Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формирование и усвоение медицинской культуры
Формирование медицинской культуры и ее усвоение это социально обусловленный процесс где, входя в общество индивид перенимает на себя все установленные нормы и ценности и правила. Если профессиональная медицинская культура — это продукт образования и научения, то формирование индивидуальной медицинской культуры — это естественный социальный процесс и неотъемлемая часть целостного развития личности. В социологической дискуссии существует множество теорий социализации. П. Бергер, Т. Лукман и А. Щюц стоят у истоков феноменологической интерпретации социализации. Для изучения медицинской культы в рамках этого подхода открывается огромный потенциал к раскрытию рутинизированных практик с целью прояснения сопряжённости социализации с повседневностью. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. — 323 с. П. Бергер и Т. Лукман говорят о том, что общество существует в виде объективной и субъективной реальностей, а опыт представляет собой центральный элемент «жизненного мира» человека. Медицинская социализация – это инструментальный процесс, который начинается с первых лет и продолжается на протяжении всей жизни сосредотачивая в себе три функции: экстернализацию, объективацию и интернализацию. Первичная социализация заключается в познании объективного мира через собственный опыт и опыт другого. Субъективность другого становится для нас объективно доступной, это позволяет человеку соотнести свои чувства и наблюдения с личным опытом другого, и подобрать единые интерпретации для совпавших субъективных значений. Так, в результате перенятия от других новых значений происходит сигнификация – вхождение в новый социальный мир, в котором уже живут другие. Этот процесс постоянен, он усложняется и развивается на протяжении всей жизни. Если ребенок ощущает боль он просто плачет, и родители приходят на помощь, далее он понимает, что то, что болит – это горло и может указать родителям на очаг, далее он понимает, что горло у него болит потому что он замерз по дороге со школы и т.д. Первичная социализация максимально сконцентрирована на выстраивании жизненного мира и предполагает активное включение агентов первого круга: родители, близкие родственники и т.д. Следующий, важный момент происходит тогда, когда воспринятая норма обращается в суждение (у всех, кто замерзает болит горло, следовательно, в мороз стоит одевается теплее). Так, ребенок становится частью тех, кто разделяет это суждение, а значит он идентифицирует себя с всеобщностью других – с обществом. Это решающая фаза социализации, она позволяет интерпретировать общество как таковое, устанавливая симметричную связь между объективной и субъективной реальностями, тем самым формируя новую целостную идентичность. Говоря о медицинской культуре, в рамках первичной социализации, человек учиться воспринимать себя, свое тело, понимать и классифицировать его трансформации, разделять здоровье и болезнь. В то время как вторичная социализация по Лукману – это «интернализация институциональных подморов».стр.93. Все процессы вторичной социализации сталкиваются с барьерами предшествующей ей первичной социализации. Так, возникает проблема согласования уже усвоенных и новых форм опыта. Все более активную роль играют социальные институты и их персонал. Институциональное распределение знания зависит от сложности социального распределения знания. Здравоохранение – это важнейший социальный конструкт, в основе которого лежит научный язык, сложнейшие технологии и методы. Медицина только косвенно интегрирована в повседневность человека, вследствие чего, существует граница между обыденным и экспертным представлениями о здоровье и болезни. Так, пока знание является относительно «простым», человек использует одни и те же поведенческие конструкты (когда болит горло нужно выпить таблетку «от горла» и боль пройдет). Обмен подобным опытом и знанием ничем не отличается от обыденных форм взаимодействия. При этом, если распределение знания усложняется какими-либо факторами, общество формирует специфические механизмы вторичной социализации, в рамках которых специально подготовленный персонал, призван помочь человеку разрешить его проблему. В нашем случае речь идет о медицинских учреждениях и их экспертах – врачах. Институциональные субъекты медицинской социализации существуют в объективном мире и определяют его еще до рождения каждого конкретно индивида. Субъектов первичной социализации П. Бергер и Т. Лукман называют «значимыми другими». Чаще всего ими являются родители и близкие родственники, которые принимают активное участие в конструировании картины мира ребенка. Благодаря идентификации с первым кругом социализации ребенок получает способность идентифицировать себя, приобретая субъективно сформированную идентичность. Так, усваиваются и воспроизводятся семейные традиции и типичный стиль жизни в рамках данного класса, типа семьи и т.д. Первичная социализации всегда эмоционально окрашена, чувственна. При этом вторичная социализация принимает часто формальный тон. Агентами вторичной социализации принято считать социальное окружение и другие институты, в рамках которых происходит разрастание экстернализации, наращивание новых знаний и опыта. Медицинские институты представляют собой область, в которой индивидуальная и профессиональная медицинская культуры пересекаются и во взаимодействии конструируют болезнь. (И.Гофман. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью) Социальная и личностная идентичность вырабатывает набор критериев, которые разделяют социальное окружение на знающих и незнающих. Знающие способны к когнитивному распознанию идентичностей того или иного человека на основе владения информацией о нем или основываясь на собственном первичном и вторичном опыте. Гофман отдельно отводит место специалистам по раскрытию идентичностей, зачастую профессиональный подход к распознанию идентичностей является формальной функцией некоторых институциональных организаций.[Ииииигор1] Сюда относятся те, чья профессиональная подготовка дает возможность расширять диапазон восприятия, детализировать стигму, и замечать то, что неподготовленный человек оставит без внимания. Например, профессиональные врачи и институт медицины в целом. В случае заболевания, симптом — это код, который несет в себе историю и перспективы развития. Способность к декодированию определяет и степень зримости стигмы. Если человек обладает профессиональной подготовкой или подобным опытом, который он может наблюдать среди своих пациентов, то болезнь в практиках другого может приобретет более явный вид. Вторичная социализация – это зачатую стрессовое явление как она направленна не только на усвоение нового знания и опыта, но и деконструкцию устаревших мнений практик и привычек. Пациент сталкивается не только с экзистенциональными баръерами, но и с барьерами институциональными или формальными. Бюрократизация процесса лечения и взаимодействия пациента и врача, формализм, отчуждение культивируют отход от экспертной или медицинской стратегии выздоровления и формируют установку самолечения как альтернативную стратегию преодоления болезни. М. Филд (Field M. Doctor and Patient in Soviet Russia. Harvard University Press, 1957.) проводит исследование где анализируется процесс получения больничного листа. В условиях всеобщего социального недоверия и необходимости формального подтверждения своих слов, человек вынужден предоставить на место работы больничный лист за время отсутствия, а врач, в свою очередь, находится под жестким институциональным давлением и ограничен количеством выдаваемых справок. Так, прежде чем получить помощь, пациент был вынужден убеждать врача в плохом самочувствии, а врач был вынужден высматривать прогульщика в каждом из своих пациентов. Таким образом, в формальной, бюрократизированной среде и формируется взаимное недоверие врача и пациента возникает множество критических течений, в основе которых лежит стремление индивидов избегать тотальных институтов развивая альтернативные практики поддержания здоровья: народные средства, гомеопатия, фармакологические практики, самодиагностика и т.д. Здесь на первый план выходят чувства, мнения и опыт лечащихся. Это отсылает нас к концепции «домашнего мира» П. Бергера и Т. Лукмана, где индивидам предписывается внутреннее стремление к возвращению в исходную реальность детства – «дом» - приобретение нового опыта в котором эмоционально и чувственно.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1540; Нарушение авторского права страницы