Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Марио Кастельнуово-Тедеско (1895-1968).



 

КАСТЕЛЬНУОВО-ТЕДЕСКО (Castelnuovo-Tedesco) Марио, (1895-1968), Италия-США, композитор и пианист. Родился 3 апреля 1895 года во Флоренции в итальянской еврейской семье. В 1939 г. уехал в Соединенные Штаты. Писал музыку к кинофильмам. М. Кастельнуово-Тедеско был не только выдающимся композитором, но и прекрасным педагогом: с 1940 года преподавал в Лос-Анджелесской консерватории музыки (позднее - Калифорнийский институт искусств). Он активно работал и на композиторском, и на педагогическом поприще вплоть до самой смерти 16 марта 1968 года в Лос-Анджелесе (Калифорния). Марио Кастельнуово-Тедеско был очень плодотворным композитором. Под влиянием и благодаря творческому содружеству с Сеговией, начало которому было положено в 1932 году, Кастельнуово-Тедеско написал множество гитарных произведений, внеся значительный вклад в гитарный репертуар. Это, в первую очередь, два концерта для соло гитары и один для двух гитар, а также Capriccio diabolico (" Дьявольское каприччио" ) – дань восхищения и уважения к Паганини и его " демоническому" таланту.

Первоначально Кастельнуово-Тедеско создал для гитары цикл " Вариации через века" из трех пьес (Чакона, Вальс, Фокстрот), затем 4-х частную сонату " Дань почтения Боккерини", " Дьявольское каприччио". В 1938 году во Флоренции, незадолго до эмиграции в Америку, им под руководством А. Сеговии была написана первая часть гитарного концерта, а позднее созданы и две остальные.

Таким образом, Кастельнуово-Тедеско – первый композитор ХХ века, создавший Концерт для гитары с оркестром (ор. 99). Среди гитарных сочинений композитора также Квинтет, дуэты, " Платеро и я" для гитары и чтеца, пьесы для голоса с гитарой и др.

 

Хоакин Родриго (1901-1999).

Произведения мастера, оставившего след в новой испанской музыке, остались почти неизвестны в других странах, причиной этого, во-многом, стали трагические события второй половины 30-х годов ХХ столетия, ограничившие рост и распространение испанской музыки. Пожалуй, единственно известным и популярным его произведением является «Аранхуэсский концерт». Имя этого мастера – Хоакин Родриго. Уроженец Валенсии, он долго жил в Париже, где имел возможность услышать «Балаганчик» Мануэля де Фальи, который произвёл на него сильное впечатление, и познакомился с музыкой Стравинского. Всё это имело важное значение для формирования его композиторского облика. Большое место занимают у него песни и романсы, которые получили всё же признание публики и вошли в исполнительский репертуар.

Хоакин Родриго родился в городке Сахунта (Sagunt) провинции Валенсия 22 ноября 1901года. И с югом Испании – Валенсией, городом голубых и серебряных куполов, лазурного моря, синего, как сапфир неба и воздуха, напоённого ароматом апельсиновых садов, - оказались связаны детские и юношеские годы Хоакина. Но возможности наслаждаться этим волшебством красок маленький Хоакин был лишён: в трёхлетнем возрасте он ослеп. Лишив зрения, судьба, словно взамен, одарила мальчика редким музыкальным даром. И тончайший слух Хоакина, подобно вспышке молнии, разорвал мрак ночи. С детских лет музыка стала содержанием его жизни, способом общения. Родителей Хоакина, его первых учителей музыки – Франсиско Антича и Энрике Гома – поражала лёгкость, с которой он научился играть на фортепиано и скрипке, овладевая основами композиции.

Первые же публичные исполнения сочинений Хоакина – «Два эскиза» для скрипки и фортепиано, «Хуглары» и Канцонетта для оркестра – сделали его имя известным в Валенсии.

Хоакин Родриго – мастер музыкального пейзажа. В его звуковых картинках неизменно преобладают светлые, серебристые краски. Именно поэтому содержание пьесы «Сумерки над Гвадалквивиром» из фортепианного цикла «Четыре андалусских эстампа» можно, точнее выразить, прочитав название так: «От сумерек к свету». Характерны для Родриго романсы на слова неизвестного поэта XVI столетия. Здесь чувствуется стремление композитора обновить привычную сферу испанской камерной музыки.

Среди произведений Родриго особенно интересны его инструментальные концерты. Популярный «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром (1939), написанный с блеском и элегантностью, проникнутый биением ритмического пульса и яркий по тембровому колориту, посвящён Рехино Сайнсу де ла Масе и им впервые исполненный в Барселоне в 1940 году. В «Концерте в галантном стиле» для виолончели композитор воскрешает живой юмор и образность сарсуэлы. А в «Концерте-серенаде» для арфы разработаны элементы лютневого стиля, напоминающие о фантазиях Луиса Милана. Всё это полно выдумки и изобретательности, свидетельствует об отличном знании инструментов и понимания особенностей жанра и принадлежит к числу интересных страниц испанской концертной музыки.

Сочинения Хоакина Родриго, созданные им за шесть десятилетий творческой деятельности, - одна из вершин испанской музыки второй половины ХХ века. Могучий талант художника-творца, овладевшего высшими достижениями не только испанского, но и мирового музыкального искусства, в том числе и русского, создал неповторимую галерею национальных образов – Испанию Хоакина Родриго.

Кроме принесшего, Хоакину Родриго, мировую славу «Аранхуэсского концерта», композитором были созданы такие концерты, как Концерт-мадригал для двух гитар с оркестром, Андалусский концерт для четырёх гитар с оркестром. Среди сочинений Родриго для гитары-соло – «Похвала гитаре» и пьеса «Приглашение и танец», написанная в память Мануэля де Фальи и получившая первую премию на Международном конкурсе гитаристов в 1961 году во Франции.

Вклад Хоакина Родриго в современный гитарный репертуар уникален. И в этом немалую роль сыграли творческие контакты композитора с Андресом Сеговией. Для Сеговии Родриго создал цикл «Три испанские пьесы» (Фанданго, Пассакалия, Сапатеадо).

Особой популярностью пользуется Фанданго. В исполнении Сеговии пьеса предстаёт красочной, многоплановой сценкой. Это роднит её с «Фанданго при свечах» Энрике Гранадоса из фортепианного цикла «Гойески» - одного из высших достижений испанской музыки. Фанданго, Хоакина Родриго, начинаясь с трёх резких аккордов «пальцы-кинжалы» гитариста словно разрезают воздух, вводя слушателей в атмосферу, где царит импровизация.

Фанданго, написанное для Сеговии, было своего рода подготовкой для создания «Фантазии для благородного рыцаря», одного из высших достижений Хоакина Родриго. Но путь от замысла до завершения длился несколько лет. В 1951 году Сеговия обратился к Родриго с просьбой написать для него концерт для гитары с оркестром. Но композитор не был склонен после Концерта «Аранхуэс» создавать новый концерт. Он предпочёл написать сюиту на темы Гаспара Санса. Лишь только в самом конце 1957 года Родриго завершил свой замысел, а уже через два с половиной месяца – 13, 14 и 15 марта 1958 года в Сан-Франциско состоялась премьера «Фантазии для благородного рыцаря». Оркестром дирижировал известный испанский музыкант Энрике Хордá. Солистом выступил Андрес Сеговия. Успех был огромным, и через несколько недель «Фантазия» была записана на грампластинки в Нью-Йорке. На премьере присутствовал Хоакин Родриго и его супруга Виктория – известная пианистка и помошница композитора. После триумфальной премьеры Родриго и Сеговия обменялись шутливыми комплиментами: «А ведь я боялся сочинять для такого великого гитариста», - заметил Родриго. На что Сеговия ответил: «А я боялся исполнять сочинения такого великого композитора».

Отвечая на вопрос о тематической основе «Фантазии для благородного рыцаря», Хоакин Родриго писал: «Вдохновлена она знаменательным испанским гитаристом Гаспаром Сансом, жившем при дворе короля Филиппа IV и его сына дона Хуана Австрийского. Часть тем, взятых из сочинений Санса и использованных в «Фантазии», - народного происхождения» (из письма Х.Родриго М.Вайсборду) Темы, о которых говорит Хоакин Родриго, взяты им из книги Гаспара Санса «Instruccion de Musica sobre la guitarra Españ ola», изданной в Сарагосе в 1774 году, куда вошли пьесы «Españ oleta», «Gallarda y Villano», «Danza de la Hachas», «La miñ osa de Cataluna», «Canarios».

Родриго внёс значительный вклад в решение проблемы «взаимоотношений» оркестра и гитары с её относительно слабым звучанием. И здесь Родриго учитывал достижения Сеговии, которые восполняли этот «недостаток» другими свойствами. Не случайно Игорь Стравинский, обращаясь к Сеговии, сказал: «Ваша гитара звучит тихо, но далеко». И это, по словам Сеговии, именно так, потому что звук гитары обладает проникающей силой. Один флажолет в состоянии наполнить «Фестиваль Холл» (Огромный концертный зал Лондона).

Создавая «Фантазию», Родриго стремился не к усилению звучания гитары, а к равновесию между оркестром и гитарой, в котором «слабость» гитары становилась её силой.

В этом сочинении Родриго выступает новатором в области колорита. Сочетание гитары с медными и деревянными инструментами оркестра рождают неповторимо прекрасные, ранее неизвестные звучания. «Фантазия для благородного рыцаря» длится около двадцати минут. Двадцать минут непрерывного потока меняющегося тембрового освещения, необычных дивных звучаний!

Родриго – автор трудов по истории испанской музыки. В течение ряда лет он возглавлял кафедру «Мануэль де Фалья» в Мадридском университете. Он являлся доктором honoris causa Саламанского университета, членом Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Здесь, в Мадриде, 6 июля 1999 года был завершён жизненный путь этого замечательного испанского композитора.

Мария Луиза Анидо (1907 –1996).

 

Мария-Луиза Анидо - аргентинская гитаристка с мировым именем, пожалуй, самая известная гитаристка ХХ столетия. Её полное имя Isabel Maria Luisa Anido Gonzalez, родилась она 26 января 1907 года в Мороне под Буэнос Айресом. Отец её, дон Хуан Карлос Анидо, был учредителем журнала «La Guitarra», выходившего с июля 1923 г. - факт, свидетельствующий о семейных пристрастиях и культурном окружении. Перед маленькой Анидо был единственный путь – гитара. Pequeñ a Mimita начинает штудировать инструмент под опекой отца, - результат оказывается потрясающим.

Первый концерт, одиннадцатилетней Мимиты состоялся 7 мая 1918 г. в Salon " La Argentina" (Buenos Aires). Программа этого концерта свидетельствует о высоком мастерстве юной артистки:

I часть

Minueto en re..................................................Sor

Andante..........................................................Sor

Mariposa (estudio)...........................................Tarrega

Mazurka № 2...................................................Tarrega

Estudio en La...................................................Damas

Alborada (Cajita de musica).............................Tarrega

Danza mora....................................................Tarrega

Scherzo, vals...................................................Llobet

II часть

Reverie Op. 15 № 17.......................................Schumann

Claro de luna..................................................Beethoven

Escenas pintorescas (N. del E.).........................Massenet

Variaciones....................................................Vieux temps

Marcha funebre (Sonata Op. 15)......................Chopin

Canzonetta (del cuarteto)................................Mendelssohn

Serenata españ ola..........................................Malats

Культурная среда, которая окружала семью Анидо, оказалась идеальной для формирования юной гитаристки. Несмотря на очень юный возраст Мимиты, отец берет её с собой в поездку по Аргентине и Уругваю в качестве сопровождающей гитаристки. Но девочка растёт и ей надо дать более профессиональное гитарное образование. И она проходит такое обучение у Доминго Прата и Мигеля Льобета. Уже в 1925 году Анидо в дуэте с Льобетом дают концерт в Буэнос-Айресе, далее концерты следуют по всей Аргентине.

В 1933 г. умирает отец гитаристки, ухудшившееся в связи с этим материальное положение вынуждает Анидо пуститься в странствия по Аргентине, Бразилии и Уругваю…

Настойчивость и упорство Анидо, позволяют постепенно преодолеть возникшие жизненные трудности, концертная деятельность гитаристки бурно развивается. С 1950 г. начинаются её гастроли в Европе, выступала она и в нашей стране – тогдашнем СССР (1956). В музыкальной прессе имя этой аргентинской гитаристки пишется рядом с такими именами как Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Рехино Сайнс де ла Маса, Андрес Сеговия, Агустин Барриос…

Последние годы, Мария Луиза Анидо, провела в своей квартире в Таррагоне (Испания), здесь, 4 июня 1996г., и завершился её жизненный путь, - знаменитейшей гитаристки, всемирно признанной «Леди гитары»…

 

Луиза Валькер (1910-1998).

 

Прославленная австрийская гитаристка. В возрасте 8 лет начала играть на гитаре. Брала уроки у J. Zuth. Училась в венской музыкальной школе у проф. Якоба Ортнера (J.Ortner). После окончания музыкальной школы она продолжала обучение игре на гитаре у H.Albert, М.Льобета и А.Сеговии. Свой первый сольный концерт дала в 12 лет, и уже вскоре последовали многочисленные предложения о выступлениях в странах Европы и Америки. Концертировала по всему миру с репертуаром произведений почти всех современных композиторов.

Начиная с 1940 г. в течение нескольких десятилетий была профессором гитары Венской государственной академии музыки. Написала несколько учебных пособий по игре на шестиструнной гитаре.

Ниньо Сабикас (1912-1990).

 

Ниньо Сабикас / Niñ o Sabicas / - настоящее имя Agustin Castellon, родился в 1912 году в Памплоне (Наварра); известнейший испанский гитарист, представитель стиля фламенко. Сабикас жил как в Старом, так и Новом Свете, свои последние дни он провёл в Нью-Йорке (1990). Преимущественно проживал во Франции, но, несомненно, как гитарист обладал большой популярностью в Испании. Одним из главных признаков его игры, является наряду с превосходной техникой, прежде всего, искусство импровизации, которое теперь доступно лишь в том виде, как это зафиксировано в старых записях на грампластинках, успешно переведённых в формат CD.

Сабикас превносил много элементов музыки Рамона Монтойи – гитариста фламенко старшего поколения, познакомив с этим явлением и слушателей Соединённых Штатов. Он создавал много новых форм для репертуара гитары фламенко, утверждая её как солирующий инструмент, - ведь ранее только пели или танцевали под аккомпанемент токаора, например, традиционные вердиалес, замбру, севильяну, колумбиану или милонгу.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь