рож­даемость, распространенность тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей и т.д. Немаловаж­но географическое положение страны, определяющее то, с какими странами она граничит и, следовательно, довольно тесно связана и экономически, и культурно, и политически. От географического положения зависит наличие или отсутствие выхода к морям и океанам, т.е. возможность развития связей страны с другими частя­ми планеты.

Общество – понятие в основном политико-социо­логическое. Оно характеризует совокупность сложив­шихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, про­фессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество пред­ставляет собой целостный организм со своей экономи­ческой и социальной структурами, идеологией и куль­турой, который обладает определенными способами социальной регуляции.жизнедеятельности людей.

В каждом обществе объективно складываются спе­цифические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономичес­кого развития общества определяет, с одной стороны, уровень жизни, образ жизни и качество жизни его членов, а с другой – возможности каждого реализовать определенный стиль жизни. Чем более экономически развито общество, тем больше эти возможности, а сле­довательно, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации.

Особый интерес представляют социально-полити­ческие процессы, происходящие в современном рос­сийском обществе, где в последние годы стремительно происходит социальная и имущественная дифферен­циации, в результате которых можно условно выделить целый ряд социальных слоев (страт), имеющих доволь­но существенные различия как по положению, так и по интересам. Это «старая» и «новая» номенклатура и их «обслуга»; «старые» и «новые» русские и связанные с ними криминальные элементы различного рода; инже­нерно-технические работники и квалифицированные рабочие государственных предприятий, их коллеги из частного сектора и фермеры; средние и мелкие чинов­ники сферы управления; «массовые» группы интелли­генции – врачи, учителя, работники культуры, науч­ные сотрудники; неквалифицированные рабочие в государственном секторе; военнослужащие и работни­ки правоохранительных органов; студенты; пенсионе­ры и инвалиды; маргиналы (не работающие и не соби­рающиеся это делать); организованная преступность (в свою очередь весьма многослойная); работники тор­говли и др. Все названные страты также не являются однородными, т. к. в них входят люди разного социаль­ного происхождения, образовательного уровня, с раз­личным уровнем дохода, условия проживания которых тоже различны в зависимости от региона, типа поселе­ния, района города и т. д.

Каждая страта и отдельные группы внутри нее имеют специфические ценностные ориентации, стиль жизни, интересы, которые, безусловно, влияют на со­циализацию детей, подростков, юношей, взрослых и стариков. Кроме того, ценности и образ жизни тех или иных (в том числе и криминальных) страт могут стано­виться для людей, к ним не принадлежащих, своеоб­разными эталонами, влияющими на них даже больше, чем ценности той страты, к которой они принадлежат.

Все возрастные и социальные группы российского общества оказались в ситуации борьбы различных противоречивых идейных и нравственных систем. Это и социалистические идеалы, как ортодоксальные, так и реформаторские, и идеи демократии западного образ­ца, и либерально-демократические, и монархические течения, и националистическая, а также шовинистичес­кая идеология, и становящиеся все более привлекательными религиозные представления, и, наконец, откро­венно аморальные и криминальные установки. У части людей утерян смысл жизни, появилось чувство беспо­мощности, одиночества, пустоты и как результат – наблюдается рост преступности, жестокости, вандализ­ма, саморазрушительного поведения (наркомании, ал­коголизма, самоубийств).

Петербургские ученые (сотрудники НИИ комплекс­ных социальных исследований Санкт-Петербургского университета) выявили наиболее острые социальные проблемы, характеризующие современное состояние российского общества.

1. Резкое усложнение всей общественной ситуации в целом, приводящее к затрудненности ее восприятия «средним человеком». У многих людей при этом разви­вается состояние растерянности и дезориентации. Воз­никает острая необходимость в повышении уровня адекватности понимания населением усложняющейся и непрерывно изменяющейся ситуации, что является первостепенной задачей всех общественных институ­тов и структур, которые в той или иной форме выпол­няют «идеологическую» функцию: руководства страны, политических партий, общественной науки, творческой интеллигенции.

2. Обесценивание жизненного опыта человека, к чему приводит разрушение всех привычных структур общества, тотальное его переустройство. Нарастающая новизна ситуации, постоянное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни (новых орга­нов власти и управления в стране, на производстве, новых личностных ролей в возникающих обществен­ных отношениях и т. д.) порождают социальную неком­петентность и неадекватность личности, кризис ее со­циальной идентичности.

3. Резкое расширение степени свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля («сброс давления»). Переход от жесткой зарегулирован­ной системы общественных отношений с сильным социальным контролем к ситуации, когда привычное давление власти практически отсутствует, что воспри­нимается почти как полная анархия и порождает как позитивные, так и негативные последствия.

4. Переживание значительной частью населения ощущения катастрофы, к чему приводит постоянное нарастание негативных изменений (рост цен, развитие безработицы, преступности и т. д.). Это ощущение обо­стряется отсутствием перспектив преодоления этих явлений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1731; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь