Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 14. Русская культура в конце XV-XVI вв.



Культурное развитие Руси ХVI в. определялось общими для всех европейских народов факторами: оформление национальных государств, языковая и этническая консолидация, формирование единых общенациональных стилей в искусстве. Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.

Особенности русской культуры ХVI в.

1.1. Активизировался процесс объединение местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.

1.2. Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

1.3. Большую роль в укреплении определяющих позицийПравославной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Рублева, с точки зрения его иконографии, то есть расположения фигур, ипользования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка. Ограничивая свободу творчества, решения Стоглавого собора в то же время способствовали сохранению высокого уровня мастерства.

1.4. Несмотря на сохранение господствующих позиций Церкви, с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы.

1.5. Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики и ярко выраженные свободолюбивые тенденции.

1.6. Образование единого централизованного государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей, на основе которых сформировалась единая великорусская. Синтез культур разных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер.

ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ.

    1. Развитие аппарата власти и международных отношений в связи с образованием единого централизованного государства, укрепление церкви и дальнейшее развитие ремесла и торговли вызвали рост потребности в грамотных людях.

2.2. В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества.

2.2.1. Наиболее распространенным было обучение при монастырях.

2.2.2. В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские мастера грамоты встречались крайне редко.

2.2.3. Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, иногда началам арифметики.

2.2.4. В качестве учебных пособий использовали обычно богослужебные книги, лишь во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.

2.3. Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы.

2.3.1. Основным материалом для письма стала бумага, использовать которую начали еще в XIV в. Привозили ее из Италии, Франции, германских государств, Польши.

2.3.2. Господствующим типом письма окончательно становится появившаяся в XV в. скоропись - беглое, ускоренное письмо.

2.4. Дорогостоящий и длительный процесс изготовления рукописных книг уже не удовлетворял возросшие потребности в них. Важной вехой в развитии русской культуры стало появление книгопечатания, начало которого относится к 1553 г. Первые издания не имели авторов и не датировались. Поэтому началом книгопечатания часто считают 1563 г., когда в Москве на средства царской казны была создана типография. Возглавили ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была издана первая русская датированная книга - Апостол, а в 1565 - Часослов - сборник ежедневных молитв. Наряду с религиозными книгами, типографским способом был издан первый русский букварь (в 1574 г. во Львове), а всего в течение ХVI в. было издано 20 книг. Ведушее место по-прежнему занимала рукописная книга.

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, международного положения России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свое значение и традиционные для русской литературы жанры и направления.

3.1. По-прежнему продолжало развиваться летописание, подчиненное отныне единому центру и единой цели - укреплению Российского централизованного государства, авторитета царской и церковной власти.

Летописец начала царства описывает первые годы правления Ивана Грозного и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. Степенная книга содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, начиная от Владимира I (Святославича) до Ивана IV.Лицевой летописный свод (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в.

3.2. Дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых как и прежде, преобладала героическая тематика: Казанское взятие, О хождении Стефана Батория на град Псков и др.

3.3. Значительные изменения претерпевает литература путешествий. Усиливаются светские мотивы, в описание путешествий все чаще включают вымышленные сюжеты. Формируются новые жанровые разновидности путевых записок - повести русских послов (статейные списки, росписи), отписки землепроходцев.

3.4. Характерной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики, в которой нашло свое отражение развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики.

3.4.1. Первые литературно-публицистические произведения поддерживали и обосновывали новую государственную политику. В Сказаниях о князьях Владимирских и Сказании о Владимире Мономахе нашла свое выражение зародившаяся еще в конце XV в. концепция наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддержала русская Православная Церковь. В посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис Москва - третий Рим, ставший идеологической доктриной русского самодержавия.

3.4.2. Талантливый русский публицистИван Пересветов в своих произведениях Сказание о царе Константине, Сказание о Магомете-Салтане и др. изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства он видел в сильной самодержавной власти, опирающейся на поместное дворянство. Пересветов ратовал за возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.

3.4.3. Интересное публицистическое наследие оставил сподвижник Ивана Грозного князь Андрей Курбский. В своих сочинениях (История о великом князе Московском и др.) Курбский выступал за ограничение власти царя. К публицистике можно причислить и знаменитую переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными.

3.5. Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного протопопа Сильвестра Домострой - учебник нравственности, определявший поведение человека его обязанностей в семье и обществе. Эти правила впоследствии стали классическим образцом патриархального уклада в семье, но в тот период он содержал революционные нормы, подчеркивая душеспасительность труда, давая более очень высокую по тем временам оценку женщине и т.д.

3.6. Среди литературных памятников XVI в. нельзя не упомянуть 13-томный свод церковной литературы Четьи-Минеи (Чтения ежемесячные) - составленный митрополитом Макарием и его учениками перечень всей житийной литературы и всех произведений русской средневековой письменности, одобряемых Православной Церковью.

АРХИТЕКТУРА

Развитие архитектуры в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском строительстве, характеризующийся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры.

4.1. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории руской архитектуры, так и в истории Русского государства. В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Алевиз Новый.

В 1485-1495 гг. вокруг Кремля были возведены мощные кирпичные стены и башни, украшенные характерными для итальянского крепостного зодчества зубцами в виде ласточкиных хвостов - мерлонами.

В это же время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади.

- Классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в. стал Успенский собор (1475-1479) - кафедральный храм, построенный итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти по образцу Успенского собора во Владимире, но значительно больший по размеру.

- При строительстве Архангельского собора (1506-1508), бывшего до начала ХVIII в. усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый соединил традиционную крестово-купольную конструкцию пятиглавого шестистолпного храма с богатым архитектурным декором итальянского Ренессанса.

- Псковские мастера построили девятиглавый Благовещенский собор (1484-1489) - домовый храм русских великих князей и царей; и церковь Ризоположения (1484-1489) - домовый храм русских митрополитов.

В Московском Кремлевозводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из нескольких связанных между собой строений. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487-1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным.

Архитектурным центром кремлевского ансамбля является колокольня Ивана Великого, построенная в 1505-1508гг. и надстроенная в 1600г.

Московский Кремль стал символом величия и могущества столицы централизованного Русского государства.

4.2. В XVI в. по образцу московского Успенского собора были построены пятиглавые крестово-купольные храмы практически во всех русских монастырях и главные соборы ряда крупных русских городов. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

4.3. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте.

Одним из первых памятников этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в честь рождения у него сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.

Самый известный памятник шатрового зодчества - Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.

Шатровые храмы были построены в Суздале, Загорске и других городах.

4.4. Широкое распространение в XVI в. получило строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами ремесленных слобод и посвящались святому, покровительствовавшему данному ремеслу. До нас эти постройки практически не дошли.

4.5. В XVI в.наблюдался подъем крепостного (фортификационного) строительства.

Огромный размах получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и в других городах.

В Москве были построены кирпичных стеныМосковского Кремля, имевшие 20 башен (1516). В 1535-1538 гг. итальянским архитектором Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы, - Китай-город. В 1585-1593 гг. под руководством городовых дел мастера Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы - Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо).В конце XVI в. в связи с набегами крымских татар была сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы - деревянные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стирание границ местных школ и заметное усиление светских элементов.

Иконопись.

5.1.1. В иконописигосподствовала московская школа , сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы .

5.1.2. Иконописцы посадских городов все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы бытовизма. Широкое распространение получили иконы богородичного цикла О тебе радуется, что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божьей Матери.

5.1.3. С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширяется круг тем живописи.Поскольку противостоятьэтой тенденции Православная Церковь уже не могла, духовенство попыталось взять ее развитие под свой контроль. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра историческогопортрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. Бытийным письмом была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).

5.1.4. Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий , продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.).

5.2. Существенные изменения претерпела книжная миниатюра. Замена пергамена бумагой отразилась на ее технике и колорите. Новые миниатюры походили более не на эмаль или мозаику, а на акварель. Характерными чертами книжной миниатюры становятся изображение бытовых сцен, многоплановость композиции.

5.3. Развитие искусства регламентировалось церковью и государством: организовывались мастерские, устанавливались каноны иконописания, на церковных Соборах принимались специальные решения о допустимости изображения отдельных персонажей и исторических событий.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь