Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
Мировоззрение – это система представлений человека о мире и своем месте в мире. Компоненты мировоззрения: знания, ценности, идеалы и нормы. Уровни мировоззрения: 1. жизненно - практические – формируются стихийно на основе жизненного опыта под влиянием национальных, религиозных традиций, зависят от уровня образования, культуры, профес-й деятельности 2. теоретическ -характеризуется системностью, обоснованностью, доказательностью. Формы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука. Мировоззрение шире понятия философия. Философия – это ядро, вокруг которого формируются обобщенные взгляды житейской мудрости. Виды мир-я: 1. Идеалистическое: Идеализм (по Гегелю) все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. (*объективный: существование Бога, духа; *субъективный: зависимость внешнего мира, его свойств от сознания человека) 2.Материалисти-ческое: все происходит из материи, материя–источник всех вещей. 3. Атеистическое: В основе – вера в самого себя, свои убеждения, в своих близких, в то, что мир – «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». 4. Религиозное: По Гегелю это не знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему. 5 оптимис-тическое (пессимистическое) Системы мир-ния: 1. Космоцентризм; 2. Теоцентризм (ср.века); 3. Антропоцентризм (14-16 вв.) Особенности философского миров-ия: 1. Фил. мышление – умозрение. пытается теоретически осмыслить мир, как целостность, Фил-фия исходит из того, что мир не зависит от человека и превосходит его силы. 2. Теоретич. мышление хар-ся РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ – каждый человек мыслит. Оборачиваемость на себя – это способность мышления познавать и контролировать 3.ТЕОРЕТИЧНОСТЬ фил. мышлени предполагает способность к предельному абстрагированию. Фил. понятия предельно абстрактны (бытие, сознание, материя). 4. СИСТЕМ-НОСТЬ, ОБОСНОВАННОСТЬ, т.е. используется логический аппарат и правило логического вывода. 5. СУБСТАНЦИАЛИЗМ – это поиск предельных оснований, позволяющих сводить все чувственное к чему-то постоянному. 6. СОМНЕНИЕ. Особенности античной фил-ии. Космоцентризм. Осн. периоды: 1. 6 в. до н.э. Мелецкая школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Школа пифагорейцев Гераклит Эфесский Элейская школа) 2. 5в. до н.э. Школа софистов, Сократ, Демокрит 3. 4 в. до н.э. Платон, Аристотель 4. кон 4 в. до н.э.–3 в. до н.э. ранний эллинистический период: (Киники Эпикур, Стоицизм). 5. наша эра – неоплатоники Основные особенности: 1)связь с мифологией, попытка логического осмысления мифа Мифология – это совокупность объяснительных схем о составе, устройстве мира, связях, отношениях, причинах, целях. Т.е. в мифологии были поставлены основные онтологические вопросы: Как устроен мир? Каковы его элементы? Как происходят изменения? 2) КОСМОЦЕНТРИЗМ: впервые пифагорейцы вводят термин «космос» - мир, понятый как огромное организованное и согласованное в действиях всех своих частей, единое целое. Вся античная философия пронизана темой числа, с развитием математики. Чего не найдём в антич.фил-фии: темы личности, развития и творчества. Познание как взаимодействие двух систем- субъекта и объекта. Вопрос познания входит в раздел философского знания, называемого гносеологией – раздел, в котором рассматриваются вопросы, связанные с природой знания, характера его получения, а также критериями истинного и ложного знания, т.е знание о знание. Жизнь – это вечное познание, жизнь связана с открытием инвариантов. И для, того чтобы жить надо искать инварианты. Знание – это совокупность, имеющихся сведений относительно, какой-либо действительности. Основным в гносеологии является знание, которое представляет из себя единство субъективной и объективной реальности (“знание – это объективная субъективность или субъективная объективность”). Познание – это процесс выявления связи реальных объектов. – это движение от объекта к понятию объекта, установлению связи между понятиями. Знание получается в результате познавательного процесса, т.е взаимодействия субъекта и объекта познания. Под субъектом понимается человек, а под объектом – в зависимости от той или иной мировоззренческой позиции. Животное является хранителем знания, оно знает, но не является субъектом знания. Чел-кое познание это абстрактно-логическая чел-кая дея-ть, погруженная в социально-культурную среду., которая определяет выбор объектов, способствует классификации знания. С точки зрения материализма – внешний мир – объективная реальность – мир вещей, который отражается про помощи чувств. С точки зрения идеализма объектом познания выступает некая идеальная субстанция(понятия, идеи), которые находится в мире идей и о которых можно получить знания в процессе мышления. => процесс познания понимается по-разному – либо как чувственное отражение, либо как рациональное отражение. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона. Английский философ Ф. Бэкон (XVII века ) — родоначальник материализма нового времени. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер — там, где она остается умозрительной (схоластичной)она неистинна. Высшая задача познания и всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Природа развивается по своим законам и задача чел-ка познать эти законы. Природа – это нечто порождающее, создающее. Разнообразие форм говорит о вечном движении и превращении форм. Бэкон сформулировал понятия материи как природы бесконечной совместимости вещей. Материя обладает движением - внутренней активной силой (напряжение материи). Движение и покой - равноправные свойства материи. Стремление получить твердое знание заставляет критически осмыслить все философские схемы. Бэкон утверждает, что истинное знание дает людям могущество и обеспечивает их способность изменить лицо мира, наши чувства несовершенны, компенсация несостоятельности чувства- это нравственно-организованный исследовательский опыт и эксперимент. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от ложных “призраков”. 1.“Призраки рода” — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; 2.“призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; 3. “призраки рынка” — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; 4.“призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Путь истинного познания- индукция.(от единичного к общему).Бэкон не выступает против дедукции, но истинность дедуктивных понятий может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода- анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Рационализм Р.Декарта. Р. Декарт (XVI век), французский ученый и философ поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта. В своих поисках Декарт встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «Мыслю, следовательно, существую». Это единственное положение, которое не вызывает сомнения, кладётся Декартом в основание его фил-ии. Положение «мыслю, следовательно существую» представляет собой соединение двух соответствующих идей: «Я мыслю» и « Я Существую», следует что « Я» нечто духовное, мыслящее или душа. Душа представляет некую непротяженную сущность или субстанцию. В душе содержаться идеи, одни из которых приобретены чел-ом в ходе его жизни, другие же явл-ся врожденными.(идея Бога). Фил-ия Декарта получила название Дуалистической, т.к Бог сотворил 2 субстанции материальную, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, наоборот. Эти субстанции соединяются в чел-ке, который может познать и Бога и созданный им мир. Рационализм Декарта, утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Чел-к усматривает эти идеи «внутренним» зрением в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит все остальное знаниеВ работе «Рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, котрым нужно следовать, чтобы вести свой разум к познанию истины.1Принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению. 2.Делить каждое исследуемое на несколько простых частей. 3.В познании идти от простых вещей к более сложным. 4.Систематизация познанного и познаваемого, чтобы быть уверенным что ничто не пропущено. В своей рационалистической методологии, Декарт предлагает идти от наиболее общих фил-ких положений к частным положениям конкретных наук. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы