Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные теории происхождения государства и права. Современный взгляд на происхождение государства и права.



Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.

1.Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.(Фома Аквинский).

2.Патриархальная теория. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.(Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский)

3. Теория договорного происхождения государства- государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Люди, до этого находились в «естественном» первобытном состоянии, (Гоббс, Радищев, Руссо, Дидро и др.).

4. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Государство возникает в результате акта насилия, завоевания одного племени другим. (Гумплович, Дюринг, Каутский).

5. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

1.Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал.

Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

2.Теория естественного права. (Аристотель, Платон, гобс, Локк, Радищев, Монтескье) 1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право); 2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы); 3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от бога.

 

+ теории – именно в этой теории обращается внимание на несовпадение позитивного и естественного права; позитивное право стремится к совпадению с естественным.

- теории – по существу это не есть теория права, это идеологическое представление о справедливости, ценности прав человека, что не есть правовые категории; по существу право=морали, но это не так.

3. Историческая школа права: (Гуго, Савеньи) 1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; 2) право - это прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.; 3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

 

+ теории – понимание права увязывается с историческими, национальными, религиозными и иными особенностями народа.

- теории – в ней идеализируется представление о самоорганизации права; общей воли нет.

4. Позитивистская теория (Шершеневич) – право устанавливается, закрепляется государством, оно есть правило поведения, установленное и гарантированное этим государством. Данная теория иначе называется классической, поскольку именно такое парвопонимание дало возможность разработки правовых понятий, категорий, конструкций, технических приемов права (норма права, юридическая ответственность и т.д.) – это + теории

- теории – слишком большой приоритет отдается государству4 чрезмерное увеличение правовых понятий и категорий, а нравственный аспект отсутствует.

4.Нормативистская теория права: (Кельзен) 1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; 2) по Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юр. наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

+ теории – как и у позитивистской теории

- теории – теория не объясняет, что такое сверхнорма, кроме того право по этой теории не обусловливает потребности общественного развития.

5.Марксистская теория права: ( Маркс, Ленин, Энгельс) 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть; 3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

+ теории – впервые происхождение права связано с экономическим уровнем развития; право и гос-во возникают одновременно, друг без друга не существуют

- теории – по этой теории право исчезнет как только исчезнут классы, то есть это явление временное. Здесь нет речи о дальнейшем развитии права.

6. Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Современное представление о возникновении государства и права – право и государство возникают в силу объективных причин, в следствие отделение скотоводства от земледелия, отделения ремесла от земледелия, появления купечества, переходу от экономики присваивающей к производящей, усложнению общественных отношений и т.д.

Современная наука связывает процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

В современной теории права, прежде всего, различают восточный и западный путивозникновения государства. На Востоке причиной возникновения была такая географическая особенность, когда условием выживания отдельных родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных маленький общин. Жизнь в долинах рек, где были постоянные разливы, требовалось строительство ирригационных систем. Их надо было также эксплуатировать и защищать. В результате выделяется слой управленцев, которые контролировали особые резервные фонды, где концентрировался избыточный продукт. Постепенно управленцы стали привилегированной замкнутой социальной прослойкой Они персонифицировали власть, т.е. использовали ее в своих интересах. Западный путь был связан с классовым разделением общества. Здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. Важную роль играют отношения купли-продажи.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 3582; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь