Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Перевод на русском языке публикуется впервые.Стр 1 из 7Следующая ⇒
ЛОБСАНГ РАПГЕЙ ТИБЕТСКИЙ ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ Редакция: Арбузов А. А. Панфилов А. А. © Dr. Lobsang Rapgay. Published by: Dr. Lobsang Rapgay Ph.D, Tshering Hose 193, Mcleod Ganj, Dharamsala, Himachal Pradesh, India and printed at Sona Printers, 1798, Giani Bazar, Kotia Mubarakpur, New Delhi-3 Ph: 626861 Перевод с английского Бочаровой Е.В. ISBN 5-88882-001-6 ©Макет: Герм П.А., 1995 ©Перевод на русский язык: Бочарова Е.В., 1995
ОТ ИЗДАТЕЛЯ Книга " Тибетский лечебный массаж" содержит основные положения теории и практики тибетской медицины. Массаж как один из основных методов лечения в тибетской медицинской системе рассматривается наиболее подробно. В книге даны практические рекомендации по массажу, а также его краткое теоретическое обоснование. Автор данной работы д-р. Лобсанг Рапгей живёт в Дхарамсале на Северо-Западе Индии и практикует древнюю тибетскую науку исцеления, а также занимается популяризацией знаний в этой области. Он является автором ряда книг и статей: " Тибетская пульсодиагностика", ''Диагностика по моче" и т.д. Книга может быть полезна всем, кто интересуется нетрадиционными способами лечения, в частности, восточными системами оздороления, практикующим врачам, а также тем, кто предпочитает самолечение. Перевод на русском языке публикуется впервые. СОДЕРЖАНИЕ I. Введение Терапевтические концепции Тибетской медицины Энергетическая и нервная системы II. Тибетский массаж как наружное печение Массаж и его связь с пятью видами наружного печения Пояснения Как работает Тибетский массаж Обнаружение точек для массажа III. Практические техники массажа Техника аппликации Техника растирания Техника разминания Массаж шиатсу Очищающая техника IV. Как делать массаж Предварительная подготовка Показания Противопоказания Время и сезоны для массажа Признаки чрезмерного массажа V. Масла и примочки Масла - сливочное - растительное - жиры Примочки - примочки, которые можно приготовитьсамостоятельно - готовые примочки - примочки при нервных расстройствах VI. Печение с помощью массажа А. Массаж для поддержания хорошего самочувствия Массаж для лечения специфических заболеваний - интенсивные головные боли - головокружение, шум в ушах - истерия - бессонница - учащённое сердцебиение - усталость глаз - функциональные расстройства peчи - носовое кровотечение - онемение и боли в шее, плечах и руках - боли в ногах и пояснице - боли в спине - нестабильность менструального цикла - частое мочеиспускание - плохой аппетит - запоры - икота - коррекция сексуальных расстройств Б. Прижигание Хор(монгольское прижигание). Предисловие Тибетские доктора в 7-ом веке первыми объединили различные системы и школы медицинских традиций, обмениваясь знаниями и опытом с лекарями Индии, Китая, Греции, Непала и Персии. Медицинская литература Тибета является свидетельством того, каким образом развивались и систематизировались медицинские знания. Тибетские врачи, наиболее выдающимся среди которых был Ютог Ёнден Гонпо, создали из различных лечебных методов свою собственную систему. Массаж - одна из многочисленных вспомогательных форм лечебной практики. Уникальный Тибетский массаж обязан своему возникновению Индийским и Китайским массажным техникам, на основе которых он и был создан. Хотя информация, содержащаяся в данной книге, базируется в основном на текстах медицинских Тантр, существуют и дополнительные источники, в том числе различные трактаты, беседы с Тибетскими врачами и практиками массажа. Некоторые аспекты технической стороны массажа были опущены, так как практическое их использование требует дополнительных познаний в Тибетской медицине. Мой собственный опыт показывает, что полное, детальное изучение Тибетской медицины в настоящее время должно сопровождаться также и совершенствованием духа, как это практиковалось основателями медицины. Открытый, развитый ум, а также намерение выявить болезнь и излечить её, используя наиболее эффективные методы, - совершенно необходимое условие. Кроме того, нужно помнить о сохранности первоисточников этих методов в процессе их использования. Я надеюсь, что эта книга, третья из серии, посвящённой Тибетской медицине, сможет показать уникальность данных терапевтических техник, в частности, клинического массажа, которым, к сожалению, стали пренебрегать, отдавая предпочтение медикаментозным методам лечения. Мы настоятельно рекомендуем практиковать Тибетскую медицину, так как, назначая больному медикаменты, мы тем самым лишаем его возможности почувствовать удивительные результаты лечения методами, используемыми в этой древней системе. Док. философии Лобсанг Рапгей 31 октября, 1985 г.
Введение Терапевтические концепции Тибетской медицины: Уникальность Тибетской медицины состоит в своеобразном подходе к здоровью человека, многостороннем и объёмном, практикуемым с давних времён, с чем, к сожалению, мало знакомы на Западе. Не ограничиваясь одиночными формами лечения, такими как акупунктура или травы. Тибетские врачи используют натуропатию, медикаменты и вспомогательные способы лечения. Имея в распоряжении множество методов в системе Тибетской медицины, врач может выбрать наиболее подходящий. Кроме того он отвечает за здоровье пациента. Тибетская медицина совмещает в себе лучшие традиции Индии, Китая, Персии, Греции и Непала. Такие практики, как акупунктура, массаж и прижигание были адаптированы лишь в той степени, чтобы войти в систему Тибетской медицины. В то же время, такие сложные теории, как система меридианов Китайской медицины, вообще не прижились в Тибете. Более того, концепция тепла (ян) и холода (инь) была полностью трансформирована и упрощена для того, чтобы соответствовать теории " трёх сущностей" (тридоша). Теоретически, в основе Тибетской медицины лежит элементарный материализм. Для практических целей здоровье определяется в терминах основных органов и систем тела. Дело в том, что Тибетский врач полагается лишь на себя как на " диагностический инструмент", следуя модели " трёх сущностей", и уже исходя из принципов данной системы, производит соответствующую диагностику и лечение пациента. Если диагнозом болезни является " ветер" (первая из трёх сущностей), тогда можно говорить о расстройстве следующих систем; функциональные, изредка органические заболевания нервной системы, сердца, толстой кишки; функциональные болезни кровообращения, а также психологические проблемы (психотические заболевания сюда не включены - они классифицируются отдельно). Когда говорится о расстройствах " желчи", имеется ввиду общие инфекции или воспаления, кроме того, болезни желчного пузыря, печени, тонкой кишки или легких. В случае же выявления болезней " слизи", следует заняться лечением невоспалительных, часто хронического характера заболеваний желудка, селезёнки и почек. В обязанности доктора входит доступное объяснение пациенту возникшей у него проблемы со здоровьем. Если же врач не делает этого, тогда сам больной должен расспросить доктора. Часто при постановке диагноза в клинике, врач не делится своими выводами, но подразумевая их, совершает определённые действия. Прямое общение необходимо, так как в этом случае не возникает непонимания со стороны пациента и ошибки со стороны врача. Хотя в некоторых случаях, доктора довольно чётко, если требуется, разъясняют диагноз больному. Если же этого не происходит, следовательно, диагноз поставлен однозначно. Что касается рекомендуемого в данном случае лечения, то на нём не?? ражается " несоответствующее", по мнению пациента, обращение с ним. Врач, несмотря ни на что, полностью осознаёт общее состояние клиента, основываясь на процессах, происходящих с тремя " сущностями" (ветер, желчь и слизь). Лечение базируется на существующих симптомах и общей клинической картине состояния пациента, получаемой на основе изучения психологического состояния, пульсодиагностики, анализа мочи, а также через устный опрос. Определённый набор факторов, таких как: острота заболевания, возраст пациента, время года, локализация болезни, " сила пищеварения", а также наличие осложнений - всё это определяет метод лечения. По общей классической традиции, лечение подразумевает приём соответствующих медикаментов и сопровождается рекомендациями относительно образа жизни и диеты. В некоторых случаях применяется акупунктура и прижигание. В соответствии с медицинскими текстами, для наилучшего результата лечение должно проводиться комплексно. Курс лечения необходимо тщательно разработать, разбить на этапы и подстроить к индивидуальным особенностям больного. Первая часть лечебного курса включает изменение образа жизни и диеты и обычно сопровождается приёмом медикаментов. Существует одиннадцать типов лекарственных форм (порошки, отвары, пилюли, масла, лечебные вина и т.д.), принимаемых вовнутрь в соответствии с определённым диагнозом. Приём медикаментов сопровождается следующим набором терапевтических средств: масла для растирания, рвотные средства, слабительные, смягчающие клизмы, свечи, носовые ингаляции и ванны. Наружная терапия делится на две категории в зависимости от общей картины заболевания - на основную и дополнительную. К первой категории относится акупунктурное прижигание, кровопускание и элементы хирургии, а ко второй - массаж, гидротерапия и согревающие компрессы (припарки). К примеру, у пациента обнаружено общее заболевание " ветра" с проявленными физическими симптомами дискомфорта и боли в области живота, вздутия живота (это состояние является следствием чрезмерной стрессовой ситуации, в результате чего возникли функциональные проблемы симпатической нервной системы, проявившиеся в многообразии рассеянных симптомов, в данном случае, в виде расстройствами вздутия живота). На первом этапе надо работать в основном с физическими симптомами, прописывая пациенту медикаменты (принимаемые вовнутрь) в сочетании с диетическим питанием и правильным образом жизни. Лечение, в данном случае, преследует две основные цели - сначала ликвидировать симптомы, а затем собрать болезнь в области желудочно-кишечного тракта. Когда внешние симптомы ликвидированы, диета откорректирована, соблюдается правильный образ жизни и патологическая активность болезни локализована, следующим этапом будет проведение курса клизм - сначала " мягкой", затем " средней" или " жёсткой" – в результате чего патологическая активность " ветра" выводится из организма. Лечение маслами и массаж рекомендуются для улучшения циркуляции крови и обеспечения организма энергией. Масла очень эффективны для нормализации работа пищеварительной системы. В случае, если пациент продолжает жаловаться на учащенное сердцебиение, онемение, головные боли и т.д., следует использовать прижигание " Хор" - с помощью моксы (горячие, наполненные специальными препаратами пакетики). Данный вид прижигания выполняется на некоторых точках шиатсу. Мокса очень эффективна для быстрого излечения и широко рекомендуется при болезнях " ветра", вызывающих боли, опухание и онемение. Если прижигание " Хор" не помогает, можно прижигать конусами, сделанными из полыни. Когда симптомы полностью устранены, следует заняться корректировкой жизненно-важных функций тела, выведенных из равновесия в процессе лечения, в частности, лечения клизмами. Медицинские вина и масла снабжают организм необходимыми витаминами, и, кроме того, укрепляют тело. К сожалению, детально разработанное, многостороннее лечение такого рода как правило неприемлемо в современных условиях больницы: работа врача требует полной вовлечённости в рутинные врачебные обязанности и постоянного пребывания в клинике, что в настоящее время практически неосуществимо, поэтому всё многообразие методов Тибетской медицины игнорируется. Я надеюсь, мне удастся доступно объяснить некоторые из этих методов, чтобы восстановить их в современной клинической практике. Энергия и нервная система Человек, в соответствии с философией Тибетской медицины, состоит из психологических (сенсорные и ментальные способности) и биологических (" три доша" и семь составляющих " лус зунг" ) единиц. На физическом уровне функции тела находятся в зависимости от активности " трёх доша" (трёх сущностей), нормальная работа которых жизненно необходима для поддержания хорошего здоровья. На более тонком уровне существует очень сложная взаимозависимость между биологической и умственной активностью. Например, чрезмерный гнев может вызвать или способствовать возникновению нарушений энергетических потоков нервной системы, что ведёт к патологии нервов и системы в целом. Тибетский врач знает об этой взаимозависимости. В отличие от тантрийских практиков, выносящих силу ума за пределы тела, врач исходит из учения о " трех сущностях" (три доша) или психологических процессах, а также об их влиянии на функционирование органов и систем тела. Тибетская анатомия и психология содержит знания не только об основных органах и системах, но также о кровеносной и лимфатической системах. Насчитывается 11 основных органов; также как в Китайской медицине они делятся на плотные (позитивные) и полые (негативные). Каждый плотный орган находится в функциональной связи с полым органом. Например, печень, являющаяся плотным органом, ответственна за продуцирование крови, тогда как желчный пузырь - её поддерживающий орган - ответственен за хранение желчи, побочного продукта крови. Таким образом, органы формируют и поддерживают функционирование " семи составляющих тела", таких как; хилус (пищевая эссенция), кровь, мышцы, жировая ткань, кости, костный мозг и семя. С древних времён, Тибетские врачи различали связки, швы, лимфатические узлы, сосуды, нервные сплетения, соединительные оболочки, ??? овую ткань и систему кровообращения. На протяжении многих веков для объяснения различных видов физиологической активности тела применялась тщательно разработанная теория взаимодействия энергий и " трёх доша". В соответствии с Тибетскими текстами по анатомии - существует три основных энергетических канала в теле, по которъм осуществляется движение " ветра", " желчи" и " слизи". Черные каналы - это сосуды циркуляции крови. Каналы " ветра" - это центральная и периферическая нервная система, а белые каналы - лимфатическая система. Хотя, в Тантре Объяснений, содержащей разделы по анатомии и физиологии, три данных энергетических канала часто соотносят с тремя тантрическими каналами. Это часто вызывало некоторое недопонимание, что не давало возможности каждому лекарю объяснить разницу между медицинскими и тантрическими каналами. И только в работах Тибетских врачей после 16 века, три медицинских канала отделили от трёх тантрических каналов (" Чистое Зеркало" - текст по анатомии человека, написанный Тхогвонгом Сонам Таши). Текст Гухьяса-маджа Тантрараджа, написанный Дже Цонг Кхапой, подробно объясняет природу тантрических каналов как отличных от медицинских. Тантрические каналы не проявляются физиологически на грубом материальном уровне и, следовательно, они не функционируют активно у обычных существ. Только тогда, когда практикующий достигает Изначального Состояния (йоги или йоги-ни), он используя свою развитую психическую силу, способен открыть эти каналы как реально существующую структуру. У обычных существ эти каналы не проявлены, и только их грубые проявления, т.е. медицинские каналы - действительно функционируют в теле. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО Буддисты различают три тела: грубое, тонкое и тончайшее.
Глава II Пояснения Среди техник массажа, данных в этой книге, шиатсу – наиболее популярный и эффективный тип массажа, особенно, для домашнего использования. Я включил в книгу некоторые точки шиатсу и другую информацию, не упомянутую в разделе массажа в " Заключительной Тантре" (текст по медицине). Часть информации взята из " Тантры Объяснений” и " Устной Тантры Наставлений", а часть – из личного общения с Тибетскими лекарями. Массаж очень популярен среди женского населения Тибета – он избавляет от множества проблем, начиная от заболеваний связанных стрессовыми ситуациями до судорог и нерегулярных менструаций. Из разговоров с пожилыми женщинами, пользующихся массажем в течение всей их жизни, я почерпнул много новой информации, отсутствующей в медицинских текстах, но хорошо известной и используемой практически все ми женщинами, с которыми я общался. Некоторые из этих моментов были включены в общий и специальный разделы по лечебному массажу. Исключая 15 основных точек, остальные, упомянутые в этой работе точки шиатсу, являются точками для прижиганий, в соответствии с текстами. С другой стороны, основываясь на моих личных наблюдениях, я полагаю, что все точки для прижигания могут использоваться как точки шиатсу без какой-либо разницы. Существует ряд причин, поддерживающих данное утверждение. Тибетская медицина представляет собой целый комплекс систематизированных знаний. Лечение (разделённое на три линии) осуществляется с учётом серьёзности заболевания и его локализации. Масляная терапия, припарки, массаж и прижигание - это лечебные методы, в основном корректирующие болезни " ветра" и патологии " слизи". В " Устной Тантре Наставлений" - тексте по клинической медицине - массаж рассматривается как один из основных видов вторичного лечения болезней " ветра". Если массаж не помогает, рекомендуется прижигание в качестве продолжительного лечения, когда заболевание переходит в хроническую форму. Надо заметить, что 15 точек шиатсу, упомянутые в текстах, - являются точками как для массажа, так и для прижигания. Использование для массажа других 63-ёх точек прижигания не оговаривается специально, некоторые из данных точек описаны в " Тантре Устных Наставлений" (массаж данных точек помогает при болезнях " ветра" и " слизи" ). Одна из основных причин, почему Тибетские врачи не используют остальные 63 точки прижигания для массажа, возможно, кроется в социальных предрассудках относительно демонстрации обнажённого тела. 15 точек шиатсу, описанных в текстах, расположены на открытых участках тела, тогда как 63 точки прижигания в основном находятся на скрываемых частях тела. В условиях холодного климата Тибета массаж всего тела практически невозможен. Что касается способов выполнения массажа, то в медицинских текстах упоминается пять способов: поглаживание, растирание, разминание, шиатсу и очищение - ни один из них не объяснён подробно. Упущено то, что массажист должен использовать стандартную технику для каждого способа массажа в отдельности, в дополнение к основным процедурам. Общий массаж также отличается от массажа шиатсу. Тогда как общий массаж включает растирание растительным маслом или примочки, разминание и поглаживание, массаж щиатсу предполагает воздействие на определённые точки тела. Оба вида массажа заканчиваются очищением, что является необходимой частью процедуры. Под очистительной техникой подразумевается снятие с тела остатков масла или примочек с помощью порошка из молотого гороха - это предотвращает накопление " слизи" в теле - вероятного последствия массажа. Для большего терапевтического эффекта Тибетская традиция рекомендует данный метод очищения после каждого сеанса массажа. Это не только нормализует состояние " слизи" и жидкости в организме, выведенном из равновесия массажем, но и тонизирует кожу и улучшает комплекцию тела. Что касается сезонов то, в 'Тантре Объяснений", в разделе по массажу, этот вопрос раскрывается довольно полно. Этот раздел содержит также рекомендации по использованию общего массажа, хотя техническая сторона не объяснена подробно. ТОЧКИ МАССАЖА ШИАТСУ 1-ая точка макушка головы, находится на расстоянии ширины 20-ти пальцев от кончика носа, 2-ая точка - затылочный (малый) родничок, ширина 24-ёх пальцев от кончика носа. 3 - яя точка - лобный (большой) родничок, ширина 12-ти пальцев от кончика носа. 4-ая в 5-ая точки - задний двусторонний родничок, ширина 3-ёх пальцев по направлению к линии волос права и слева от затылочного родничка. 6-ая и 7-ая точки - передний двусторонний родничок, один цунь или дюйм (2, 5 см) от кончика уха к виску. 8-ая точка - первый Тибетский позвонок (7-ои шейный позвонок) точка, общего стресса или точка " ветра". 9-ая точка - 5-ый Тибетский позвонок (4-ыи спинной позвонок), точка лёгких. 10-ая точка - 6-ой Тибетский позвонок (5-ыи спинной позвонок), точка " ветра, поддерживающего жизнь" или точка позвоночного столба. 11-ая точка - 7-ой Тибетский позвонок (6-ои спинной позвонок), точка сердца. 45 точек шиатсу
12-ая точка 11-ый Тибетский позвонок (10-ый спинной позвонок), точка селезёнки. 13-ая точка - 12-ый Тибетский позвонок (11-ый спинной позвонок), точка желудка. 14-ая точка - 13-ый Тибетский позвонок (12-ый спинной позвонок), точка регенеративного органа. 15-ая точка - 14-ый Тибетский позвонок (1-ый поясничный позвонок), точка почек. 16-ая точка - 16-ый Тибетский позвонок (3-ий поясничный позвонок), точка тонкой кишки. 17-ая точка - 18-ый Тибетский позвонок (5-ый поясничный позвонок), точка мочевого пузыря. 18-ая точка - 19-ый Тибетский позвонок (1-ый позвонок крестца), точка репродуктивной жидкости. 19-ая точка - 20-ый Тибетский позвонок (2-ой позвонок крестца, включая 3-ий, 4-ый и 5-ый), точка " ветра, опускающегося вниз" 20-ая точка - 6-ой шейный позвонок, не обозначенный среди 20-ти точек позвоночного столба. 21-ая точка - Точка чарака, точка на шее над грудиной, объединенная точка " ветра, поддерживающего жизнь" (позвоночного столба) и сердца. 22-ая точка - точка на грудине между сосками, сердечная точка, находящаяся на пересечении двух воображаемых линий - от кончика носа до пупка и от одного соска до другого. 23-яя точка - тройная точка мечевидного отростка, (верхняя часть желудка или точка " слизи" ), находится на один цунь или дюйм ниже мечевидного отростка 24-ая точка - тройная точка опухолей (средняя часть желудка или точка " слизи" ), находится на один цунь или дюйм ниже точки мечевидного отростка (23-ей точки). 25-ая точка - тройная точка пищеварительного тепла (нижняя часть желудка или точка " ветра" ), находится на один цунь или дюйм ниже тройной точки опухолей. 26-ая точка - точка А толстой кишки, один цунь вправо и влево от пупка. 27-ая точка - точка Б толстой кишки, один цунь вправо и влево от точки А толстой кишки. 28-ая точка - тройная точка мочевого пузыря, три цу-ня ниже пупка. 29-ая точка - точка нижней челюсти - углубление под нижней губой, точка исправляющая речь. 30\31-ая точка - точка лба - находится на расстоянии равному первой фаланге указательного пальца от середины бровей до лба. 32\33-яя точка - точка плечевой кости, находится между 7-ым шейным позвонком и вершиной внутренней части плечевой кости, найти эту точку можно, отмерив величину первой фаланги указательного пальца от 7-ого шейного позвонка к плечевой кости, а затем отмерить то же расстояние от внутреннего края плечевой кости в направлении 7-ого шейного позвонка, нужная точка находится как раз посередине. 34\35-ая точка - точки лопаток, находятся на расстоянии ширины 4-ёх пальцев, от 5-ого Тибетского позвонка (4-ый спинной позвонок) вправо и влево. 36\37-ая точка - точка ушной мочки - находится под мочками ушей (если широко открыть рот, под мочками ушей появляется углубление). 38\39-ая точка - точка лопатки и точка плечевой кости, попросите пациента повернуть голову так далеко, как только возможно, параллельно лопатке. Затем протяните нитку от кончика носа до плечевой кости - точка, где нитка коснётся плеча - это точка всех видов кровотечений. 40\41-ая точка - точка большого пальца ноги, находится между ногтем и суставом первой фаланги пальца. 42\43-яя точка - точка пятки, находится на расстоянии ширины одного пальца, от пятки вверх. 44\45-ая точка - точка внешней стороны бедра, попросите пациента встать прямо и коснуться бёдер кончиками средних пальцев. Из 78-ми точек, используемых для прижигания, только эти точки подробно описаны в этой главе. 10 точек, рекомендуемых Тибетскими женщинами, здесь не упомянуты - они будут объяснены отдельно. Глава III Техника аппликации Техника аппликации, являющаяся первой частью комплекса массажа, заключается в наложении медицинского масла и примочек на поверхность тела с применением метода поглаживания. Обе ладони тщательно смазываются маслом, и при помощи мягких, лёгких поглаживаний масло наносится на тело. Степень давления при этом неизменна; ладони массажиста, достаточно тёплые, примерно той же температуры, что и тело пациента. Сначала масло наносится на голову и ушные раковины, а затем - на ладони и подошвы ног. После этого маслом покрывается грудь, спина, руки и ноги. Поглаживание должно производиться в одном направлении, всей рукой, ладонями и пальцами. Идея данной техники заключается в постепенном привыкании пациента к прикосновениям; поглаживание подготавливает его к последующему растиранию и разминанию, кроме того, поглаживание с использованием масла и примочек благотворно сказывается на общем состоянии пациента и стимулирует кровообращение. Техника растирания Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы