Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гештальттерапия Ф.Перлза. Концепция и генезис невроза по Ф.Перлзу. Механизмы и техника психотерапии.
Формирование невроза. Невротик – это человек, на которого слишком давит общество. Механизмы сопротивления, которые схожи с защитными механизмами Фрейда. Изначально данный механизм не является полностью патологическим, а дает возможность приспособиться к окружающей среде, но как только этот механизм становится привычным, он становится невротическим. 1. Слияние, или конфлюенция, - при включении этого механизма человек перестает разграничивать Я и не-Я, такой человек находится в слиянии с обществом, в такой ситуации невозможно разграничить свои собственные эмоции и чувства и чужие. Часто такой механизм можно наблюдать в семьях, где все члены семьи близки друг с другом. Перлз говорит, что каждый человек проходит через такой механизм в какой-либо период жизни. Как только этот механизм становится стереотипным, устойчивым способом поведения, то стираются границы между человеком и окружающей его средой. Таких людей достаточно легко узнать, они очень часто используют местоимение «мы». Слияние в «мы» - это бегство от реальности, от необходимости принятия собственных решений. К такому слиянию могут приводить различные политические режимы, установки общества. Основная задача в работе над данным механизмом – построение личных границ с окружающим миром с помощью процесса сепарации и индивидуации. В ходе ГТ пациент должен высказываться только от своего Я. 2. Интроекция – безоценочное принятие чужих мнений, установок, мыслей, чувств и т.д. Общественные нормы, моральные ценности, правила поведения, т.е. все то, что является частью окружающего мира, усваивается человеком без относительной своей личности. Такие установки откладываются тяжелым грузом в человеке, они будут жить в нем и управлять им, но при этом никогда не станут частью личности, никогда не будут интегрированы в личность. В определенных жизненных ситуациях интроекция может быть даже необходимой. Такие люди чаще всего используют глагол «должен». ПТ-ая работа будет направлена на осознание своих собственных потребностей, желаний, чувств, отделение своих собственных желаний и чувств от желания других людей и принятие ответственности за свой выбор. 3. Проекция – противоположен интроекции. Нечто внутренне переносится на внешний мир. Человек приписывает окружающим людям свои собственные чувства, мысли, особенности поведения и т.д. Проецируя таким образом свои чувства, желания потребности, человек не видит границ между собой и внешним миром. Получается, что человек вступает в контакт не с окружающим миром, а фактически сам с собой. Чаще всего человек проецирует те мысли, желания и пр., которые по каким-то причинам оказались неприемлемыми для него самого, т.е. он не может принять это в нем самом. ПТ-ая работа с данным механизмом состоит в том, чтобы вернуть человеку его собственные мыли, чувства, которые он переносит на других людей. Этот механизм действует и в течении ПТ, поэтому пациенты и ПТ-т должны показать, что человек проецирует. 4. Ретрофлексия – человек выходит на контакт с окружающей средой, но затем возвращает себе то, что было направлено вовне. Примером может служить суицид, аутоагрессия, чувство вины, высшая форма – самоубийство; человек стучит себя по лбу, поглаживает себа по голове. Ретрофлексия возникает тогда, когда по каким-то причинам не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне. ПТ ретрофлексии связана с возвращением к истинной задержанной эмоции. 5. Дифлексия – сам Перлз не описывал этого механизма. Это уход от реального контакта, когда сохраняются только внешние атрибуты взаимодействия при отсутствии внутреннего содержания. Выражается в чрезмерной болтливости, светских разговорах, сплетнях, следовании определенным ритуалам, избегании прямого взгляда в глаза. Чаще всего данный механизм используется для того, чтобы снять эмоциональный накал, который сопровождает любой контакт с другим человеком. ПТ направлена на стимулирование спонтанных проявлений клиента, выявление ухода от реальных контактов с внутренним содержанием. У человека может наблюдаться не один, а несколько таких механизмов, но преобладать будет один. ПТ в ГТ. Действие невротических механизмов расчленяет личность на отдельные фрагменты. Главный принцип – аутентичность и холизмы. В процессе ГТ клиент должен научиться доверять своим чувствам, собственной мудрости. ПТ-ий процесс проходит ряд уровней: · Уровень обмена клише – на этом уровне проходит жизнь большинства людей – различного рода социальные отношения – разговоры о погоде, моде и т.д. На данном этапе задача ПТ-та – обратить внимание клиента на то, что это трата времени впустую, бессмысленность. Реальных контактов на этом уровне между людьми не возникает. · Маски, роли, которые мы играем в обычной жизни – это некая концепция себя, которую мы строим, чтобы преподносить другим людям. Выполнение роли – это стереотипное, неосознаваемое действие. Терапевт должен стать для клиента как бы лупой, увеличительным стеклом, для того, чтобы показать клиенту, как он себя демонстрирует. Терапевт должен задавать определенные вопросы, которые помогут осознать клиенту роль, которую он играет. На этом уровне работа идет по принципу «здесь и сейчас». · Тупик – ощущение пустоты( чел не знает что ему дальше делать к чему стремиться) на этом уровне чел отсоединен от социальной защищенности, причастности к обществу. Но не готов еще использовать собственные ресурсы, нет собственной опоры, стержня. Любые измен кажутся опасными, угрожающими. Существует опасность, что чел вернется обратно к манипуляциям, играм, м прекратиться процесс осознавания. · Имплазия – ощущение внутреннего сметения, отчаяния, возник в результате того что чел осознает насколько он себя подавил, ограничении в развитии, очень часто клиенты испытывают страх смерти. Все эти переживания требуют большого количества энергии для человека. · Эксплазия (взрыв) – достижения этого уровня говорит о том что чел стоит на пути формирования аутентичной личности, те человек готов приобретать способности выражать и переживать свои подлинные эмоции. Чел на этом этапе переживает свои чувства и только после этого может их выражать. Вырыв раннего «я». Эксплазия это глубокое и переживание. Перлз описал 4 вида взрыва: 1. Взрыв горя и печали – возник вследствие потери, смерти кот в свое время не были выражены. 2. Взрыв оргазма – если раннее подавлялись сексуальные переживания 3. Взрыв ярости или гнева – эти эмоции были подавленны вслед социума Взрыв ликования и смеха – возник в результате освобождения личности от ограничения, связ с освобожд спонтанной радоси Терапия ГТ Цель – изменение всего стиля жизни клиетна. Гт стремится к тому чтобы чел принял на себя отвест за собств мысли чувства поступки и войти в полный контакт с реальностью на основе осознавания. Терапевтическая работа направлена снятие блокирования и на стимулирования процесса развития. Самое лавное в процессе развития это научить клиента мобилизировать свои ресурсы. «изменения наступают тогда когда становишься тем, кто ты есть, а не тогда когда пытаешься стать тем кем ты не являешься». Все поведение чел детерминировано его потребностями или гештальтами и либо эти потр удовле-ся – гештальт завершается, либо не удовлет-ся – гештальт не заверш-ся. Основное условие для завершения гештальта это осознавать себя в каждоый текущий момент и осознавать свои доминирующие потребности или своего доминирующего гештальта. Терапевтическая работа происходит тогда, когда в настоящем всплывают незавершенные гештальты. Терапевт стремиться к тому чтобы пациент осознал свою доминирующую потребность (ясности фигуры фона).
Техники ГТ: Существует большое количество техник, некоторые были заимстованны( из психодраммы, трансактного анализа и др). Гт может быть и групповой и индивидуальной. Оценивается динамика группы. 1 технический прием: Заключение контракта Аспекты равноправия оговариваются с клиентом и формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Как правило, тем, кто снимает с себя от На этапе постановки цели уже происходит терапевтическая работа (принятие ответственности на себя и за себя) Выделяется 2 вида техник – диалога и проективные техники Техника диалога – эта работа, осуществляются на границе контакта между клиентом и терапевтом (терапевт выносит на обсуждение возник эмоций Проективные техники – техники работы с образами, сновидения, работа с воображаемыми диалогами (например «горячий стул» часто прим в групп терапии. Это место на которое садится клиент, который намереваетсяся рассказать о своей проблеме. Взаимодействие происходит между терапевтом и клиентом, остальные слушатели, могут включаться по разрешению терапевтом. Потом все высказывают все чувства, эмоции, но без оценок и рекомендаций человек, который сидит на «горячем стуле». Техника «фокусированного осознавания». Осознавание должно происходить на 3х уровнях – 1) внешнего – вижу, слышу, 2) внутреннего мира - ощущаю, 3 мысли. Техника работает по принципу здесь и сейчас. Упражнение позволяет клиенту осознать с помощью чего он убегать от реальности (могут вспомниться сновидения) Техника «экспериментального усиления» - клиент должен усилить какое либо из своих неосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. После усиления (например хлопки) м перерасти в удар кулаком. Терапевт спрашивает что ощущает в этом момент клиент. Техника «челнока» - это расширения сферы осознавания. Здесь постоянно с помощью терапевта меняется фигура и фон в осознании клиента. Техника «пустого стула» - размещается на 2х стульях клиент и значимый для него человек (может быть умерший), или часть значимой личности. Может использоваться для интеграции частей «я», для работы с частями тела. Техника «работы с полярностями» - Результат терапии. В ГТ нет четких критериев каким должен быть, каким должен стать. Речь идет о парадоксальных изменениях. Клиент учится быть ответственным за себя и за свой выбор, за свои контакты с окружающими, становится аутентичной личностью – целостной, осознающей все свой потребности, возможности, полагающийся на свои чувства, и способные на творческой приспособление к окружающей среде, снимаются все запреты на проявления эмоциональности. ГТ используется при работе с невротическими и психосоматическим расстройствами, семейном консультировании, организационным консультированием, работе с детьми. Холотропное дыхание (холон – «целое») - психотерапевтический метод лечения и реабилитации. Утвержден минздравом для психологической реабилитации. «Движение к целостности» Создатель – Станислав Гроф. Сначала для этого применялись ЛСД, затем Гроф начал искать естественные способы изменения сознании. Он опирался на восточные психотехники, на техники по медитации. Полученные знания он синтезировал в своем способе. Дышащему таким образом человеку доступны глубинные состояния сознания. Начиная с 2000-х годов метод получил большое распространение в России. Как метод лечения психосоматических болезней, так и метод развития своей личности. Предполагается, что метод холотропного дыхания может решать такие психосоматические заболевания как аллергия, гипертония, астму, хронические бронхиты, кардионеврозы. Так же он помогает при невростении, также успешно применяется для лечения депрессии и различного рода расстройств (сексуального характера, эмоциональные, полового влечения, дисфенкции, расстройства сна/бодрствования и т.д.). Это универсальный метод лечения и решения проблем на физиологическом уровне организма. После сеанса происходит улучшение самочувствия человека. Универсальность заключается в том, что этот метод меняет и регулирует гомеостаз организма естественным образом (с помощью дыхания). На 1 этапе в процессе отреагирования стрессов, конфликтов, психологических травм начинает участвовать тело. Комплекс воздействия: музыка + дыхание. Он снимает мышечные зажимы в теле человека. После этого каждая клетка человека получает новый импульс. На физиологическом уровне улучшается газообмен, выводятся токсины. Мышцы более подвижны. Во время сеанса психотерапевт работает с телом человека. На психологическом уровне метод холотропного дыхания помогает восстановить психический гомеостаз и «совершить путешествие в неизведанные уголки своего Я». В этом измененном состоянии сознания человеку доступны глубоко лежащие процессы подсознания. Если целью является саморазвитие личности, то этот метод позволяет разрешать внутриличностные конфликты, позволяет человеку достигать больших результатов. Все сеансы тематические. Перед началом все клиенты посвящаются в тему сессии. Первая тема – знакомство с сознанием; единение с космосом; психея и сексуальная любовь; реинкарнация; пробуждение духовных сил; гармония и духовность. Этот метод может лечить шизофрению и другие психические заболевания. Противопоказания – тяжелые нарушения ГМ, низкое зрение. 1910-1970 г.ж. – Э.Бёрн. Американский психотерапевт, создатель метода структурного неопсихоанализа, психокоррекции, семейного консультирования, создал метод трансактного психоанализа. Созданный им метод является измененным психоанализом. Он рассматривал поведение людей, чувства как своего рода производное от 3 отдельных психических состояния – состояний Я – ребенок, взрослый и родитель. Это легло в основу структуры личности транстактного анализа. Теория личности. Представляет 5 компонентов личности, взаимодействующих друг с другом: 1. Концепция значимости контактов в человеческой жизни (общение). 2. Концепция 3 эгосостояний личности (родитель, взрослый, ребенок (дитя)). 3. Концепция трансакций общения – стимул-ответ и анализ этих посылов. 4. Концепция игровой ситуации общения и анализ человеческих игр. 5. Концепция жизненных сценариев и анализ сценариев. Трансакционный анализ состоит в том, что в основе любых форм неадаптивного поведения лежат определенные запрограммированные на уровне подсознания схемы взаимодействий, взаимоотношений – «игр», в которые мы играем, сами того не осознавая. 3 основных роли Я – взрослый, ребенок, родитель. Эти роли непостоянны и периодически меняются у одного и того же человека в зависимости от ситуации, объекта, восприятия образа, от того, с кем он общается. Родитель. Каждый человек сохраняет в себе образ своих родителей и порой невольно, а иногда и с долей сознательного поведения, подражает моделям поведения, взаимоотношений родителей. Взрослый. Каждый человек способен воспринимать себя и ситуацию вполне адекватно, объективно и зрело (кто-то чаще, кто-то реже). Ребенок. Каждый человек сохранил в себе восприятие себя как ребенка, т.е. в определенных ситуациях не зависимо от возраста человек воспринимает себя как мальчика/девочку. Процесс общения в трансактном анализе подразделяется на условные единицы общения – трансакции. Все трансакции подразделяются на: · Трансакционные стимулы – все виды обращения к другому человеку. · Трансакционные реакции – все виды ответов на эти обращения. Берн утверждает, что каждый человек нуждается в постоянных контактах с другими людьми – «поглаживаниях». Позитивные поглаживания человеку сигнализируют о его принятии другими людьми. Отрицательные – о его отвержении. Контакты человеку необходимы для поддержания психического и физического здоровья. Все контакты человека разделяются по степени доверительности, подлинности, глубины. Искренние и открытые контакты, по мнению Берна, очень редки. Человек в процессе общения с другими людьми привыкает прятать свое истинное Я за определенными состояниями. Трансакция – единица межличностного взаимодействия. Виды: § Дополнительная трансакция – когда стимул и реакция соответствуют друг другу. (практически никогда не бывает конфликтов) § Перекрестная трансакция – пересеченные стимул и реакция. (почти всегда порождает конфликтные ситуации) § Угловая трансакция – такая трансакция обнаруживает угол при стимулах и ответных реакциях. (напряженные, наблюдается острота в общении) § Двойная (скрытая) трансакция – 2 и более стимулов и реакций, при которых только одна явная, а другие скрытые внутри посылаемого сообщения. Наиболее распространенной формой социального взаимодействия, состоящего из скрытых трансакций является психологическая игра. Она имеет 3 признака: скрытые мотивы, благовидность трансакции в социальном плане, выигрыш, который является, по сути дела, целью игры. Социальные функции психологической игры: поддержка психологического равновесия и сохранение социального статуса. Выделяют несколько видов игр, которые могут быть социально приемлемыми, социально неприемлемыми. Сценарий – это постепенно разворачивающийся жизненных план, который формируется под влиянием родителей в детстве. Составляющими частями такого плана являются родительские указания, подходящее личностное развитие, решение, которое принимается в детстве относительно своих возможностей, реальное использование способов действия для достижения успеха/неуспеха, жизненная убежденность. Самая первая версия сценария появляется уже в детстве. На её содержание влияет такая информация: история зачатия ребенка (желанный/нежеланный), очередность рождения ребенка, мифы о состоянии здоровья, родословная, предписания родителей и др. В подростковом возрасте человек начинает адаптировать сценарий к реальности. Поглаживания – это своего рода признания, одобрения, подкрепления. Они играют определенные значения для выживания. Выражаться они могут вербально и невербально. Ребенок очень четко воспринимает невербальные поглаживания, когда его прижимают, обнимают, качают и т.д. и вербальные: напевание песенок, сказки. Со временем характер поглаживаний становится менее физическим и все более вербальными или психологическими. Поглаживания могут быть условными и безусловными, положительными или отрицательными. Положительные – мягкие и пушистые – вызывают ощущения комфорта, осознания собственной значимости, нужности человеку. Отрицательные – холодные и колючие – в любом случае всегда ведут к ощущению дискомфорта. Отрицательные поглаживания все же являются лучшими, чем никакие. Более обычными в жизни являются положительные условные поглаживания – нас любят до тех пор, пока мы милы с другими людьми. Многие из нас живут в условиях дефицита положительных поглаживаний. Существенную роль в развитии какого-либо состояния играют трансакции, происходившие в прошлом. Эгосостояние или эгосостояния в принципе могут уживаться у человека, но часто бывает так, что одно из состояний бывает доминирующим человеком и создается дискомфорт для других состояний. Это зависит от того, какие трансакции у человека были в прошлом. В соответствии с теорией трансактного анализа, эмоциональные проблемы возникают вследствие противоречия между стремлением ребенка к удовлетворению своих собственных потребностей и необходимостью ладить с родителями/лицами, которые играют их роль. К 4-5 годам, дети начинаю понимать, как можно манипулировать окружением. Они понимают, как необходимо контролировать свое поведение, чтобы получить как можно больше положительных поглаживаний. Берн считает, что приблизительно к этому же возрасту, ребенок приходит к решению относительного того, чего можно вообще ожидать от жизни, и какую позицию лучше занять по отношению к миру, людям. Это решение будет зависеть от того, как много к этому времени было получено ребенком позитивных и негативных поглаживаний. Решение, принятое ребенком в самом раннем возрасте закрепляется как стиль отношения с окружающими людьми и действует на протяжении всей оставшейся жизни. Берн описал 4 позиции, которые человек может занимать в зависимости от своего решения: 1. Со мной все хорошо и с вами все хорошо (я хороший и ты хороший) 2. Со мной все хорошо, а с вами нет (я хороший, а ты плохой) 3. С вами все хорошо, а со мной нет (ты хороший, а я плохой) 4. Со мной все плохо и с вами все плохо (я плохой и ты плохой) Люди, которые выбирают 1 позицию, пришли к заключению, что люди, в принципе, все хорошие, достойные и сам человек тоже чего-то стоит в этой жизни. Те, кто выбрал 2 вариант, склонные воспринимать других людей, как опасных, не заслуживающих доверия и жизнь воспринимают, как полную опасностей – выживает сильнейший. В самом крайнем варианте может привести к развитию параноидальной личности. 3 позиция – взгляд человека на жизнь других людей в состоянии депрессии. 4 позиция – в крайнем варианте отражает шизоидную личность. Когда ребенок занимает какую-либо позицию, соответственно он осваивает и способы защиты этой позиции. Принятые в детстве решения будут определять мысли, чувства и поведение человека на протяжении все его жизни. Цель трансакционной терапии – выработать у человека позицию «я хороший и ты хороший». Таких людей называют победителями, они стремятся к установлению отношений с другими. «Неудачники» расстраиваются из-за перемен, неудавшегося прошлого. Такие трансакции, как ритуалы, какая-либо совместная деятельность всегда направлены на достижение определенных целей. Обычно это структурирование времени и получение поглаживаний. Такие трансакции не подразумевают манипуляции, т.е. честные. Нечестные трансакции – игры. Это серия скрытых трансакций, ведущих к определенному, чаще всего к негативному, результату, в котором заинтересован один из игроков. Главная цель любой игры – получение поглаживаний от окружающих, в подтверждении изначально существующей позиции относительно мира. Когда люди участвуют в играх, то, по крайней мере, 1 из участников обычно каким-либо образом травмируется. Остающиеся после игры негативные чувства называют вымогательскими. Чаще всего это гнев и депрессия. В основе трансакции лежит, так называемый, сценарий – это генеральный план, который организует жизнь человека. Сценарий – это персональный план жизни, выработанный в качестве стратегии выживания. От жизненной позиции ребенка и зависит разрабатываемый им сценарий. Большая часть сценариев закладывается до 6 лет. Основными детерминантами сценариев индивида являются детские состояния Я его родителей, а вторые по значимости – родительские состояния Я родителей. Сценарий проявляется в движениях, позах, жестах, манерах человека. Берн считал, что важная роль в создании жизненных сценариев играют также запомнившиеся с детства сказки и фантазии. Характер сценария зависит и от культурной среды, в которой растет данный человек. Цель трансакционного анализа – формирование у индивида определенного сценария либо ликвидация непродуктивных сценариев. Основные процедуры: · Структурный анализ – клиенту дается возможность отделить друг от друга состояния Я, затем добиваются доминирования взрослого над родителем и ребенком. В итоге сценарий должен стать адаптивным. Берн разработал оригинальные прямые и экономичные способы терапевтических воздействий. Основой являются серии индивидуальных контрактов. Фактически трансакционный контракт определяет цели и задачи занятий и является определенным документом, который позволяет определить степень улучшения состояний Я клиента. Все цели определяет сам человек, а не руководитель терапии. Контракт включает в себя описание поведения и не должен включать в себя каких-то неясных ощущений или предположений. (« Формулировки контракта должны быть предельно конкретными. Контракт дает возможность взрослому и ребенку определить свои потребности и желания. Руководители групп могут не принимать контракт, если он создает неудобство для него или является, по его мнению, нереалистичным. По ходу занятий контракты могут дополняться и видоизменяться. Если идет работа в группе, то работа не начинается до тех пор, пока каждый из участников не сформулирует контракт. Главное правило трансакционной терапии – терапевт должен заботиться о своем собственном душевном благополучии, как во время лечении, так и после него. При этом, руководитель должен задействовать в психотерапии все свои Я-состояния. Три составляющих деятельности руководителя группы (терапевта): § Защита – терапевт или руководитель должен способствовать достижению целей, которые прописаны в контракте, также это некая гарантия от ущерба. § Позволение – руководитель предоставляет каждому члену группы (клиенту) развивать свою личность таким образом, чтобы противодействовать запретам, усвоенным в детстве. § Дееспособность – возможность и способность руководителя к своевременному лечебному вмешательству. Главная цель – проанализировать и изменить жизненные сценарии, т.е. придти к главному сценарию «я окей – ты окей». Для определения состояния Я есть 4 способа: v Поведение членов группы (клиента), употребление ими тех или иных слов, голос, жесты, мимика, отражающие то или иное Я-состояние в какой-то определенный момент времени. v Наблюдение за трансакциями в группе. v Через анализ прошлого человека и его семейных отношений. v Самостоятельное определение Я-состояний после получения определенного опыта в группе.
Якоб Морена 1892 – 1974 г.ж. Родился на территории современной Румынии, ранее Австровенгрии. Работал первое время в Австрии, во время фашизма эмигрировал в Америку. Закончил факультет философии и медицины. Понятие о драме как о коррекционном методе воздействия было выявлено в ходе эксперимента. Человек обладает естественной способностью к игре. Во время игры человек получает возможность экспериментировать и творчески подходить к решению проблем и затруднений. В ходе проигрывания возникает спонтанность, креативность, творчество. В психодрамме действую все принципы групповой психотерапии. Цель – диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление сампознания. Этот метод более действенный, чем методы словесного воздействия. Клиент воспроизводит значимые события своей жизни, принимает различные роли ан себя. Все сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили «здесь и сейчас». Задача – творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов; выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом; преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования; формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Единица анализа – это социальный атом, т.е. это человек в отношении с окружением. Социальный атом – это наименьший элемент структуры отношений. В этот атом включены все различные отношения человека с остальными людьми. 1 – это социальное ядро. 2 – внешнее ядро (лица, с которыми хотелось бы иметь отношения.) 3 - объем знакомств (отношения, не имеющие значения для индивида.) В социальном атоме происходит вся жизнь человека. Социальный атом способен к регенерации в случае потери кого-нибудь. С возрастом некоторые потери становятся для человека невосполнимыми, вследствие чего наступает как бы социальная смерть. Классическая процедура психодраммы включает 5 основных элементов: 1. Протагонист – это главный исполнитель психодрамматической сцены, в которой представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он главный действующий персонаж. С помощью режиссера, зрителей протагонист создает свою актуальную ситуацию, для того, чтобы достичь инсайта. 2. Режиссер (фасилитатор) – помогает клиенту исследовать его проблемы (психотерапевт). Его функция – организация психодрамматического действия, пространства, создание определенной психологической атмосферы, стимулирование участников к спонтанности, подготовка протагониста и других членов группы к работе, проигрыванию ролей, выявление проблем, комментарии, подключение вспомогательных персонажей, когда это нужно, организация обсуждения, анализа, интерпретации происходящего. 3 основные функции: постановщика, аналитика, терапевта. В роли терапевта – направление поведения в необходимое для разрешения конфликта русла. 3. Вспомогательное Я – это также клиенты, которые исполняют вспомогательные роли и усиливают функции психолога. Они могут олицетворять либо значимых людей, либо могут быть частями собственной личности протагониста. Основная функция – сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла. Но при этом они должны помочь понять протагонисту, как он воспринимает отношения с другими людьми, направить его в сторону решения проблем. Иногда в этой роли используются профессионалы. Вспомогательных Я выбирает, как правило, протагонист. Это люди, которые, по его мнению, могут сыграть эту роль лучше остальных. 4. Зрители – члены группы, которые не принимают непосредственного участия в психодрамматическом действии, но принимают участие в обсуждение после самого действия. Задача – с одной стороны, помощь протагонисту (сочувствие, критическая реакция на действия), с другой стороны – это помощь самим себе. Зрители точно также переживают инсайт, и это помогает им в решении собственных проблем. 5. Сцена – определенное место в пространстве, где разворачивается все действие. Классический вариант – трехярусная сцена + полукруглый балкон. На первом ярусе располагается протагонист и режиссер. На втором ярусе друг перед другом сидят зрители. На 3 ярусе разыгрывается сцена. 3 ярус должен быть не меньше 4 м в диаметре. Балкон – некое подобие возвышения или спуска, его символическое выражение. Формы и виды: · Психодрамма, центрированная на протагонисте – все внимание уделяется главному исполнителю. В результате проигрывания вскрываются вытесненные, скрытые события, которые достигают уровня осознания, переживания, реализации. · Психодрамма, центрированная на теме – в центре внимания определенная тема, актуальная для всех членов группы. Она должна быть проиллюстрирована каждым членом группы, при этом не должно быть внутригруппового конфликта. В приоритете должны быть мотивы группы и решение одной задачи. · Психодрамма, направленная на группу – один из вариантов психодраммы 1 типа. Характерной особенностью является обсуждение и проработка проблемы, которая затрагивает всех членов группы. · Психодрамма, центрированная на группе – занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом. Речь идет о проблемах, которые возникают здесь и сейчас. Может применяться при фобиях, делинквентном поведении и т.п. Размер группы при психодрамме – 6-9 человек. Обязательное условие – гетерогенный состав группы, различный возраст, различный жизненный опыт, различны по своим способностям, уровню развития, структуре личности. Психодрамма для группы реализуется в гомогенных группах (по полу, по составу). Драматическая группа может быть открытой или закрытой. В закрытой быстрее и сильнее возникает групповая сплоченность. Длительность – обычно 50-60 минут. В реальности могут быть короче или длиннее. Это зависит от сложности проблемы, эмоционального отклика. Основные компоненты психодраммы: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис, инсайт. Ролевая игра – это участие в неком импровизированном представлении. При этом между исполнителем роли и актером существует большая разница. Актер играет то, что написано в его сценарии и должен обладать способностью перевоплощаться по определенному заказу. В психодрамме эта способность перевоплощаться, умение играть может стать помехой в работе. Спонтанность – это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне. Поэтому в психодрамме нет написанных сценариев. Спонтанность рассматривается как противоядие от возрастающей ригидности социальных ролей. По мнения Морена, с помощью спонтанности можно освободить творчество. Спонтанность предполагает наличие 2 важных параметра: адекватность ответа и новизна. В психодрамматическом действии нет прошлого и будущего. Теле – это двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером, и среди основных членов группы. Теле похоже на микс переноса, контрпереноса, эмпатии. Теле может включать в себя и положительные и отрицательные эмоции. Теле похож на компонент, которые скрепляет всех членов группы. Результат использования теле: признание того, что мы видим людей не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются по отношению к нам. Катарсис – чувственное потрясение и внутреннее очищение. Катарсис в психодрамме действует не только на актера, клиента, но и на зрителей, т.е. его могут испытывать все члены группы. Инсайт – это некий вид познания, который приводит к немедленному решению и новому пониманию ситуации, проблемы. Он может возникнуть не только во время катарсиса, но и во время обсуждения разыгрываемой роли, ситуации, когда переживания и эмоции уже ослаблены. Целью психодраммы считается создание такого климата в группе, где максимально возможно проявление катарсиса и инсайта. Основные фазы психодраммы: § Разогрев и разминка – происходит вывод протагониста, получается материал для дальнейшего действия, подготавливается протагонист, обсуждаются действия, происходит выбор вспомогательных Я, подготавливается пространство для действия. § Собственно драматическое действие – время, когда импровизированно создаются и проигрываются в ролях реальные проблемные жизненные ситуации. Как правило протагонист играет самого себя, ситуация должна проигрываться с разных сторон для того, чтобы лучше ее понять и найти разумный способ решения проблемы. Здесь используются различные приемы: зеркало, двойники, другие Я, монолог, диалог, построение будущего и т.д. § Обсуждение (обратная связь, эмоциональный обмен, интерпретация) – протагонист, остальные члены группы приступают к обсуждению и анализу того, что предстало перед глазами. Открывают эту фазу впечатления тех, кто не участвовал в непосредственных действиях. Кроме того, может даваться обратная связь самому протагонисту по поводу его представления роли, его решения. Затем высказываются вспомогательные Я, которые говорят о своих впечатлениях, эмоциях, участвуя в действиях. Только после этого предоставляется слово самому протагонисту. Завершающее слово дается психологу, который дает свое видение этой ситуации. Основное правило: высказывать сначала эмоции, чувства, зрители могут высказываться о своем отношение к этому. Задачи: деролинг (выход из роли), эмоциональная стабильность, комфортное состояние, способность понимать себя.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1786; Нарушение авторского права страницы