Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Федерико Морено-Торроба (1891-1982).




МОРЕНО-ТОРРОБА Федерико (1891-1982), выдающийся испанский композитор. Родился в Мадриде 3 марта 1891 года, умер 12 сентября 1982 г. в возрасте 91 года. Первым учителем музыки Морено-Торробы был его отец - органист Хосе Лопес Баллестерос. Музыкальный талант проявился у Федерико очень рано, и он поступил в Национальную консерваторию музыки, где учился у Конрада дель Кампо, замечательного музыкального педагога того времени. Произведения Ф. Морено-Торробы рассматриваются как важные вехи в развитии всех трех творческих областей испанской музыки, в которых он проявил свой талант: в оркестровом жанре, в гитарной музыке и в сарсуэле (традиционной испанской комической опере). Национальный оркестр Мадрида с успехом исполняет такие симфонические работы Морено-Торробы как Capriccio Romantico и Cuadros Castellanos.
После знакомства с Андресом Сеговией в 20-х гг. Федерико Морено-Торроба написал много важных работ для гитары, среди которых Piezas Caracteristicas, Sonatina in A Major, Burgalesa in F Sharp и Castles of Spain. В 1974 г. Морено-Торроба написал Dialogos для гитары и оркестра, посвятив эту работу Андресу Сеговии, а в 1976 году Concerto Iberica, посвященный квартету Ромерос. Им также был написан Concierto en Flamenco для гитары фламенко и оркестра, посвященный Сабикасу (Sabicas) и исполнен им вместе с Мадридским концертным оркестром. В 1976 году в Мадриде был опубликован также цикл для гитары " Ворота Мадрида", состоящий из восьми пьес. Все эти произведения ставят Федерико Морено-Торробу в число лучших гитарных композиторов двадцатого столетия.

 

АНДРЕС СЕГОВИЯ (1893 - 1988г.)

 

XX век принёс гитаре столь значительные, поистине революционные изменения, что стал веком второго её рождения. Этим гитара обязана Андресу Сеговии. Испания словно веками собирала силы, чтобы создать артиста такого масштаба. Андрес Сеговия – художник, рождённый эпохой Ренасимьенто – национального возрождения, охватившего все сферы общественно-политической и культурной жизни Испании конца XIX - начала XX века.

…Сегодня трудно себе представить, что в начале его (А. Сеговии) карьеры двери концертных залов Испании были закрыты для гитары…

Концерт Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году был первым шагом на пути изменения её (гитары) судьбы, началом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей.

Но для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало того, чем обладали, например, фортепиано или скрипка, - высокохудожественного репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит, прежде всего, в создании такого репертуара…

Сегодня нас не удивляют сольные концерты гитаристов в Крупнейших залах Мадрида и Барселоны, Москвы и Нью-Йорка, Лондона и Парижа, Буэнос-Айреса и Токио. Сеговия первым выступил в этих залах, преодолев веками сложившееся мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте. Под его чудодейственными пальцами гитара стала равной среди солирующих инструментов – фортепиано, скрипки, виолончели.

С именем Андреса Сеговии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Четыре приезда великого испанца в СССР – это не только триумфальный успех его концертов. Это развитие традиционных музыкальных связей между Испанией и нашей страной, связей, у истоков которых стоял великий Глинка. В свой последний приезд в СССР в 1936 году Сеговия концертировал во многих городах…

На вопрос: «Когда Вы начали играть на гитаре? » - Сеговия ответил: «До того, как я родился». В этом ответе, помимо свойственного артисту остроумия, заключён глубокий смысл.

Гитара – символ Испании. В ней – её история, её душа. Гитаре народ доверяет «высказать» самые свои заветные чувства.

Так Лопе де Вега в пьесе «Учитель танцев» устами Альдемаро, а с ним и вся Испания выразили своё отношение к любимому инструменту. Андрес Сеговия не мог бы родится вне Испании, ведь именно сдесь родилась гитара, владение которой для испанца также естественно, как и дыхание… Понять Сеговию, проникнуть в это подлинно национальное явление невозможно, не прикоснувшись к его истокам – многовековой культуре, к традициям народного музицирования Андалузии – южной области Испании. Здесь Андрес Сеговия родился, здесь прошли его детские и юношеские годы.

Где и когда родился Андрес Сеговия? На этот вопрос различные источники отвечают по-разному. Энциклопедия испанской культуры утверждает, что «Андрес Сеговия родился в Хаэне 18 февраля 1894 года». Эти же данные приводят немецкая и итальянская энциклопедии. Однако, согласно данным «Музыкального лексикона» Римана, Андрес Сеговия родился 17 февраля 1893 года в Линаресе. Те же даты приводит и американский «Биографический словарь музыкантов» Бейкера, но место рождения не уточняет: «близ Хаэна». Б.Вольман – автор книги «Гитара и гитаристы» утверждает, что «Андрес Торрес Сеговия родился 18 февраля 1894 года в Линаресе (Испания)», сопровождая эти данные следующим пояснением: «Из числа противоречивых сведений о времени и месте рождения Сеговии, приводимых в справочных и иных изданиях, указанные данные, по-видимому, наиболее достоверны». Сам Андрес Сеговия, со свойственным ему чувством юмора, заметил однажды, что исследователи вряд ли будут сражаться ради установления точной даты его рождения. \»«Правда заключается в том\», - говорит Андрес Сеговия, - что я родился 21февраля 1893 года».

Андалусия. Город Линарес. Улица Хосе Антонио. Дом, в котором родился Сеговия, не сохранился. На его месте построено большое четырёхэтажное здание. На прикреплённой к нему мраморной доске читаем: «В этом доме 21 февраля 1893 года родился гениальный гитарист Андрес Сеговия Торрес, выдающийся сын города Линарес, 1968».

Через несколько недель после рождения Андресито его семья переехала в город Хаэн, знаменитый оливковыми рощами и свирепыми ветрами, способными заставлять колокола местного собора отзываться мелодичным звоном. Возможно, что эти ветры и были причиной сильной простуды новорождённого Андресито, которая, судя по всему, должна была закончится трагически. Опасаясь, что ребёнок останется некрещёным, родители отнесли его в церковь. Но у Андресито оказалось достаточно сил, чтобы выплюнуть морскую соль, положенную ему в рот священником. Это было хорошим предзнаменованием: он выжил.

Доминго Прату – автору известного «Словаря гитаристов», изданного в Буэнос-Айресе в 1934 году, - удалось разыскать акт крещения Андреса Сеговии, состоявшегося в Хаэне в церкви св. Педро 24 марта 1893 года. Этот акт – единственный документ, из которого мы узнаем имена родителей Андреса: отец Бонифасио Сеговия-и-Монторо, уроженец Линареса, и мать Роза Торрес Крус, уроженка Мá лаги. Имя Андресу было дано в честь его деда по отцовской линии.

Доминго Прат отмечает, что в этом документе фамилия отца Сеговии приводится не с буквой «в», а с буквой «б»: Сегобия.

В раннем детстве родители отдали его на воспитание в бездетную семью дяди. Дяде, любившему музыку, захотелось учить Андреса игре на скрипке. Был приглашен преподаватель, куплен инструмент. Однако взаимоотношения Андреса со скрипкой закончились почти сразу: педагог оказался недобрым человеком, и дядя решительно отказался от его услуг. А вскоре в доме дяди появился на полтора месяца странствующий гитарист. Талантливому шестилетнему мальчику вполне хватило столь короткого времени, чтобы освоить незнакомый инструмент. Дальше он учился сам, слушая народных гитаристов и перенимая их приемы игры. И музыкальную грамоту, и историю музыки, и ее теорию он тоже изучал сам.

Дядя не смог предугадать великого будущего своего племянника. Он не только прохладно относился к его увлечению, но иногда прямо препятствовал занятиям - сказывалось последствие общественного мнения времен упадка гитары. Можно радушно пригласить в дом странствующего гитариста, можно с удовольствием слушать его, но, чтобы собственный племянник всерьез занимался гитарой, - это казалось немыслимым! Так что Андресу приходилось заниматься у соседей. А гитару ему купил и подарил один из друзей.

В возрасте 14-ти лет, уже обладая внушительной музыкальной и технической подготовкой, Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде. Андрес Сеговия был далеко не первым, кто давал публичныый гитарный концерт. Но дороги гитары пролегали в то время в стороне от путей скрипки, виолончели, фортепиано. Этим инструментам охотно предоставлялись любые концертные залы, а гитара чаще всего довольствовалась маленькими скромными помещениями и второстепенными ролями. Гитаристы мирились с этим и, казалось, никто не сможет нарушить существующее положение...

Нарушил его Андрес Сеговия. Случилось это, правда, не сразу. За плечами Сеговии уже были десятки концертов в Гранаде, Севилье, Кордове, но, когда он предложил свой концерт в мадридском зале Атенео, это предложение было отвергнуто. Потребовалось немалое содействие друзей Сеговии, чтобы концерт все же состоялся. Изысканная публика зала Атенео, предубежденная против гитары, восприняла выступление Сеговии довольно холодно, однако известный композитор, дирижер и музыковед Хоакин Турина написал после концерта теплый и благожелательный отзыв. Это помогло Сеговии с концертами в других городах Испании. Годом позже он дал 15 концертов в Барселоне, последний из них — в Каталонском дворце музыки, в тысячеместном зале общества камерной музыки, где до него не выступал ни один гитарист.

Месяцы ушли на преодоление всяческих препятствий, но концерт состоялся. Сказать, что прошел он с невероятным успехом, значит не сказать ровным счетом ничего. Гитара в руках Сеговии завоевала себе право на самые прославленные концертные залы Испании, а это больше чем успех. Это знаменательная веха в истории развития инструмента. Андресу Сеговии исполнилось в то время всего двадцать три года.

Испания была покорена. Сеговия начал готовиться к зарубежным концертам. Он готовился к ним несколько лет, работая ежедневно по много часов (эту работоспособность он сохранял всю свою жизнь - даже когда ему было за девяносто, он занимался дважды в день по два с половиной часа). В 1924 году состоялся его дебют в Париже. Блестящее мастерство Сеговии получило единодушное признание парижской критики, и с ним были заключены контракты на выступления во всех столицах Европы.

В 1926—27 годах Сеговия посетил СССР, в 1928 году играл в Нью-Йорке, затем объездил с концертами все страны Дальнего Востока.

По поводу его гастролей в СССР нарком просвещения А. В. Луначарский писал: «Когда говорят о концерте на гитаре, то сейчас же представляется, что дело идет о каких-нибудь фокусах чисто внешнего характера. Гитара — инструмент очаровательный, но, по общему признанию, бедный ресурсами и скорее всего аккомпаниаторский. Однако было бы заблуждением применять эти критерии к Сеговии... Трудно представить себе такое полное преодоление границ инструмента — и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем до сих пор неизвестные возможности — в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью» /* Луначарский А. В. Сеговия (К предстоящему концерту). Рабочий и театр, 1926, № 10. /.

В рецензии на концерт Сеговии выдающийся советский композитор и ученый Б. В. Асафьев писал: «...Сеговия — прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его — своеобразное наслаждение: благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, исключительная четкость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют! ), безупречность вкуса, утонченное, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков — вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики формы: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба, орнаментом. А за всеми этими качествами виртуоза пламенится глубокое чувство, согревающее звук (золотистый, сочный и нежный...) и жизненно его ритмующее» /** «Красная газета» (веч. выпуск), 1926, № 66 (1070) /.

Мастерство Андреса было признано во всем мире. Но только ли мастерство? Можно ли одним исполнительским искусством преодолеть устоявшееся предубеждение против инструмента, пробить дорогу в знаменитые залы, поставить гитару в один ряд с традиционными концертными инструментами? Конечно, нет. Деятельность Сеговии, его заслуги перед гитарой значительно шире. Изучить, освоить, довести до совершенства все, что было сделано в области искусства гитары до него - это был лишь начальный этап работы Сеговии.

Чувствуя, что возможности гитары не раскрыты до конца, он искал и находил новые приемы, позволявшие передавать тончайшие нюансы произведения. Он расширил тембровые особенности инструмента. Он окончательно утвердил разработанный Таррегой способ игры ногтями правой руки - до этого подавляющее большинство гитаристов играло подушечками пальцев. Ногтевой способ, доведенный Сеговией до совершенства, позволил увеличить динамический диапазон гитары, то есть пространство между еле слышными звуками и таким громким звучанием, которого гитаристы до него просто не могли добиться. Гитара стала слышна в больших концертных помещениях без микрофонов и усилителей - их тогда в залах просто не существовало.

Сеговия уточнил, как гитарист должен сидеть во время исполнения, как держать левую руку, как правую, как должны располагаться пальцы по отношению к струнам. Он первым стал держать гитару во время игры так, что дека располагалась не наклонно, а вертикально. Теперь эти каноны воспринимаются гитаристами как нечто совершенно естественное, а в то время исполнители специально приезжали к Сеговии, чтобы перенять найденное им. Как видите, сделано было многое. Но это еще не все. И, пожалуй, не главное. До Сеговии считалось, что репертуар гитары ограничен, что ее шесть струн ставят непреодолимые преграды перед многими произведениями. Андрес Сеговия разрушил это распространенное мнение. Он доказал, что гитаре доступно почти все.

Когда листаешь нотные сборники для гитары, часто встречаешь имя испанского гитариста Исаака Альбениса. Но Альбенис специально для гитары никогда ничего не писал. Это Сеговия искуссно переложил многие его произведения, среди которых есть подлинные шедевры, и теперь с трудом верится, что автор и не предполагал их исполнение на гитаре. Более того, есть среди сочинений Альбениса вещи, которые уже " не звучат" на фортепиано, после того как Сеговия, а вслед за ним и другие гитаристы, стали исполнять их на гитаре. Тот, кто любит классическую гитару, прекрасно знает " Легенду" Исаака Альбениса. Это удивительно красивое произведение настолько сроднилось с гитарой благодаря Сеговии, что исполнение его на каком-либо другом инструменте кажется теперь просто немыслимым. А ведь первоначально " Легенда" была написана для фортепиано.

В репертуаре Сеговии появились сочинения величайших композиторов: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена. Но и этого Сеговии казалось недостаточным. Он считал, что гитара не должна ограничиваться заимствованием музыки, написанной для других инструментов. Композиторы должны сочинять специально для нее.

Мы уже знаем, что для гитары сочиняли и раньше. Она располагала большим собственным репертуаром (Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, Фернандо Сор, Франсиско Таррега). Но деятельность Сеговии раскрыла новые возможности гитары, она окончательно утвердилась как инструмент, способный воссоздать сложнейшие полифонические произведения. И если с этой точки зрения перебрать прошлый репертуар, окажется, что таких сочинений было немного. Поэтому Сеговия обратился к композиторам с предложением писать специально для гитары. Мануэль Понсе, Эйтор Вилла-Лобос, Александр Тансман, Марио Кастельнуово-Тедеско, Хоакин Турина, Федерико Морено-Торроба; Хоакин Родриго — вот неполный перечень имен композиторов, создавших новые ценные произведения для гитары Сеговии.

Формы сотрудничества великого гитариста с композиторами были самыми разными. Кому-то достаточно было просто предложить, а кого-то надо было и уговаривать. Надо добавить, что многие композиторы не дожидались ни просьб Сеговии, ни знакомства с ним, а сами начинали писать для гитары, воодушевленные его игрой. И Сеговия не упускал из виду ни одного более или менее значительного произведения.

Так создавалась гитарная литература. В репертуаре Сеговии насчитывалось уже около пятисот произведений - это три десятка концертных программ! Непостижимо, что может сделать один человек. Но сам Сеговия говорил, что его деятельности мало для расцвета гитары, и любые просветы между концертами старался использовать для преподавания. Причем, делясь опытом, он не ограничивался разъяснением приемов игры и разбором особенностей произведений, а утверждал собственные концепции гитарного искусства вообще. Например, он считал, что невозможно добиться высот в музыке, не полюбив другие виды искусства. Скажем, невозможно полноценно сыграть " Воспоминание об Альгамбре" Тарреги, не увидев воочию или хотя бы на фотографии саму Альгамбру, этот шедевр зодчества. Нельзя до конца постичь глубину какого-нибудь музыкального произведения восемнадцатого века, не зная хотя бы живописи тех времен. Не в этой ли широте взглядов таятся корни удивительного исполнительского мастерства Сеговии?

Его ученики - это не только те, кто брал у него уроки. Любой гитарист, пусть никогда не видевший великого музыканта и знающий его только по записям, считает своим первым учителем Андреса Сеговию. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные " Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь. Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов - Д. Вильямс, Д. Брим (Великобритания), А. Диас (Венесуэла), Х. Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия) и др. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная премия - „Жизнь, отданная искусству".

А. Сеговия провозглашен почетным президентом Общества классической гитары в Нью-Йорке; университет испанского города Сантьяго-де-Компостелло присудил ему степень доктора философии и литературы; государственным университетом во Флó риде ему присуждена степень доктора музыки.

На одном из концертов Сеговию назвали великим патриархом гитары, и это в полной мере соответствовало действительности!

Умер Сеговия 3 июня 1987 года.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь