Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возможность использования сказкотерапии



В профилактике зависимостей

Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако, это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей.

Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.

В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быт недостаточно эффективно при сформированной зависимости.

Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы Сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.

 

Стадии сказкотерапии.

 

Стадия сказкотерапии Задачи консультанта
1. Поддержка клиента и его близких, убеж­дение клиента. Снять психологическое напряже­ние. Показать перспективы. Поддержать в желании положи­тельных изменений.
2. Проблематизация. Усугубле­ние кризисного состояния. Показать глобальность проблемы и бессилие человека перед ней. «Заронить» желание выбраться из болота.
3. Осмысление жизненного опыта. Помочь в осмыслении жизненно­го опыта. Найти ключевые моменты жизни, когда были утеряны духовные ориентиры.
4. Актуализация и подпитка жиз­ненного ресурса. Формировать отношения приня­тия собственного жизненного опыта. Усиливать радостные и счастливые переживания. Показывать примеры гармонич­ной самореализации.
5. Формирова­ние конструк­тивного созида­тельного альтру­изма. Формировать желание заботить­ся о других и приносить благо. Содействовать в переоценке кли­ентом своих взаимоотношений с близкими людьми.
6. Профилактика срыва. Предупредить о рецидивах и их источниках. Совершенствовать технику само­регуляции на основе духовных, нравственных ориентиров.
7. Формирова­ние созидатель­ной жизненной программы. Помочь заново осмыслить основ­ные жизненные ценности и пост­роить созидательную жизненную программу.

 

Приложение № 1

 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает об­щие закономерности работы со сказочным материалом.

  ПРИНЦИП     ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ   КОММЕНТАРИЙ
Осознанность Осознание причинно- следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого пер­сонажа в развивающихся событиях, Общие вопросы: что проис­ходит? почему это происходит? кто хотел, чтобы это произошло? зачем это было ему нужно? Задача: показать воспитан­никам и клиентам, что одно со­бытие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономер­ность появления и назначение каждого персонажа сказки.
Множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны это так, с другой, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуацию разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях

Некоторые способы разрешения трудностей в сказках.

 

Важно, чтобы у клиентов в процессе занятий образо­вался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизни.

Каждая новая сказка будет обогащать этот список.

 

Способ Характеристика Использование в психолого-педагогической практике
Прямая агрессии Герой достает меч и рубит дракону голову Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику.
    Хитрость Герой притворяется слабым, не­умелым, непонимающим: Кот в сапогах говорит людоеду, что никогда не поверит, что тот мо­жет превратиться в мышку; Ива­нушка уверяет Бабу-Ягу, что не умеет садиться на лопату и пр.     Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку.
Использование волшебных предметов и помощников Меч-кладенец, перстень удесятиряюший силу и пр. Передача клиенту оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности.
  Групповое реше­ние проблем Герои распределяют обязан­ности между собой, каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех.   Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе.
Передача ответственности другому Иван-царевич передает право решать серому Волку. В ситуациях, которые невозмож­но решить самостоятельно, важно подумать, кто бы мог помочь.

 

 

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Этап Назначение Содержание этапа
1. Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или со­вершается иное «сплачивающее» действие
2. Повторение Вспомнить то, что де­лали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлы.й раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз
3. Расширение Расширить представ­ления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки
4. Закрепление Приобрести новым опыт, закрепить новые качества лично­сти ребенка Ведущий проводит игры, позволяю­щие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путе­шествия и превращения
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня
6. Резюмирование Обобщить приобретен­ный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последователь­ность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их за­слуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговари­вает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
7. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимо­действию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в сказ­ку с дополнением. Ведущий гово­рит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг |, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Схема размышления над сказками

И их обсуждения

  Акцент     Направление размышления     Вопросы   Комментарии
    Основная тема Важно понять основные идеи сказки, то есть что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.   О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окру­жающими, общие ответы на общие вопросы  
Линия героев сказки. Мотивы поступков   Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки   Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей   Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выби­рает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? Имея набор способов решения проб­лем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проб­лем, — важно оценить, в каких ситуа­циях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе   Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?   Что приносят поступки героя окру­жающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? Важно при обсуждении развивать гиб­кий подход к созидательных и разру­шительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни  
Актуализированные чувства   Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему   Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие — грустные? Какие си­туации вызывали страх? Какие ситуа­ции вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас  
Образы и символы в сказках   Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки   Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?   Можно привлекать не только собст­венные рассуждения на тему «Что есть зтот образ», но и словари образов, особенно юнгианские  

 

Приложение № 2

«Ассоциации»

Эта игра в данной модификации должна, прежде всего, подго­товить к вступлению в мир сказок, хотя, кроме этого, она укрепляет групповые связи и способствует развитию ассоци­ативного мышления.

При проведении игры каждый участник предлагает три свои ассоциации: он говорит, с кем из сказочных героев известных сказок ассоциируется он сам, и с кем — двое его ближайших со­седей по кругу. Если возникают вопросы, то ассоциацию жела­тельно обосновать.

Другой вариант игры можно применить, когда сказка уже раз­бирается и с ее героями группа уже знакома. Ведущий предлагает выбрать какие-либо предметы в помещении, где происходят за­нятия, и сказать, с каким из этих предметов ассоциируется тот или иной герой сказки. В этом варианте игра является хорошей подготовкой к обсуждению сказки..

Продолжительность игры — 15 минут.

«Ледокол»

Игра является хорошим способом «разбить лед» в малознако­мой группе, настроиться на сказочные сюжеты или актуализиро­вать какие-либо знания.

Играющие берут листочек бумаги (карточку) и пишут на нем имя сказочного персонажа, название какого-либо сказочного пред­мета, фамилию известного автора сказок, название сказки или ска­зочного города, которое должен угадать другой участник. (Веду­щий может заранее подписать нужное количество карточек сам, если это отвечает его замыслу.)

Написавший карточку вправе про­сить разрешения прикрепить ее на спину любому участнику груп­пы. Карточки прикрепляются булавкой на спину каждого участни­ка. Все участники игры подходят друг к другу, показывают свои карточки и задают вопросы, на которые можно отвечать только «да» и «нет». Если участник разгадал свою карточку, он прикалы­вает ее на грудь.

Количество вопросов, которые можно задавать при разгадывании, можно ограничить.

Игра может подготовить к проведению и обсуждению любой сказки.

Продолжительность игры — 15—20 минут.

 

 

«Передача предмета»

Цель игры — создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Какой-либо предмет (игрушка, сувенир) пе­редается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов.

Продолжительность игры — 10 минут.

 

 

«Групповой рисунок на тему».

Цель игры — групповое осмысление темы занятия или отдель­ной сказки.

Возможно одновременное выполнение рисунка всей группой (или частью группы) на большом листе, либо изготовление кол­лажа из отдельных рисунков.

Можно провести «защиту» рисунка авторами.

В сказкотерапевтическом занятии эта игра может использоваться как «конструи­рование сказки» или рефлексия группы по поводу какого — либо сказочного сюжета.

Продолжительность игры — 30—45 минут.

 

«Дорисуй»

Цель игры — вскрыть и обсудить проблему понимания челове­ка человеком.

Каждый участник игры задумывает какой-либо рисунок и на­чинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый участник дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки воз­вращаются к их авторам. При обсуждении сравниваются первона­чальный замысел и его воплощение как результат понимания и уважения чужой идеи или наоборот — желания сделать все по-своему. С помощью игры можно также подойти к проблеме соот­ношения жизненных планов и результатов деятельности (или эта­па жизни).

Продолжительность игры — 15—20 минут.

 

«Звездочки»

Цель игры — поиск и обсуждение форм достижения взаимо­понимания.

Ведущий готовит для игры «звездочки»-наклейки. Затем про­сит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Звездочки — либо разного цвета (всего 5-6 цветов), либо раз­личаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий (или наблюдатель, если ведущий также участвует в игре) смотрит, ка­кими способами пользуются участники, чтобы отыскать «себе подобных», не зная, кто ты сам.

Продолжительность игры — 10—15 минут.

 

«Лишний стул»

Цель игры — настройка группы на откровенность или созда­ние сказочной атмосферы. Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меня­ются местами все, к кому относится высказанное предположе­ние. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получа­ет возможность предложить группе следующее условие.

Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставля­ют всех на своих местах, например:

Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на уроки.

...те, кто всегда соблюдает правила.

...те, кто всегда слушается родителей.

Можно предлагать задания, совместимые с темой сказки или предлагаемого обсуждения, например:

Поменяются местами те, кто верит, что чудеса случаются не только в сказках.

 

Продолжительность игры — 10—15 минут.

 

 

«Необитаемый остров»

Цель игры — соотнесение этической ситуации с личным опы­том участников, моделирование своего поведения в экстремаль­ной ситуации, создание игрового или сказочного настроения.

Каждой подгруппе (10—20 человек) дается большой лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Объявляется, что группа в этом составе проведет год на необитаемом острове без связи с внеш­ним миром. Предлагается нарисовать этот остров, свою жизнь на нем и составить правила жизни на острове.

Можно также предло­жить жизнь на острове в сказочной стране, когда известно, что через год придет волшебник или другой чудесный помощник; жизнь там, где возможны любые чудеса при определенных условиях, и т. д.

Обсуждение проводится в зависимости от рассматриваемой про­блемы:

- отношения между людьми,

- отношения с природой,

- необходимость взаимопомощи.

Продолжительность игры — 30 минут.

 

«Цветик-семицветик»

Цель игры — осознание и групповое осмысление ценностей, ин­тересов, потребностей участников, создание сказочного настроя.

Для игры подготавливаются бумажные ромашки с семью ле­пестками.

Предлагается написать на лепестках ромашки свои желания, не ограничивая себя ничем, как если бы ромашка была волшеб­ной. Затем ведущий собирает ромашки и, выбирая одну из них, предлагает составить впечатление о человеке, у которого такие же­лания. Возможно, просто сравнение ромашек между собой. Можно назвать героя сказки, который мог бы выразить такие желания, ли­бо вообще выполнять задание от имени какого-либо сказочного героя.

В другом варианте игры лепестки ромашек отрываются, пе­ремешиваются, по желанию группы происходит знакомство с час­тью лепестков, либо разговор о желаниях вообще, способах их осо­знания и исполнения.

Продолжительность игры — 15—20 минут.

«Тарелка с водой»

Цель игры — развить взаимопонимание в группе, понять и об­судить закономерности возникновения взаимопонимания.

Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы комму­никации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, пре­дупреждение о передаче прикосновением и т. п.

Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры да­ют отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.

Продолжительность игры — 20 минут.

Приложение № 3

Утешительная сказка

Я не знаю, в какой стране это было, и в какое время это происходило. Сей­час еще есть люди, которые помнят Дерево Утешения. Оно росло на краю про­пасти.

Дерево Утешения было очень старым, но вместе с тем крепким, сильным и красивым. Для всех, кто к нему приходил, оно было важно тем, что оно умело утешать. Со всех концов страны к Дереву приходили люди, нуждавшиеся в уте­шении. Сколько бы их ни было, каждый оказывался с Деревом наедине.

Они де­лились с ним своим горем, болью, неудачами. Они говорили ему о главном в своей жизни. Мне рассказали, о чем говорили люди с деревом. Я вам поведаю некоторые беседы - здесь обрывки разных разговоров, но это и один разговор, потому что для каждого это беседа о том, что сейчас наиболее важно.

- Мне тяжело.

- Да, я понимаю тебя.

- Я хочу поделиться с тобой...

- Я тебя слушаю.

- Меня никто не любит.

- Я понимаю, это больно - так думать. Если бы это было правдой, это бы­ло бы ужасно. Почему ты так думаешь?

- Меня не слушают, на меня не обращают внимания. Это потому, что я не­достоин. Все знают, что я такой, даже те, кто видит меня в первый раз.

- А что они видят?

- То, что я - ничтожество.

Я могу сказать тебе, что вижу я. Хочешь?

-Да.

- Человека, который не уверен в себе.

- Что же мне делать, Дерево?

- Сам решай. Ты можешь остаться таким, как есть. Можешь измениться. Но для этого нужно пройти через больший страх и большую боль, чем те, к ко­торым ты привык.

- И меня будут любить?

- Некоторые будут.

- А... Она?

- Этого я не знаю.

- Я так ее люблю!... Она меня не замечает. Но если я буду смелым, вдруг она возненавидит меня?... или снова не заметит? Даже и ты не знаешь.

- Если ты станешь смелым, то ты сам будешь любить ее по-новому - это я знаю точно.

- А Она?

- Она свободна в своем выборе, как и ты.

- А разве ты не можешь...?

- Что?

- Заколдовать ее?

- Нет.

- А кто может?

- Я думал, что ты любишь ее, а ты хочешь ее убить.

- Убить?

- Ну да, сделать игрушкой.

- Прости, это я от любви.

- Нет, это от недомыслия. Любовь - это свобода и риск.

- Дерево, скажи, как мне быть!

- А что случилось?

- Ты не знаешь?

- Нет, ты пока не сказала.

- Я думала, это видно. Я беременна, но я не хочу ребенка!

- Да, это очень серьезно.

- Ты не спросишь, почему я не хочу ребенка?

- Хочешь ты или нет, но он уже есть. Я думаю, как можно помочь ему. И те­бе. Но, прежде всего, - ему.

- Почему не мне?!

- Но ведь это ты хочешь его убить!

- Его еще нет. Это состояние моего организма, болезнь.

- Ты обманываешь себя. Ребенок есть. А ты не хочешь принять его, ты -его мама. Почему?

- Моя мама тоже не хотела меня, я знаю. И не очень-то я счастлива.

- Прости свою маму, если сможешь. Ведь она любила тебя... А счастье? Может быть, как раз этот ребенок и поможет тебе стать счастливой. И сам бу­дет счастливым.

- Ты даже не спрашиваешь, что со мной произошло! Он так обидел меня!

- Но ведь не ребенок тебя обидел! Он готов тебя любить. Уже любит.

- Я подумаю, Дерево!

- Думай о будущем. У вас вместе будет будущее.

- Я приду к тебе еще, дорогое Дерево.

- Буду ждать вас обоих.

- Дерево, я хочу умереть. Моя жизнь не имеет смысла.

- А смерть имеет смысл?

- Чтобы не мучиться.

- Прости, что я об этом спрашиваю, но твоя боль не указывает тебе, в чем смысл?

- Я не думал об этом. Спасибо, Дерево, я еще приду к тебе.

- Скажи мне, как мне встретить смерть? Врачи сказали, что я скоро умру.

- Для чего ты жил?

- Какое ты жестокое! А мне говорили, что ты даешь утешение! Скажи мне, что врачи ошиблись!

- Я даю утешение, но не собираюсь лгать. Я не знаю, ошиблись ли они! А что говорит тебе твое сердце?

- Что я умру. И это меня ужасает!

- Что ты понимаешь под смертью? Для чего ты жил? Чего не успел?

- Я хочу жить! Даже в муках!

- Ты и сейчас живешь в муках. Взгляни в лицо своей жизни.

- Сейчас?

- Разве сейчас не время для этого? Исправь то, в чем ты ошибался, при­мирись со своей судьбой. Может быть, то время, что тебе осталось, а я не бе­русь сказать, сколько его осталось, сделает тебя счастливым.

- Дерево, я не знаю, зачем я пришел сюда. Я не нуждаюсь в утешении.

- Но тебе тяжело.

- Я сам во всем виноват. Но мне никто не нужен.

- А ты нужен кому-нибудь?

- Я думаю, нет. Это для слабых. Когда я был слабым, у меня были друзья. Но это делало меня еще слабее.

- Но ведь ты был счастлив! А сейчас? Зачем ты ломаешь свою жизнь?

- Ты не смеешь меня судить! Я имею право жить, как считаю нужным!

- Я не сужу тебя. И хотел бы утешить тебя, как других. Но кто ты на самом деле?

- Дерево, милое Дерево! Спасибо тебе. Я смог победить! Я на седьмом небе!

- Спасибо, что пришел! Я радо тебе! Теперь ты сможешь помогать другим, потому что ты познал боль и радость.

Это дерево росло над обрывом сотни лет. Для него не было «плохих» и «не­нужных» людей. Только люди, нуждавшиеся в утешении.

Но сейчас его невозможно увидеть. Дерево стало невидимым, когда его сруби­ли. Но оно стоит над обрывом и всегда отвечает тем, кто к нему приходит. Те, на ко­го падает тень его невидимых глазу ветвей, становятся людьми, которые утешают.

- Дерево, выслушай меня!

- Слушаю!..

 

Мальчик – чудовище

 

Жил-был мальчик. Звали его Георгием в честь знаменитого героя. В ка­ком королевстве он жил, он просил меня не рассказывать, так как он и сейчас там живет после своих странствий.

Пока Георгий был мальчиком, все было как обычно: он играл, шалил, возился с друзьями, родителей иногда слушался, ино­гда нет; иногда он был веселым, иногда грустным, учиться не очень-то любил, но любил придумывать всякие необыкновенные истории и мечтал, как и Святой Георгий, победить когда-нибудь злого дракона или другое чудовище. Но когда он подрос, он сам неожиданно для себя стал превращаться в злого дракона или другое чудовище.

Да, мальчик Георгий исчезал, а на его месте появлялось зло­вредное существо, которое хотело драться, шуметь, обижать всех, особенно ро­дителей, разбивать и расшвыривать все, что попадалось ему на дороге. При этом чудовище чувствовало себя обиженным на весь свет. И только тогда, когда оно, вдоволь поиздевавшись над всеми, уходило, возвращался удивленный и испуган­ный мальчик Георгий. Первое время, чувствуя приближение чудовища, Георгий старался убежать подальше, туда, где его никто не знал. Каждый раз, когда чудо­вище исчезало, мальчик надеялся, что он навсегда освободился, хотелось забыть о поведении чудовища, даже не верилось, что можно быть таким. Но однажды злой дракон сломал несколько деревьев на соседней улице, с невероятной силой разнес красивую беседку, а на сломанной скамейке расписался со всех сторон: «Пятиглавый дракон ОРГ».

Теперь Георгий уже не надеялся, что чудовище исчез­нет. Он решил посоветоваться со своим отцом. Стыдясь и огорчаясь, он поведал отцу о своих превращениях. Но отец неожиданно сказал:

- Я все собирался предупредить тебя об этом, Георгий, но надеялся, что это тебя не коснется. Из уроков истории ты знаешь, что не только Святой Геор­гий, но и другие рыцари сражались в нашем королевстве с драконами и чудо­вищами. И иногда им случалось проиграть решающий бой. Некоторые из них погибали, а некоторые соглашались... соглашались - как бы тебе сказать, ведь об этом в учебниках истории не написано - повиноваться драконам и помогать им. И, быть может, поэтому в нашем королевстве часто случаются такие пре­вращения.

- Что же мне делать? - спросил Георгий. - Я не хочу быть драконом!

- Многие из наших юношей пытались бороться с этими превращениями. Например, мой старший брат.

- Дядя Александр?

- Да. Он заявил, что убьет своего дракона, как только тот покажется ему на глаза.

- Я никогда бы не подумал, что он способен на такое. Он мне всегда казал­ся таким угрюмым и скучным человеком. Он всегда такой «правильный», ты только не обижайся, папа.

- Это действительно так. Он стал скучным и «правильным», когда убил в се­бе дракона.

- А ты, папа? Тебе тоже угрожали превращения?

- Да, Георгий, - сказал отец, опустив глаза.

- И как ты победил?

- Я запер на замок свое чудовище. Иногда оно ворочается и рычит, но я стараюсь, чтобы никто об этом не догадывался.

«Бедный папа! » - подумал Георгий.

- А как поступить мне? Я думаю, ты мне что-нибудь посоветуешь, у тебя есть опыт...

- Нет, Георгий, я не вправе давать тебе советы, ведь я не очень-то преус­пел в борьбе со своим чудовищем. Но ты уже не мальчик. Я слышал, что на све­те есть мудрецы...

- Папа, а что, если не бороться, может быть, дракону надоест приходить?

- Я знаю о таких случаях, мой мальчик. Дракону, если с ним не борются, незачем и уходить. И тогда в мире становится одним драконом больше.

- Папа, помоги мне собраться. Я отправлюсь искать мудреца, чтобы он подсказал мне, как победить дракона Орга.

«Может, мне удастся найти мудреца, который и отцу поможет бороться с дра­коном», - мечтал Георгий.

Георгий простился со своими родителями и отправился на поиски мудреца. Долго ли, коротко ли он странствовал, не одно превращение он испытал за это время, у каждого встречного спрашивал, не мудрец ли он, и вот однажды услы­шал слова сильного, крепкого молодого человека, приглашавшего в «Школу тайной мудрости».

- Если хочешь научиться мудрости, приходи в мою школу.

- Я хочу научиться побеждать чудовищ, - сказал Георгий.

- А зачем их побеждать?

- Я не хочу быть чудовищем, я хочу быть собой.

- Поучись в моей школе, и ты поймешь, что и ты, и чудовище - всего лишь цепь перерождений, твоя задача выйти из этой цепи. Ты хочешь победить чудо­вище, оно хочет победить тебя, это одна видимость. Неважно, кем ты себе ка­жешься, стремись к тайной истине.

- А откуда ты знаешь, что твоя тайная истина не одна видимость?

И Георгий пошел дальше. Следующий - безбородый мудрец средних лет -сказал:

- Твои чудовища - это тени тех неприятностей, которые случаются с тобой в жизни. Это - твои тайные желания, в которых ты не признаешься себе.

- Ты хочешь сказать, что у меня есть тайные желания все ломать, крушить, обижать людей?

- Да, поэтому ты превращаешься в чудовище.

- И что же мне делать?

- Прежде всего, понять, почему это происходит, потом ты сможешь ре-шать, что ты позволишь себе, а что нет.

- Я согласен с тобой, мудрец, но не до конца. Мне, например, хотелось, чтобы мое имя знали все, но я не разрешал себе пачкать скамейки. Дракон раз­решает себе все. Но некоторые его поступки я не могу объяснить себе таким образом.

И Георгий пошел дальше. Он брел по лесу, раздумывая над словами второ­го мудреца. И почти наткнулся на одинокую хижину.

- Кто здесь живет? - спросил мальчик.

Никто не отозвался. Георгий заглянул в хижину. Она была почти пустой: же­сткое ложе, маленький очаг, дрова и изображение святого Георгия на стене. Ге­оргий решил дождаться хозяина. Хозяин долго не появлялся.

В какой-то момент юноше показалось, что он снова превращается в Орга. Огромным усилием воли он заставил чудовище сломать не хижину, а несколько сухих деревьев в лесу. А на следующее утро Георгий принес из лесу эти дере­вья и нарубил дров, чтобы помочь хозяину. Наконец появился хозяин. Это был немолодой человек, его борода была почти седой. Держался он прямо и чем-то напоминал юноше Святого Георгия. Мудрец ласково улыбнулся гостю.

- Ты хочешь о чем-то спросить меня?

- Почему ты живешь один - ты не любишь людей?

- Я люблю людей и рад помочь каждому гостю. И тебе я помогу. Я знаю, что ты не хочешь превращаться в чудовище.

- Да, но я слышал, что убивать свое чудовище опасно, можно убить и что-то важное в себе. Как победить этого дракона?

- Чтобы победить его, ты должен одержать пять побед, тогда дракон окон­чательно уйдет из твоей жизни. Но это должны быть добрые победы. Если же в одной из схваток победит дракон, то придется начать все сначала. Но не уны­вай, ты уже одержал четыре добрые победы, пока странствовал.

- Какие?

- Твоя первая победа в том, что ты решил бороться с чудовищем. Вторая победа пришла к тебе, когда ты не смирился с тем, что дракон - одна види­мость.

- А третья?

- Третья победа в том, что ты согласился увидеть в себе что-то злое, на что опирался дракон. А четвертую ты совершил здесь, в этой хижине.

- Но ведь я был чудовищем, - стыдливо сознался юноша.

- Скорее ты, Георгий, заставил его потрудиться. Но будь осторожен, его трудно удержать от зла. Даже сейчас, когда ты уже почти победил. Если тебе придется трудно, попроси помощи у святого Георгия.

- Спасибо тебе, мудрец. Скажи мне еще, как отличить добрую победу от недоброй?

- Это такая победа, за которую не будет стыдно, когда борьба окончится. Она не оставляет после себя сердечной горечи. Иди, я верю в тебя. И помни: если будет неудача - не унывай, начни сначала.

Простившись с мудрецом, Георгий решил вернуться в свой город, не зная, скоро ли представится случай для следующей схватки. Когда он подходил к сво­ей улице, он услышал шум и пошел взглянуть, что случилось.

Несколько молодых дракончиков резвились. Они сломали забор и выломан­ными досками играли, перебрасывая друг другу визжащего щенка. Георгий ки­нулся на выручку. Дракончики накинулись на него. «Мне ничего не стоит сейчас самому превратиться в Орга, - думал Георгий. - Тогда я смогу обуздать этих хулиганов. Они поймут, что на силу всегда найдется сила побольше. И испра­вятся. Это будет добрая победа? Нет, навряд ли добрая».

Дракончики резвились. «Слабо с нами справиться. Слабак! Слабак! » - зву­чало в ушах юноши.

- Может быть, позвать на помощь? (Дракон Орг все решительнее шевелил­ся в Георгии.)

- Я им покажу!

- Святой Георгий, помоги мне одержать добрую победу - не превращать­ся в чудовище! Лучше быть слабым, чем жестоким!

Георгий очнулся оттого, что щенок лизал его в лицо и тихонько скулил. Юно­ша с трудом встал на ноги, наклонился и погладил щенка по голове.

- Пойдем домой, - сказал он. - Спасибо тебе!

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.15.3. Экран принудительной изоляции для использования в депо
  2. A.16.15.3.5. Экран вспомогательного блока управления (ACU) для использования в депо
  3. A.16.15.4.1. Экран высоковольтного разъединителядля использования в депо
  4. C. межотраслевой баланс производства, распределения и использования продукции в народном хозяйстве
  5. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  6. Актуальность использования возможностей нарушителя и направлений атак
  7. Актуальность использования управления проектами в России
  8. Амортизируемое имущество группируется в зависимости от сроков полезного использования (СПИ)
  9. Анализ использования грузового автотранспорта предприятия АПК
  10. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
  11. Анализ использования земельных ресурсов на исследуемой территории
  12. Анализ использования трудовых ресурсов.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.147 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь