Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А.М.Иванов-Крамской (1912-1973).
Александр Михайлович Иванов-Крамской – его имя в Советском Союзе являло собой эталон гитарного мастерства, музыкального вкуса и тонкого понимания музыкальной специфики русского музыкального фольклора для всех любителей гитары нашей, тогда могущественной и необъятной, Родины. Его имя было хорошо известно не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Искусство этого замечательного музыканта, блестящего виртуоза пользовалось огромным успехом у слушателей, любителей гитары. Каковы же истоки мастерства Иванова-Крамского, как формировались его эстетические принципы? Прежде всего отметим, что Александр Михайлович был первым советским гитаристом, окончившим профессиональное учебное заведение - музыкальное училище имени Октябрьской революции. В Иванове-Крамском - гитаристе новой формации - жило постоянное стремление к расширению своего кругозора. Не случайно он, под руководством профессора Московской консерватории К. С. Сараджева, овладел искусством дирижирования, брал уроки композиции у Н. С. Речменского. В связи с этим отметим и его творческую дружбу с профессором Московской консерватории К. А. Кузнецовым, знатоком испанской музыки. В одной из лекций, прочитанных Кузнецовым в консерватории, Иванов-Крамской играл сочинения испанских композиторов Siglo de Oro - Золотого века - Луиса де Милана и Мигеля де Фуенльяны. Пьесы эти тогда впервые прозвучали в нашей стране. Многое дали гитаристу и его творческие контакты с прославленными коллективами - квартетами имени Бетховена и имени Комитаса, с которыми он исполнял квинтеты Боккерини. В течение многих лет А. Иванов-Крамской аккомпанировал выдающимся певцам - Надежде Андреевне Обуховой и Ивану Семеновичу Козловскому. В программах А. Иванова-Крамского мы не найдем салонных пьес, между тем как в концертах, приезжавших к нам в довоенный период зарубежных гитаристов - Паммера и Гудиана и даже талантливой Луизы Валькер - нередко звучали сочинения довольно низкого художественного уровня. Содержательность репертуара Иванова-Крамского, высокий исполнительский уровень определяли лицо советской гитаристики. Ведь в течение многих лет он, в сущности, единственный выступал с сольными концертами. В руках Иванова-Крамского гитара поражала своей кантиленой, выразительностью интонаций, разнообразием красочной палитры. С каким блеском исполнял он, например, Вариации Сора на тему Моцарта. Техническое совершенство не было самоцелью артиста: оно помогало раскрывать легкость, прозрачность и изящество этого сочинения. А как сдержанно и благородно звучал у Александра Михайловича вдохновенный напев Испанского танца № 5 Гранадоса, воплощая подлинный дух этого шедевра. Но что бы ни играл Иванов-Крамской - Куранту Баха или " Старый замок" Мусоргского - во всем проявлялось поразительное чувство стиля, тонкий вкус большого художника. Вдохновенная игра захватывала слушателей, была открытием нового. Не случайно на концертах Александра Михайловича царила тишина, и он обходился без усилителей. Эту " тишину" можно с полным основанием назвать сотворчеством артиста с неизменно преданной ему публикой. Ясно, что яркое, убедительное исполнение Ивановым-Крамским концертных программ было преодолением неверных представлений о гитаре как об инструменте ограниченных возможностей. Любопытный факт: разные справочники дают разные даты его рождения. И это объяснимо. Будучи человеком веселым от природы и невероятно общительным, он свой день рождения отмечал … все лето, приглашая каждый раз массу друзей, и заканчивал праздничную эпопею в сентябре именинами своей супруги. Немудрено было запутаться. Подлинная же дата – 26 июля 1912 года. То было время, когда в российском обществе возрос интерес к гитаре и уже выходил журнал " Друг гитары". А еще раньше, в 1899-м году, на Международном конгрессе в Мюнхене был основан интернациональный союз гитаристов, в состав которого вошел российский музыкант Петр Агафошин. Именно он связал традиции русской национальной и западноевропейской школ. Его учеником и стал в 1930-м году Александр Иванов-Крамской, посвятивший всю свою жизнь классической гитаре. В 1959 году он был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР. К этому признанию вёл долгий, но успешный путь, - ещё с 1932 Александр Михайлович работал на Всесоюзном радио. В 1933 году выступал как солист и ансамблист. В 1939 году, Иванов-Крамской был удостоен Второй премии Всесоюзного радио на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах, и с этого года по 1945 он уже дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. Затем с 1947 по 1952 годы он был дирижёром Русского народного хора и оркестра народных инструментов. В творческой жизни Александра Михайловича значительное место занимала педагогическая деятельность. Более четверти века прошло с того памятного дня, когда по его инициативе в 1960 году в Музыкальном училище при Московской консерватории был открыт класс гитары. Сегодня мы хорошо знаем, сколь значительным оказалось это событие для дальнейшего развития советского гитарного искусства. А тогда это было смелым решением, поскольку многие руководители учебных заведений скептически оценивали возможности инструмента... И надо отдать должное дальновидности дирекции училища, поддержавшей предложение Александра Михайловича. Иван Семёнович Козловский, которого с Александром Михайловичем связывало долгое творческое сотрудничество, так отозвался в том трагическом году о несравненном советском гитаристе: «Александр Михайлович Иванов-Крамской музыкант, с которым связывала нас многолетняя творческая дружба. А. М. Иванова-Крамского помню еще до войны, когда он дирижировал оркестром клуба НКВД, хормейстером был А. В. Свешников, супруга Александра Михайловича — Софья Георгиевна Иванова-Крамская — артисткой балета. В этом же коллективе работал и будущий кинорежиссер С. Юткевич. С Александром Михайловичем, гитаристом, мы подготовили и осуществили большой концертный репертуар — русские романсы, русские и украинские народные песни. Он — большой мастер! Свою любовь к гитаре он передал дочери Наталии Александровне, которая концертировала как гитаристка и вела класс гитары в Московской консерватории. Много раз были с Александром Михайловичем в поездках — и на празднике Глинки в Смоленске, и на Пушкинских праздниках во Пскове, и на Украине, и в Горьком, Владимире... Но в нашем долгом творческом содружестве бывали моменты, которые оставили во мне горечь. Так я до сих пор не могу объяснить мотив, по которому он отказался ехать со мной в Свердловск на 50-летие оперного театра. Но время примиряет.
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы