Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поэтому пути борьбы разнообразны.



1) Реформы социально – экономиеского характера

2) Изменение содержания правового регулирование, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев общества

3) Подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду.

4) Улучшения правоприменительной практики

5) Теоретическую работу в этом направление и др.

Все это представляет не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, её обогащения.

Итак, к основным источникам правового нигилизма относят:

1. исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2. теория и практика понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3. правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4. количественная и качественная корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Сегодня главный источник нигилизма – кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют проявлению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес. Расхлябанность, произвол, своеволие, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли критической точки, за которой начинаются стихия, хаос, разлад. Потеря же управляемости, выход ситуации из-под контроля создает тягу к «сильной руке», когда право вообще отодвигается в сторону. Люди испытывают страх, растерянность, отчаяние. Именно поэтому страна нуждается не только в социально-экономической и политической стабилизации, но и в правовой. Более того, правовая стабилизация может в немалой степени способствовать упрочению положения дел во всех других областях.

Причинами возникновения правового нигилизма считают: деспотичный характер государственной власти; особенность исторического развития государства; использование репрессивного законодательства; пробелы в законодательстве, в правовой системе; наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества; отсутствие в государстве демократических и правовых традиций; переходный период, который вызвал трудности в правовой системе; несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

От правового нигилизма необходимо отличать конструктивную критику права, содной стороны, в с другой избегать юридического фетишизма (правового идеализма)

 

Понятие и признаки Государства. Современный подход к понятию Государство

. Государство – это организация, котрая пришла на смену родо-племенной общине на определенном этапе развития этого общества, это продукт развития цивилизации.

Сложно дать такое определение, которое отражало бы все признаки и свойствахарактерные для всех исторических периодов его развития с учетом всех спецефических особенностей (эк, полит, и т.д.). Считается что со 2й пол 19 в все определения Г типичны, и отличаются только формами, иноепонятие у Маркса – это машина подавления одних классов другими.

Существуют разные подходы к понятию Государства

1) Теологический (Г – проявление божественной воли)

2) Классический ( Г – совокупность 3х слагаемых – власть, территория, население)

3) Юридический(Г-персонификация личности)

4) Кибернетический (Г – особая система прямых и обратных отношений в связи с потоком информации)

5) Социологический (Г- союз свободных людей, ист сложившихся орг власти, союз членов соц гр)

6) Глобальный (В условиях сокращения влияния идей социализма и соответственно расширения сфер влияния идей капитализма, возникают такие понятия как всемирное Г, мировое пр-во, наднациональное право, т.е. эти понятия отражают мировые интеграционные процессы)

Современный подход – Г – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придает праву общеобязательное значение, гарантирует права, свободы граждан, правопорядок.

Так же существует такое понятие

Гос-во – основной институт Политической системы общества, организующий, контролирующий, направляющий совместную деятельность и взаимосвязь людей в интересах определенных социальных групп, классов или всего общества.

При всех противоречиях и особенностях понятия Г, можно выделить его особенности(признаки)

1) Наличие публичной государственной власти, которая осуществляется через аппарат управления и принуждения.

Власть – неотъемлемое св-во любого человеческого общества, она есть элемент организации, общ порядка, дисциплины в обществе.

Публичная власть – особая власть. Состоит из особого слоя людей, которые не производят никаких благ, а лишь выполняют властно- управленческиеф-ии, появляется с появлением различных слоев, соц групп, классов (т.к. возникают разные интересы, регулировать которые должны политики) поэтому публичная власть отделилась от общества стоит над ним. Публичная власть выполняя ф-ии всегда действует от имени Г-ва (независимо у власти отдельная личность или коллективный орган) К аппарату власти и управления отн – органы зак, исп, суд власти; ринуждения (разведка, контрразведка, полиция, тюрьмы, армия).

2) Территория, с проживающей на ней населением, на которое распространяется публичная власть. Границы Г-ва очерчивают пределы этой власти, её юрисдикцию., что исключает любое вмешательство в дела общества и Государства. Население находится под юрисдикцией данного Государства.

3) Государственная казн, налоги

4) Право, как особый регулятор общественных отношений

В НП – государственный правопорядок, с помощью права реализуются конфликты, политика государства. защищаются и гарантируются законные интересы. Соблюдение права обеспечивается принудительной силой Г-ва.

5) Суверенитет – внутренний (верховенство и самостоятельность Г внутри страны) и внешний

 

Факультативные признаки: Гос символика, язык, валюта, традиции, обычаи, праздники и памятные даты, правила поведения, манеры обращнеи друг у другу.

 

Типология государства.

Типология Государств – их классификация, в основе которой лежит понятие типа Государства.

Тип Государства – это обобщенная характеристика свойств, признаков, наиболее общих черт, присущих конкретной группе Г-в, раскрывающая закономерности их организации и развития.

Типология необходима для понимания сущности г-ва, т.к. относя Г-ва к тому или иному тип, раскрывает их историческое многообразие, различающееся в устройстве, соц природе, показывает динамику развития, замену 1 типа – другим. И т.д.

В современной учебной дисциплине выделяются следущие подходы к типологии государств:

· Формационный

· Цивилизационный

· Политический режим как основа типологии Государств

1) Формационный (к.Маркс)

В основе лежит понятие общественно – политической формации, которое складывается из базиса и надстройки, где базис – это способ производства, и соответствующие ему производительные силы и общественные производственные отношения, а надстройка – Г и П.

Исходя из этого выделяют эксплутационные типы государтсв (рабовладельческий, феодальный, буржуазный) и социалистический.

Переход от 1 форме к другой связан со сменой отживших форм производственных отношений, а тип Г-ва как классовая организация, определяется тем, интересам какого класса оно служит.

Рабовладельческое эк основа – ч/с рабовладельцев на средства производства и рабов

Сущность =- политической орг власти класса рабовладельцев, которая защищала их, представляла их интересы, постоянно контролировала свободных людей.

Основные внутр ф-ии – создание и поддержание оптимальных условий для эксплуатации рабов и разорившихся свободных людей, охрана рабовладельческой ч/с, подавление соправтивление рабов и свободных людей и т.д.

Внешние ф-ии – оборона страны, завоевание и порабощение др земель и народов, гос аппарат по классовому принципу, Большую роль играли жрецы

Феодальное Г диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян, крестьяне в полурабской зависимости от помещиков

Буржуазное Г – диктатура буржуазиив котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства и вынужден продавать свою юридическую силу капиталисту. Данное государство проходит свои этапы развития (капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное)

Социалистическое Г – Общественная собственность на средства производства, имеет широкую социальную базу. Это антиэксплуатирующее государство – полугосударство, это исторически последний тип Г, которой постепенно отомрет, выполнив задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Плюсы:

Ø Научно объясняется возникновение и развитие типов государств

Ø Раскрывается, объясняется логика развития этих государств

Ø Разработан методолгический прием типологии государств

Ø Эк отн-я как основа общества позволяют увидеть сходства разных стран.

Минусы:

Ø Не учитывается многоуклонность экономики

Ø Изучаются исследуются только классы – антагонисты, ост соц слой выпадает из поля зрения

Ø Не учитывается духовно-культурная жизнь общества

Ø Не учитываются особенности некоторых восточных государств, где власть в экономической сфере проистекала из политической.

2) Цивилизационный подход ( Арнольд Тойнби)

Главное отличие цивилизационного подхода от формационного в том, что понятие цивилизация в отличие от понятие формация, состоит в раскрытии сущности любой эпохи через человека, его форм д-ти (труд, полит, соц, религ) через господствующей в опред время идеологии каждого о характере общественной жизни, собственной д-ти и т.п. Причем сам человек стоит в центре изучаемого прошлого и настоящего как личность, а не как предмет какого то класса или сословия. Т.о. в этом подходе главным является не принадлежность Г-ва к какой –либо общесвтенно-экономической формации, а причастность к той или иной цивилизации, где главным являются не материальные ценности, а духоховные, культурные.

По мнению Тойнби вся история Человека состоит из истории отдельных замкнутых культурных цивилизаций, которые равноценны по своим ценностям, все процессы в каждой из них тождественны. Каждая цивилизация сохраняет свою устойчивость только благодаря Г и П. Однако специальную типологию Г и П он не разработал.

Цивилизация – замкнутое и локальное стостояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и др признаков. Цивилизации:

1) Древние (др Римские, Греческие, Восточные)

2) Средневековые (Западно-евр, Вост-европ, Азиатские

3) Современные (Развивающиеся, Развитые (социальные, правовые Г)

Тойнби выделил 21 цивилизацию(Египетскую, китайскую, православную, дальневост, арабскую, иранскую, сирийскую мексиканскую…) Венгеров (первичные и вторичные)

На основе этих воззрений, американский ученый Сэ́ мюэл Ха́ нтингтон соотнес цивилизации с Г-ми:

· Государсвта, которые полностью идентифицируют себя с определенной цивилизацией (Египет – египесткая, Италия – зап. И т.д.)

· Сердцевинные (? ) Государства, которые считают себя главным источником культуры данной цивилизаци (Россия – православие)

· Одинокие Г, т.е. отсутствует Общность с др общ-ми (Эфиопия, Япония)

· Надтреснутые Г-ва, т.е. население относит себя к разным цивилизациям ( Канада)

· Расколотые – преобладает 1 цивилизация, но лидеры Г-ва хотят её изменить (Мексика, Турция).

По мнению Американского ученого Уолта Ростоу асе обществапо экономическому развитию можно отнести к 1 из стадий:

1) Традиционное – т.е. преобладает с/х, наука и техника не развиты.

2) Переходное – закладываются основы промышленности, общество переживает процесс сдвига, НТР в промышленности и с/х

3) Созревающее общество – устойчиво развивается и промышленность и с/х, выпуск продукции превышает рост населения

4) Общество достигшее высокого уровня нар потребления – т.е. производство предметов потребления длительного пользования и услуг, т.е. Г-во всеобщего благоденствия ( США)

Плюсы: - Изучаются не только материальные, экономические процессы, но и духовные, социальные, культурные

Ø Конкретная эпоха изучается более подробно

Ø Человек рассматривается как творческая личность, а не как представитель класса или сословия

Ø Проявляется не только противостояние групп, классов но и их взаимодействие

Ø Г-во это не только инструмент политической власти, но и орг объед людей, удовлетв. Соц, эк, духовные и иные потребности и др.

Минусы: -Само понятие «Цивилизация» как основание классификации недостаточно определено, нет родовых признаков цивилизации

Ø Нет юр перехода к государству, предметом классификации выступает Общество

Ø По тойнби все цивилизации проходят 5 стадий – последняя гибель.

В нстоящее время, чтобы понять сущность Г, чаще всего говорят о сочетании этих подходов, в каком-либо из них есть позитивные моменты, они дополняют друг друга, позволяя более глубоко и предметно понять что есть Г-во, противопоставлять их нет смысла.


Поделиться:



Популярное:

  1. VI. ПУТИ СООБЩЕНИЯ, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
  2. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  3. АГИТКА О ВРЕДЕ БОРЬБЫ ЗА НИРВАНУ
  4. Анализ уровня организации производства и пути его совершенствования
  5. апреля 2010 председатель правительства России В. В. Путин сообщил, что до 2012 года государство выделит не менее 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах.
  6. Блаженны непорочные в пути, / ходящие в законе Господнем.
  7. Борьба с Испанией за морские пути
  8. В войнах XV — XVI вв. развивалась тактика русского войска, что было связано с изменением его состава и структуры и появлением новых средств борьбы.
  9. В полной концентрации всего содержательного начала состоит цель стремления. Достижение этой цели есть совершенствование и прогресс на пути к Абсолюту.
  10. В этом спокойствии приходит мудрость, а мудрость означает самореализацию. Никакое другое значение мудрости не применимо на пути искателя.
  11. Вибрация. Действие на организм человека и меры борьбы с ней
  12. Возможные пути решения социально-экономического явления бедности


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь