Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исаак Альбенис. (29 мая 1860 - 18 мая 1909)



АЛЬБЕНИС Исаак Мануэль Франсиско (Isaac Manuel Francesco) (29.05.1860-18.05.1909), крупнейший испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Родился 29 мая 1860 в Кампродоне (провинция Каталония). Обладая с детства уникальным музыкальным талантом он уже в 4 года публично импровизировал в Барселоне. В семь лет препятствием для поступления Альбениса в Парижскую консерваторию стал лишь его слишком юный возраст. Уже в десять лет он разъезжал с сольными концертами по всей Испании.
Ученик А.Мармонтеля, Л.Брассена, К.Рейнеке, Ф.Листа (у Листа занимался фортепиано в 1878-79 гг.), Ф.О. Гварта, Ф.Педреля (композиция). Дарование Альбениса высоко оценили Лист и Рубинштейн. В 1880-х -- нач.1900-х годов с успехом концентрировал во многих странах (Мексика, Куба, Германия, Великобритания, Франция). Три года Альбенис провел в Лондоне (1890–1893), где была поставлена его оперетта Волшебный опал (The Magic Opal, 1893). В 1893 году он вернулся в Париж, где жил до конца дней, временами навещая Испанию. В 1897–1898 Исаак Альбенис занимался в «Схола канторум» (второй парижской консерватории) у крупнейших музыкантов Франции - С.Франка, В. д'Энди, Г.Форе. Сблизился с К.Дебюсси. Наряду с М. де Фалья крупнейший представитель испанской музыки 2-ой пол.19 -- нач. 20 вв. Умер в Камбио-ле-Бен (Нижние Пиренеи, Франция) 18 мая 1909.
Основная область творчества - фортепианная музыка, в которой широко использованы элементы народной музыки в сочетании с новыми приёмами письма. Воссоздавая звучание народного инструмента (особенно гитары), Альбенис расширил выразительные возможности фортепиано. В последние годы жизни он возглавлял новое направление испанской музыки - так наз. ренасимьенто. Творческое наследие Альбениса включает около трехсот произведений только для фортепиано, также писал оперы (не пользующиеся, впрочем, успехом), оркестровые пьесы, романсы и пр. В его фортепьянных пьесах, часто носящих названия, напоминающие о его родной Испании (" Гранада", " Наварра" и т.п.), многообразно отразился тот уникальный музыкальный стиль, что называется фламенко. Среди сочинений — «Испанская сюита» (1886), «Испания» (1890), «Иберия» (1908) для фортепиано, симфоническая сюита «Каталония», сарсуэлы. Широкой популярностью и известностью пользуется его знаменитое Tango in D.
У Исаака Альбениса не было произведений, специально написанных для гитары, однако очень многие из них транскрибированы для исполнения на гитаре и занимают одно из ведущих мест в гитарном репертуаре. Сам Альбенис высоко ценил испанскую гитару и во многих фортепианных пьесах пытался передать присущие ей эффекты. Так, создавая фортепианную пьесу " Гранада", он писал: " Я ищу сейчас золотые россыпи народного искусства, и это наполняет меня таким чувством, словно я касаюсь струн гитары".

Валериан Русанов (1866-1918).

 

РУСАНОВ Валериан Алексеевич (1866-1918) – по разносторонности его деятельности в области гитары представляет уникальное явление. Гитарист-педагог, композитор (написал около 300 сочинений), историк гитары, редактор-издатель журнала «Гитаристъ» (1904-1906), редактор журнала «Музыка гитариста» 1907—1908 годах, журналист того же журнала, а также журнала «Аккорд» в 1911 и 1913, 1914 годах, руководитель гитаристов Московского общества мандолинистов и гитаристов и организатор гитарных «Сред» в нем, дирижер оркестра народных инструментов Московского общества любителей игры на народных инструментах и любителей светского пения, гитарист-исполнитель, общественный музыкальный деятель; ни до, ни после него не только в России, но и во всем гитарном мире история гитары не знала и не знает такого деятеля.

Он был человеком смелым, решительным и бескорыстным. Русанов внес новые страницы в историю гитары, воскресил забытые имена, извлек из праха старинны фолианты; благодаря ему образованные музыканты стали относиться к гитаре с должным уважением и инструмент, среди других инструментов, занял принадлежащее ему по праву место. Благодаря Русанову произошло сближение истинных почитателей гитары.

Девизом педагогической деятельности Валериана Русанова были слова «музыка — звучащая душа», в основу ее он ставил изучение классической литературы. Он не только учил своих учеников играть на гитаре, но и воспитывал их как гитаристов и как граждан».

«Стремитесь быть музыкантом, и образованным музыкантом, а не гитаристом только. Не замыкайтесь в сферу гитары, старайтесь изучить гармонию и сольфеджио, чтобы ноты для вас были книгой, по которой вы можете читать, понимая ее смысл, а не метафизикой... Ищите знакомства с образованными музыкантами и избегайте таких гитаристов, которым ни вы дать ничего не можете ни они вам... Посещайте концерты, пользуйтесь всяким случаем, чтобы играть дуэты с гитарой и другими инструментами... Никогда не забывайте что техника — средство, а не цель... Не гонитесь за одобрением толпы, помните, что аплодисменты получить легко — ведь хлопают и оттого, что артист, слава Богу, перестал терзать уши слушателей. Дорожите оценкой образованных музыкантов а самая строгая — своя. Помните стихотворение Пушкина «Поэт»: Поэт, не дорожи... Избегайте именоваться «виртуозом», «любимцем публики» и вообще снабжать свое имя эпитетами и титулами... Не примеряйтесь к вкусам публики...»

В.А. Русанов опубликовал 1-ю часть школы игры на семиструнной гитаре, лучшую в его время, и написал 2-ю ее часть, лучшую из всех советских и иностранных школ.

В своих композициях Русанов стремился приблизить гитару к современной музыке, к ее новым запросам и настроениям, поэтому они нравились более, чем произведения наших корифеев, и музыкантам более, чем гитаристам. Все они педагогичны и изобилуют музыкальными красками гитары, которую автор очень любил.

Стремление автора расширить рамки гитарной литературы привело его к программной и психологической музыке. Он написал 13 музыкальных картин, а общее число его композиций превосходит 300. В.А. Русанов был первым автором полной истории гитары с момента возникновения щипковых инструментов до наших дней.

В 1904 году он основал журнал «Гитаристъ». В состав его редакции вошли все лучшие представители шести и семиструнной гитары; журнал объединил всех русских гитаристов, независимо от строя, на котором играли подписчики.

В.А. Русанов очень любил, высоко ценил и глубоко уважал гитару. В его композициях нет ни модных танцев, ни пошлой музыки. Все предложения издателей составить школу, самоучитель или сборник пьес по цифровой системе или двойной нотной системе он категорически отвергал даже в трудные для него периоды жизни. В этих случаях он не болел душой, что кто-либо другой выполнит такой заказ хуже, чем сделал бы он.

Русанов был убежденным семиструнником, но интересовался шестиструнной гитарой, прекрасно знал ее литературу, написал ее историю в России и за границей, лучшие ее произведения исполнял на музыкальных вечерах и изучение ее ввел в план учебных занятий с учениками. Хорошего шестиструнника он встречал радушно и способствовал распространению его известности.

В.А. Русанов глубоко уважал гитаристов-корифеев и, восстанавливая редкие издания их произведений, никогда не «исправлял» ни гармонию, ни легато и не делал в них купюр, что вошло в обычай некоторых советских гитаристов, воображающих себя профессионалами, а Сихру, Аксенова, Высотского — школьниками, требующими непрерывного руководства этих «талантливых» наставников.

Благодаря деятельности Русанова положение гитары в России резко поднялось даже в уездных городах. И больше того — издание книг по истории гитары, гитарного журнала, серьезной музыкальной литературы для гитары и серьезные программы концертов выдвинули положение гитары в России на 1-е место среди цивилизованных стран мира. Так было до первой империалистической войны...

 

Энрике Гранадос (1867-1916).

Гранадос Энрике, Гранадос-и-Кампинья. Родился в Лериде (Каталония). Учился в Барселоне совершенствовался у Ж. Массне (композиция) в Париже (1887). Вернувшись в Испанию, много концертировал на родине и в других странах, приобрёл известность как интерпретатор Ф. Шопена и Э. Грига. Выступал совместно с И. Альбенисом, Э. Изаи, К. Сен-Сансом. В 1900 году организовал в Барселоне Общество классических концертов, в 1901 году - Академию музыки. Как композитор дебютировал фортепианным циклом «Испанские танцы» (4 тетради, 12 пьес, 1892-1900), в котором уже наметились основные черты творчества Гранадоса - сочетание народных национальных элементов с современными приёмами письма. Связь творчества Гранадоса с народным искусством определила пути, по которым развивалась испанская музыка рубежа XIX-XX вв. Среди фортепианных пьес на испанские сюжеты и мелодии - 2 цикла по 6 пьес «Гойески»; чаще других исполняются пьесы 1-го цикла - «Влюбленные махи», навеянные впечатлениями от рисунков Ф. Гойи. На основе «Гойесок» Гранадос создал оперу того же названия (1916). Энрике Гранадос никогда не писал музыку для гитары, однако очень многие из его сочинений транскрибированы для исполнения на гитаре и входят в постоянный репертуар ведущих гитаристов мира.

 

Петр Агафошин (1874-1950).

АГАФОШИН Петр Спиридонович (1874-1950), замечательный русский гитарист, один из первых педагогов на шестиструнной гитаре.

П.С. Агафошин родился в селе Пирогово Рязанской губернии в крестьянской семье. Страсть к гитаре унаследовал от отца (первоначально играл на семиструнной гитаре). Переехав в Москву, Петр Агафошин совершенствовал игру на любимом инструменте самостоятельно, лишь изредка пользуясь советами преподавателей, среди которых был Валериан Русанов – редактор московского журнала " Гитарист", автор книги о прекрасном русском гитаристе-самородке М.Т. Высотском. Значительную роль в художественном развитии Агафошина сыграла его дружба с художниками В.И. Суриковым и Д.Э. Мартэном, страстными поклонниками гитары.

Участвовал как исполнитель во многих концертах. Аккомпанировал выдающимся певцам Ф. Шаляпину, Д. Смирнову, Т. Руффо. Признанием исполнительского искусства Агафошина явилось приглашение участвовать в опере Массне " Дон Кихот" в Большом театре в 1916 году, где он аккомпанировал Ф.И. Шаляпину.
Встреча в 1926 году с Сеговией окрылила Агафошина. Он не пропускал ни одного концерта испанского артиста, лично встречался с ним. " После отъезда Сеговии, – писал Агафошин, – я немедленно перестроился, внес необходимые коррективы в свою постановку, в приемы игры. К следующему его приезду весной 1927 года мое состояние было более уравновешенным, так как к этому времени я уже и сам кое-чем овладел. Поэтому мои дальнейшие наблюдения над его игрой были значительно более продуктивными, я мог сосредоточить их на отдельных моментах и деталях его исполнения, особенно тех пьес, которые были в процессе моего изучения». Год интенсивных занятий дал ощутимые результаты. В 1927 году Агафошин снова играл Сеговии. Это происходило в мастерского художника П.П. Кончаловского. Вспоминая об этой встрече, Кончаловский писал, что Сеговия назвал Агафошина " лучшим московским гитаристом». П.С. Агафошин более 40 лет проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. В 1930-1950 годах вел курс гитары в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории. Многие известные советские гитаристы были его учениками (А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие).

П.С. Агафошину принадлежит книга " Новое о гитаре", изданная в 1928 году, написанная под свежим впечатлением от общения с искусством выдающегося А. Сеговии, и известная " Школа игры на шестиструнной гитаре", в основу которой легли семинары А.Сеговии.

Мануэль де Фалья (1876 - 1946).

Крупнейший испанский композитор 20 века, пианист. Родился 23 ноября 1876 г. в городе Кадис на северо-западе Испании. В детстве учился музыке у матери и местных учителей. Творчество Фальи — вершина современной испанской музыки. В 1905 - 1907 гг. жил в Мадриде, где получил премию Академии Изящных искусств за оперу " Короткая жизнь» (1905; в России под названием «Девушка из предместья»). С 1907 по 1914 г. работал в Париже. Мастерство достигло расцвета после возвращения в Испанию из Парижа (1914). Кукольная опера «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюита («симфонические впечатления») «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, гитары и др. сочинения. Многие произведения, написанные для других инструментов, транскрибированы для гитары и занимают одно из ведущих мест в репертуаре классических гитаристов. Статьи о музыке и музыкантах. В последние годы жизни писал мало, особенно после переселения в Аргентину (1939 г.). Умер в Буэнос-Айресе 14 ноября 1946 года.
" Хотя Мануэль де Фалья и написал лишь одно сочинение для гитары - " Дань почтения Клоду Дебюсси", но тем не менее все его творчество связано с этим инструментом. В оперу " Короткая жизнь" Фалья вводит народного певца, которому аккомпанирует гитарист. В оркестровке балета " Любовь-колдунья" и симфонической сюите для фортепиано с оркестром " Ночи в садах Испании" он мастерски воссоздает гармонические эффекты и красочную палитру гитары."

 

Даниел Фортеа (1878-1953).

 

Даниел Фортеа / Daniel Fortea /, знаменитый испанский гитарист. Один из немногих учеников Франсиско Тарреги, Фортеа был рожден в Benlloch, Castellon de la Plana (Испания), 28 апреля 1878 года. Он начал учится игре на гитаре с раннего возраста, добившись высоких результатов. В конечном счете, Фортеа стал популярным артистом, дававшем концерты в Мадриде, Барселоне и других известных городах в Испании. Он был страстным поклонником творчества Ф.Тарреги, сам был прекрасным педагогом и плодовитым композитором, значительно пополнившим гитарный репертуар.

Д.Фортеа автор двухтомной школы гитары «Metodo de guitarra» (1921 и в 1930).

Его обширное композиторское творчество содержит многочисленные обработки мелодий испанских песен и танцев. Его самую популярную композицию, Andalusia, можно встретить в репертуаре известных гитаристов. А его пьесы, такие как Cuentos de Madrid, Madrigal, Estudios Poeticos, Elegia de Tä rrega (посвященная памяти его учителя) являются жемчужинами гитарной литературы.

Фортеа сам издавал собственные работы, со временем он учредил фирму Biblioteca Fortea, на которой помимо его собственных произведений было издано более чем 700 пьес для гитары. В мадридской академии гитары у Даниела Фортеа обучились многие гитаристы, ставшие впоследствии замечательными виртуозами (в том числе Regino Sainz de la Maza и Miguel A. Martinez). Фортеа ушёл из этой жизни 5 марта 1953 г. в Castellon de la Plana.

Мигуэль Льобет (1878 - 1938).

" Чудесный барселонский гитарист, почти волшебник" - так оценил искусство М. Льобета испанский композитор И. Альбенис.

Начало творческой деятельности Льобета совпало с Ренасимьенто - испанским музыкальным возрождением конца XIX - начала XX века, когда Альбенис, а вслед за ним и Э. Гранадос создали свои первые классические сочинения. Возрождением же искусства игры на гитаре Испания была обязана Ф. Тарреге (1852-1909) - выдающемуся гитаристу, композитору и педагогу, дело которого продолжил его лучший ученик Льобет.

Родина Льобета - Барселона, крупнейший музыкальный центр страны. С этим древним и прекрасным городом связана творческая деятельность Альбениса и Гранадоса, П. Казальса и Тарреги. В Барселоне начинал свой артистический путь и юный Льобет, вскоре обративший на себя внимание музыкантов. Знакомство с Таррегой решило его судьбу. Широко образованный музыкант не только раскрыл своему ученику " секреты" владения гитарой, но, главное, стал для него примером рыцарского служения искусству.

После успешных выступлений во многих городах Испании в 1901-1903 годах гитарист направился в Париж. Его концерты в крупнейших залах французской столицы вызвали восторг слушателей, завоевали музыканту симпатии К. Дебюсси и М. Равеля, В. д'Энди и Г. Форе. " Ваша гитара - клавесин, - воскликнул восхищенный Дебюсси, - но клавесин выразительный! " Критики единодушно отмечали необыкновенную виртуозность и выразительность игры Льобета, под пальцами которого шесть струн творили чудеса. Его гитара напоминала оркестр.

Концерты Льобета в Лондоне и Берлине, Вене и Будапеште, Копенгагене и Праге стали, в сущности, самой убедительной пропагандой гитары как солирующего инструмента. Исполнитель достигал этого не только своими выдающимися данными, но и новым для того времени высокохудожественным репертуаром. Наряду с оригинальными сочинениями Ф. Сора, пьесами Ф. Тарреги (нельзя не упомянуть о блистательном, по отзывам прессы, исполнении " Воспоминания об Альгамбре" ) в программах гитариста появлялись его транскрипции произведений И. С. Баха и В. Моцарта, Р. Шумана и Ф. Шопена, А. Г. Рубинштейна и Э. Грига. Особенно следует выделить транскрипции пьес Альбениса и Гранадоса, которые получили высокую оценку авторов. Напомним, что, например, " Алая Башня" Альбениса или " Маха Гойи" Гранадоса в транскрипции Льобета, а также собственные пьесы - " Каталонские песни" - вошли в репертуар А. Сеговии, выдающегося мастера современного гитарного искусства. Когда М. де Фалья писал " Homenaje" (" Почтение памяти" ) - пьесу для гитары, посвященную памяти Дебюсси, он пользовался советами Льобета. Гитарист сделал также обработку вокального цикла Фальи " Семь испанских народных песен для голоса в сопровождении гитары".

Большая заслуга принадлежит Льобету и в развитии гитарного искусства Южной Америки. Поселившись в Буэнос-Айресе, Льобет занимался педагогической деятельностью. Широкой известностью пользовался гитарный дуэт, в котором он выступал совместно со своей ученицей - аргентинской гитаристкой Марией Луизой Анидо. Для этого дуэта Льобет сделал немало превосходных транскрипций, в том числе пьесы Альбениса " Воспоминание" из сюиты " Иберия". К 1930 г. Льобет возвратился в Испанию; умер в Барселоне в 1938 г.
Льобет оставил прекрасную редакцию Двадцати пяти этюдов Маттео Каркасси (1914 г.), несколько транскрипций и переложений для гитары, мелкие пьесы.

Замечательное исполнительское мастерство испанского гитариста способствовало стремительному расцвету, которым отмечено современное искусство гитары - звучащей души Испании.

 

Хулио Сагрерас (1879-1942).

Хулио Сальвадор Сагрерас / Julio Salvador Sagreras /, родился и умер в Буэнос-Айресе (22.11.1879 - 20.7.1942); аргентинский гитарист, композитор и педагог, обучался игре на гитаре у своего отца, Каспара Сагрераса (1838-1901), известного гитариста. Своё музыкальное образование Хулио Сагрерас продолжил в консерватории Буэнос-Айреса (кроме всего прочего и по сольфеджио). В 1899 году Сагрераса пригласили в качестве профессора гитары в академию Изящных искусств Буэнос-Айреса, где одним из его учеников был Антонио Синополи. В 1905 году Сагрерас основывал собственную академию гитары, из которой вышел ряд превосходных гитаристов. Наряду с различной театральной музыкой, Сагрерас сочинял многочисленные пьесы для гитары, в основе которых лежит аргентинский и бразильский фольклор, пожалуй, одна из популярнейших его гитарных пьес – «Колибри» (дана в приложении). Из его педагогических трудов следует выделить Школу игры на гитаре и Исследования в области улучшения исполнительской техники.

 

Василий Яшнев (1879-1962).

 

ЯШНЕВ Василий Иванович (1879-1962), русский музыкант, гитарист-педагог, композитор, общественный деятель. Родился в Петербурге. В 1913 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции. Им созданы опера " Тяжелые времена", симфонические поэмы, фортепианные пьесы и романсы. Гитарой начал заниматься в 1926 году под воздействием игры А. Сеговии. Консультировался у Петра Исакова. Преподавал в Третьем ленинградском музыкальном техникуме и во Дворце пионеров. Среди его учеников - Л. Андронов (начинавший у него обучение), В. Белильников, Л. Седлецкая, Б. Павлов, Е. Успенская и другие.
Внес большой вклад в становление и развитие советского гитарного искусства. Автор пособия " Первые шаги гитариста: Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре", - работа над книгой была прервана тяжелой болезнью и смертью В.И. Яшнева в начале 1962 года и была закончена Б. Вольманом. В.И. Яшнев является автором обработок и переложений для гитары музыки многих народных песен и произведений известных русских композиторов.

Рамон Монтойя (1880-1949).

 

МОНТОЙЯ Рамон (Ramon Montoya Salazar), знаменитый испанский гитарист-фламенко, токаор (tocaor – гитарист фламенко), дядя Карлоса Монтойи. По происхождению цыган. Родился в Толедо 2 ноября 1880 года, Испания. Умер в 1949 году. Начинал свою музыкальную карьеру выступая в мадридских кафе, а в 1912-1926 годах аккомпанировал знаменитому кантаору (певцу фламенко) Антонио Чаконе. Первым из гитаристов фламенко стал выступать сольно, убедительно демонстрируя своей игрой, что гитара богатый и вполне самостоятельный музыкальный инструмент и пригодна не только для аккомпанимента. Мигель Льобет, с которым Монтойя был хорошо знаком, убедил его сделать обработки традиционных песен фламенко (таких как, солерас, булериас, сигирийя) для сольного исполнения. Сегодня эти песни составляют стандартный репертуар гитаристов фламенко. В 1936 году в Париже состоялся сольный концерт Рамона Монтойи, ставший важной вехой в его творческой биографии. В последующие годы его выступления с огромным успехом проходили в лучших залах Франции, Англии и Америки. При этом, будучи человеком исключительной скромности, Рамон Монтойя всегда рассматривал собственную сольную деятельность как подчиненную его роли в качестве аккомпаниатора.

В знак особого признания музыкальных заслуг Рамона Монтойи, прославившегося своими концертами-фламенко, " этому цыганскому токаору была присвоена приставка 'дон'. Выступая, как солист, он внес в игру фламенко новые ритмы и гармонии, разнообразие технических приемов"

 

Мануэль Понсе (1882-1948).

 

Мануэль Мария Понсе /M.M. Ponce/ (8 декабря 1882 Фреснильо – 24 апреля1948 Мехико) мексиканский композитор, чье содружество со знаменитым испанским гитаристом – Андресом Сеговией стало источником рождения одной из самых прекрасных страниц современного гитарного репертуара. Символично, что до встречи с Андресом Сеговией Понсе не писал для гитары. С момента знакомства с Сеговией в 1923 году (началом была Соната №1) и до последних дней жизни Понсе сочинял для гитары. В статье «Заметки сердца и памяти» Андрес Сеговия писал: «Необъятная география моих путешествий подарила мне только двух или трёх людей, которые могли бы сравниться с Понсе своим душевным благородством. Нуждался ли он в какой-нибудь помощи, сочиняя для гитары? Я должен был познакомить его с техническими возможностями гитары. И хотя он не играл на ней, ему было нетрудно почувствовать их. Все сочинения Понсе были чистыми и прекрасными потому, что композитор был всегда искренним, не писал для успеха, не интересовался теми, от кого зависела судьба его сочинений. Он писал потому, что чувствовал потребность высказаться в звуках» …

Творчество Мануэля Понсе неразрывно связано с мексиканским фольклором. Начав в Мехико своё музыкальное образование, Понсе продолжил его в Германии и Франции. В Париже мексиканский музыкант занимался у П.Дюкá. Вернувшись в Мексику, Понсе активно участвует в развитии национальной музыкальной культуры: становится во главе консерватории, основывает и возглавляет журнал «Cultura musical». Мануэль Понсе – автор сочинений различных жанров: концертов для фортепиано, скрипки (один из его лучших исполнителей – Генрих Шеринг), струнного квартета, симфонического триптиха «Чапультатек», мексиканской баллады для фортепиано и оркестра, оркестровой сюиты в старинном стиле – «Пение и танец древних мексиканцев» и многих других. О глубоком проникновении Понсе в мексиканский фольклор свидетельствует знаменитая песня «Эстрелита», которую считали народной и которая сочинена Понсе (эта песня известна и в транскрипции для скрипки Я. Хейфеца). Среди других вокальных сочинений следует отметить «Гранаду» (посвящена А. Сеговии) и Три песни на стихи Лермонтова.

В 1932 году в издательстве Шотта Андрес Сеговия опубликовал в своей редакции Вариации на тему испанской фолии и Фугу Мануэля Понсе. По мнению Сеговии, это — одно из самых значительных сочинений среди когда-либо созданных для гитары. В цитированной выше статье «Заметки сердца и памяти» Сеговия вспоминает о совместном автомобильном путешествии с Мануэлем де Фальей из Швейцарии в Венецию на международный музыкальный фестиваль. Во время этого путешествия Сеговия много говорил о Понсе. «На конкретных примерах, — вспоминает Сеговия, — я стремился раскрыть честный и возвышенный характер мексиканского маэстро, его простой, скромный образ жизни. Однажды в Кремоне Фалья вошел ко мне в тот момент, когда я работал над Вариациями на тему испанской фолии. Он слушал с большим вниманием. Его нетерпение узнать, кто автор, было столь велико, что он пытался узнать это жестами. Окончив исполнение, я ответил: «Понсе». «Как я рад, — воскликнул облегченно Фалья, — что это его сочинение». Фалья был обрадован тем, что эта правдивая и прекрасная музыка была рождена такой же правдивой и прекрасной душой...» (Segovia A. Manuel М. Ponce // Ritmo. 1972. No. 422.).

Мануэль Понсе настолько доверял художественному вкусу Сегoвии, что, посылая для редакции это сочинение, состоящее из двадцати вариаций, предложил ему отказаться от тех, которые полностью его не удовлетворят. Отредактировав все вариации, Сеговия решил пошутить и в письме к композитору написал: «Дорогой Мануэль! Со всеми вариациями у меня ничего не получается. Поэтому думаю опубликовать только четыре-пять». Понсе ответил кратко: «Согласен». Каково же было удивление композитора, когда Сеговия вручил ему опубликованные издательством Шотта все двадцать вариаций.

В творческом содружестве Понсе с Сеговией рождался «Южный концерт», также посвященный великому гитаристу. «С весны 1926 года, — вспоминает Сеговия, — основные темы этого сочинения зрели в его [Понсе. — М. Вайсборд.] душе. Но обстоятельства моей жизни, разделившие нас на долгие годы, не позволили завершить этот концерт. Частично это было связано с возникавшими трудностями. Мы боялись, что нежная звучность гитары потонет в звучании оркестра или что прозрачные краски гитары, подобно ночным светлячкам перед зарей, померкнут в соединении с оркестром. Создание «Южного концерта» задерживалось до тех пор, пока не появился Концерт Кастельнуово-Тедеско ре мажор, исполненный мной в Мексике с оркестром, которым дирижировал Понсе. Это послужило толчком к возвращению Понсе к работе над концертом. Каждый раз, когда почтальон приносил мне толстый конверт — этот день был для меня праздником. Я откладывал все дела и с огромным наслаждением отдавался изучению того, что выходило из-под пера Понсе» (Segovia A. Manuel М. Ponce // Ritmo. 1972. No. 422.).

Творческое сотрудничество Сеговии с Понсе оказалось исключительно плодотворным. Помимо названных выше сочинений, Понсе посвятил Сеговии Классическую сонату («Дань почтения Фернандо Copy»), Романтическую сонату («Дань почтения Францу Шуберту»), «Тему, вариации и финал», Этюд, Вальс, Мазурку. Мексиканский композитор сделал для Сеговии и обработку сочинений А. Скарлатти, Паганини, Баха. Сравнительно недавно стало известно, что Понсе принадлежит и Сюита, которую считали сочинением знаменитого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса. Эту Сюиту (Прелюдию, Алеманду, Сарабанду, Гавот, Жигу) Понсе написал по инициативе Сеговии, продемонстрировав высочайшее искусство художественной стилизации.

Мануэль де Фалья, восторгавшийся талантом Понсе, высоко ценил его пьесы в стиле Вайса. «Мой дорогой друг и товарищ, — писал Мануэль де Фалья 5 апреля 1943 г. Мануэлю Понсе, — опубликовали ли Вы прекрасную пьесу в стиле XVIII века, которую Андрес Сеговия лет десять назад играл в Гранаде? Никогда не забуду впечатления, которое она произвела на меня».

Сюита в стиле Вайса бесподобна – завершающая её блестящая, виртуозная жига подчёркивает танцевальный характер произведения и, безусловно, должна вызывать фурор у слушателей. Прекрасны так же изысканная аллеманда, чувственная сарабанда, а моторная динамика гавота просто побуждает вас броситься в пляс, но на мой взгляд наиболее выразительна среди всех пьес прелюдия. Очень точно уловил и подчеркнул все тонкости музыкального стиля присущего эпохе барокко, заложенные Мануэлем Понсе в эту сюиту, аргентинский гитарист Эрнесто Битетти, убедиться в этом вы можете, прослушав аудио приложение к нотам.

Щедрый мелодический дар Мануэля Понсе раскрывается и в его двенадцати прелюдиях, посвящённых Сеговии. «Мексиканская сюита», трехчастная «Тема с вариациями и финал» - все эти пьесы составляют неотъемлемый репертуар современных гитаристов.

Композитор до сих пользуется признанием на родине, да и во всём мире. 10 – 13 марта 1982 года в Мехико к столетию со дня рождения Мануэля Понсе состоялся Первый международный конкурс гитаристов его имени.

Хоакин Турина (1882—1949)

 

Первые десятилетия ХХ века были ознаменованы в испанской музыке выдвижением ряда новых композиторских имён, которые хотя и не превзошли лучшие достижения музыкальной «Тройки» ренасимьенто, но внесли немалый вклад в родную музыку. Это относится в первую очередь к Хоакину Турине.

Хоакин Турина родился в Севилье и на всю жизнь сохранил в своём сердце очарование этого города, вдохновившего многие из его лучших произведений. В Севилье он начал музыкальные занятия, продолженные затем в Мадридской консерватории, в классе фортепиано Хосе Траго, у которого ранее учился и Мануэль де Фалья. По окончании курса Турина, подобно многим молодым испанским музыкантам, отправился совершенствоваться в Париж, где прожил с 1905 по 1914 год. Там он повстречался и сблизился со своими соотечественниками – Альбенисом и Гранадосом, Нином, Виньесом и Фальей, много музицировал с ними, принимал участие в спорах о путях развития новой испанской музыки. Он нашёл немало друзей в кругу французских музыкантов. На одном из симфонических концертов Турина познакомился с М.Равелем. Особенно важным было для него общение с В. д’Энди, у которого он занимался в Shcola cantorum. Под его руководством он прошёл строгую академическую школу, воспитал в себе высокую требовательность и чуткость к чистоте стиля, взыскательность вкуса.

Как и Фалья, он с любовью воплощал в Музыке Андалусию, увлекался её фольклором. Однако есть немалое отличие между этими двумя композиторами, которое объяснимо не только складом их дарований, но и условиями, в которых они формировались. Фалья приехал в Париж с законченной оперой, по существу – сложившимся композитором, хотя и стоявшим ещё в начале большой творческой эволюции. Турина начал свою деятельность под эгидой Shcola cantorum.

В. д’Энди имел полное основание дать хвалебный отзыв своему ученику по окончании курса: Турина воспринял традиции академического мастерства и подлинного профессионализма. Однако мастерство не является абстрактным понятием, и его нормы могут меняться в соответствии с художественными задачами и стилистическими категориями. Турина не мог просто перенести принципы, в которых его воспитала Shcola, на родную почву, он должен был искать возможность их сочетания с испанскими национальными устремлениями и синтезировать их в единстве индивидуального творческого почерка. Это ему удалось в меньшей степени, чем Фалье.

Это говорится не для умаления достоинств музыки Турины, обратившей на него внимание широкой публики. Многочисленные циклы пьес выполнены с любовью и в своей манере.

Хоакин Турина автор театральных, симфонических и камерных произведений, многие из которых широко известны не только в Испании, но и за ее пределами. Но совершенно особый успех выпал на долю его «Фандангильо», пьесы, посвященной Андресу Сеговии, «богу гитары», как его называют на родине. «Фандангильо» впечатляет изысканностью пряных импрессионистских гармоний, изменчивостью прихотливого ритма и при этом поразительно переданным испанским колоритом, особой атмосферой, позволившей одному исследователю назвать это произведение «квинтэссенцией испанской музыки». Хоакин Турина, покорённый мастерством гитариста, с искусством которого он познакомился на первом концерте в Мадриде в 1913 году, создал несколько сочинений, украсивших репертуар Сеговии. Это «Дань почтения Тарреге» - цикл из двух пьес Гарротин и Солеарес, Соната, Рафага, и упомянутое Фандангильо. В последней пьесе композитор широко использует красочное богатство гитарных приёмов. Тембровый колорит здесь – важнейшее выразительное средство: это и кристально чистое звучание флажолетов, и приглушённое pizzicato, и яркий штрих rasqueado (игра аккордами широко применяемая в народном музицировании в Испании).

Небезынтересно отметить влияние русской культуры на Турину. Вот какую справку даёт об этом испанском композиторе Музыкальный энциклопедический словарь, выпущенный издательством «Советская энциклопедия» (1990): Хоакин Турина (Turina) – испанский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный теоретик, критик. Ученик М.Мошковского (ф-но), В. д’Энди (композиция). С 1906 года выступал как пианист. С 1914 работал в Мадриде, где концертировал, был одним из создателей «Мадридского квинтета» и его пианистом, дирижёром спектаклей «Русский балет» С.П.Дягилева. Турина – представитель т.н. новой испанской музыкальной школы, продолжал традиции движения начала ХХ века за национальное возрождение (Ренасимьенто). С 1931 профессор Мадридской консерватории. Автор статей.
В числе его сочинений: две оперы - Марго (1914, Мадрид), Сад Востока (1923, Мадрид); для оркестра – симфонические поэмы в т.ч. Шествие (1913), Севильская симфония (1920) и др.; камерные инструментальные ансамбли; произведения для фортепиано; пьесы для органа, гитары; сочинения для голоса с фортепиано; музыка к спектаклям драм. т-ра и др.

 

Августин Барриос (1885-1944).

 

" Барриос был революционером! "

Алирио Диас

" Барриос был величайшим гитаристом и композитором всех времён"

Джон Вильямс

" Сочинения Барриоса... совершенство! "

Лео Брауэр

 

Августин Пио Барриос 1 (родился 5 мая 1885 г., Парагвай, умер 7 августа 1944 г., Сан-Сальвадор) - величайший гитарист-виртуоз и композитор начала XX столетия. Эта необыкновенная личность в недавней истории развития гитары до сих пор была непризнанна и недооценена, как и все неординарное.

(По традиции в Парагвае к имени новорожденного, кроме имен его родителей, прибавлялось и имя какого-нибудь национального героя. Мангоре - это герой джунглей Парагвая.)

Барриос - первый композитор и гитарист Нового Света, получивший мировое признание. Его музыка, прочно основанная на классических началах, охватывает все виды современной классической техники игры на гитаре - гаммы, арпеджио, тремоло, мелодическое использование басового и дискантового аккомпанемента, эффект campanello и tambora. Количество музыкальных произведений для гитары соло, которое он написал, составляет приблизительно около 80 произведений в рукописях и 50 записей (78 об/мин), являющихся ценным наследием. Многие произведения, такие как La Catedral и Las Abejas, считаются шедеврами гитарного репертуара. В будущем все больше и больше исполнителей будет обращаться к " богатой жиле музыкального золота", каковой являются произведения Барриоса.

Записи.

В течение периода приблизительно с 1912 до 1928 г.г. Барриос записал


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь