Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление церковно-государственной системы помощи и поддержки в России в XIV – XVII вв.



Для этого времени характерны три основные тенденции, три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нищелюбия как определенных форм княжьего права) и первые светские тенденции благотворительности.

Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Первый – объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси XIV – XVI вв., второй – колонизация Севера в XVI-XVII вв.

Объединение земель вокруг монастырей происходит со второй половины XIV в., когда меняется характер монастырского управления. Происходит переориентация жизнедеятельности монастырей, которые ставили перед собой хозяйственные задачи и превратили обители в самостоятельные феодальные вотчины. Во главе нового монастырского реформирования стояли Сергий Радонежский и Митрополит Алексий. На смену ктиторским монастырям, основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины.

Ктиторские монастыри, которые развивались на протяжении более двухсот лет, заложили основу пансионной системы поддержки не только для мужчин, но и для женщин. «Институт вдов» за это время получает юридическое признание. Многие русские княгини или их мужья специально строили монастыри для проведения оставшихся лет жизни в его стенах. В монастырскую обитель путь был открыт для женщин и мужчин из любого состоятельного сословия. Ктиторские монастыри находятся обычно в средневековом городе, а монастыри-вотчины развиваются за пределами города. Их более интенсивное развитие связано с тем, что они являются более открытыми для всех желающих и у них более выгодная система инвестиций для мирских людей. Это достигалось за счет того, что монастыри-вотчины скупали земли, а значит, становились крупными земельными собственниками. Покупались не только деревни, но и города. Тем самым монастыри приобретали функции сильных, могущественных, то есть те функции, которыми обладали князья. Именно эти функции защиты и поддержки закрепляются в народном сознании (например, поединщиками на Куликовом поле выступили два монаха - Пересвет и Ослабя).

Привлекательность монастырской защиты и поддержки для работного люда была в том, что они имели более выгодные условия жизнедеятельности, находясь в составе монастырской вотчины. Крестьяне шли к монастырям, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей, от проезда через села княжеских чиновников, которым необходимо было давать корма, подводы, лошадей, проводников и т.д. Крестьяне находили защиту от преследований, убежище. Но именно приход работного люда делает монастыри сильными и изобильными.

Богатство монастырей приумножали и частные вклады. Они были различны: от церковной утвари и предметов культа до земельных угодий. Постепенно монастырско-вотчинская идеология привносит новые элементы призрения в стены монастыря: пожертвования некоторого дара в виде натуральных продуктов, собственности, денежных взносов. Не случайно, что в этот период появляется некоторый вид «складчины», коллективной финансовой помощи нуждающемуся – на монастырь.

Льготные налоги для крестьян, умелое хозяйствование, всевозможные пожертвования делают монастыри-вотчины крупнейшими собственниками (так, Кириллов монастырь владел землями от Белого моря до Москвы).

Кроме того, монастыри-вотчины предоставляли посадскому человеку или крестьянину прибежище на старости лет в качестве монаха или бельца, живущего в тиши монастырской ограды. Монастыри играли роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы иметь этот страховой полис.

Развитие монастырей-вотчин как закрытой пансионной системы и крупных земельных собственников столкнуло их с государственной властью. Окончательное подчинение церкви государству произошло в XVIII в. В этот период развивается государственное призрение. Оно создается на основе княжеской благотворительности, на основе ограничения власти церкви, в том числе и в деле призрения.

В середине ХУI в. впервые формулируется идея оказания государственной помощи нуждающимся и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. В 1951 г. Стоглавый собор постановил просить царя повелеть сделать перепись всех престарелых, прокаженных и не имеющих жилья.

Одной из существенных форм поддержки братьям по вере со стороны государства являлась милостыня двух уровней – личная царская и государственная. Однако постепенно личная царская милостыня претерпевает трансформацию и переходит в систему государственной гуманитарной помощи.

Происходят изменения и в других видах помощи и поддержки со стороны государства. В Судебнике 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения лиц, которые не являются клиентами церкви. Согласно церковному законодательству под защиту Церковной власти попадали женщины, дети, престарелые, родители, рабы. Церковь постепенно стала брать под свое покровительство торговых и городских людей, которые за определенную плату покупали себе право жить в монастырях. Именно против этого и направлено данное постановление Судебника 1550 г.

Формирующееся законодательство государственного призрения не только реагировало на проблемы церкви, но и было тесно связано с проблемами бедности, социальной патологии, государственной защиты вдов и сирот и т.д.

В связи с тем, что проблемы, связанные с нищенством, монастыри перестали решать, так как стала преобладать общинно-вотчинская форма организации, государственная власть официально легализовала институт нищенства. Под защиту закона попадают калеки, городские нищие, а причинившие им насилие должны были платить штраф. Легализация и защита нищенства связаны не только с отсутствием соответствующего призрения, но и с тем, что в общности сложились такие христианские стереотипы поведения, согласно которым подаяние являлось одним из способов приобщиться в мирской жизни к таинству Церкви, к таинству православия.

Система государственных мер контроля и поддержки осуществляется по различным направлениям, в том числе путем регулирования цен на хлеб в период массового голода (1601 г.), отпуска на волю работных людей во время голода (1603 г.), оформления денежного долга в счет будущих отработок и откупов (1649 г.). По сути дела появляется кредитная система, позволяющая в период массового голода физически и экономически выживать работному люду.

Подкрепляется законами и указами и система санитарно-полицейских мер против распространения эпидемий (моревого поветрия). При этом происходит организация института контроля и оповещения.

Переосмысление происходит и в подходах к вдовам и детям. Государство берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это пенсионное право выражалось в форме раздачи земель на прожиток.

Государство как субъект помощи в первую очередь осуществляет поддержку тем лицам, которые стоят на защите интересов существующей власти. Здесь просматриваются те же механизмы реципрокных связей узаконивания патерналистских отношений – «ты – мне, я – тебе».

Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся. Этот вид обозначается как частная благотворительность. Она выражалась в мерах помощи, связанных с голодом, а также с устройством больниц для неимущих и их лечением. Подобной деятельностью занимаются различные люди – и бывший хранитель государственной печати А.Ордин-Нащокин, и опальный патриарх Никон, и Ф.Ртищев.

А. Ордин-Нащокин после завершения государственной службы постригся, завел больницу и сам служил людям. Патриарх Никон помимо раздачи хлеба и денег, лечил людей. Федор Ртищев купил домик, кормил, содержал и лечил людей.

В основном благотворительность в это время связана с поддержкой нищих и лечением. Однако не менее важным является и выкуп пленных. И здесь о благотворительности можно говорить уже не как об одиночных акциях, а как о достаточно распространенном явлении. Тенденции благотворительности проявляются и в организации благотворительных обществ и благотворительных заведений. Благотворительных обществ до XVIII в. в Европейской России было 4. Благотворительных заведений в Европейской России – 13. Большинство этих заведений было предназначено для престарелых, убогих, неизлечимых больных и лишь несколько из них для призрения детей.

В период с XIV по XVIII вв. происходит смена ориентаций мотивов помощи и поддержки, изменяются субъекты поддержки. Ктиторские монастыри сменяются монастырями-вотчинами. Деятельность последних начинает приобретать все более закрытый характер, монастыри несколько отходят от благотворительности. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть Церкви, берет под свой контроль нуждающихся. Именно в этот период государственная власть формирует так называемый остаточный принцип в подходах к социальным проблемам общества.

Постепенно в системе органов государственного управления выделяются специализированные структуры, оказывающие социальную помощь нуждающимся. При царе Михаиле Федоровиче все относящиеся к призрению бедных дела были сосредоточены в патриаршем приказе, который одновременно с этим осуществлял контроль за содержанием богаделен, сиротских домов и других благотворительных заведений, выделял для этих целей остатки патриарших и монастырских доходов. Вопросами оказания медицинской помощи ведал в то время особый аптекарский приказ. В этому же периоду относятся и первые попытки законодательно оформления социальных программ. При царе Алексее Михайловиче в 1650 г. была создана Кормчая книга, имевшая законодательную силу и поручавшая церкви и духовенству заботу о вдовах и сиротах.

В это же время происходит переориентация на западную цивилизацию, что находит свое отражение в регламентации такого слоя населения как профессиональные нищие. Однако непоследовательная государственная политика, стремление власти только законодательно регулировать возникающие проблемы (в период голода, эпидемий, социальных катаклизмов) не смогли решить проблемы профессионального нищенства.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь