Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия, её предмет и функции.



Философия, её предмет и функции.

Предмет философии философы трактуют по-разному:

1.Философия – это общая теория сознания, размышление о его структу-ре, функциях и возможностях.2.АНТРОПОЛОГИЯ- учение о чл-ке

3.ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании 4.ПРАКСИОЛОГИЯ – учение о практике, человеческая дея-тельность 5.АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.

Философия – любовь к мудрости. Впервые употреблено Пифагором в 6 в. до н.э. Мудрость – это ответ на вопрос «как правильно жить? »

Предмет философии – это проблема, которая связана с историей развития самой философии.

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании.

Функции философии: Мировоззренческая : связана с абстрактно-теоретическим, понятий-ным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Методологическая: философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. Прогностическая: формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

Критическая: Принцип «подвергай все сомнению». Аксиологическая: любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеоло-гических Социальная: является многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснитьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Гуманитарная: тесно связана с социальной функцией философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеут-верждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

Мировоззрение – это система представлений человека о мире и своем месте в мире. Компоненты мировоззрения: знания, ценности, идеалы и нормы. Уровни мировоззрения: 1. жизненно - практические – формируются стихийно на основе жизненного опыта под влиянием национальных, религиозных традиций, зависят от уровня образования, культуры, профес-й деятельности 2. теоретическ -характеризуется системностью, обоснованностью, доказательностью.

Формы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

Мировоззрение шире понятия философия. Философия – это ядро, вокруг которого формируются обобщенные взгляды житейской мудрости. Виды мир-я: 1. Идеалистическое: Идеализм (по Гегелю) все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. (*объективный: существование Бога, духа; *субъективный: зависимость внешнего мира, его свойств от сознания человека) 2.Материалисти-ческое: все происходит из материи, материя–источник всех вещей. 3. Атеистическое: В основе – вера в самого себя, свои убеждения, в своих близких, в то, что мир – «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». 4. Религиозное: По Гегелю это не знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему. 5 оптимис-тическое (пессимистическое)

Системы мир-ния: 1. Космоцентризм; 2. Теоцентризм (ср.века); 3. Антропоцентризм (14-16 вв.)

Особенности философского миров-ия:

1. Фил. мышление – умозрение. пытается теоретически осмыслить мир, как целостность, Фил-фия исходит из того, что мир не зависит от человека и превосходит его силы. 2. Теоретич. мышление хар-ся РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ – каждый человек мыслит. Оборачиваемость на себя – это способность мышления познавать и контролировать 3.ТЕОРЕТИЧНОСТЬ фил. мышлени предполагает способность к предельному абстрагированию. Фил. понятия предельно абстрактны (бытие, сознание, материя). 4. СИСТЕМ-НОСТЬ, ОБОСНОВАННОСТЬ, т.е. используется логический аппарат и правило логического вывода. 5. СУБСТАНЦИАЛИЗМ – это поиск предельных оснований, позволяющих сводить все чувственное к чему-то постоянному. 6. СОМНЕНИЕ.

Особенности античной фил-ии. Космоцентризм.

Осн. периоды: 1. 6 в. до н.э. Мелецкая школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Школа пифагорейцев Гераклит Эфесский Элейская школа) 2. 5в. до н.э. Школа софистов, Сократ, Демокрит 3. 4 в. до н.э. Платон, Аристотель 4. кон 4 в. до н.э.–3 в. до н.э. ранний эллинистический период: (Киники Эпикур, Стоицизм). 5. наша эра – неоплатоники

Основные особенности: 1)связь с мифологией, попытка логического осмысления мифа Мифология – это совокупность объяснительных схем о составе, устройстве мира, связях, отношениях, причинах, целях.

Т.е. в мифологии были поставлены основные онтологические вопросы: Как устроен мир? Каковы его элементы? Как происходят изменения?

2) КОСМОЦЕНТРИЗМ: впервые пифагорейцы вводят термин «космос» - мир, понятый как огромное организованное и согласованное в действиях всех своих частей, единое целое.

Вся античная философия пронизана темой числа, с развитием математики. Чего не найдём в антич.фил-фии: темы личности, развития и творчества.

Познание как взаимодействие двух систем- субъекта и объекта.

Вопрос познания входит в раздел философского знания, называемого гносеологией – раздел, в котором рассматриваются вопросы, связанные с природой знания, характера его получения, а также критериями истинного и ложного знания, т.е знание о знание. Жизнь – это вечное познание, жизнь связана с открытием инвариантов. И для, того чтобы жить надо искать инварианты. Знание – это совокупность, имеющихся сведений относительно, какой-либо действительности.

Основным в гносеологии является знание, которое представляет из себя единство субъективной и объективной реальности (“знание – это объективная субъективность или субъективная объективность”). Познание – это процесс выявления связи реальных объектов. – это движение от объекта к понятию объекта, установлению связи между понятиями. Знание получается в результате познавательного процесса, т.е взаимодействия субъекта и объекта познания. Под субъектом понимается человек, а под объектом – в зависимости от той или иной мировоззренческой позиции. Животное является хранителем знания, оно знает, но не является субъектом знания. Чел-кое познание это абстрактно-логическая чел-кая дея-ть, погруженная в социально-культурную среду., которая определяет выбор объектов, способствует классификации знания. С точки зрения материализма – внешний мир – объективная реальность – мир вещей, который отражается про помощи чувств. С точки зрения идеализма объектом познания выступает некая идеальная субстанция(понятия, идеи), которые находится в мире идей и о которых можно получить знания в процессе мышления.

=> процесс познания понимается по-разному – либо как чувственное отражение, либо как рациональное отражение.

Рационализм Р.Декарта.

Р. Декарт (XVI век), французский ученый и философ поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой практиче­ской проверки данных интеллекта. В своих поисках Декарт встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «Мыслю, следовательно, существую». Это единственное положение, которое не вызывает сомнения, кладётся Декартом в основание его фил-ии. Положение «мыслю, следовательно существую» представляет собой соединение двух соответствующих идей: «Я мыслю» и « Я Существую», следует что « Я» нечто духовное, мыслящее или душа. Душа представляет некую непротяженную сущность или субстанцию. В душе содержаться идеи, одни из которых приобретены чел-ом в ходе его жизни, другие же явл-ся врожденными.(идея Бога).

Фил-ия Декарта получила название Дуалистической, т.к Бог сотворил 2 субстанции материальную, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, наоборот. Эти субстанции соединяются в чел-ке, который может познать и Бога и созданный им мир. Рационализм Декарта, утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Чел-к усматривает эти идеи «внутренним» зрением в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит все остальное знаниеВ работе «Рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, котрым нужно следовать, чтобы вести свой разум к познанию истины.1Принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению. 2.Делить каждое исследуемое на несколько простых частей. 3.В познании идти от простых вещей к более сложным. 4.Систематизация познанного и познаваемого, чтобы быть уверенным что ничто не пропущено. В своей рационалистической методологии, Декарт предлагает идти от наиболее общих фил-ких положений к частным положениям конкретных наук.

Этика И.Канта.

В этике Кант выступает как противник эвдемонизма, объявляющего счастье высшей целью чел-кой жизни. Согласно Канту нужно с самого начала отказаться от иллюзии, что человек может быть счастлив. Добродетель и счастье- две несовместимые вещи. По его мнению, в области нравственности человек уже не подчинен необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в сфере явлений. Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е. приобщен к миру вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и практическим разумом отношение субординации: теоретический разум подчиняется практическому. Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу применения нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственных оценок лежит категорический императив — основной закон этики Канта. Императив есть форма повелений, связанная с категорией должного. Категорическим императивом философ называет такую форму повеления, которая представляет собой действие как бы ради него самого, отношения к другой цели. Императив не связан со стремление к пользе или счастью людей, он носит строго формальный априорный характер и имеет форму заповеди, безусловной, обязательной для всех людей. Категорический императив формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего законодательства. Этот принцип носит отвлеченный характер. Ему могут соответствовать самые разнообразные требования и постулаты: религиозные заповеди выводы житейской мудрости и многое другое. Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив «практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как и в лице каждого другого непременно употреблялось как цель и никогда как средство. Большое влияние на этические и социально-политические взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. Кант заимствовал у Руссо мысль о независимости нравственной природы человека от достижений науки и культуры, преломив ее в своем учении о независимости и первоначальности нравственности, о первенстве практического разума над теоретическим. Кант считал, что нравственность автономна и не зависит от религии. Но мораль неизбежно ведет к религии, Человек по природе зол, в нем заложена склонность творить зло, вместе с тем чел-к обладает задатками добра. Задатки добра в виде вины. Поэтому «мораль следует культивировать больше, чем религию». Бог –это моральный закон, существующий объективно. Кант отрицает все рациональные док-ва познания Бога « Бог не принадлежит миру феноменов, а миру ноуменов» Знание он ставит выше веры. 1Вера это вера чел-ка в свою првоту.2 Вера в общие положения 3. Моральная вера( верить в Бога значит быть добрым)

Природа и общество.

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы. Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое появилось в человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития отношений между природой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

Альтернативы диалектики

1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса, которые также являются философскими методами. К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• " негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что: • метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики: • по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; • по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; • по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); • по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; • в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам " тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы " или — или", " если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; • в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии (" цветное видение мира" ), а метафизика — однообразно, по принципу " черное — белое"; • в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих " умозрительный" характер; • в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений. " Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.Основоположниками и видными представителями " негативной" диалектики являлись Теодор Адорно, Жан-Поль Сартр.Можно выделитьглавные идеи 'негативной" диалектики• диалектика может быть только " негативной" — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся; • диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать; • новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды); • " негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание; • отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.Существуют философские подходы, альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями: Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания. Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций. Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные. Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

6.Жизнь и учение Сократа.

Сократ 469-399 до н.э.

Сократ поставил новую проблему перед философией: если до Сократа философия занималась природой, была натурфилософией, то с приходом Сократа философия коренным образом изменяет свой предмет, и главной задачей ставит исследование человека. Для Сократа философия и жизнь были одним и тем же. Знает все лишь Бог. Человек, же может стремиться к знаниям, в действительности же он ничего не знает. Знать человек может лишь то, что он ничего не знает. Он стремится познать, исследуя самого себя.

Философия - это искусство умирать. Философия познает вечные истины, а мы в нашей жизни познаем лишь текучие временные вещи, следовательно, постигая вечные истины, мы всегда стремимся от чувственного мира, т.е. к смерти. Поэтому Сократ перед смертью и говорит своим ученикам: " Если я всю жизнь стремился к смерти, неужели вы считаете, что теперь я от этого откажусь? "

В чем же смысл философии Сократа? 1. Сократ положил начало новому направлению в философии, открыл новую проблему для философии - проблему человека. Софисты отказались от познания природы, но этот отказ показал Сократу и последующим мыслителям, что нужно обращать внимание прежде всего на самих себя. Метод размышления Сократ также взял у софистов - метод убеждений, метод спора.

Отличала Сократа от софистов прежде всего уверенность в существовании объективной, не зависящей от человека истины. Сократ утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления. И именно в познании этого блага и состоит смысл философии. Доказать, что она существует, и познать ее - вот истинная задача философии.

Сократ предложил метод реализации - метод самопознания. Познавать объективную истину и объективное благо невозможно, познавая природу.

Сам С. говорил лишь то, что он ничего не знает и поэтому научить ничему не может.

С. верит в то, что человек может познать истину. Именно С. впервые, как говорил Аристотель, учил доказательству через наведение и показал, что самое важное в познании состоит в том, чтобы дать определение. Понимая, что существует объективная истина, и пытаясь доказать людям, что эта истина существует, Сократ пришел к еще одному положению 2.: к тому, что люди творят зло по неведению, потому что они не знают истины. Если бы люди знали истину, то они стали бы творить только добро.

Еще одно положение Сократа 3.: " Познай самого себя". Лишь у Сократа она приобретает вид методологического принципа философии.

Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.

У Сократа мы встречаем попытку классификации форм государства.

Сократ называет такие основные государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной он считает только аристократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей.

Аксиология

Аксиология (греч. ценность и учение, слово) - философское исследование природы ценностей. А. возникает в буржуазной философии в конце 19 - начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Буржуазная философия исходит из того, что эти вопросы не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены. Индивидуальные и общественные ценности.
Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования, становятся общим правилом и убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в нормы поведения, в право.
С названной трактовкой соотношения индивидуальных и надындивидуальных ценностей полностью согласиться нельзя. Общественные ценности предзаданы сознанию индивида, формируются и существует до его рождения и продолжают существовать после его смерти.
В этом смысле они воспринимаются и существуют для индивида как некая объективная реальность, осознаются им как таковая. Но социальные ценности не являются ни более совершенными, ни тем более абсолютными. Они порождены определенными условиями жизни общества, являются субъективным выражением этих условий. Поэтому и влияние надындивидуальных ценностей на индивидуальные может быть как позитивным, так и негативным. Но личность является сознательным и активно действующим субъектом, свободно определяющим свои ближайшие и отдаленные цели и приоритеты, осознающим свои потребности и оценивающим жизнь сообразно своему опыту.

45-51 Основные точки зрения на исторический процесс, подходы. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: которые, рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): формационный подход; цивилизационный подход; культурологический подход.

40.Специфика научного познание. Формы и методы. Познание – это духовная деятельность людей, использующая в данный момент знания для производства нового.
Элементы: - субъект, - объект, - средства и методы познания, - результат (т.е. знание и его оценка).
Познание – это процесс целостного отражения действительности в сознании Ч. с целью дальнейшего его преобразования.
Исходную структуру П. представляет субъект - объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.
Агностицизм – предполагает непознаваемость мира (Д.Юм – «Существует только Я и мое представление»)
Скептицизм – предполагает только лишь частичную познавательность мира.
Гностицизм – адекватное познание Ч. мира.
Виды познания: И.Кант: «Существуют два основных вида познания: чувственность и рассудок» П.: (1) Чувственное (ощущение, восприятие, представление); (2) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
Типы познания:
1) Мифологическое - тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни).
Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
2) Религиозное - объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически - диалогический характер.
Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
3) Философское - представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
4) Чувственное - для характеристики этого типа познания допустимо привести слова из книги Бытие «Познал Адам Еву, и родила Ева сына».
5) Научное - разработка теоретической картины мира.

3.Специфика и структура философского знание. Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: онтологической; гносеологической; аксиологической; праксиологической; антропологической. Эти пять групп проблем формируют структуру любого фи­лософского знания. Онтология (греч. on, ontos – сущее, logos – учение) – философское учение о бытии и сущем. Направлена на теоретическое изучение фундаментальных принципов и основ мироздания, наиболее общих форм, явлений и процессов существующей объективной реальности мира. Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философское учение о познании. Исследует природу и сущность познания в целом, познавательные возможности человека, всеобщие предпосылки и границы человеческого познания, виды и формы познавательной деятельности, уровни и ступени процесса познания, выявляя при этом определяющие условия его достоверности и истинности. Акси­ология – философское учение о ценностях. Выявляет природу и сущность ценностей, специфику ценностного восприятия мира, систему и структуру мира ценностей, их виды, уровни и формы, а также их взаимосвязь с общественной практикой и межличностными отношениями. Праксиология – философское учение о действии. Изучает исходные основы, природу и сущность, специфику и направленность человеческой деятельности в общественной среде, её активно–преобразовательный характер, виды и формы общественной практики. Антропология – философское учение о человеке. Все разделы философского знания существу­ют в неразрывном единстве. Невозможно построить какую–либо концепцию действия – праксиологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологи­ческих проблем неизбежно выводит мысль на проблемы позна­ния и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем, а гносеология, как говорил И. Кант, возникла из потребности решить антино­мию человеческой свободы, т. е. из антропологии и онтологии. Подобная структура философского знания, будучи ком­пактной и стройной, является предпочтительной по сравнению с привычно переходящими из учебника в учебник перечнями разделов философского знания. Кроме того, она вырастает не на пустом месте. Так, например, И. Кант по сути дела пред­ложил схожую структуру: учение о чистом разуме – гносео­логия, учение о практическом разуме – аксиология и праксио­логия, учение об эстетической способности суждения – аксиология. Все три раздела подводят к «последнему» философ­скому вопросу: «что такое человек? », т. е. пересекаются в ант­ропологии. И. Кант не говорит отдельно об онтологическом компоненте философского знания, однако проблемы онтоло­гии растворены во всех трех его «Критиках»: «Критике чисто­го разума», «Критике практического разума», «Критике спо­собности суждения».

 

Философия, её предмет и функции.

Предмет философии философы трактуют по-разному:

1.Философия – это общая теория сознания, размышление о его структу-ре, функциях и возможностях.2.АНТРОПОЛОГИЯ- учение о чл-ке

3.ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании 4.ПРАКСИОЛОГИЯ – учение о практике, человеческая дея-тельность 5.АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.

Философия – любовь к мудрости. Впервые употреблено Пифагором в 6 в. до н.э. Мудрость – это ответ на вопрос «как правильно жить? »

Предмет философии – это проблема, которая связана с историей развития самой философии.

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании.

Функции философии: Мировоззренческая : связана с абстрактно-теоретическим, понятий-ным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Методологическая: философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. Прогностическая: формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

Критическая: Принцип «подвергай все сомнению». Аксиологическая: любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеоло-гических Социальная: является многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснитьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Гуманитарная: тесно связана с социальной функцией философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеут-верждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.


Поделиться:



Популярное:

  1. VII. ПОЧИТАЕМЫЕ МЕСТА И ПРЕДМЕТЫ
  2. Абсолютные и относительные ссылки. Стандартные формулы и функции. Логические функции
  3. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (беспредметное, нефигуративное)
  4. АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  5. Анализ предметно-игровой среды
  6. Анализ предметно-развивающей среды группы детского сада
  7. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ
  8. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ТЕМЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
  9. Б7/5. Цели и предмет оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Классификация нематериальных активов.
  10. Банковская система и предложение денег. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор. Денежная база.
  11. БЖД как наука о безопасности. Предмет, цель, задача БЖД.
  12. Билет №1 Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь