Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 5. Технические процедуры (методы) психоаналитической терапии.



Основные процедуры психоанализа:

  1. Прояснение
  2. Конфронтация
  3. Интерпретация
  4. Проработка

Конфронтация – демонстрация сопротивления, вид обратной связи. Демонстрирование сопротивления может быть отно­сительно простым или даже необязательным, если па­циент осознает сопротивление. В другом случае, если сопротивление неочевидно для пациента, необходимо поставить пациента перед лицом того факта, что сопро­тивление есть до того, как мы попытаемся предприни­мать что-нибудь дальше. Способность пациента распо­знавать сопротивление будет зависеть от двух вещей: состояния его разумного Эго и ясности сопротивления. Слишком разумное Эго будет обращать внимание на малейшее сопротивление, а недостаточно разумное Эго будет требовать несметного числа признаков сопротив­ления. Наша задача состоит в оценивании, путем на­блюдения и эмпатии, статуса разумного Эго пациента, чтобы определить, насколько ясным должно быть сопротивление для того, чтобы пациент распо­знал его как таковое. Конфронтацию следует принимать только тогда, когда ясно, что она будет значима для пациента, и когда он не достигает успеха в своих попыт­ках отрицать или преуменьшать ее значение. Прежде­временная демонстрация материала — это не только потеря времени, но и материала, который мог бы быть более эффективно использован в более поздний момент. Вне зависимости от того, насколько ясно сопротивление пациенту, решающим фактором является — будет ли эта конфронтация значима для пациента. Пример с пациенткой, которая опоздала, потому что «не было места для парковки машины». Сразу не стали говорить, что это сопротивление. Дождались, пока не появились другие признаки – забыла сон, молчала, не хотела говорить.

Прояснение – более тонкая и детальная обратная связь. Мы заставили пациента осознать, что у него есть сопротивление. Что мы делаем дальше? Существуют три возможности, которые мы теперь рассмотрим: 1) Почему пациент избегает? 2) Че­го пациент избегает? 3) Как пациент избегает? Первые два вопроса: почему и чего пациент избегает, — могут рассматриваться вместе как мотив сопротивления. Во­прос о том, как пациент избегает, относится, скорее, к форме или способу сопротивления. Все равно, с чего мы начнем, с мотива или формы сопротивления. В любом случае анализ будет продолжен путем прояснения во­проса при внимательном исследовании. Нам следует по­пытаться заострить внимание на тех психических про­цессах, которые мы пытаемся анализировать. Нам сле­дует тщательно выделить и изолировать специфический мотив или форму сопротивления, которое мы пытаемся исследовать. Значимые детали следует найти и тща­тельно отделить от посторонних. Здесь следует отметить некоторые важные техничес­кие моменты. Мой язык прост, ясен, конкретен, прям. Я использую те слова, которые не могут быть неправильно поняты, которые не являются смутными или ук­лончивыми. Когда я пытаюсь связать специфический аффект, с которым, возможно, борется пациент, я ста­раюсь быть насколько возможно более конкретным и точным. Я выбираю те слова, которые отражают ситу­ацию пациента в данный момент. Если кажется, что пациент знаком с аффектом, хотя бы и в детстве, на­пример: если пациент кажется встревоженным, как ре­бенок, я бы сказал: «Вы, кажется, испуганы», потому что это слово из детства. Я бы никогда не сказал: «Вы, кажется, полны тревоги» — эти слова не подходят, так как эти слова взрослых. Более того, «испуганный» — такое слово, которое восстанавливает в памяти картины и ассоциации, тогда как «полны тревоги» — скучны. Я буду использовать такие слова, как «робкий», «за­стенчивый» или «пристыженный», если кажется, что па­циент борется с чувством стыда, пришедшим из прошло­го, но я бы не использовал таких слов, как «унижение» и «кротость».

Кроме того, я также стараюсь оценивать интенсив­ность аффекта настолько аккуратно, насколько воз­можно, Если пациент очень рассержен, я не говорю ему: «Вы, кажется, раздражены», но говорю: «Вы, кажет­ся, взбешены».

Интерпретация – делание неосознанных феноменов осознанными. С помощью наиболее точных вербализаций аналитика и ответных инсайтов пациента все более осознанными становятся бессознательные смыслы, источники, история или течение данных психических событий. Аналитик использует свое собственное бессознательное, свою эмпатию интуицию так же, как и теоретические знания, в качестве способа, помогающего добраться до интерпретации. Интерпретируя, мы отстраняем то, что непосредственно наблюдаемо, и приписываем значения и каузальность психологическим феноменам. Предполагается, что пациент принимает интерпретацию потому, что она представляется ему верной и переживается как откровение. Т.е. правильность интерпретации проверяется реакциями пациента. Есть еще один критерий – довольно сомнительный – приводит ли интерпретация к позитивному изменению состояния пациента. Улучшение – процесс длительный и постепенный. Надо интерпретировать повторяющееся сопротивление, которое возникает у пациента как протест против осознания. Затем, когда сопротивление уменьшается благодаря инсайтам развивается невроз переноса, в котором пациент оживляет все детские отношения со значимыми людьми. Через повторяющиеся интерпретации реакций переноса терапевт стремится помочь пациенту осознать, что эти интенсивные чувства, импульсы, происходящие от прегенитальных конфликтов пациента, не являются настоящими чувствами, вызываемыми аналитиком.

2 вида интерпретации:

1. интерпретация мотива сопротивления

2. интерпретация формы сопротивления

Когда сопротив­ление становится демонстрируемым и ясным, мы готовы попытаться интерпретировать бессознательные детер­минанты. Это означает, что мы стараемся раскрыть скрытые инстинктивные побуждения, фантазии или вос­поминания, благодаря которым возникло сопротивле­ние. (Обычно в психоаналитических дискуссиях обозна­чаются как «содержание» репрессированные или отвра­щаемые бессознательные побуждения, фантазии или вос­поминания, которые определяют данное психическое событие.) При анализе мотива сопротивления нам сле­дует пытаться исследовать содержание, которое вызы­вает болезненный аффект, определяющий сопротивле­ние. Иногда содержание становится ясным до появления аффекта. Пример с мужиком, уехавшим на отдых – рассказывал, как он был счастлив, а потом перешел на ненависть к терапевту за то что тот его оставил, как это делал его отец. Иногда при анализировании сопротивления не аффект и не побуждение или некоторое событие являются наи­более обещающей линией исследования. Ею может ока­заться форма сопротивления, метод или способ сопротив­ления, предлагающие наиболее плодотворную линию для исследования. Если форма сопротивления часто повторяется, это, вероятно, будет тот случай, когда мы имеем дело с чертами характера. Хотя анализ формы, возможно, не часто является первым при анализе сопротивления, типичные и связанные с привычками методы сопротивления, в сущности, должны стать предметом анализа, поскольку эта процедура является входом в анализирование так называемых защит характера. Если форма сопротивления «странная» или «нехарактерная» для пациента, это обычно симптоматично и более легко воспринимается разумным Эго пациента.

Проработка – процесс работы с вновь и вновь возникающими инсайтами от интерпретаций сопротивления и переноса. Наиболее длительная стадия психотерапии. Пациенты осознают импульсы, от которых защищались, способы и симптомы, которыми эти импульсы выражались. Человек осознает, что есть новые, более зрелые пути контроля собственных инстинктов, которые способствуют некоторому удовлетворению без последующего чувства вины и тревоги. Пациент освобождается от наиболее деструктивных и архаичных защит и симптомов. Использование новых защит способствует более зрелому Эго.

Обобщенная схема аналитической работы:

1. Содействие и активизация эмоциональных реакций переноса

2. Динамический процесс их опознания (в борьбе с сопротивлением пациента), прояснение проявившегося бессознательного материала – конфронтация и прояснение

3. Проработка паттернов переноса в сопоставлении с паттернами отношений со значимыми другими

4. Циклические возвраты к более ранним и поздним интерпретациям на разных этапах терапии

5. Достижение инсайта, раскрывающего связь переноса с интрапсихическими конфликтами, составляющими питательную среду болезненных симптомов

6. Фокусировка на старых болезненно-инфантильных защитах и попытка обнаружить новые, более конструктивные и творческие способы жизни.

 

 

Вопрос 6 Модели развития объектных отношений в теориях М.Кляйн, М.Малер, Д.Винникота и их приложение к теории психопатологии и психотерапии.

Теория объектных отношений: Мелани Кляйн, Маргарет Малер, Рональд Ферберн, Отто Кернберг, Хайнц Кохут, Джеймс Мастерсон – подчеркивают важность взаимоотношений между Я и объектами как главного организующего принципа человеческой жизни, источника здорового или аномального развития.

Термин «объектные отношения» неоднозначен. Описывает скорее интрапсихические структуры, а не реальные межличностные отношения.

Репрезентация Я, объект-репрезентация – сложный, с достаточной регулярностью воспроизводящийся комплекс или паттерн аффектов, фантазмов, синкретических образов памяти, различающихся на разных стадиях онтогенеза по степени дифференцированности, осознанности объективных и субъективных границ, внутренней связности…

Мелани Кляйн. Первеы объект-отношения – с материнской фигурой (грудь, бутылочка, …). Сначала орально-либидная связь между матерью и младенцем. На втором этапе оральной стадии появляются садистские влечения, амбивалентность – необходимость защиты от собственных деструктивных импульсов. Проявление инстинкта смерти и тревоги преследования. Мать должна принять агрессию, переварить ее, не отвечая агрессией или отвержением и вернуть ребенку в переработанном виде. Тогда интроецируются «хорошие объекты», создается буфер между спроецированными плохоми и интроецированными хорошими.

1. Параноидная или параноидно-шизоидная позиция (ориентировочно до 4 месяцев). Страх преследования и нападения. Защита от аффектов – проекция, интроекция, расщепление, примитивная проективная идентификация, потом идеализация и всемогущество. Расщепление – развести по углам невыносимую амбивалентность. Любовь – хорошая грудь. Любая фрустрация – плохая грудь. Примитивная проекция – совершая что-то дурное, бессознательно предполагается, что объект ответит тем же. Идеализация «дающей» части материнской груди. Мать переживает агрессивные нападки, предоставляет себя в распоряжение ребенка – переживание им Всемогущества Я.

2. Депрессивная позиция (после 6 месяцев). Относительная интеграция. Способность видеть в одном объекте и хорошее, и плохое, вмещать и хорошие чувства, и плохие. За последние ощущать вину, стремиться сохранить объект любви. Константность образа матери как основа будущего доверия, самоуважения, устойчивых отношений с объектом привязанности. Начало формирования Супер-Эго (испытывает чувство вины). Страх потери объекта любви. Отсюда контроль агрессии и восстановление либидных отношений с объектом.

Концепция сепарации-индивидуации Маргарет Малер. Развитие репрезентация Я и объекта, исходя из отношений матери и ребенка.

Сепарация – процесс, в ходе которого младенец формирует внутрипсихическую репрезентацию самого себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери. Ощущение, что можно нормально и полноценно функционировать независимо от нее.

Индивидуация – усилия ребенка по построению собственной идентичности, восприятию самого себя как отличающегося от других людей, уникальные характеристики.

1. Аутистическая фаза. (0-1 месяц). Не осознает внешнего мира и других людей, не дифференцирует Я и не-Я. Мать должна быть доступной и отзывчивой.

2 Нормальный симбиоз. (2-6 месяцев). Тесная эмоциональная и физическая связь между матерью и ребенком. Взаимные сигналы, отзеркаливание.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь