Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Межкультурная коммуникация на макроуровне



Культурные связи — постоянный и существенный компонент общения между народами, в результате чего создаются, сохраняются и накапливаются ценности, нормы, знания, происходит взаимное обогащение разных культур.

Разумеется, мы знаем примеры нарушения нормальных отношений между народами, что прерывает или затрудняет культурные контакты. Но даже в этих условиях они поддерживаются поверх всех барьеров и границ, ожидая благоприятного момента для полноценного общения. Также есть примеры, когда общество долгое время развивалось почти полностью изолированно, без внешних контактов. Обычно для таких обществ характерны длительная стагнация, отсталость и утрата значительной части собственного культурного достояния (например, у многих коренных народов Севера). Поэтому открытость внешним влияниям, взаимодействие — важное условие успешного развития любой культуры.

Культурные связи отличаются от политических гораздо большей самостоятельностью и независимостью от государства, при этом по-


литические и культурные связи отнюдь не всегда совпадают. Так, Франция после революции 1789 г. находилась в политической изоляции и экономической блокаде, но это не мешало ей оставаться законодательницей европейской моды.

В культурных связях могут принимать участие как большие, так и малые народы, как имеющие, так и не имеющие своей государственности. Конечно, влияние крупного народа, нации или цивилизации несравненно масштабнее, чем малых этнических групп, хотя последние также оказывают культурное воздействие на соседей в своем регионе, вносят свой вклад в мировую культуру. Поэтому в современных международных документах формулируется принцип равноправия культур, что подразумевает устранение каких-либо правовых ограничений и духовного подавления стремлений каждой этнической или национальной группы придерживаться своей культуры и сохранять свою самобытность.

Каждый элемент культуры — мораль, право, философия, наука, художественная, политическая, бытовая культура — обладает своей спецификой и воздействует прежде всего на соответствующие формы и элементы культуры другого народа. Так, художественная литература Запада обогащает творчество писателей Азии и Африки, но идет и обратный процесс — лучшие писатели этих стран знакомят западного читателя с иным видением мира и человека. Аналогичный диалог идет и в других сферах культуры.

Взаимодействие культур затрагивает самые разные группы людей — от весьма малочисленных этносов численностью в несколько десятков человек до миллиардных народов (таких, как китайцы). Поэтому при анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия: этнический, национальный и цивилизационный.

9.1.3. Этнический уровень взаимодействия культур

На этом уровне осуществляется взаимодействие между культурами этносов (народов). В этом взаимодействии проявляются двойственные тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания, что происходит наряду с усилением контактов, распространением двуязычия, увеличением числа смешанных браков. При этом чем малочисленнее и однороднее этническая группа, тем настойчивее она защищает свою особость.

Поэтому культура этноса, обеспечивая его стабильность, выполняет не только этноинтегрирующую, но и этнодифференцирующую функцию, что выражается в наличии специфических для данной куль-


туры ценностей, норм и стереотипов поведения, и закрепляется в самосознании этноса.

В зависимости от различных внутренних и внешних факторов взаимодействие культур на этническом уровне может принимать различный облик и приводить к разным результатам. С.А. Арутюнов, наш известный отечественный ученый-этнолог, говорит о четырех возможных вариантах этнокультурных контактов:

прибавление — простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таково было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений;

усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, приводящее к дальнейшему развитию первой культуры. Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, в результате чего эти культуры принято считать дочерними по отношению к китайской культуре;

убавление — потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой. Это количественное изменение, характерное для многих бесписьменных народов. К сожалению, оно часто оказывается началом деградации культуры;

обеднение (эрозия) — деструкция культуры под воздействием извне происходит в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. Такова культура айнов, практически полностью поглощенная японской культурой, или культура американских индейцев, сохраненная лишь в резервациях.

В целом при взаимодействии на этническом уровне идет ряд этнических процессов, которые могут привести как к разным формам объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и к разным формам разделения (транскулыурация, геноцид, сегрегация) этносов и культур.

Так, в экономически развитых странах активно идут процессы этнической ассимиляции растворение этноса и его культуры в среде другого, обычно более крупного этноса. Ассимиляция может происходить путем завоевания, смешанных браков, целенаправленной политики растворения малого народа и культуры более крупным народом и культурой.

Хотя ассимиляционные процессы более характерны для современных развитых стран, в которые направляются многочисленные миграционные потоки, они были известны во все периоды истории. Так, во время существования Киевской Руси финноязычные племена мещера, мурома, меря были ассимилированы древнерусским этносом.

Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость. Они зависят от следующих факторов:

• численности ассимилируемой группы;


характера ее расселения;

• времени пребывания в ассимилирующей среде;

• рода занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственных связей с основным населением территории;

• социально-правового состояния и семейного положения ассимилируемых;

• частоты выступления в смешанные браки;

• наличии или отсутствии контакта с родиной;

• отношения к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической и культурной среды;

• близости культур ассимилируемых и ассимилирующих (язык, религия, обычаи и традиции и т.п.).

Другим типом этнических процессов является интеграция — взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, при котором у них появляется ряд общих черт. При этом у них появляются элементы общего самосознания, основанного на длительном хозяйственном, культурном взаимодействии, политических связях, но народы и культуры сохраняют свою самобытность.

Процессы интеграции присущи всем длительно существующим полиэтническим государствам. Они шли в Римской империи, Российской империи, сменившем ее СССР и т.д.

Этнический уровень взаимодействия культур ведет не только к разным формам объединения, но и к разделению этносов и культур. Так, известны процессы транскультурации, при которой сравнительно небольшая часть этнокультурной общности в силу добровольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой район обитания, где полностью отсутствует инокультурная среда или она представлена незначительно. Со временем происходит превращение отделившейся части этноса в самостоятельный этнос с собственной культурой. Именно это произошло с английскими протестантами, переселившимися в Северную Америку. Они стали основой формирования североамериканского этноса с его специфической культурой.

Культурные контакты между этносами не всегда заканчиваются мирным путем. Очень часто различие этнокультурных характеристик становится причиной и основанием для вражды и насилия. Результатом может стать геноцид — уничтожение или попытка уничтожения одним этносом, численно или культурно доминирующим, другого этноса и его культуры. Более мягким вариантом становится сегрегация — изоляция народов и культур друг от друга, попытка их самостоятельного развития, при которой все контакты сводятся к минимуму. Так, широко известна попытка нацистской Германии полностью уничтожить во время Второй мировой войны всех евреев и цыган. Не менее известна лишь недавно отмененная политика расовой сегрега-


ции и апартеида в ЮАР, сводившая к минимуму контакты между белым и цветным населением страны.

Как правило, поводом для таких отношений становится представление о себе как о «высшем», а о других — как о «низших» этносах и культурах. Так появляется этноцентризм — психологическая установка воспринимать и оценивать другие народы и культуры через призму своей культуры. При этом подразумевается, что собственная культура превосходит другие культуры, поэтому рассматривается как единственно правильная.

9.1.4. Национальный уровень взаимодействия культур

Этот уровень взаимодействия культур возникает на базе уже существующих этнических отношений. Понятие «нация» не следует путать с понятием «этнос», хотя в русском языке оба слова нередко употребляются как синонимы (этнонация). Но в международной практике, в документах ООН термин «нация» понимается как политическая, гражданская и государственная общность.

Таким образом, национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность, государственно-политическую регуляцию, дополняется созданием государственного языка, являющегося в полиэтнических государствах и языком межэтнического общения, идеологии, норм, обычаев и традиций.

Ведущим элементом национального единства выступает государство. Оно регулирует межэтнические и межнациональные отношения внутри своих границ и в отношениях с другими государствами. В идеале государство должно стремиться к интеграции народов и наций, входящих в государство, и к добрососедским отношениям с другими государствами. Но в реальной политике часто принимаются решения об ассимиляции, сегрегации и даже геноциде, вызывающие ответные вспышки национализма и сепаратизма, приводящие к войнам как внутри страны, так и за ее пределами.

Трудности в межгосударственном общении обычно бывают связаны с тем, что нередко государственные границы проводились без учета естественного расселения людей, разделяли единые этносы или, наоборот, соединяли в рамках единого государства исконно враждующие народы. Это ведет к многочисленным столкновениям между представителями враждующих народов, примером может служить периодически вспыхивающая вражда между народностями тутси и бхутто в Центральной Африке. Также порождается стремление разделенных народов к образованию единого государства, что противоречит современным международным документам о незыблемости существующих границ.


Следует признать, что национально-культурные связи менее устойчивы, чем этнокультурные, но они так же необходимы, как и этнокультурные контакты. Без них сегодня невозможно общение культур.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь