Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Генезис идей социальной педагогики



 

Существенное влияние на возникновение социаль­ной педагогики, оформление ее в самостоятельную педагогическую отрасль и дальнейшее развитие ока­зали религия, благотворительность, собственно педа­гогика и педология.

Религия и церковь всегда утверждали общечелове­ческие ценности. Длительное время церковь оставалась лидером в заботе об «обиженных» детях. В религиозных сказаниях, священных книгах, молитвах, проповедях значительное место отводилось нравственным запове­дям, отношениям между людьми, заботе о ближнем.

Первые воспитательные дома для брошенных де­тей появились при церквах в IV в. в городе Кесария (Малая Азия) по инициативе епископа Василия Кесарийского. В 787 г. подобное учреждение открылось при соборе в Милане, долгое время оно оставалось един­ственным в Европе. А к XIV в. таких воспитательных домов насчитывалось около 30. В них не только заботи­лись о детях, но и вели профилактическую работу: по­могали матерям, предупреждая отказ от ребенка, пере­давали детей в семьи, осуществляли контроль за их воспитанием. Употребляя свое влияние, церкви убеждали монархов, государство, общественность, частных лиц активнее заниматься вопросами социальной защи­ты детей и других групп населения.

В России церковь также занимала главенствующую роль в вопросах поддержки обездоленных. Здесь с дав­них времен при монастырях и храмах содержались больницы, богадельни, приюты.

Благотворительность. В словаре В. Даля это поня­тие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: «принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботить­ся нуждами ближнего».

История создания и деятельности благотворитель­ных служб в России представляет определенный ин­терес для развития социальной педагогики. Веками милосердие и сострадание носили общественный ха­рактер и исходили не только от духовенства и дворян­ства, но и других сословий. При Екатерине II благотво­рительность стала государственной отраслью: была создано ведомство (позже министерство) призрения, которое по традиции опекали супруги императоров.

Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна, жена Павла I. Под ее попечитель­ством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.

К началу XX в. в России сложилась система соци­альных служб. Действовали 11040 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Собранные на благотворительность средства расходовались на социальные нужды: создание и содержание учебно-воспитательных учреждений, домов бедных, ночлеж­ных приютов, народных столовых, швейных мастерс­ких, амбулаторий и больниц.

В современных условиях специалисты в области социальной педагогики по возможности идут на сотруд­ничество с церковью и благотворительными общества­ми и фондами, а благотворительную деятельность се­годня называют «спонсорством».

Педагогика изначально пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Истоки социальной педагогики лежат в народной пе­дагогике. Идеи социальности содержатся в педагоги­ческих мыслях Аристотеля и других философов древ­ности. На развитие социальной педагогики повлияла гуманистическая педагогика, берущая свое начало в эпохе Возрождения. По примеру церкви и следуя соб­ственным убеждениям, педагоги-гуманисты стали со­здавать воспитательные дома для детей-сирот. На тер­ритории современных США первый такой дом появился в 1729 г., в Англии – в 1739 г.

К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности ос­новополагающей и связывавшие ее с благотворитель­ностью.

В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. philantropia -–человеко­любие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо. Он получил известность своей книгой «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» и, главным образом, созданием в герцогстве Дессау на средства влиятельных лиц воспитательного учреждения, подобия школы-интерната, названного им Филантропином. Свой социальный долг К. Базедов видел в освобождении де­тей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка в обучении, утвер­ждая гуманизм в педагогике. Приемы воспитания и обучения, по его замыслу, должны быть естественными, доставлять ребенку радость и обеспечивать его свобод­ное развитие. После смерти К. Базедова Филантропин, просуществовавший 15 лет, был закрыт, однако подоб­ные учреждения стали создаваться уже не только в Гер­мании, но и в других странах.

Видными филантропистами Англии XIX в. были Р. Оуэн и Бернардо. Последнего называли «отцом ничь­их детей». В 1867 г. он основала Степней-Хаусе воспи­тательное учреждение для беспризорных детей, назван­ное колонией. Это учреждение состояло из начальной школы, жилых домов, мастерских, библиотеки, бассей­на, столовой. Воспитывавшиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии (столяр, пор­тной, сапожник, типограф и т. п.). Для девочек была орга­низована колония в Ильфорде. Если мальчики жили все вместе, то девочки «семьями» по 15–20 человек в от­дельных коттеджах. В «семье», возглавляемой «мате­рью» (воспитательницей), были девочки разных возра­стов; их обучали кройке, шитью, тонким рукоделиям, они занимались также садоводством, огородничеством, ос­ваивали профессии нянь, сиделок, прислуги. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореход­ная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов.

Воспитательная деятельность врача и педагога Бер­нардо получила признание и поддержку общественно­сти. В 1880 г. в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов ». В каждом из них проживало от 100 до 300 детей, делившихся на группы по 7–10 человек. С группами, где были разновозрастные дети, занимались «сестры» и их помощницы. Проживание в отдельных коттеджах, общение с природой, гуманное воспитание делали по­добный тип детского учреждения достаточно эффектив­ным, что было подтверждено временем и практикой.

Российские педагоги одной из важнейших задач считали обеспечение доступа к образованию широким слоям населения. Идею народной школы выдвинул К.Д. Ушинский, и она была реализована во второй половине XIX – начале XX в. путем создания для взрослого населения сети учебных заведений, рабо­тавших на благотворительной основе. К ним относи­лись светские и церковно-приходские воскресные школы, начальные училища, повторительные классы для грамотных.

Когда речь заходит об основоположниках социаль­ной педагогики как науки, то чаще других называют имена И. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера и П. Наторпа. В их педагогическом наследии отчетливо про­слеживается идея зависимости целей, содержания и результатов воспитания от социальных условий.

Немецкий педагог и философ П. Наторп, опираясь на богатое педагогическое наследие И. Песталоцци, опубликовал в 1899 г. книгу «Социальная педагогика», которая была переведена на другие языки. В книге отмечается, что «...понятие социальной педагогики вы­ражает принципиальное признание того факта, что вос­питание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами» (73, с. 78).

Как и И. Песталоцци, П. Наторп большое значение придавал семейному воспитанию. Он считал, что для оказания семье эффективной помощи необходим ква­лифицированный специалист, знакомый с особеннос­тями воспитания в этой семье и умеющий связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. П. Наторп обратил внимание и на необходимость науч­ного изучения ребенка.

Педология как наука о всестороннем и комплекс­ном изучении ребенка получила свое название в 1893 г. Основателями ее были С. Холл, Э. Мэйман и Э. Торндайк, которые, в свою очередь, видели корни педологии в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта. Как самостоятельная область научного исследования, педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психо­логии, с развитием физиологии, медицины, социоло­гии. Их взаимодействие, объединенное с педологией, как нельзя лучше отвечало запросам социальной педагогики, нуждающейся во всестороннем и синтези­рованном знании о ребенке. Основной задачей педо­логии было исследование детей, включая изучение их способностей и склонностей на разных возрастных этапах.

В России педология успешно развивалась в конце XIX – начале XX в. Первыми видными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко. Они занимались педологией «исключи­тельного детства» (одаренные, «трудные» дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии), изучением взаимоотношений между учителем и учени­ком, социальных условий воспитания. В начале XX в. педологи обратились к проблеме гимназического образования, жестко критикуемого в то время за перегруз­ки, которые вели к стрессам, болезням и даже самоубий­ствам учащихся. Педологи не просто лечили детей от недугов, но и помогали им учиться, не подрывая здоро­вья, предохраняя психику от перегрузок. Основопола­гающей педологи выдвигали следующую закономер­ность: не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а наоборот, система про­грамм и методик должна соответствовать природе ре­бенка.

После революции педология в стране продолжа­ла существовать. 1917–1927 гг. были для педологов относительно спокойными. В декабре 1927 г. в Моск­ве состоялся Первый съезд педологов, на котором присутствовали около 3000 человек и было представ­лено 350 докладов. Обсуждались проблемы воспита­ния и просвещения, профориентации, методов изу­чения личности ребенка и индивидуального подхода, эффективности радиопередач и репертуара кино и театров и т. д. В последующие после съезда годы организовывались психолого-педагогические службы по изучению личности ребенка, его одаренности, отра­батывалась система тестирования. В пединститутах открывались педологические факультеты, издавались учебники по педологии.

Вместе с тем, следует отметить факт наличия за­блуждений у некоторых педологов. Так, одни переоце­нивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Другие не могли найти целостно­го подхода к исследованию качеств ребенка и изучали их изолированно. Педологи, занимавшиеся рефлексо­логией, использовали технократические методы: срав­нивали поведение ребенка, его рефлексы с реакцией механизмов, машин на внешнюю среду. Но даже до­пускавшие ошибки педологи проводили интересную и тонкую экспериментальную работу, создавали слож­ные и эффективные методики наблюдения за детьми в разных ситуациях.

Однако концепции педологов уже не вписывались в утвердившуюся идеологию и официальную педаго­гику. В июне 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология и педологи объявлялись «лженаукой» и «лжеучеными», были изгнаны из школ. Закрывались соответствующие факультеты в вузах, изымалась учебная и научная литература. Были осуж­дены труды Л.С. Выготского, П.П. Блонского, имевшие мировое признание.

Социальная педагогика как самостоятельная науч­ная отрасль педагогики по-прежнему не существова­ла. Однако в стране действовали детские дома, коло­нии, исправительно-трудовые и другие воспитательные учреждения, в которых трудились талантливые пе­дагоги. Вспомним, например, «республику ШКИД» В.Н. Сороки-Росинского, Первую опытную станцию по народному образованию С.Т. Шацкого.

Интерес к проблематике, характерной для социаль­ной педагогики, вновь возник в среде педагогов-теоре­тиков в 70–80-е годы. В нашей стране стала развивать­ся разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, культурно-спортивных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комп­лексов и т. п. Во многих областях и территориях страны формировалась и утверждалась идея целенаправ­ленного создания социально-педагогического опыта. В педагогической науке этот период характеризовался усилением внимания исследователей к проблемам со­циальной педагогики, попыткой осмыслить идеи педа­гогики среды.

В 90-е годы ученые приступают к теоретическим изысканиям в сфере собственно социальной педагоги­ки, возрождая у нас и это понятие, и саму отрасль пе­дагогического знания (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.Н. Гу­ров, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, B.C. Topoxтий, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и др).

За рубежом научная разработка проблем социаль­ной педагогики возобновилась в 50–60-е годы в Гер­мании. Однако фактически и в Европе, включая Гер­манию, и в США, уже начиная с конца XIX в., все более широкое распространение получила практическая де­ятельность, обозначающаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее является помощь семье, различным группам населе­ния, интеграция воспитательных усилий школы и дру­гих социальных институтов и т. д. Практика значительно опередила развитие теории, что в конечном счете привело к тому, что сегодня вопрос о соотношении со­циальной работы и социальной педагогики остается дискуссионным, хотя совершенно очевидна их гене­тическая связь.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. X. Не должно быть ревности. Половая любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейной близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.
  2. Авторское видение роли специалиста по ОРМ в обеспечении социальной безопасности молодежи: итоги авторских исследований, проектов, модели.
  3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  4. Анализ социальной структуры кадров
  5. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  6. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, их роль и значение в экономике и социальной сфере современного государства
  7. Взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам социальной адаптации осужденных, освобождающихся из ВК
  8. Виды исследований и методы социальной психологии старения
  9. Вопрос 21: Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.
  10. ВОПРОС 26. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. Вопрос 3. Основные виды, формы и технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь