Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лауриндо Альмейда (1917 - 1995)



АЛМЕЙДА Лауринду (Laurindo Jose de Araujo Almeida Nobrega Neto), родился 2 сентября 1917 года в г. Сантос, Бразилия. Рос в небольшом прибрежном городке Праинья (ныне город Миракату), расположенном

неподалеку от портового города Сантос в штате Сан-Паулу.

Алмейда родился в большой музыкальной семье, где кроме него было еще восемь братьев и сестер. Первым музыкальным наставником стала мать – классическая пианистка-любительница. Однако Лауринду больше интересовала гитара его сестры Марии и с 9 лет он по секрету ото всех пытался самостоятельно освоить этот инструмент, перекладывая на гитару фортепианные пьесы матери.
Когда Лауриндо было 15 лет он стал участником локальной гражданской войны, разгоревшейся в штате Сан-Паулу, воюя на стороне повстанческой армии. В госпитале, где Алмейда залечивал военные раны, он познакомился с известным бразильским гитаристом " Гароту" [" Garoto" (Anibal Augusto Sardinha, 1915-1955)], пришедшим поддержать дух раненых повстанцев. Встреча с Гароту и его игра произвели на Лауринду большое впечатление: он встретил человека, исполнявшего по-настоящему живую гитарную музыку, и решил, что должен стремиться достигнуть такого же мастерства. Дружба с Гароту, а позднее и совместная творческая работа, продолжались до 1955 года. В 30-е годы Лауринду Алмейда несколько лет работал на радиостанциях Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. В 1936-1947 годах он, помимо Гароту, тесно сотрудничал с такими именитыми музыкантами как Эйтор Вилла-Лобос (Heitor Villa-Lobos), Радамес Гнателли (Radames Gnatalli), Кармен Миранда (Carmen Miranda) и ее сестрой Ауророй (Aurora), с Цезарем Ладейра (Cesar Ladeira) и Пиксингвинья [Pixinguinha (Alfredo da Rocha Vianna Filho, 1898-1973)]. Вместе с Гароту они создали группу под названием " Banda da Lua", которая была признана лучшим гитарным коллективом страны того времени.
В соавторстве с Нестором Амаралом Алмейда написал более 200 песен, в том числе такие известные как Shuca Shuca Shucalyo (на слова Ирвинга Тейлора) и Zig-Zag, самбу, прозвучавшую в кинофильме Дэнни Кайе " A Song is Born". А также является одним из авторов Aldeia da Roupa Branca для карнавала 1940 г. Кроме этого Алмейда написал еще свыше 1000 композиций, в том числе 200 популярных песен, в частности, Choro for People in Love, Sarah's Samba и Twilight in Rio. Диапазон его концертных произведений очень широк: от сольной гитарной музыки до камерной музыки и гитарных концертов. 20 мая 1944 г. Лауринду Алмейда женился на балерине Марии Рибейро [Maria " Natalia" Miguelina Ferreira Ribeiro (1914-1969)] из Порто, Португалия, с которой познакомился в Рио-де-Жанейро. В 1947 г. Алмейда перебрался в Калифорнию. Первой его работой в Соединенных Штатах стала запись музыки к кинофильму Дэнни Кайе " A Song is Born" (в этом фильме снимались Бенни Гудман, Томми Дорси, Элла Фитцджеральд, Луис Армстронг). Вскоре после этого Лауринду присоединился к оркестру Стэна Кентона и до 1952 г. выступал в его составе как солист, аранжировщик и композитор. В период работы у Кентона Алмейда ввел в джаз традиции классической гитары и его ранние записи этого времени стали стандартом нового стиля (fingerstyle) для джазовых гитаристов. Он привез с собой также такие распространенные в 40-х годах в Рио-де-Жанейро стили, как самба, шору и байао (Baiao) - " бразильское кантри", народная музыка северо-востока Бразилии (точнее гибрид нескольких типов такой музыки), довольно ритмичная, исполняемая маленьким ансамблем (гитара, флейта и ударные). Соединенные Штаты стали его домом и в 1961 г. Алмейда получил американское гражданство.
Игру Лауринду Алмейды можно услышать в более 800 фильмах, включая The Unforgiven, снятый в 1992 г. на студии Warner Brothers и ставший лауретом премии Американской академии киноискусства. Кроме того он полностью является автором музыки по меньшей мере к 10 картинам (в том числе к обладателю " Оскара" фильму " Старик и море" ) и участником написания музыки ко многим другим телевизионным и художественным фильмам, снятым на студиях Paramount, Universal, Columbia, и MGM. Лауринду принадлежит к той части бразильских гитаристов, которые, создавая очень сильную гитарную музыку, способствовали восстановлению в своей стране отношения к гитаре как к инструменту, требующему серьезного музыкального изучения. С точки зрения стиля, произведения Алмейды являются синтезом, с одной стороны, классических ритмов афро-бразильского происхождения, и других местных и национальных черт, присущих бразильской музыке, а с другой – американского джаза. Лауринду Алмейда полагал, что между двумя этими стилями пролегает очень тонкая линия, и что, главным образом, именно исполнители устанавливают это различие. Как и Гароту, он культивировал высоко хроматический, гармоничный и мелодичный язык, используя его в музыке обоих стилей.
С 1963 по 1974 год, и затем в 90-е годы, он много гастролировал по миру вместе с Modern Jazz Quartet и участвовал в записи его музыкальных альбомов. С 50-х годов работал с группой LA 4 (саксофонист Bud Shank, басист Ray Brown, и ударники Jeff Hamilton и Shelley Manne). В 1971 г. Алмейда женился на Deltra Ruth Eamon, певице (лирическое сопрано), уроженице Канады, ставшей неотъемлемой частью его дальнейшей музыкальной деятельности и всей жизни.
Лауринду стал обладателем пяти премий Грэмми. В 1960-м году премия была присуждена ему дважды: за Conversations With the Guitar (лучшая инструментальная классическая музыка) и за The Spanish Guitars of Laurindo de Almeida (инструментальное соло). В 1961 г. Discantus для трех гитар Лауринду Алмейды и Moments Игоря Стравинского для фортепиано с оркестром разделили первое место в категории " Лучшее современное джазовое произведение". А три года спустя, Guitar from Ipanema принесла ему Грэмми как лучшему джазовому исполнителю.
Алмейда умер 26 июля 1995 г. в США. Уже после его смерти бразильское Правительство присвоило ему звание " Comendador da Ordem do Rio Branco" – одну из высших наград Бразилии, которой удостаиваются деятели искусства.

Антонио Лауро (1917-1986).

ЛАУРО Антонио (Antonio Lauro), 3 августа 1917 – 18 апреля 1986, венесуэльский гитарист и композитор. Внес огромный вклад в библиотеку современной классической гитарной музыки, причем не только своими собственными произведениями, но также и многими аранжировками для гитары музыки других венесуэльских композиторов. Лауро получил академическое музыкальное образование. Он учился в Академии музыки в Каракасе у Висенте Эмилио Сохо (Vicente Emilio Sojo) и Хуана-Батиста Пласа (Juan Bautista Plasis). Первоначально его музыкальным инструментом было фортепиано, однако, услышав на концерте игру парагвайского гитариста-виртуоза Агустина Барриоса Мангори, он решил посветить свое дальнейшее музыкальное обучение гитаре.
Лауро написал и аранжировал много работ, большая часть которых все еще не опубликована. Большинство из них для гитары, но он писал музыку также для а капелла хоровых групп, оркестра и хора, фортепиано, фортепиано и голоса, органа и голоса, струнного квартета, духового квартета и других инструментальных комбинаций. Одним из основных источников его творчества был народный фольклор, инструментальные и танцевальные ритмы Венесуэлы.
Алирио Диас, виртуозный венесуэльский гитарист, стал тем человеком, который впервые обратил внимание гитарного мира на своего гениального соотечественника. Лауро и Диас примерно в одно и то же время поступили на учебу к Раулю Боргесу и стали близкими друзьями. Диас опробовал и исполнил многие из оригинальных сочинений и аранжировок Лауро для гитары и часто включал некоторые избранные произведения Лауро в программы своих мировых концертных туров. В конце концов, музыка Антонио Лауро вошла в концертный репертуар и многих других ведущих гитаристов. Сегодня его причисляют к числу наиболее крупных композиторов ХХ века, писавших произведения для гитары.

Астор Пьяццолла (1921-1992).

ПЬЯЦЦОЛЛА Астор (Astor Piazzolla), аргентинский композитор. Родился в 1921 г. в Мар-дель-Плата, умер в Буэнос-Айресе в 1992 году. Считается одним из наиболее значительных композиторов современной популярной аргентинской музыки. Создал ряд замечательных музыкальных произведений основанных на традиционных ритмах танго. Получив народную известность как " король танго", Астор Пьяццолла привнес в танго новые ритмы и гармонические интонации, великолепно адаптирующиеся к классической гитаре. В начале 80-х годов Пьяццолла написал для гитары пять оригинальных произведений, а чуть позже несколько еще более значительных, в том числе Tango Suite, для гитарного дуэта Ассадов. Кроме того, некоторые из его наиболее популярных танго также транскрибированы для гитары.

Астор Пьяццолла родился в семье бедного итальянца в Мар-дель-Плата (Аргентина) 11 марта 1921 года. В 1925 году семья переехала в Нью-Йорк попытать счастья в большом городе. Позже Астор Пьяццолла вспоминал: " Это было время разрухи и мафии: я болтался по улицам больше, чем ходил в школу. Тогда моими кумирами были Дюк Эллингтон и Кэллоуэй, которых я ходил слушать у дверей Коттон Клуба - я был слишком молод и слишком беден, чтобы войти внутрь. А мой отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя. Поэтому, на девятилетие я получил в подарок бандонеон и стал заниматься с учителем, который объяснил мне основы классической музыки".
В 1937 году семья Пьяццоллы вернулась в Мар-дель-Плата, но Астор мечтал о столице. В 16 лет он покинул свой родительский дом и переехал в Буэнос-Айрес. Юный музыкант был приглашён играть на бандонеоне в ансамбль известного мультиинструменталиста Анибала Тройло. Это давало Астору средства на аренду комнаты. В то же время он брал уроки игры на фортепиано и занимался гармонией с молодым преподавателем по имени Альберто Хинастера, который впоследствии стал известным композитором.
В 1946 году Астор собрал свой первый ансамбль. Друзья играли исключительно танго: танго стало творческим кредо Пьяццоллы. " Я играл свои аранжировки и начал с трёхдольных размеров, хотя тогда были популярны четырёхдольные, и экспериментировал с диатоническими гармониями". Его новаторство не пользовалось успехом у публики, и ансамбль распался. Но он возобновил свои искания с ещё большим рвением и организовал струнный оркестр, который потерпел ещё более сокрушительную неудачу. Астор не унывал, тяжёлая жизнь в Нью-Йорке научила его быть упрямым и агрессивным до предела. Поворот в судьбе произошёл, когда он отправился в Европу, где обучался дирижированию у Германа Шершена. В Париже судьба даровала ему встречу с известным преподавателем композиции - Нади Буланже. Она сказала: " Астор, следуй своему интуитивному чутью - твоя индивидуальность не в интеллектуальной музыке, а в танго с элементами классики и джаза". В 1955 году он вернулся в Буэнос-Айрес, чтобы закончить свой первый октет, используя опыт который он получил у Хинастеры и Буланже.
Джазовые элементы дали танго Пьяццоллы новую жизнь. Его исполнение имело невероятный успех у публики и произвело фурор в кругах исполнителей, а этот стиль получил название Tango nuevo. По настоянию аргентинского гитариста Роберто Аусселя, Пьяццолла стал писать для гитары. Сегодня, его История танго для флейты и гитары, Двойной концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.
Умер Астор Пьяццолла в июле 1992 года в зените славы. Несмотря на мировую известность, творчество аргентинского композитора в России было практически неизвестно до последнего времени.

 

Алирио Диас.

 

ДИАС Алирио (Alirio Diaz), выдающийся венесуэльский гитарист. Родился в 1923 году в небольшом городке Карора в Венесуэле, где теперь ежегодно проходят международные гитарные конкурсы его имени (Alirio Diaz International Guitar Сompetition). С юных лет играет на гитаре, участвовал в различных ансамблях. Профессиональное музыкальное образование получил в Высшей музыкальной школе Хосе А. Ламас, куда поступил в 1945 году. Дебютный концерт Алирио Диаса состоялся в Каракасе, где он с успехом исполнил обширную программу из произведений Вила-Лобоса, Баха, Понсе и др. Музыкальные способности молодого гитариста были столь очевидны и внушали такую уверенность в его блестящем исполнительском будущем, что венесуэльское правительство нашло возможным выделить ему специальный грант для продолжения учебы в Мадридской консерватории (Испания), где его педагогом был один из самых выдающихся классических гитаристов начала ХХ века Рехино Санс де ла Маса. Алирио Диас посещал также музыкальную академию в Сиене (Италия) и брал уроки у Андреса Сеговии, а в последующем стал ассистировать ему на курсах.

Алирио Диас стал одним из лучших гитарных исполнителей мира и с огромным успехом выступал на пяти континентах планеты. В 1987 г. Организация Американских Государств (ОАГ) отметила выдающийся вклад Алирио Диас в развитие музыкальной культуры специальным призом, он неоднократно удостаивался также наград правительства Венесуэлы. Является почетным доктором нескольких университетов.

 

Ида Прести (1924-1967).

 

ПРЕСТИ Ида (Ida Presti), одна из величайших женщин-гитаристок ХХ века, Франция-Италия. Родилась 31 мая 1924 года в Париже. Первое публичное выступление состоялось в возрасте 8 лет. Ее музыкальные способности были просто поразительны. Когда Иде было 13 Андрес Сеговия сказал: " Мне больше нечему ее учить... она не нуждается в советах других гитаристов". Он называл ее " Ida Prestissimo".

Жена замечательного французского гитариста-виртуоза Александра Лагойи (с 1952 года), вместе с которым они составили великолепный гитарный дуэт и сыграли вместе 2000 концертов. Внезапно умерла весной 1967 года – 24 апреля – во время турне по Соединенным Штатам в возрасте 42 лет. (Вопреки появившемуся тогда сообщению во французской газете " Le Parisien", Ида Прести погибла не в автомобильной катастрофе, а умерла в нью-йоркской больнице от внутренней геморрагии (кровотечения) в результате рака легкого.)

 

Лев Андронов.

 

Лев Андронов — один из немногих советских музыкантов, настойчиво пропагандирующих в своей исполнительской практике богатейшую литературу для шестиструнной (“классической”) гитары. Наряду с издавна популярной в России “семистрункой”, “классическая” гитара вновь завоевывает в нашей стране слушательскую аудиторию, привлекая внимание и профессионалов, и любителей музыки.

Л. Ф. Андронов родился в 1926 году в Ленинграде. Десяти лет начал обучаться игре на гитаре в Ленинградском Дворце пионеров в классе широко образованного музыканта и выдающегося педагога-гитариста В. И. Яшнева. Позднее Андронов занимался у известного советского гитариста П. И. Исакова. Много лет спустя (в 1977 году), уже будучи сложившимся артистом, Андронов завершает (заочно) свое музыкальное образование в Ленинградской консерватории (по классу профессора А. Б. Шалова). Регулярная концертная деятельность Андронова началась в 1948 году. Артист дает сольные концерты, участвует в исполнении камерных инструментальных ансамблей, аккомпанирует певцам. Солист Ленконцерта, Андронов выступает на радио и телевидении, гастролирует по стране. В 1973 году принимает участие в фестивале камерной музыки в Минске.

Л. Ф. Андронов — лауреат Международного и Всероссийского конкурсов гитаристов, а с 1972 года становится членом жюри Всероссийских конкурсов исполнителей на народных и щипковых инструментах. Репертуар Л. Ф. Андронова обширен: произведения западноевропейской классики (оригинальные и переложения для гитары), пьесы для гитары русских и советских композиторов, ансамбли с участием гитары, концерты для гитары с оркестром (среди них впервые записанный Андроновым на пластинку Концерт Б. Асафьева). Игру Андронова отличают сильный наполненный тон, яркий и устойчивый пульс в виртуозных пассажах, свободное владение изощренной орнаментальной ритмикой (свойственной испанской народной и профессиональной музыке), благородство интонации.

Так было написано в рецензии к грампластинке фирмы «Мелодия» с записью Льва Андронова, вышедшей очень давно – в конце 70-х годов прошлого века. К сожалению этого выдающегося гитариста, уже нет в живых.

 

Нарсисо Йепес (1927-1997).

 

ЕПЕС (Йепес) Нарсисо (Narciso Yepes) (1927-1997), испанский гитарист и композитор, педагог и автор многочисленных транскрипций для гитары. Признан одним из самых выдающихся вируозов гитары ХХ века. Родился 14 ноября 1927 года в небогатой крестьянской семье в пригороде Лорки (провинция Мурсия) на юге Испании. Первую гитару, отец, очень хотевший приобщить сына к музыке, купил Нарсисо, когда тому было всего 4 года. Вскоре он нашел в Лорке для сына преподавателя – Хесуса Геварра, от которого мальчик и получил первые уроки сольфеджио и игры на гитаре. Через девять лет семья переехала в Валенсию, где в 1940 году он поступил в Консерваторию и учился у пианиста Винсента Асенцио, технику игры на гитаре осваивал самостоятельно. В эти годы Нарсисо Епес много играл в любительских концертах, где, аккомпанируя певцам фламенко, он совершенствовал свою исполнительскую технику и развивал чувство ритма. Дебют музыканта состоялся в 1943 году в Театре Серано (Teatro Serrano) в Валенсии. Затем семья вернулась в Лорку, но по совету знаменитого дирижера Атаульфо Архенты (Ataú lfo Argenta), с которым он тогда выступал, Нарсисо Епес вскоре вернулся в Мадрид, где познакомился с Рехино Сайнс де ла Маса и Хоакино Родриго. Знаменитый " Аранхуэсский концерт" Хоакина Родриго, посвященный композитором Р. Сайнс де ла Маса, и стал тем самым произведением, с которого началась профессиональная сольная карьера Нарсисо Епеса: в 1947 году он исполнил его в Мадриде вместе с камерным оркестром под управлением Атаульфо Архенты. Это выступление получило самую высокую оценку публики и музыкальной критики. В 1948 году с огромным успехом прошел концерт гитариста в Женеве (Швейцария). В 50-е годы его репутация как превосходного гитариста была столь велика, что по своей популярности он уступал лишь Сеговии. Несмотря на профессиональное признание и известность, которое принесли ему уже дебютные выступления, Нарсисо Епес продолжал свое музыкальное образование: он едет в Париж, где в 1950 году учится у Дж. Энеску, а также знакомится с несколькими знаменитыми музыкантами (Вальтером Гизекинг, Надей Буланже и др.), оказавшими значительное влияние на формирование его личности как музыканта. Здесь же в Париже Епес познакомился со студенткой философского факультета Сорбонны Марысей (полькой по происхождению), которая в 1958 году стала его женой.
Широкой публике имя Нарсисо Епеса стало особенно известно благодаря фильму " Запрещенные игры" (1952 г.) и прозвучавшему в нем знаменитому " Романсу». Нарсисо Епес вел необычайно активную концертную деятельность, гастролируя почти по всему миру. В период с 1960 по 1970 г. он выступал в Восточной и Западной Европе, Северной и Южной Америке, и странах Восточной Азии. В 1980 году он совершил турне, в ходе которого выступал в Советском Союзе, а затем дал 40 концертов в Японии. Лишь в 1993 году из-за ухудшения состояния здоровья музыкант был вынужден ограничить количество своих публичных выступлений. Последний концерт Нарсисо Епеса состоялся в 1996 году в испанском городе Сантандере. Умер выдающийся музыкант 3 мая 1997 года в Мурсии. Помимо музыки для кино (кроме " Запрещенных игр", он написал также музыку к фильму " Девушка с золотыми волосами" ), Нарсисо Епес является автором ряда сочинений для гитары и оркестра, а также многих транскрипций произведений композиторов XVII и XVIII вв (Нарсисо Епес осуществил колоссальную работу по восстановлению и публикации нот неиздававшейся ранее старинной музыки Ренессанса и барокко).

Постоянно работая над усовершенствованием своего инструмента, Нарсисо Епес в 1964 году создал десятиструнную гитару, на которой с тех пор постоянно играл на своих концертах. Записал множество альбомов. Заслуги Нарсисо Епеса как исполнителя, композитора и педагога отмечены многочисленными национальными и международными наградами и почетными званиями. При жизни музыканта ему посвящали сочинения для гитары и гитары с оркестром многие крупные композиторы. Именем Нарсисо Епеса на его родине названы улица, школа, консерватория, концертный зал и т.д.

 

Марио Эскудеро.

 

ЭСКУДЕРО Марио (Mario Escudero), – испанский гитарист и композитор. Родился в 1928 году в Аликанте, Испания. Гитарой начал заниматься в раннем детстве после переезда в Мадрид. Учился у Р. Монтойя (фламенко) и Д. Фортеа (классическая гитара). Первоначально выступал под именем Ниньо де Аликанте (Nino de Alicante). Первый концерт состоялся в 1937 году во Франции, когда 9-летний музыкант принял участие в шоу французского шансонье Мориса Шевалье (1888-1972). В 1944 году дебютировал в Мадриде на сцене театра 'Эспаньол' (Teatro Espanol): в концерте тогда принимали участие также Висенте Эскудеро, Рамон Монтойя и Хасинто Альмаден. С этого времени Марио Эскудеро активно выступал как аккомпаниатор со многими выдающимися певцами фламенко того времени. Помимо Испании, гастролировал с концертами в США, Канаде и в различных европейских странах, в том числе СССР, где он исполнял, как классические произведения, так и произведения в стиле фламенко. Во время одних из гастролей по США принял решение остаться в этой стране. В Соединенных Штатах быстро начал пользоваться успехом как сольный исполнитель, особено после удачного выступления в нью-йоркском Корнеги-Холл в 1955 году. Известности гитариста способствовали и его многочисленные записи: в США он выпустил более 30 своих альбомов. Музыка фламенко в исполнении Марио Эскудеро использована в ряде художественных фильмов.

Наряду с исполнительской и преподавательской деятельностью Марио Эскудеро занимается также сочинением музыки. Большая часть его композиций вышла в свет в Нью-Йорке в издательстве Morto-Music Corporation. Среди учеников Эскудеро, его сын Марио Мануэль Эскудеро, который отличается необыкновенным талантом и помимо выступлений на радио и ТВ занимается гастрольной деятельностью. Марио Эскудеро является одним из самых известных концертирующих гитаристов фламенко. В первой половине 80-х годов ХХ столетия М. Эскудеро на некоторое время вернулся в Испанию, где принял участие в крупных фестивалях фламенко: в 1984 году он выступал на Третьем фестивале искусства фламенко в Севилье (Third Bienal de Arte Flamenco Ciudad de Sevilla), а в 1985 году в Мадриде (Third Cumbre Flamenca). В течение нескольких последующих лет жил в Севилье, где создал свою гитарную академию.

Александр Лагойя (1929-1999).

 

ЛАГОЙЯ Александр (Alexandre Lagoya), 1929-1999, – знаменитый французский гитарист, которого в последние годы жизни называли патриархом классической гитары. Родился в Александрии (Египет) 21 июня 1929 года в интернациональной семье: мать была итальянкой, отец - греком. Играть на гитаре начал в восемь лет. В период с 13 до 19 лет выступил с 500 концертами. В 1950 году встретился с Идой Прести, замечательной гитаристкой, которая в 1952 году стала его женой и музыкальным партнером. Александр Лагойя и Ида Прести составили вместе великолепный гитарный дуэт, равного которому трудно найти в истории гитары: до 1967 г., когда Ида умерла, они сыграли вместе 2000 концертов.

В 1972 году Александр Лагойя возобновил выступления как сольный исполнитель.

С 1969 года он являлся профессором гитары Парижской национальной консерватории, а с 1960 г. Международной академии музыки в Ницце (Nice) и оставил эту работу только в 1994 году.
Александр Лагойя скончался в Париже, во Франции, после продолжительной болезни в возрасте 70 лет 24 августа 1999 года.

Хорхе Морель.

 

МОРЕЛЬ Хорхе (Jorge Morel), знаменитый аргентинский гитарист и композитор. Автор множества оригинальных композиций и аранжировок для гитары, в том числе ряда гитарных концертов, концерта для гитары с оркестром (Suite Del Sur), произведений для гитары соло, гитарных дуэтов и квартетов, гитары и струнных квартетов. Родился в Аргентине 9 мая 1931 года. Учился в Буэнос-Айресе у Пабло Эскобара. После окончания университета много выступал в латиноамериканских странах (Эквадор, Колумбия, Куба), где записал свою первую сольную пластинку и участвовал в телевизионных программах. В Пуэрто-Рико Хорхе Мореля услышал Владимир Бобри, являвшийся в то время президентом Общества классической гитары Нью-Йорка, который предложил музыканту выступить в Соединенных Штатах. В 1961 году состоялся его дебют в нью-йоркском Карнеги Холл, после чего последовали выступления и в других крупнейших концертных залах Нью-Йорка, Лондона, Дублина и Токио. К этому времени относится запись им второй пластинки, а впоследствии и еще трех сольных альбомов. Концерты Хорхе Мореля с успехом проходили в Аргентине, Бразилии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Италии, Канаде, Колумбии, Кубе, Норвегии, Польше, Пуэрто-Рико, Сингапуре, Финляндии, Швеции, Шотландии, Франции, Эквадоре и других странах. В настоящее время живет и работает в США, Нью-Йорк.

Помимо собственного исполнения и записей, произведения Хорхе Мореля исполняют и записывают такие выдающиеся гитаристы как Джон Вильямс, Серджио и Одаир Ассад, Пепе и Анхель Ромеро, Кристофер Паркенинг, Дэвид Старобин, Карлос Барбоса-Лима, Рикардо Изнаола, Элиот Фиск, Хиллари Филдс и многие другие. Среди многочисленных заслуг Хорхе Мореля особо выделяют его гитарные транскрипции и аранжировки произведений знаменитого американского композитора Джорджа Гершвина (1898-1937) - Рапсодии в блюзовых тонах (Rhapsody in Blue), а также Preludes Nos. 1-3 и Summertime - после чего они прочно закрепились в репертуаре многих гитаристов-исполнителей. Хорхе Морель хорошо известен также как прекрасный гитарный педагог.

 

Джулиан Брим.

 

БРИМ Джулиан (Александер) [Julian Alexander Bream], родился 15 июля 1933 г. в Лондоне, британский гитарист и лютнист. Восхищать своим музыкальным талантом начал уже в раннем возрасте. Игрой на гитаре начал заниматься в раннем детстве с отцом, затем учился в Королевском Музыкальном колледже. Официально дебютировал 17 февраля 1947 в возрасте тринадцати лет и вскоре был признан одним из самых значительных музыкантов послевоенного времени. К шестнадцати годам Джулиан Брим успел принять участие во множестве радиопередач Би-Би-Си, дать несколько сольных концертов, сняться в музыкальных фильмах. Кроме того, будучи очарован лютней, Дж. Брим начал всерьез интересоваться этим инструментом. В 1959 основал ансамбль старинной музыки Julian Bream Consort, в котором играл на ренессансной лютне.

В ноябре 1951 году состоялся его торжественный дебют в лондонском концертном зале Уигмор-Холл (Wigmore Hall), а несколькими месяцами позже – участие в ежегодном музыкальном фестивале в Ольдборо (Aldeburgh Festival). После окончания Королевского музыкального колледжа и службы в армии начинается головокружительное восхожде-ние Джулиана Брима к Олимпу славы. Он побывал с концертами на всех пяти континентах мира, в том числе совершил годовые туры по США и Европе. Его сольные гитарные концерты включали огромное многообразие композиций: от произведений 17 столетия до современного гитарного репертуара. Для Брима специально пишут лучшие композиторы мира (Бриттен, Уолтон, Хенце и др.). Не ослабевает и его интерес к лютне, которую он пропагандирует с той же страстностью, что и гитару.
С середины 50-х годов Дж. Брим входит в число самых записываемых музыкантов. Начиная с 1958 г. музыкальные записи Джулиана Брима завоевали множество престижных международных наград. В 1979 году корпорация RCA представила публике платиновый диск Дж. Брима, который тут же установил рекорд продаж в полмиллиона пластинок в одной только Великобритании. С не меньшим успехом разошлись его золотые и серебряные диски, записанные совместно с Джоном Вильямсом. В 1993 г., в год 60-летия музыканта, RCA выпустил уникальный набор из 28 компакт-дисков с его записями. С начала 90-х годов Джулиан Брим записывает несколько дисков на EMI Classics.

Радио- и телевизионные программы быстро сделали Джулиана Брима известным очень широкой публике. Интерес к личности и творчеству Брима в средствах массовой информации был всегда очень высоким. Огромной популярностью пользовался биографический фильм показанный телевидением Би-Би-Си в 1976 году и ряд других программ с его участием. В 1984 году Брим представил серию из восьми фильмов об испанской гитарной музыке.

Самыми значительными событиями в творческой жизни Дж. Брима начала 90-х годов стало исполнение им в 1991 году гитарного концерта Арнольда Малькольма, транслировавшегося радио и телевидением Би-Би-Си, а также сольные и совместные с Лондонским симфоническим оркестром исполнения работ Такемицу на японском фестивале в Лондоне осенью 1991 года.
В течение сезона 1992/1993 гг. он дважды выступает в Уигмор-Холле: на открытии Гала-фестиваля и на концерте, посвященном своему 60-летию. В этом году он совершает турне на Дальний Восток, посещает Гонконг, Тайвань, Корею и Японию, а в 1994 году впервые выступает в Турции и Израиле.
В 1964 г. за заслуги в области музыки Дж. Брим становится ковалером Ордена Британской империи 4-й степени (OBE), а в 1985 году ковалером Ордена Британской империи 2-й степени (CBE). Он удостаивается звания Почетного доктора Университетов Суррей (1968) и Лидса (1984). В 1976 году золотую медаль Вила-Лобоса ему вручила лично вдова композитора. Джулиан Брим был избран Почетным членом Королевской академии музыки (1996), Королевского музыкального колледжа (1981), присваивающего ученые степени в области музыки, и Королевского Северного колледжа музыка (1983). В 1988 г. он становится Почетным членом Королевского филармонического общества.
В 1997 году Дж. Брим специальным сольным концертом отметил 50-летие своего дебюта, а Би-Би-Си несколькими неделями позже посвятило ему специальную телевизионную программу.

 

Антон Гарсиа Абриль.

 

ГАРСИА АБРИЛЬ Антон (Anton Garcia Abril), род. 19 мая 1933 года — испанский композитор. Изучал музыку сначала в Валенсии с Педро Соса, Мануэлем Палау и Энрике Гома, а с 1953 года в Мадридской консерватории у Хулио Гомеса и Франсиско Калеса. Позже занимался композицией (Фрацци), дирижиро-ванием (Пауль ван Кемпен) и музыкой для кино (Лаваньино) в Академии Киджи в г. Сиена, Италия. В 1964 году учился у Петрасси в Риме.
Преподавал в Мадридской консерватории сольфеджио и теорию музыки (1957-1969 гг.), а с 1974 года композицию и музыкальные формы.
Его произведения, включая музыку для кино — к кинофильмам La fiel infanteria (1960) и No busques los tres pies (1968), удостоены множества призов. В их числе: Национальный театральный приз за музыкальную комедию Un millon de rosas (1971) и Приз Сеговии за гитарную сюиту Evocaciones (1981). В 1983 году Гарсиа Абриль стал членом Академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания).
А. Гарсиа Абриль плодотворно работает в различных музыкальных жанрах: пишет инструментальную музыку для оркестра и камерных ансамблей, вокальные произведения, музыку для кино и телевидения. Является автором нескольких значительных сочинения для гитары и гитары с оркестром: Homenaje a Sor для гитары с оркестром (1978), Concierto aguedino для гитары с оркестром (1978), Evocaciones (1981), Concierto mudejar для гитары с оркестром (1985).

Евгений Ларичев.

 

Евгений Ларичев, советский гитарист и композитор, представитель классической гитары родился в 1934 к Москве. Ларичев обучался в Московской консерватории по классу гитары у А. Иванова-Крамского. Он давал концерты в различных городах СССР. Было выпущено несколько грампластинок, где в его исполнении было записаны пьесы Э.Вилла-Лобоса, Ф.Тарреги и многих других композиторов. Кроме занятий концертной деятельностью, Ларичев сделал обработки русских народных песен и танцев, которые опубликовывал в издательстве " Музыка". Евгением Ларичевым был также выпущен «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре».

Сергей Орехов (1935-1998).

 

ОРЕХОВ Сергей Дмитриевич (1935-1998), один из лучших русских гитаристов, семиструнник (свободно владел также шестиструнной гитарой, но публично не выступал). Совмещал в себе гениальный дар импровизатора, исполнителя и композитора. Много сделал для создания русского национального гитарного репертуара. Автор многочисленных обработок для гитары русских народных песен и романсов. Родился в Москве в 1935 году. Гитарой стал заниматься довольно поздно – в начале 50-х гг. Сначала самостоятельно, а затем брал частные уроки у гитариста Владимира Митрофановича Кузнецова (1987-1953), который написал в свое время книгу " Анализ строя шести- и семиструнной гитары" (М., 1935), и у которого учились очень многие московские гитаристы. Посещал кружок у гитарного энтузиаста В.М. Ковальского. Музыкальной карьере Сергея Орехова не помешала даже болезнь рук – результат рано развившегося полиартрита. После службы в армии он поступил в 1956 г. в Москонцерт к исполнительнице цыганских романсов и песен Раисе Жемчужной, с которой проработал около 7 лет, вплоть до ее ухода на пенсию. После чего выступал вместе со своей женой, исполнительницей старинных романсов, цыганских песен и романсов Надеждой Тишининовой. Некоторое время работал вместе с Алексеем Перфильевым в цыганском джаз-ансамбле у скрипача и певца Николая Эрденко, а затем организовал с А. Перфильевым (6-струнная гитара) собственный гитарный дуэт. Написал также несколько обработок для шестиструнной гитары (в частности, романсы " Не пробуждай воспоминаний", " Дремлют плакучие ивы" и " Хризантемы" ). Учитывая рост популярности шестиструнной гитары планировал переложить на нее весь основной русский репертуар семиструнный гитары.
Всю свою жизнь Сергей Орехов оставался верен русской гитаре и тяжело переживал, что она стала терять в России свои позиции: " Я никогда не думал, – говорил он, – что шестиструнная гитара завоюет Россию. Семиструнная гитара – настолько народная; это гитара военная, литературная... Какие угодно возьмите слои общества: семиструнная гитара – это родной инструмент, с которым русский человек связан".

Оскар Гилья.

ГИЛЬЯ Оскар (Oscar Ghiglia), итальянский гитарист-виртуоз. Родился в 1938 г. в Ливорно, мать - пианистка, отец - художник. Когда Оскару было 5 лет, отец решил нарисовать сына с гитарой в руках, и так уж случилось, что к моменту окончания работы над портретом мальчик и гитара были уже неразлучны. Отцу не оставалось ничего другого как подумать над обучением сына игре на гитаре. Учился в консерватории Санта Сесилиа в Риме, которую окончил в 1962 г., а также был студентом А. Сеговии в летних мастер-классах в городах Сиене и Сантьяго де Компостелла. Окончание учебы в консерватории было отмечено целым рядом значительных побед на престижных гитарных конкурсах: Гилья стал обладателем первого приза на конкурсе гитаристов в Оренсе, первого приза на гитарном конкуре в Сантьяго де Компостелла и первого приза на Международном конкурсе гитаристов Радио Франсэ. В 1964 году Сеговия пригласил Оскара Гилья ассистировать ему в мастер-классах в Калифорнии. Начиная с этого времени Оскар Гилья выступал по всему миру с концертами и вел собственные мастер-классы. Он объехал с концертами всю Северную и Южную Америку и Европу, выступал в Израиле, Новой Зеландии и многих других странах.
Оскар Гилья является профессором гитары Базельской академии музыки.
Замечательный гитарист-исполнитель и педагог, интереснейшая личность, человек с прекрасным чувством юмора, владеющий множеством языков - все это Оскар Гилья.

 

Борис Хлоповский (1938-1988)

 

ХЛОПОВСКИЙ Борис Павлович. Родился 5 апреля 1938 г. в Подмосковье, умер в 1988 г. от болезни сердца. В 1950 гг. занимался на семиструнной гитаре под руководством Ф.Г. Игнашина, Грушецкого (ученика М.Ф. Иванова), затем в музыкальной школе г. Бабушкина в классе преподавателя Е. Грачёвой. После службы в армии в 1960-х гг. Борис Хлоповский поступил в училище им. Гнесиных в класс семиструнной гитары (Л. А. Менро), а в 1966 году оконч


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь