Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные принципы преподавания литературы в современной школе.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Основные принципы преподавания литературы в современной школе.
4. Теория литературы в системе литературного образования. Научить школьников вдумчиво и серьезно читать, т.е. мыслить вместе с автором, невозможно без проникновения в специфику литературы, без постижения теории литературы. Необхадимость и важность теоретического курса знаний еще в 19 веке подчеркивал В.А. Острогорский. Теоретические понятия, являясь составной частью школьного курса литературы, вместе с тем образуют его научный каркас. Освоение литературоведческих понятий необходимо для того, чтобы многообразие сведений и впечатлений, полученных школьниками в процессе изучения литературы, объединить в систему лит. образоности. Интерес к вопросу изучения теории лит. Возник еще во времена Ломоносоваю Он написал пособие, в которое вошли знания по теории литературы, учение о жанрах и изобразительных средствах языка. Свое развитие проблемы, связанные с изучением литературоведением, получилав работах Стоюнина, который выступал за целостное изучение литературы. Понятие теории литературы он предлагал вводить в процесс разбора художественного произведения. Этой же позиции придерживался и Водовозов. Однако Острогорский выдвигал на 1 план в процессе изучения слов. теорию литературы и предлагал изучать ее как отдельный предмет параллельно с основным курсом. Он первым предложил идею о создании учебника по теории литературы. В начале 20 века теория литературы была выделена в отдельный предмет и были напечатаны учебники Овсянниково-Куликовского, Ливанова, Смирновского. После октября 17 года отдельный курс теории литературы был отвергнут. Теоретические сведения включены в общий курс литературы и освещались в процессе разбора художественного произведения. Но в 40-е годы курс ТЛ опять был введен отдельно. В начале 50-х вновь был исключен из программы и до сегодняшнего времени изучается попутно с анализом художественного произведения.
В стандарте по литературе определен обязательный минимум теоретико-литературных понятий, который школьники должны усвоить в школе. В программах ТЛ тоже уделяется особое внимание. В подавляющей части программ имеется рубрика-теория или теория литературы. Она служит для того, чтобы обозначать место место введения данного понятия в процессе освоения курса. В некоторых программах дается аннотация к понятию, где указаны основные его составляющие, подлежащие обязательному усвоению. В отдельных программах(Кутузова) ТЛП являются основными при рассмотрении курса. Принципы изучения ТЛП 1.Научность, т.е. трактовка любых осваиваемых школьниками понятий должна осуществляться на основе научных достижений современного литературоведения. 2. Усвоение ТЛП должно происходить на основе эстетического восприятия художественных текстов. 3. Принцип поэтапности освоения ТЛП. Формирования понятия- процесс длительный и сложный. Беленький. 1.Предварительное наблюдение над простейшими фактами. 2. Введение понятия, т.е. названия самого термина. 3. Расширение и обогащение понятия(разные виды эпитетов). 4. Использование понятия в самостоятельной деятельности учащихся. Методы и приемы изучения. ТЛП могут быть раличны (это зависит от содержания самого понятия, от уровня развития учащихся и от возможностей учителя). 1. Лекция(мини-лекция, рассказ). 2. Работа с учебником. 3. Работа с таблицами и схемами. 4. Сравнение различных явлений ТЛ (только при помощи сравнения дается понятие о жанрах, о средствах комического). 5. Наглядность. 6. Игры со словом: -конкурс на лучший эпитет, сравнение, -подбор рифм на заданное слово, -восстановление порядка слов, -соревнование с автором (подбор опущенных эпитетов), -амплификация-распространение (открытый финал), -сопоставление художественных текстов разных авторов. Методы и приемы изучения литературно-критического материала в школе. На уроках литературы наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство с отдельными лит.-критическими статьями и высказываниями, а также работами литературоведов, посвященных интерпритации и анализу этих произведений. Отечественная методика уделяла значительное внимание работе с ЛК материалом(Голубков, Цезарь, Балталон, Оголихин, Димидова, Богданова, Дановский). В их работах было определено: -содержание ан. Критических статей; -Способы привлечения критики к исследованию художественного текста; -приемы сопоставления различных точек зрения, высказываемых в статьях 2-х или более авторов. Варианты изучения отдельных критических статей. Изучение ЛКМ способствует решению существующих для школьных задач обучения литературе: -углублению восприятия художественного восприятия; -знакомство с образцом анализа художественного текста; -развитие речи учащихся. Ученые (Оголихин) предлагают 2 этапа изучения ЛКМ на уроках. 1.Обращение к фрагментам статей, отдельных высказываний критиков и литературоведов непосредственно при анализе текстов. Это можно включать в урок, начиная с 7 класса. Как правило ЛКМ используется для: -создания проблемных ситуаций; -для обобщения изученного на уроке материала. 2. Анализ текста ЛК статьи на специальном уроке. Изучение ЛКМ может осуществляться на уроках разных по форме: 1) Урок-исследование: постановка проблемы и работа с текстом статьи(поиск ответа); 2) Самостоятельная работа учащихся с текстом ЛК статьи: составление конспекта статьи, тезисов, плана; 3) Урок-дискуссия: проводится на материале 2-3 статей(выводы в конце фиксируются).
Основные этапы изучения литературного произведения в школе. Вступительные и заключительные занятия. Изучение литературного произведения в школе складывается из 4 основных этапов: -вступительное занятие; -чтение; -анализ; -заключительное занятие. Каждый этап имеет свои цели и включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Однако, этапы строго не разграничиваются, они взаимодействуют друг с другом и один без другого немыслим. Цель вступительного занятия (ВЗ). 1. Создание установки на восприятие и понимание текста. 2. Мотивирование последующего анализа и создание ориентации воспрития. Этой проблемой занимались Никифорова, Голубков, Смирнов. Основные формы проведения ВЗ: -лекция (старшие классы), -киноурок(старшие-средние), -рассказ учителя. Основные требования у ВЗ: -ограничение во времени (в средних классах вступительный этап может занимать от 2 до 40 минут), -ограниченность в последующей работе над художественным текстом; -конкретность(связь с изучаемым произведением), -наглядность(словесно-образная и худ.-изобразительная), -логичная последовательность изображения. На вступительном занятии можно проводить (7-11) творческие письменные работы, которые могут быть связаны: 1) с выявлением общего впечатления от прочитанного; 2) с рассуждением по 1 из проблем, затронутых в произведении. В старших классах продолжительность вступительного занятия может занимать целый урок. Заключительное занятие- последний этап в работе над художественным произведением. Основные задачи заключительных занятий. 1)подведение итогов, 2)формирование обобщений и выводов, 3)корректирование читательского восприятия, 4)стимулирование дальнейшей познавательной деятельности учащихся. При проведении заключительных занятий важно избежать повторного хода анализа. Для этого необходимы новые приемы работы, новые акценты в произведении. Выбор методики заключительного занятия зависит от родо-жанровой специфики произведения, интеллектуального фона класса и возрастных особенностей, от содержания произведения, от возможностей учителя. Основные приемы на Закл.З.: -работа с учебником и опорными конспектами, -выполнение заданий сопоставительного характера, -творческие работы учащихся, -выразительное чтение школьников, -конкурсы чтецов, -инсценировки, -обсуждение разных интерпритаций художественных произведений, -прослушивание чтения мастеров слова, -итоги читательской конференции. Наглядность. Наглядность является одним из принципов преподавания литературы. Виды наглядности по литературе: -зрительная: репродукции, схемы, таблицы, диафильмы, макеты, -звуковая: аудиозапись, -зрительно-звуковая: видеоряд, презентации, фильмы. Требования к наглядности. 1.Н должна быть эстетичной, размер. 2. Должна соответствовать теме урока. 3.Н должна быть введена в урок, и результаты работы с ней должны быть проверены. 4. Н не должна быть трудоемкой. 5. Н должна быть вторичной. Выбор Н определяется: -целями и задачами урока, -возрастом и уровнем развития учеников, -родом и жанром произведения, -возможностью учителя, школы. Виды чтения. Чтение- один из рецептивных видов деятельности. На понимание при Ч влияют факты: -информационная насыщенность текста, -композиционно-логическая структура, -выраженность логической, эмоциональной и другой информации Т, -степень приближения лексики, грамматики и речи читающего с аналогичными параметрами текста, -организация направленности внимания при восприятии текста, -индивидуально-психологические особенности учащихся. В МПЛ выделяют несколько видов чтения, при этом их классифицируют на разных основаниях. 1. По степени помощи учащимся (подготовленное/неподготовленное), 2. По форме учебной организации работы (индивидуальное, фронтальное, классное, домашнее), 3. По целевой направленности (аналитическое, просмотровое, поисковое, реферативное), 4. Выделяют громкое/тихое чтение, хоровое чтение, выразительное чтение. Подготовленное X- используется на этапе анализа/синтеза, это результат либо анализа, либо специальной подготовки учителя. Неподготовленное- Ч с листа учебных/художественных текстов. Исп. при несложном тексте и организуется по цепочке. Громкое Ч вслух используется на разных этапах, м.б. индивидуальным, хоровым. Чтение про себя- без внешнего озвучивания текста. Цель- получить информацию из текста. Выборочное Ч- получить представление о содержании Т, о теме. Поисковое Ч. Цель- найти конкретную информацию. Домашнее Ч – форма организациивнеклассной учебной работы. Учащиеся читают рекомендованные им тексты. Такое чтение должно направляться и контролироваться. Индивидуальное чтение- чтение учащимися разных текстов. Аналитическое Ч- учебный вид чтения, ориентированный на раскрытие содержания Т и его структуры. Внимание направлено на детали восприятия. Вопросы истории литературы в школьном обучении. Кудряшев считал, что, поскольку литература- это искусство слова, то надо учитывать то эмоциональное воздействие, которое она оказывает на читателя, и то, что специальная словесная форма требует хорошего владения речью. Урок литературы должен дать систему знаний по теории и истории литературы. Он выделяет уроки по изучению худ. Произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи. Уроки по теории и истории литературы делятся на: 1)уроки формирования теоретико-литературных понятий, 2)уроки освоения литературно-критического материала, 3)уроки по биографии писателя, 4)уроки по историко-литературному материалу, 5) уроки обобщения, повторения и опроса. Вопросы истории литературы в школьном изучении. Биография писателя в основной и средней школе. Биография писателя-это составная часть монографической темы в старших классах и часть начального этапа в средних классах. Факты биографии писателя вводят ученика в эпоху, в которую создавалось произведение, которая отразилась в нем. Она помогает школьникам разобраться в содержании произведения. Она может оказывать воспитательное воздействие на школьников. Изучение Б предполагает обращение к разным источникам: -мемуарам, -монографиям, -письмам, Что сообщает ученикам дополнительные культурные знания. Изучение Б на каждом этапе обучения может иметь свою специфику. В 5-9 классе объем должен быть ограничен. Дается только тот материал, который непосредственно связан или имеет отношение к изучаемому материалу. Приемы и методы: 1)рассказ учителя(2-15 минут), 2)работа со статьей учебника (можно читать дома или в классе, учителем или учениками, возможен пересказ, к статье могут формулироваться вопросы, по ней может составляться план), 3) сообщение ученика/ов (для улучшения качества сообщения учитель может дать материал, план), 4) экскурсия, 5) кино(15 минут). В старших классах работа над Б ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира автора. Формы уроков по изучению Б: -лекция, -самостоятельная работа с учебником и дополнительными материалами, -урок-экскурсия(очная/заочная), -урок-панорама, -кино (с информацией или заданием до или после просмотра). Б изучается в разных объемах. 1. Жизнь и творчество писателя (Пушкин, Толстой). 2. Очерк жизни и творчества. Внимание только к основным моментам в жизни писателя (Лермонтов, Гоголь). 3. Краткий очерк жизни и творчества. Затрагиваются факты, связанные с изучаемым произведением (Фадеев). 4. Обзор (Фонвизин, Мольер). Основной формой является урок-лекция. 1)слово учителя не должно повторять учебник, 2)не перегружать повествование сведениями и фактами, 3)включать сведения из мемуаров, критической литературы, из художественно-биографических призведений. Внеклассное чтение. Внеклассное чтение- это составная часть учебной работы по предмету. ВЧ- одна из проблем современной методики. Это связано с тем, что современная молодежь мало читает. 12% не читают вообщ. Качество чтения тоже оставляет желать лучшего. Только 20% занимает классика, остальные предпочитают: приключения, фантастику, фэнтези, детективы, глянцевые журналы. Проблема ВЧ была выделена в Конце 18 века Водовозовым и Острогорским. С того времени она постоянно находится в поле зрения методистов(Рыбникова, Голубков, Збарский). Во всех современных программах этому вопросу уделяется особое внимание, выделена специальная рубрика: внеклассное и самостоятельное чтение. Цель ВЧ: приохотить учащихся к чтению, развить у них эстетический вкус, расширить читательский массив. Проблемой ВЧ в последнее время стали заниматься на государственном уровне: в 2006 году была принята национальная программа поддержки и развития чтения, в которой ведущая роль отводится школе. Главная роль в решении проблемы чтения наравне с уроками литературы принадлежит урокам внеклассного чтения. Эти уроки должны проводиться в системе, определенной самим учителем, но не менее 6 уроков в год. Порядок проведения определяется учителем, темы выбирает он же совместно с учащимися. Это может быть строгое следование программе, или исходя из собственных предпочтений учитель сам отбирает книги. Уроки ВЧ могут проводиться в традиционной форме(урок-беседа, на котором обсуждаются прочитанные произведения), но чаще всего уроки должны проводиться нетрадиционно: 1)урок-путешествие в мир писателя, 2)урок-КВН, 3)урок-дискусия, 4) урок-конференция, 5) урок-круглый стол. Уроки ВЧ должны быть связаны с основными уроками литературы. Эта связь может быть различной: 1) связь по персоналиям, 2) проблемно- тематическая связь, 3) связь по жанру. ВЧ должно контролироваться учителем: -просмотр читательских формуляров, -просмотр читательских дневников, -проведение специальных часов, посвященных обсуждению мнений о книгах. Отрицательные оценки не ставятся. Основные принципы преподавания литературы в современной школе.
4. Теория литературы в системе литературного образования. Научить школьников вдумчиво и серьезно читать, т.е. мыслить вместе с автором, невозможно без проникновения в специфику литературы, без постижения теории литературы. Необхадимость и важность теоретического курса знаний еще в 19 веке подчеркивал В.А. Острогорский. Теоретические понятия, являясь составной частью школьного курса литературы, вместе с тем образуют его научный каркас. Освоение литературоведческих понятий необходимо для того, чтобы многообразие сведений и впечатлений, полученных школьниками в процессе изучения литературы, объединить в систему лит. образоности. Интерес к вопросу изучения теории лит. Возник еще во времена Ломоносоваю Он написал пособие, в которое вошли знания по теории литературы, учение о жанрах и изобразительных средствах языка. Свое развитие проблемы, связанные с изучением литературоведением, получилав работах Стоюнина, который выступал за целостное изучение литературы. Понятие теории литературы он предлагал вводить в процесс разбора художественного произведения. Этой же позиции придерживался и Водовозов. Однако Острогорский выдвигал на 1 план в процессе изучения слов. теорию литературы и предлагал изучать ее как отдельный предмет параллельно с основным курсом. Он первым предложил идею о создании учебника по теории литературы. В начале 20 века теория литературы была выделена в отдельный предмет и были напечатаны учебники Овсянниково-Куликовского, Ливанова, Смирновского. После октября 17 года отдельный курс теории литературы был отвергнут. Теоретические сведения включены в общий курс литературы и освещались в процессе разбора художественного произведения. Но в 40-е годы курс ТЛ опять был введен отдельно. В начале 50-х вновь был исключен из программы и до сегодняшнего времени изучается попутно с анализом художественного произведения.
В стандарте по литературе определен обязательный минимум теоретико-литературных понятий, который школьники должны усвоить в школе. В программах ТЛ тоже уделяется особое внимание. В подавляющей части программ имеется рубрика-теория или теория литературы. Она служит для того, чтобы обозначать место место введения данного понятия в процессе освоения курса. В некоторых программах дается аннотация к понятию, где указаны основные его составляющие, подлежащие обязательному усвоению. В отдельных программах(Кутузова) ТЛП являются основными при рассмотрении курса. Принципы изучения ТЛП 1.Научность, т.е. трактовка любых осваиваемых школьниками понятий должна осуществляться на основе научных достижений современного литературоведения. 2. Усвоение ТЛП должно происходить на основе эстетического восприятия художественных текстов. 3. Принцип поэтапности освоения ТЛП. Формирования понятия- процесс длительный и сложный. Беленький. 1.Предварительное наблюдение над простейшими фактами. 2. Введение понятия, т.е. названия самого термина. 3. Расширение и обогащение понятия(разные виды эпитетов). 4. Использование понятия в самостоятельной деятельности учащихся. Методы и приемы изучения. ТЛП могут быть раличны (это зависит от содержания самого понятия, от уровня развития учащихся и от возможностей учителя). 1. Лекция(мини-лекция, рассказ). 2. Работа с учебником. 3. Работа с таблицами и схемами. 4. Сравнение различных явлений ТЛ (только при помощи сравнения дается понятие о жанрах, о средствах комического). 5. Наглядность. 6. Игры со словом: -конкурс на лучший эпитет, сравнение, -подбор рифм на заданное слово, -восстановление порядка слов, -соревнование с автором (подбор опущенных эпитетов), -амплификация-распространение (открытый финал), -сопоставление художественных текстов разных авторов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 5493; Нарушение авторского права страницы