Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конкретные иллюстрации различных услуг и наград (по объекту)
I. Положительно-активные награды-услуги. Этот вид услуг-наград заключается в совершении тех или иных актов в пользу тех или иных дестинаторов. Вполне понятно, что здесь услугой является или самосовершение определенных движений, поступков и т. д., или же соединение этих поступков с теми или иными вещами, передаваемыми посредством этих актов тому или иному дестинатору. Сообразно с этим можно различать услуги-награды беспредметные и предметные. Возьмем для иллюстрации следующий пример из " Илиады", изображающий жертвууслугу Богам. Так он взывал, — и услышал его Аполлон сребролукий. Кончив молитву, ячменем и солью осыпали жертвы, Выи им подняли вверх, закололи, тела освежили, Бедра немедля отсекли, обрезанным туком покрыли Вдвое кругом и на них положили останки сырые. фундамент, основание (лат.).
==108 Жрец на дровах сожигал их, багряным вином окропляя, Юноши окрест его в руках пятизубцы держали. Бедра сожегши они и вкусивши утроб от закланных, Все остальное дробят на куски, прободают рожнами, Жарят на них осторожно и, все уготовля, снимают... Громкий пеан Аполлону ахейские отроки пели, Славя его, стреловержца, и он веселился, внимая'. Здесь в этом факте услуги-награды, преподносимой Аполлону, с целью добиться и от него, в свою очередь, услуги-награды, мы видим, что услуга состоит, с одной стороны, в движениях, в актах, являющихся средством для передачи ряда " благ" Аполлону (ячмень, бедра, жир, вино), с другой стороны, — в ряде актов, которые уже сами по себе являются услугами (" хвалебный пеан распевая" ) и возбуждают в душе дестинатора наслаждение. Подобных примеров " Илиада" дает множество... То же мы встречаем и в междучеловеческих наградах-услугах. Агамемнон, желая смягчить гнев Ахиллеса и привлечь его к участию в битве, к которой тот не обязан, обещает ему исполнить следующие услужные акты: Гнев отложи, сокрушительный сердцу! Тебе Агамемнон Выдаст дары многоценные, ежели гнев ты оставишь. Хочешь ли, слушай, и я пред тобой и друзьями исчислю, Сколько даров знаменитых тебе обещал Агамемнон: Десять талантов золота, двадцать лоханей блестящих, Семь треножников новых, не бывших в огне. и двенадцать Коней могучих, победных, стяжавших награды ристаний. Истинно, жил бы не беден и в злате высоко ценимом Тот не нуждался бы муж, у которого было бы столько, Сколько Атриду наград быстроногие вынесли кони! Семь непорочных жен, рукодельниц искусных, дарует, Лесбосских, коих тогда, как разрушил ты Лесбос цветущий, Сам он избрал, красотой побеждающих жен земнородных; Их он дарит; и при них возвращает и ту, что похитил, Брисову дочь; и притом величайшей клятвой клянется: Нет, не всходил он на одр, никогда не сближался он с нею2. Те же приблизительно подарки обещает за шпионство Гектор, Агамемнон Тевкру, Приам Ахиллесу, Ахиллес победителям состязания. Ахиллес в честь Патрокла закалывает 12 юношей и т. д. Во всех этих примерах услуга заключается не только в тех или иных движениях, но, для того чтобы эти движения могли быть услугой, к ним еще присоединяются те или иные вещественные дополнения — блага (предметные услуги — награды). Но так же как и в человекобожеских услужно-наградных отношениях, и здесь, в междучеловеческих отношениях, имеется ряд актов, которые уже сами по себе являются услугой или наградой. Эти акты выступают в виде " похвал", славословий, воспевания доблестей, исполнения ряда действий и т. д. Таковы, например, подвиги Ахиллеса, состоящие в актах уничтожения врагов, акты и действия Гектора по отношению к троянцам, подвиги Одиссея и т. д. ' Гомер. Илиада. 1: 457—466, 473—474. 2 Там же. 9: 260—275.
==109 Все они являются уже сами по себе услугой ввиду их сверхнормального и выдающегося характера, в то же время совпадающего с исрмой или с шаблоном должного (беспредметные услуги-награды)'. Частным видом беспредметной награды уже и здесь выступает Слава, ради которой жертвуют жизнью и Ахиллес, и Гектор. Что касается Библии, то здесь в качестве предметных дополнений актов услуги фигурируют: человек и его жизнь, земля, скот, серебро, золото, шерсть, кожи, ароматы, драгоценные камни, города, люди и т. д.2. Беспредметные же акты услуги-награды совершаются опять-таки в форме молитв, тех или иных поступков и в отвращении врагов Богом, в избавлении от болезней, в уничтожении египетских первенцев и т. д. Предметным же видом награды и является рай в Новом завете. Особенно ярки примеры наград или услуг с предметными дополнениями в Коране... " Питающие же страх к величию Господа получат в обладание два сада. Какое же из благодеяний Господа вы будете отрицать? Оба украшенные рощами. Какое же из благодеяний... В каждом из них по живому источнику. Какое же..Β каждом из них всяческие плоды двух видов. Какое же... Отдыхая, они прилягут на ковры, у которых подкладка сделана из парчи. Плоды в обоих садах будут на такой высоте, чтобы каждый желающий мог сорвать их. Какое же... Там будут молодые девы со скромными взорами, до которых никогда не прикасались ни человек, ни гений. Какое же... Они походят на гиацинты и кораллы. Какое же... Разве не благом будет награда за благое? Какое же... №г ' '. '''%' Кроме двух садов будут еще два сада. м" '" Два сада, покрытые зеленью. Там будут плоды, пальмы и гранатовые деревья. Там будут добрые, прекрасные женщины и т. д.". Да будет благословенно имя Господа, преисполненного величия и великодушия... " Все это дано будет вам в виде награды. И усилия ваши будут признаны" 3. Если взять описания рая или вообще загробного блаженного мира в том виде, в каком они существуют в различных религиозных верованиях, начиная с представлений первобытных народов и кончая высочайшими религиозными системами, то здесь выступают бесчисленные виды предметных наград-услуг в самых причудливых сочетаниях и комбинациях. ' Массу примеров как предметных, так и беспредметных положительноактивных услуг-наград читатель найдет у Дюркгейма в его " Les formes é lé mentaire de la \к religieuse". P. 465—592. 2 См. последовательно: Бытие. 1: 28; 41: 36—43; 15: 18; 30: 28—32; 38.17; Исход. 25: 1 -8, 29: 18. 21—25; Левит. 4—6, 26. 3 Коран Магомета. LV. Ст. 46—78; LXXVI. Ст. 15—22; см. также: LXK, LXXIV, LXXVI и др.
К оглавлению ==110 Утопии о будущем счастливом и блаженном состоянии человечества дают также немало примеров предметных наград-услуг. Причем следуег заметить, что в качестве предметных дополнений наград выступают как в божеско-человеческих отношениях, гак и в чисто человеческих формах услужно-наградного общения самые разнообразные вещи, вообще почему-либо считающиеся пригодными, желательными и нужными данным народом или индивидом. Там. где не установилась еще единица обмена, там, понятно, в качестве предметов услуги-награды выступают самые разнообразные объекты. Там же, где такая единица уже ί β κ или иначе начала устанавливаться или установилась, там, понячно, эта единица обмена бывает и наиболее обычным предметным дополнением услуги-награды. Например, в Библии и огчасти уже в " Авесте" 1аким наиболее «" юы-шым, предметом награды с-туАиг ског, ибо он был единицей обмена у этих народов в данную эпоху. У охотничьих народов таким предмет ом были шкуры и меха, у земледельческих — пшеница, рожь, маис. ι абак, рис и пр.; у рыболовов — в Норвегии, например, сушеная треска; у рабовладельческих народов рабы; в средние века большую роль играли на1рады землей (феоды и бенефиции) Позже, когда в употребление вошли металлы. - обычным предметом награды сделались они или в слитках, или же (позже) в форме монеты В современном нам обществе с его единицей обмена — деньгами — вполне естественно, что деньги являю ι ся наиболее обычным предметом награды-услу! и. Награждение или услуга в форме передачи денег, как и любой единицы обмена, равносильна (за редкими исключениями) любой Haï раде-услуге, ибо на деньги все уожно приобресги... Что же касается беспредметных услуг-наград, то сеть таких услуг-наград, где yeiyroriнаградой является уже совершение самою aKia, то этот вид, как видно отчасти уже из приведенною, высгупае! во всевозможнейших формах. В " Илиаде" ' такими услугами-наградами являются, например, для ахеян действия Ахиллеса, Одиссея, для троянцев — действия Гек гора, молигвы богам, мнение лосгупки богов, например Афины, о ι вращающей вражеские копья ο ί Ахиллеса, и пр.' Уничтожение врага, огвращение опасности, спасение кою-нибудь в той или иной форме, избавлеьие от страданий, сообщение истинных сведений о чем-либо, например о вражеских силах, 1ожь. например обман неприятеля или врага, просто физическая pa6oia - рыгье рва, канавы, перенесение тяжестей и т. д. и т. д. — все ло было и может быгь беспредметной услугой-наградой. Нет ни одного акта. который по своему магериальному содержанию не мог бы почему-либо быть услуюй-nai радой. Из сказанного видно, что исчерпать все конкретное многообразие беспредмещых, а равно и предмегных актов услуги-награды невозможно... II. Отрицательно-пассивные услуги-награды (abstinere — воздержание). В эту категорию услу·] -наград входят акты воздержания от какого-либо поступка, который можно было бы безнаказанно совершить. Простейшим примером этой категории является, например, факт воздержания от взыскания долгов с моего должника. В этом случае я воздержива- ' К этой же категории услу1-нагрл ί ο ι & ·ι υ быть отнесены и многие акты, рекомендуемые ''чаповедями блажен1'д^' Ль 11 милосердия, печ< 1 ювания (плачущий), κ ρ ό τ ο ι. 1И. алкания и жаждан.! » пр. дды, ак1ы чистоты сердцл все это по смыслу своему беспрсдмечные услмги-nair^ 1ы положительно-аьгивного характера.
==111 юсь ог поступка, который мог бы безнаказанно сделать. Дальнейшими примерами являются: воздержание от брака, от безгрешных мирских удовольствий, воздержание от обладания и употребления тех или иных " благ", обладания и употребления вполне законного и безгрешного. Все эти последние факты составляют факты услуги-награды с точки зрения христианства. Все акты " непротивления злу" в нравственной системе Толстого — почти целиком относятся к этой категории... И здесь, как и в области положительно-активных наград, можно различать предметные акты услуги-награды от беспредметных. В категорию первых входит не совершение таких актов, смысл совершения которых заключался бы не в самом факте совершения, а в отнятии (вполне допустимом) посредством этих актов от кого-нибудь тех или иных " благих" предметов. Возьмем для примера факт взыскания долга с кого-нибудь. Здесь центр услуги заключается не в самом отказе от тех поступков, которые необходимы для взыскания, а в том. что благодаря несовершению ряда этих поступков в обладании должника остается тот или иной желательный для него предмет ( земля, деньги, дом и т. д.). Если же теперь возьмем такие акты, как вполне " законное" оскорбление, или ошельмование, или убийство, или истязание кого-нибудь, го здесь уже самый отказ совершить те или иные действия будет составлять услугу-награду. Например, отказ сдирать кожу с кого-нибудь, или убивать кого-нибудь, или обесчестить кого-нибудь и т. д. Отрицательно-пассивные услуги первого рода будут предметными актами услуг-наград, отрицательно-пассивные услуги второго рода — беспредметными... Если теперь мы спросим себя, в каких конкретных формах проявлялись предметные услуги данного вида, то опять-таки принуждены будем ответить: в бесконечно разнообразных. На протяжении истории человечества мы встречаем отказ тех или иных лиц от самых различных предметов; отказ от людей — сына, отца, жены, дочери и т. д., когда эти люди могли бы поступить в полное распоряжение кого-нибудь. Оставляя эти " предметы" в руках отца, родных, мужа и т. д., услужник тем самым не совершал (воздерживался) ряд действий и этим самым оказывал существенную услугу тем или иным дестинаторам. Примером может служить, например, отказ Иеговы от Исаака. Его требование к Аврааму — принести в жертву сына — с точки зрения Авраама не являлось преступлением, и он готов был повиноваться этому требованию. Но Иегова отказался от этого требования, оставил Исаака Аврааму и тем самым совершил ему услугу. Другими примерами могут служить ряд фактов из истории войн. Победитель, взяв, например, город, имел право отнять сына у отца. жену от мужа и т. д.; чо раз он не делал этого — тем самым совершал предметную услугу данного вида тем, у кого он не отнимал этих людей. Наряду с людьми в качестве предметов отказа фигурировали и фигурируют самые различные ценности: земля, скот, пища. деньги, дома, предметы украшений, целые области, города, села. деревни и т. д. Точно так же бесконечно разнообразны и беспредметные отрицательно-пассивные услуги-награды. Воздержание от самых различных актов (не противоречащих шаблонам) выступает в истории в качестве услуг данного вида: отказ от убийства кого-нибудь, когда это убийство допустимо, отказ от истязания кого-нибудь (например, от пытания огнем, водой, железом и пр.), когда это истязание не составляет преступ-
==112 ления, отказ от изнасилования женщины или девушки, когда оно не считается преступным, от посрамления, оскорбления, оплевания и т. д. — все эти факты воздержания от тех или иных актов составляют уже услугу-награду по отношению к этим жертвам или другим липам. III. Активно-терпеливые услуги-награды (pâ ti). Под данным видом услуг-наград я понимаю акты терпения кем-нибудь тех или иных поступков, которые безнаказанно можно было бы не терпеть. Большинство заповедей Христа, например заповедь о подставлении другой щеки тому, кто ударит по одной, причисляют к данному виду. С нашей точки зрения эти заповеди, как и заповедь " блажени есте, егда поносят вас и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради", целиком относятся к данной категории, при том, конечно, простом условии, что эти заповеди рассматриваются не как обязательные должные нормы, на исполнение которых кто-нибудь имеет право претендовать, а как добровольные услуги-награды. А что так эти заповеди можно понимать — это следует из того, что здесь не дана карательная мотивация, а только наградная. " Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах". И действительно, как эти, так и аналогичные акты терпения многими переживаются именно как нечто добровольное, как услуга. Там же, где смотрят на выполнение их как на обязанность и приписывают кому-нибудь соответственные права на подобные акты, — там, конечно, в категорию услут -наград эти акты не входят. Основное различие данной категории от предыдущей заключается в том, что в предыдущей категории центром действия является сам субъект услуги, ему нужно воздерживаться от тех или иных действий, он не должен подвергать тем или иным воздействиям других лиц. Здесь же действие исходит от других лиц, здесь субъекта услуги подвергают тем или иным воздействиям, которые он должен терпеть, если хочет совершить услугу-награду... Конкретных примеров данного вида услуг-наград опять-таки великое множество. И здесь можно различать предметный вид от беспредметного. Терпение, например, ряда действий, отнимающих у кого-нибудь то или иное " благо": жену, дегей, родных, деньги, дом, землю, скот, имущество и т. д., можно причислить к предметному типу, тогда как терпение, например, издевательства, оскорбления, насилия, истязания, заключения в тюрьме и т. д. и т. д. может служить примером беспредметного типа активно-терпеливых услуг-наград'. Из сказанного видно, что в конце концов всякий акт услуги-награды сводится или к одному из этих трех основных типов, или к их комбинации. Все известные виды наград: выражение монаршей милости, благодарности и похвалы, раздачи титулов, венков, золотых цепей, орденов, передача одежды или пищи со своего стола, возведение в высший чин, передача поместий, освобождение от тех или иных обязанностей, триумфы, передача в полную власть целых областей и городов в кормление и т. д. вплоть до награды: " проси, чего хочешь" — все эти акты входят в указанную классификацию услуг-наград. Даже такие награды, как " память потомства", " популярность", " слава" и т. д.. награды, ради которых масса людей пожертвовала своей жизнью, начиная с дикаря, подвергающего опасности свою жизнь, с воинов, храбро умиравших в битвах, с рыцарей, сражавшихся на турнирах, с Герострата, сжигающего великолепный храм, и кончая баррикадами, актами ' Множество примеров как пассивно-отрицательных, так и активно-терпеливых услуг-наград дано Дюркгеймом в его книге: " Les tonnes é lé mentaire de la vie religieuse". П. 427—464.
==113 самопожертвования, замуровыванием себя в четырех стенах кабинета и ί. д., -- все эти виды наград в конечном счете могут быть разложены на приведенные типы услужно-наградных актов. Из сказанного же видна та огромная распрос граненное! ь и та огромная роль, которую играют услужно-11^градные огношения в социальной жизни. Все сказанное, есгественно. применимо и к npeci y пно-карат ельным актам. § 8. Шаблонизация кар и наград Изучая взаимод^йс1вие услми-награды и преступления-наказания, мы не можем не 01ме; ить ί ο γ фак1. что и на1радные и карательные акты, б\дучи (.начала нешаблонными, постепенно шаблонизир ι юте ч В каждой постоянной социальной ipynne с 1ечением времени устанавливается определенный курс преступлений и ycnyi, то есть устанавливается вполне определенное наказание за определенное преступление и определенная на1рада за определенную услугу... За каждый акт, например за повреждение носа, ушей, зубов, глаза, ноги, руки, пальца. — на все }С! анавливаегся определенная цена — карательный прей(->? уранг. Уголовно-правовые кодексы, в частости, и представляют не что иное, как подобный карательный прейскурант. В них одна 4iicib статьи указывает определенный ак1, а друтая ча^гь — карательное " вознаграждение" за него... То же самое применимо и к услугамнаградам. Хотя специальных " уложений о наградах" и не имеется еще в сводах законов, но множество статей, разбросанных по различным частям и отделам, есть в каждом своде законов. И эти статьи, подобно карательным, также делятся на две полоьины одна половина статьи определяет у^лужный акт, другая определенную награду за него. Достаточно с этой целью указагь на табель о рангах, ш статьи, трактующие о наградах (ордена, знаки монаршей милости, аренды, пенсии, кафтаны и т. д.). Правила, указывающие порядок и условия их получения, суть не что иное, как правила, определяющие характер услужного акта, с одной стороны, и вид соответственной награды — с другой... Например, для получения первого классного чина (награда) от индивида требуется столько-то лет службы, такой-то образовательный ценз и т. д. (подвиги). Для получения ордена Станислава 2-й степени требуемся то-то и ί ο -τ ο... Подобная шаблонп1ация происходит не только в области государственного права, но и в любой обласги социальной жизни. Для того чтобы получить, например, звание магистра (награда), требуется ряд определенных подвигов, для докюра — ряд других. Как в случае государственной службы, так и зд^ь общество не принуждает никого к этим подвигам. Оно только рсь^мепдуе! их и говорит: " Я тебя не обязываю быть статским советникам или профессором; хочешь или не хочешь ты быть ими — это твоя доСрля во гя. Но если хочешь получить эти награды, то выполни гакие-то и ι дкие-то подвиги". Таким образом, д силу ряда причин (о которых будет идти речь ниже) кары и награды из нсшаблонизированных форм переходят в шаблонизированные и вполне точно зафиксированные'. ' Доказывать, что вначале ни кары, ни награды не были зафиксированными и зависели от воли карателя и награждателя, автор считает изчишним, гак как это истина, известная всякому, кто немного занимался сравни гельной историей права, этнографией, этрологией и историей культуры.
==114 Этот процесс есть лишь частный случай общего менового процесса, где сначала обмен вещи на вещь ничем не регулировался и не было установлено никаких эквивалентных меновых ценностей. С течением времени эквивалентность и шаблонность устанавливается: " За такую-то вещь можно получить то-то". Далее — шаблонизируется постепенно и сама единица обмена: все ценности начинают выражаться одной ценностью, каковой становятся деньги. Мало-помалу всякая вещь получает вполне определенную цену, выраженную в деньгах, и шаблонизация таким образом достигает своего высшего развития. 00.htm - glava09 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы