Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика монгольского прижигания.
Тщательно размолоть зернышки тмина, добавить к ним, если он у вас есть, размолотый мускатный орех. Взять по два золотника (2X0, 37 г.) каждого, завернуть в льняную ткань и отварить в горчичном масле. Горячий состав прикладывать к местам «лунсан». В Монголии и Бурятии вместо этого брали просто небольшой кусочек старого пожелтевшего войлока, согревали его в достаточно горячем растительном масле и настолько горячим, насколько можно терпеть, но не допуская ожогов, прикладывали к местам «лунсан». Вот эти места: 1) макушка головы - имеющаяся там впадина, при нажиме на которую ощущается боль; 2) затылочное место соединения - место на 4 пальца вниз от макушки головы сзади; 3) сокровенное соединение - место на 4 пальца вверх от границы волос спереди; 4) щель, соединяющая уши справа и слева - впадина на один цунь вверх от верхней точки ушной раковины; 5) черно-белый промежуток посреди груди - по центру между двумя сосками; 6) первый позвонок - отсчет начинается с седьмого шейного; 7) шейный позвонок; 8) седьмой позвонок; 9) ладони рук и ступни ног. Следует обратить внимание на то, что, кроме болезней группы ветра, это монгольское прижигание при других болезнях не применяется.
Компрессы Различают холодные и горячие компрессы, а при увеличении печени у детей применяют особые компрессы. Холодные компрессы. При отеках от ушибов и переломов, при распространенном или путаном жаре, если они сопровождаются болями, к больным местам прикладывают наполненную холодной водой грелку, смоченную холодной водой ткань, холодный вынутый из воды булыжник, либо другие холодные предметы. При частых кровотечениях из носа рекомендуется прикладывать бутылку с холодной водой, набранной ранним утром, когда еще не погасли звезды, или же смешанный с водою или со дна колодца или из родника к промежутку между бровями, к голове, к впадине на затылке. При зубных болях вследствие жара крови, к отекающим вследствие расстройств ветра областям тела также прикладывают холодный ил. При подагрическом жаре накладывают холодный компресс из истолченного корня софоры желтоватой в смеси с равным количеством коровьего навоза. При обширном жаре вследствие расстройств крови и желчи на подмышки и на лоб прикладывают смоченную холодной водой ткань или вынутые из холодной воды камни. Поясним некоторые термины. Распространенный жар. Этот вид жара обусловлен расстройствами, распространяющимися по тканям тела - мышечной, жировой, по крови и т. д. Его признаки: пульс тонкий, напряженный, моча красная, горячая. При поражении жаром внутренних органов отмечаются боли над пораженным органом, в грудной клетке, в конечностях и сухожилиях. Путаный жар. Причиной этого жара является желчь в условиях жары. Нить пульсов толстая и напряженная, моча красная, мутная, колющие боли, учащенное дыхание, мокрота желто - красная. Если присоединяется действие ветра, язык становится сухим, горячим, мучит жажда, больной ведет смутные, вздорные речи. Обширный жар. Это жар созревший, сильный, полный. Пульс частый, выпуклый, скрученный. Моча красная, с запахом, сильно парит. Жар назван обширным, так как он сжигает все составляющие тела. Общие признаки: одышка, сильные колющие боли, на зубах образуется налет. Горячие компрессы. При болях от несварения или вследствие острых заболеваний органов брюшной полости на живот накладывают компресс из завернутой в ткань прогретой на сковородке или на чугунке соли. При понижении теплоты почек и задержке мочи на поясницу рекомендуется наложить горячий компресс из предварительно разогретой на огне завернутой в ткань сушеной барды. При послеродовых болях в нижней части кишечника, в области ягодиц, почек, в поясничной области рекомендуется накладывать теплые компрессы из завернутой в ткань, предварительно разогретой на огне в хорошем вине земли, откинутой мышью при рытье норки. При колющих болях в желудке, печени, в области спины, жжении в груди, рвоте кислой массой цвета гнилой крови или сажи (т. е. при болезни темно-красной слизи), при интоксикации и других вызывающих боли в желудке болезнях рекомендуется накладывать на желудок горячие компрессы из отваренных в воде и затем завернутых в ткань листьев бадана, листьев щавеля и листьев мушмулы японской. При холодных опухолях желудка вследствие несварения на желудок накладывают горячие компрессы из нагретого на огне и завернутого в ткань голубиного помета. При острых заболеваниях органов брюшной полости глистного происхождения или из-за микроорганизмов рекомендуется накладывать горячие компрессы из разогретых на огне и завернутых в ткань корней и листьев дудника даурского. При попадании лимфы в суставные влагалища рекомендуется размолотый голыш или песок с небольшим количеством соли отварить в пиве или воде, завернуть в ткань и наложить горячий компресс. При задержке мочи по причине холода мочевого пузыря на нижнюю часть живота следует наложить горячий компресс из осадка топленого масла с голубиным пометом. При болях в конечностях вследствие болезней лимфы рекомендуется наложение горячего компресса из овечьего помета, отваренного в вине. Компрессы противопоказаны при болезнях слизистых отеков; когда сок желчи окрашивает мясо и кожу в темно-красный цвет: при проказе, водянке, тучности, оспе, высыпаниях на коже, после еды. Компрессы, накладываемые на печень у детей в случае ее увеличения. Ребенка раздевают и укладывают в. кроватке на спину. Кусок натурального шелка опускают в холодную воду, затем накладывают на живот ребенка справа, очищают его, накладывают на область печени баррингтонию, сверху на нижнюю часть печени накладывают круглое тибетское металлическое зеркало, хрусталь, ковшик, сосуд с водой, старый сошник или любую другую холодную, круглую и гладкую вещь и от 10 до 15 раз перемещают ее к верхней части печени, затем снова очищают живот, смачивают кусок шелка водой и помещают его на область печени, привязав ленточками, как бы упаковав живот в шелк. Соответственно степени заболевания - милой, большой, опасной - этот компресс следует носить 3 - 4—5 дней
Ванны В тибетской медицине назначают ванны из вод природных горячих и холодных источников и водоемов и искусственные ванны. Ванны назначают при подагре, ревматизме, стягивании конечностей на почве отеков ног, при суставных опухолях и отеках; при хромоте, вызванной нарушением функций белых каналов; при дряблости мышц; при образовании узлов в каналах вследствие понижения их теплоты; при искривлении каналов поясницы; при заболеваниях кожи и лимфы; при старых ранах; при некоторых врожденных заболеваниях крови; при интоксикациях; при опухолях и отеках вследствие расстройств ветра; при ухудшении пигментации и огрублении кожи; при застарелых, трудно поддающихся лечению болезнях. Ванны противопоказаны при жаре от заразы, путаном жаре, обширном жаре, беременности, повышенном кровяном давлении, болезнях сердца. Воды природных источников в Бурятии и Агинском автономном округе Читинской области были в свое время исследованы ламами-врачами и распределены по классам болезней. Уже в 70-е годы традиционным врачом Г.Л. Ленхобоевым и кандидатом философских наук Н.Ц. Жамбалдагбаевым совместно было исследовано большое количество природных источников Бурятии, и Читинской области. Источники обследовались традиционными методами: вода определялась по вкусу, по силе (преимущественному достоинству), по почве, через которую она проходит по характеристикам растущей у источника флоры и т. д. При этом выяснилось, что многие природные источники сохранили свою силу, но в тех местах, где были пробурены и торпедированы скважины для массового пользования водами, эти воды во многом утратили свои целебные свойства. В одной и той же местности разные источники, даже находящиеся в непосредственной близости друг от друга, могли использоваться для лечения болезней совершенно различной этиологии - они проходили через разную почву, обогащались разными микроэлементами и, следовательно, обладали разными силами. При смешении таких вод их особенности теряются. При использовании для ванн как вод естественных, природных источников и водоемов, так и специально приготовленных вод с применением различных лекарственных ингредиентов необходимо придерживаться ряда строгих правил, частично; варьирующихся в каждом конкретном случае. Опыт практической бальнеологии передается непросто, и описывать здесь правила применения целебных ванн было бы неуместно - при их неправильном применении последствия могут быть весьма плачевны.
Массаж Под массажем в тибетской медицине понимают применение методов растирания, разминания и постукивания после умащении кожи старым сливочным маслом, кунжутным маслом, жиром животных или лекарственными веществами. Умащение жирами. При сумасшествии, обмороках, потере памяти и других болезнях группы болезней ветра старое сливочное масло годичной давности втирают в область первого позвонка (т. е. седьмого шейного) и, начиная отсчет с него, шестого и седьмого позвонков, а также в точку между сосками на груди. После втирания масла и разминания этих мест их вытирают мукой из поджаренного ячменя. Эта же процедура повторяется и в случаях, описываемых ниже. При зуде вследствие расстройств лимфы в кожу рекомендуется втирать конский, онагровый, ослиный жир. При истощении силы почек и истечении семени в поясничные позвонки рекомендуется втирать бобровый жир или жир выдры и сурочий жир. В старые раны от собачьих укусов втирают собачий жир. Чтобы бесследно вывести оспинки с лица, рекомендуется втирание козьего жира в смеси с размолотым красным корнем воробейника или макротомии. При появлении между веком и глазным яблоком беловатых выделений, по консистенции напоминающих клейстер, в подошвы ног втирают ячье масло с тмином. Втирание микстур. При нарывах, абсцессах, гнойниках в больные места втирают приготовленную в виде кашицы микстуру из желтой вулканической серы, соли, винной закваски, сажи на старом масле, после чего рекомендуется погреться на солнце. При подагрических болях в больные места следует втирать муку из белого или черного кунжута, сваренную в сыворотке из под сыра. При появлении на лице угрей, прыщей, язвочек от лишая в кожу лица втирают жидкую микстуру из порошке белой горчицы, аира болотного, очищенной соли и листьев мушмулы японской или красных листьев бадана. При коликах на основе болезней крови, кожных болезнях, инфекционных отеках, опоясывающем лишае и экземах рекомендуется втирание микстуры из порошка древесины красного сандала, цветков горечавки крупнолистной и корней шлемника байкальского на снеговой воде. При высыпаниях на коже от чесотки втирают микстуру из сажи, корней соссюреи лопуховидной или вздутоплодника, щавеля, золы корней стеллеры карликовой, соли, винной закваски на прогорклом масле - на масле, собранном со стенок сосуда со скисшим молоком. Протизопоказання. Массаж противопоказан при несварении, при жесткости в бедрах, являющейся следствием расстройств ветра, при отсутствии аппетита, при отравлении ядами, приготовленными из драгоценных камней, при водянке, при болезнях слизи и темно-красной слизи желудка и т. п. Итого описано пять основных методов не медикаментозного лечения, применяемых в тибетской медицине.
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ [В.Н. Пупышев. Основы тибетской медицины // Изд-во БНЦ СО РАН, Улан-Удэ. – 1992. – с. 65-69.]
Итальянский ученый Энрико делл Анджело полагает, что тибетское «учение медицины, ценное потому, что оно исходит от духовного наставника, является совершенным с самого начала. Это не означает, что оно остается неизменным в своем пути по странам, но что изменения и нововведения всегда происходят внутри этого религиозного горизонта. Практический пример этого взгляда на медицинскую науку представляет происхождение акупунктуры и моксы. Обе эти техники предполагают комплексную систему каналов, представляющих циркуляцию тонкой энергии в нашем физическом теле; эти каналы реально не являются ни конкретными, ни видимыми. Практически невозможно, чтобы эта очень комплексная система, увиденная восточным врачом, была результатом научных изысканий. Наоборот, он принимает знание, не обусловленное чувственным восприятием, которое может раскрыть нематериальные компоненты психофизического комплекса человека. Это также приложимо к даваемым к текстах объяснениям формирования эмбриона по этим невидимым каналам энергии, это также верно в отношении объяснений, даваемых по поводу формирования из трех сильных чувств гнева, неведения и желания трех соков, руководящих физиологическими функциями. В неуравновешенном состоянии они становятся основными причинами патологических расстройств. Ветер, желчь и слизь связаны соответственно с желанием, гневом и мирским неведением. Духовное неведение - иллюзия реальности субъекта и объекта - порождает три сильных чувства и является фундаментальной причиной страдания и всех телесных недугов. Вся тибетская медицинская теория основана на принципах, которые превосходят только физические и связаны, в конечном счете, с умом человека. По этой причине совершенный врач, источник медицинского учения, это тот, кто преступил духовное неведение и понял природу существования» [Dell Angelo E. Notes on the History of Tibetan Medicine. // Tibetan Medicine. — 1984. — Ser. No 8. — P. 6] Кто же мог стать врачом? Как правило, это определялось в самом юном возрасте. Отбор был довольно суров - в Школу медицины и астрологии в Лхасе могли попасть только самые одаренные дети, специально отбиравшиеся в разных районах Тибета. Не обязательно все они становились монахами, некоторые по выходе из Школы жили светской жизнью, если жизнь, наполненную созерцательной практикой и трудами, можно назвать светской. Кроме того, у каждого врача, как правило, были свои ученики, и монахи из разных монастырей, и миряне. Если раньше срок обучения составлял 15-20 лет, то теперь в Школе медицины и астрологии в резиденции Далай-ламы в Дхармасале курс обучения составляет 7 лет после получения среднего общего или специального образования. Высшее образование также не составляет исключения. Часто учителем будущего врача становился его ближайший родственник, дядя по отцовской или материнской линии, сам обычно монах, не имеющий собственных детей. Так, например, начинал свое обучение известный современный традиционный врач родом из Агинского Бурятского национального округа Читинской области Чимит-Дорже Дугаров. Первые уроки медицины он получил у своего дяди, бывшего ламы бывшего Цугольского дацана, ныне восстановленного. Пример классического обучения медицине можно найти в Предисловии переводчика к книге доктора Еши Дондена «Здоровье через равновесие» [ Yeshi Donden. Health Through Balance. An Introduction to Tibetan Medicine / Edited and Translated by Jeffrey Hopkins. - Ithaca, New York: Snow Lion Publications, 1986. p. 9 – 10]. Доктор Еши Донден родился в 1929 году в крестьянской семье в южной части Центрального Тибета в деревне Намро в районе Лхога. В возрасте шести лет он был помещен родителями в небольшой монастырь, где было около 400 монахов. Оттуда в возрасте 11 лет он был послан в медицинскую школу в Лхасе из-за его способности заучивать тексты на память, что весьма важно для врача. Ведь в полный курс обучения врача входило заучивание наизусть Коренной, Пояснительной и Заключительной Тантр из «Четырех Тантр». Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы