Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика портрета как жанра изобразительного искусства
Портрет - это, прежде всего, изображение или описание какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел понять внутренний мир изображаемого человека, передать его характерные черты. Показав человека умным или глупым, гуманным или жестоким, хитрым или простодушным, можно как бы рассказать о всей его жизни. Портрет - слово французского происхождения (portrait), означающее " изображать". Жанр портрета - это разновидность изобразительного искусства, посвященная передаче образа одного человека, а также группы из двух-трех людей на холсте или бумажном листе. Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. Рисунок лица человека на портрете - это одно из самых сложных направлений в живописи. Мастер кисти должен передать характерные признаки внешности, эмоциональное состояние, внутренний мир позирующего. Размеры портрета определяют его вид. Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот " три четверти" в ту или другую сторону и в профиль. Портрет как жанр изобразительного искусства, содержит в себе безграничные возможности реализации художественных замыслов. Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок. Жанр портрета подразделяется на несколько типов: парадный, камерный, интимный и сюжетный. Также существует особый тип под названием автопортрет, когда художник изображает самого себя. Как правило, это сугубо индивидуальный рисунок. В целом жанр портрета является вполне самостоятельным видом живописи, подчиняющимся определенным правилам. Эти правила никогда не нарушаются, хотя их рамки могут быть расширены при определенных обстоятельствах. Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи. Именно в портрете сконцентрирован огромный духовный опыт чувств и отношений человечества к добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти. Средством передачи сообщения об эмоциональном состоянии человека в жизни является язык тела - выразительные движения мимики лица, жесты, позы, интонации. Художник, используя в портрете изобразительный «язык человеческих чувств», раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает характеристику переживаний, радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека. Поэтому ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека [25]. Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций, что упражняет, тренирует чувства, делает их более совершенными. Своеобразно сочетаясь, они дополняют, уравновешивают, облагораживают друг друга. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах. Своеобразные отличительные особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый. Возможно ли, знакомить детей с искусством? Какие особенности ребенка – дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство в педагогический процесс как средство воспитания? Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что - то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество [19; 65]. Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека. Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений. Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника. Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилия. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством определены в созданных концепции дошкольного воспитания и программно – методических документах. В каждой возрастной группе детей знакомят с видами и жанрами изобразительного искусства, содержанием произведений, выразительными средствами. ФГОС п.2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, художественно-эстетическое развитие и предполагает понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить общность поставленных целей изучения изобразительного искусства. Оно призвано обеспечить: - приобщение дошкольников к миру пространственных искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально - ценностной) и материальной культуры общества; - формирование художественно - образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально - этического облика; - развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры; - обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности; - систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских); - приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; При работе с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). По мнению И. Э. Грабаря, высшее искусство есть искусство портрета. Прежде чем знакомить дошкольников с этим видом искусства, воспитатель должен иметь представление о данном жанре [8; 10]. Проблема развития творческого воображения детей – одна из важных проблем педагогики. Особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о важности использования изобразительного искусства в эстетическом воспитании детей с самого раннего возраста. Главное, как указывал Л.С. Выготский, что ознакомление состоит не в том, чтобы изучить искусство, а в том, чтобы открыть перед ребёнком прекрасный мир портрета в художественных образах [5; 15]. Согласно исследованиям Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконнна, Т.С.Комаровой, полноценное развитие детей дошкольного возраста, в том числе и эстетическое, возможно, если в обучении, в детской деятельности используется культурно-исторический опыт, что ознакомление с произведениями портретной живописи изобразительного искусства не только доступно детям старшего дошкольного возраста, но и способствует их творческому развитию. Но для этого необходима целенаправленная педагогическая работа по подготовке их к пониманию искусства. Портретный жанр в живописи, графики, скульптуре – виды изобразительного искусства, которые раскрывают мир чувств и жизнь людей. Степень разработанности проблемы. Гуманность современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию подрастающего поколения. Формирование человека, его сопричастность к миру, людям, самому себе во все времена являлось актуальным. В теории и практике дошкольного воспитания уже имеется определённый опыт по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Особенности понимания детьми отдельных видов изобразительного искусства изучались Т.С.Комаровой, Н.М.Зубаревой, - в живописи; Р.М.Чумичева, Н.А.Курочкиной - в графике; Г.М. Вишневой, Е.В. Гончаровой - в скульптуре. Исследования учёных позволили по-новому взглянуть на понимание важности ознакомления детей 5-6 лет с искусством портрета. Мир человека и все, что связано с человеком, вызывает у ребенка большой интерес - познание человека в жизни, на литературных примерах, образцах искусства портрета расширяют его кругозор. Особенно ярко и выразительно сущность человека раскрывается в произведениях портретного жанра, в них изображается вся его жизнь (радость, страдание, любовь, мужество, сила духа и др.), все то, что ребенок узнает из жизни, воссоздается в искусстве. Это приоритетная развивающая среда и содержание для гармоничного развития ребенка, которому мы придаем большое значение. Старший дошкольный возраст характеризуется, как особый период в воспитании и развитии детей. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению, поэтому наиболее благоприятен к пониманию искусства и формированию эстетической оценки у детей. Необходимо отметить, что это направление в работе с детьми менее всего изучено. Исследование, посвящённое пониманию жанра портрета (живописного, графического, скульптурного) позволит определить условия, содержание, формы и методы знакомства детей 5-6 лет с произведениями портретного жанра, вводящих их в мир человека, его эмоциональных переживаний и духовных ценностей. И через познание образа человека в искусстве можно формировать личность ребенка, развивать умение ценить прекрасное в действительности и искусстве. Исходя из сказанного, следует отметить существующие противоречия между: - недостаточной теоретической проработанностью вопроса и его реализацией в практике; - воспитательными возможностями искусства портретного жанра и недооценки педагогами значимости работы с детьми в этом направлении; - совершенствованием воспитания, обучения я недостаточным его методическим обеспечением; Таким образом, проблема исследования заключается в отсутствии теоретико-практических разработок по формированию эстетической оценки у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с жанром портрета. Названная, проблема требует разрешения н связана с обновлением содержания, поиском эффективных условий, форм и методов в работе с детьми 5-6 лет. Ознакомление с произведениями искусства портрета открывает новые перспективы в педагогической работе в детьми. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1828; Нарушение авторского права страницы