Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОРЕННАЯ ТАНТРА (Глава I. Основа изложения.)



 

[16] На санскрите: Амрита хридая анга ашта гухья упадэша тантра нама.

На тибетском языке: Бдуд-рци сньинг-по йан-лаг бргйад-па гсанг-ба ман-нгаг-ги ргйуд чэс-бйа-ба.

На русском языке: Сущность нектра бессмертия, тантра восьмичленного сокровенного наставления.

Поклоняюсь Победоносному Так-прошествовавшему Покорившему врагов Всесовершенному Будде Бхайшаджья-гуру, Царю Света Берилла!

Поклоняюсь (своим) милосердием исполняющему стремления живых существ.

Единое слышание о качествах Которого избавляет от страданий дурной участи.

Устраняющему болезни трех ядов Будде Бхайшаджья-гуру, Свету Берилла!

Некогда я произнес такую проповедь:

Есть в обители риши в граде лекарств, называемом Сударшана, созданный из пяти видов драгоценностей безмерный дворец.

Дворец этот украшен различными драгоценностями, являющимися лекарственными ценностями. Этими величайшими ценностями устраняются болезни ветра, болезни желчи, болезни слизи, сочетанные болезни, болезни соединения — [2а] (всего) 404 производных от них болезни.

Достигается (также) охлаждение болезней жара, согревание болезней холода, усмирение 80-ти тысяч напастей, исполнение всех потребностей и желаний, приличествующих уму.

С южной стороны этого города на горах Виндхья, обладающих силами Солнца, (расположены) заросли граната, перца черного, перца длинного, перца красного и других устраняющих холод лекарственных (растений) со вкусом острым, кислым и соленым и силами согревающими и обостряющими. Лекарственные (растения) с корнями, стволами, ветвями, листьями, цветами и плодами благовонны, прекрасны на вид, приятны уму, и там, куда проникает их целебный запах, не возникают болезни холода.

С северной стороны этого города на Снежной горе (Кайласа), обладающей силами луны, (расположены) заросли сандала, камфоры, орлиного дерева, азадирахты индийской и других лекарственных растений, устраняющих жар, со вкусом горьким, сладким и вяжущим [26] и силами охлаждающими и притупляющими. Лекарственные (растения) с корнями, стволами, ветвями, листьями, цветами и плодами пахучи, прекрасны на вид, приятны уму, и там, куда проникает их целебный запах, не возникают болезни жара.

С восточной стороны этого города на горе Гандхамадана (расположены) заросли миробалана хэбула. Корнями его устраняются болезни костей, стволами устраняются болезни мяса, ветвями устраняются болезни каналов и жил, корой устраняются болезни кожи, листьями устраняются болезни полых органов, цветами устраняются болезни органов чувств, плодами устраняются болезни основных плотных органов. На вершине созревают пять видов миробалана, обладающих шестью вкусами, восемью силами, тремя (вкусами) после переваривания; семнадцатью достоинствами они совершенны и устраняют все виды болезней. Они пахучи, прекрасны на вид, приятны уму, и там, куда проникает их целебный запах, не возникают 404 болезни.

С западной стороны этого города на Гималаях произрастают лекарственные (растения) «шесть благих», имеются усмиряющие все болезни шпат полевой пяти видов, горячие источники пяти видов.

Со всех сторон есть благоухающие горные долины с шафраном, на всех скалах полно целебных камней и разного рода солей. На вершинах лекарственных зарослей раздаются благозвучные голоса павлинов, журавлей, попугаев и других птиц. У корней в изобилии обитают слоны, медведи, кабарги и другие живые существа, являющиеся хорошими лекарствами.

(Место это) проращено, исполнено и украшено всем, что бы ни являлось лекарством.

[3а] В центре этого безмерного дворца на драгоценнном берилловом троне восседает победительный наставник, целитель, Учитель Врачевания (Бхайшаджья-гуру), нареченный Царем Света Берилла.

Вокруг наставника четырьмя кругами расположились боги, риши, внешние и внутренние (слушатели).

Кто же они? Круг богов таков: быстрый божественный врач Праджапати, божественные врачи Ашвины, владыка богов Шатакрату, нектарная Дэви и другие — так совместно расположился многочисленный круг богов.

Круг риши таков: великий риши Ргйун-шэс-кйи-бу, Мэ-бжин-Джуг, Му-кхйуд-'дзин, Тро-ба-скйонг-ги-бу, Гнол-'гро-скйэс, Дка'-гньис-сбйод, Тханг-ла-'бар, Нам-со-скйэс и другие — так совместно расположился многочисленный круг риши.

Круг внешних таков: старейшина необуддистов Брахма, великий бог Длинноволосый, Вишну, шестиликий принц (Картика) и другие — так совместно расположился круг необуддистов.

Круг внутренних таков: благородный Манчжушри, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ананда, Кумараджива и другие — так совместно расположился многочисленный круг внутренних.

Тогда, во время проповеди наставника, каждое высказывание его каждый из четырех кругов понял в соответствии с методом каждый своего наставника. Это и есть метод риши-мудрецов, (который позволяет) беспорочно и искусно направив собственные тело, речь и мысль, [36] привести в равновесие неуравновешенные пороки других.

Из «Сущности нектра бессмертия, тантры восьмичленного сокровенного наставления» Глава первая — Основа изложения.

 

(Глава 2. Введение в изложение)

Тогда, в те времена, наставник победительный целитель Учитель Врачевания Царь Света Берилла погрузился в самадхи, называемое «Царь врачевания, умиротворяющий 404 болезни».

Сразу по погружении из (его) сердца во все стороны распространилось множество тысячецветных лучей света. Очистили ошибки пороков мысли всех живых существ во всех сторонах. Умиротворили все болезни трех ядов, возникающих от неведения, и вновь собрались в сердце. Из сердца-мысли проявился воплощенный наставник риши по имени Мудрость Познания и, разместившись в пространстве впереди, обратился к перед (ним сидящим) кругам риши с такой речью:

Следует вам знать, друзья, что тот, кто хочет пребывать в неболезненности, и тот, кто хочет лечить болезни, пусть изучает наставления науки врачевания! Тот, кто желает долголетия, путь изучает наставления науки врачевания! Тот, кто хочет осуществлять Дхарму, добиться благополучия и счастья, пусть изучает наставления науки врачевания! Тот, кто хочет избавить живых существ от страданий каких-либо болезней, кто хочет быть уважаем другими, путь изучает наставления науки врачевания!

Когда он произнес эту речь, то из языка наставника Царя Света Берилла во все стороны распространились тысячецветные лучи света [4а] и очистили ошибки пороков речи всех живых существ всех сторон света. Умиротворив все болезни и напасти, вновь собрались в языке. Как воплощение речи (его) из языка проявился риши по имени Рожденный-из-ума. Поклонившись наставнику и совершив (в знак почтения) обход по кругу (вокруг него), он как лев стал перед наставником и ради окружающих риши обратился с такой вопрошающей речью:

— О, наставник, риши Мудрость Познания! Как должен изучать наставления науки врачевания тот, кто пожелает в полноте реализовать благо собственное и других?

В ответ на этот вопрос воплощение мысли риши Мудрость Познания произнес следующую речь:

— О, великие риши! Изучайте тантры, изучайте части, изучайте отделы, изучайте разделы, изучайте сутры, изучайте главы наставлений науки врачевания.

Так он сказал, и снова риши Рожденный-из-ума вопросил:

— О, наставник! Как изучать тантры наставлений науки врачевания?

В ответ на этот вопрос наставник сказал:

— Слушайте, великие риши! Следует изучать четыре тантры и они суть следующие:

(1) Коренная Тантра,

(2) Пояснительная Тантра,

(3) Наставительная Тантра,

(4) Заключительная Тантра.

Это следует понимать под четырьмя тантрами,

 

Следует изучать восемь частей, и они суть следующие:

(1) болезни тела,

(2) детские и

(3) женские болезни,

(4) напасти,

(5) раны, (6 отравления, (7 старость, (8) вожделение.

Это следует понимать под восемью частями.

 

Следует изучать одиннадцать отделов, [46] и они суть следующие:

1. Отдел коренных связей.

2. Отдел формирования тела,

3. Отдел развития и ослабления болезней.

4. Отдел деяний и образа жизни.

5. Отдел питания и пищи.

6. Отдел составов и лекарств.

7. Отдел инструментария и хирургии.

8. Отдел обычной неболезненности.

9. Отдел диагностики и симптоматики.

10. Отдел лечения и методов.

11. Отдел практикующего врача.

Это следует понимать под одиннадцатью отделами.

 

Следует изучать пятнадцать разделов, и они суть следующие:

1. Раздел лечения трех виновников.

2. Раздел лечения внутренних болезней.

3. Раздел лечения жара.

4. Раздел лечения верхней части тела.

5. Раздел лечения плотных и полых органов.

6. Раздел лечения половых органов.

7. Раздел лечения отдельных болезней.

8. Раздел лечения врожденных язв.

9. Раздел лечения детей.

10. Раздел лечения женских болезней.

11. Раздел лечения болезней от напастей.

12. Раздел лечения ран от оружия.

13. Раздел лечения отравлений.

14. Раздел лечения стариков.

15. Раздел лечения вожделения.

Это следует понимать под пятнадцатью разделами.

 

Следует изучать четыре сутры, и они суть следующие:

1. Сутра обследования пульса и мочи.

2. Сутра умиротворяющих лекарств.

3. Сутра лекарств очищающего действия.

4. Сутра мягкого и жесткого корригирования.

Это следует понимать под четырьмя сутрами.

 

Следует изучать 156 глав, и они суть следующие:

(1) Основа изложения

(2) Введение в изложение

(3) Основы

(4) Диагностика

(5) Методы лечения

(6) Перечень

— Эти шесть глав (составляют) отдел связей,

[5а] это и следует понимать под Коренной Тантрой.

(Пояснительная Тантра)

(1.) (1) Краткое содержание Пояснительной (Тантры)

(2.) (2) Эмбриология

(3) Сравнительная анатомия

(4) Естественное состояние

(5) Физиология

(6) Классификация

(7) Признаки разрушения

(3.) (8) Причины и

(9) Условия заболевания

(10) Способ внедрения (болезни)

(11) Симптоматика

(12) Классификация (болезней)

(4.) (13) Постоянный образ жизни

(14) Образ жизни в связи с сезонами

(15) Образ жизни в соответствии с обстоятельствами

(5.) (16) Диететика

(17) Отказ от (вредной) пищи

(6.) (18) Соответствующая мера приема пищи

(19) Вкус лекарств

(20) Сила лекарств

(21) Фармокология

(7.) (22) Инструментарий

(8.) (23) Жизнь без болезней

(9.) (24) Подлинное указание на виновников (заболевания)

(25) Плохо проводимое и ошибочное обследование

(26) Обследование по тетралеме принимаемого и отвергаемого

(10.) (27) Общая методика лечения

(28) Специальная методика лечения

(29) Два метода лечения

(30) Методы подлинного лечения

(11.) (31) Глава о враче

Таковы 11 отделов Пояснительной Тантры. В трех отделах по одной главе, в четырех по три, в трех четыре, пять и шесть глав и краткое содержание в одной главе. Всего 33 глава.

(Наставительная Тантра)

(1) Предмет обсуждения

(1) Виновники:

(2) Ветер

(3) Желчь

(4) Слизь

(5) Сочетания

(2.) Хронические болезни:

(6) Несварение

(7) Оухоли (желудка)

(8) Метаболические расстройства (отеки)

(9) Обширные отеки

(10) Асциты (водянистые отеки)

(11) Желудочные и кишечные расстройства, первращающие всю принятую пищу в отбросы

(3.) (12) Общий жар

(13) Искусство разпознавания болезней жара

(14) Кризисы

(15) Незрелый жар

(16) Обширный жар

(17) Пустой жар

(18) Скрытый жар

(19) Застарлеый жар

(20) Мутный жар (сопровождаемый отеками)

(21) Распространяющийся жар

(22) Путаный жар

(23) Жар от инфекций

(24) Оспа

(25) Кишечные колики (дизентерия)

(26) Жар с изъявлениями и фурункулами (в области груди)

(27) Грипп

— Итого 16 глав (о болезнях жара).

(4.) Верхняя часть тела:

(28) (Болезни) головы

(29) Глаз

(30) Ушей

(31) Носа

(32) Рта

(33) Зоб

— (Итого) шесть глав.

(5.) Плотные и полые органы:

(34) Сердце

(35) Легкие

(36) Печень

(37) Селезенка

(38) Почки

(39) Желудок

(40) Тонкий кишечник

(41) Толстый кишечник

— восемь глав.

(6.) Болезни половых органов:

(42) Мужские

(43) Женские

— различают два (типа).

(7.) Отдельные болезни:

(44) Охриплость

(45) Дисфагия (затрудненное глотание)

(46) Жажда

(47) Икота, отрыжка

(48) Одышка

(49) Желудочно-кишечные колики

(50) Болезни, причиняемые микроорганизмами

(51) Рвота

(52) Понос

(53) Запор

(54) Задержка мочи

(55) Мочеизнурение (диабет)

(56) Понос от жара

(57) Подагра

(58) Ревматизм (артрит)

(59) Болезни лимфы (сыворотки крови)

(60) Болезни белых каналов

(61) Болезни кожи

(62) Различные мелкие расстройства

— Итого 19 глав.

(8.) Врожденные язвы:

(63) Врожденные болезни кровь, сопровождающиеся внешними и внутренними нзывами, нарывами.

(64) Геморрой

(65) Экземы (опоясывающий лишай)

(66) Сурья (болезни крови, сопровождаемые порывами на отдельных органах)

(67) Лимфаденопатия

(68) Водянка яичек

(69) Опухание ног

(70) Абсцесс между промежностью и гениталиями

— восемь глав.

(9.) (71) Акушерство

(72) Болезни, (детей)

(73) Напасти (на детей)

— (Итого три)

(10.) Женские болезни:

(74) Общие

(75) Специфические

(76) Обычные

(11.) (Болезни, вызываемые внешними вредными влияниями: )

(77) Бхуты

(78) Сумасшествие

(79) Потеря памяти

(80) Расстройства ЦHC

(81) Наги

— (Итого) пять,

(12) Раны:

(82) Общие

(83) Головы

(84) Шеи

(85) Туловища

(86) Конечностей

— Разъясняются в пяти главах.

(13.) Яды:

(87) Составные

(88) Пищевые

(89) Природные

(14.) (90) Лечение стариков извлеченным нектаром

(15.) (91) Вожделение,

(92) увеличение семени и выбор женщины

— Итого в Наставительной Тантре 15 разделов. Один раздел из одной (главы), два из двух, три из трех, один из четырех, по два из пяти, шести и восьми, один из шестнадцати, один из девятнадцати, что вместе с (главой) «Предмет обсуждения» (составляет) 92 (главы).

(Заключительная Тантра)

(1.) (1) Пульс

(2) Моча

(2.) (3) Отвары

(4) Порошки

(5) Пилюли

(6) Микстуры (сиропы)

(7) Лекарственные масла

(8) Лекарства из пеплов

(9) Высушенные отвары

(10) Лечебные вина

(11) Драгоценности

(12) Растительные составы

(3.) (13) Лекарственные жиры

(14) Слабительные

(15) Рвотные

(16) Лекарства для носа

(17) Мягкие суппозитории

(18) Сильные суппозитории

(19) (Сильные слабительные), прочищающие каналы

(4.) (20) Кровопускание

(21) Прижигания

(22) Компрессы

(23) Ванны

(24) Втирания

(25) Иглоукалывание

— В Заключительной Тантре 4 сутры—в две, десять, семь и шесть глав— (всего) 25 глав

(Прим, персе.: главы 26 (Выводы) и 27 (Традиция) относятся ко всем четырем Тантрам).

Итого в Коренной Тантре 6 глав, в Пояснительной Тантре 31 глава, в Наставительной Тантре 92 главы, в Заключительной Тантре 25 глав.

Всего в Четырех Тантрах 154 главы. Вместе с Заключением и Полней Традицией (сто) пятьдесят шесть.

По восьми частям распределено следующим образом.

(1) (Болезни) тела 70 глав,

(2, 3, 6) Детские, женские, отравления — по три,

(4) Напасти — пять,

(5) Раны — пять,

(7) извлечение нектара —одна,

(8) вожделение — две.

Все они охвачены третьей Тантрой.

— Так он сказал.

Из «Сущности нектара бессмертия, тантры восьмичленного (6а) сокровенного наставления» Глава вторая, дающая полный перечень изложения предмета.

 

(Глава 3. Основы)

Затем риши Рожденный-из-ума обратился к риши Мудрость Познания с такой речью.

— О, наставник риши Мудрость Познания! Как следует изучать Коренную Тантру из четырех разделов Тантры Науки Врачевания? Прошу рассказать об этом, целитель и царь врачей!

На этот вопрос воплощение мысли-сердца риши Мудрость Познания сказал такую речь.

— О, великий риши Рожденный-из-ума! Во-первых, изучаются коренные связи. От 3-х корней отходят 9 стволов. Отходящих ветвей 47. Листьев 224 распускается. Ярких цветов и плодов вызревает 5. Они (все) представляют итог Коренной Тантры. Если ее подробно разъяснять, то так:

Болезненности, составляющие тела, нечистоты — троица Неизменена или изменена, исходя из этого Тело живет или разрушается. Болезненностей 3: ветер, желчь, слизь.

(Пять ветров: ) держатель жизни, поднимающий вверх, всеохватывающий, огненный, очищающий вниз.

Пять (желчей: ) переваривающая, производящая тонкое семя, осуществляющая, обеспечивающая видение, проясняющая цвет.

(Пять слизей: ) поддерживающая, разлагающая, вкушающая, удовлетворяющая, соединяющая — итого 15.

Хилус, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя

Суть семь составляющих тела. Нечистоты — кал, моча, пот.

Таким образом перечислено 25.

Вкусы, силы, образ жизни трех типов

Если все пребывают в равновесии, обеспечивают развитие;

Если равновесие нарушено, причиняют вред.

Порождающих болезни причин [6б] есть 3.

При 4-х совместнодействующих с ними условиях

Болезни через 6 видов входов внедряются и

Локализуются в верхней, нижней, средней части тела

Через 15 путей, осуществляющих их продвижение.

По 9-ти (типам) возраста, местности, времени развиваются.

Плоды их вызревают в 9 прерывающих жизнь болезней.

С возвратными причинами их становится 12.

Увязывая по сути, их объединяют в 2 (типа) — горячие и холодные.

Итого 63 подлежащих лечению болезненности.

Среди них троица старасти, гнева и омраченности —

Причины, порождающие соответственно ветер, желчь и слизь.

Среди них четверицей времени, напастей, питания и образа жизни

Эти (болезни) возрастают и истощаются. Оседая в коже, на мясо распространяются.

По каналам циркулируй, попадают в кости, Опускаясь в плотных органах, нисходят в полые.

Слизь опирается на мозг и локализуется вверху.

Желчь опирается на диафрагму и локализуется посередине.

Ветер опирается на таз и локализуется внизу.

Кости, уши, орган осязания, сердце, нижняя полая вена, толстый кишечник;

Кровь, пот, глаза, печень, желчный пузырь, тонкий кишечник;

Хилус, мясо, жир, костный мозг, семя, кал, моча,

Нос, язык, легкие, селезенка, желудок, почки, мочевой пузырь

По пятерице составляющих тела, нечистот, органов чувств, плотных, полых органов (рассматриваемые)

Считаются путями движения ветра, желчи, слизи.

Старик - человек ветра, зрелый - человек желчи, Ребенок - человек слизи.

Раз это так, каждому вредны:

Пронизываемая (ветрами) я холодная - это местность ветра;

Сухая земля, изнурительная жара - местность желчи;

Влажная и тучная считается местностью слизи.

Подъем болезней ветра летом, вечером и на рассвете.

Подъем болезней желчи осенью, в полдень и в полночь.

Подъем болезней слизи весной, в сумерки и ранним утром.

Истощение трех поддерживающих жизнь, попадание к палачу сочетанных (болезней).

Одного рода (с болезнью) составы, поражение жизненных центров.

[7а] Подрывающая основу жизни затяжная болезнь ветра.

Запущенный жар, ушедший вглубь холод,

Бессилие составляющих тела, сильные мучения —

Это плоды, считающиеся 9 прерывающими жизнь болезнями. Ветер, желчь, слизь, спокойные и неспокойные, По два в четверицу составляясь, дают 12.

Ветер и слизь представляют холод и воду.

Кровь и желчь создают жар и огонь.

Для «червей» и лимфы равны жар и холод.

Так через восьмидесятивосьмеричный перечень

Познаются все типы основ болезней.

— Так сказал он.

Из «Сущности нектара бессмертия, тантры восьмичленного сокровенного наставления» Глава третья, представляющая основы болезней.

(Глава 4. Диагностика)

Затем опять риши Мудрость Познания сказал такую речь.

— О, великие риши, слушайте!

Болезни полностью узнаются осмотром, ощупыванием, опросом.

Глазом производится осмотр - исследуются язык и моча.

Это исследование есть познание видимых объектов.

Пальцами осязают совокупность сигналов — уведомляющую пульсацию.

Это исследование есть познание содержания исследуемого. Речью выясняются определяющие условия, ход болезни, питание.

— Это исследование есть выслушивание - познание слов.

Язык ветра красный, сухой и жесткий.

Язык желчи покрыт желтовато-черным налетом слизи.

Язык слизи дощато-светлый, нездорового вида, мягкий и влажный.

Моча ветра похожа на воду с обильной пеной. Моча желчи янтарная, сильно парит, грязная, горячая. Моча слизи белесая с несильным запахом и паром.

Пульс ветра плавающий, пустой, иногда останавливающийся. Пульс желчи быстрый, обширный, настороженный. Пульс слизи заглубленный, истощенный, спокойный. - При опросе же: Грубой пищей и образом жизни Обусловлены ли (76) зевота, дрожь, потягивание, озноб, Боли в бедрах, пояснице, костях, суставах повсюду, Перемежающиеся боли нечеткой локализации, пустые позывы на рвоту,

Неясность органов чувств, кружение в мыслях, Боли при голоде, несомненная польза жирной и сочной пищи. Острой и горячей пищей и образом жизни - Горечь во рту, головные боли, жар теплого мяса, Боли вверху, боли после переваривания, польза прохладительного;

Тяжелой и жирной пищей и образом жизни - Ухудшение аппетита, трудности в переваривании пищи. Рвота, неощущение вкуса во рту, растянутый желудок, отрыжка.

Тяжесть в теле и мыслях, холод снаружи и внутри, Дискомфорт после еды, необходимость теплых питания и образа жизни.

Так тридцатью восемью методами обследования Безошибочно систематизируются все болезни.

— Так он сказал.

Из «Сущности нектара бессмертии, тантры восьмичленного сокровенного наставления»

 


Поделиться:



Популярное:

  1. ArchiCAD - основа комплексного проектирования
  2. C. Библейское обоснование позиции Претрибулационизма
  3. II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЬНИКОВ.
  4. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  5. А полуразность – наклон основания
  6. Анализирующее скрещивание и его значение для генетических исследований. Закон «чистых гамет» и его цитологическое обоснование.
  7. Атеросклероз артерий основания мозга
  8. Б4/5. Обоснование выбора применяемых подходов и методов к оценке недвижимости, критерии выбора. Согласование результатов и утверждение оценки стоимости.
  9. В 1565–1571 гг. на Филиппинах обосновались испанцы и начали вводить колониальный режим на захваченных ими островах. Китайцы, поселившиеся здесь еще в X — XIII вв., восстали против колонизаторов.
  10. В низовьях Волги татаро-монголы основали свое государство — Золотую Орду со столицей Сарай. Они заставили покоренные народы платить дань, а сами кочевали в приволжских и приднепровских степях.
  11. В рабовладельческом обществе способ организации промышленности носил ремесленный характер. Ремесло основано на ручном труде при отсутствии технического разделения последнего.
  12. В русском войске не получило развитие наемничество — главная основа цехового характера вооруженной организации и военного искусства войск Западной Европы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.152 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь