Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Показания и противопоказания к применению гипносуггестивной терапии



Стадии гипноза по Бехтереву

1-я стадия гипноза — сонливость - хактеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой. Тело находится в состоянии полного мышечного покоя и неподвижности. В этом состоянии гипнотик по собственному желанию может открыть глаза, встать и прервать сеанс. Сознание человека полностью сохранено. Он просто лежит в состоянии приятного покоя и отдыха, но по субъективному отчету спящим себя не считает. После выхода из гипноза человек помнит все, что с ним было во время гипноза, его память сохранена.

2-я стадия гипноза — гипотаксия - характеризуется еще более полным расслаблением мускулатуры, полной мышечной слабостью, в этой стадии можно вызвать суггестированную каталепсию — восковидную гибкость мышц. Сознание гипнотика частично нарушено. При словесном отчете гипнотик говорит о том, что чувствовал себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но такого желания не было, хотелось лежать и слушать голос гипнотизера. После выхода из гипноза наблюдается частичная амнезия

3-я стадия гипноза — глубокий гипноз (Снохождение) - наблюдается полная амнезия, пациент совсем или почти не воспринимает посторонние раздражители и поддерживает контакт через очаг раппорта только с гипнотезером. Пациенту можно внушить галллюцинаторные переживания, изменить характер его реакции на раздражитель, заставить ходить, отвечать на вопросы и тд. На этой стадии можно добиться возрастной регрессии, можно производить постгипнотическое внушение.

ЗАДАЧИ И МЕХАНИЗМЫ РЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В СВЕТЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

http: //www.k2x2.info/psihologija/integrativnaja_psihoterapija/index.php (хорошая книга)

Формы арт-терапии

Пассивная форма — клиент использует художествен- ные произведения, созданные другими людьми: рассматри- вает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Активная форма — клиент сам создает продукты твор- чества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные ком- позиции, спонтанные танцы. Смешанная форма — клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, карти- ны, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

Формы арт-терапии

Индивидуальная арт-терапия может использоваться по от- ношению к широкому кругу клиентов:

1)к некоторым клиентам, не подлежащим вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и некоторые другие); 2) к клиентам с неглубокими психическими расстрой- ствами, преимущественно невротического характера; 3) к детям и взрослым, испытывающим определенные затруднения в вербализации своих переживаний (например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности), а также сложности этих переживаний и их «невыразимо- сти» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройст- вом); 4) к людям, имеющим хорошо развитую способность к вербальному общению (для них изобразительная деятель- ность может являться альтернативным «языком», более точ- ным и выразительным, чем слова).

Групповая арт-терапия: - позволяет развивать ценные социальные навыки; - связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; - дает возможность наблюдать результаты своих дейс- твий и их влияние на окружающих; - позволяет осваивать новые роли и проявлять латент- ные качества личности, а также наблюдать, как мо- дификация ролевого поведения влияет на взаимоот- ношения с окружающими; - повышает самооценку и ведет к укреплению личност- ной идентичности; - развивает навыки принятия решений.

Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной Групповая арт-терапии отличается от индивидуальной тем, что: - меньше зависит от арт-терапевта; 59 - предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников- группы; - требует от участников группы определенных комму- никативных навыков; - требует от участников группы способности адапта- ции к групповым нормам; - требует от арт-терапевта опыта групповой психокор- рекционной работы.

Основная техника арт-терапевтического воздействия — это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и само- реализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».

Арт-терапевтические техники дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость и снижая сопротивление изменениям.

Спектр проблем, при решении которых м.б. использованы тех-ки арт-терапии широк:

· Внутри- и межличностные конфликты;

· Кризисные состояния (экзистенциальные, возрастные…);

· Потери;

· Травмы, ПТСР;

· Невротические и психосоматические расстройства;

· Обнаружение личностных смыслов через творчество;

· Консультирование и терапия детей, подростков…

По мнению Э. Кэлиш, изобразительные средства могут использоваться в психодиагностике, консультировании, психотерапии с разными типами клиентов, в сочетании с разными лечебными подходами и на разных стадиях психотерапии, особенно со сложными клиентами, в частности, с теми, кто не способен/не склонен к вербальному общению.

Диагностические и оценочные процедуры арт-терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком». В процессе формирования, создания образов происходит оживление воспоминаний, фантазий…и клиент зачастую не осознаёт, какое психологическое содержание раскрывается в образах.

Выделяются след. основные аргументы в пользу эффективности использования образов в консультировании:

· Образы позволяют выражать чув-ва, разнообразные эмоциональные реакции;

· Образы затрагивают как бессознательный, так и сознательный уровень психической деятельности, обеспечивают доступ к довербальным формам психического опыта;

· Помогают в раскрытии проблемного психологического материала и преодолении защит;

· Тех-ки спонтанного и направленного воображения обеспечивают психологические изменения, даже при отсутствии интерпретаций;

· Образы затрагивают прошлый и текущий опыт, а также позволяют выражать представления о будущем; Новые ситуации и модели поведения м.б. смоделированы и проиграны в образной форме, прежде, чем они найдут своё выражение в реальном поведении и будут осмысленны;

· Образы позволяют выражать те мысли, чувства, которые трудно выразить в словах.

Недостатки худ. работы с образами в психотерапии и консультировании:

· Лексическая передача информации – наиболее надёжная, т.к. значение слов относительно устойчиво и является общепринятым, в то время как содержание образов более расплывчато и многообразно (это может вести к неверной трактовке визуальных образов, создаваемых клиентом);

· Содержание визуальных образов может быть искажено или изменено в силу того, что символические образы могут заключать в себе множество различных содержаний;

· Возможно рассогласование между субъективным переживанием образов и их выражением в конкретной худ. форме;

· Как достоинством, так и недостатком является то, что изобразительные методы основаны на активности воображения (некоторые клиенты избавляются от стресса, уходя в мир фантазий…они охотно выражают свои фантазии в рисунках, и их погружение в такую деятельность может вести к уходу от реальной жизни и проблем).

Показания для проведения арт-терапии

n трудности эмоционального развития,

n стресс,

n депрессия,

n импульсивность эмоциональных реакций,

n переживание эмоционального отвержения другими людьми,

n неудовлетворенность семейными отношениями,

n межличностные конфликты,

n ревность,

n чувство одиночества,

n повышенная тревожность,

n страхи, фобии,

n низкая самооценка

Арт-терапия рекомендуется детям с 6 лет. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остаётся в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции.Прежде чем использовать методы арт-терапии со взрослыми клиентами следует принять во внимание разнообразные факторы. Этот подход становится несбалансированным, если консультант предлагает клиенту такой вид деятельности без тщательного взвешивания их целесообразности, или не оставляя достаточного времени для обработки её результатов. Использование арт-терапии также может быть непродуктивным, если клиент является проф. художником (причиной этого м.б. то, что такие клиенты уже поддерживают себя через творческое самовыражение, поэтому подобные задания в процессе терапии могут вызвать ощущение того, что человек работает) – очевидно, что подобный барьер можно преодолеть, если предложить клиенту тот вид деятельности, который очень сильно отличается от его вида деятельности.

Противопоказания к арт-терапии:

1) Маниакальное состояние

2) Нарушения сознания

3) Тяжелые депрессивные расстройства.

 

Литература:

Копытин А. И., Корт Б. Создание талисманов в арт-терапии (эл.версия: http: //www.art-therapy.ru/publication/content/37.htm)

Лебедев Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2007

Кудрин А. В. Методы арт-терапии в практике психологического консультирования // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009, № 3 (http: //www.psyanima.ru)

МЕДИТАЦИЯ И ЙОГА.

Концепции и практики йоги возникли в Индии несколько тысячелетий назад.

Йога является одной из шести систем Ведической философии. Великий мудрец Патенжали, которого справедливо называют «Отцом Йоги» объединил и прояснил различные аспекты йоги, систематизировав эту науку в своих «Йога Сутрах». Он поддерживал восьмиступенчатый путь йоги, известный под названием “Аштанга Йога», способствующий всестороннему развитию человеческой личности. Этот путь включает яму, нияму, асану, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи. Эти компоненты представляют собой некие ограничения и правила, физические упражнения, контроль дыхания, обуздание органов чувств, концентрацию, медитацию и самадхи, или освобождение. Считается, что эти восемь шагов способствуют обретению крепкого здоровья благодаря усилению в теле циркуляции крови, наполненной кислородом. Кроме того, благодаря практике концентрации внимания, ум становится более спокойным и ясным. Практика йоги предупреждает психосоматические расстройства и заболевания, а так же повышает индивидуальную устойчивость к стрессовым ситуациям.
Определение йоги
Йога в переводе с санскрита означает «связь», «единение», «единство».

Йога – это наука, которая помогает усилить или развить природные способности человека посредством сбалансированной практики. Она предлагает способ достижения полной самореализации. В переводе с древнего языка, санскрита, йога обозначает способ объединения индивидуальной души с универсальным Божественным Духом. А, основываясь на определении, данном Махариши Патанжали, йога - это остановка колебаний ума.

Состояние Йоги иначе называется «Самадхи». Практическим способом достижения Самадхи являетсямедитация.

Во время медитации ум при помощи специальной умственной техники выходит за пределы своей активности и достигает абсолютно спокойного, но полностью сознательного состояния. Это полностью спокойное состояние, когда ум не направлен ни на что внешнее, а воспринимает только сам себя, и есть прямой опыт того, что значит «просто быть» – опыт Бытия, опыт «Я». Его называют также «чистым сознанием».

Цель Йоги — получить знание путем непосредственного восприятия. Йога — это практическая наука жизни, которая открывает непосредст­венному опыту не только поле абсолютного Бытия, но также все различ­ные уровни относительного творения». ***

Основные черты йоги
1. Йога является универсальной практической наукой: йога универсальна по практике и применению, независимо от культуры, национальности, расы, касты или уровня жизни, пола, возраста, и уровня физической подготовленности. Это практическая наука. Ни посредством чтения литературы по йоге или древних текстов, ни при их обсуждении, ни благодаря соблюдению аскезы человек не станет реализованным йогином. Без регулярной практики невозможно ни ощутить пользу от упражнений йоги, ни раскрыть свойственный этим упражнениям потенциал. Только регулярные занятия йогой (садхана), представляют собой систему, способную совершенствовать тело и сознание. Для достижения высших ступеней йоги, от практикующего требуется несгибаемое намерение в занятиях по тренировке тела и ума, и очищении сознания.

Дословно, термин Садхана переводится, как регулярная практика определенных техник, способствующих достижению духовной цели. Именно садхана делает самореализацию и духовный опыт возможными.
2. Йога как процесс эволюции: йога является эволюционным процессом, процессом, способствующим развитию в человеке осознанности. Расцвет абсолютно осознанной эволюции начинается не у любого человека, а только у того, который осознанно принимает решение начать развиваться. Такие вредные привычки как употребление алкоголя или наркотиков, работа до изнеможения, избыток сексуальной активности и другие занятия, в погоне за удовольствием, являются возвращением к бессознательности. Индийская йога начинается там, где западная психология попадает в тупик. Если психология Фрейда – это психология заболеваний, а психология Маслоу – это психология здорового человека, тогда индийская психология – это психология просветления. Йога скорее имеет дело не с психологией человека, а с вопросами высшего сознания. В свою очередь, целью йоги является не психическое здоровье, но духовный рост.
3. Йога как лекарство для души: Все пути йоги (хатха, джняна, карма, и.т.д.) имеют исцеляющий потенциал, который смягчает боль от ударов, которые человек получает в течение жизни. Тем не менее, любому необходима помощь и наставления от человека, который уже достиг некоторых успехов на пути йоги. Поэтому опытный преподаватель является необходимой частью успешных занятий йогой, которые принесут пользу Вашему телу и сознанию.
«Йога-сутры» Патанджали описывают так называемые «ступени» их 8

Многие люди, практикующие йогу, считают, что эти восемь степеней должны строго осваиваться одна за другой. Однако в реальности дело обстоит так, что эти восемь ступеней представляют собой скорей грани, ветви, и при их одновременном освоении, развитие происходит естественно и гладко. Ступенями они могут являться лишь в том случае, когда человек испытывает реальные затруднения в практике вышестоящих граней йоги. Но, как правило, освоение, например, первых двух ступеней, включающих в себя определенные правила поведения, приходит в тупик без надлежащих перемен в сознании, вызванных практикой вышестоящих ступеней. Поэтому на первом месте идет медитация, подтягивая за собой другие фазы. Достижение самадхи делает соблюдение всех предыдущих стадий спонтанным и естественным, как следствие соответствующего уровня сознания.

Если же человек, например, ходит в фитнес-центр и делает только физические упражнения (третья ступень йоги) – это не является полноценной практикой, т.к. йога включает в себя восемь ступеней, а классическая цель йоги – самадхи – последняя восьмая ступень, которую одними лишь упражнениями достичь практически невозможно.

Яма (первая ступень йоги) включает в себя пять предписаний к поведению, определенных запретов, среди которых: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), воздержание от воровства (астея), от сексуальных отношений (брахмачарья), и от чрезмерной склонности к накоплениям (апариграха).

Ненасилие (ахимса) включает в себя воздержание от причинения морального и физического вреда всему живому. Однако если речь заходит, например, о воздержании от шлепка комара на вашем теле, здесь стоит помнить, что собственное тело, также, является драгоценным храмом для развития сознания, и правило ненасилия на него также распространяется. Если нет другого выхода, комара можно устранить. Но просто так, ради развлечения рвать цветы, листья на деревьях, топтать насекомых, носить их шкуры просто для красоты – не рекомендуется. Иначе – карма забодает.

Правдивость (сатья) означает как правдивость в речи, так и в собственном уме, причем в уме – важней, т.к. самообман – это фактор, сдерживающий самопознание и проявление истины. Правдивость – это божественное качество, отображение настоящего, истины. Речь йогина не должна вводить в обман, содержать сомнительную и неточную информацию, или быть пустой и бессодержательной. Умалчивание правды, в большинстве случаев, также приравнивается к обману.

Также рекомендуется избавиться от потери времени на праздную болтовню, затрачивающую помимо прочего огромное количество энергии. Речь должна быть благодетельной, а не причиняющей какой-либо вред, вносящий дисгармонию. По возможности в речи должны проявляться светлые качества: ясность, мягкость, терпение и дружелюбие. То есть, когда у вас, например, возникает желание высказать собеседнику правдиво все, что вы о нем думаете, прежде всего стоит еще раз проверить на ложь себя. Не дурачите ли вы себя? Быть может желание высказать то, что вы думаете исходит от импульса причинить боль, удовлетворив эго, а не от искреннего желания помочь? Да и мысли сами по себе, возможно, не являются окончательной истиной о человеке?

Воздержание от воровства (астея) подразумевает собой также искоренение жадности, как фактора перерождения в грубых мирах голодных духов. Воровство, так же, как и ложь – фактор грубых несбалансированных миров, с нарушенной гармонией. Необходимо воздерживаться от любого рода недозволенного присвоения чужого имущества, иначе никогда не избежать подобного же отношения к себе, и не добиться доверия от людей.

Воздержание от сексуальных отношений (брахмачарья) подразумевает сохранение семени и сексуальной энергии, иначе энергия кундалини, прочищающая тонкие энергетические каналы, и раскрывающая чакры, не поднимется выше муладхары (область копчика). Практикам, живущим в городских условиях, рекомендуется хотя бы частичное воздержание, без злоупотребления сексуальной энергией. Также стоит отказаться от любых мыслей на эту тему, иначе сексуального желания не избежать.

Воздержание от накопления чрезмерного количества материальных благ (апариграха), которые не являются строго необходимыми для выживания, поддержания хорошего здоровья и развития, также является важным фактором на пути йоги. Богатые люди, «миллионеры» зачастую словно стягивают на себя всю энергию, которую, зачастую не способны использовать эффективно, во благо, чем вызывают дисбаланс в функционировании всей социальной системы. Дело в том, что в наше время честному человеку, даже если он – сильная и социально активная личность, прожить бывает непросто. И дисбаланс, внесенный в одну из сфер, вызывает дисфункцию целого ряда отраслей, из-за чего в разной степени страдает каждый. Богатому человеку на пути йоги не следует отказываться от богатства, но следует заниматься благотворительностью, вносить ту часть средств, которая не является для него строго необходимой в развитие созидательной деятельности. Это в свою очередь порождает хорошую карму и возможность благоприятных перерождений в будущем!
Нияма (вторая ступень йоги) включает в себя пять добродетелей, которые следует пестовать и культивировать в своем сознании и поведении. Среди них: чистота (шауча), удовлетворенность (сантоша), дисциплина (тапас), самообучение (свадхъяя), и самоотдача – посвящение себя и своих поступков Всевышнему (Ишвара-пранидхана).

Чистота (шауча) включает в себя чистое тело, одежду, дом, моральную чистоту (в поведении, компании, разговоре и т.п.). Матерные и грубые слова загрязняют область вишуддха-чакры (горловой центр), вызывают проблемы с горлом и зубами. Ментальная чистота подразумевает собой также устранение агрессии и дурных намерений.

Удовлетворенность (сантоша) означает, прежде всего, приятие текущего момента, что в свою очередь является одним из лучших методов спонтанной трансформации сознания и преображения. На материальном уровне этот фактор является схожим с апариграхой, устранением стремления к чрезмерным накоплениям, когда довольствуешься только тем, что по-настоящему нужно для поддержания здоровья и развития сознания.

Дисциплина (тапас) – это фактор необходимый в любых начинаниях. Вы можете потратить много времени на обдумывание, но когда, например, решение выполнять физические упражнения каждый день принято, ему необходимо следовать, проявляя терпение. Если вас в это время зовут, например, прогуляться, стоит отложить прогулку на время свободное от практики. В идеале дисциплина – это не насилие над собой, а ясное понимание собственных глубинных потребностей.

Самообучение (свадхъяя) подразумевает изучение текстов, чтение литературы способствующей росту сознания. И конечно, самое главное – регулярную духовную практику.

Самоотдача и посвящение своей деятельности Всевышнему (Ишвара пранидхана) как в йоге, так и в других учениях постепенно переносит внимания с деятельности ума, полной сомнений и ошибок – на спонтанное, интуитивное сознание, пронизанное блаженством и ощущением чуда происходящей реальности.

Асана – третья ступень йоги. В классическом тексте йога-сутр Махариши Патанджали сказано о том, что асана является устойчивым, неподвижным и удобным положением тела.

Эта ступень йоги подразумевает регулярное выполнение упражнений для поддержания здоровья. И тело, и ум в ходе практики должны быть обучены сохранять состояние устойчивости и неподвижности. Это – условие необходимое для достижения последующих ступеней йоги – медитации и самадхи.

Тело и ум взаимосвязаны, и если тело имеет дисфункцию, это неизбежно отражается на работе сознания. И наоборот – неправильная работа ума создает напряжение в теле. Асаны в йоге – это одновременно упражнения и для тела, и для сознания. Концентрация и медитативное состояние – необходимые условия для правильного выполнения асан, которые снимают напряжение психическое и физическое, трансформируя его в чистую энергию.

Пранаяма – четвертая ступень йоги. В йога-сутрах сказано: «совершенное владение асаной прекращает движение вдоха и выдоха». Здесь имеется ввиду полное успокоение тела и ума вплоть до переживания самадхи, когда дыхание замедляется настолько, что практически не ощущается. Это происходит спонтанно, и в этом нет какой-либо опасности – считается, что в глубокой медитации тело само впитывает всю необходимую энергию для обеспечения жизнедеятельности, а внутренние метаболические процессы вырабатывают колоссальное количество праны, достаточное и для поддержания тела, и для его прочищения. Однако и намеренное успокоение дыхания способствует успокоению ума и созерцательности.

Пранаяма подразумевает выполнение различных очистительных дыхательных упражнений и практику задержки дыхания (кумбхаку). Есть мнение, что вмешательство в процесс дыхания – небезопасно и может нарушить естественный ход физиологических процессов. В серьезной практике это опасение – небезосновательно и пранаяму рекомендуется осваивать под присмотром компетентного инструктора. Здесь же вкратце опишу ключевые моменты правильного дыхания.

Воздух должен поступать через нос, дыхание производится животом, а не грудью. Такой тип дыхания называют диафрагмально-релаксационным, когда легкие полностью раскрываются, и в мозг поступает больше кислорода. Спокойное, поверхностное дыхание животом благотворно влияет на деятельность сознания, успокаивает и вводит в ясное, медитативное состояние. Напротив быстрое, сбитое и глубокое дыхание вводит в беспокойное состояние. Во время медитации дыхание успокаивается спонтанно. Эти процессы взаимосвязаны, и успокоение дыхания можно использовать для входа в медитацию, т.к. оно содействует сбалансированному, уравновешенному протеканию праны (энергии) в теле.

Как безопасную практику пранаямы, можно использовать неполное дыхание, когда вы дышите спокойней обычного, так чтобы слегка не хватало воздуха. Это способствует прочищению поверхностных энергетических каналов и входу в медитацию. Йог с чистыми каналами производит 2-6 вдохов в минуту, а дыхание может удерживать на время от двух минут и более.

Можно пробовать освоение кумбхаки (задержки дыхания). При задержке дыхания на 3-5 минут сознание автоматически погружается в медитацию и самадхи. Некоторые практики утверждают, что десятиминутная задержка может привести к наивысшему нирвикальпа-самадхи. Однако первое время для большинства людей даже полторы минуты даются нелегко. Когда не хватает воздуха можно немного потерпеть, и тело автоматически совершит удияна-бандху (один из трех замков в практике йоге), «подкачав» немного энергии. При этом ощущается облегчение, и тогда задержка дыхания продолжается легко еще в течение некоторого времени. В дальнейшем, когда Вы прочувствуете этот процесс, удияна-бандху можно делать намеренно, еще до того, как наступает болезненная нехватка воздуха.
Пратьяхара – пятая ступень йоги. Представляет собой способность сознания полностью абстрагироваться, отвлекаться от объектов, а также импульсов и сигналов, исходящих от тела. Овладение пратьяхарой подчиняет чувства и дает некоторого рода освобождение от привычного мира. Овладение этой ступенью дает возможность практиковать осознанные сновидения в любое время, облегчает вход в медитацию и самадхи. Однако в данном случае, хоть по важности освоения пратьяхара и стоит лишь на пятой ступени, все же ее освоение полностью происходит, как правило, лишь после того, как практик достигает заметных успехов в концентрации и медитации – на следующих ступенях.

Значительную помощь при освоении пратьяхары может сыграть практика йога-нидры, т.к. по сути йога-нидра представляет собой тот же процесс расслабления и отвлечения индрий восприятия от телесных сигналов.

Дхарана – шестая ступень йоги. Дхарана – это концентрация, намеренная фиксация внимания на объекте. В определенной степени вы практикуете дхарану во время чтения, но т.к. внимание скачет с мысли на мысль, концентрация неглубокая. Глубокая концентрация дает успех в пратьяхаре и перерастает в медитацию. Для развития концентрации подходят такие популярные объекты как пламя свечи, точка, кончик носа, межбровье и др.

Чтобы добиться успеха в каком-либо деле необходима концентрация усилий и энергии, а иначе при разрозненном внимании человек схватывает лишь поверхность, не доходя до усвоения сути процесса. Это справедливо не только в йоге, но и для любого начинания, будь то мирская профессия, спорт, игра, изучение языка, науки и др. То же самое касается и внимания. Когда все внимание сфокусировано в одной точке, вы прозреваете в самую суть наблюдаемого объекта, вы ощущаете то, о чем даже не подозревали, глубину, недоступную поверхностному взгляду.

Самое сложное – это отвлечь внимание от мыслей. И в самом начале практику не следует гоняться за мистическими переживаниями, а довольствоваться небольшими успехами в том, насколько ему сегодня удалось прорваться сквозь завесу мыслей. Подавить интеллект невозможно, он всегда движется, можно лишь расслабиться и попытаться именно отвлечься от этого процесса как от постороннего. Тогда мысли будут ощущаться как инородный шум, словно радио.
Дхъяна – седьмая ступень йоги. Дхъяна – это спонтанное созерцание, медитация, которая становится доступной, когда психика очищена концентрацией – больше нет грубых беспокойств, тревог и практик способен полностью довериться процессу восприятия как такового, отпустив привычные ментальные процессы.

Дхъяна сопровождается пратьяхарой – отсутствием телесных ощущений, однонаправленностью и блаженством, ускоряет движение энергии, устраняет засоры в тонких каналах, очищает тело, поднимает силу кундалини, раскрывает чакры, приносит необыкновенные переживания, трансформирует и преображает сознание. Осознанности и медитации на progressman.ru посвящен отдельный раздел.

Самадхи – восьмая и последняя ступень йоги. Самадхи проявляет свою природу как ясное, безусильное сознание за пределами мысли и всякой двойственности. Переживается, когда в уме остается лишь один объект – объект медитации без какой-либо ментальной окраски. Помимо прочего, это – состояние за пределами индивидуальности, чувства «я», однако сознание остается, а бодрствование и ясность достигают предельной степени. Переживается озаряющая мудрость, величие, абсолютный свет и подлинная суть реальности. Таким образом, это состояние прямо противоположно сну и трансу, в которых сознание, погруженное в забытье, не осознает само себя.

Самадхи в йоге подразделяется на четыре ступени.
1. Савикальпа самадхи. Соответствует уровню дхъяны, полному погружению в объект.
2. Нирвикальпа самадхи. Соответствуют уровню реальности чистого бесконечного сознания за пределами мира форм и объектов.
3. Сахаджа самадхи. Это – уровень абсолютного просветления, когда чистое недвойственное сознание привносится в повседневную деятельность.
4. Соруба самадхи. Запредельный уровень, который даже среди просветленных реализуют единицы. Считается, что во время этого вида самадхи достигается бессмертное радужное тело, состоящее из тончайших недвойственных энергий.

А вот кратко

«Йога-сутры» Патанджали описывают так называемые «ступени» Йоги – которые следует понимать скорее как сферы (направления) самосовершенствования в Йоге. Так называемая аштанга-йога («восьмеричная йога») включает в себя следующие сферы:

1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой.

2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой.

3. Асана — специфические позы, способствующие интеграции ума и тела и поддерживающие сбалансированное состояние здоровья.

4. Пранаяма — дыхательные упражнения.

5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

6. Дхарана — сосредоточенность ума, отвлечение ума от контакта с органами чувств

7. Дхьяна — медитация (отвлечение ума из области всякой ментальной активности вплоть до достижения им состояния чистого сознания - самадхи).

8. Самадхи — состояние Самоосознания.

Принято считать, что первые четыре сферы - это как бы «низшая», подготовительная Йога, а последние четыре – собственно Йога, или «высшая» Йога.

Система упражнений - асаны и пранаяма, - известна как Хатха-Йога. Именно Хатха-Йога наиболее популярна сегодня и часто отождествляется с Йогой вообще.

«Бхагавад-гита» (составная часть Веды и Ведической литературы) описывает три наиболее важные вида Йоги:

· Гьяна-йога — «йога знания», предназначенная для отшельников,

· Карма-йога — «йога деятельности», предназначенная для людей ведущих обычную социальную жизнь,

· Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения», предназначенная для верующих.

Большинство других « Йог » с терминологической точки зрения появились значительно позднее и характеризуют разнообразные школы Йоги, различающиеся с точки зрения используемых методов медитации и различного сочетания восьми сфер самосовершенствования в Йоге.

Основным заблуждением многих интерпретаторов Йоги на протяжении тысячелетий было то, что они относились к этим сферам, как к последовательным ступеням самосовершенствования, тогда как в действительности они описывают принципы самосовершенствования, относящиеся к разным областям деятельности, которые человек может практиковать одновременно.

Упражнения йоги
Упражнения йоги практиковались в течение тысячелетий, зачастую с главной целью освобождения из цикла рождений и смертей, а так же боли, связанной со страданиями пребывания в материальном мире. Эти практики были направлены на воздействие на ум, в большей степени, чем на тело.

По материалам Делийского Института Йоги. им. Морарджи Десаи

«Самадхи» (йога) - чистого сознания, достигаемого при помощи медитации. Поэтому медитация («дхяьна») является подлинным сердцем Йоги,

Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.

История медитации тесно связана с религиозным контекстом, в котором существовала эта практика.[30] Уже в доисторических цивилизациях использовались повторяющиеся ритмичные песнопения и повторения фраз для увещевания богов.[31] Некоторые авторы даже выдвинули гипотезу, что появление способности концентрировать внимание, являющейся элементом многих методов медитации, [32] возможно, способствовало развитию последней фазы биологической эволюции человека.[33] Другое раннее упоминание медитации (Дхьяны) можно найти в индуистской традиции ведантизма около XV века до н. э., в которой Веды описывали традиции медитации древней Индии.[30] Примерно с VI по V вв. до н. э. другие формы медитации были созданы вдаосизме в Китае и буддизме в Индии.[30]

На западе, в 20-м году до н. э., Филон Александрийский писал о некой форме «духовных упражнений» с участием внимания (prosoche) и концентрации[34], а в третьем столетии Плотином были разработаны техники медитаций.

Палийский канон, письменная фиксация которого восходит к I веку до н. э., считает индийскую буддийскую медитацию шагом на пути к освобождению.[35] К этому времени буддизм распространился в Китае, Сутра Вималакирти, датируемая 100 годом н. э. включает ряд упоминаний медитации, чётко указывая на дзэн.[36] По Шёлковому пути передачи буддизма медитация распространилась и в другие восточные страны, а в 653 году первый зал для медитации был открыт в Японии.[37] Возвратившись из Китая около 1227 года, Догэн написал инструкцию по дзадзэн.[38][39]

Медитация - состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём-либо одном, отрешенность от всего остального; действие, приводящее в такое состояние. Вообще глубокие размышления, сосредоточенность на чём-либо. -- Толковый словарь Ожегова.
Медитация - (от лат. meditatio - размышление), умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. -- Энциклопедия " Кирилл & Мефодий"

МЕДИТАЦИЯ - ЭТО НЕ:

Концентрация
Концентрация – это усилие, прилагаемое с целью установить внимание на определенном объекте или идее в течение продолжительного времени. Техники, используемые при визуализации – еще один вид концентрации.

Потеря контроля над собой
Звуки, голоса, цвета, непроизвольные движения не имеют ничего общего с медитацией и духовностью. Это симптомы потери осознания и частичной потери контроля над собой.

Упражнения
Упражнения, такие как различные позы и способы дыхания также не являются медитацией. Они могут лишь помочь привести себя в баланс, если проводятся под руководством настоящего учителя (реализованной души). Если человек практикует их, не имея истинной духовной цели, это приводит только к дисбалансу в правом канале.


Поделиться:



Популярное:

  1. АРТ –ТЕРАПИЯ.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ. МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ. ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.
  2. Взаимоотношения врача и больного в гуманистическом направлении в психотерапии.
  3. Взаимоотношения врача и больного в психодинамическом направлении в психотерапии.
  4. Вместо заключения. Пространство психотерапии: психотерапевт—клиент.
  5. Возможность использования сказкотерапии
  6. Вопрос 1. Системная модель психотерапии и психологического консультирования: структура, этапы.
  7. Вопрос 11. Модель краткосрочной стратегической психотерапии невротических симптомов и дисфункциональной коммуникации П.Вацлавика и Нардонне
  8. Вопрос 2. Общие и специфические терапевтические механизмы, универсальные факторы эффективности психотерапии
  9. Вопрос 5. Технические процедуры (методы) психоаналитической терапии.
  10. ВОПРОС Показания свидетелей как средство доказывания
  11. Выберите показание для приема преднизолона в таблетках в качестве базисной терапии
  12. Гештальттерапия Ф.Перлза. Концепция и генезис невроза по Ф.Перлзу. Механизмы и техника психотерапии.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь