Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формирование и основные проблемы философии марксизма.
Марксистская философия создана совместно немецкими, учёными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и является составной частью более широкого учения — Марксизма (включая в себя политэкономию и социально-политическую проблематику (научный коммунизм.)). Вся марксистская философия глубоко материалистична по своему характеру. В основе лежит диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм основан на диалектике Гегеля, но на других материалистических принципах. · Основной вопрос решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); · Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; · Материя находится в постоянном движении и развитии. · Бога нет. Он является плодом человеческой фантазии, идеальным образом; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы; Важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности; Развитие происходит по законам диалектики (3 закона); Единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание в отрицания; Исторический материализм: т. е. понимание развития исторического процесса с материалистической позиции. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества в истории. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. В ранних работах Маркс развивал гегелевское учение об отчуждении. Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах. 1) Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает продукты труда. 2) Процесс труда для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий свободен. 3) Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. 4) Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – " ранний" и " поздний". Для " ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. " Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-экономические формации. Все культурные формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия - производственные отношения. Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения: производственно-экономические и производственно-технологические. Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом (отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее структура). Три закона развития общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3) Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания. 26. Религиозно-философские искания Ф. Достоевский и Л. Н. Толстой Л. Н. Толстой (1828-1910) - самобытный мыслитель. Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Л. Толстому «царство Божие - внутри нас», и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо. Считая всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему душевный и социальный порядок, то полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло.В этом - противоречие принципов и выводов. Философия Л. Толстого утопична. Сущность познания состоит в уяснении смысла жизни - основного вопроса всякой религии. Она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем, каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. Ф. Достоевский (1821-1881) - писатель-гуманист, гениальный мыслитель. Занимает огромное место в русской и мировой философии. В общественно-политических исканиях Ф. Достоевского различаются несколько периодов. 1) увлечение идеями утопического социализма (кружок петрашевцев); 2) перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. XIX в. исповедовал почвенничество: религиозно-философское осмысление судеб русской истории. Вся история человечества - история борьбы за торжество христианства. Самобытен путь России в этом движении: на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата». Ф. Достоевский - выразитель начал, которые стали основанием нашей национальной нравственной философии. Он - искатель искры Божьей во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - идеал великого мыслителя. «Русское решение» социальных проблем - отрицание революционных методов борьбы, разработка темы особого исторического призвания России, способной объединить народы на основе христианского братства. Религиозные мотивы в философском творчестве Ф. Достоевского иногда сочетались с отчасти даже богоборческими, с религиозными сомнениями, Ф. Достоевский - скорее великий прозорливец, чем последовательный мыслитель. Повлиял на религиозно-экзистенциальное и персоналистское течения в русской и западной философии. 14.Основные черты философии Возрождения Аксиология Аксиология (греч. ценность и учение, слово) - философское исследование природы ценностей. А. возникает в буржуазной философии в конце 19 - начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Буржуазная философия исходит из того, что эти вопросы не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены. Индивидуальные и общественные ценности. 45-51 Основные точки зрения на исторический процесс, подходы. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: которые, рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): формационный подход; цивилизационный подход; культурологический подход. 40.Специфика научного познание. Формы и методы. Познание – это духовная деятельность людей, использующая в данный момент знания для производства нового. 3.Специфика и структура философского знание. Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: онтологической; гносеологической; аксиологической; праксиологической; антропологической. Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология (греч. on, ontos – сущее, logos – учение) – философское учение о бытии и сущем. Направлена на теоретическое изучение фундаментальных принципов и основ мироздания, наиболее общих форм, явлений и процессов существующей объективной реальности мира. Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философское учение о познании. Исследует природу и сущность познания в целом, познавательные возможности человека, всеобщие предпосылки и границы человеческого познания, виды и формы познавательной деятельности, уровни и ступени процесса познания, выявляя при этом определяющие условия его достоверности и истинности. Аксиология – философское учение о ценностях. Выявляет природу и сущность ценностей, специфику ценностного восприятия мира, систему и структуру мира ценностей, их виды, уровни и формы, а также их взаимосвязь с общественной практикой и межличностными отношениями. Праксиология – философское учение о действии. Изучает исходные основы, природу и сущность, специфику и направленность человеческой деятельности в общественной среде, её активно–преобразовательный характер, виды и формы общественной практики. Антропология – философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве. Невозможно построить какую–либо концепцию действия – праксиологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысль на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем, а гносеология, как говорил И. Кант, возникла из потребности решить антиномию человеческой свободы, т. е. из антропологии и онтологии. Подобная структура философского знания, будучи компактной и стройной, является предпочтительной по сравнению с привычно переходящими из учебника в учебник перечнями разделов философского знания. Кроме того, она вырастает не на пустом месте. Так, например, И. Кант по сути дела предложил схожую структуру: учение о чистом разуме – гносеология, учение о практическом разуме – аксиология и праксиология, учение об эстетической способности суждения – аксиология. Все три раздела подводят к «последнему» философскому вопросу: «что такое человек? », т. е. пересекаются в антропологии. И. Кант не говорит отдельно об онтологическом компоненте философского знания, однако проблемы онтологии растворены во всех трех его «Критиках»: «Критике чистого разума», «Критике практического разума», «Критике способности суждения».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 4347; Нарушение авторского права страницы