Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Тропарь воскресный гласа и святому




Слава, глас 8:Православия светило, Церкви утверждение и учитель, / монахов красота, богословов защитник непреоборимый, / Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, / провозвестник благодати, / моли непрестанно о спасении душ наших.

И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не пре́зри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.

Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После Непорочных тропари:Ангельский сонм:Ипакои. Степенны и прокимен гласа.Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое.Воскресение Христа:Псалом 50. Затем Слава, глас 8:Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее).

Первый – Воскресный с ирмосом на 4 и Триоди на 4, и святому на 6:

Канон, глас 8 (переведен со славянского).
Песнь 1

Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил:

Начав с горячими слезами / блудного сына речь, / к Тебе, Отцу всех и Богу припадаем, возглашая: / «Согрешили мы, от Тебя удалившись / и блуду рабски служа, / но прими наше покаяние!»

Пренебрег я царственным благородством, / которое Ты даровал мне, Слово, / ради меня человеком ставший! / Тяжко был я осужден ухаживать за свиньями / за вкушение греха; / но пощади меня, Спаситель, / по милосердию Твоему!

Меня, на колени падающего, Владыка Господи, / Ты, как прежде блудного сына, поспешив, прими / и, заключив в Свои объятия, / открой мне Твоего спасения пути, Человеколюбец, / вместо наемника снова делая Своим сыном.

Богородичен: Благодаря Тебе, благодати Божией исполненная, / Богоявления удостоилось человеческое естество: / ибо Ты, Дева, одна стала посредницей / между Богом и людьми. / Потому Тебя, как Божию Родительницу, / мы все достойно славим.

Иной канон святому, глас 4
Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста мои:

Риторы богодухновенные, / и из богословов лучшие, / и языки богословесные, / придите, соберитесь воедино, / чтобы воспеть по достоинству ритора Духа, / божественного Григория.

Столп веры, Церкви защитник, / великий Григорий мною да восхвалится, / превосходнейший пастырь фессалоникийский, / украшение чина святительского воистину.

С младенчества возжелал ты лучшей жизни, / и от юности возлюбил совершенный разум, отче, / и образом жизни и мысли явился сходным / соименному тебе святому, / божественный Григорий.

Богородичен: Стань для меня, Всенепорочная, / путем жизни, ведущим меня к божественным обителям, / ибо я подвергся обольщению, / и к пропастям злобы низринулся. / Возведи меня от них ходатайством Твоим.

Катавасия: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Песнь 3

Ирмос: Небесного свода Создатель:

Страхом охваченный по причине дел моих: / и дальнего отшествия, и расточенного Твоего богатства, / которое я растратил в блудных устремлениях, / в покаянии зову Тебе, Отцу и Богу моему: / «Согрешил я, спаси меня!»

На земле согрешая, я страшусь небес: / ибо знаю, каков тогда будет надо мною / суд с подробным разбирательством, / когда все предстанет, Слово, / пред лицо Твоего правосудия.

Мрачные и скверные помышления меня питали, / когда я, блудный, далеко был от Тебя, Спаситель; / ныне же взываю Тебе: / «Согрешил я, согрешил, / спаси меня, с горячей ревностью прибегающего / к милосердию Твоему!»

Богородичен: Обо́жено было сложное Адама естество, / ибо из чрева Твоего, Дева, / Бог явился носящим плоть. / Им и были избавлены от давнего осуждения / мы, обманутые в древности / ложною надеждой на обо́жение.

 

Канон святому. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица:

Струи божественных учений твоих храня, / всякого ухищрения неправославных избегаем, / и все их ополчения отражаем / твоими священными писаниями, Григорий.

Мудрости безрассудные неправославных / разрушил ты, блаженный, / Божию Премудрость ипостасную имея в сердце твоем; / Ею ты с шумом сокрушил / гнилую их надменность.



Умертвив всякое сладострастие / тленной плоти, ты, премудрый, / подвигами оживил души твоей движения, / и божественным орга́ном богословия ее явил.

Богородичен: В полном сознании и по собственному выбору / жизнь постыдную и блудную я усердно возлюбил; / но любовию божественною меня свяжи, / Дева, Божия Невеста, / божественным ходатайством Твоим.

Катавасия: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Кондак, глас 4

Ныне время добродетелей явилось, / и при дверях Судия; / не будем же унывать, но давайте, постясь / принесем слезы, сокрушение и милостыню, взывая: / «Грехов наших больше, чем песка морского, / но отпусти всем, всех Освободитель», – / дабы получить нам нетленный венец.

Седален, глас 4

Прельщение неправомыслящих / попалил ты, премудрый, / веру православных изъяснил прекрасно / и мир просветил. / Потому несущим трофеи победителем явился, / столпом Церкви, истинным иерархом; / не преставай молиться Христу / о спасении всех нас.

Слава: повторяем то же.

И ныне, Богородичен: Скоро прими, Владычица, моления наши, / и принеси их Сыну Твоему и Богу, Госпожа всенепорочная! / Прекрати нападения злоречивых суесловов, / укроти козни и низложи дерзость безбожных, / вооружающихся, Пречистая, на рабов Твоих.

Песнь 4

Ирмос: Ты – моя крепость, Господи:

Не оцененное мноюотеческих повелений богатство, / которое Ты мне даровал, / растратив в наслаждениях, / я нищим стал, лишенным дарований божественных, несчастный. / Но все же мною, кающимся со исповеданием, / не возгнушайся, Владыка Господи!

Богоприлично приняв нищету мою, / меня, издавна вдали от Тебя оказавшегося, / Ты Сам к Себе присвояешь и освящаешь меня, / к веселию приобщая, Человеколюбец: / Тело Твое божественное, Слово, / – мое призвание к спасению, – / источником веселия творя.

Чтобы нам слезами непрестанными / совершенно избавиться от вечной муки, / которую уготовал Бог для духов злых, / мы, как блудный сын, взываем: / «Согрешили мы пред Тобою, Отче, / но прими всех нас, прибегающих к милости Твоей!»

Богородичен: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, / от не знавшей мужа Девы рождается не по природному закону; / оставшись же Тем, Кем был, Он пребывает / также и с тем, что́ приобрел от нас. / Ибо в двух естествах един Сын, / во обоих сохраняет им свойственное.

 

Канон святому. Ирмос: Созерцая неисследимый Божий совет:

Открыв уста твои, отче мудрый, / ты проповедал божественную премудрость, / которой поучался в сердце твоем всегда, / и Варлаама суетного безрассудным / и безумным показал.

Зашел ты, сладчайший, как солнце, в землю / по закону естества, / но восходишь утром со Христом, немеркнущее солнце, / всех обозревая и храня твоими ходатайствами.

Явила благодать тебя, блаженный Божий, / похвалой и величайшей опорой православных, / и пастырем добрым, и вторым богословом, / и стада своего бодрым хранителем.

Богородичен: Уши душевные открой мне, Матерь Божия, / родившая Отверзшего некогда глухому уши, / и словам божественным внимать / и исполнять их удостой.

Катавасия: Созерцая неисследимый Божий совет / о Твоем, Всевышний, воплощении от Девы, / пророк Аввакум взывал: / «Слава силе Твоей, Господи!»

Песнь 5

Ирмос: Для чего Ты отверг меня:

Богатства и дарований божественных я лишился / и пришел в страну чужую, / голодом животворных благ томясь, / но Ты меня, Отче, как благой, / древней славы и сладости / по благосердию Своему исполни.

Помышление сына блудного, / в блуде жизнь растратившего, приняв, / к Отцу милостивому прибегнем, / с верой, чуждою сомнений, и сокрушением сердца, / чтобы прощение согрешений получить.

Не медли, душа моя, / в стране дальней пребывая, / но спеши скорее исповедаться Богу и Отцу, / чтобы принять освобождение / от того, что́ ты злого совершила, / жизнь свою погубив.

Богородичен: Тебя, светлое облако, / мы, пречистая Дева, знаем, / носящее в Тебе Носимого – Солнце Правды, / тьму безрассудного идолослужения разгоняющее / и разумом истинным всех просвещающее.

Тебя, светлое облако, / мы, пречистая Дева, знаем, / носящее Солнце Правды – Носимого в Тебе, / тьму безрассудного идолослужения разгоняющего / и разумом истинным всех просвещающего.

 

Канон святому. Ирмос: Изумился весь мiр о божественной славе Твоей:

Слов твоих серпом, / и священными писаниями твоими / ты вырубил ереси, подобные терниям, / и плевел чуждые побеги, / и посеял православного благочестия семена, / священноначальник Григорий.

Слова твои, всемудрый, и досточтимые писания / являются их читающим росой небесной, / медом из скалы, хлебом ангельским, / нектаром, амброзией, сладостью, приправою, Григорий, / и источником живой воды.

Общим учителем признает тебя земля и море, / столпом священным православия / и досточтимым арсеналом догматов, / мудрым священным богословом, / сообитателем и сопричастником апостолам, / единого с ними нрава

Богородичен: Струями умиления скверны сердца моего / смой, непорочная Дева, / и покаянное устроение мне даруй, / Твоими священными молениями к Богу милосердному, / Которого Ты неизреченно родила.

Катавасия: Изумился весь мiр / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

Песнь 6

Ирмос: Я пролью молитву к Господу:

Как младший Твой сын я стал / и богатство Твое бедственно растратил / уклонением в злую жизнь; / и, благ Твоих лишившись, Человеколюбец, / прихожу к Тебе, Отцу и Богу моему, / и прошу прощения.

Участь странника жестокую я получил / и пасти свиней был осужден, / ибо расточил мое богатство, / которое Ты мне милостиво так скоро дал, / и был всего лишен; но Ты, как Бог, / надо мною сжалься.

Не имею по грехам моим дерзновения; / не могу я ни взора возвести / и смотреть на неба безмерную высоту, / ни назваться сыном Твоим я, блудный; / но не по моим заслугам сжалься надо мною, Человеколюбец, / имеющий безмерную милость.

Богородичен: Несказанно Твое рождество / и неизреченен образ рождения Тобой Христа, Девица: / как Ты Бога превыше постижения рождаешь, / непорочным девство сохраняя. / Потому мы все Тебя, / истинную Богородицу, достойно славим.

 

Канон святому. Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый:

Сокрушена суетная надменность / и язык Варлаама безумного / словами, и учениями, и остротою разума премудрого царя / и твоею, Григорий.

Божественную лиру Духа, / трубу, ясно провозглашающую божественные тайны, / фессалоникийского предстоятеля, / богословский язык песнопениями почтим.

Некогда ты, народа предводитель, / как столп огненный врагов веры попалил, / верных же собрания просветил, / богомудрый отче Григорий.

Богородичен: Стань для меня, всечистая Владычица, / тишиною и убежищем утешения, / переправляя к божественной пристани, где нет волнения, / и страстей моих бурю укротив.

Катавасия: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

Кондак святому, глас 8

Мудрости священный и божественный орга́н, / богословия громкую трубу / мы стройно воспеваем тебя, Григорий богословесный. / Но, как ум, стоящий близко к Верховному Уму, / к Нему ум наш, отче направь, дабы нам восклицать: / «Радуйся, провозвестник благодати!»

Икос: Ангелом явился ты на земле, / неизреченные дела Божии людям возвещая: / ведь речами, достойными бесплотных, удивил ты нас, / хотя и обладал умом человеческим и плотию, / и убедил взывать тебе, богословесный, так:

«Радуйся, ибо чрез тебя тьма отогнана; / радуйся, ибо чрез тебя вместо нее явился свет.

Радуйся, несозданного Божества вестник; / радуйся, измышленного и неразумного учения истинный обличитель.

Радуйся, высотой неудобовосходимой Божественное естество назвавший; / радуйся, глубиною труднопостижимою Его действие нарекший;

Радуйся, ибо о славе Божией ты прекрасно возвестил; / радуйся, ибо мнения злокозненных ты отверг.

Радуйся светило, показавшее Солнце; / радуйся чаша, питие божественное подающая.

Радуйся, ибо чрез тебя истина сияет; / радуйся ибо чрез тебя померкла ложь.

Радуйся, провозвестник благодати!»

Песнь 7

Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши:

Дерзновения я не имею / назваться сыном Твоим, Отче человеколюбивый; / как одного из наемников Твоих принять меня молю. / Не гнушайся мною, взывающим: / «Отцов наших Боже, благословен Ты!»

Осквернившие жизнь своим прежним поведением / и погубившие изначальное благородство! / Прибегнем к единому Отцу и Богу нашему, / чтобы горячим покаянием спасение получить.

Жесток хозяин, которому служить как раб / осужден был я, несчастный, / а голод, который терпел я, свиньям угождая, / крепок и нестерпим; / но, обратившись, прошу, Спаситель: / «Помилуй меня!»

Богородичен: Умерщвленное естество Ты оживила, / одна Жизнь родившая, Дева Богородица. / Потому мы, верные, знаем как свое спасение / Тебя, отцов наших Бога по плоти родившую.

 

Канон святому. Ирмос: Не почтили богомудрые:

К словам твоим приобщающиеся и писаниям, Григорий, / просвещаются Богопознанием, / и являются полными духовной премудрости, / и о нетварной благодати / и энергии Божией богословствуют.

Меч и стрелы неправомыслящих / ты совершенно сокрушил, / и гордыню Варлаама, и всю силу еретиков / как ткань паука расторг / подобно камню величайшему, святитель.

Запечатана твоими словами, и учениями, / и писаниями вера благочестивых, / а дерзость ереси прекратилась, Григорий, / и остановлено разрушение православия / и сила неправомыслящих.

Богородичен: Зная Тебя, воистину источник исцелений, / мы, иссушаемые болезнями страстей, / черпаем спасение и божественные струи и взываем: / «Благословен, Всечистая, плод Твоего чрева!»

Катавасия: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»

Песнь 8

Ирмос: Семикратно печь Халдейский властитель:

Безмерного, Владыка, / и многого милосердия Твоего богатство / знаем мы, в Тебя уверовавшие. / Потому все припадаем к Тебе, с блудным сыном горячо взывая: / «Прими согрешивших и к Тебе прибегших, / ибо нет греха, который мог бы / человеколюбие Твое, Милосердный, превозмочь!».

По милосердию Своему, Владыка, Себя смирив, / Ты к падшим Твоим сынам приблизился: / ибо Сам, Человеколюбец встретил падших, / и целуешь их, и спасение даруешь; / если же кто падет и низко, / Ты, будучи милостив, не гневаешься, / как Человеколюбец.

Страшнейший суд меня встретит, о Владыка! / Ибо видя Тебя, человеколюбивого и беззлобного, / не прибегаю к Тебе, взывая блудного сына гласом, / но в лености жизнь провожу; / Ты же будь милостив ко мне / и от осуждения того избавь, о Милосердный, / ради моего покаяния.

Троичен: Не трех богов славим, но единое Божество, / однако воистину Три Ипостаси чтим: / Отца нерожденного, / и Сына рожденного от Отца, / и исходящего от Отца Святого Духа, / как Бога единого – Трех, / – хотя и о Каждом говорится, что Он – Бог, / – верою славимых.

Богородичен: Меня, под бременем напастей многих преклоненного / и печалей бурею потопляемого, / Ты, всенепорочная, пристанище спасения, / Твоею молитвою, Пречистая, избавь / и, исторгнув от всех бед, спаси: / чтобы я Тебя, Богородицу, достойно славил / как горячую Заступницу, во все века.

 

Канон святому. Ирмос: Отроков благочестивых в печи:

Предстоишь ты ныне престолу Всемилосердного, / как один из великих богословов, / и единый с ними нравом, всемудрый Григорий, / Фессалоникийский предстоятель, иерархов красота, / блистательно украшенный славою священноначалия, / и ныне Богу служащий.

Зная чистоту помышления твоего / и прежде чрева, и прежде зачатия, / Бог ясно возвестил верному боголюбивому царю / о тебе, как о непобедимом Церкви защитнике; / потому по незыблемым канонам ты был запечатлен / мvром архиерейства.

Явно побеждается и терпит бедствие / собрание Акиндина многобедственного/ дланью твоею и мудрыми твоими речами, / преславный Григорий, фессалоникийский предстоятель; / и, как исчезает дым, рассеяно гнилое скопище / твоим громогласным и богословским языком.

Богородичен: Слово Божие в Тебе, Дева, / естество смертных, страстями погребенное, / преобразило по крайней благости / и все обновило и освятило; / потому, благодаря Тебе спасенные, / мы славословим Тебя во все века.

Катавасия: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Песнь 9

Ирмос: Изумилось тому небо:

Радости и веселия исполни ныне, / когда ради меня заколот Твой телец, / от Тебя того ожидающую душу мою, Боже! / Заблудившегося меня прими, / и умерщвленного к жизни возведи, / и в божественную одежду спасения – в нетление / меня облеки.

Души, удаленные от Бога / и дарований божественных лишенные! / Придите с горячим усердием, / и будем, взяв примером обращение сына блудного, взывать: / «Отче благой, Который на небесах! / Согрешили все мы пред Тобою, / очисти и спаси прибегающих / к милости Твоей».

Как имеющий великое множество милосердия, / не гнушайся мною, Господи, Господи, / во многих услаждениях растратившим свое богатство, / и к Тебе ныне прибегающим, / и взывающим блудного сына гласом: / «Согрешил я пред Тобою, спаси / прибегающего к Твоей милости!»

Богородичен: Спасения пристанищем, / и Наставницей, и Покровительницей / Тебя имею я, раб Твой; / и да избавлюсь от всех тяжких преткновений / мольбами Твоими к Богу, благая Владычица: / ибо на Тебя я всю мою надежду возложил с любовию, / чтобы с верою величать Тебя.

 

Канон святому. Ирмос: Всякий на земле рожденный:

Зеркалом Божиим ты стал, Григорий, / ибо по образу Божию созданное естество непорочным сохранил; / ум же владыкой над страстями плотскими мужественно поставив, / то́, что по подобию Божию приобрел. / Потому соделался ты домом Святой Троицы светлейшим.

Царь благочестивый своим союзником являет / тебя, крылатого, как бы по воздуху ходящего, / всего исполненного Божественного Духа, / против безумного и суемудренного Варлаама, / неправо в высоту о Боге вещавшего, / ты же его законно победил.

Весь сделавшись исполненным / превосходнейшею мудростью, славный, / свет миру ты возжег, / источив православия догматы: / ведь вступив в дружбу с высшей философией, премудрый, / ты страх божественный зачал во чреве / и словеса Духа породил.

Богородичен: Песнь благодарения мы, верные, / согласно Тебе приносим: / ибо Ты расторгла древнее наше проклятие, Божия Родительница, / и все мы, благодаря Тебе, / плоды благословения божественного получаем: / спасение, просвещение и милость, / и радость вечную.

Катавасия: Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Ексапостиларий воскресный
и затем Триоди

Слава, святому: Радуйся, отцов похвала, / богословов уста, безмолвия обитель, / премудрости дом, / учителей совершенство, пучина слова. / Радуйся, деяния орга́н, созерцания предел, / радуйся, целитель недугов человеческих. / Радуйся, Духа святилище, живущий и по смерти отче.

И ныне, Богородичен: Владычица, всего Царица и всех высшая, / и все горние воинства превосходящая! / Простри могущественную Твою руку и мир сохрани; / благослови священников, Тебе священнодействующих, / монахов же прости, молящих Тебя. / Умиротвори всех людей, и тех, кто стоит у власти; / воинство же укрепи во время брани; / град сей сохрани, святая Богородица, / и ныне нас узреть сподоби / Небесное Царство и райскую дверь, / когда сядет Судия судить вселенную, / при втором и страшном пришествии Своем, / Владычица Ангелов!*

На «Хвалите:» стихиры воскресные Октоиха
и Триоди 4

Глас 1:Блаженную жизнь в мире завершив, / и ныне радуешься вместе с сонмом блаженных, / и на земле кротких, как сам кроткий, живешь, иерарх Григорий, / и благодатью чудес богатеешь от Бога, / подавая ее чтущим тебя.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.) Главная | Обратная связь