Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопр.Страны Магриба в средние века.Альморавиды и Альмохады



С уходом Фатимидов, чьи позиции в Дальнем Магрибе никогда не были достаточно прочными, а также с ослаблением кордовских Омейядов, Марокко вступило в полосу самостоятельного рвзвития. Этот период в истории Марокко ознаменовался появлением двух блистательных империй Магриба: Альморавидов и Альмохадов. На юге Марокко обитали племена берберов, занимавшиеся скотоводством и торговлей. В XI в. эти племена сохраняли известную самостоятельность. Вожди их совершали паломничества в Мекку, но рядовые члены племен, особенно обитатели пустынь, не желали подчиняться суровой дисциплине ислама. Верхушка же берберских племен искала в религии средство укрепления своей власти. В 1039 г. вожди одного из племен обратились к мусульманским богословам, чтобы те указали им на человека, способного обучать племена пустыни Корану. Таким человеком стал воинствующий проповедник Абдаллах ибн Ясин. Он сочетал свои проповеди с призывами к «священной войне». Первоначально проповеди не находили отклика у берберов. Тогда он с согласия вождей организовал рибат – укрепленную обитель, где жили, молились и готовились к войне последователи Ибн Ясина, или аль-мурабитун – живущие в рибате. В испанском произношении это звучало как альморавиды.

Мурибиты или альморавиды вели суровый образ жизни и постепенно распространили свое влияние на окружающих. Все они были вооружены и вскоре подчинили себе все земли вплоть до Сенегала и верховьев Нигера, завоевали всю территорию Марокко и современного Алжира. В 1086-1090 г. они подчинили себе Андалусию (мусульманскую Испанию), дважды разгромив войска кастильского короля. Альморавиды на время приостановили Реконкисту и продлили существование мусульманских стран на Пиренейском полуострове.

 

Суровые воины-монахи, Альморавиды повсюду насаждали принципы ортодоксальной морали. Нашествие сахарских и аравийских кочевников роковым образом изменило судьбы Северной Африки. Под их ударами погибла земледельческая цивилизация раннего средневековья. Начался длительный период упадка Северной Африки. Были полностью уничтожены сложные и разветвленные системы орошения. Исчезли плотины, водохранилища, акведуки. Более того, смещение кочевого хозяйства в северные районы, ежегодные перегоны миллионных стад через лесные возвышенности и горные перевалы, распашка склонов бежавшими в горы земледельцами – все это ускорило уничтожение лесов и обмеление рек, многие из которых превратились в сухие русла.

 

Высыхание и опустынивание Северной Африки предопределили катастрофический упадок сельского хозяйства. Оттеснённые в горы, земледельцы возвращались к примитивной, архаичной технике земледелия. Упала урожайность: засуха и недороды поражали целые регионы. В XII-XIV вв. постепенно исчезла культура риса, хлопчатника и др. Миллионы гектаров некогда плодородных земель превратились в пустоши, использовавшиеся для экстенсивного скотоводства. Оставшиеся очаги земледелия были переориентированы на выращивание пшеницы и ячменя, частично фиников и садово-огородных культур.

 

Бедуинизация Магриба привела к исчезновению сотен городов и тысяч селений. Катастрофически падала численность населения (по некоторым оценкам за 4 века после вторжения кочевников оно сократилось на 2/3). Таким образм, шел синхронный процесс депопуляции, дезурбанизации и бедуинизации Северной Африки. Лишь только на побережье Северной Африки продолжали светиться последние очаги арабо-мусульманской культуры раннего средневековья.

 

В XII в. началась новая эпоха в истории Северной Африки. Она связана с возникновением военно-теократической державы Альмохадов. Ее основателем был Ибн Тумарт (1081-1130) – берберский религиозный реформатор, последователь религиозно-философского и этического учения о строгом единобожии – таухиде. Вследствие этого последователи Ибн Тумарта назывались аль-муваххидун (унитарии, единобожники), или, по-испански – альмохады.

Ибн Тумарт появился при дворе Альморавидов, но вскоре правитель Альморавидов усмотрел в выступлении ибн Тумарта серьезную оппозицию и проповедник был вынужден скрыться в горах. Ибн Тумарт пытался воспользоваться недовольством многих берберских племен политикой Альморавидов, осуждал их бесчинства, рассматривал их как предателей и вероотступников, как грубых антропоморфистов, которые извратили учение ислама. Он ставил их наравне с христианами и иудеями, подлежавшими безусловному уничтожению. Одновременно он заявил о себе как о ревнителе шариатской морали, публично разбивал амфоры с вином, ломал музыкальные инструменты и обличал свободные нравы женщин. Ибн Тумарт (умер в 1129 г), объявив себя потомком Али, принял титул махди – мессии, призванного обеспечить торжество истинной веры. Онсумел организовать в горах повстанческое государство, наладив систематический сбор налогов с местного населения, создал фанатично преданное ему войско. Хотя в государстве осуществлялась единоличная власть самого Тумарта, большую роль играли и совещательные органы – Совет 10-ти и совет 50-ти.

 

В 1146 г. преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин (1129-1163) завоевал Марракеш, столицу Альморавидов, низверг эту династию и создал в Марокко новую империю во главе с халифами Альмохадами. В 50-60-е гг. XII в. власть Альмохадов распространилась на всю Северную Африку.

Объединив под своей властью всю Северную Африку и Андалусию, Альмохады создали в Магрибе могущественную мусульманскую империю с суровой дисциплиной, единой верой и единым законом. Альмохады беспощадно карали всех, кто придерживался других убеждений. Их политика тимъяза (чистки) сопровождалась массовыми казнями, репрессиями и перемещениями населения. Евреям, католикам и антропоморфистам предлагалось выбирать между смертью и обращением в новую веру. В правление альмохадов прекратили существование многочисленные иудаистские конгрегации и африканская церковь. Под страхом тяжелых наказаний населению не разрешалось петь и музицировать, женщины закрывали лицо, мужчины спешили на молитву. Из-за широко разветвленной системы шпионажа люди боялись собираться группами, ходили в одиночку и предпочитали держаться подальше от властей.

 

При Альмохадах сложились основные социальные и политические институты позднего средневековья. Возникли новые идеалы, моральные и культурные ценности. Резко возросла роль натурально-хозяйственных отношений. В городах Альмохады перешли к строгой регламентации хозяйственной жизни. В сельской местности хозяевами положения по-прежнему были эмиры и шейхи кочевых племен.

 

Фискальный гнет и произвол бедуинов в условиях экологического кризиса до предела обострили социальные противоречия. НародныеНародные массы, или «рабы правительства», как их называли, сочувствовали многочисленным суфийским проповедникам. Деятельность этих проповедников, а также военные поражения, в частности, поражение в битве при Лас Навас де Толоса в 1212 г. явились началом конца власти Альмохадов. Разногласия в верхах довершили распад державы на три самостоятельных государства (Хафсидов, Зайянидов и Меринидов).

 

Отказавшись от крайностей Альмохадской доктрины, особенно в религиозном вопросе, эти правители претендовали на продолжение политики Альмохадов, сохранив их военные и социальные институтыРазногласия в верхах привели к окончательному распаду империи. На ее развалинах образовалось три самостоятельных государства: Хафсидов (1229-1574) со столицей в Тунисе, Зайянидов (1235-1551), утвердивших свою власть в Тлемсене, и Маринидов (1269-1465), которые захватили Марракеш и положили конец династии Муминидов. Отказавшись от крайностей альмохадской доктрины, особенно в религиозном вопросе, эти правители претендовали на продолжение политики альмохадов, сохранив их военные и социальные институты.

 

 

81 Воп. Халифат Аббасидов. (750-1258)

Происхождение. Обоснование притязаний на власть
Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды, хотя и происходили из племени курейш, к роду Пророка, то есть к Хашимитам, не принадлежали. Аббасиды же вели своё происхождение от дяди пророка Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада, Абдаллаху, и отцу Али, Абу Талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов. Праправнуку Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн аль-Тиктак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.

Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ожидавшееся всеобщее благоденствие не наступило, а обещанная справедливость обернулась казнями и преследованиями. Сначала были уничтожены все Умайяды, и даже прах умерших халифов был выброшен из могил. Затем пришла очередь людей, благодаря которым Аббасиды стали халифами. Так был убит сам Абу Муслим на глазах у халифа. Не сбылись и обещания нестяжательства: Аббасиды еще интенсивнее, чем прежняя династия, принялись за строительство дворцов и городов-резиденций. Самым большим мероприятием стало строительство новой столицы, Багдада (762-763). Аббасиды завели многочисленный двор, пышные дворцовые церемонии и приемы. Все это требовало изыскания новых источников доходов, совершенствования налоговой системы.

 

Важнейшим политическим и социальным следствием аббасидского переворота была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть. Мусульмане, арабы и неарабы сравнялись в правах. Халифат из арабской империи превратился в исламское государство. Вероисповедание реально стало важнее для определения статуса человека, чем его этническая принадлежность.

 

Наибольший выигрыш в новых условиях получила иранская и среднеазиатская знать, ставшая опорой новой династии. Иранцы, вошедшие в ближайшее окружение халифов, принесли с собой многие традиции сасанидской государственности и возродили некоторые институты. Так, рядом с халифом появляется фигура вазира (везира) – главы административного аппарата, аналог Сасанидского вазурга-фраматара. Первыми вазирами Аббасидов становятся Бармакиды. Вазир считался вторым лицом в государстве, и если первоначально установление этой должности способствовало усилению власти центра, то впоследствии вазиры настолько возвысились, что не халифы, а они фактически правили государством. Власть великих вазиров была значительно ограничена только халифом Харуном ар-Рашидом (786-809), который отстранил династию Бармакидов и уничтожил весь их род.

 

Помощником халифов в духовных делах был главный кадий (кади – судья), который руководил судом и просвещением. По своему влиянию он приближался к великому вазиру.

 

Обособление гражданской администрации повлекло за собой создание специализированных канцелярий, диванов, с многочисленным штатом, занятым перепиской с провинциями и между собой, регистрацией, составлением отчетов. Складывается влиятельный слой чиновничества, считающего себя главной опорой государства и успешно соперничающего с военной знатью.

 

В административном отношении Халифат делился на эмираты -наместничества, во главе которых находились эмиры.

 

Таким образом, Аббасидский халифат (или Багдадский) в конце VIII-IX вв. представлял собой мощное централизованное бюрократическое государство. Основной формой доходов Аббасидского халифата были поступления от поземельного налога. Государство, нуждаясь в срочном поступлении денег, часто отдавало сбор налогов на откуп. Откупщиками обычно становились высшие чины государства из ближайшего окружения халифа. Система откупов – даман или кабала была особенно тяжка для налогоплательщиков.

 

Сотни тысяч кг серебра и десятки тысяч кг золота, стекавшиеся ежегодно в Багдад, создавали огромный спрос на всевозможную ремесленную продукцию, что привлекало ремесленников и торговцев, строителей и поденщиков в столицу. Багдад быстро превратился в один из крупнейших городов мира с населением в четверть миллиона.

 

Концентрация средств способствовала развитию производства предметов роскоши внутри Халифата, прогрессу строительной техники, внедрению новых привозных культур, например, продвижению цитрусовых с Дальнего Востока на Ближний Восток и в Северную Африку, а оттуда – в Южную Европу. Вовлечение в единую политическую и экономическую систему ряда стран вызвало рост городов в Хорасане, Средней Азии и Закавказье. Избыток средств вызвал активность торговли с Дальним Востоком, Индией, Северной Европой и Тропической Африкой.

При Аббасидах Халифат не раздвинул своих границ, происходило лишь окончательное включение в состав мусульманского государства некоторых труднодоступных областей. В Малой Азии почти каждое лето мусульманские войска с большим или меньшим успехом вторгались в византийские владения, брали пленных, угоняли скот и к зиме возвращались обратно.

 

Периодом наибольшего политического могущества халифата Аббасидов была вторая половина VIII – первая половина IX вв. Династия Аббасидов достигла расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. 707—775), аль-Махди (775—785), Харун ар-Рашиде (786—809), аль-Мамуне (813—833). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.В дальнейшем восстания и борьба покоренных народов ослабили халифат и во второй половине IX в. появились первые признаки распадения Халифата.

 

Окончательно политическую власть Аббасидские халифы потеряли в 945 г., когда Багдад был взят представителями иранского шиитского рода Буидов (945-1056). За халифами был оставлена только духовная власть, но имя халифа по-прежнему произносилось в хутбе, чеканилось на монетах, он давал инвеституру на правление. Все права по управлению страной оставались у Буидов. Халиф лишился пышного двора и гвардии. (Назначалось содержание халифу 2 тыс. динаров в год (хотя халифам на содержание двора требовалось 7 тыс. динаров в день.).

 

Так халифы превратились в своеобразных «пап Востока». В 1055 г., когда Багдад захватили турки-сельджуки, халиф передал главе сельджуков инвеституру на правление, короновал султаном, и только после этого тюркский правитель был признан в мусульманском мире. Окончательно же Багдадский (Аббасидский) халифат пал в 1258 г., когда Багдад захватили монголы.

 

Период À ббасидов особенно интересен, поскольку в это время начинает расти значение науки. В некоторых отраслях, таких как медицина и математика, они многому научились у Индии. Многому, например, изготовлению бумаги, арабы научились у Китая. Но на основе знаний, заимствованных у дру-гих, они предпринимали собственные исследования и совершили ряд важных открытий. Первый телескоп и первый морской компас были изготовлены арабами. À рабские врачи и хирурги славились во всей Европе.

 

В арабском мире существовало много университетских центров, где процветала интеллектуальная жизнь, — среди них были Каир, Басра, Куфа. Но над всеми этими знаменитыми городами возвышался Багдад, «столица ислама, око Ирака, трон империи, центр красоты, культуры и искусства». Так описывает его один арабский историк. Население Багдада превышало 2 млн человек.Обычай носить чулки и носки возник в Багдаде, среди его богатых жителей. Чулки называли «моза». Французское «chenise» происходит от «камис» — рубаха. И камис, и моза были заимствованы у арабов византийцами в Константинополе, а оттуда распространились в Европе.

 

В 1258 г. монголы положили конец существованию великого и знаменитого города Багдада. Он превратился в груду пепла и пыли, и большая часть его двухмиллионного населения была мертва.

 

 

Можно заметить, что среди арабских философов были далеко не одни природные арабы. На первые места из них следует поставить ар-Рази (868—923 гг.), À виценну (Ибн Сина, 980—1037 гг.), Бируни (973—1050 гг.) и À верроэса (Ибн Рушд, 1126—1198 гг.). Первый из них был перс, второй и третий — хорезмийцы, последний, возможно, арабизированный испанец.

 

À р-Рази и À виценна были также величайшими медиками своего времени, а À виценна внес много нового и в другие науки. Следует также отметить выдающегося мыслителя Ибн Халдуна (1332—1406 гг.). Это был историк-теоретик, рассматривавший развитие человеческого общества как природный процесс и впервые попытавшийся объяснить ход истории социологическими и климатическими факторами.

 

Начиная с IX в. À рабский халифат переживал процесс постепенного политического распадения. Этому способствовали следующие обстоятельства: различный уровень экономического развития стран Халифата, сравнительная слабость экономических и этнических связей между ними, рост крупной земельной собственности за счет государственных земель.Усиливался политический сепаратизм местных крупных землевладельцев.

 

Огромная империя стала распадаться на ряд самостоятельных, независимых, постоянно враждующих друг с другом государств À лидов, Саффаридов, Саманидов, À льморавидов, Фатимидов, À йюбидов и т. д. Такое положение продолжалось до начала XVI в., когда арабские страны подверглись турецкому нашествию.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь