Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ ПРОРОКОМ?
Как отличить подлинного пророка от ложного? Об этом пишет в " Новом библейском словаре", в статье " Пророки и пророчества", Дж.А.Мотьер, заместитель декана Клифтонского богословского колледжа в Бристоле. Вопрос о подлинности пророков нередко поднимается в Библии (3 Цар. 22; Иер. 28; 3 Цар. 13: 18-22). Ответить на него важно не просто с научной, но и с практической точки зрения. Каковы же критерии подлинности пророков? Одним из таких критериев профессор Мотьер считает у лжепророков то, что он называет " пророческим экстазом". Это состояние могло наступать внезапно, а могло и вызываться определенными воздействиями, в частности - особыми видами музыки. Можно смело считать его необычным и подозрительным: оно включало полную потерю личности, чувства страха и боли. " Пророческий экстаз", широко распространенный в Ханаане, был связан там с культом Ваала. Разумеется, сам по себе он не составляет единственного основания для того, чтобы объявить того или иного пророка ложным. Его временами испытывали и пророки подлинные, прежде всего Исаия (в Храме) и Иезекииль. Еще один критерий касается положения пророка в обществе. Лжепророки обычно числились при царском дворе и получали жалованье. Они изрекали те " пророчества", которые хотел услышать от них царь. Правда, и этот критерий - не окончательный. Самуил, Нафан (при Давиде) и даже Амос в большей или меньшей степени считались " профессиональными" пророками, однако в их подлинности сомневаться не приходится. Платные пророки обычно объединялись в группы, и это роднило их с идолопоклонниками, молившимися в состоянии исступления (Дан. 2: 2), В Ветхом Завете содержатся три важных отрывка, имеющих прямое отношение к нашей теме (Втор. 13, 18; Иер. 23; Иез. 12: 21-14: 11). Во Второзаконии 18: 22 написано, что пророчество, которое не сбудется и не исполнится - ненастоящее пророчество. Во Второзаконии 18 говорится, что истинное пророчество - лишь то, которое сбывается. Не следует забывать, что это лишь необходимое, но не достаточное условие - иными словами, слова, которые сбываются, не обязательно исходят от Бога. Когда лжепророк делает предсказание, которое сбывается, это может быть искушением Божьего народа. Об этом ясно говорится во Второзаконии 13: если пророк зовет идти за другими, неизвестными богами (ст. 2), то он не принадлежит Яхве. Моисей установил четкий богословский критерий истинности всех будущих пророков: даже если предсказания пророка, не повинующегося закону Моисееву, сбываются, пророк этот - ложный. Во втором отрывке, связанном с темой лжепророков, Иеремия (23) расширяетвзгляд Второзакония, описывая лжепророков как лицемеров и прелюбодеев (ст. 10-14), потворствующих чужой безнравственности (ст. 17). Мир, о котором они проповедуют, - не от Бога, но по природе неестествен. Истинный пророк несет слова убеждения и раскаяния (ст. 29), призывая народ к праведности и послушанию (ст. 22). Важно помнить, отчего пророки в своих словах были столь суровы. Немало жестокой критики обрушилось на книги пророков в силу ошибочного мнения, что они проповедовали лишь обреченность. Это отнюдь не так. Если пророки не начинали своих речей призывом к миру, то лишь потому, что путь к миру в Боге лежит только через святость, праведность и покаяние. О пророках говорил еще Моисей в своих вдохновленных Богом законах. Лжепророки, согласно Иеремии, крадут имя Господа, присваивают себе право говорить от Его имени и раздувают свое значение, придуманное ими самими (ст. 30-32). Подлинный пророк - выполняет волю Яхве, говорит от Его имени и Его властью (ст. 18, 21, 22, 28, 32). Третий отрывок находим у Иезекииля (12: 21-14: 11), который говорит сходно с Иеремией. Он ясно указывает, что ложные пророки действуют лишь от своего собственного лица и придумывают свои пророчества (13: 2, 3), построенные на ложном мире и пустых надеждах (13: 10-16), лишенные духовности и праведной святости (13: 22). Истинный пророк стремится прямо к сердцу человека и призывает своих слушателей заглянуть самим себе в душу (14: 4-5), чтобы узнать, живут ли они согласно известным им требованиям Бога (14: 7-8). Мы вновь видим, что истинный пророк действует в духе Моисея. Он говорит несмиренно, но со всей отвагой Бога Изгнания, заново повторяя новыми, свежими словами те истины, которые невозможно ни изменить, ни улучшить. КРИТИКА ПРОРОЧЕСКИХ ПРЕДСКАЗАНИЙ: ДАТИРОВКА ПРЕДСКАЗАНИЙ " ЗАДНИМ ЧИСЛОМ" Датировка пророчеств Многие критики пророческих предсказаний склонны считать, что они были сделаны " задним числом", то есть ужепосле предсказанных событий. К несчастью для этих критиков, предсказания пророков содержат ясные указания на время, когда они появились. Именно поэтому мы и имеем дело с таким чудом, как пророческие предсказания. Время служения различных пророков или написания соответствующих книг можно найти в " Библейском словаре Ангера": Иеремия Иоиль Левит (Моисей) -Матфей Михей Наум Авдий Софония Амос 2-ая четв. VIII века до Р.Х. стр. 46 Даниил 605-538 до Р.Х. стр. 491 Иезекииль 592-570 до Р.Х. стр. 336 Осия 748-690 до Р.Х. стр. 501 Исаия 783-738 до Р.Х. (первый) 735-719 до Р.Х. (второй) 719-704 до Р.Х. (третий) стр. 534 626 - после 586 до Р.Х. стр. 568-570 до 300 до Р.Х. стр. 1149 1520-1400 до Р.Х. стр. 760-762 50 по Р.Х. стр. 706 ок. 738-690 до Р.Х. стр. 726 после 661 - до 612 до Р.Х. стр. 774 до 300 до Р.Х. стр. 1185 между 640-621 до Р.Х. стр. 1185 В некоторых случаях датировка не слишком определенна, так как Ангер использует для нее содержание самих пророческих книг. В некоторых случаях пророк не дает достаточно точных указаний на время создания книги. Впрочем, такой конкретной информации нет только в двух книгах - Иоиля и Авдия. Все ветхозаветные пророки были переведены на греческий язык примерно к 280-250 г. до Р.Х., когда была создана " Септуагинта". Таким образом, все они, включая Иоиля и Авдия, очевидно, жили до этого времени. Датировка книги Иезекииля Книгой Иеэекииля мы будем пользоваться больше, чем другими, так что коротко остановимся на вопросе о ее датировке (570 г. до Р.Х.). Для начала обратимся.к Британской энциклопедии: " Существует немало различных мнений по вопросу о целостности и времени создания Книги Иезекииля. Согласно самой книге, деятельность Иезекииля продолжалась с 592 по 570 г. до Р.Х., однако один ученый (Джеймс Смит) относил ее к VII веку до Р.Х., к временам Манассии, а другой (Н. Мессел) - к периоду после Неемии, то есть примерно к 400 г. до Р.Х. Большинство исследователей, однако, в целом согласны с хронологией самой книги. Два фрагмента из Книги Иезекииля были обнаружены среди свитков Мертвого моря в Кумранской пещере 1, а еще два, как сообщалось, - в пещере IV. Часто повторяемые типичные слова и фразы создают впечатление литературной целостности этой книги. Среди них: " И узнают, что Я - Господь" (50 раз), " живу Я - говорит Господь Бог" (13 раз), " субботы Мои" (12 раз), " страны" (24 раза), " идолы" (около 40 раз), " ходить в заповедях Моих" (11 раз) и т.д." В своей книге " Археология и библейская история" Джозеф П.Фри пишет, что когда он впервые проходил курс библиоведения, ему сказали, что " критики не притрагивались к Книге Иезекииля, и что ее подлинность представляется бесспорной... Однако в последние годы ее стали подвергать нападкам, которые, как указывает У.Ф.Олбрайт, совершенно неоправданы. По его мнению, нет никаких причин, чтобы не вернуться к первоначальному, более консервативному мнению". " Одним из главных аргументов против подлинности этой книги, которые выдвигал профессор Йельского университета С.С.Торри, - продолжает Фри, - состоял в необычной датировке событий временем " пленения царя Иоакима". На поверку этот аргумент убедительно свидетельствует в пользу подлинности книги, на что указывают археологические доказательства. На трех ручках от кувшинов были обнаружены печати, где упоминался " Элиаким, слуга Иоакима". (Эти ручки от кувшинов подробно описаны в " Археологии и библейской истории" профессора Фри, в главе " Археологическое подтверждение изгнания Иоакима в Вавилоне".) Из этого можно заключить, что Элиаким был управителем царского имущества, которое продолжало принадлежать пленному Иоакиму. Очевидно, народ Иудеи до сих пор считал Иоакима своим царем, в то время как к Седекии относились лишь как к регенту, правившему за своего плененного племянника. То, что Иезекииль датирует события правлением царя Иоакима, пусть и находящегося в изгнании, вполне согласуется с обычаем еврейского народа". Джозеф П.Фри подводит нас к убедительному заключению: " Таким образом, необычная система датировки событий в Книге Иезекииля свидетельствует не о недостатке подлинности, но напротив, в свете археологических данных, доказывает ее подлинность самым поразительным образом". Известный исследователь Э.Дж. Янг делает следующие наблюдения над Книгой Иезекииля: " Вышеприведенный обзор дает представление о том, насколько разнообразной критике в последнее время подвергалась Книга Иеэекииля. Так называемые проблемы, встречающиеся при изучении этой книги, проще всего решить на основе традиционного взгляда, а именно: что сам Иезекииль целиком написал всю эту книгу". Янг ссылается далее на двух других ученых, Х-Х.Роули и С. Р. Драйвера. " В 1953 году, - пишет он, - в защиту целостности книги выступил Роули, убедительно показавший несостоятельность теорий, " относящих либо самого пророка, либо его литературного создателя к периоду после изгнания". Эта работа Роули - превосходное введение к изучению современной критики Иезекииля". " Драйвер, - добавляет Янг, считал, что " никаких критических вопросов не возникает в связи с авторством этой книги, которая целостна от начала до конца и несет на.себе безошибочный отпечаток работы единого разума". И действительно, существуют веские основания считать Иезекииля единственным автором книги. Она автобиографична - повествование всюду ведется в первом лице единственного числа. Она оставляет сильное впечатление того, что создана одной личностью. Далее, многие из пророчеств относятся к конкретному времени и пространству. Схожесть хода мысли и композиции на протяжении всей книги служат дальнейшим доказательством того, что над ней трудился один человек. Таким образом, мы можем с уверенностью считать ее автором Иезекииля. Интересно отметить, что он же считается главным создателем книги в недавних комментариях Кука. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы