Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Просвещение как идеология общеевропейского антифеодального и антирелигиозного движения



Просветительская картина мира и новая система ценностей

Культурный смысл Просвещения состоит в том, что оно явилось реализацией очередного импульса европейской модернизации, связанного с успехами светского научного мышления и обуржуазниванием всех сторон общественной жизни. Продолжив линию гуманизма и реформаторства, Просвещение внесло свои уточнения в культурную картину мира.

В своих представлениях об устройстве бытия и месте в нем человека просветительская мысль движется от деизма к материализму и атеизму.

Деизм означает признание двух независимых ипостасей бытия – материальной, природной и духовной, божественной. Однажды сотворив мир, Создатель более не вмешивается в его законы, предоставив ему развиваться на собственной основе. В сущности, просветители не ставят под сомнение существование Бога, однако растущая автономия от него материальной ипостаси логически, в пределе, приводит к вынесению самой идеи Бога «за скобки» бытия. Онтологическое бытие Бога не признается сколько-нибудь важным. Место главного субъекта бытия прочно занял человек как существо одновременно и природное, и рациональное. Духовность и разумность человека диктуют просветителям оптимистическую веру в прогресс, доверие к человеческим возможностям, обосновывают секуляризованную «мессианскую» традицию, в которой разум и наука занимают место Евангелия. Человек с помощью разума открывает сущность действительности и создает условия для материального прогресса. Люди шаг за шагом становятся самостоятельными. Человеческая мысль все более независима и свободна от Библейского Откровения и традиции.

По своей природе люди добры. Целью их жизни является благосостояние в этом мире, а не блаженство – в загробном. Достигнуть этой цели можно с помощью науки. Наибольшим препятствием здесь выступают невежество, суеверие, нетерпимость. Для их преодоления необходимо просвещение, а не революция. Просвещаясь, человек становится нравственнее. Следовательно, мир с помощью образования и культуры будет двигаться вперед.

По-своему революционным был взгляд идеологов Просвещения на то, что разумом обладают все, а не только избранные, привилегированные. Естественное право защищает индивида от сословных привилегий и тирании. Предметом моральной теории является просвещенный личный интерес: каждый ищет и должен искать наилучшее для самого себя. Социологический тезис о гармонии личных интересов заключается в том, что борьба каждого за личный интерес не должна ущемлять интересы других людей и способствовать всеобщему благосостоянию.

Идеальной и наиболее эффективной является такая форма государственного правления, которая одновременно обеспечивает право собственности и свободу личности, защищает национальный частный капитал, а также проводит политику протекционизма и колонизации.

Просветители выдвинули такие ценности, как рационализм, вера в прогресс (улучшение, усовершенствование), активизм в области практической деятельности, свобода и всеобщее равенство, естественность (природность как законосообразность и эффективность).

Культурный герой просветителей – это независимая, разумная и свободолюбивая личность, перестраивающая окружающий мир в соответствии со своими рациональными (а значит истинными) представлениями о должном и необходимом.

Все эти идеи, в конечном счете, развивали версии философии естественного права, либерализма и утилитаризма как оружия «третьего сословия» в борьбе за власть.

 

Культура XIX века

XIX век – время окончательного становления европейской цивилизации Модерна, ее культурного ядра, решающая фаза модернизации, эпоха, по праву ставшая «золотым веком» европейской культуры. К концу столетия Европа становится признанным лидером мирового цивилизационного процесса, чье влияние (как позитивное, так и негативное) ощутили на себе многие страны и регионы планеты.

Культурные практики XIX столетия

Литература. Эстетика. Философия

Картина литературного процесса в западноевропейских литературах первой половины XIX в. несколько отличается от предшествовавших эпох. Убыстрился темп литературного и общественного развития. Новые художественные направления складываются и достигают зрелости в относительно короткие сроки, исчисляемые теперь не столетиями, а десятилетиями. При этом появление и укрепление каждого нового метода не означало полного изживания старого.

Характерная черта эпохи — сосуществование художественных направлений. На протяжении нескольких десятилетий просветительская и классицистическая традиции, романтизм, а затем и реализм преодолевали односторонность друг друга и одновременно взаимно влияли друг на друга. Наиболее развитые литературы Западной Европы в XIX веке — французская, немецкая, английская, итальянская — в этот период достигли замечательных успехов: складывались новые литературные направления (романтизм, реализм), творили великие художники, как сформировавшиеся в предыдущую эпоху (Гёте, Шиллер), так и появившиеся на рубеже столетий или в начале XIX в.

Романтизм в XIX веке широко распространился как в старых, так и относительно молодых литературах Европы, Северной и Южной Америки, Закавказья. Один тип романтизма характерен для стран с явственно обозначившимися противоречиями модернизации, другой — для стран с замедленным развитием по «буржуазному сценарию». Вариантом второго типа был романтизм в странах, добивавшихся или добившихся независимости после длительного периода иноземного господства. Типы романтизма различаются хронологическими границами (второй тип, как правило, возникает позже, но длится дольше, почти до последней четверти XIX в.), соотношением с другими направлениями (романтизм второго типа обычно сращен с просветительской идеологией и не противостоит так решительно классицизму). Если в романтизме первого типа центром художественной системы являлись новое понимание личности, новая структура внутреннего мира человека, а главная задача состояла в исследовании, правда, с весьма разных социально-политических позиций, взаимоотношений личности с обществом, историческим процессом и даже космосом, то в романтизме второго типа центр смещался в сторону взаимоотношений личности с национальной общностью и на передний план выдвигалась нация с ее особым характером, трактуемая как единая национальная личность.

В ряде стран эпоха романтизма выдвинула великих национальных поэтов и прозаиков: во Франции – В. Гюго, В. Скотт, А. Дюма, в Польше – А. Мицкевич, в Англии – Д. Байрон, в Германии – Г. Гейне, в России – В.А. Жуковский, А.С. Пушкин («Узник», «К морю», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»), М.Ю. Лермонтов (драма «Маскарад», «Песня про… купца Калашникова», поэмы «Мцыри», «Демон), Н.В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий»), Ф.И. Тютчев.

Романтизм, разрушив классицистическую иерархию, внес изменения в структуру литературных родов и жанров, отдав явное предпочтение поэзии, а в самой поэзии – лирике. «Поэзия – это означало романтизм», - писал Т. Манн[26]. В то же время лирическое начало в той или иной мере было внесено во все жанры, что объясняется субъективизмом и эмоциональным накалом мировосприятия романтиков. Крупнейшим достижением стало появление романтической поэмы, исторического романа, философского романа-мифа (Новалис), новеллы и ее разновидностей – новеллы-сказки (Гофман, Тик), новеллы-трагедии (Клейст), фантастической (В. Ирвинг) и детективной (По). Стремясь к популяризации устного народного творчества и произведений средневековой литературы, романтики обращались фольклору разных народов, часто воплощали легенды в жанре баллады (немецкие романтики, поэты «озерной школы» в Англии, В.А. Жуковский в России). Происходило не только обновление, но и смешение жанров, стирание границ между ними.

Основные положения романтизма сыграли большую конструктивную роль в формировании теории критического реализма. Однако с приходом на историческую сцену нового литературного направления романтизм не исчезает. Например, во Франции знаменитые романы В. Гюго «Отверженные» и «93-й год» созданы уже после выхода в свет произведений Стендаля и Бальзака.

Развитие реализма в первой половине XIX в. было эстетическим событием всемирно-исторического значения. Реализм знаменовал новую ступень критического отношения к действительности, реалистическая критика существенно отличалась и от просветительской, и от романтической, ибо опиралась на более конкретное знание и более глубокое понимание жизни. Отсюда термин «критический реализм», возникший именно в применении к реализму XIX в.

Появление реализма означало смену принципа эстетического отношения к миру, разрушение романтического двоемирия, сосредоточение художнического интереса на реальности во всех ее аспектах. Реалисты отличались от романтиков способностью искать опору идеальным устремлениям в обыденной жизни, распознавать в любом факте действительности добро и зло с точки зрения интересов всего человечества. Понимание этих интересов было у реалистов очень разным, более или менее приближаясь к чаяниям народных масс. В наибольшей степени на народный идеал жизни опирались русские писатели-реалисты. Но все реалистическое искусство объективно, благодаря страстному желанию художников освободить жизнь от всего несправедливого, уродливого, пошлого и утвердить красоту, душевное здоровье и счастье; отражает необходимость революционного преобразования буржуазного и буржуазно-помещичьего общества и участвует в историческом процессе как революционизирующая сила.

Реализм складывался сразу в нескольких национальных вариантах, из которых в первой половине XIX в. зрелости достигли только русский, французский и английский. У англичан осуждение зла почти обязательно сопровождается жизненным крахом воплощающего это зло персонажа: разорением, провалом интриги, разоблачением и т.д. Французские реалисты фиксируют несовпадение социальной и нравственной судьбы персонажей: социальное поражение поднимает человека на нравственную высоту, и, напротив, описание успеха в обществе есть форма морального осуждения. Русские художники предпочитают, чтобы приговор себе выносил сам герой в муках совести, в напряжении самопознания и самооценки.

В реализме создана основа для более объективного, чем у романтиков, рассмотрения вопроса о месте человека в историческом процессе, о взаимоотношениях личности и массы, человеческой воли и стихии. Рождался новый, реалистический историзм, позволивший художникам приблизиться к глубокому постижению реальных движущих сил исторического процесса. Неудивительно поэтому, что в системе реалистических жанров господствует роман, хотя немалая роль принадлежит повести, новелле, поэтическим жанрам.

Среди выдающихся европейских прозаиков XIX в. следует назвать классиков мировой литературы Стендаля («Красное и черное», «Пармская обитель»), О. Де Бальзака (цикл «Человеческая комедия»), У. Теккерея («Ярмарка тщеславия»), Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»), Г. Флобера («Госпожа Бовари»), Ги де Мопассана, П. Мериме. Реалистические тенденции прослеживаются в социально-психологических драмах Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Б. Шоу.

Параллельно с утверждением реалистического направления в философии оформляется учение позитивизма, связанное с именем Огюста Конта (1798-1857). Отправным пунктом этого учения служит стремление получить достоверное (положительное, позитивное) знание, основанное на опыте и строгом наблюдении. Практическая философия отделяла себя от умозрительной, не имевшей под собой научно-эмпирической основы, и ставила целью обобщить выводы естественных и социальных наук в единое непротиворечивое понимание мира. О. Конт исходил из представления о тесной связи и зависимости всех природных явлений друг от друга и предлагал распространить методы естественных наук на изучение общества. Позитивизм стал философской базой такого художественного течения как натурализм.

В натурализме были гипертрофированы некоторые слабые стороны творчества западноевропейских писателей-реалистов XIX века. Декларируя верность реальности, научную объективность, исходя из принципа описания, классификации явлений, принятого позитивизмом, натурализм отходит от типизации, отбора и тем самым оказывается неспособным проникать в сущность изображаемого и художественно осмыслять значительные закономерности действительности. В творчестве натуралистов принцип детерминированности личности носит во многом физиологический характер: непреодолимое, по их мнению, влияние социальной среды осложняется столь же непреодолимым влиянием наследственности. Детальное изображение безобразного и патологического порой превращается в самоцель. Ставка на факт приобретает самодовлеющий характер. Фиксация явлений вместо воссоздания развития человека и общества — один из основных принципов натурализма, возведенный им в догмат. При этом смысл народной жизни у натуралистов нередко искажался, а физиологизм определял основную причину действия и сущность характеров Натурализму как методу суждено было сыграть свою роль в литературном процессе XX в., заключавшуюся в проникновении натуралистических тенденций в реализм, а также в различные модернистские направления. Наиболее яркими представителями этого направления являются Э. Золя («Земля», «Ругон-Маккары»), братья Гонкур («Жермини Ласерте»), Дж. Мур («Приветствие и прощание»), Ф. Норрис («Вандовер и зверь»), К. Гамсун («Голод», «Бродяги»).

Новые нереалистические направления, связанные с понятием «декаданса» (decadence по-французски значит «упадок»), или «конца века», по преимуществу развиваются в поэзии и главным образом в форме лирики. Уже в натурализме сказались несомненные симптомы кризиса капиталистической культуры в целом. Явления еще более острого кризиса, получившие общее название «декаданса», возникли во многом как реакция на то тупиковое положение, в которое натурализм грозил завести литературу. Вместе с тем ощущение конца пусть пошлого и прозаического, но все же стабильного порядка вещей, буквально пронизывающее европейскую культуру конца века, вызвало разные и порой полярно противоположные явления в искусстве. С одной стороны, эта ситуация привела к трансформациям в реализме, преодолевающем в самом конце XIX и в начале XX в. позитивистские влияния и натуралистическую ограниченность, и к появлению новых тенденций в литературе, одушевленной социалистической идеологией; с другой же стороны, ощущение катастрофы без надежд выхода из нее создало почву для многочисленных тенденций, получивших название «декаданс».

Эти перемены были обозначены новой философской ориентацией, пришедшей на смену поголовному увлечению позитивизмом. Знак этих перемен — распространение идей немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788—1860), давшего в своем труде «Мир как воля и представление» глубоко пессимистическую идеалистическую концепцию мира как производного некой непостижимой духовной силы, которую он именовал «мировой волей». Философ утверждал, что искусство зиждется на интуитивном познании мира и одушевлено прозрением. Собственно пессимистические взгляды Шопенгауэра не противостояли увлечению позитивизмом, а сочетались с ним. Идеи Шопенгауэра в сочетании с переосмысленным учением Спенсера легли в основу взглядов еще одного властителя дум этой эпохи — Фридриха Ницше, противопоставившего своего «сверхчеловека» детерминированной личности позитивизма. Его взгляды, далекие от традиционного гуманизма, проникнуты ощущением катастрофичности и трагизма всего сущего. Несколько позже тенденции интуитивизма оформляются в философии и эстетике французского философа Анри Бергсона (1859—1941). Можно сказать, что в господствовавших в последние десятилетия века духовных течениях отрицались философские основы многих прогрессивных направлений европейского мышления, вера в прогресс, вера в разум, вера в доброе начало в человеке.

На этой духовной почве, пропитанной глубоким сознанием неблагополучия, разочарования, страха перед будущим, родились и развивались новые нереалистические течения в европейском искусстве, которые охватывает понятие «декаданса». В самом термине «декаданс» содержится много неясностей. Собственно говоря, это слово «изобрела» группа французских поэтов, издававших журнал «Декадент»; позднее это понятие стали относить и к более ранним произведениям, затем оно стало употребляться расширительно в применении к кризисным тенденциям в области культуры конца XIX — начала XX в. Точнее говорить о нереалистических явлениях литературы последних десятилетий XIX в.

Среди подобных нереалистических направлений можно выделить французских парнасцев, символизм, получивший большое распространение во многих литературах, разные виды неоромантизма.

Первое по времени направление, заявившее о коренном пересмотре основ предшествующей поэзии, был французский «Парнас», возникший в 60-е годы. В нем уже заметны те черты, которые характеризовали в дальнейшем многие другие нереалистические направления в поэзии. Один из мэтров «Парнаса», Леконт де Лиль, причислял себя к «новой теократии», провозглашая некую новую обмирщённую веру в спасение через Красоту, непременно с большой буквы. В их ярких, как бы застывших картинах, уводящих в экзотику или в древность, — явное родство с такими же картинами в исторических фресках Флобера. Почти религиозное отношение к искусству характеризует все те поэтические течения, о которых идет речь. Оно было и реакцией на кризис христианства под натиском позитивистского мировоззрения, и на ограниченность позитивизма, вскоре отчетливо проявившуюся.

Именно в кругу таких художественных исканий заключается смысл творчества одного из крупнейших французских поэтов того времени — Шарля Бодлера. Сам поэт ставит перед собой задачи невиданной сложности — прорыв в некое несказанное, иное измерение бытия. Он хочет чародействовать и создавать заклинания в разгар «здравомыслящей цивилизации». Бодлер остро ощущает свою эпоху как осеннее увядание цивилизации, в его поэзии создается горькая картина грехопадения и «предзакатного века». Бодлеру во многом принадлежит и заслуга внедрения в лирику обыденного, в частности воссоздание поэзии большого города. И вместе с тем в его стихах передано ощущение некоего мирового единства, особенно ясно выраженное в программном стихотворении «Соответствия». Эта сторона творчества Бодлера была воспринята символистами.

Символисты унаследовали от парнасцев понимание поэзии как священнодействия в светском храме — башне из слоновой кости. Но они в гораздо большей степени делают акцент на поиске ключей к тайне вселенского устроения. Автор манифеста символизма Мореас заявлял, что «конкретные явления — простые видимости, призванные обнаружить свое эзотерическое сходство с исконными Идеями». Эти теории, восходящие к идеям Платона, соединяются с концепциями в духе Шопенгауэра, философа-пессимиста Гартмана и с учениями мистиков древности.

Символизм нашел большое распространение в западноевропейских литературах конца века, а также в русской и ряде восточноевропейских литератур. На родине символизма во Франции в оформлении его как направления приняли участие менее значительные поэты. Они, так сказать, задним числом включили в это течение Бодлера и А. Рембó , которые ничего о нем вообще не знали. Верлен, один из признанных столпов символизма, тоже неоднократно возражал против включения своего творчества в его лоно. Однако внутренняя связь этих поэтов с принципами символизма несомненна. Верлен и Рембо стремились в своей поэзии «за черту земного», и им свойственна разведка чаемого, поиски «нездешней» действительности и выведывание вселенских тайн. В этом также, несомненно, ощутимо сближение с романтизмом. Для символистов характерно стирание граней между увиденным внешним и пережитым внутренним, а также утверждение своей особой магической власти над действительностью. В творчестве Малларме понимание поэзии как выражения таинственного смысла сущего ведет уже к чрезвычайной трудности восприятия сложных зашифрованных построений. Символисты сделали чрезвычайно много в области обновления традиционного стиха, его ритма, рифмы, образности. Специфическая особенность символизма – его связь с живописью и музыкой. Особенно показательно в этом отношении стихотворение «Цветной сонет» А. Рембо, в котором демонстрируется внутренняя связь звуков и цветов.

Многие тенденции литературы XIX века оказались очень продуктивны для литературы XX века, особенно в развившихся в его первые десятилетия нереалистических течениях и в развитии реализма.

Наука и техника.

В XIX в. благодаря романтическому типу сознания складывается комплекс гуманитарных научных дисциплин. Историзм и народность способствовали развитию деятелями романтизма науки о языке. Интерес просвещенных слоев к стихии народной речи ускорил формирование литературного языка в Германии; А. Шлегель в своей работе «Берлинские чтения» (1801) рассматривал проблему происхождения языка, отвергая теорию божественного вмешательства. Успехи языкознания позволяют Ф. Шампольону приблизиться к загадке египетских иероглифов. Серьезное развитие получают политэкономические и социальные теории, разрабатываются научные принципы изучения истории.

Новых больших успехов добились естественные и физико-математические науки, пережившие качественный скачок. Огромное влияние не только на научное мышление, но и на культурное сознание оказало учение Ч. Дарвина о естественном отборе и происхождении видов, в том числе и происхождении самого человека. Закладываются основы клеточной теории (Шлейден, Шванн). Принципиально новые понятия – поля, электромагнетизма - были введены в физику благодаря работам Фарадея и Максвелла. Об успехах научного познания и массовом интересе к нему свидетельствует появление жанра научной фантастики в литературе (романы Ж. Верна, Г. Уэллса).

Глава 6

Просвещение как идеология общеевропейского антифеодального и антирелигиозного движения

 

Просвещение как философское и социологическое понятие возникло во Франции. Но не французы были его родоначальниками. В начале XVIII в. они в основном опирались на английские идеи. Их идеалом выступали Дж. Локк и И. Ньютон.

Представления Локка об индивидууме как атоме общества и его неотчуждаемых правах были восприняты во Франции с огромным интересом. Естественным, или догосударственным, состоянием Локк считал состояние полной свободы и равенства. Кроме свободы, человеку, утверждал Локк, в качестве естественного права принадлежит собственность. Он же выдвинул теорию общественного договора. Единственная цель государства заключается в охране свободы и собственности индивидуума. Локк является создателем норм буржуазного правового государства в его основных положениях, отрицает абсолютную монархию как несовместимую с гражданским правом, лучшей формой государства считает конституционную монархию.

Ньютон привлекал французских материалистов прежде всего как основоположник новой физики, как символ мощи человеческого разума. Наука, а не теология, стала верховным авторитетом в вопросах истины и превратилась в посюстороннюю земную силу господства над природными процессами. Философия и религия вынуждены были искать свое место по отношению к науке. Образованные французы эпохи Просвещения рассматривали английскую форму правления в качестве образца и были англофилами.

На просветителей Франции большое влияние оказали рационалисты Декарт, Лейбниц, Спиноза. Именно Декарт провозгласил, что Разум в состоянии во всех областях знания достигнуть бесспорной достоверности, через сомнение приходит путь к истине. Существует ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневаться? В принципе мы не можем сомневаться в том, что мы обладаем сознанием, и в том, что мы существуем: «Я мыслю, следовательно, я существую». Мы не можем сомневаться, что мы сомневаемся.

Идеология Просвещения выступает перед нами в творениях крупнейших французских мыслителей – Вольтера, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо. В системе философских и социологических суждений важнейшими для них были понятия Разума и Природы. Понятия эти не были новыми – они присутствовали в этике и эстетике предшествующих веков. Однако просветители придали им новый смысл, сделали их главными критериями как в осуждении прошлого, так в утверждении идеала будущего. Складывалась новая система ценностей европейского человека.

Просветители верили, что их усилиями путём воспитания, убеждения, непрерывных реформ можно, наконец, построить «царство разума». Заинтересованно обсуждалось и другое понятие – «законов природы». Феодально-крепостнические порядки, по их мнению, противоречат самой природе, ее законам, ибо никто не имеет права вредить жизни, здоровью, свободе другого.

Просветители, хотя и по-разному, но в целом отрицательно относились к религии, церкви и Богу. В одноименной трагедии, развенчивая Магомета, Вольтер фактически развенчивает все религии, в том числе и христианство:

Но он злопамятен, коварен и жесток,

Тиранов мстительней еще не знал Восток!

Не верю я ему: за кротостью притворной

Скрыт мести замысел, и мести самой черной[4].

Пожалуй, наиболее радикальные взгляды на религию и бога высказывали Гольбах и Гельвеций. Поль Гольбах писал, что «религию делают богословы и что она имеет в виду только их интересы, - система, носящая поистине божественный характер, прочность которой ничто на свете не в состоянии поколебать»[5]. Едко сатирически он оценивает бога, считая его синонимом духовенства или, если угодно, управляющим делами богословия, старшим приказчиком духовенства, уполномоченным по снабжению святого семейства. «Слово божие есть слово священников, - говорит Гольбах, - царство божие – покойницкая священников; воля божия – воля священнослужителей»[6].

В совершенно неприглядном виде показывает роль католической церкви в судьбе Жанны д` Арк и Вольтер в поэме «Орлеанская девственница», в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Знаменитый лозунг Вольтера “Ecrasez l‘infame! ” («Раздавите гадину! ») чрезвычайно характерен для этой эпохи. Но Вольтер, борясь с разного рода суевериями, жадностью духовенства, злоупотреблениями церкви и вообще считая религию неприемлемой для мировоззрения просвещенного меньшинства, в то же время полагал, что она нужна для народа, как надежная узда, что если бы Бога не было, его нужно было бы изобрести.

В сочинениях Вольтера можно нередко встретить выступления против атеистов типа Гольбаха и Гельвеция. Он считал, что религия заключается лишь в вере в бога как в первопричину всего сущего, установившую законы природы, которым подчинено все в мире и которые не могут быть изменены. Бог не вмешивается в однажды установленные законы. По своему смыслу это религия, которая устраняет бога из истории, но признает его существование из-за неумения объяснить другим способом начало мира и установление мировых законов. Таким был трансцендентный деизм Вольтера и других просветителей.

Идеологи Просвещения утверждали в своих работах религиозную терпимость, чтобы она держала в рамках духовенство и фанатичную толпу, т.к. религиозные столкновения всегда приводят к гражданским смутам, войнам и в конечном счете к падению материального благосостояния государства. «Согласен, история полна религиозных войн, - писал Шарль Монтескье.- Но причина этому – не множество религий, а дух нетерпимости, которым была охвачена религия, считавшая себя господствующей, тот дух прозелитизма, который евреи позаимствовали у египтян и который, как заразная повальная болезнь, перешел от них к магометанам и христианам; наконец, тот дух затемнения, развитие коего нельзя считать не чем иным, как полным затмением человеческого разума»[7].

Противоречивость взглядов просветителей проявлялась в том, что, по их мнению, веротерпимость не должна распространяться на атеистов: без веры в бога нельзя управлять массами. Даже во многом радикальный Руссо в «Исповеди савойского викария» отдал дань проповеди естественной религии, не скованной церковными догмами и предписаниями. В этом проявилась сложность путей развития просветительской мысли во Франции. Идеолог демократических низов, Руссо отражал и религиозные настроения этих низов.

Просветители, каждый в отдельности, имели свои политические программы. Они были разными в деталях, но общими в понимании такого государственного устройства, где бы не было узурпации власти, деспотизма, и все граждане в той или иной форме участвовали в управлении, было осуществлено разделение властей, обеспечены мир, продуманная финансовая политика, процветание наук и искусств. Вольтер считал, что для усиления позиции французской буржуазии главное – просвещенный абсолютизм. Сделать Францию такой столь же могущественной экономически и политически, какой является Англия, - вот что было его целью. Это возможно и достижимо на почве просвещенного абсолютизма. Здесь до известной степени сказался рационалистический подход Вольтера к истории, его представление, что человечество является лишь суммой определенных величин, атомов, которые можно комбинировать, и расстановка которых зависит от воли правителя. В работе «Век Людовика ХIV» предпринята попытка нарисовать именно такого идеального правителя. Подобным правителем Вольтер считал и Екатерину II.

Шарль Монтескье, как и Вольтер, побывал в Англии, где его интересовала преимущественно политическая жизнь и возможность применения ее принципов к реформам, которые он считал необходимым провести во Франции. Политический идеал Монтескье – конституционная монархия. Англия была для него образцом буржуазно-аристократического государства. Известны два творческих вклада философа в теорию государства: принцип разделения властей как условие свободы и теория о влиянии на политику окружающей среды. В «Духе законов» он формулирует важное двуединое положение о законах, связывая концепцию естественного права, согласно которой различные законы являются формулировками одного и того же Закона, с социологическим тезисом, что эти формулировки определяются различными историческими и природными условиями. Принцип разделения властей является еще античной идеей. Он есть в платоновских «Законах» и аристотелевской «Политике». Этот принцип содержится в учении Локка. Однако именно Монтескье как юрист разработал тезис о разделении властей на три ветви и сделал акцент на необходимости правового контроля и разумного баланса различных ветвей власти – судебной, исполнительной и законодательной.

Весьма своеобразное отношение к государственному устройству и цивилизации у Жан-Жака Руссо. Если многие просветители считали, что когда разум и наука одержат победу, добро в человеке будет возрастать, следуя за прогрессом цивилизации, то Руссо был убежден, что зло заключается в самой цивилизации. Таким был сенсационный вывод из выигравшего премию Дижонской академии его эссе. Цивилизация ведет к искусственной и вырождающейся жизни. Городская жизнь и наука извращают то хорошее и естественное, что есть в человеке. Поэтому необходимо вернуться назад к природе. Конечно, вряд ли Руссо подразумевал возвращение к примитивной жизни. Подчеркивая, что человек является частью сообщества, он, видимо, считал необходимым вернуться в природу в смысле «воплощения естественной и добродетельной жизни в человеческом сообществе». Среди добродетелей называются семейная жизнь, сочувствие, религиозность и добросовестный труд ремесленников и крестьян. Руссо отстаивает бесхитростную жизнь нижних слоев среднего класса в противовес лощеным манерам, равнодушию и расчетливости крупных торговцев, представителей новой науки и аристократии.

Мыслитель считал, что государство возникло на той стадии развития человеческого общества, когда уже произошло значительное классовое расслоение. Оно родилось по инициативе богатых, которые как бы предлагают заключить общественный договор, гарантирующий каждому имущество и безопасность. Руссо писал: «Таково было или должно было быть происхождение общества и законов, которые еще больше увеличили силу богатых, безвозвратно уничтожили свободу, навсегда упрочили собственность и неравенство, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и обрекли, к выгоде нескольких честолюбцев, весь род человеческий на труд, нищету и рабство»[8].

Власть имущие, создав государство, нарушили главное условие общественного договора – принцип прямого народоправства. Поэтому философ подчеркивал, что только общая воля – то, что полезно для общества в целом, - может изменять и принимать законы. Закон должен быть проголосован всеми взрослыми мужчинами данного государства, при этом достаточно решения большинства. Для меньшинства обязательно подчинение – это условие самого общественного договора. Право голоса никому не может быть передано, закон существует там, где имеется прямое народоправство. Где его нет, там есть лишь господство принуждения.

Просветители, опираясь на достижения эпохи Возрождения, углубили представление о ценности человека вообще. Мы видим у них интернационализм и отсутствие европоцентризма. Ф. Вольтер в «Опыте о нравах» стремится охватить всю историю человеческого рода. По мнению Руссо, в человеке есть одна способность, отличающая его от животных, - это способность хотеть, или, вернее, выбирать независимо от инстинкта, что ведет его к совершенству. В знаменитом труде «Об общественном договоре, или принципе политического права» философ с горечью писал: «Человек рожден свободным, а, между тем, он везде в оковах …»[9].

К.А. Гельвеций выдвинул идею личного интереса, исходным понятием для него служит индивид; гармония в обществе состоит во взаимосвязи личного и общего интереса. Адам Смит рассматривает личный (частный) интерес индивида как подлинную движущую силу экономической жизни, что открывало дорогу капиталистическому развитию Европы.

М. Кондорсе указывал на выгоды, которые принесет человеку основанный на разуме прогресс: устранение классовых различий, достижение равенства между нациями, общее повышение духовного и морального уровня. Он говорил об уничтожении расизма, расширении свободы торговли, введении пособий по болезни и пенсий для престарелых, запрещении войн, ликвидации бедности и роскоши, обеспечении равных прав мужчин и женщин и создании всеобщей системы образования с одинаковыми возможностями для всех...

Крайним радикализмом отличаются теоретические взгляды аббата де Мабли. Источником всякой верховной власти для него является народ. Если народ ошибся и создал плохую власть, то он может исправить эту ошибку и изменить власть. Если правитель нарушает права народа, последний имеет право на восстание. Для того чтобы иметь хорошие законы, народ должен быть сам себе законодателем. Мабли выказывал сочувствие к республиканским формам правления. На практике же он предлагает осторожные меры и не идет дальше требования ограничить власть короля с помощью парламента. Любопытен взгляд аббата на роль «божьей воли» в истории: если вводить бога в благие дела, то нужно его сделать ответственным также за всевозможные глупости и подлости, которые совершаются в мире.

Все просветители сходились в главном – необходимости освобождения человека от оков феодализма, деспотической власти правителей и предоставлении ему прав и свобод в решении политических, экономических и социальных вопросов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь