Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Толерантность в межкультурной коммуникации⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Практически любой человек способен интуитивно отличать хорошее поведение от дурного, но это качество не является врожденным для человека, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает их исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим формирование толерантности происходит в процессе межкультурного общения, в котором воспитываются чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознается непохожесть и принимается все этническое и культурное многообразие мира. Моделью толерантных отношений в таком контексте является такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность — это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия. Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий в человеческих сообществах и уважении этих различий. Но дело в том, что различия бывают разные — культурные, этнические, расовые, социальные и др. Толерантность предполагает безусловное признание и уважение большей части таких различий, поскольку они являются результатом естественно-исторического развития. Однако при этом толерантность не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях. Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы признаются лишь одними из многих и не могут подчинить себе все остальные. Он выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения прежнего опыта и нового, сравнения с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понима- m ние или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры. Проявления толерантности в межкультурной коммуникации носят относительный характер. Американцам непонятно, почему русские терпят бытовую неустроенность, нарушение прав потребителей, невыполнение законов со стороны должностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Русские в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляющие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают альтернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д. Различные проявления толерантности выражаются также и в том, что американцы в процессе взаимодействия намного больше, чем русские, стремятся к компромиссу и сглаживанию противоречий, в то время как русские больше склонны к эмоциям и крайностям. С другой стороны, американцы обычно ждут быстрых решений и действий, а русские имеют тенденцию выжидать, проверяя надежность своих партнеров и устанавливая с ними более доверительные отношения. Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности — интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. В результате этого формируется нетерпимость, которая порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами проявления интолерантности являются: • оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения; • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах; • этноцентризм; • дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе; • расизм, национализм, эксплуатация, фашизм; • ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобий; • осквернение религиозных и культурных памятников; • изгнание, сегрегация, репрессии; • религиозное преследование. В современной жизни эти формы интолерантности порождают самые разные причины, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Любая культура для своего сохранения и выживания должна осуществлять обучение и воспитание своих носителей собственным ценностям и нормам, причем воспитать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизводя свои традиционные культурные отличия. В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание толерантности многопланово и приобретает чаще всего характер поликультурного, образования, основными целями которого являются следующие: • глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры; • формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям; • создание условий для интеграции в культуры других народов; • формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. Основным образовательным принципом в достижении отмеченных целей может служить принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ориентации и формы поведения. Данное значение диалога обусловлено тем, что: • диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, определяющий суть и смысл передаваемой информации; • диалог придает реальный практический смысл взаимодействию культур, общающихся между собой; • диалог становится постоянно действующей основой в развитии и взаимодействии культур. Принцип диалога, используемый в межкультурной коммуникации, означает уважение и признание всех национальных культур в структуре современной мировой культуры. Его основным содержанием является формирование терпимого отношения к людям, различающимся по этническому, религиозному и иным признакам. Этому могут помочь практические рекомендации, выработанные американскими исследователями К. Ситарамом и Р. Когделлом, которые можно назвать кодексом межкультурной коммуникации, по- скольку они способствуют выработке толерантного отношения к чужой культуре. 1. Сознавать, что представитель какой-либо культуры не устанавливает мировых стандартов. 2. Относиться к культуре аудитории с тем же уважением, с каким относился бы к своей собственной. 3. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур на основе собственных ценностей. 4. Всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей. 5. Никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого. 6. Общаясь с представителями другой религии, пытаться понимать и уважать эту религию. 7. Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов. 8. Уважать способы одеваться, принятые в других культурах. 9. Не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур.
10. Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком. 11. Не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего. 12. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы имели монополию на все аспекты. 13. Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представителей другой культуры в ходе межкультурных контактов. 14. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой1. В формировании этих установок чрезвычайно важно, чтобы люди понимали необходимость не только сохранения этнической и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное психологическое самочувствие человека, но и развития мулыпикулътурализма. Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентично- 1 Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. — 1992. - № 5. - С. 106. стью человек способен к этнической и культурной толерантности, к жизни в современном, все более глобализирующемся мире. Формирование указанных установок толерантного отношения к чужой культуре достигается также путем целенаправленной межкультурной коммуникации, включающей в себя несколько этапов. I. Общее ознакомление с культурой той или иной страны: • осознание тех факторов, которые составляют уникальность данной культуры, и тех отличительных черт своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации с представителями иной культуры; • поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаимодействия с представителями чужой культуры в привычной для них обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаимодействия и культурные различия. II. Языковая подготовка: • обязательное ознакомительное изучение языка предполагаемой для коммуникации культуры; • развитие языковых навыков с помощью самообразования (прослушивание аудиокассет, просмотр учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка); • накопление индивидуального словарного запаса, необходимого для начального этапа культурной адаптации в чужой культуре; • использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности. III. Специализированная культурная подготовка: • сбор и изучение информации о культурном своеобразии соответствующей страны: • подготовка к неизбежному культурному шоку; • получение необходимых практических советов от людей, знакомых с культурой данной страны; • получение дополнительной информации из путеводителей для туристов. Библиографический список 1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. — М., 1989. 2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). — М., 2003. 3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин A.IJ. Основы межкультурной коммуникации. — М., 2002. 4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1994. 5. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкулыурная коммуникация. Системный подход. — Нижний Новгород, 2003. 6. Лебедева Н. Введение в этническую и кросскультурную психологию. - М., 1999. 7. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию. — Волгоград, 2003. 8. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. — М., 1998. 9. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. — М., 2002.
10. Платонов Ю.П. Этническая психология. — СПб., 2001. 11. Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. - 1993. - № 2-4. 12. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М., 2000. < Гг? ^5~Г> Глава 10 Типология культур Современная культурная картина мира включает в себя огромное количество культур и цивилизаций. Каждая из них обогащает мировую культуру своими достижениями, уникальными событиями и явлениями, для изучения которых необходима определенная упорядоченность, или типологизация. Без типологизации невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание сущности конкретных культур. Кроме того, типология культур помогает осознать свою собственную культуру, увидеть то общее, что объединяет народы и одновременно отличает их друг от друга. В самом общем смысле типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Или, иными словами, типология — это научный метод, позволяющий систематизировать какие-либо объекты на основе их обобщенной модели. В таком понимании типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для наиболее полного их изучения, сравнения и описания. Проблема типологии культур является одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной культурологии. На всем протяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства и др. В качестве критериев, или оснований, типологии культур ими были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др. В результате были созданы формационный, цивилизационный, культурно-исторический, регионально-территориальный, этнонациональный, демографический и другие типологии культуры. Как правило, выбор критерия для классификации определялся интересами того или иного исследования, его задачами и целями. При этом каждая типология обладает определенной методологической значимостью, заключает в себе определенный эвристический потенциал, отличается сильными и слабыми сторонами и дает возможность осмыслить лишь определенный аспект культуры. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями и классификациями культур, из которых наиболее известными и распространенными являются историческая, формацион-ная, цивилизационная и регионально-этническая типология. 10.1. Историческая типология культур Данная типология основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Историческая типология базируется на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. В этой линии всемирно-исторического развития существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклическим образом в соответствии с природными процессами смены времен года. Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делилась на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век — древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении которого орудия труда и оружие изготавливались из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем. В свою очередь, современная наука стала делить каменный век на три этапа: древнекаменный (палеолит), когда, собственно, и появился человек разумный; среднекаменный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; и новокаменный (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству. В каменном веке появились зачатки искусства — наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда, а также примитивные религиозные культы в виде тотемизма (веры в кровнородственную связь какого-либо человеческого рода с определенным видом животных или растений), фетишизма (поклонения неодушевленным предметам), анимизма (веры в души и духов) и магии (веры в способность с помощью колдовских действий влиять на окружающие предметы и явления). Медный век — это период в развитии первобытной культуры, на протяжении которого сформировался и укрепился родовой строй. Здесь наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии. Хозяйственная деятельность становится более разнообразной, так как наряду с охотой и собирательством развивается скотоводство и мотыжное земледелие. Формируются элементы пиктографии — рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса. Бронзовый век — время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций — шумерской и древнеегипетской. Они обогатили культуру человечества изобретением плуга, развитием ирригационных систем, строительством величественных дворцов и пирамид, выразительной настенной и погребальной живописью, а также скульптурой. Кроме того, они же дали человечеству первые системы письменности — клинопись и иероглифическое письмо. В этот же период были разработаны важные научные знания — десятиричная и шестидесятиричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые календари, солнечные и водяные часы. Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов. Некоторые этнические культуры переходят в железный век уже к концу II тысячелетия до н.э. Среди них — античная культура, во многом ставшая основой современной европейской культуры и цивилизации. 10.2. Формационная типология культур Долгое время в нашей отечественной науке господствовала формационная типология культур, в соответствии с которой история разделялась на эпохи, последние трактовались как определенные общественно-экономические формации. Данная типология основывается на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменяется формация в целом и содержание ее культуры: меняется качественный состав элементов культуры, характер связей между ними, трансформируются ее функции, изменяется ее роль в системе духовных ценностей и т.п. Из этого делается вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации, и в соответствии с этим в культурной истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры. По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с первобытного и кончая капиталистическим обществом, — всего лишь предыстория человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной жизни. Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производства, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд. Все эти способы производства являются только лишь предысторией человечества. Капиталистическая форма производства становится постепенно универсальной и наиболее эффективной, что приводит человечество к переходу из доистории в историю, из царства необходимости в царство свободы. Культура считалась производным фактором от экономических отношений в обществе, от господствующей формы собственности. В рамках данного подхода формационная типология дополнялась классовой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей. История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной — защищающей интересы эксплуататорского класса. 10.3. ЦивиАизационная типология культур К середине XIX в. в культурологии сложилась новая ситуация, которая способствовала появлению новой типологии исследования культур. Она основывалась на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых культурных типов, порождаемых многообразием природно-климатических зон на Земле. Особенности природных условий и климата в каждой из них в значительной мере определяют возможные и наиболее эффективные способы выживания, жизнеобеспечения, добывания продуктов, строительства жилья, покроя одежды и т.д. Все эти особенности в своей совокупности неизбежно определяют общую социальную организацию обществ, тип взаимоотношений между его членами, их мировоззрение, мифологию и т.д., то есть общий тип культуры. Сообщества, оказавшиеся в одинаковых природно-климатических условиях, смогли выработать одинаковые приемы адаптации к ним и поэтому могут рассматриваться как более или менее однотипные по своим основным характеристикам. Они получили название культурно-хозяйственных типов. Существование различающихся по своим характеристикам культурно-исторических типов является прямым доказательством того, что не существует единой истории человечества, она представляет собой смену этих типов, каждый из которых живет своей собственной, обособленной жизнью. Любой культурно-хозяйственный тип — это отдельная цивилизация, не сводимая к другим и не выводимая из других. Каждый самобытный культурно-хозяйственный тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Основоположниками данной типологии принято считать русского ученого Н.Я. Данилевского и немецкого мыслителя О. Шпенглера, которые резко критиковали традиционную для европейской науки схему исторического развития: древность — Средние века — Новое время, отвергали противопоставление Восток — Запад, считали необ- холимым преодоление европоцентризма в понимании культурно-исторического развития человечества. Однако свое широкое влияние и распространение данная типология получила в культурологии и социологии XX в. Здесь наиболее известными стали сочинения английского историка А. Тойнби и социолога П. Сорокина. Тойнби представил историю как совокупность культурно-цивилизационных типов, различающихся между собой господствующими в них видами религии. По его мнению, историю каждой отдельной культуры можно понять не из самой себя, а лишь в сопоставлении с историей других культур. Поэтому основным предметом исследования должно быть не отдельное государство или человечество в целом, а цивилизация, которая не тождественна обществу, поскольку более продолжительна по времени, территории и многочисленна по количеству населения. Цивилизация является основой культурно-исторической типологии, своеобразной ее единицей и первичным элементом. Тойнби сначала выделил 21 цивилизацию, которые отличаются между собой происхождением и степенью обособленности. В ходе его дальнейших исследований количество выделенных им цивилизаций достигло 37, они составили развернутую типологическую карту культурной истории человечества. Проблема типологии культур анализировалась П. Сорокиным во взаимосвязи с проблемой динамики культуры. Обе проблемы он рассматривал в контексте культурной истории человечества. В своих исследованиях Сорокин исходил из того, что культура есть не конгломерат разнообразных явлений, а системное образование, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают доминирующую ценность данного типа культуры. Именно доминирующая ценность и определяет тот или иной тип культуры. В зависимости от ценностей существуют три исторических типа культуры: идеационапьный, чувственный и идеалистический. Таким образом, Сорокин предлагает свой классификахшонный принцип и особую терминологию для обозначения выделенных им типов культур, стремясь подвести под свою типологию единое классификационное основание — соотношение в культуре материального и духовного начал. Чередование выявленных им типов культуры подчиняется строгим законам: идеациональный тип сменяется идеалистическим, а на смену последнему приходит чувственный тип культуры, который завершает полйый историко-культурный цикл. Но на этом процесс развития культуры не заканчивается. Пройдя указанную типологическую триаду, культура продолжает свое развитие повторением тех типологических форм и в той же последовательности. При переходе от одного типа к другому общество всегда переживает культурный кризис. 10.4. Линейная типология культур К. Ясперса Во второй половине XX в. широкую популярность приобрела концепция типологии культур известного немецкого философа К. Ясперса, основанная на идее «осевого времени». Согласившись с критикой европоцентризма и основными идеями теории локальных цивилизаций, Ясперс вместе с тем настаивает на единстве мирового исторического процесса. По сути дела, он возвращается от циклического толкования истории к христианской идее линеарной истории, имеющей начало и конец, смысл и цель. Исследуя историческое развитие культуры, он вводит понятие «осевого времени», которое фиксирует особый критический момент в мировой истории, пришедшийся на VI в. до н. э. В это время произошел некий эпохальный сдвиг в жизни народов Средиземноморья и сопредельных с ними народов. Было положено начало прогрессирующей во времени, чрезвычайно динамичной и относительно непрерывной европейской истории. «Осевое время» культуры, по Ясперсу, — это своего рода «центр» истории. До этого развитие человека, общества и культуры шло в основном локальным образом. С появлением «осевого времени» многие страны и регионы оказались вовлеченными в поток осевого времени истории. Они задали направление поступательного, прогрессивного развития, которое до настоящего времени служит стержневым началом мирового исторического процесса. После него открылась возможность универсального, единого развития человечества. Но эта возможность до сих пор не реализовалась, хотя в рамках европейской культуры созданы практические условия для такой реализации. «Осевое время» основывается на вере, объединяющей все человечество. Ни одна из мировых религий такой верой быть не может, так как все религии чаще разъединяли людей, чем соединяли. Он убежден, что общей для человечества верой может быть только философская вера, имеющая глубокие корни в исторической традиции, она более древняя, чем христианство или ислам. Время рождения философской веры — это и есть искомая «ось» мировой истории, или «осевое время». Это время примерно между 800 и 200 гг. до н.э. В этот промежуток времени возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» — это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Тогда почти независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось главной характеристикой «осевого времени», — это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых» культур. «Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтичес-кому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры. На основе этих рассуждений Ясперс делит всю историю человечества на т р и последовательно сменяющих друг друга периода' доисторический, исторический и период мировой истории. Каждый из них отличается своей спецификой, обусловленной особенностями отношений человека к окружающей его природе, к другим людям и к себе, то есть соответствующим особым типом культуры. В доисторическую эпоху господствующим типом культуры был доосевой, в котором человек почти не вьщелял себя из природы и животного мира, он только становился человеком, осваивал систему языка. Слитность с природой породила мифологические миросозерцание и мышление. В этот период люди были вынуждены объединяться и общаться в целях обеспечения своего биологического существования, что определяло их отношение к окружающему миру и другим людям, обусловливало специфику их коммуникативных связей. Доисторический период завершился приблизительно в конце IV тысячелетия до н.э., когда стали формироваться великие культуры древности: шумерская, египетская, эгейская и др. Следующая фаза в культурной истории человечества — исторический период — создала другой тип культуры — осевую культуру. Внутри этого типа начинает развиваться тип человека, близкого к современному. Самым главным итогом этого периода стал культурный переворот, положивший начало «осевому времени» и «оси мировой истории». В это время были заложены основы научных и философских знаний, искусства, мировых религий, произошел переход от мифологического мышления к мышлению рациональному, к науке. В «осевую» эпоху также совершился переход от непосредственного отношения человека к самому себе и миру к качественно новому уровню осознания самого себя. Произошло постижение человеком себя как личности. Третья историческая фаза — мировая история — формирует глобальное единство человечества и единую мировую культуру. Этот исторический период был подготовлен великими географическими открытиями, ставшими основой единения различных культур. Развивающаяся в настоящее время третья фаза в истории человечества и есть его будущая история. Однако аналогию этому типу культуры следует искать не в «осевой» эпохе, а в эпохе, когда человек изобрел орудия труда и научился пользоваться огнем. Это положило начало техни- ческой линии развития человечества, которая не составила основу «мировой истории». В будущей истории человечества должно наступить новое «осевое время», контуры и результаты которого пока нельзя представить. 10.5. Современные подходы к типологии культур Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маклюэном. Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры. В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств. Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти. Поэтому дописьменная культура придает большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, она ориентирована на материальные предметы и вещи, потому что последние помогают сохранению приобретенного опыта (форма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средством общения и передачи информации здесь является язык, который обеспечивает не только непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и продолжают существовать в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, поскольку стимулирует развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти. Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы». Не слух и осязание, а зрение стало определять образ мира наступившей эпохи. С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям, окончательно закрепляет доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции. Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы. Развитие экранной техники усилило значение осязания и слуха в общении с себе подобными. Электронные средства вновь возвращают культуру к устной традиции, которая имела место в древности. Однако ее принципиальное отличие от последней состоит в том, что в ней установлена глобальная коммуникативная сеть. Благодаря этому отличию информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из собственного дома. Она намного облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях. Другим вариантом современной типологии культур является их деление на традиционные и современные (модернизированные). Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отсюда отношения между людьми внутри традиционной культуры строятся на основе принципов солидаршма — благородства, честности, справедливости, уважения к членам своего коллектива. Особенно хорошо это заметно у народов, находящихся на невысокой стадии развития. Очень часто их этноним (самоназвание) в переводе означает «настоящие люди». К чужим, «ненастоящим» людям — представителям других этнических групп и общностей — эти принципы не применяются, превращаясь во взаимное недоверие, ненависть, вероломство. Так, даже в настоящее время многие австралийские или африканские племена, безукоризненно честные в отношениях друг с другом, не считают зазорным обмануть или что-то украсть при случае у представителей других племен или у белого человека. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3763; Нарушение авторского права страницы